"Имперский вестник", № 44, окт. 1998 г.
Быть русским – огромная ответственность
Беседа с М.В, Назаровым в связи с его 50-летием
– Михаил Викторович, Вы почти 20 лет прожили в эмиграции и написали книгу "Миссия русской эмиграции". Может ли человек полноценно жить вне Родины?
– Это зависит от того, что делать. Если человек старается оправдать то, что он живет не со своим народом, – он найдет, что делать для Родины и на чужбине. Пребывание вне родной земли вообще помогает лучше понять свой народ, его призвание в мiре на фоне отличия от других. Мне именно эмиграция в этом смысле очень много дала: ведь я жил не столько на Западе, сколько в русском зарубежье, в той небольшой части русской нации, которая всемiрными катаклизмами была выброшена за пределы родной земли, и ей удалось увидеть подлинную раскладку мiровых сил, сделать из этого выводы для своего народа. В этом и была ее миссия.
– Исходя из этого опыта, что Вы можете сказать о современной России? Крах ли это?
– Вспомним Иова Многострадального, у которого было отнято все, что он имел – и тем не менее Господь Бог все ему вернул за верность. Нужно просто быть достойными Его замысла о нас, и тогда мы можем надеяться на Божью помощь. Пока что осознание этого нашим ведущем слоем идет очень медленно – поэтому катастрофа и продолжается. Для православного же человека очевидно, что XX век стал кульминацией столкновения российской удерживающей цивилизации и западной апостасийной. Россия старалась следовать Божию замыслу о мiре, масонская же Америка построила прообраз царства антихриста, которое уже близко – если не восстановится православная Россия, только она еще может этому помешать. И "мiровая закулиса" это понимает.
– А как Вы охарактеризуете два больших перелома в России в XX веке – революция начала века и "перестройка" в конце?
– В 1917 году главным было разрушение православной монархии в феврале-марте. Тогда "мiровая закулиса" попыталась превратить Россию в страну "как все" – в западную демократию. Однако Россия оказалась непригодна для этого, демократическая власть рухнула и уступила место более жесткой, но все-таки родственной себе материалистической власти, которая тоже была поддержана "мiровой закулисой". Эта утопия на русской земле также не прижилась, марксизм подвергся национальной мутации, что стало очевидно в годы войны. Но подлинного развития от марксистской идеологии к русской не произошло – почему и взяли верх антирусские силы. Август 1991 года привел к власти в России неофевралистов. Таким образом, развитие пошло вспять. Страна из октябрьского периода истории вошла вновь в неофевралистский, и, поскольку он непригоден для России по всем духовным параметрам – мы имеем перманентную кризисную ситуацию. Мы же должны продолжить процесс духовной реставрации в том же направлении, чтобы вывести Россию из желтого периода к подлинной русской власти. Я верю в возможность обретения должного опыта даже из ошибок – вопрос только в цене, которую нам придется за это заплатить: чем позже, тем страшнее она будет...
– В чем Вы видите главный порок ельцинских реформ?
– Прежде всего, идеология грабительских реформ не соответствует психологии нашего народа. Богатеть любой ценой была готова лишь небольшая часть населения, как правило из нерусских и неправославных. Они-то и оказались хозяевами экономики, СМИ и всей политической системы, но ее отторгает народ.
Более же конкретная причина: реформаторы не стремились взрастить снизу русскую рыночную экономику, а попытались войти в готовую западную систему, не учитывая ее двойного стандарта: ведь она предназначена для обезпечения жизненного уровня Запада и не может быть с тем же уровнем распространена на остальной мiр, которому уготована иная роль. Для США действуют даже специальные, совсем не рыночные законы – достаточно указать на государственный долг США в 5 триллионов долларов. По их экономическим законам доллар должен был бы давно рухнуть как не обезпеченный реальными ценностями. Но банкиры не собираются требовать от США возвращения этого долга, это их плата за использование этой страны как своей базы для подчинения мiра. Ни одной другой стране они таких льгот не дадут.
Напомню также, что доллар не подконтролен правительству США; с 1913 г. он печатается частными банками – они-то и составляют ядро "мiровой закулисы", которая путем мiровых войн сделала зависимыми все ведущие" страны мiра. И весь XX век идет ее борьба за подчинение России – теперь под видом "демократизации". Закулиса понимает под этим разложение национальных государств, ибо только в атомизированном обществе, из которого вытравлены абсолютные духовные ценности, главной властью могут стать деньги. "Стратегия национальной безопасности США" прямо утверждает, что все стратегические цели Америки достигаются расширением такой демократии на весь мiр.
– Даже сейчас, когда у нас грозит рухнуть государство, США требуют "продолжения рыночных реформ" и Ельцин это обещает...
– Поэтому настоящее российское правительство должно было бы отказаться от западных схем и "включить" собственный здравый смысл. Сейчас нас может спасти толькоавтаркия; надо отделиться от доллара и перейти на самообезпечение. Огромные деньги, расходуемые на закупку губительного для экономики импорта, направить в производство, начиная с сельского хозяйства, которое даст быструю отдачу. Не обойтись без национализации банков и экспортирующих отраслей.
Однако началась пропаганда новой "панацеи", уже аргентинской, – привязки рубля к доллару. Это значило бы полностью передать управление тем, кто печатает зеленые фантики – чтобы обезпечить их нашими природными богатствами. Национальная валюта – это мера ценностей, которыми обладает государство: природные богатства, производственные и научные мощности, труд людей; она должна быть постоянной (как метр или килограмм) и не зависеть от иностранных котировок. Тем более что Россия – самодостаточная страна, у нее есть все для выживания.
Это сравнимо с тем переворотом против "мiровой закулисы", который в 1930-е годы в Европе пытались совершить христианские политики. На всех них огульно навесили ярлык "фашизма". И сегодня, конечно, закричат о "реванше тоталитаризма" в России. Но даже духовный отец немецкого "экономического чуда" Нейл-Бройнинг сказал в специальной беседе для русских, что рынок уместен в условиях мира и достатка, в условиях же государственной катастрофы рынок самоубийствен, необходимо государственное регулирование. У нас же именно катастрофа, в которой для спасения остался единственный вариант: национальная диктатура, ставящая преграду всему злому и поощряющая все добрые ростки – от экономики до СМИ и системы образования. Самый опасный кризис у нас в образовательной сфере: когда народ перестает различать добро и зло – он беззащитен; он разрушает себя сам, видя в этом "прогресс", и тут ядерное оружие для защиты от чужеродного натиска уже не поможет...
Именно поэтому никогда еще в русской истории не была так велика угроза для нашей государственности. Слабость России вводит в соблазн наших соседей, стремящихся воспользоваться моментом... Планов расчленения России уже не скрывает и "мiровая закулиса: в ее журнале "Форин афферс" ее главный стратег Бжезинский напечатал даже карту – Россия до Урала, граница которой на западе проходит от Петрозаводска до Курска без Петербурга и Пскова; на юге – от Ростова-на-Дону до Каспийского моря без Ставропольского и Краснодарского краев. Все это приписано к "Атлантической Европе", куда входит и Турция; Сибирь поделена на Сибирскую и Дальневосточную республики, при этом весь юг Сибири отдан Китаю, как Благовещенск, Хабаровск, Владивосток...
– Сейчас у нас много авторов пишут о геополитике, например, А. Дугин. Как вы расцениваете его работы?
– Я не вижу в геополитике какую-то особую науку, а просто применяю к международной политике православное видение раскладки сил. Без этого не понять смысла тех "цивилизационных войн", которые предрекает Хантингтон в том же журнале "Форин афферс". Эти войны будут не столько между разными религиозно-культурными ареалами, сколько между удерживающей цивилизацией – и апостасийной, готовящей "Новый мiровой порядок" антихриста. Все остальные страны могут быть нашими союзниками, поскольку они стихийно отстаивают свою самобытность; но они могут быть использованы и апостасийной цивилизацией против России по плану Бжезинского. Это будет объединение всего мiра против России для ее растерзания, и каждому его участнику уже обещан кусок ее тела.
А что касается Дугина – то при всей его эрудиции ему мешает отсутствие четкой православной системы координат. Без этого получается интеллектуальная каша. Вместо борьбы удерживающей и апостасийной цивилизации он видит какую-то "борьбу между сушей и морем"... А его попытки совместить христианство с языческим оккультизмом и большевизмом вызывают неприятное чувство.
– И во время эмиграции, и вернувшись в Россию, Вы активно участвовали в политической жизни. А сейчас?
– В России я год потратил на политическую деятельность, это было связано с парламентскими выборами 1995 года. В них пытались участвовать мои друзья, православные организации, и я не мог не помочь им. Но осталось ощущение потерянного времени. Я увидел, что сейчас в политике побеждают не правильные идеи, а деньги, которые не в русских руках. Православные патриоты могли бы противопоставить этому только духовный авторитет Церкви – но ее возглавление заняло конформистскую позицию. Поэтому я решил делать то, что никто другой за меня делать не будет: распространять в России тот опыт русской эмиграции, о котором я сказал. Это также и знание разных общественных систем, которые в XX в. образовали треугольник противоборствующих сил: либеральная демократия, коммунизм, фашизм. Каждая из них имела свою "правду" и свою "ложь"; надо отделить в них правду от лжи для создания более справедливого общества в России. С этой целью я основал серию книг "Русская идея".
– Что Вам удалось издать?
– Пять книг. "Триумф мiровой закулисы" – о нелегитимных президентских выборах 1996 года и об альтернативной русской идее. Книга "Кто наследник Российского Престола?" вышла уже вторым, расширенным изданием, где я даю возможность высказаться и главным своим противникам-кирилловцам, из чего ясно, что им уже нечего возразить на мои аргументы. Затем перевод немецкого мыслителя В. Шубарта "Европа и душа Востока", он почувствовал особый путь России в истории, спасительный для всего человечества. Исследование американского проф. Саттона "Уолл-стрит и большевицкая революция" вместе с моим большим приложением – оно дает России документальную возможность аннулировать наш долг Западу; это он должен нам триллионы долларов за свое сознательное участие в разрушении и ограблении нашего государства. Последней вышла книга "О Церкви, православном царстве и последнем времени", в ней о. Тимофей и иеромонах Дионисий дают глубокое обоснование монархии как строя, наиболее благоприятного для защиты народа от сил зла; они много пишут и о проблемах Московской Патриархии...
– Как Вы охарактеризуете похороны екатеринбургских останков? В документе для слушаний в Госдуме Вы обосновали, почему убийство Царской Семьи было ритуальным; но, похоже, ритуальными стали и похороны?
– Независимо от вопроса о подлинности останков, похороны были очень символическим актом. Ведь именно православный Царь как Помазанник Божий, по мнению многих святых, был "удерживающим" силы зла. Его убийство в любом случае было ритуальным, сознавали это исполнители убийства или нет. Унизительные же похороны предполагаемых "царских останков" в карликовых гробиках, как и панихиды вместо молебнов Царственным Мученикам 4/17 июля, стали отрицанием духовного подвига Государя. Официальная Россия отреклась от него и создала символическую могилу как памятник победы демократии над "удерживающим", над православной Россией. Даже большинство архиереев до сих пор не поняли подвига Государя – иначе бы они предотвратили похороны, причислив Царя к лику святых и переняв предполагаемые останки в ведение Церкви до лучших времен...
– Верите ли Вы в возможность восстановления монархии? Многим это кажется утопичным, тем более без участия Церкви...
– Главное не в том, возможно это или нет. Главное в том – истинна ли сама идея или не истинна. К истине же мы должны стремиться в любых условиях. Конечно, сегодня восстановление подлинной, а не декоративной, монархии – невозможно. В отличие от демократии, где правитель считается законным на основании арифметического большинства избирателей, для монархии этого недостаточно. Она может опираться только на
религиозное правосознание большинства народа, на православное понимание им смысла истории и смысла жизни. Только тогда людям ясно, что государственное устройство не костюм, который народ может менять голосованием по настроению. Оно должно соответствовать духовным основам жизни – то есть Замыслу Божию. Только в этом случае народ будет готов к добровольному подчинению власти Помазанника как должной и благотворной власти самой Истины, которой нельзя не подчиниться. Именно православное самосознание – подлинная преграда "Новому мiровому порядку", ибо только Православие дает верный масштаб проблемы как сопротивления всемiрному царству антихриста.
– О "Новом мiровом порядке" в последние годы пишет и О. Платонов. Но Вы, кажется, критически относитесь к его книгам?..
– Печатно я этого нигде не высказывал, хотя не раз говорил самому Олегу Анатольевичу. Лично к нему я отношусь положительно. Но мы работаем в разных жанрах. Он понимает свою деятельность как "боевой отпор врагу" и собирает подходящие материалы, не особо подвергая их научной проверке по принципу "пусть враги опровергают" – это как бы жанр пропаганды. Я же пытаюсь исследовать историю, которая не передаваема в черно-белых красках – т.е. у меня скорее исследовательский подход, который мне кажется более уместным, т.к. дает реальное знание противника. К тому же я стараюсь использовать безспорные факты, которые невозможно опровергнуть и этим дезавуировать всю тему.
Главное же – меня интересует историософская суть катаклизмов XX века, и тут мы с Олегом Анатольевичем расходимся в оценке гражданской войны и Белого движения, фашизма и Второй мiровой войны, роли Сталина, эмиграции... Я считаю, что при оценке русских антикоммунистических и коммунистических сил истинный критерий выглядит так: не как кто относился к своим соперникам и союзникам в борьбе за власть против внутренних и внешних врагов, – а как кто относился к Богу и Его Замыслу о России. Я убежден что борьба против марксистского богоборческого режима за православную Россию была необходима – но, конечно, не любой ценой. Далеко не все в деятельности эмиграции было оправданно, однако об ошибках и выборе союзников надо судить на фоне конкретной исторической ситуации. Вряд ли уместно с высоты свершившейся истории мазать лишь черной краской, скажем, деятельность эмигрантов в годы войны, отказывая им в праве на жертвенную любовь к России – ибо за свой выбор ("против Сталина и Гитлера") они были готовы заплатить жизнью и платили, в том числе в гитлеровских концлагерях.
Все это, пользуясь случаем, мне хотелось бы напомнить и другому такому автору – Н. Нарочницкой. Похвально, что она уже усвоила понятие об "удерживающем", но тогда и оценка богоборческой государственности должна быть соответствующей: в СССР у нас было два субъекта права – народ и антинародная власть – и легитимную правопреемственность уместно вести от интересов и достижений народа, а не от результатов власти КПСС.
– Но все же вы с Платоновым единомышленники в отношении к нынешним врагам России, к масонству?..
– Разумеется. Но тут опять расхождение: надо ли их всех зачислять в масоны и терять время на судебные процессы: кто масон, а кто нет? Это отвлекает внимание от главного врага, который в свое время создал масонство как инструмент для разложения христианского общества. Масоны давно выполнили эту роль. Весь постхристианский демократический мiр основан на масонской идеологии, и правит в нем "мiровая закулиса", связанная с международным еврейством. Она уже не особенно нуждается в тайных антихристианских организациях, ибо доминирует посредством долларового печатного станка и СМИ.
– Будем надеяться, что несмотря на финансовый кризис у Вас выйдет книга "Тайна России", в которой затронутые темы рассматриваются подробнее. В чем же эта тайна?
– Провиденциальный смысл русской трагедии XX века в том, что нам оставлен Богом последний шанс познать самих себя – от обратного. Конечно, тиражи моих изданий не соизмеримы с самой Россией. Но кто знает, где и как наше слово отзовется. В любом случае надо делать то, к чему ты обязан как русский; надо оправдывать то, что тебе повезло родиться в мiре русским – это огромный дар Божий и огромная ответственность.
Вопросы задавали Г.В. Бондаренко и В.В. Антонов.
Опубликовано в журнале "Имперский вестник", 1998, октябрь, № 44, с. 16-18.
В сокращении: "Завтра", 1998, сентябрь, № 37, с. 21.