"Миссия русской эмиграции"
Михал Назаров. «Миссия русской эмиграции». Москва. Издательство «Родник». 1994. 416 стр.
Вышедшая под таким названием книга Михаила Назарова привлекла внимание и историков, и церковно-патриотических кругов. Ибо это первый автор, обстоятельно описывающий русскую эмиграцию как уникальное духовное явление, возникшее не только как продукт крупнейших политических катаклизмов XX века, но и как духовная реакция на них. Крохотная часть русской нации, преданная Западом в гражданской войне и выброшенная событиями за границу, пыталась остаться «малой Россией» в чуждом мiре — и эта задача вылилась для нее в определенную миссию. Отказаться от этой миссии можно было, лишь перестав быть самими собой, подчеркивает автор (сам проведший на Западе 19 лет, принимавший активное участие в политической деятельности эмиграции и недавно вернувшийся в Россию).
Во-первых, в условиях безпрецедентного истребления на родине в довоенные годы национальных ценностей на долю русской эмиграции выпала уникальная роль — стать «блоком памяти» нации. В эмигрантских издательствах, журналах, культурных и политических организациях продолжала жить Россия — какой она могла бы быть, если бы не было революции. В этом и сегодняшняя ценность русского Зарубежья для Отечества, где к его наследию проявляется понятный интерес. Первый том книги стремится удовлетворить его в историческом и политическом плане; снабженный именным и тематическим указателями, он может служить справочником (пока почти единственным такого рода).
Во-вторых, что важнее, русская эмиграция смогла осмыслить опыт трех разных общественных систем – оценка которых не укладывается в черно-белые пропагандистские схемы: коммунизм, капитализм, фашизм – и их реакцию друг на друга. Сейчас многими практически забыт уникальный период между двумя войнами, который вскрыл глубинные «правду» и «ложь» всех этих систем и дал немало пищи для размышления таким блестящим умам эмиграции, как И. Ильин, архимандрит Константин (Зайцев), Н. Бердяев, С. Франк, о. С. Булгаков, Г. Федотов, В. Зеньковский, А. Карташев и др. Анализу и систематизации этого опыта будет посвящен второй том «Миссии русской эмиграции», выходящий в 1996 году.
Этот опыт не только мог бы предотвратить многие катастрофические просчеты нашего руководящего западничества. Он должен быть интересен и для западного читателя, ибо в катаклизмах, о которых идет речь, прежде всего активно участвовал сам Запад: это мiровые войны, первая из которых привела к сокрушению монархий в России и Австро-Венгрии с Германией, а вторая была консервативной реакцией на результаты первой, снова столкнувшей обе стороны. Эта тема тесно связана с духовным состоянием западного мiра, от которого зависела русская эмиграция в своих надеждах и попытках освобождения России, в том числе в 1941–1945 годы, когда она была в очередной раз предана демократиями: миллионы противников сталинского режима были выданы англо-американцами и французами на расправу в СССР.
В отличие от многих эмигрантов Назаров не считает подобную политику правящих кругов Запада «глупой» или «ошибочной». Он отмечает ее неискоренимую причину — эгоизм. Эта серьезнейшая и печальная тема проходит через всю книгу. При этом автор касается самых табуированных и рискованных вопросов, в частности о роли масонских и еврейских кругов в развитии демократического мiра и в его современном духовном состоянии. С откровенно христианских позиций, но вместе с тем деликатно, на основании многих источников, автор анализирует политическую и духовную совместимость этих двух сил, приведшую к духовной энтропии в мiре, его дехристианизации, утрате абсолютных критериев добра и зла. Без откровенного анализа этой темы была бы непонятна не только миссия русской эмиграции, но и будущее всего человечества.
Периодически судьба русской эмиграции соприкасалась с судьбою Германии, которая, как и Россия, стала жертвой натиска «прогрессивных» сил на Западе. Крупнейшей ошибкой и грехом ведущего слоя обеих консервативных стран было то, что они дали себя втянуть в войну друг против друга, которую обе проиграли, отмечает Назаров.
Не забыты автором и сегодняшние цели «сильных мiра сего», с которыми связана прежде всего политика США. В эпоху краха коммунистического режима в России эта «мiровая закулиса» (по выражению И.А. Ильина) пытается наконец-таки распространить на нас свое влияние (что ей уже почти удалось в февральской революции 1917 г., но Россия оказалась для этого непригодна; это лишь привело к захвату власти тоталитарными силами). Сейчас делается более решительная попытка «демократизации» России в рамках глобальной задачи установления Pax Americana. Книги Назарова, даже если кто-то с ним не склонен будет согласиться, несомненно, полезны для осознания масштаба происходящего.
До 27 лет автор жил в СССР, закончил Московский институт иностранных языков, в результате конфликта с КГБ в 1975 г. бежал с семьей из Алжира (где работал переводчиком) в Германию. Там долгое время работал в издательской структуре НТС («Посев»). Именно знакомство с опытом русской эмиграции, как описано в небольшой автобиографической главке, привело его от прозападной эйфории (столь типичной для нынешней интеллигенции в России) к трезвому пониманию того, что свобода — огромная ценность и условие для нормальной жизни человека, но он может ею пользоваться и для добра, и для зла. Последнее тем вероятнее, чем больше человечество теряет христианские критерии для различения одного от другого.
К достоинствам книги следует отнести сочетание яркого публицистического стиля и логичного развития историософской концепции с четкой аргументацией суждений и тщательностью подготовки научно-библиографического аппарата (на четырех языках). Книга может быть рекомендована как факультативное учебное пособие по истории XX века в вузах.
Петр Паламарчук
"Литературная Россия", 1995, 13 окт., № 41 (1705), стр. 10
[Справка об авторе. Петр Георгиевич Паламарчук (1955–1998) – внук советского маршала. В 1978 г. окончил МГИМО, работал в Институте государства и права Академии наук. Автор оппозиционных статей и талантливых художественных произведений, публиковавшихся в советское время в Самиздате и за границей под псевдонимами ("Краденый Бог", "Ключ к Гоголю" и др.). Автор фундаментального четырехтомника по истории московских храмов "Сорок сороков".]