Лариса Тумкина-Перфильева. Русский этикет от Владимiра Мономаха до наших дней. 2010. 248 с.
Новая книга издательства "Русская идея" (совместно с издательством журнала "Москва"). Автор книги стремится раскрыть читателю духовно-нравственную основу этикета как части именно русской духовной культуры, складывавшейся веками. В основе русского этикета – православное понимание смысла жизни. Ниже – послесловие издателя.
Немало литературы издается ныне о правилах хорошего поведения, именуемых иностранным словом “этикет”. К сожалению, подавляющее большинство из таких книг стремится навязать читателю набор строгих внешних правил для их чисто механического запоминания и воспроизведения, пытаясь научить человека приличному поведению методом зубрежки и подражания. Однако предусмотреть и зазубрить поведение на все случаи жизни невозможно. На практике это может выливаться в неестественное и даже нелепое поведение. Если этикет не заложен у человека внутри – такой человек, пытаясь выглядеть “приличным”, в непредвиденных ситуациях ведет себя несвободно, совершает ошибки и становится
порою даже посмешищем.
Автор данной книги постаралась прежде всего передать читателю духовно-нравственную основу этикета, причем как части именно русской культуры, складывавшейся веками. В основе русского этикета – православное понимание смысла жизни, заложенное и в церковных нормах общения, и в “Поучениях детям” св. князя Владимiра, и в “Домострое”. Хотя временами русский этикет подвергался внешним влияниям, начиная с петровских реформ – было и слепое подражательство всему иностранному, но оно во многом преодолевалось в России именно благодаря православным нормам. Это не перечень инструкций на все случаи жизни, а осознание истоков и целей русского этикета как духовного компаса.
Подводя итог сделанному Ларисой Митрофановной историческому обзору развития русского этикета, можно сделать следующие заключения. В основе русского (а прошлом и западноевропейского христианского) этикета лежат Божественные заповеди, и прежде всего – две основные из Нового Завета: «Возлюби Бога» и «Возлюби ближнего как самого себя».
Заповедь «Возлюби Бога» выражается в постоянном нашем осознании того, что мы всегда находимся перед взором Божиим, ни одно наше действие или мысль не могут ускользнуть от Его оценки, даже если этого никто не видит и не знает. Поэтому и вести себя мы должны соответственно Закону Божию и Его заповедям: благочестиво и благолепно. Древний философ Платон сказал бы: на основе неразрывно связанных ценностей Истины, Добра и Красоты. Именно в этом смысле следует понимать и знаменитые слова чеховского героя: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» выражается в нашем уважении к другим людям, созданным “по образу Божию” (и значит, это опять-таки связано с уважением Самого Бога), в стремлении облегчить им сосуществование и общение с нами, избавить от неприятных ситуаций и ощущений, в оказании им помощи, в проявлении благорасположения, дружественного отношения во всём.
В приложении к основному тексту книги Л.М. Тумкиной-Перфильевой следуют практические тексты описанием многочисленных деталей и правил этикета различных ситуациях. Для современного обычного (ранее сказали бы “советского”) человека эти правила иногда выглядят странными, вычурными, не обязательными. Возможно, есть и такие – например, для чего знать и соблюдать правила поведения на балу при отсутствии ныне таковой традиции, или правила поведения на дипломатическом приеме, на который большинство из нас ни разу в жизни не попадет…
Однако при внимательном рассмотрении все эти правила происходят именно из нашего уважения к другому человеку, из стремления не доставлять ему неприятных ощущений, не затруднять других излишними заботами о нас.
Кроме того, застольный этикет с древнейших времен имеет черты некоторого священного ритуала, который начинается и заканчивается обращенной к Богу молитвой, поэтому в традициях русского застолья сочетаются элементы духовного ритуала и иерархичности, эстетической красоты и практической целесообразности.
М.В. Назаров
+ + +
Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие... и ничего не желать, кроме чести от всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Господа сподобится награды и вечных благ наслаждения. (Свт. Василий Кесарийский, IV в.)
По возможности всякий человек должен все сам делать для себя, не надеясь на слуг, и не затруднять других излишними заботами о себе. (Великий князь Владимiр Мономах, XI в.)
Со всяким будь обходителен, щедр и милостив... Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовию утешь, а младших как чад возлюби. (Домострой, XV в.)
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (Мигель Сервантес, испанский писатель, рубеж ХVI–ХVII вв.)
Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой. (Жан де Лабрюйер, французский моралист, XVII в.)
Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. (Джонатан Свифт, английский писатель, ХVII–XVIII вв.)
Лучше всего «вежливость, идущая от сердца, которая сродни любви. Из нее формируется уютная вежливость внешнего обхождения». (Иоганн Гете, немецкий писатель, ХVIII–ХIХ вв.)
Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. (А.С. Пушкин, XIX в.)
Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова. (В.О. Ключевский, русский историк, конец XIX в.)
+ + +
Приобрести книгу можно в издательстве журнала "Москва":
119002, Москва, ул. Арбат, 20
Тел. (495) 691-83-91, 691-71-10. Факс (495) 691-07-32.
Эл. почта: books@moskvam.ru или priem@moskvam.ru
Сайт http://www.moskvam.ru/
Очень хорошие правила. Но вот заковыка, бывает делаешь всё от доброй души, а всё-таки ставишь людей в неловкое положение... Как тогда быть?
Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой.-??????????
говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны...самими собой
Врядли имеет что-то общее с христианским утишением ближнего на скорбном жизненном пути.
Совместимо ли упование на милость Божью и покаяние с довольством самим собой?
Милостивый государь. Вы-то книгу уже прочли? Или судите о ней по цитате Жана де Лабрюйера? Между прочим, довольным собой иногда можно быть и при выполнении очень трудных, нужных и благочестивых христианских дел. Например, автор книги довольна, что наконец-то книга вышла в свет. Желаю Вам такого же довольства в Ваших делах.