20.12.1904 (2.01). - Окончание обороны Порт-Артура (с 17 июля). Город сдан японцам
Россия для защиты своих геополитических интересов и границ на Дальнем Востоке нуждалась в приобретении на Тихом океане незамерзающего порта. В марте 1898 г. была заключена конвенция с Китаем об аренде на 25 лет Квантунского полуострова с прилегающими островами и Порт-Артуром. Здесь, на флагштоке Золотой горы, под салют эскадры был поднят российский флаг. Началось строительство военно-морской базы и крепости.
Усиление военного присутствия России в Маньчжурии и Корее встретило энергичное сопротивление других стран, особенно Японии, где началась пропагандная кампания против России. Японию подталкивали к этому европейские страны, и главная поддержка шла из США, которые заявили, что окажут поддержку Японии в случае ее конфликта с Россией. К этому правительство США побуждали влиятельные финансисты во главе с Яковом Шиффом, главой еврейского финансового міра в США, стремясь ввязать Россию в затяжную непопулярную войну и возбудить на этой почве революционную смуту.
Нужно признать, что при такой расстановке сил война с Японией могла быть только затяжной и очень трудной для России. Хотя Япония была слабее России в экономическом и военном отношениях, она получила неограниченные кредиты от Шиффа и его партнеров, сумев в короткий срок мобилизовать свои ресурсы и модернизировать армию. Подробнее это рассмотрено в отдельной статье о русско-японской войне: ночью 26 января 1904 г. Япония нападением на Порт-Артур начала войну против России.
Героическое сопротивление защитников крепости продолжалось почти год и могло бы продолжаться, но роковым оказалось мнение одного человека, имевшего власть...
+ + +
В ничем не оправданной сдаче Порт-Артура был обвинен комендант крепости генерал-лейтенант Анатолий Михайлович Стессель (1848‒1915). Уже 16/29 мая 1904 года он, будучи начальником Квантунского укреплённого района, без боя сдал японцам порт Дальний, при этом не позаботился ни разрушить портовые сооружения, ни вывезти снаряжение. В руки японцев попали около сотни складов, электростанция, железнодорожные мастерские, большое количество рельсов и подвижного состава, значительные запасы угля и 50 грузовых судов. Через Дальний в течение всей войны японцы направляли для своих войск в Маньчжурии пополнения, вооружение, боеприпасы и продовольствие. Здесь базировались и японские миноносцы.
Несмотря на то, что общее руководство крепостью осуществлял Стессель, ведущую роль в обороне Порт-Артура вскоре стал играть генерал-майор Роман Исидорович Кондратенко (начальник сухопутных сил крепости). Был несколько раз легко ранен.
После длительной осады Порт-Артура и сразу после гибели генерал-майора Кондратенко, 20 декабря 1904 года вопреки протесту военного совета и вопреки требованиям Устава Стессель сдал Порт-Артур японцам.
Из донесения генерала Стесселя 19 декабря 1904 года:
...Большая часть восточного фронта в руках японцев. На новой позиции долго не продержимся, а затем должны будем капитулировать, но все в руках Бога. У нас большие потери. Два командира полков Гандурин и Семенов ранены, герой Гандурин очень тяжело, а командир 3-го укрепления штабс-капитан Середов погиб при взрыве. Великий Государь, Ты прости нас, сделали мы все, что было в силах человеческих, суди нас, но суди милостиво, почти 11 месяцев беспрерывной борьбы истощили наши силы. Лишь одна четверть защитников, из которых половина больных, занимает 27 верст крепости без помощи, даже без смены для малого хотя-бы отдыха. Люди стали тенями.
Однако генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин в своих воспоминаниях дал иную картину. Порт-Артур мог ещё держаться, так как имелось достаточное количество вооружения и боеприпасов (610 исправных орудий и более 200 тысяч снарядов к ним), а его гарнизон, насчитывающий 24 тысячи боеспособных солдат и матросов, проявлял невиданную стойкость и решимость защищаться:
Продовольственные запасы в Порт-Артуре были собраны большие. Даже после преждевременной сдачи Порт-Артура оказалось, что мы ещё располагали запасами на 1½ месяца. Кроме того, местное начальство имело кредиты на заготовление ещё большего количества запасов, препятствий же к тому не представлялось, так как местные средства в муке, ячмене, рисе, скоте были весьма велики. …мы обирали существующие крепости, чтобы создать в Порт-Артуре сильную артиллерию в несколько сот орудий, и создали её. …мы создали крепость настолько сильную, что береговое её вооружение держало весь японский флот на почтительном расстоянии, а сухопутная береговая оборона выдержала сильное боевое испытание, при самых невыгодных условиях…
Согласно акту о сдаче крепости, весь гарнизон попадал в плен. Форты, укрепления, корабли, оружие и боеприпасы должны были оставаться нетронутыми и подлежали сдаче японцам. При сдаче крепости Стессель был освобождён японской стороной и вернулся в Россию.
Государь Николай II, узнав о сдаче Порт-Артура, записал: «Потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам, ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов. Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, ... На то, значит, воля Божья».
Однако по мере выяснения всех обстоятельств капитуляции Высочайшим приказом от30 сентября 1906 года Стессель был уволен со службы и отдан под суд. По итогам следствия было сформулировано обвинение в ложном донесении Императору с объяснениями причины сдачи крепости вопреки мнению военного совета, члены которого опровергли факты, изложенные в донесении Государю. Кроме того, Стессель не исчерпал всех доступных средств к обороне и согласился на унизительные условия сдачи, чего не требовала ситуация.
7 февраля 1908 года Верховным военно-уголовным судом Стессель приговорён к расстрелу. 5 марта 1908 года Высочайшим повелением приговор заменён на 10-летнее заключение в крепости с исключением из службы, с последствиями, предусмотренными статьёй 38 Воинского устава о наказаниях (лишение чинов, орденов и знаков отличия, а также преимуществ, приобретённых службой). В мае 1909 года Стессель был помилован Государем с сохранением всех прав состояния, званий и привилегий. Он умер в 1915 году, когда уже шла Великая война и всем было не до Стесселя...
+ + +
Сдачу Порт-Артура японцам св. прав. Иоанн Кронштадский объяснил так:
«Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности и от безсмысленного толстовского учения "не противься злу", следуя которому, сдался на капитуляцию Порт-Артур, а военные суда – в постыдный плен со всем инвентарем. ... Вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своего военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего міра! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, не верующей в Бога и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в Правящего судьбами міра Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству» (1907).
В виде иллюстрации неверия, о котором упоминает св. Иоанн Кронштадтский, напомним об истории чудесного явления в 1903 г. Божией Матери Порт-Артурской и игнорирования тогдашними военными властями Ее предсказаний и повелений. День празднования этой иконы отмечается 16/29 августа - на праздник Спаса Нерукотворного.
О жизни и деятельности св. прав. Иоанна Кронштадтского см. статью "Св. Иоанн Кронштадтский, СРН и еврейский вопрос".