Казённые земли и частные интересы
В последние недели нарастают сетевые баталии вокруг Курильских островов. Точнее, их возможной передачи Японии. Масла в огонь подливает секретность идущих между РФ и Японией переговоров. Де-факто достоверной информации о сути их нет никакой, что открывает самый широкий простор для трактовок.
Попробуем немного разобраться в ситуации.
Во-первых, надо сказать, что позиция охранителей, уверенных в том, что «этого не может быть потому что этого быть не может» однозначно слаба. Отсылки к двухлетней давности заявлению Путина, что «спорные острова» это наша суверенная территория не имеют ни малейшей ценности. Владимир Владимирович и реформу энергетики провёл «не по Чубайсу, а по уму», и пенсионный возраст не повысил, и… Список можно продолжать долго, ибо в традиции действующего президента делать ровно обратное тому, что им говорится.
Далее. Если мы перелистнём историю «вставания с колен» последних без малого 20 лет, то обнаружим, что за этот период РФ весьма щедро разбазаривала свои территории: это и часть Дагестана, уступленная Азербайджану, и наши территориальные воды, с барского плеча подаренные Норвегии, а острова Большой Уссурийский и Тарабаров, которые Владимир Владимирович презентовал Китаю. Когда эти острова хотели передать при ЕБНе, общественность вставала на дыбы с криками об антинародном режиме. Его приемнику та же общественность позволила сделать этот подарок практически безмолвно. Что, понятное дело, лишь укрепило уверенность в том, что всякое разбазаривание казённых волостей сойдёт с рук.
На самом деле, огорчение японцев можно понять. Кому только не раздавали мы наши земли за последние 30 лет! И в каких безумных количествах! Дотла разоряя собственное государство! И только вопрос Курил отчего-то воспринимался, как «последняя пядь» и «отступать дальше некуда». То же, собственно, видим мы и теперь.
Но понимание пониманием, отданное отданным, а пяди, последние или любые иные, никакие временщики разбазаривать не вправе. А то «никаких волостей не напасёшься». Доводы о том, что территориальная уступка обеспечила бы нам важного союзника, прекрасны в теории, но несовместимы с действительностью. Ибо в политике нет и не может быть надёжных союзов. И уж тем более не может быть надёжным союзником страна, по факту являющаяся вассалом США.
Исходя из этого, нужно отвергнуть проекты договорённостей о том, что в обмен на некие уступки Япония ликвидирует некие базы США и гарантирует недопуск оных в дальнейшем. Территорию, на которой водружен флаг иного государства, можно вернуть лишь ценой войны. А базы? Сегодня их вывели, завтра ввели. Сегодняшнее правительство заключает договор, завтрашнее спускает его в унитаз, прикрываясь ракетными «штыками» заокеанского покровителя. Мы прекрасно знаем, что международное право давно превратилось в фикцию, и в современном мире есть лишь одно право – право сильного, право большой дубины. А такая дубина сегодня одна.
Поэтому никаких самообольщений по поводу дружбы и договоров с Японией быть не может.
Но со стороны продавливающих уступки лоббистов и нет самообольщений. Есть холодный расчёт. В свой личный карман. После введения западных санкций крупному бизнесу необходимы новые офшоры, куда можно выводить капиталы. Ради своего кармана высокопоставленные коррупционеры 28 лет назад не усомнились разрушить государство. А уж какие-то там острова? Да чего там мелочиться!
Интересы олигархата сегодня де-факто диктуют политику. Казна всеми силами старается покрыть убытки крупного бизнеса, а деньги на это выкачиваются из карманов простых граждан – пенсионными и прочими реформами. И уступки территорий в этой связи не могут представляться чем-то из ряда вон. Подарки Китаю нынешний режим делал в куда более комфортной внешнеэкономической ситуации.
Однако утверждать, что такие уступки готовятся на самом деле, было бы недобросовестно. Курилы, как уже было выше сказано, давно сделались неким фетишем. Если иные разбазаривания территорий обходятся без особого внимания, то к островам японской мечты оное всегда повышено и разгорячено. Навряд ли руководство РФ пойдёт на такой шаг впрямую.
Скорее всего муссирование темы передачи островов послужит прикрытием для иной договорённости.
В самом конце 2014 года, когда общество неотрывно следило за кошмаром каждодневной бойни в Новороссии, Госдума приняла закон с невинным названием «О территориях опережающего развития». (В своё время, при всё том же ЕБНе либеральная правящая клика пыталась продавить т.н. «Соглашение о разделе продукции», по которому государство уступало львиную долю своих прав зарубежным компаниям, добывающим наши природные ресурсы, т.е. уступало часть собственного суверенитета. Тогда и Дума и Совфед антигосударственный проект забраковали, но в 2014 году у нас была уже однопартийная по сути система, и браковать что-либо стало некому.)
Что такое закон «О территориях опережающего развития»? В реальности никакого отношения к развитию территорий он не имеет, а регулирует всё то же – передачу государственных прав (то есть части суверенитета) импортным ресурсодобывающим компаниям на территории Сибири и Дальнего Востока. Сроком на – ни много ни мало – 70 лет!
Согласно закону и внесённым по его принятии правкам в соответствующие кодексы и нормативным актам, на означенных территориях не действуют квоты на привлечение иностранной трудовой силы, никаких разрешений на оное получать не нужно; отчуждение и изъятие земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества осуществляется решением федерального уполномоченного по представлению управляющей компании. Более того при определённом раскладе лица, не имеющие российского гражданства, могут занимать руководящие посты в регионах.
Таким образом, территории Сибири и Дальнего Востока уже с 2015 года являются некой особой зоной, где законы федеральные подчинены интересам бизнеса, в том числе иностранного. У Японии, как и у Китая, есть большие интересы в этом регионе. И экономические, и демографические. Китаю на добрых полвека уже отошли в пользование многие гектары русского леса. Если прежде наши китайские партнёры занимались браконьерством нашего леса незаконно, то теперь вырубать его и истреблять его фауну можно на полностью законных основаниях. В сущности, общественности, которая сегодня защищает Курилы, нужно было бить в набат много раньше… Но, увы, общественности всегда важнее фетиш, нежели суть дела в целом. Употребляя слово фетиш, мы нисколько не принижаем значимости курильского вопроса, но лишь хотим подчеркнуть, что это лишь часть дела, что за деревьями нужно видеть и лес, что проблема глобальнее и обширнее, нежели передача двух отдельно взятых островов.
Очень вероятно, что Япония получит уступки несколько иные, не столь явные, как передача островов. Общественность успокоится, что «отстояла» территории и не станет вникать в хитросплетения, что на самом деле выторговал Токио у Москвы, и очередной гешефт пройдёт незамеченным под курильской дымовой завесой.
Максим Герасимов
Русская Стратегия
Острова, оспариваемые Японией
Из статьи М.В. Назарова "Сохраним ли Сибирь?":
Курилы – подарок США для Японии
В начале ХХI века все чаще звучит вопрос, еще недавно казавшийся нереальным: сохранятся ли Сибирь и Дальний Восток в составе России? Отток населения с этих территорий вместе с общим падением рождаемости, экономическим упадком, натиском мигрантов-соседей и геополитическими аппетитами “сильных міра сего” делают опасность такой утраты вполне реальной. Но главная причина этой опасности – внутри нашей страны. Точнее в политике нынешнего правящего слоя, идущего на новые и новые территориальные уступки Новому міровому порядку.
В принципе, территория государства не может быть абсолютной ценностью, писал И.А. Ильин, поэтому, когда правитель-патриот поставлен перед неизбежным драматичным выбором: сохранить духовное призвание своего народа или территорию, он выбирает первое, жертвуя вторым. Однако все территориальные жертвы, принесенные в годы "перестройки" и Великой криминальной революции, и приносимые сейчас – продиктованы не благом России, а эгоизмом новых властителей.
Между тем, у этих потерь есть и "объективная" причина: Россия – не такая страна, "как все", и сохранение ее территориальной целостности зависит от сохранения (в данном случае – возрождения) того православного духа, с которым наше государство строилось. Столь огромное тело без скрепляющего его духа существовать не может.
Если взглянуть на карту міра, то сразу бросается в глаза, что Россия с ее огромными размерами – явное геополитическое чудо. Нет ни одного другого государства, которому удалось бы освоить столь обширную территорию, причем в центре міровой суши, называемом Сибирью. Эта территория была дана Богом нашему народу за его служение замыслу Божию и идеалу христианской государственности: Российская Империя, став преемницей от Византийской Империи (Второго Рима), выросла как Третий Рим – Империя вселенского значения, миссия которой – удерживать распространение міровых сил зла. (См. об этом в наших книгах "Тайна России" и "Вождю Третьего Рима".) В отличие от западных истребительно-колониальных империй (вспомним судьбу американских индейцев) Третий Рим был основан на имперском служении державообразующего русского народа, который бережно вобрал в себя и сохранил все, самые малые, народы, ни один из которых не понес от этого утрат, а наоборот – приобщился к более высокому жизненному идеалу. Православные индейцы Аляски до сих благодарны за это России.
В момент своего наибольшего расширения границы Третьего Рима простирались от Германии до Калифорнии, но затем стали сокращаться – по мере того, как ведущий слой русского народа утрачивал православное понимание российской государственности и поддавался иностранным “прогрессивным” влияниям. Особенно они сказывались в области геополитики на честолюбивой интеллигенции окраинных народов, захотевших “независимости” от Третьего Рима, что в действительности означало их вхождение в зависимость уже иной всемірной империи – антихристианской империи Финансового Интернационала.
При коммунистической власти процесс территориальных потерь Третьего Рима, казалось, удалось остановить и обратить вспять, но уже не силою духа, верного замыслу Божию, а "железом и кровью". Такая империя не могла быть прочной и неизбежно рухнула после проигранной Холодной войны с империей Финансового Интернационала – США.
Расчленение исторической территории нашего государства в 1991 году по неестественным большевицким границам произошло в результате совпадения интересов США, желавших ослабления России как геополитического соперника, и интересов партноменклатуры КПСС, которая таким предательством стремилась купить политическую поддержку Запада и остаться у власти. Очень показателен незаконный подарок американцам шельфа в Беринговом и Чукотском морях уже в 1990 году. В момент разрушения СССР вместе с территориями большинства окраинных нерусских народов, новые правители пожертвовали и исконно русскими землями – каковыми являются прежде всего Малороссия с Крымом и южная Сибирь, преступно прирезанная большевиками никогда не существовавшему ранее Казахстану.
Сформировавшийся в эти годы правящий слой РФ теперь вообще больше озабочен благополучием США, где хранит свои долларовые состояния, чем национальными интересами и территориальной целостностью России, которая для него лишь место работы, точнее добычи. Поэтому геополитические, в том числе территориальные уступки будут продолжаться столько, сколько будет оставаться у власти нынешний правящий слой. А "міровое сообщество", разумеется, охотно закрывает глаза на то, что при этом грубо нарушается международное право. И это создает опасный прецедент для дальнейших подобных нарушений в отношении нашего Дальнего Востока и южной Сибири.
Так, в 2004 году Китаю были переданы амурские острова, а в ноябре 2004 года глава российского МИДа Лавров заявил на телеканале НТВ, что РФ признает Декларацию 1956 года, в соответствии с которой два острова Южной Курильской гряды могут быть переданы Японии и что для решения территориального вопроса с Японией может быть использован «тот же подход, что и с Китаем»; Путин одобрил это заявление.
Что касается Курильских островов, то история освоения не дает на них японцам прав бóльших, чем России. Японские историки признают, что эти острова были заселены айнами, не подчинявшимися японцам, были впервые исследованы русскими с начала XVII века, а затем и освоены (см. источники в: Иванов А.М. Против притязаний Японии на Курильские острова. М., 1992). Жители островов приняли русское подданство, а многие и Православие; в 1840 году была учреждена епархия, епископ которой носил титул Камчатского, Курильского и Алеутского.
До конца XVIII века японцы не интересовались островами, так как не занимались мореплаванием и даже запрещали своим жителям покидать страну. Затем под влиянием европейских держав (во время Крымской войны!) выдвинули претензии и на Курилы, и на Сахалин. По Симодскому торговому договору 1855 г. границу без особых разногласий установили между почти незаселенными островами островами Итуруп и Уруп (эта граница и является ныне желанной для Японии). В 1875 г. Россия также накануне войны на Балканах не рискнула вступать в конфликт еще и с Японией и согласилась на передачу ей всех Курил – в обмен на отказ от японских притязаний на Сахалин. Под японской властью айны были загнаны в резервации и вымерли.
Южная часть Сахалина стала добычей Японией в ходе начатой ею войны 1904-1905 годов (при поддержке мірового еврейства, надеявшегося устроить в России революцию). Но это было актом унижения России со стороны мiровой закулисы. С другой стороны, нападением на Россию Япония ликвидировала значение договоров 1855 и 1875 гг. Поэтому возвращение этих территорий в состав СССР как результат Второй мiровой войны было уместным. Это произошло по Ялтинской договоренности с союзниками – США, Англией и Францией – в виде платы за участие СССР в войне против японской агрессии в Азии и Тихом океане; утрата японских прав на все отчужденные территории была утверждена в 1951 году на конференции в Сан-Франциско. Неподписание Советским Союзом этого документа не отменяет его значения для Японии.
Проблема четырех южных островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда островов Хабомаи – якобы они не входят в состав Курильских) была позже разогрета американцами в ходе Холодной войны, чтобы связать Японию своим покровительством. В 1956 году Хрущев в виде одного из своих сумасбродств (вроде одностороннего уничтожения трети вооруженных сил) пообещал после подписания мирного договора с Японией вернуть ей острова Малой Курильской гряды, но это противоречило решению Сан-Францисской конференции 1951 года. Тем не менее в марте 2001 года президент РФ Путин обещал вернуться к декларации Хрущева, а теперь готов узаконить этот хрущевский произвол так же, как позорно "узаконили" незаконное хрущевское дарение Крыма украинским самостийникам.
По международному праву Россия не обязана передавать эти острова Японии. С моей личной точки зрения (в согласии с приведенным выше мнением И.А. Ильина), их передача могла бы быть допущена только как нравственный акт нашего великодушия по отношению к соседу при условии выхода Японии из союза с США и установления союзнических отношений с Россией в совместном сопротивлении мiровой закулисе – в противном случае это станет лишь первым шагом по утрате Россией всей Сибири. То есть эти маленькие острова, которые не стали бы большой потерей для огромной России, мы могли бы сделать своим важным аргументом для привлечения Японии на свою сторону в пересмотре и восстановлении всех границ исторической России, которые нам неизмеримо дороже.
М.В. Назаров
https://rusidea.org/6005
ПС. Это отрывок из моей статьи, которая была написана довольно давно. Вряд ли высказанные теоретические условия передачи островов реальны при зависимости Японии от США, которая значительно усилилась. А последствия передачи всех четырех островов в таком случае будут совершенно неприемлемы стратегически: Охотское море перестанет быть нашим "внутренним" (с 15 марта 2014 года по решению ООН Охотское море целиком отнесено к исключительной экономической зоне России, за исключением небольшой части, прилегающей к острову Хоккайдо), в нем расширится не только экономическая, но и прибрежная территориальная зона Японии с соответствующими минусами для нашей обороны (это будет минусом даже в случае передачи только Хабомаи и Шикотана, если США разместят там свои базы).
Но тот факт, что президент Путин и его МИД постоянно ссылаются на хрущевское обещание 1956 года о передаче двух островов, ничего доброго не предвещает, даже если передачу отложат на будущее. Совершенно очевидно, что идет торг. Трудно предположить, что при получении островов Малой гряды Япония умерит свои аппетиты, подзуживаемая американским сувереном. Трудно сомневаться и в том, что президент Путин в любом случае будет исходить из интересов сохранения своей власти и режима олигархата, которые сегодня могут продиктовать одно решение, а завтра другое. А средства государственной пропаганды постараются втолковать народу все великие выгоды столь мудрого предложения "наших партнеров", от которого не было возможности отказаться (возможно, при этом президент сошлется и на Ильина, вызвал очередной всплеск радости у "православных путинистов" на РНЛ).
Никакой нужды в заключении российско-японского мирного договора, ради которого и ломаются копья на предмет принадлежности Курил, попросту нет. Состояние войны между СССР и Японией прекращено еще в середине 1950-х. Обещанная в рамках советско-японской декларации 1960 года передача острова Шикотан и островов было прямо увязано с отказом японцев от размещения американских войск и баз на своей территории; это условие не было выполнено, и в 1960-м обещание дезавуировали. С этого момента отношения Москвы и Токио начаты с чистого листа, и этим отношениям сколь не помогает, столь и не мешает отсутствие мирного договора. В конце концов, с другой державой-агрессором, безоговорочно капитулировавшей по итогам Второй Мировой, Германией, мы такой договор тоже не подписывали. Подписывали в 1990-м Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Но аналогичным вполне можно считать и пресловутую декларацию 1956-го, снимающую все двусторонние проблемы и вопросы, кроме курильского, который, в свою очередь, снимается сам собой по факту неготовности отдавать ни часть островов, ни тем более все без выполнения японцами своих обязательств – и неготовности японцев эти обязательства выполнять. http://rys-strategia.ru/news/2019-01-15-6642
Кремлевская пропаганда «курилынеотдадим» нас не убеждает. Именно рост общественного недовольства заставил Кремль в последние дни включить задний ход по Курилам. Беда в том, что японская сторона этого учитывать не хочет и рассказывает то, о чем шла речь на келейных переговорах изначально. Ибо за основу переговоров с Японией Кремль взял хрущевскую декларацию 1956 года, сулящую передачу островов Токио. Вспомним и слова Пескова о том, что «это не означает АВТОМАТИЧЕСКОЙ передачи островов». То есть, изначально Абэ услышал от Путина именно о передаче? Декларация-1956, насквозь нелегитимная по тогдашним законам СССР, не отмененная Кремлем – это торчащие уши. Так что протеста на сбавляем – мы уже добились первого успеха (задний ход из Кремля). И плюем на марионеток Старой площади. СОГЛАСОВАННЫЙ с властями митинг состоится 20 января в Москве в 13 ч. – на Суворовской площади.
http://novorossia.pro/25yanvarya