10.04.2024       2

Святитель Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово первое.


ПРОТИВЪ ІУДЕЕВЪ

СЛОВО ПЕРВОЕ

Восемь «словъ противъ іудеевъ» произнесены были св. Іоанномъ Златоустымъ въ Антіохіи въ два пріема: первыя три — осенью 386, а послѣднія пять — осенью 387 года. Поводомъ къ ихъ произнесенію послужило то печальное обстоятельство, что многіе христіане — или по старой привычкѣ, или по неразумію и увлеченію — принимали участіе въ совершавшихся мѣстными іудеями праздникахъ и постахъ и посѣщали синагоги. Противъ этого неразумія и направлены слова Златоуста, который выясняетъ въ нихъ, что іудейство уже потеряло свое значеніе и потому соблюденіе его обрядовъ противно волѣ Божіей. Первое слово было произнесено вскорѣ послѣ перваго же слова противъ аномеевъ. На него именно и дѣлается указаніе въ начальныхъ строкахъ перваго слова. [В связи с большим объемом текста публикуется с сокращениями и разбивкой на абзацы для удобства чтения. ‒ Ред.]

1. Сегодня хотѣлъ я сообщить вамъ остальное изъ того предмета, о которомъ недавно бесѣдовалъ съ вами и показать яснѣе, сколь непостижимъ Богъ... Хотѣлъ бы и я сегодня заняться тѣми же преніями: если уже враги истины не могутъ насытиться хулами на Благодѣтеля, тѣмъ болѣе мы должны быть ненасытны въ прославленіи Бога всяческихъ. Но что мнѣ дѣлать? Другая, еще болѣе тяжкая, болѣзнь вызываетъ языкъ нашъ къ ея врачеванію, — болѣзнь, поразившая тѣло церкви. Ее-то и должно прежде всего искоренить, а потомъ ужъ позаботиться и о внѣшнихъ; должно прежде излѣчить своихъ, а потомъ заняться и чужими.

Какая же это болѣзнь? У жалкихъ и несчастныхъ іудеевъ наступаетъ непрерывный рядъ праздниковъ: трубы, кущи, посты; а многіе изъ тѣхъ, которые считаются нашими и говорятъ о себѣ, будто вѣруютъ по нашему, одни ходятъ смотрѣть на эти праздники, а другіе даже участвуютъ въ праздникахъ и постахъ (іудейскихъ). Этотъ-то злой обычай я и хочу теперь изгнать изъ церкви. Противъ аномеевъ можно поговорить и въ другое время, и отъ замедленія въ этомъ не будетъ никакого вреда: но, если зараженныхъ іудействомъ не уврачуемъ теперь, когда праздники іудеевъ близко и у дверей, то боюсь, чтобы нѣкоторые (изъ христіанъ), по неудержимой привычкѣ и великому невѣжеству, не приняли участія въ этомъ нечестіи; тогда напрасны уже были бы и наши слова объ этомъ. Ибо, если они, ничего не услышавъ отъ насъ сегодня, будутъ поститься съ іудеями; то послѣ того, какъ грѣхъ уже будетъ сдѣланъ, напрасно станемъ мы прилагать и врачество. Поэтому-то я и спѣшу предупредить (зло). Такъ поступаютъ и врачи: они прежде всего употребляютъ средства противъ сильныхъ и самыхъ острыхъ болѣзней. Притомъ же, настоящее слово (противъ іудеевъ) сродно съ прежнимъ (противъ аномеевъ): какъ сродно нечестіе аномеевъ и іудеевъ, такъ и настоящія состязанія наши сродны съ прежними...

2. Не удивляйтесь, что іудеевъ я назвалъ жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намѣренно отринувшіе и бросившіе столько благъ, съ неба пришедшихъ въ ихъ руки. Возсіяло имъ утреннее Солнце правды: они отвергли свѣтъ Его, и сидятъ во тьмѣ, а мы, жившіе во тьмѣ, привлекли къ себѣ свѣтъ и избавились отъ мрака заблужденія. Они были вѣтвями святаго корня, но отломились: мы не принадлежали къ корню, и принесли плодъ благочестія. Они съ малолѣтства читали пророковъ, и распяли Того, о Комъ возвѣщали пророки: мы не слышали божественныхъ глаголовъ, и Тому, о Комъ предсказано въ нихъ, воздали поклоненіе. Вотъ почему жалки они; ибо тогда какъ другіе восхищали и усвояли себѣ блага, имъ (іудеямъ) ниспосланныя, сами они отвергли ихъ.

Они, призванные къ усыновленію, ниспали до сродства съ псами, а мы, будучи раньше псами, возмогли, по благодати Божіей, отложить прежнюю неразумность и возвыситься до почести сыновъ (Божіихъ). Изъ чего это видно? Нѣсть добро отъяти хлѣба чадомъ, и поврещи псомъ (Матѳ. XV, 26); такъ сказалъ Христосъ хананейской женѣ, называя чадами іудеевъ, а псами язычниковъ. Но смотри, какъ послѣ измѣнился порядокъ: тѣ (іудеи) сдѣлались псами, а мы чадами. Блюдитеся отъ псовъ, говоритъ объ нихъ Павелъ, блюдитеся отъ злыхъ дѣлателей, блюдитеся отъ сѣченія. Мы бо есмы обрѣзаніе (Фил. III, 2, 3). Видишь, какъ бывшіе прежде чадами сдѣлались псами? Хочешь узнать, какъ и мы, бывшіе прежде псами, сдѣлались чадами? Елицы же пріяша Его, говоритъ евангелистъ, даде имъ область чадомъ Божіимъ быти (Іоан. I, 12).

Нѣтъ ничего жалче іудеевъ: они всегда идутъ противъ собственнаго спасенія. Когда надлежало соблюдать законъ, они попрали его; а теперь, когда законъ пересталъ дѣйствовать, они упорствуютъ въ томъ, чтобы соблюдать его. Чтó можетъ быть жалче тѣхъ людей, которые раздражаютъ Бога, не только преступленіемъ закона, но и соблюденіемъ его? Поэтому, говоритъ (св. Стефанъ), жестоковыйніи, и необрѣзанніи сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся (Дѣян. VII, 51), не только нарушеніемъ закона, но и неблаговременнымъ желаніемъ соблюдать его. И справедливо онъ назвалъ ихъ жестоковыйными, потому что они не понесли ига Христова, хотя оно было благо и не заключало въ себѣ ничего тяжкаго и изнурительнаго. Научитесь, говоритъ (Іисусъ Христосъ), отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ; и еще: возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (Матѳ. XI, 29, 30).

Однако же они не понесли (этого ига) по своей жестоковыйности; и не только не понесли, но сокрушили и расторгли его. Понеже отъ вѣка, сказано, сокрушилъ еси иго твое, разтерзалъ еси узы твоя (Іер. II, 20; сн. V, 5 и Псал. II, 3). Не Павелъ говоритъ это, но пророкъ вопіетъ, разумѣя подъ игомъ и узами символы власти (Христовой); ибо (іудеи) отвергли владычество Христа, когда говорили: не имамы царя, токмо кесаря (Іоан. XIX, 15). Ты (іудей) сокрушилъ иго, разорвалъ узы, отторгся отъ царства небеснаго и подчинился человѣческимъ властямъ! А ты (слушатель) смотри, какъ точно пророкъ обозначилъ необузданность іудеевъ; онъ не сказалъ: ты отвергъ иго, но — сокрушилъ иго, а это порокъ животныхъ рьяныхъ, необузданныхъ, не терпящихъ власти.

Но отъ чего произошла эта жестоковыйность? Отъ пресыщенія и пьянства. Кто говоритъ объ этомъ? Самъ Моѵсей: яде Іаковъ, и насытися, и отвержеся возлюбленный (Втор. XXXII, 15). Какъ животныя, когда пользуются обильнымъ кормомъ, разжирѣвъ, дѣлаются буйными и неукротимыми, не допускаютъ къ себѣ ни ярма, ни узды, ни руки возничаго; такъ и іудейскій народъ, отъ опьяненія и пресыщенія низвергшись въ крайнее нечестіе, заскакалъ, не взялъ на себя ига Христова, и не повлекъ плуга (евангельскаго) ученія. На это указывая, и другой пророкъ говорилъ: якоже юница стрѣкаломъ стрѣчема, разсвирѣпѣ Израиль (Ос. IV, 16); а другой называетъ народъ іудейскій телцемъ ненаученнымъ (Іер. XXXI, 18). А такія животныя, будучи негодны для работы, годны бываютъ для закланія. Это случилось и съ іудеями: сдѣлавъ себя негодными для работы, они стали годными только для закланія. Поэтому и Христосъ сказалъ: враги Моя оны, иже не восхотѣша Мя, да царь былъ быхъ надъ ними, приведите сѣмо, и изсѣцыте предо Мною (Лук. XIX, 27).

Поститься тебѣ, іудей, надлежало тогда, когда пьянство причиняло тебѣ столько бѣдствій, когда пресыщеніе порождало нечестіе, — тогда, а не теперь, потому что теперь постъ неумѣстенъ и мерзокъ. Кто говоритъ это? Самъ Исаія, громко взывающій: не сицеваго поста Азъ избралъ (Иса. LVIII, 5). Почему? Потому что въ судѣхъ и сварѣхъ поститеся, и біете пястми смиреннаго (ст. 4). Если же твой постъ былъ мерзокъ, когда ты билъ подобныхъ тебѣ рабовъ; то пріятенъ ли онъ будетъ тогда, какъ ты убилъ Владыку? Какъ же такъ? Постящемуся должно быть кроткимъ, сокрушеннымъ, смиреннымъ, и не опьянять себя гнѣвомъ: а ты бьешь подобныхъ себѣ рабовъ? Тогда іудеи постились въ судѣхъ и сварѣхъ, а теперь (постятся) въ неумѣренности и крайней невоздержности, пляша босыми ногами на площади; по намѣренію они постящіеся, а по виду пьянствующіе! Послушай какъ пророкъ повелѣваетъ поститься: освятите, говоритъ, постъ; не сказалъ: шумно празднуйте постъ; проповѣди цѣльбу, соберите старѣйшины (Іоил. I, 14). А они, собравъ толпы изнѣженныхъ людей и скопище распутныхъ женщинъ, весь этотъ театръ и актеровъ увлекаютъ въ синагогу; ибо между театромъ и синагогою нѣтъ никакого различія.

3. Знаю, что нѣкоторые сочтутъ меня дерзкимъ за то, что я сказалъ: нѣтъ никакого различія между театромъ и синагогою; а я считаю ихъ дерзкими, если они думаютъ иначе. Если я рѣшаю такъ самъ собою, вини меня; но, если говорю слова пророка, прими рѣшеніе. Знаю, что многіе уважаютъ іудеевъ, и нынѣшніе обряды ихъ считаютъ священными: потому спѣшу исторгнуть съ корнемъ это гибельное мнѣніе. Я сказалъ, что синагога нисколько не лучше театра, и приведу на это свидѣтельство изъ пророка; іудеи, конечно, не больше пророковъ заслуживаютъ вѣроятія.

Такъ что же говоритъ пророкъ? Лице жены блудницы бысть тебѣ, не хотѣла еси постыдѣтися ко всѣмъ (Іер. II, 3). А гдѣ блудница предается блудодѣянію, то мѣсто и есть непотребный домъ. А лучше сказать, синагога есть только непотребный домъ и театръ, но и вертепъ разбойниковъ и логовище звѣрей: не вертепъ ли ѵенинъ (гіены), говорится, достояніе мое мнѣ (Іер. XII, 8 и VII, 11), — вертепъ не просто звѣря, но звѣря нечистаго. И еще: оставихъ домъ Мой, оставихъ достояніе Мое (XII, 7); а когда Богъ оставитъ, то какая уже надежда на спасеніе? Когда оставить Богъ, тогда мѣсто то дѣлается жилищемъ демоновъ.

Конечно (іудеи) скажутъ, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто изъ іудеевъ не покланяются Богу. Кто говоритъ это? Сынъ Божій. Аще Отца Моего бысте вѣдали, говоритъ Онъ, и Мене вѣдали бысте: ни Мене вѣсте, ни Отца Моего (Іоан. VIII, 19). Какое еще можно привести мнѣ свидѣтельство достовѣрнѣе этого? Итакъ, если они не знаютъ Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не можетъ смѣло сказать, что мѣсто то (синагога) есть жилище демоновъ? Тамъ не покланяются Богу, нѣтъ; тамъ мѣсто идолослуженія.

А между тѣмъ нѣкоторые (изъ христіанъ) обращаются къ этимъ мѣстамъ, какъ къ священнымъ; и это говорю не по догадкамъ, но по указанію самаго опыта. Ибо за три дня предъ этимъ — повѣрьте, не лгу, — я видѣлъ, что какой-то негодяй и безумецъ, выдающій себя за христіанина (не могу назвать истиннымъ христіаниномъ отважившагося на такой поступокъ) принуждалъ одну почтенную, благородную, скромную и вѣрную женщину войти въ синагогу еврейскую, и тамъ поклясться по спорному между нимъ и ею дѣлу. Такъ какъ эта женщина взывала о помощи и просила остановить такое беззаконное насиліе, говоря, что ей, причастницѣ божественныхъ тайнъ, не подобаетъ идти въ такое мѣсто; то я возгорѣвъ и воспламенясь ревностію, всталъ и не дозволилъ влечь ее на такое преступное дѣло, но освободилъ отъ этого нечестиваго принужденія. Потомъ я спросилъ влекшаго, христіанинъ ли онъ? И когда онъ призналъ себя такимъ, я строго выговаривалъ ему, порицая его за безчувственность и крайнее безсмысліе, и говорилъ, что онъ ничѣмъ не лучше осла, если, говоря о себѣ, что покланяется Христу, въ то же время влечетъ кого-нибудь въ вертепы іудеевъ, распявшихъ Его.

И долго говорилъ я ему, во-первыхъ, на основаніи Божественныхъ евангелій, что вовсе не должно ни самому клясться, ни другого принуждать къ клятвамъ; потомъ, что не должно принуждать къ клятвѣ не только вѣрную и посвященную (въ таинства христіанскія), но и никого изъ непосвященныхъ. Когда же, поговоривъ много и долго, изгналъ я изъ души его ложную мысль (о важности синагоги); то спросилъ его и о причинѣ, по которой онъ, оставя церковь, влекъ эту женщину въ еврейское сборище. Онъ отвѣчалъ, что многіе сказывали ему, будто клятвы, тамъ даваемыя, особенно страшны. При этихъ словахъ я застеналъ, воспламенился гнѣвомъ, и потомъ засмѣялся. Видя коварство діавола, и то, къ чему успѣлъ онъ склонить людей, я стеналъ; разлышляя о безпечности обольщаемыхъ, я воспламенился гнѣвомъ; а смотря опять на то, каково и какъ велико неразуміе обольщенныхъ, я смѣялся.

Объ этомъ я разсказалъ и сообщилъ вамъ потому, что вы безчувственны и несострадательны къ тѣмъ (изъ христіанъ), которые и сами дѣлаютъ и другимъ позволяютъ дѣлать съ собою такія вещи. Видя, что кто-нибудь изъ вашихъ братій впадаетъ въ подобныя беззаконія, вы считаете это чужою бѣдой, а не вашею, и думаете оправдаться предъ обличающими васъ, говоря: а мнѣ какая забота? что у меня общаго съ нимъ? — слова, выказывающія крайнее безчеловѣчіе и сатанинское жестокосердіе! Что говоришь ты? Будучи человѣкомъ, имѣя одну и туже природу, или даже, — если уже говорить объ общности природы, — имѣя одну главу — Христа, ты осмѣливаешься сказать, что у тебя ничего нѣтъ общаго съ твоими членами? Какъ же ты исповѣдуешь, что Христосъ есть глава церкви? Глава, естественно, соединяетъ всѣ члены, съ точностью направляетъ ихъ другъ ко другу и связываетъ между собою. Если (на самомъ дѣлѣ) у тебя ничего нѣтъ общаго съ твоими членами; то ничего нѣтъ у тебя общаго и съ твоимъ братомъ, и Христосъ не глава тебѣ...

4. ... Развѣ уже кто скажетъ, что и опозорившіеся слуги, не смѣющіе вымолвить слова и выгнанные изъ господскаго дома, страшны для (слугъ) почетныхъ и пользующихся свободою? Но это — не такъ, нѣтъ. Корчемницы отнюдь не почетнѣе царскихъ палатъ; а синагога безчестнѣе и всякой корчемницы, потому что служитъ убѣжищемъ не просто для разбойниковъ и торгашей, но для демоновъ; а вѣрнѣе сказать, не синагоги только (служатъ такимъ убѣжищемъ), но и самыя души іудеевъ, что и постараюсь доказать въ концѣ слова. Итакъ, прошу васъ помнить особенно эту бесѣду; потому что мы говоримъ теперь не для того, чтобы показать себя и вызвать рукоплесканія, но чтобы уврачевать ваши души.

Ибо какое остается еще намъ извиненіе, когда, при такомъ множествѣ врачей, есть между нами больные? Апостоловъ было (только) двѣнадцать, — и они привлекли всю вселенную; (а у насъ) бóльшая часть города состоитъ изъ христіанъ, и однакожъ есть еще больные іудействомъ. Какое же оправданіе намъ — здоровымъ? Конечно, и они, больные, достойны осужденія; но и мы не свободны отъ него, когда небрежемъ о нихъ въ болѣзни; нельзя было бы имъ долго оставаться въ недугѣ, если бы они пользовались особенною попечительностію съ нашей стороны. Поэтому увѣщеваю васъ теперь, чтобы каждый изъ васъ привлекъ брата, хотя бы для этого нужно было сдѣлать принужденіе, употребить силу, причинить непріятность, или вступить въ споръ; все сдѣлай, только бы похитить его изъ сѣти діавола и исторгнуть изъ общества христоубійцъ. Если бы ты увидѣлъ на площади, что кого нибудь, осужденнаго по справедливому приговору, ведутъ (на смерть), и имѣлъ бы власть вырвать его изъ рукъ палача, скажи мнѣ, не употребилъ ли бы ты всѣхъ средствъ для освобожденія его? А теперь видишь своего брата, безаконно и неправедно влекомаго въ пропасть погибели, не палачомъ, а діаволомъ, и не хочешь вступить въ борьбу, чтобы избавить его отъ такого злодѣйства? Получишь ли же какое снисхожденіе?

— Но онъ, скажешь, сильнѣе и могущественнѣе тебя? — Покажи его мнѣ: скорѣе рѣшусь сложить свою голову, нежели дозволю ему вступить въ это священное преддверіе, если онъ будетъ упорствовать и оставаться при томъ же. Чтó у тебя (скажу ему) общаго съ свободною [3], съ вышнимъ Іерусалимомъ? Ты избралъ нижній (Іерусалимъ); съ нимъ и работай: ибо и онъ, по слову апостола, работаетъ съ чады своими (Гал. IV, 25). Ты постишься съ іудеями? Такъ сними вмѣстѣ съ ними и обувь, ходи по площади босыми ногами, и будь сообщникомъ ихъ позора и срама. Но ты на это не можешь рѣшиться: тебѣ стыдно и позорно. Такъ имѣть одинаковую съ ними внѣшность ты стыдишься, а участвовать въ ихъ нечестіи не стыдишься? Какого же можешь ожидать себѣ снисхожденія, когда ты христіанинъ только на половину?

Повѣрьте, скорѣе сложу свою голову, нежели оставлю безъ вниманія кого-нибудь изъ такихъ больныхъ, если только увижу; если же не буду знать, то Богъ, конечно, проститъ. Объ этомъ пусть поразмыслитъ и каждый изъ васъ самихъ, и никто пусть не считаетъ этого дѣла маловажнымъ. Развѣ вы не знаете, что діаконъ постоянно возглашаетъ во время совершенія таинствъ: познавайте другъ друга [4]? Какъ онъ этимъ обязываетъ васъ къ строгому наблюденію за вашими братьями! Такъ поступай и по отношенію къ этимъ людямъ: когда узнаешь, что кто-нибудь іудействуетъ, останови, объяви о немъ, чтобы и тебѣ самому не подвергнуться вмѣстѣ съ нимъ опасности. И въ воинскихъ лагеряхъ, если кто изъ среды воиновъ обличенъ будетъ въ преданности варварамъ и единомысліи съ персами, не только самъ онъ подвергается опасности, но и всякій изъ знавшихъ объ этомъ, но не объявившихъ вождю.

А какъ и вы составляете войско Христово, то тщательно разыскивайте и разузнавайте, не вмѣшался ли между вами кто-нибудь изъ иноплеменниковъ, и объявляйте о немъ, не для того, чтобы мы, подобно тѣмъ (вождямъ), убили его, или истязали и наказали, но для того, чтобы намъ избавить его отъ заблужденія и нечестія, и свое дѣло исполнить во всей точности. Если же не хотите этого, и зная (виновнаго), станете скрывать; то будьте увѣрены, что подвергнетесь одинаковому съ нимъ наказанію. И Павелъ подвергаетъ наказанію не только творящихъ зло, но и соизволяющихъ имъ (Рим. I, 32); и пророкъ одинаково осуждаетъ какъ тѣхъ, кои крадутъ, такъ и тѣхъ, кои бѣгутъ вмѣстѣ съ ними (Псал. XLIX, 18); и это справедливо. Кто, зная о злодѣѣ, прикрываетъ его, тотъ даетъ ему поводъ къ бóльшему своеволію, и располагаетъ его дѣлать зло съ бóльшимъ безстрашіемъ.

5. Но надобно опять возвратиться къ больнымъ. Итакъ подумайте, съ кѣмъ имѣютъ общеніе постящіеся теперь? Съ тѣми, которые кричали: распни, распни (Лук. XXIII, 21); съ тѣми, которые говорили: кровь Его на насъ и на чадѣхъ нашихъ (Матѳ. XXVII, 23). Осмѣлился ли бы ты подойти къ осужденнымъ за покушеніе на верховную власть и говорить съ ними? Не думаю. Какъ же странно, — съ такимъ стараніемъ избѣгать сдѣлавшихъ зло человѣку, а съ оскорбившими Бога имѣть общеніе, и поклонникамъ Распятаго праздновать вмѣстѣ съ распявшими Его? Это не только глупо, но и крайне безумно.

А какъ нѣкоторые считаютъ синагогу мѣстомъ досточтимымъ; то необходимо сказать нѣсколько и противъ нихъ. Почему вы уважаете это мѣсто, тогда какъ его надлежитъ презирать, гнушаться и убѣгать? Въ немъ, скажете, лежитъ эаконъ и пророческія книги. Что-же изъ этого? Ужели, гдѣ будутъ эти книги, то мѣсто и будетъ свято? Вовсе нѣтъ. А я потому-то особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имѣя пророковъ, (іудеи) не вѣруютъ пророкамъ, читая Писаніе, не принимаютъ свидѣтельствъ его; а это свойственно людямъ, въ высшей степени злобнымъ.

Скажи мнѣ: если бы ты увидѣлъ, что какого-нибудь почтеннаго, знаменитаго и славнаго человѣка завели въ корчемницу, или въ притонъ разбойниковъ, и стали бы его тамъ поносить, бить и крайне оскорблять, неужели бы ты сталъ уважать эту корчемницу или вертепъ потому, что тамъ оскорбляемъ былъ этотъ славный и великій мужъ? Не думаю: напротивъ по этому-то самому ты почувствовалъ бы особенную ненависть и отвращеніе (къ этимъ мѣстамъ). Такъ разсуждай и о синагогѣ. Іудеи ввели туда съ собою пророковъ и Моѵсея не для того, чтобы почтить, но чтобы оскорблять и безчестить ихъ. Ибо когда они говорятъ, будто (пророки и Моѵсей) не знали Христа и ничего не сказали о Его пришествіи, то какое же еще можетъ быть большее оскорбленіе для этихъ святыхъ, какъ не обвиненіе ихъ въ томъ, будто они не знаютъ своего Владыку и участвуютъ въ нечестіи іудеевъ? Значитъ, поэтому-то больше и слѣдуетъ ненавидѣть ихъ, вмѣстѣ съ синагогою, что они оскорбляютъ святыхъ тѣхъ.

Но что говорить о книгахъ и мѣстахъ? Во время гоненій палачи держатъ въ рукахъ у себя тѣла мучениковъ, терзаютъ, поражаютъ бичами: такъ ужели ихъ руки стали святы отъ того, что держали тѣла святыхъ? Нисколько. Если же руки, державшія тѣла святыхъ, скверны по тому самому, что держали беззаконно; то тѣ, которые имѣютъ у себя Писанія святыхъ и оскорбляютъ ихъ столько же, какъ и палачи тѣла мучениковъ, ужели поэтому будутъ заслуживать уваженіе? Не крайне ли было бы это безумно? Если беззаконное держаніе тѣлъ (святыхъ) не только не освящаетъ, но дѣлаетъ еще болѣе скверными держащихъ: тѣмъ болѣе чтеніе Писаній (пророческихъ) безъ вѣры не можетъ принести пользы читающимъ.

Такъ это именно настроеніе, съ какимъ іудеи держать у себя (священныя) книги, обличаетъ ихъ тѣмъ въ бóльшемъ нечестіи. Не имѣя пророковъ, они не заслуживали бы такого осужденія; не читая книгъ, не были бы такъ нечисты и мерзки. Теперь же они не заслуживаютъ никакого снисхожденія; потому что, имѣя проповѣдниковъ истины, питаютъ враждебное настроеніе и къ самимъ проповѣдникамъ и къ истинѣ. Слѣдовательно, поэтому-то они особенно мерзки и нечисты, что, имѣя пророковъ, пользуются ими съ враждебнымъ настроеніемъ.

Поэтому умоляю васъ бѣгать и уклоняться ихъ собраній: (иначе, произойдетъ) не малый вредъ для немощныхъ братій и не малый поводъ къ гордости для іудеевъ. Когда они увидятъ, что вы, поклонники распятаго имъ Христа, выполняете и почитаете ихъ (обряды); то какъ имъ не подумать, что всѣ обряды ихъ прекрасны, а наши ничего не стоятъ, такъ какъ вы, почитая и соблюдая эти послѣдніе, въ тоже время бѣжите къ уничижающимъ ихъ? Аще кто видитъ тя, говоритъ апостолъ, имуща разумъ, въ требищи возлежаща, не совѣсть ли его, немощна сущи, созиждется (расположится) идоложертвенная ясти (1 Кор. VIII, 10)?

И я говорю: если кто увидитъ, что ты, имѣя знаніе, уходишь въ синагогу и смотришь на (праздникъ) трубъ, немощная совѣсть его не расположится ли къ почитанію іудейскихъ обычаевъ? Падающій наказывается не за свое только паденіе, но и за то, что роняетъ другихъ; равно какъ и устоявшій не только награждается за свое мужество, но заслуживаетъ уваженія и за то, что и въ другихъ возбуждаетъ ревность къ тому же. Итакъ, избѣгайте и собраній, и мѣстъ, гдѣ бываютъ іудеи; и никто да не питаетъ уваженія къ синагогѣ изъ-за (священныхъ) книгъ, но изъ-за нихъ-то пусть ненавидитъ ее и гнушается ею, потому что іудеи оскорбляютъ святыхъ, не вѣря ихъ словамъ и представляя ихъ повинными въ крайнемъ нечестіи.

6. И чтобы вы убѣдились, что книги не придаютъ святости мѣсту, но что душевное настроеніе собирающихся въ немъ оскверняетъ его, разскажу вамъ одну древнюю исторію. Птоломей Филадельфъ, собирая отовсюду книги и узнавъ, что у іудеевъ есть Писанія, преподающіе ученіе о Богѣ и о наилучшемъ устройствѣ жизни, вызвалъ изъ Іудеи мужей и чрезъ нихъ перевелъ эти Писанія, и положилъ ихъ въ храмѣ Сераписа (онъ былъ язычникъ), гдѣ и доселѣ находится этотъ переводъ пророческихъ книгъ. Что же? Ужели храмъ Сераписа изъ-за этихъ книгъ сталъ святъ? Нѣтъ; сами онѣ святы, но мѣсту не сообщаютъ святости, вслѣдствіе нечистоты собирающихся въ немъ. Такъ надобно судить и о синагогѣ. Если тамъ не стоитъ идолъ, зато живутъ демоны.

И это говорю не о здѣшней только синагогѣ, но и о той, которая въ Дафнѣ: тамъ пропасть, называемая пропастью Матроны, еще болѣе пагубная. Слышалъ я, что многіе изъ вѣрующихъ ходятъ туда и спятъ подлѣ этого мѣста. Но нѣтъ, я никогда не назову такихъ людей вѣрующими: для меня одинаково нечисто всякое капище какъ Матроны, такъ и Аполлона. Если же кто обвинитъ меня (за эти слова) въ дерзости, и я въ свою очередь обвиню того въ крайнемъ безуміи. Ибо скажи мнѣ: не нечестиво ли то мѣсто, гдѣ живутъ демоны, если даже и не стоитъ тамъ идолъ? (А мѣсто), гдѣ собираются христоубійцы, гдѣ преслѣдуютъ крестъ, гдѣ хулятъ Бога, не знаютъ Отца, поносятъ Сына, отвергаютъ благодать Духа, гдѣ еще находятся и самые демоны, — такое мѣсто не болѣе ли пагубно?

Ибо тамъ въ языческомъ капищѣ) нечестіе явно и очевидно, и не такъ легко привлечетъ или обольститъ человѣка умнаго и здравомыслящаго; но здѣсь (въ синагогѣ іудеи), говорящіе о себѣ, что покланяются Богу, отвращаются идоловъ, имѣютъ и почитаютъ пророковъ, этими словами устраиваютъ только бóльшую приманку и ввергаютъ въ свои сѣти людей простыхъ и неразумныхъ, по ихъ неосторожности. Значитъ, нечестіе какъ у іудеевъ, такъ и у язычниковъ, одинаково; но обольщеніе у первыхъ дѣйствуетъ гораздо сильнѣе, потому что у нихъ не виденъ ложный жертвенникъ, на которомъ они закалаютъ не овецъ и тельцовъ, а человѣческія души.

Словомъ: если ты уважаешь все іудейское, то что у тебя общаго съ нами? Если іудейское важно и достойно почтенія, значитъ, наше ложно: но если наше истинно, а оно и въ самомъ дѣлѣ истинно, то іудейское исполнено обмана. Говорю не о Писаніяхъ, нѣтъ; онѣ привели меня ко Христу; но (говорю) о нечестіи и нынѣшнемъ безуміи іудеевъ. Но пора уже показать, что тамъ въ (синагогѣ) живутъ и демоны, и не только въ этомъ мѣстѣ, но и въ самымъ душахъ іудеевъ. Егда же нечистый духъ, сказалъ (Іисусъ Христосъ), изыдетъ отъ человѣка, преходитъ сквозѣ безводная мѣста, ища покоя: и не обрѣтая глаголетъ: возвращуся въ домъ мой, отнюду же изыдохъ. И пришедъ, обрящетъ празденъ, пометенъ и украшенъ. Тогда идетъ и пойметъ съ собою седмь иныхъ духовъ, лютѣйшихъ себе, и вшедше, живутъ ту: и будутъ послѣдняя человѣку тому горша первыхъ. Тако будетъ и роду сему лукавому (Лук. XI, 24; Матѳ. XII, 43–45). Видишь, что демоны живутъ въ душахъ ихъ, и нынѣшніе — еще лютѣе прежнихъ. И очень справедливо: потому что іудеи тогда оскорбляли пророковъ, а теперь ругаются надъ самимъ Владыкою пророковъ.

Такъ вы собираетесь въ одно мѣсто съ людьми, одержимыми демонами, имѣющими въ себѣ столько нечистыхъ духовъ, воспитанными въ смертоубійствахъ и — не ужасаетесь? Слѣдуетъ ли даже обмѣниваться съ ними привѣтствіями и дѣлиться простыми словами? Напротивъ, не должно ли отвращаться ихъ, какъ всеобщей заразы и язвы для всей вселенной? Какого зла они не сдѣлали? Не всѣ ли пророки употребляли множество длинныхъ рѣчей на обличеніе ихъ? Какого злодѣйства, какого беззаконія не затмили они своими гнусными убійствами? Они закалали въ жертву демонамъ своихъ сыновей и дочерей, не познали самой природы, забыли муки дѣторожденія, пренебрегали воспитаніемъ дѣтей, ниспровергли до основанія законы родства, стали свирѣпѣе всѣхъ звѣрей. И звѣри часто жертвуютъ и жизнію и пренебрегаютъ собственною безопасностью для защиты своихъ дѣтенышей; а эти, безъ всякой необходимости, собственными руками закалали свои порожденія, чтобы угодить врагамъ нашей жизни, непріязненнымъ демонамъ.

Чему прежде изумляться въ нихъ? Нечестію ли, или жестокости и безчеловѣчію? Тому ли, что они закалали своихъ сыновей, или тому, что закалали ихъ въ жертву демонамъ? А похотливостію не превзошли ли они самыхъ похотливыхъ животныхъ? Послушай, что пророкъ говоритъ о ихъ невоздержности: кони женонеистовіи сотворишася, кійждо къ женѣ искренняго своего ржаше (Іер. V, 8); не сказалъ: каждый питалъ похоть къ женѣ ближняго; нѣтъ, съ особенною силою выразилъ ихъ неистовую похоть ржаніемъ (извѣстныхъ) животныхъ.

7. О чемъ еще сказать вамъ? О хищеніяхъ, о лихоимствѣ, о притѣсненіи бѣдныхъ, о кражахъ, о корчемничествѣ? Но для разсказа объ этомъ не достанетъ и цѣлаго дня. Но праздники ихъ, скажете, имѣютъ въ себѣ что-то важное и великое! — И ихъ сдѣлали они нечистыми. Послушай пророковъ, или лучше, послушай самого Бога, какое сильное отвращеніе показываетъ Онъ къ нимъ: возненавидѣхъ и отвергохъ праздники ваша (Амос. V, 21). Богъ ненавидитъ ихъ, а ты принимаешь въ нихъ участіе? Не сказано, (что ненавидитъ) такой-то и такой-то праздникъ, но вообще всѣ. Хочешь знать, что Богъ ненавидитъ (іудейское) служеніе Ему посредствомъ тимпановъ, цитръ, псалтирей и другихъ инструментовъ? Отстави отъ Мене, сказалъ Онъ, гласъ пѣсней твоихъ и пѣснь органовъ твоихъ не послушаю (ст. 23). Богъ говоритъ: отстави отъ Мене, а ты идешь слушать трубы? Но не мерзки ли самыя жертвы ихъ и приношенія? И аще принесете Ми семидалъ, всуе: кадило, мерзость Ми есть (Иса. I, 13). Кадило ихъ — мерзость, а мѣсто — не мерзость? И когда же мерзость? Прежде, чѣмъ они совершили самое главное злодѣяніе, — прежде Креста, прежде христоубійства.

Такъ не гораздо ли болѣе (мерзко ихъ кадило) теперь? Что можетъ быть благовоннѣе кадила? Но Богъ судитъ о приношеніяхъ, обращая вниманіе не на свойство даровъ, а на расположеніе приносящихъ. Призрѣ на Авеля и потомъ уже на дары его; увидѣлъ Каина, и потомъ отвратился отъ жертвъ его. На Каина, сказано, и на жертвы его не внятъ (Быт. IV, 4, 5). Ной принесъ въ жертву Богу овецъ, тельцовъ и птицъ, и обоня Господь, говоритъ Писаніе, воню благоуханія (Быт. VIII, 21), то есть, принялъ принесенное. У Бога конечно нѣтъ ноздрей: Божество — безтѣлесно. Съ жертвенника возносится кверху запахъ и дымъ отъ сожигаемыхъ тѣлъ, а зловоннѣе этого запаха ничего не можетъ быть; однакожъ, чтобы ты звалъ, что Богъ то принимаетъ жертвы, то отвращается ихъ, смотря по расположенію духа приносящихъ, (Писаніе) называетъ этотъ запахъ и дымъ вонею благоуханія, а кадило — мерзостію потому, что душа возносящихъ его исполнена великаго зловонія.

Хочешь ли знать, что Богъ отвращается, вмѣстѣ съ жертвами, органами, праздниками, ѳиміамомъ, и отъ храма, изъ-за людей, которые собираются въ немъ? Лучше всего Онъ показалъ это на дѣлѣ, когда въ извѣстное время предалъ (храмъ іудейскій) въ руки варваровъ, а потомъ и совершенно разрушилъ. Впрочемъ, и до разрушенія Онъ взываетъ и говоритъ чрезъ пророка: не надѣйтеся на себе въ словесѣхъ лживыхъ, понеже весьма не упользуютъ васъ, глаголюще: храмъ Господень, храмъ Господень есть (Іерем. VII, 4). Не храмъ, говоритъ Онъ, освящаетъ собирающихся въ немъ, но собирающіеся дѣлаютъ его святымъ. Если же храмъ не приносилъ пользы тогда, когда въ немъ находились херувимы и кивотъ; тѣмъ менѣе онъ принесетъ пользы, когда все это уничтожено, когда Богъ совершенно отвратился отъ него, и когда открылось еще больше причинъ для такого отвращенія.

Какъ же глупо и безумно праздновать вмѣстѣ съ людьми, покрытыми безчестіемъ, оставленными Богомъ, и раздражавшими Господа? Если бы кто убилъ твоего сына, скажи мнѣ, ужели ты могъ бы смотрѣть на такого человѣка, слушать его разговоръ? Не избѣгалъ ли бы ты его, какъ злого демона, какъ самого діавола? Іудеи умертвили Сына твоего Владыки; а ты осмѣливаешься сходиться съ ними въ одномъ и томъ же мѣстѣ? Умерщвленный (Іисусъ Христосъ) почтилъ тебя такъ, что сдѣлалъ Своимъ братомъ и сонаслѣдникомъ; а ты столь безславишь Его, что уважаешь убійцъ и распинателей Его, и угождаешь имъ участіемъ въ ихъ праздникахъ, ходишь въ скверныя мѣста ихъ собраній, вступаешь въ нечистыя преддверія и участвуешь въ бѣсовской трапезѣ? Такъ называть постъ іудеевъ долженъ я послѣ того, какъ они совершили богоубійство. И какъ же не демонамъ служатъ тѣ, которые дѣлаютъ противное Богу?

Но ты ищешь у демоновъ исцѣленія? Если демоны уже свиней загнали въ море, когда Христосъ дозволилъ имъ войти въ нихъ; то пощадятъ ли человѣческое тѣло? О, если бы они не убивали человѣка, если бы не строили козней (противъ него)! Они изгнали его изъ рая, лишили вышней почести: будутъ ли же врачевать его тѣло? Это — насмѣшка и басни. Демоны умѣютъ только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадятъ души: ужели, скажи мнѣ, пощадятъ тѣло? Стараются извергнуть (человѣка) изъ царства: такъ захотятъ ли избавить его отъ болѣзни?

... Ужели хочешь уврачевать тѣло, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя объ уврачеваніи (тѣла), и раздражаешь Бога, сотворившаго тѣло! Не легко ли же какому-нибудь нечестивому человѣку, своимъ врачебнымъ искусствомъ, увлечь тебя къ поклоненію, языческимъ богамъ? И язычники своимъ искусствомъ часто вылѣчивали отъ многихъ болѣзней и возстановляли здоровье недужныхъ. Что же? Неужели этому должно принимать участіе въ ихъ нечестіи? Нѣтъ.

Послушай, что Моѵсей говоритъ іудеямъ: аще же возстанетъ въ тебѣ пророкъ, или видяй соніе, и дастъ тебѣ знаменіе или чудо, и пріидетъ тебѣ знаменіе или чудо, еже рече къ тебѣ, глаголя: идемъ, да послужимъ богомъ инымъ, ихже не вѣсте: да не послушаете глаголъ пророка того, или видящаго сонъ той (Втор. XIII, 1–3). Эти слова означаютъ вотъ что: если явится какой-нибудь пророкъ и сотворитъ чудо, напр. воскреситъ мертваго, или очиститъ прокаженнаго, или исцѣлитъ разслабленнаго, и, по совершеніи чуда, будетъ склонять тебя къ нечестію; не вѣрь ему изъ-за совершеннаго имъ чуда. Почему? Яко искушаетъ Господь Богъ твой васъ, еже увѣдѣти, аще любите Господа Бога вашего всѣмъ сердцемъ вашимъ, и всею душею вашею (ст. 3).

Отсюда видно, что демоны не исцѣляютъ. Если же иногда, по попущенію Божію, и сдѣлаютъ они какое исцѣленіе, какъ и люди; то такое попущеніе бываетъ для твоего испытанія, не потому, чтобы Богъ не зналъ (тебя), но чтобы ты научился не принимать отъ демоновъ и исцѣленія. И что говорить объ излѣченіи тѣла? Если бы кто-нибудь грозилъ тебѣ геенною, чтобы принудить тебя отречься отъ Христа; не соглашайся; если бы обѣщалъ царство, только бы отвлечь тебя отъ единороднаго Сына Божія: отвратись и возненавидь его, будь ученикомъ Павла, поревнуй тѣмъ словамъ, которыя громко произнесла эта блаженная и доблестная душа: извѣстихся бо, говорилъ онъ, яко ни смерть, ни животъ, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ (Римл. VIII, 38, 39). Его не могли отлучить отъ любви Божіей ни ангелы, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая-нибудь тварь: а тебя отлучаетъ врачеваніе тѣла? Какое же будетъ намъ извиненіе? Христосъ долженъ быть для насъ страшнѣе и геенны, вожделѣннѣе и царства.

Пусть будемъ мы больны: лучше остаться больнымъ, нежели, для освобожденія отъ болѣзни, впасть въ нечестіе. Демонъ, если и уврачуетъ, больше повредитъ, нежели принесетъ пользы: доставитъ пользу тѣлу, которое, спустя немного, непремѣнно умретъ и сгніетъ; а повредитъ онъ безсмертной душѣ. Какъ похитители людей, предлагая маленькимъ дѣтямъ лакомства, пирожки, игорныя кости и другое, тому подобное, и чрезъ это приманивая ихъ къ себѣ, часто лишаютъ ихъ свободы и самой жизни; такъ и демоны, обѣщая человѣку уврачевать тѣло, совершенно губятъ спасеніе души его.

Но мы не потерпимъ этого, возлюбленные; напротивъ, всячески постараемся избѣгать нечестія. Не могъ ли Іовъ, согласно убѣжденію жены, произнесть хулу на Бога и освободиться отъ постигшаго его несчастія? Рцы, говорила она, глаголъ нѣкій ко Господу, и умри (Іов. II, 9). Но онъ рѣшился лучше страдать и мучиться, и перетерпѣть невыносимый тотъ ударъ: нежели произнести хулу на Бога и избавиться отъ тяготѣвшихъ на немъ бѣдствій. Поревнуй ему и ты; пусть демонъ тысячу разъ обѣщаетъ избавить тебя отъ постигшихъ тебя золъ: не склоняйся, не уступай, какъ и тотъ праведникъ не послушался жены; нѣтъ, рѣшись лучше перенести болѣзнь, нежели потерять вѣру и спасеніе своей души. Богъ часто попускаетъ тебѣ впасть въ болѣзнь не потому, чтобы Онъ оставилъ тебя, но съ тѣмъ, чтобы болѣе прославить тебя. Итакъ, будь терпѣливъ, чтобы и тебѣ услышать: мниши ли Мя инако тебе сотворша, развѣ да явишися правдивъ (Іов. XL, 3)?

8. Можно бы сказать и больше этого, но, чтобы не затруднить вамъ памятованіе о сказанномъ, я здѣсь окончу свою бесѣду словами Моѵсея: засвидѣльствую вамъ днесь небомъ и землею (Втор. XXX, 19), что, если кто изъ васъ, здѣсь ли находящихся или отсутствующихъ, отправится смотрѣть трубы (іудейскія), или пойдетъ въ синагогу, или взойдетъ въ храмъ Матроны, или будетъ участвовать въ постѣ и субботахъ, или совершать другой какой-нибудь малый или великій іудейскій обрядъ, я чистъ отъ крови всѣхъ васъ. Эти бесѣды предстанутъ и мнѣ, и вамъ, въ день Господа нашего Іисуса Христа. Если вы послушаете, онѣ доставятъ вамъ великое дерзновеніе; а если не послушаете и прикроете кого изъ отваживающихся на такія дѣла, они противостанутъ вамъ, какъ строгіе обличители.

Я не упустилъ сказати вамъ всю волю Божію (Дѣян. X, 27), напротивъ, еще отдалъ сребро торжникомъ (Мат. XXV, 27): вамъ уже предоставляется умножить данное и плоды отъ слушанія (бесѣды) употребить на спасеніе вашихъ братій. Но, скажетъ кто нибудь, тяжко и непріятно объявлять о виновныхъ въ этомъ (участіи въ іудейскихъ обрядахъ)? — Нѣтъ, тяжко и непріятно молчать объ этомъ: потому что такое молчаніе и для васъ, которые, скрываете, и для тѣхъ, которыхъ скрываете, гибельно тѣмъ, что вооружаетъ противъ васъ Бога. Не гораздо ли лучше досадить подобнымъ намъ рабамъ, лишь бы пріобрѣсть спасеніе, нежели раздражать противъ себя Господа?

Ближній, хотя теперь и понегодуетъ, не можетъ однако же сдѣлать тебѣ никакого вреда, а впослѣдствіи будетъ еще благодаренъ тебѣ за врачевство; но Богъ, если ты умолчишь и скроешь, въ угодность своему ближнему, для него гибельную, — подвергнетъ тебя самому тяжкому наказанію. Значитъ, молчаніемъ ты и Бога вооружишь противъ себя, и брату повредишь; а объявленіемъ и открытіемъ (виновнаго) и Бога умилостивишь къ себѣ, и брату принесешь пользу, и сдѣлаешь его самымъ пламеннымъ другомъ, когда онъ на опытѣ узнаетъ твое благодѣяніе.

Итакъ не думайте, будто вы угождаете вашимъ братьямъ, когда, увидя, что они дѣлаютъ что-либо дурное, не обличаете ихъ со всего строгостію. Если у тебя пропадетъ одежда, не одинаково ли считаешь своимъ врагомъ какъ укравшаго, такъ и того, кто знаетъ вора и не объявляетъ о немъ? Общая мать наша (церковь) потеряла не одежду, но брата: укралъ его діаволъ, и держитъ теперь въ іудействѣ. Ты знаешь укравшаго, знаешь украденнаго; видишь, что я, зажегши, какъ бы свѣтильникъ, слово ученія, вездѣ ищу (украденнаго) съ плачемъ, и стоишь въ молчаніи, и не объявляешь? Какого же ожидаешь ты себѣ снисхожденія? Церковь не сочтетъ ли тебя величайшимъ врагомъ своимъ, не признаетъ ли супостатомъ и измѣнникомъ? Но не дай Богъ, чтобы кто-либо изъ слушающихъ это наставленіе дошелъ когда до такого грѣха, чтобы т. е. предалъ брата, за котораго Христосъ умеръ. Христосъ пролилъ за него кровь Свою; а ты не хочешь и слова сказать?

Не (дѣлайте этого), прошу; но, вышедши отселѣ, тотчасъ поспѣшите на эту ловлю, и каждый изъ васъ пусть приведетъ ко мнѣ одного изъ такихъ больныхъ. Но лучше бы, если бы и не нашлось столько больныхъ: такъ пусть двое или трое, или даже десять или двадцать изъ васъ, приведутъ ко мнѣ одного, чтобы я, увидѣвъ пойманную въ сѣти добычу, предложилъ вамъ въ тотъ день обильнѣйшую трапезу. Ибо, если увижу, что нынѣшній совѣтъ мой приведенъ будетъ въ дѣло, съ большимъ усердіемъ примусь за врачеваніе больныхъ, и великая будетъ польза какъ вамъ, такъ и имъ. Не полѣнитесь же, но всѣ безъ изъятія, со всѣмъ усердіемъ, ловите такихъ больныхъ, женщины женщинъ, мужчины мужчинъ, рабы рабовъ, свободные свободныхъ, дѣти дѣтей, и поймавъ, приходите въ слѣдующее собраніе, чтобы и отъ насъ получить вамъ похвалу, и, прежде еще нашихъ похвалъ, заслужить отъ Бога награду, великую и неизреченную, которая гораздо превосходитъ труды подвизающихся въ добрѣ. Чего да удостоимся всѣ мы, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, чрезъ Котораго и съ Которымъ слава Отцу, вмѣстѣ со Святымъ Духомъ, нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Т. е. Исаія, Давидъ и Павелъ.
[2] Ангелы, херувимы и серафимы.
[3] Здѣсь указывается на посл. къ Гал. IV, 22–26, гдѣ Христова церковь или вышній Іерусалимъ уподобляется свободной Саррѣ, а іудейская церковь или нижній, земной Іерусалимъ — рабынѣ Агари.
[4] Ἐπιγινώσκετε ἀλλήλους равносильно діаконскому возглашенію въ литургіи вѣрныхъ: возлюбимъ другъ друга, по употребленію въ Св. Писаніи, 1 Кор. XVI, 18.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Іоанна Златоуста, архіепископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводѣ. Томъ первый: Въ двухъ книгахъ. Книга вторая. — Изданіе второе. — СПб: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1898. — С. 645–661.

14.09. 407 (27.09). - Память свт. Иоанна Златоуста

+ + +

От ред. РИ. Восемь «словъ противъ іудеевъ», основанных на Священном Писании (и Ветхом, и Новом Заветах), были произнесены великим Отцом Церкви свт. Иоанном Златоустом въ Антіохіи в 386‒387 гг. Они были включены в его собрание сочинений, переизданное в современной России с благословения духовенства и доступное как в книжной торговле, так и в интернете. Из текста совершенно очевидно, что святитель руководствуется не ненавистью к антихристианам-богоубийцам и стремлением устроить им некие мстительные погромы, а жалостью к падшим предателям Бога, отказавшимся от избранности, чтобы откровенным разъяснением их сути уберечь от такого же предательства склоняющихся к тому. Тем не менее в РФ нередки случаи уголовного преследования за цитирование этого важнейшего памятника церковной истории.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250972006

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Михаил:

    Псам надевают намордники, делают прививки от бешенства и держат на поводке, если быть поверхностным и верить как попало по привычке, то все снова переворачивается.Символично.

  2. blank Михаил:

    Нет ничего жалче зрелища, чем лжехристиане поверившие "иудеям".

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Ксения 28.04.2024 в 18:13 на «Верните Христа в Церковь!»Умничка, да управит Милосердный Господь, по словеси Вашему, отец Георгий, и да будет на то воля Божия!!!
  • ВП 28.04.2024 в 17:41 на Размышления об исламе в драме историиСоответственно, единственная работоспособная стратегия искоренения псевдоисламского терроризма — приобщение мусульман и прочих к смыслу Корана на основе перевода исходного арабского канонического текста
  • ВП 28.04.2024 в 17:40 на Размышления об исламе в драме историиПсевдоисламский терроризм начала XXI века фабрикуется путём избирательного цитирования фрагментов Корана, принадлежащих к двум первым пластам информации, адресованным Мухаммаду лично и его
  • ВП 28.04.2024 в 17:38 на Размышления об исламе в драме историиЕсли же обратиться к самому Корану, то в нём можно выявить три пласта информации: 1. Информация, адресованная лично Мухаммаду, которая была для
  • ВП 28.04.2024 в 17:35 на Размышления об исламе в драме историиВ самом же исламском мире социальная база для вербовки и подготовки террористов тоже существует. Её наличие обусловлено тем, что издавна сами мусульмане

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.