23.05.2024       0

Оккультизмъ въ свѣтѣ христіанской истины

Іеромонахъ Серапіонъ 

Въ послѣднее время замѣчается прискорбное явленіе: наблюдается ростъ интереса православныхъ русскихъ людей къ оккультизму во всѣхъ его разновидностяхъ: къ спиритизму, теософіи, антропософіи, магіи, ко всякаго рода «гадателямъ», «предсказателямъ», «ясновидящимъ», и т. п.

Все загадочное, таинственное всегда вызывало у человѣка интересъ, къ подобнаго рода явленіямъ. Возникаетъ и желаніе самому, своимъ опытомъ удостовѣриться въ ихъ истинности, а для этого принимать участіе въ организаціяхъ, обществахъ, кружкахъ, ставящихъ себѣ цѣлью проникновеніе въ эту темную, загадочную область. Это — зло, съ которымъ нужно бороться, но бороться разумно. Отрицать существованіе этихъ феноменовъ невозможно, ибо они дѣйствительно существуютъ. Голословно отрицать ихъ — оказывать плохую услугу борьбѣ съ этимъ зломъ.

Что же представляетъ собою оккультизмъ?

На этотъ вопросъ даютъ отвѣтъ сами оккультисты. Вотъ, что говоритъ извѣстный русскій оккультистъ С. Тухолка, въ своей книгѣ «Оккультизмъ и магія» (Петроградъ, 1917 г.):

«Задачей оккультизма является проникновеніе въ тайны мірозданія, въ тайны жизни и смерти, а также овладѣніе секретами психическаго и сверхъестественнаго міровъ».

«Традиція и преданія (кабала) оккультизма восходятъ къ глубокой древности. Она представляетъ тайны, которыя раньше хранились египетскими жрецами, индійскими браминами, и которыя частью устно передавались (кабала) посвященнымъ, частью были выражены въ письменныхъ сочиненіяхъ, большею частью символическаго характера».

«Традиціи оккультизма раздѣляются на двѣ вѣтви: западную египетскаго происхожденія и восточную индійскую, донынѣ культивируемую въ теософизмѣ».

«Преданіе западнаго оккультизма опирается на Гермеса Трисмегиста, Орфея, Гомера, Пифагора и Платона».

«Нѣкоторые будутъ предубѣждены противъ оккультизма, узнавъ, что въ его доктрину входитъ изученіе магіи. Но нужно различать, что главнымъ элементомъ магіи является психическая сила, а во-вторыхъ нужно видѣть разницу между магомъ и колдуномъ. Послѣдній (т. е. колдунъ) безсознательно вызываетъ къ жизни темныя силы природы и пользуется ими для дурныхъ цѣлей, тогда какъ магъ подчиняетъ себѣ сознательно психическій міръ».

«Однимъ изъ главныхъ источниковъ и памятниковъ оккультизма является книга Бытія Моисея». (Замѣтимъ отъ себя — «искаженная» и «расшифрованная» оккультистами-кабалистами въ нужномъ имъ смыслѣ. ‒ Іер. Сер.).

«Уже въ книгахъ Моисея мы встрѣчаемъ указаніе на «астралъ». А именно въ сценѣ грѣхопаденія прародителей. Змій соблазнившій Еву, названъ Моисеемъ «Наашъ». Въ прямомъ смыслѣ это значитъ «Змій». Въ символическомъ — безпокойное желаніе, инстинктъ. Въ іероглифическомъ значитъ «астралъ» и символизируетъ злое начало, или Діавола». (Выдѣленіе шрифтомъ мое. ‒ Іер. Сер.).

Итакъ, по признанію самихъ оккультистовъ — «Астралъ», «Астральный планъ» это и есть злое, діавольское начало. Это есть та область, проникновеніе въ которую ставитъ себѣ задачей оккультизмъ.

Слѣдовательно, тотъ «астральный міръ», изученіемъ котораго занимаются оккультисты, всѣ явленія въ «астральномъ планѣ», всѣ невидимыя существа, съ которыми входятъ въ общеніе «оккультными способами», всѣ эти «Астральныя силы» — не что иное, какъ проявленія въ физическомъ мірѣ темныхъ духовныхъ сатанинскихъ силъ — демоновъ.

Дальше С. Тухолка пишетъ:

«Эгрегоры — астральныя существа», порожденныя обществомъ людей, объединенныхъ одной мыслью и волей и представляющихъ собою духъ сказаннаго общества».

«Созданіе «Эгрегоровъ» — основано на законѣ магической цѣпи. Получивъ отъ членовъ общества запасы психической силы, эгрегоръ уже начинаетъ жить самостоятельной жизнью. При борьбѣ земныхъ обществъ, ихъ эгрегоры, эти астральные гиганты, вступаютъ между собою въ борьбу, увлекая въ нее и людей. Умершіе члены общества составляютъ часть эгрегора, питая его и послѣ своей смерти своими психическими силами».

«При распаденіи общества на землѣ, эгрегоръ его еще долго существуетъ въ Астралѣ и старается осуществить цѣли общества, какъ бы возрjждаясь въ нихъ».

«Особенно интересно прослѣдить жизнь эгрегора въ судьбахъ «Ордена Тампліеровъ» во Франціи. Какъ извѣстно въ началѣ XIV вѣка, Филиппъ Красивый, король французскій и Климентъ V, папа римскій уничтожили этотъ орденъ, предавъ мученіямъ и казни множество рыцарей. Однако пролитая кровь ордена, только усилила его эгрегоръ и оттого завѣтомъ его существованія явилась непримиримая ненависть къ французскимъ королямъ и римскимъ папамъ, высказанная въ девизѣ изъ трехъ буквъ: L.P.D., что означаетъ: “Lilia Pedibus Destrua, Latro Pontifex Deleatur” (Лилія (гербъ Бурбоновъ) ногами попирается, первосвященникъ-разбойникъ (папа римскій) — уничтожается)».

«Съ тѣхъ поръ эгрегоръ этотъ вызывалъ къ жизни всѣ общества и заговоры, имѣвшіе цѣлью ниспроверженіе трона Бурбоновъ и римскихъ папъ…»

«Въ XVIII вѣкѣ онъ (эгрегоръ) проявлялся въ тайныхъ обществахъ «просвѣтленныхъ» (иллюминантовъ)…»

«На границѣ XVIII и XIX вѣковъ онъ подобно урагану вздымалъ яростныя волны французской революціи… И въ наши дни онъ вдохновляетъ многія революціонныя общества и масонскія ложи».
(С. Тухолка. «Оккультизмъ и магія». Петроградъ. 1917 г.)

Такимъ образомъ, сами оккультисты проговариваются и раскрываютъ частично нѣкоторыя тайны оккультизма, цѣлью котораго является «проникновеніе въ тайны жизни и смерти»; въ результатѣ чего и появляется рядъ «оккультныхъ наукъ» — спиритизмъ, теософія, магія, и т. д.

«Русская мысль» (№603, 4/X–1953 г.) помѣстила большую статью, восхваляющую основательницу «Всемірнаго Теософическаго Общества», Елену Павловну Блаватскую, называя ее «замѣчательной русской женщиной». Эта женщина дѣйствительно «замѣчательная» — въ своемъ родѣ.

Е.П. Блаватская, урожденная Ганъ, родственница писательницы Желиховской, проживавшая одно время въ семьѣ графа Витте, будучи еще совсѣмъ молодой дѣвушкой, вышла замужъ за пожилого человѣка, чиновника Блаватскаго, чтобы избавиться отъ контроля родныхъ. Послѣ замужества она на нѣсколько лѣтъ исчезла неизвѣстно куда. За эти нѣсколько лѣтъ, какъ оказалось потомъ, она побывала въ Индіи, гдѣ изучала «оккультныя науки» и развивала свои «психическія» силы; побывала и въ Америкѣ, гдѣ съ помощью извѣстнаго оккультиста, полковника Олькоттъ, докончила свое оккультное образованіе. Какъ въ Америкѣ, совмѣстно съ полк. Олькоттъ, такъ и, вернувшись въ Европу, въ Англіи и Франціи, она основала «Теософическое Общество». Для пропаганды «теософичскихъ идей» она издавала въ Лондонѣ журналъ «Люциферъ».

Родственница Блаватской, писательница Желиховская, въ предисловіи къ книгѣ Блаватской «Изъ пещеръ и дебрей Индіи», упоминаетъ о письмѣ Блаватской къ роднымъ изъ Англіи. Въ этомъ письмѣ Блаватская пишетъ, что принята въ масонскую ложу. «Значитъ, теперь я таинственный масонъ», балагуритъ она въ этомъ письмѣ. Тутъ же она оправдывается по поводу издаваемаго ею журнала «Люциферъ». «Въ этомъ нѣтъ ничего плохого» пишетъ она. «Люциферъ, значитъ носитель свѣта, и слѣдуетъ давно снять поклепъ съ этого имени».

Уже одно названіе журнала «Люциферъ» говоритъ о томъ, какого рода «теософическія идеи» пропагандируетъ основанное Блаватской «Теософическое Общество».

Послѣ смерти Блаватской, ея замѣстительницей и предсѣдательницей «Теософическаго Общества оказалась англичанка Анни Безантъ.

Знакъ «Теософическаго Общества» — шестиконечная звѣзда.

Теософическое Общество оффиціально такъ опредѣляетъ свои цѣли и задачи:

1) Установленіе на землѣ «всемірнаго братства» безъ различія расъ, вѣръ, національностей и классовъ.

2) Изученіе древнихъ «сокровенныхъ» (т. е. оккультныхъ) наукъ, знаній, а также языковъ. Къ числу «сокровенныхъ» знаній относится и лжеученіе о «переселеніи душъ» или «перевоплощеніи».

3) Установленіе на землѣ единой міровой интернаціональной церкви.

4) Пропаганда идеи скораго пришествія въ міръ «Великаго Учителя» — «Мессіи», спасителя человѣчества, называемаго теософами «Махатма», «Учитель учителей», «Іисусъ Матрегія», изображеніе котораго теософы поддѣлываютъ подъ ликъ Христа-Спасителя.

Программа «наукъ» и знаній, изученіемъ которыхъ занимается теософія, сводится къ слѣдующему:

1) Свѣдѣнія о магіи:

а) Область космографіи невидимаго.

б) Человѣческія способности: животный магнетизмъ, наука ауры, наука сновъ, наука «астральнаго тѣла».

2) Человѣческія силы:

а) Активное управленіе невидимыми силами (магія), познаніе невидимаго, предсказательныя способности.

3) Психометрія, ясновидѣніе, яснослышаніе, интуиція, и т. п.

4) Астрологія, физогномика, чтеніе мыслей (телепатія).

5) Геоманія: предзнаменованія, хиромантія, истолкованіе сновъ.

6) Пророчество, экстазъ.

7) Предварительныя свѣдѣнія: наука вибраціи, наука движенія, наука «освященія», наука словъ, наука направленія воли.

8) Алхимія.

9) Лечебный магнетизмъ, оккультная медицина, гипнотизмъ, заклинанія (защита отъ невѣдомаго).

Такова оффиціальная сторона дѣятельности «Теософическаго.Общества».

Оффиціально «Теософическое Общество» политикой не занимается и никакихъ политическихъ вопросовъ не рѣшаетъ.

На дѣлѣ «Теософическое Общество», однако, политикой занимается и, притомъ, политикой совершенно опредѣленнаго направленія,  на первый взглядъ ничего общаго съ «астральнымъ міромъ» не имѣющей.

Одна изъ дѣятельныхъ и видныхъ членовъ «Теософическаго Общества», Варвара Николаевна Пушкина, въ брошюрѣ своей «Скоро Спаситель пріидетъ, узнаемъ ли мы Его?» (Ревель, 1925 г.) пишетъ:

«И какъ бы синтезомъ всѣхъ этихъ ученій (т. е., перевоплощенія, пришествія мессіи, и т. д.), является современный великій пророкъ пришествія — Анна Безантъ (б. предсѣдательница Теос. О-ва), совмѣщающая въ себѣ и представителя науки, и философа, и психолога, и писателя, и общественнаго и политическаго дѣятеля».

Если руководительница «Теософическаго Общества» занимается политической дѣятельностью, то несомнѣнно есть и у всего «Теософическаго Общества» — опредѣленное политическое направленіе.

Та же В.Н. Пушкина, въ другой своей брошюрѣ «Орденъ Звѣзды Востока, (творчество Новаго Неба и Новой Земли)», Петроградъ, 1917 г. пишетъ:

«Когда въ самые жаркіе дни (революціи) народъ ходилъ по улицамъ Петрограда, когда въ тѣ же дни на Мясницкой юный прапорщикъ, стоя въ грязи на колѣняхъ, вмѣстѣ съ толпою, пламенно говорилъ ей, что только любовью и братствомъ создастся новая жизнь — тогда казалось, что совершается великое таинство сопричастія душъ, и что русскій народъ соборно пріобщается Великой Реальности и Братства» (стр. 12. — выделено вездѣ мною, Іер. Сер.).

«Учитель, старшій братъ, великій идеалистъ прійдетъ строить нашъ невидимый градъ, по которомъ тоскуетъ душа міра. Онъ прійдетъ такой простой и совсѣмъ не страшный… И тогда такъ легко будетъ, дружно, миромъ, съ мудрымъ старшимъ братомъ, вынимать негодные кирпичи изъ сооруженнаго нами столь неудачнаго зданія (т. е. христіанскаго міра, христіанской государственности. ‒ Іер. Сер.) и замѣнять ихъ вѣчными, непреходящими камнями»…

«Назовутъ ли одни Его Буддой, другіе Кришной, третьи «Брамой», «Царемъ», или «Великимъ Пророкомъ», иные Христомъ, иные просто Учителемъ, не называя Его какимъ нибудь специфическимъ именемъ, это будетъ имѣть значеніе для каждаго человѣка въ отдѣльности»…

«У насъ еще дрожитъ внутри отъ пережитаго чуда революціи, совершеннаго не человѣческими руками, и намъ ли не повѣрить, что эти руки закончатъ это дѣло?»…
(В.Н. Пушкина, «Орденъ Звѣзды Востока». Петроградъ, 1917.)

Здѣсь теософка Пушкина выдала тайну теософской «политики». Оказывается, теософы радовались революціи «до дрожи внутри»… А что же нужно понимать подъ «Великой Реальностью» съ большой буквы, къ которой «соборно пріобщается русскій народъ» и что это за нечеловѣческія руки», которыя, по убѣжденію теософовъ, закончатъ дѣло революціи?

«Великая Реальность» — это не что иное, какъ т. н. «Эгрегоръ» — этотъ «астральный гигантъ», вдохновляющій по словамъ оккультиста С. Тухолка революціонныя общества и движенія. Теперь для всякаго христіанина должно быть совершенно очевидно, что «Великая Реальность» и «Эгрегоръ» это только маскировка истиннаго вдохновителя революцій, Сатаны. «Нечеловѣческія руки», это — невидимое духовное руководство Сатаны революціонными организаціями и движеніями.

Другой извѣстный оккультистъ Елифасъ Леви пишетъ: «Астральный образъ діавола несомнѣнно существуетъ». (Догма и ритуалъ высшей магіи. Парижъ).

Для пропаганды идеи скораго пришествія «мессіи», «основателя религій», у теософовъ существовалъ «Орденъ Звѣзды Востока». Оффиціально орденъ этотъ въ наши дни не существуетъ, но идея скораго пришествія «мессіи» проповѣдуется теософами и сегодня.

Христіанамъ теософы выдаютъ этого своего «мессію» за Христа, Который скоро прійдетъ на землю во второй разъ. Это сказано прямо въ брошюрѣ предсѣдателя Болгарскаго Теософическаго Общества Софронія Никова, гдѣ онъ пишетъ:

«На Западѣ, особенно въ Англіи, твердо и настойчиво, хотя еще и медленно, усиливается движеніе, паролемъ котораго служитъ; «Христосъ идетъ».

Въ числѣ признаковъ по которымъ можно судить о скоромъ пришествіи «Мессіи», «Христа», «Великаго Учителя», слѣдуетъ считать, по мнѣнію Софронія Никова, также: «развитіе на Западѣ движеній спиритическаго и теософскаго, распространеніе соціализма, а также международнаго языка доктора Заменгофа — «есперанто».

Далѣе Никовъ пишетъ: «Они (христіане Запада) сильно вѣруютъ, что прійдетъ «Великій Учитель», прійдетъ тотъ, кто есть истинный свѣтъ Знанія и Силы… Пришествіе Христа во второй разъ въ недалекомъ будущемъ дастъ не одинъ предметъ умственной спекуляціи, не вѣру отчаянія, а Знаніе, которое имѣетъ наиположительные источники» (т. е. оккультизмъ. ‒ Іер. Сер.).

Нетрудно догадаться, что «вѣра отчаянія», это — вѣра христіанская, а «знаніе», это — знаніе оккультное.

Ожидаемый теософами «мессія», «учитель» будетъ (перевожу съ болгарскаго точно): «Величественный Мужъ, не Богъ (очевидно, имѣется въ виду Богъ въ понятіи христіанскомъ. ‒ Іер. Сер.), который укажетъ новый путь, священная фигура котораго покажетъ новый типъ, типъ божественный, т. е. объединительный… Таково близкое будущее, которое вдохновенные поэты предчувствуютъ, которое мудрецы востока видятъ, видятъ звѣзду его, свѣтящую ясновидящимъ»…

Анни Безантъ въ статьѣ, напечатанной въ №2 оффиціальнаго органа Теософическаго Общества «The Theosophist», даетъ свое авторитетное разъясненіе о томъ кто будетъ этотъ теософскій «мессія», грядущій теософскій Христосъ: «Настанетъ миръ, когда великая фигура Высшаго Учителя прійдетъ на землю, того князя міра, который явится послѣ бури».

И такъ теософскій «мессія», по Анни Безантъ, будетъ не кто иной, какъ «князь міра сего». А изъ Евангелія мы знаемъ кого нужно понимать подъ «княземъ міра сего»: «Нынѣ судъ міру сему, нынѣ князь міра сего осужденъ»… (Іоан. 16, 11.)

Теософы увѣряютъ, что этотъ «Великій Учитель», «мессія», уже является въ «астральномъ» тѣлѣ высшимъ «посвященнымъ» дѣятелямъ теософическаго общества. Явленіе это настолько реально, что теософы имѣли возможность произвести фотографическіе снимки.

Въ моихъ рукахъ была брошюра, изданная въ Болгаріи, въ Софіи, на первой страницѣ которой изображенъ снимокъ «мессіи» въ астральномъ тѣлѣ, появившагося на теософскомъ сеансѣ. За столомъ въ комнатѣ сидятъ нѣсколько мужчинъ и женщинъ (очевидно самыхъ достойныхъ теософовъ), на порогѣ двери въ сосѣднюю комнату изображена фигура человѣка, по одеждѣ и облику напоминающая Христа-Спасителя, какъ Его, во весь ростъ, изображаютъ на иконахъ. «Ликъ» этого «учителя» распространяется даже на почтовыхъ открыткахъ и имѣетъ большое сходство съ ликомъ Христа-Спасителя. На широкое распространеніе этихъ открытокъ обратилъ вниманіе Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви заграницей и нашелъ необходимымъ обратиться по этому поводу къ православнымъ христіанамъ съ особымъ посланіемъ такого содержанія.

«Отъ Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей.
Враги христіанства стали прибѣгать къ различнымъ средствамъ въ цѣляхъ поруганія Христа… Такъ за послѣднее время они стали распространять снимки лжемессіи «Матерейя» и другихъ, подъ видомъ изображенія Іисуса Христа. Въ шанхайскую православную церковь 1/14 мая 1922 года, нѣкимъ англичаниномъ, оказавшимся «теософомъ», былъ доставленъ для помѣщенія въ ней образъ Христа Спасителя, оказавшійся точной копіей помѣщеннаго въ книгѣ Нилуса «Близъ есть при дверяхъ» портрета лжемессіи «Матерейя»… Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви заграницей, соласно опредѣленію своему отъ 22 февр. (6 марта) 1923 года, въ заботѣ о вѣрныхъ чадахъ Русской Православной Церкви, предостерегаетъ ихъ отъ покупки указанныхъ открытокъ со снимками лжемессіи, выдаваемыхъ за св. изображенія Іисуса Христа».
Предсѣдатель Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей (подпись) Митрополитъ Антоній.
Управляющій канцеляріей (подпись) Е. Махараблидзе».

Очевидно, теософамъ необходимо для какой-то цѣли вводить въ заблужденіе христіанъ и внушать, что ихъ лжемессія «Махатма», «Іисусъ Матерейя», и есть ожидаемый христіанами Христосъ. Буддистамъ они выдаютъ его за Будду, магометанамъ за Магомета, браминамъ за Браму, и т. д. Имъ надо во что бы то ни стало убѣдить представителей всѣхъ религій въ томъ, что «Матерейя» — ихъ «мессія» и есть посланникъ Бога, въ котораго они вѣрятъ.

Вотъ почему цитируемая мною теософка Пушкина пишетъ въ своей брошюрѣ: «Назовутъ ли одни его Брамой, Буддой, Кришной, Христомъ, царемъ, иные просто учителемъ, не называя его какимъ нибудь специфическимъ именемъ, это будетъ имѣть значеніе для каждаго человѣка въ отдѣльности»…

О появленіи въ свое время подобныхъ лжемессій 1930 лѣтъ тому назадъ предсказалъ Господь Іисусъ Христосъ, обращаясь къ старѣйшинамъ и вождямъ еврейскаго народа: «Я пришелъ во Имя Отца Моего и не принимаете Меня, но прійдетъ иной, во имя свое, того пріимете» (Іоан. 5, 43). «Берегитесь, чтобы кто не прельстилъ Васъ, ибо многіе будутъ приходить подъ именемъ Моимъ и многихъ прельстятъ и будутъ говорить: «я Христосъ»…» (Матѳ. 24, 4–5). «Ибо возстанутъ лжехристы и лжепророки и дадутъ великія знаменія и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранныхъ…» (Матѳ. 24, 23–25). «Вотъ Я напередъ скажу вамъ: если вамъ скажутъ: «вотъ Онъ въ пустынѣ — не выходите, вотъ Онъ въ потаенныхъ комнатахъ — не вѣрьте» (Матѳ. 24, 25–26).

Это поразительное пророчество нельзя не отнести и къ теософскому «мессіи», появляющемуся именно «въ потаенныхъ комнатахъ» на теософскомъ собраніи.

Кромѣ теософскихъ «мессій» въ послѣднее время появляются время отъ времени и другіе «мессіи», и портреты ихъ печатаютъ въ газетахъ.

Много въ наше время имѣется и всякихъ «цѣлителей» и «чудотворцевъ», всевозможныхъ «баптистовъ», «адвентистовъ» и т. д. Нѣкоторые изъ нихъ дѣйствительно творятъ «чудеса» и исцѣляютъ. Но о нихъ мы тоже имѣемъ предостереженіе отъ Господа Іисуса Христа: «Не всякій говорящій Мнѣ: Господи, Господи, внидетъ въ царство небесное. Многіе скажутъ мнѣ въ тотъ день: Господи, не отъ Твоего ли Имени мы пророчествовали… Не Твоимъ ли Именемъ бѣсовъ изгоняли, не Твоимъ ли Именемъ многія чудеса творили?» И тогда объявлю имъ: «Я никогда не зналъ васъ, отойдите отъ Меня дѣлающіе беззаконіе» (Матѳ. 7, 22–23).

*     *     *
Теперь разсмотримъ другое соблазнительное теософское лжеученіе — о «переселеніи душъ», или «перевоплощеніи». На удочку ученія о «перевоплощеніи» попадаются и вѣрующіе православные люди, даже не подозрѣвая на сколько оно грѣховно.

По ученію оккультистовъ-теософовъ, человѣкъ рождаясь на землѣ, «воплощаясь», получаетъ опредѣленное заданіе, «миссію», которую онъ долженъ выполнить. Если въ силу ряда причинъ человѣкъ, не былъ въ состояніи выполнить ее въ теченіе одной жизни, если онъ совершилъ рядъ проступковъ, прегрѣшеній, преступленій, словомъ, всевозможныхъ грѣховъ, то за нихъ онъ долженъ понести наказаніе, какъ искупленіе за совершенные грѣхи. На языкѣ теософовъ это называется «законъ кармы», т. е. возмездія. Чтобы дать человѣку возможность загладить свои грѣхи, ему дается возможность опять «воплощаться» на землѣ (уже подъ другимъ именемъ), и это — неограниченное количество разъ, до тѣхъ поръ, пока онъ въ послѣдующихъ «воплощеніяхъ» не избавится отъ своей грѣховности и не искупитъ страданіемъ своихъ прегрѣшеній, когда дальнѣйшія «воплощенія» уже не будутъ нужны.

Это кощунственное лжеученіе дополняется слѣдующими «соображеніями»; было бы не справедливо обрекать душу человѣка на вѣчное мученіе только за то, что онъ за короткое время на землѣ въ одномъ физическомъ тѣлѣ погрѣшилъ. Для того чтобы дать возможность человѣку исправиться, ему и предоставляется возможность «воплощаться» на землѣ нѣсколько разъ… Трудно было бы иначе объяснить такое странное явленіе: человѣкъ живетъ, творитъ добро, не дѣлаетъ никому зла, и вдругъ на него обрушивается цѣлый потокъ несчастій… Это, молъ, происходитъ потому, что по закону возмездія, онъ несетъ наказаніе за грѣхи, совершенные въ его прошлыхъ «воплощеніяхъ». Такая кажущаяся «несправедливость» для православнаго христіанина никакого недоумѣнія не вызываетъ. По ученію Церкви Православной Господь посылаетъ эти несчастья за грѣхи, совершенные въ этой жизни, а не въ какихъ-то прошлыхъ «воплощеніяхъ», для нашей же пользы, для нашего вразумленія и призыва къ покаянію, или для испытанія, какъ, напримѣръ, Іова Многострадальнаго.

Вообще же, ученіе о «перевоплощеніи» не отвѣчаетъ требованіямъ простѣйшей логики и доводитъ до абсурда.

«Перевоплощеніе» въ цѣляхъ искупленія имѣло бы смыслъ, если бы человѣкъ совсѣмъ точно, ясно и отчетливо помнилъ каждое предъидущее «воплощеніе» во всѣхъ подробностяхъ, и зналъ и помнилъ всѣ свои грѣхи и прегрѣшенія, совершенные въ періоды прошлыхъ своихъ «воплощеній», подлежащихъ искупленію.

Теософы утверждаютъ, что нѣкоторые люди иногда вспоминаютъ, кое-что изъ прошлыхъ своихъ «воплощеній». Но почему только нѣкоторые и то не всегда? Всѣ желаютъ спастись, а для этого нужно знать старые свои ошибки, чтобы ихъ искупить и не повторять…

Въ подтвержденіе правильности ученія о «перевоплощеніи», теософы приводятъ случаи, встрѣчающіеся нерѣдко. Напр., человѣкъ, не бывавшій никогда въ какомъ нибудь городѣ, селѣ, мѣстности, вдругъ замѣчаетъ, что мѣстность и окружающая его обстановка начинаетъ ему казаться странно знакомой, будто онъ когда-то, давно-давно здѣсь уже бывалъ… нѣкоторые даже могутъ сказать, что вотъ за угломъ должна быть, напр., аптека, лавочка и т. д. То же явленіе можетъ быть внутри зданія, въ лѣсу…

По увѣренію теософовъ, эти явленія служатъ прямымъ доказательствомъ ученія о «перевоплощеніи».

Психологіи давно извѣстны такія явленія. Въ наукѣ они имѣютъ свое простое объясненіе.

Дѣло въ томъ, что нѣкоторые мѣстности бываютъ немного похожи одна на другую расположеніемъ лѣсовъ, рѣкъ, улицъ, домовъ. Человѣкъ, попадающій въ мѣсто, которое въ какой-то степени напоминаетъ ему мѣсто, городъ, гдѣ онъ когда то проживалъ или случайно побывалъ, безсознательно внушаетъ себѣ, что именно въ этомъ мѣстѣ ему уже все знакомо, что онъ когда то уже здѣсь былъ… у него создается впечатлѣніе, что это мѣсто онъ знаетъ.

Явленіе это извѣстно въ психологіи подъ именемъ ложной памяти.

Ясно, что такія явленія не могутъ служить доказательствомъ факта «перевоплощенія».

Впрочемъ, это видно изъ ученія одного изъ «столповъ» теософіи — Рудольфа Штейнера. Въ приложеніи къ журналу «Антропософія» «Очеркъ тайновѣдѣнія», онъ пишетъ: «Когда человѣкъ появляется на землѣ для новаго воплощенія, земля, обычно, не имѣетъ никогда того вида, какой имѣла во время его послѣдней жизни. За время его отсутствія многое измѣнилось… Въ теченіе короткаго времени земля мѣняетъ свое лицо…»

Кромѣ того, по словамъ Штейнера (въ той же книгѣ) между двумя «воплощеніями» человѣка проходитъ не менѣе тысячи лѣтъ, почему согласно мнѣнію такихъ «авторитетовъ», какъ Р. Штейнеръ, «опознаванія» мѣстности нельзя считать доказательствомъ «перевоплощенія» человѣка.

По словамъ того же Штейнера, духи умершихъ людей въ теченіи 1000 лѣтъ не сидятъ «сложа руки», а занимаются полезной дѣятельностью. Оказывается, измѣненіе земного климата, формъ растительности и вообще всѣ физическія измѣненія на землѣ объясняются дѣяніями умершихъ: «Если мы въ опредѣленный моментъ наблюдаемъ какую-нибудь мѣстность на землѣ и затѣмъ, по истеченіи долгаго времени, находимъ ее въ совершенно измѣненномъ состояніи, то силы, вызвавшія это состояніе, исходятъ отъ умершихъ… Измѣненіе земли обуславливается дѣйствіемъ солнечнаго свѣта, перемѣной климата и т. д… Для сверхчувственнаго сознанія, въ лучѣ свѣта, падающемъ съ солнца на растеніе, дѣйствуетъ сила умершихъ…»

О подобныхъ «басняхъ» и лжеученіяхъ предупредилъ Апостолъ Павелъ: «Будетъ время, когда здраваго ученія принимать не будутъ, но по своимъ похотямъ будутъ избирать себѣ учителей, которые льстили бы слуху, и обратятся къ баснямъ» (2 Тим. 4, 3–4).

Надъ всѣми этими лжеученіями можно было бы только посмѣяться, если бы не такъ печальны были результаты, къ которымъ они приводятъ. Главная цѣль пропаганды лжеученія о «перевоплощеніи» заключается въ томъ, чтобы внушить даже христіанину, что спасеніе возможно безъ молитвы, безъ покаянія, безъ причастія Святыхъ Тайнъ, безъ содѣйствія Церкви. Получилъ человѣкъ возмездіе за грѣхи (отъ кого? ‒ І. С.) и все кончено… Онъ спасенъ… Никакого покаянія, ни причастія Св. Тайнъ, ни молитвъ не требуется, человѣкъ можетъ спастись самъ, собственными силами безъ помощи Божіей. Если онъ не успѣлъ это сдѣлать въ своей жизни — ему будутъ даны другія жизни.

Такъ упраздняется догматъ искупленія, а, слѣдовательно, и вся христіанская Церковь и Ея ученіе, изложенное въ Сѵмволѣ вѣры. Великая миссія Христа-Спасителя является ненужной, лишней, безполезной… Ненужными являются и Его страданія, крестная смерть, Воскресеніе. Уничтожается все христіанство… Нѣтъ Страшнаго Суда, воскресенія мертвыхъ.

Всякій православный христіанинъ, вѣрующій въ «перевоплощеніе», или «допускающій» его возможность, тѣмъ самымъ переходитъ въ станъ богоборцевъ — враговъ Господа Іисуса Христа и Его Церкви. Этимъ лжеученіемъ отрицается искупительная сила Честной Крови Спасителя нашего, а что влечетъ за собою это отрицаніе? Пишетъ св. Апостолъ Павелъ въ посланіи къ евреямъ: «Сколь тягчайшему наказанію повиненъ будетъ, кто попираетъ Сына Божія и не почитаетъ за святыню Кровь Завѣта, которою освященъ, и Духа Благодати оскорбляетъ» (Евр. 10, 29).

Принимающій «перевоплощеніе» забываетъ объ одномъ важномъ обстоятельствѣ — о возможности мгновеннаго спасенія, за одинъ мигъ искренняго раскаянія и призванія Христа Спасителя. Теософы стараются не упоминать о послѣднихъ минутахъ крестныхъ страданій Спасителя, когда одинъ изъ распятыхъ съ Нимъ разбойниковъ, цѣною искренняго покаянія, въ теченіе одного мгновенія получилъ прощеніе грѣховъ и жизнь вѣчную. «И сказалъ ему Іисусъ: Истинно говорю тебѣ, сегодня же будешь со мною въ раю» (Лук. 23, 42–43).

Теософы утверждаютъ, будто Самъ Христосъ-Спаситель воплощался на землѣ въ видѣ какихъ-то «великихъ учителей человѣчества».

Эта сатанинская ложь опровергается словами св. Апостола Павла, который подъ непосредственнымъ воздѣйствіемъ Св. Духа, въ посланіи къ евреямъ пишетъ: «И какъ человѣкамъ положено единожды умереть, а потомъ судъ, такъ и Христосъ единожды принесши Себя въ жертву за грѣхи многихъ, во второй разъ явится не для очищенія отъ грѣха, а для ожидающихъ Его во спасеніе» (Евр. 9, 27).

Въ дальнѣйшемъ Апостолъ Павелъ въ своихъ посланіяхъ подтверждаетъ тѣ же мысли: «Ибо Онъ (Христосъ) совершилъ сіе однажды, принесши Себя въ жертву… И потому Онъ есть ходатай Новаго Завѣта, дабы вслѣдствіе смерти Его, бывшей для искупленія отъ преступленій, сдѣланныхъ въ первомъ Завѣтѣ, призванные къ вѣчному наслѣдію получили обѣтованіе» (Евр. 7, 27; 9, 15).

Принимать ученіе о «перевоплощеніи», это значитъ не признавать того, чему училъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ о грядущемъ Страшномъ судѣ и общемъ воскресеніи мертвыхъ. «Сказалъ Господь: истинно, истинно говорю вамъ, слушающій слово Мое, и вѣрующій въ Пославшаго Меня имѣетъ жизнь вѣчную. Истинно говорю вамъ, наступитъ время, когда мертвые услышатъ гласъ Сына Божія и услышавъ, оживутъ. Не удивляйтесь сему, ибо наступитъ время и изыдутъ творящіе добро въ воскресеніе жизни» (Іоан. 5, 24–31).

И Апостолъ Павелъ: «Потому что Самъ Господь при возвѣщеніи, при гласѣ Архангела и трубѣ Божіей сойдетъ съ неба и мертвые во Христѣ воскреснутъ» (1 Ѳесс. 4, 16).

Не надо быть богословомъ, чтобы понять, что всякій христіанинъ, допускающій возможность «первоплощенія», или всѣ другія оккультно-теософскія лжеученія, отрекается отъ Христа и Его Церкви. Христіанство и оккультизмъ — несовмѣстимы. Всѣ оккультистическія лжеученія, получаемыя изъ «астральнаго» міра — величайшая ложь, а всякая ложь — имѣетъ одинъ источникъ: «Онъ (т. е. діаволъ) былъ человѣкоубійца отъ начала и не устоялъ въ истинѣ, ибо нѣтъ въ немъ истины. Когда онъ говоритъ ложь, говоритъ свое, ибо онъ лжецъ и отецъ лжи» (Іоан. 8, 44).
Іеромонахъ Серапіонъ
Источникъ: «Православный Путь». Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ. Приложеніе къ журналу «Православная Русь» [за 1963 годъ]. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1963. — С. 126–137.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250972183

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.