15.10.2024       0

Миссіонерскій подвигъ Русской Православной Церкви

Н. Тальбергъ 

Къ четырехсотлѣтію взятія Казани

[В этой обширной работе известного православного историка Николая Дмитриевича Тальберга (1886‒1967), в послевоенное время преподавателя истории в Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвиле, описываются миссионерские деяния многих святых подвижников Русской Церкви в просвещении всех малых народностей Российской Империи по мере ее расширения ‒ на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке и Камчатке, а также в Северной Америке, Японии, Китае, на Кавказе. Ниже приводим только отрывок о миссионерстве среди мусульман, в основном татар, частично сохранявших и языческие верования. ‒ Ред. РИ.]

Огнемъ и мечомъ часто насаждалось христіанство въ Европѣ католическими миссіонерами. Достаточно вспомнить дѣятельность орденовъ Меченосцевъ и Тевтонскаго въ земляхъ, пошедшихъ впослѣдствіи въ составъ Россійской имперіи. Ливы, зегмалы, эсты, литовцы, жмудь ‒ тягостно испытали это на себѣ.

Любовью, благостнымъ поученіемъ, смиреніемъ, безбоязненностью, поучительнымъ примѣромъ подвижнической жизни зажигали и поддерживали все сильнѣе разгоравшійся огонь чистой вѣры русскіе иноки. Языческія племена ‒ чудь, водь, карелы, лопари, зыряне, вогуличи, остяки, самоѣды, алеуты, якуты и пр. подъ этимъ, воистину христіанскимъ, воздѣйствіемъ становились чадами Православной Церкви.

Русь, обращенная изъ мрака язычества къ свѣту христіанства, сразу возжелала привести къ источнику спасенія сосѣдніе народы, остававшіеся еще въ темнотѣ невѣрія. (...)

... Въ самомъ началѣ татарскаго ига бесѣды въ Сараѣ еп. ростовскаго Кирилла съ племянникомъ хана Берке, а въ особенности повѣствованіе его о просвѣтительной дѣятельности свят. Леонтія, о чудесахъ у его мощей произвели глубокое впечатлѣніе на молодого татарина. При вторичномъ въ 1257 г. посѣщеніи ставки еп. Кирилломъ, исцѣлившимъ тогда сына Берке, царевичъ тайно уѣхалъ въ Ростовъ, и вскорѣ крестился, получивъ имя Петра. Преставился св. Петръ, Царевичъ Ордынскій въ 1290 г.

Сарайская епархія, основанная въ 1261 г., стала средоточіемъ миссіонерства въ области нижней Волги. Въ 1301 г. сарайскій епископъ возбудилъ письменно на константинопольскомъ соборѣ 1301 года, вопросъ о татарахъ, изъявившихъ желаніе креститься. Князь Беклемишъ, сынъ кн. Бехмета, пришедшій въ 1298 г. въ Мещеру, принявшій при крещеніи имя Михаила и выстроившій Преображенскій храмъ, сдѣлался родоначальникомъ князей Мещерскихъ. Царевичъ Берка, въ 1301 г. отъѣхавъ въ Москву къ кн. Іоанну Калитѣ, крещеный св. митр. Петромъ съ именемъ Іоанникія, сталъ родоначальникомъ Аничковыхъ. Мурза Четъ, пришедшій въ Москву въ 1330 г., крещеный Захаріемъ и основавшій, послѣ видѣнія имъ священномученика Ипатія Гангрскаго, историческій монастырь его имени въ Костромѣ, былъ родоначальникомъ Годуновыхъ и Сабуровыхъ. Въ 1390 г. св. митр. Кипріанъ, въ присутствіи вел. кн. Василія I и множества народа, крестилъ въ Москва-рѣкѣ знатныхъ постельниковъ ханскихъ, Бахтыя, Хидыря и Мамата, нареченныхъ Ананіемъ, Азаріемъ и Мисаиломъ. Внукъ хана Мамая, Олекса съ сыномъ, крещены были митрополитомъ кіевскимъ въ правленіе вел. кн. литовскаго Витовта. Нареченный Александромъ, Олекса сталъ родоначальникомъ рода князей Глинскихъ, къ которому принадлежала кн. Елена, мать царя Іоанна Васильевича IV Грознаго. (...)

Къ серединѣ XV в. одинъ изъ изгнанниковъ изъ Золотой Орды, ханъ Улу-Махметъ, уйдя къ сѣверу на Волгу, основалъ при впаденіи въ нее р. Казанки, городъ Казань. Создалось Казанское царство, включившее въ себя и финскихъ инородцевъ: мордву, черемису, вотяковъ, а также чувашей и башкировъ. Оттуда производились набѣги на русскія земли, доходившіе иногда до Москвы. Въ 1445 г. вел. кн. Василій II, разбитый татарами подъ Суздалемъ, нѣкоторое время находился у нихъ въ плѣну. Сынъ его, знаменитый Іоаннъ III, пользуясь междоусобицей среди татаръ, сталъ постепенно подчинять Казань своему вліянію. Ту же политику проводилъ и Василій III Іоанновичъ. Но области нижегородская, костромская и галицкая нерѣдко жестоко страдали отъ набѣговъ татаръ и подчиненныхъ имъ мордвы и черемисы. Мрачныя казанскія тюрьмы полны были захваченными русскими людьми, которые продавались на востокъ въ рабство.

Только въ 1552 г. ‒ ровно четыреста лѣтъ тому назадъ — юный Царь Іоаннъ IV, получивъ благословеніе митрополита Макарія, овладѣлъ съ боемъ Казанью и покорилъ это татарское царство. Въ 1556 г. легко покорена была и Астрахань, гдѣ на мѣстѣ Золотой Орды сидѣли слабые ногайскіе ханы. Ставшій русскимъ ‒ со времени женитьбы въ 1572 г. Іоанна III на византійской царевнѣ Софіи Палеологъ ‒ двуглавый орелъ широко окидывалъ теперь своимъ взоромъ и мусульманскій востокъ, гдѣ впервые христіанство торжествовало надъ исламомъ. Понимая огромное значеніе этого событія, радуясь освобожденію «полонянниковъ», и видя предъ собою новыя огромныя пространства, открытыя для заселенія по всему теченію Волги, ‒ русскій пародъ за всѣ эти достиженія наименовалъ своего царя Грознымъ.

Въ самый день взятія Казани, 2 октября, сооружена была по велѣнію Іоанна обыденная церковь во имя дневныхъ святыхъ муч. Кипріана и Іустины, а на слѣдующій день заложена Благовѣщенская церковь. Въ 1555 г. учреждена была соборомъ казанская епархія. Возглавлять ее назначенъ былъ игуменъ Селижаровскаго монастыря тверской еп. Гурій. Уроженецъ г. Радонежа, онъ принадлежалъ къ бѣдной семьѣ бояръ Руготиныхъ. Служа у кн. Пенькова, онъ былъ оклеветанъ недругами и два года просидѣлъ въ подземной тюрьмѣ, гдѣ ему удавалось читать и переписывать церковныя книги. По освобожденіи онъ принялъ постригъ.

Хиротонія архіепископа Гурія отличалась особой торжественностью. Въ богослуженіи участвовали 10 святителей и до 76 священнослужителей. 26 мая 1555 г., послѣ молебствія въ Успенскомъ соборѣ, царь и митрополитъ провожали св. Гурія съ крестнымъ ходомъ до Флоровскихъ воротъ. Всюду по пути въ Казань святителю, шедшему просвѣщать магометанъ и язычниковъ, устраивались многолюдныя встрѣчи. Отпуская св. Гурія Іоаннъ IV и митр. Макарій вручили ему «Наказъ», въ которомъ ярко — и для всѣхъ будущихъ временъ — опредѣлялись пути, которыми привычно шло русское миссіонерство, имѣвшее уже болѣе чѣмъ 500-лѣтнюю давность.

«Въ Наказѣ», пишетъ архіеп. Макарій (Булгаковъ) въ своей «Исторіи Русской Церкви» (т. VI, стр. 341-2): «внушалось святителю: всѣми мѣрами пріучать къ себѣ татаръ и приводить ихъ къ крещенію любовію, а отнюдь не страхомъ; которые захотятъ креститься своею волею, а не отъ неволи, тѣхъ крестить и лучшихъ изъ нихъ держать у себя въ епископіи, поучать ихъ закону христіанскому и покоить, а другихъ раздавать для крещенія по монастырямъ; новокрещенныхъ, когда они выйдутъ изъ-подъ наученія, чаще приглашать къ своей трапезѣ и угощать; равно и некрещеныхъ еще татаръ, которые будутъ приходить къ нему съ челобитьями, угощать и покоить въ своемъ домѣ, говорить съ ними съ кротостію и приводить ихъ къ христіанскому закону тихою и умиленною бесѣдою; если какой провинившійся татаринъ убѣжитъ къ нему, архіепископу, отъ опалы и захочетъ креститься, отнюдь не выдавать его воеводамъ, но крестить и покоить въ своемъ домѣ и потомъ, по совѣщаніи съ воеводами, или оставлять его въ Казани на мѣстѣ прежняго жительства, или отсылать къ Государю въ Москву; если невѣрные татары обратятся къ архіепископу съ просьбой ходатайствовать за ихъ братьевъ, уже осужденныхъ воеводами на казнь, онъ долженъ брать этихъ осужденныхъ на свои поруки и, кого должно, держать въ Казани, а кого нельзя, тѣхъ отсылать къ Государю съ своимъ печалованіемъ за нихъ; за татаръ же, которые подвергнутся легкимъ винамъ, ходатайствовать предъ гражданскою властію даже въ томъ случаѣ, когда никто изъ невѣрныхъ не просилъ о томъ архіепископа».

Однимъ изъ первыхъ дѣйствій св. Гурія въ своей епархіи было основаніе и устройство монастырей съ тою именно цѣлію, чтобы иноки, не отвлекаясь житейскими попеченіями, занимались обращеніемъ невѣрныхъ и обученіемъ дѣтей.

Мысли объ этомъ онъ изложилъ предъ Государемъ и просилъ его дать для содержанія устрояемыхъ обителей отчины, дабы старцамъ не было нужды самимъ работать, орать землю и сѣять въ ней сѣмена, но «да орютъ сердца людей и да сѣютъ въ нихъ сѣмя слова Божія». Царю очень понравилось такое намѣреніе, и онъ отвѣчалъ святителю: «ты устроишь въ данной тебѣ Богомъ и нами паствѣ монастырь (Зилантовъ), начатый мною, и хочешь строить другіе. Доброе дѣло: да поможетъ тебѣ Богъ!.. Блага твоя рѣчь, чтобы старцамъ обучать дѣтей и обращать поганыхъ къ вѣрѣ: это и есть долгъ всѣхъ васъ... Чернецы должны уподобляться апостоламъ, которыхъ Господь нашъ послалъ учить и крестить людей невѣдущихъ. Учить же дѣтей надобно не только читать и писать, но и право разумѣть читаемое, чтобы они могли научить и другихъ. О какъ счастлива была бы земля русская, если бы всѣ владыки были таковы, какъ преосвященный Макарій, ты и Діонисій, и столько объ этомъ пеклися...» Царь извѣщалъ св. Гурія, что сдѣлалъ распоряженіе объ отводѣ вотчинъ для устрояемыхъ казанскихъ монастырей, и присовокуплялъ: «а если увидите, что мало, пишите мнѣ: на доброе дѣло я не пожалѣю и не откажу».

Св. Гурій лично училъ невѣрныхъ познавать истиннаго Бога примѣромъ своей подвижнической жизни, любви, милосердія, заступничества за сиротъ и вдовицъ, утверждая ихъ въ воспріятіи Православія. Много было крестившихся. Еще въ молодости, находясь въ заточеніи, онъ писалъ небольшія книжки для обученія дѣтей. Созданный на горѣ Зилантъ монастырь былъ первой миссіонерской школой въ Россіи. Иноки Зилантовой обители должны были заниматься обученіемъ дѣтей, готовя изъ нихъ миссіонеровъ. Будучи совершенно больнымъ, св. Гурій не прекращалъ своей дѣятельности. Преставился онъ 4 декабря 1563 г., оставляя просвѣтительное дѣло въ надежныхъ рукахъ.

Преемникомъ св. Гурія былъ св. Германъ, изъ рода бояръ Полевыхъ († 1567). Въ Волоколамскомъ монастырѣ онъ подвизался подъ руководствомъ св. Гурія, былъ до своего епископства игуменомъ Старицкимъ, а затѣмъ Свіяжскимъ. Богородицкій Свіяжскій монастырь, имъ благоустроенный, сталъ просвѣтительнымъ центромъ для нагорной части Казанскаго края.

Гурий, архиеп. Казанский и Свияжский, и Варсонофий, епископ Тверской и Кашинский, святители. XVII в. Москва, ГИМ

Сынъ серпуховскаго священника 17 лѣтъ попалъ въ плѣнъ къ крымскимъ татарамъ. Пробывъ три года въ неволѣ, онъ изучилъ татарскій языкъ и магометанскую вѣру, что оказалось ему столь полезнымъ въ послѣдующей миссіонерской работѣ. Принявъ постригъ съ именемъ Варсонофія, пробывъ игуменомъ Пѣсношскаго монастыря, онъ былъ вызванъ св. Гуріемъ въ Казань. Имъ основанъ былъ тамъ Спасскій монастырь. Архим. Варсонофій своей подвижнической жизнью служилъ примѣромъ инокамъ, христіанамъ и невѣрнымъ. Татаръ привлекало къ нему также любовное врачеваніе болѣзней. Св. Варсонофій пробылъ потомъ 4 года еп. тверскимъ, вернулся на покой въ Спасскій монастырь, гдѣ преставился 11 апр. 1576 г. На время просвѣтительное дѣло въ Казани заглохло. Оживилось оно снова, когда митр. казанскимъ былъ св. Гермогенъ (1589‒1606).

Въ 1568 г. въ Астрахань посланъ былъ игуменъ Кириллъ. За годъ до этого въ Москвѣ крестилась съ сыномъ астраханская царица, получившая имя Іуліаніи и вышедшая замужъ за именитаго дворянина Плещеева. Иноки основаннаго иг. Кирилломъ Троицко-Николаевскаго монастыря вели просвѣтительную работу.

Изъ Астрахани завязались сношенія съ кавказскими народами. Христіанство на Кавказѣ исповѣдывалось въ первые вѣка, но, тѣснимое потомъ мусульманами, только мѣстами сохранялось въ XIII и XIV в.в. Со второй половины XVI в. отдѣльные черкесскіе князья пріѣзжали въ Москву и крестились. Отъ нѣкоторыхъ горцевъ поступали просьбы о присылкѣ священниковъ. Таковые были посланы съ воеводой Вишневецкимъ къ черкесамъ и съ воеводой Черемисиновымъ къ кабардинцамъ. (...)

Просвѣтительное дѣло развивалось среди Мордвы Рязанскаго и Тамбовскаго края, гдѣ въ половинѣ XVII в. явился замѣчательный архипастырь владыка Мисаилъ, архіеп. рязанскій (1651-56). Онъ совершалъ частыя поѣздки по епархіи, крестя татаръ и мордву. Въ Касимовѣ крещены были татарскіе царевичи ‒ касимовскій и сибирскій. Обращеніе въ христіанство усиливалось въ шацкомъ и кадомскомъ уѣздахъ, еще больше въ Тамбовскомъ. Дѣятельность архіеп. Мисаила встрѣчала полную поддержку со стороны патр. Никона. Но усиливалось и сопротивленіе упорныхъ инородцевъ. Въ 1656 г. по время поѣздки арх. Мисаила въ Шацкій у., вблизи с. Конобѣева, на него напала большая толпа озлобленныхъ язычниковъ. Выпущены были стрѣлы, и одна изъ нихъ пронзила архипастыря. Мученическая его кончина произвела большое впечатлѣніе на язычниковъ, и они стали креститься въ большомъ количествѣ. Какъ казанскую мордву крестили иноки Селижарова монастыря, такъ темниковскую — монахи Пурдышевскаго монастыря на берегу р. Мокши.

Въ послѣдующіе вѣка христіанская проповѣдь успѣшно развивалась въ казанской епархіи при митр. Тихонѣ (Воиновѣ), правившемъ съ 1699 ио 1724 г. Крестилось много инородцевъ, преимущественно язычниковъ. Мусульмане упорнѣе держались своей вѣры. Владыка Тихонъ первый устроилъ въ Казани школу для образованія крестившихся инородцевъ. Помощниками его были ключарь Ѳеодоръ и іером. Алексій (Раиѳскій), который крестилъ 1300 чувашъ и завелъ для нихъ школу при свіяжскомъ Богородицкомъ монастырѣ, въ которомъ потомъ до 1738 г. былъ архимандритомъ.

Позднѣйшіе архіепископы казанскіе отошли отъ того порядка, который былъ установленъ со времени св. Гурія. Начались насильственныя крещенія дѣтей, и миссіонерское дѣло стало пріобрѣтать чисто формальный характеръ; ясно проявлялось желаніе только показать большее число крещеныхъ. Настоящая просвѣтительная работа слабѣла все больше. Старался поправить дѣло архіеп. Амвросій (Протасовъ), правившій съ 1816 по 1826 г.г. Онъ предлагалъ переводить богослужебныя книги на татарскій языкъ. Его предложеніе было выполнено только въ 1847 г., но неудачно. При переводахъ и обученіи въ казанской семинаріи употреблялся книжный, а не живой разговорный татарскій языкъ.

Переворотъ въ этомъ дѣлѣ сдѣланъ былъ извѣстнымъ оріенталистомъ Н.И. Ильминскимъ (1822-91). Сынъ пензенскаго протоіерея, онъ, по окончаніи казанской академіи, оставленъ былъ при ней баккалавромъ и назначенъ членомъ комиссіи для провѣрки татарскаго перевода Новаго Завѣта. Отправленный въ Дамаскъ, Константинополь и Каиръ, онъ основательно изучилъ арабскій, турецкій и персидскій языки, которые и преподавалъ въ Казани въ академіи и университетѣ. Назначенный въ 1872 г. директоромъ казанской инородческой семинаріи, онъ всецѣло посвятилъ себя распространенію образованія среди инородцевъ. По его почину была основана школа для крещеныхъ татарскихъ дѣтей, ставшая родоначальницей такихъ же школъ во всѣхъ епархіяхъ волжско-камскаго края, а затѣмъ и повсюду. Школы сразу заслужили довѣріе у крещеныхъ татаръ. Дѣти утверждались въ вѣрѣ, и сократились случаи возвращенія крещеныхъ въ магометанство, Ильминскій переводилъ священныя книги на разговорный языкъ. Въ 1872 г. въ Казани открыта была инородческая учительская семинарія. Просвѣщенная дѣятельность Ильминскаго принесла огромные плоды. Большую пользу оказывало и созданное въ 1867 г. въ Казани Братство св. Гурія. Основаны были учительскія семинаріи: центральная чувашская въ Симбирскѣ, черемисская въ Уфѣ, инородческая въ Бирскѣ уфимской губ. (...)

Въ XVIII и XIX в.в. велась миссіонерская работа на Кавказѣ, гдѣ древнее Православіе давно уже было подавлено, владычествовавшимъ тамъ, мусульманствомъ. Но повсюду еще сохранялись слѣды его ‒ въ почитаніи св. пророка Иліи и др. святыхъ, въ соблюденіи нѣкоторыхъ постовъ и праздниковъ и пр. Въ 1746 г. Св. Сѵнодъ, по просьбѣ грузинскаго архіеп. Іосифа, послалъ къ осетинамъ миссію изъ грузинъ. Она имѣла только частичный успѣхъ, вслѣдствіе несогласій двухъ народностей. Значительно большаго достигла у осетинъ миссія прот. Лебедева, составленная въ 1771 г. главнымъ образомъ изъ русскихъ. Въ 1792 г. миссію замѣнило Моздокское викаріатство Астраханской епархіи, съ грузиномъ, еп. Гаіемъ (Токаовымъ) во главѣ.

Вслѣдствіе усиленія мусульманской пропаганды, Сѵнодъ возстановилъ въ 1814 г. осетинскую миссію, подъ управленіемъ Телавскаго архіеп. Досиѳея. Ея работа протекала успѣшно. Особенно удачно развивалась миссіонерская дѣятельность, когда въ ней принялъ живое участіе, выдающійся іерархъ того времени, экзархъ Грузіи митр. Ѳеофилактъ (Русановъ), прав. съ 1817 по 1821 г.г. Имъ обращено было вниманіе на переводы богослужебныхъ книгъ, строеніе церквей (воздвигнуто 29 для однихъ осетинъ). При немъ число обращенныхъ изъ разныхъ племенъ дошло до 47.000. Его преемникъ, митр. Іона (Василевскій), прав. съ 1821 по 1832 г.г., продолжалъ развивать миссіонерское дѣло. Осетины обращены были почти всѣ. Число обращенныхъ изъ разныхъ племенъ дошло до 60.900; въ 40-хъ и 50-хъ годахъ число годичныхъ обращеній было отъ 1000 до 2000.

Но въ это же время приходилось особенно выдерживать натискъ фанатиковъ горцевъ ‒ участниковъ движенія мюридизма, проповѣдывавшаго безусловное подчиненіе исламу и объявившаго въ 1829 г. священную войну противъ невѣрныхъ (газаватъ). Только послѣ покоренія и замиренія Кавказа (1864) возможно было полностью развить тамъ миссіонерское дѣло. Успѣшно дѣйствовало общество возстановленія православія на Кавказѣ. Созданы были новые монастыри въ Пицундѣ и Новый-Аѳонъ (1875), вблизи Сухума на берегу Чернаго моря.

Россія никогда не умѣла, да и не любила во всѣхъ своихъ начинаніяхъ говорить объ успѣхахъ, подчеркивать свои достиженія. Многое, творимое на разныхъ поприщахъ, было мало извѣстно. Не замѣтно для широкихъ круговъ проходила и миссіонерская работа. Даже такой исключительный во всѣхъ отношеніяхъ человѣкъ, какъ А.С. Пушкинъ, высказыванія котораго поражаютъ умомъ и правильностью сужденій ‒ г. онъ, въ своемъ «Путешествіи въ Арзрумъ» огорчался, что Россія не подумала во время о проповѣданіи христіанства на Кавказѣ. Нашъ великій писатель ставилъ русскимъ въ примѣръ католическихъ миссіонеровъ, скитавшихся тогда по пустынямъ Африки, Азіи и Америки и проповѣдавшихъ христіанство. «Какая награда ихъ ожидаетъ?» ‒ вопрошалъ Пушкинъ и отвѣчалъ: «Обращеніе старика или странствующаго мальчика, или семейства дикихъ или бѣднаго умирающаго старца, иногда мучительная смерть».

Черезъ все это прошло русское миссіонерство, ‒ начиная съ преп. Кукши [просветителя вятичей. ‒ Ред. РИ]. Ознакомить съ этимъ и старались мы посильно въ семъ скромномъ очеркѣ. Русская Церковь и въ дѣлѣ обращенія къ истинной вѣрѣ многочисленныхъ нехристіанскихъ народовъ, входившихъ постепенно въ предѣлы Царства, затѣмъ Имперіи, не зарыла въ землю дарованныхъ ей талантовъ.

Н. Тальбергъ

Источникъ: "Православный Путь". Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ. Приложеніе къ журналу "Православная Русь" [за 1952 годъ]. ‒ Джорданвиль: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкий монастырь, 1952.

 

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250973319

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.