Въ давнія времена, во времена величайшихъ бѣдствій разлагавшагося Рима, блаженный Августинъ, защищая истину христіанства, развивалъ мысль о томъ, что наряду съ отживающимъ и погибающимъ отъ своего разврата «градомъ діавола», въ который превратился Римъ, есть свѣтлый и живой «градъ Божій», въ которомъ обитаетъ христіанское населеніе имперіи. Онъ доказывалъ, что бѣдствія, карающія Римъ, минуютъ христіанъ, которые силой Божіей живутъ счастливо и спокойно даже среди разореній варваровъ.
(Художник – Кирилл Киселёв)
Среди бѣдствій и нестроеній современной Россіи, столь часто напоминающей «градъ діавола», также существуетъ «градъ Божій», Высшею силой охраняемый въ душевномъ мирѣ и спокойствіи даже при самыхъ ожесточенныхъ нападеніяхъ обитателей «града діавольскаго».
Эти уголки «града Божія» каждый православный знаетъ въ своихъ приходахъ, въ своихъ иноческихъ обителяхъ; онъ ихъ встрѣчаетъ среди случайной толпы не знающихъ другъ друга паломниковъ, среди духовныхъ дѣтей всѣмъ извѣстныхъ наставниковъ; находитъ уголки «града Божія» въ своей семьѣ и вообще всюду, гдѣ вѣрятъ въ Бога, чтутъ Его и стараются жить по Его, а не по своей волѣ. Волны житейскаго моря, воздвигаемаго бурей напастей, обрушиваются со всѣхъ сторонъ на островки «града Божія», многое разоряютъ, многихъ грубо оскорбляютъ не только въ моменты какихъ-нибудь «освободительныхъ движеній», а иной разъ еще и похуже — въ моменты торжества порядка. Однако, не погибаютъ уголки и островки «града Божія», ихъ обитатели не остаются безъ поддержки, не умираютъ съ голода, и даже среди напастей чувствуютъ себя во много разъ счастливѣе, чѣмъ ихъ враги и разорители, выходцы «града діавола».
И вотъ, среди хаоса мнѣній, среди вавилонскаго смѣшенія идей и языковъ современной Россіи, для всѣхъ, еще надѣющихся на возрожденіе родины, главнѣйшимъ дѣломъ должно быть теперь охраненіе нашего «града Божія». Чтó бы ни случилось съ Россіей, онъ не исчезнетъ, какъ не исчезъ при разрушеніи древняго Рима. Но страшна судьба страны, когда обитатели «града Божія», какъ нѣкогда блаженный Августинъ, принуждены сказать себѣ, что все вокругъ развертывающееся есть уже не родина ихъ, а «градъ діавола», съ которымъ ихъ связываютъ развѣ только условія матеріальной жизни да холодныя узы юридическаго строя. Пусть не постигнетъ насъ это бѣдствіе, ибо въ немъ — смерть государства.
Родники жизни этической находятся только въ «градѣ Божіемъ». Ими нѣкогда воспользовалась для своего спасенія древняя Византія и этимъ протянула жизнь «Ромеевъ» еще на тысячу лѣтъ. Этими родниками воспользовались молодыя тогда націи и основали могучія государства и пышныя цивилизаціи. Мы не должны допустить, чтобы теперь наше родное государство отвернулось отъ этихъ родниковъ и загубило себя въ духовномъ безплодіи «града діавола». А для этого мы должны всѣми силами охранять уголки островки «града Божія», у насъ процвѣтающіе среди духовнаго истощенія окружающаго міра.
Пусть не покажутся наши слова непонятными. Тѣ, которые пользуются указываемыми нами родниками жизни, безъ объясненій поймутъ насъ. Тѣ, которые еще остаются хоть немножко христіанами, и даже тѣ, которые имѣли несчастіе утратить живую вѣру, пусть разспросять знающихъ, пусть побываютъ въ нашихъ оазисахъ, обителяхъ истинныхъ иноковъ, побываютъ у нашихъ святынь, приглядятся къ нашимъ домашнимъ и общественнымъ праздникамъ этимъ святынямъ, и тогда они поймутъ насъ, увидятъ, что не фразы говоримъ мы, а указываемъ дѣйствительные источники утѣшенія и духовной жизни, причастность къ которымъ дѣлаетъ человѣка свободнымъ при какомъ угодно порабощеніи со стороны «града діавола». Они поймутъ, какое бѣдствіе готовятъ Россіи всѣ, разъединяющіе нашу гражданскую жизнь съ жизнью «града Божія», и какія необоримыя силы могли бы влиться въ духовно истощаемую Россію съ того момента, когда русскіе граждане и правители земли рѣшатся снова искать союза съ этимъ источникомъ нравственной жизни и высоты личности.
Бѣдствія Россіи и ея развращеніе начались съ того, что нѣкогда живой союзъ сталъ постепенно превращаться въ пустую форму, и даже хуже — сталъ поддерживаться только изъ желанія подчинить государству свободный «градъ Божій». Это предпріятіе — фантастическое, потому что нравственный элементъ выше и сильнѣе юридическаго. Право юридическое само дѣлается сильно только тогда, когда подчиняется праву нравственному, Божественному. Пытаясь подчинить себѣ Церковь, государство только отбрасываетъ отъ себя всю ея живую силу, которая единственно полезна для него.
И вотъ съ этого подчиненія, собственно говоря лишь мечтательнаго, ибо оно состояло въ подчиненіи лишь внѣшности, а вело къ разрыву союза съ самою сущностью «града Божія», — съ этого и началось паденіе Россіи. Съ возвращенія ея къ нравственному подчиненію государственнаго закона праву Божественному только и можетъ начаться снова возрожденіе русскаго разума, русской мощи, русской доблести, русской исторической миссіи.
И мы не должны терять надежды, что еще способна къ этому Россія, а въ ожиданіи — наша задача, какъ для своей собственной души, такъ и для блага родины и родного государства, охранять въ себѣ и вокругъ себя святость жизни «града Божія», какъ бы ни мѣшали этому ложные шаги нынѣшней гражданственности, временно, нужно надѣяться, у насъ возобладавшей.
1910, № 184
Источникъ: Л. Тихомировъ. Къ реформѣ обновленной Россіи. (Статьи 1909, 1910, 1911 гг.). — Москва: Типографія В. М. Саблина, 1912. — С. 10–12.
+ + +
МВН. «Среди бѣдствій и нестроеній современной Россіи, столь часто напоминающей "градъ діавола"... среди хаоса мнѣній, среди вавилонскаго смѣшенія идей и языковъ современной Россіи» ‒ эти слова написаны русским православным патриотом, главным идеологом Российской монархии, в 1910 году ‒ в еще православной Империи во главе с благоверным Помазанником Божиим с образцовой семьей, при котором страна успешно развивалась по всем материальным показателям. Тихомирова при этом удручала усиливающаяся духовная деградация общества, только что едва оправившегося от "первой" (в коммунистической историографии) революционной смуты. Об этой деградации в годы написания данной статьи немало предупреждал св. прав. Иоанн Кронштадтский. И еще в XIX веке предвидел свт. Феофан Затворник:
«Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, – в св. мощах и чудотворных иконах, разсеянных по всей России! И, однакож, во дни наши начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестанство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и геологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера и Православие слабеют. Ужели же мы не образумимся? И будет, наконец, тоже и у нас, что, например, у французов и других... Что там сделалось в малом объеме, того надобно ожидать со временем в больших размерах...».
Что же можно сказать о нынешнем состоянии нашей страны‒Олигархата, когда и большинство народа, и правители ‒ неверующие манкурты. Тем более Тихомиров оценил бы как "диавольские" и нашу официальную "систему образования" (разрушающую образ Божий в человеке), и официальную "культуру" (в которой доминирует культ греха как в западном либеральном обличье, так и в соцреалистическом), и вавилонскую мигрантизацию, и ту жреческую структуру, которая претендует называться "Русской Православной Церковью", но стремится к примирению Христа и велиара в русле государственной идеологии богопротивной ресоветизации. Похоже, в наше время исполнились пророческие слова свт. Феофана о том, что в последние времена «имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное».
Потому ныне еще более устращающе звучат слова Тихомирова: «Но страшна судьба страны, когда обитатели "града Божія", какъ нѣкогда блаженный Августинъ, принуждены сказать себѣ, что все вокругъ развертывающееся есть уже не родина ихъ, а "градъ діавола", съ которымъ ихъ связываютъ развѣ только условія матеріальной жизни да холодныя узы юридическаго строя. Пусть не постигнетъ насъ это бѣдствіе, ибо въ немъ — смерть государства».
Для православных подданных-"иноагентов" исторической России, «еще надѣющихся на возрожденіе родины, главнѣйшимъ дѣломъ должно быть теперь охраненіе нашего "града Божія"», который ныне умалился до узкого круга очагов и оазисов, состоящих из единомышленников, даже не всегда семейного размера. Ныне эти люди живут на своей плененной родине во внутренней эмиграции в молитвенной надежде на Божию помощь ради тех "десяти праведников", которые не переведутся до конца истории и составят спасаемый Господом Стан святых и Град возлюбленный, как нам это открыто в Священном Писании. В этот последний Град Божий ‒ дай, Господи, попасть всем верным, задача которых должна быть в вовлечении в него как можно большего числа наших соотечественников в как можно более широких его границах на Русской земле.
И потому именно Россию, даже в нынешнем нерусском манкуртском виде сохраняющую свой малый Град Божий, считают своим главным экзистенциальным врагом строители царства антихриста. Те правители, аналитики, эксперты и проч., которые этого не понимают и надеются на примирение Христа и велиара как внутри Олигархата, так и вовне ‒ ведут нас к тому «бѣдствію, въ которомъ смерть государства».
РПЦ не безблагодатная "жреческая структура", а та среда, в которой образуются эти островки Града Божия. Надо же отделять церковную организацию и Церковь как организм, внутри этой организации существующий. В организации могут быть искажения Истины, а Церковь вбирает в себя из этой организации только неповрежденное. Например, есть экуменизм и все его исповедники отлучают себя от Церкви-организма. Но никто не мешает любому прихожанину РПЦ этот экуменизм признавать за ересь и не погрешать в этом вопросе. Думаю, так и в других случаях происходящей апостасии.
Антип, вполне согласен с Вами. Но это, к сожалению, именно внутренняя эмиграция, отличная от политики официальной церковной власти МП. Нельзя считать Церковью тех, кто учит о всякой власти как богоугодной. Это было и остается главной и принципиальной причиной отделения РПЦЗ и сейчас ее "осколков".
Отрадные слова Льва Александровича.
Уважаемый Антип, давайте в Вашей формуле «экуменизм» заменим на «католицизм» который тоже ересь, а «РПЦ» на РКЦ(Римо Католическая Церковь) и послушаем как это звучит: "Например, есть католицизм и все его исповедники отлучают себя от Церкви-организма. Но никто не мешает любому прихожанину РКЦ этот католицизм признавать за ересь и не погрешать в этом вопросе». Т.е. в вопросе о безусловной благодатности РКЦ? Отдаёт абсурдом, не находите? А дело тут в том, что наделять РПЦ МП благодатью это и есть абсурд. А ошибка здесь от того, что с ног на голову поставлен вопрос о Церкве оргвнизации и Церкви организме. Надо понимать, что первична на Земле Воинствующая Церковь организм, как часть Тела Христова и она же и может только создать необходимую ей организацию. А не наоборот такую отпавшую от Тела Христова «жреческую структуру» как МП разбавлять некими благодатными «островками» отдельными. Церковь не делима и едина и не имеет общения через Тело и Кровь Христовы с отпавшими от неё членами. На этом каноническом фундаменте была основана Котакомбная Церьковь Новомучеников и РПЦЗ. На сегодня же разорвать духовные путы Московской Патриарзии похоже возможно лишь в разряде чудесных явлений.
Игорь Николаевич, хорошо раскрывает тему Церкви-Организма и Церкви-организации Михаил Новоселов во втором письме книги "Письма к друзьям". На протяжении всей истории Церковь как Тело Христово существовало и существует в недре той или иной церковной организации. В этих организациях могут быть люди разных взглядов и духовности. Наличие в церковной организации чуждых Церкви людей не делает саму организацию безблагодатной. Если церковная организация РПЦ не отступила от православных вероучительных, догматических истин, если в ней храниться Предание Церкви, то и благодать в этой организации подается тем, кто верен Истине и ни в чем ее не искажает. РКЦ безблагодатна так как в ней повреждены догматы и Предание, кто присоединяется к ней принимает эти искажения вместе с ее вероучением и делается чуждым Истине. В РПЦ тот же экуменизм или патриархийный практический папизм не являются догматическими истинами, не требуют непременного признания и исповедания, а потому и благодать верным подается.
Антип, вполне согласен с Вами. Сегодня миллионы русских людей ходят в храмы РПЦ, исповедуются и причащаются! Не думаю, что все безоговорочно принимают слова Патриарха о "богоугодности всякой власти"! Более того, в оригинале (на старославянском) сказано св. апостолом Павлом, что "власть суть то, что Богом установлена"! Т.е. не всякая верхушка иерархического правления народом (сообществом) является "властью" в христианском понимании (наприер, окупационный режим): а лишь та, которая установлена Богом (освящена Его Церковью)! А "угодничество" некоторых церковных иерархов по отношению к руководству государства ("демократически назначенному") не может лишать всю Святую Церковь Благодати Божией!
Определение "Церкви-Организма" очень точно сформулировал наш выдающий богослов Алексей Степанович Хомяков: "Цеpковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живyщей во множестве pазyмных твоpений, покоpяющихся благодати."
Высшее духовенство тяжко согрешило, коварно предав царя и поправ монархию в 17г. Благословляя масонское врем. правительство и карая священство за поминовение Романовых , в нарушение верноподданческих присяг оказалась под проклятием и вызвала страшного демона в обличье большевиков. Они то показали ,кто в доме хозяин. Господь долготерпит. В 2018 году, в столетие убиения святой царской семьи был еще шанс всенародно покаяться, но кто-то больше возлюбил тьму. Вместо покаянных крестных ходов, вместо должного осмысления трагедии 1917г. провели бесовской шабаш ЧМ по футболу, поглумляясь над памятью всех новомучеников и исповедников, и всех пострадавших за Православную Веру. А главный церковник пожелал достойной игры"нашей"сборной. Спасайся кто как может. Вторично предали царскую семью. И после этого мы хотим дождаться Божией помощи? Будет ли у нас еще исторический шанс? Вот в чем вопрос.
По всему выходит, что пока гром не грянет, то сергианин не перекрестится. Сергианин здесь тот, кто причащается там, где поминается Лже-епископ. А там где Лже-епископ, там и Лже-церковь, в которой каноны не в исполнении повеления Духа Истины, послушания Святым Отцам и подрожании Новомученикам, а выходная одежла по ситуации. А гром - это когда Антихрист придёт, то этот сергианин перекрестится на него, как на власть от Бога данную, а начертание на лоб примет с верую, что не умрёт, как поверили в раю Праотцы наши. Не предлагаю здесь всех сергиан одной гребёнкой причёсывать, но полагаю, что Откровение Иоанна Богослова о прельщении избранных касается довольно близко именно их.