28 января Католическая церковь отмечает день памяти своего святого Фомы Аквинского (Томаса или Фомы Аквината, 1225‒1274). У католиков он признан наиболее авторитетным религиозным философом, соединившим христианское вероучение с идеями Аристотеля. Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Исходя из этого, он сформулировал для своей церкви пять рациональных доказательств бытия Бога. Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на духовную жизнь западного общества.
В православном богословии не было подобной школы «доказательств бытия Бога» на основании закономерностей материального мiра. Православие, не противопоставляя веру и разум, главное доказательство бытия Бога видело в человеке, способном к личному богообщению.
Пять доказательств Фомы Аквинского подвергались критике как атеистами, так и православными авторами.
Ниже помещен критический текст философа Антона Лашина. ‒ Ред. РИ.
5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского кратко с примерами.
Критика и опровержение пяти доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
О том, существует Бог или нет, спорят уже много сотен лет. Верующие старательно аргументируют свои взгляды, тогда как скептики столь же старательно их опровергают. В этой статье мы коснемся 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. С примерами опровержения мы также ознакомимся, чтобы ясно представлять себе сильные и слабые стороны этой системы.
О доказательствах святого Фомы
Святой Фома Аквинский – это знаменитый католический богослов, труды которого приобрели статус официального вероучения западной церкви, руководимой папским престолом в Риме. Упомянутые 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского были изложены им в фундаментальном труде, который называется «Сумма теологии». В нем автор в числе прочего утверждал, что доказать существование Творца можно двумя путями, а именно с помощью причины и с помощью следствия. Другими словами, речь идет об аргументах от причины к следствию и от следствия к причине. Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского основываются на втором подходе. Общая логика их такова: так как имеются очевидные следствия причины, то сама причина также имеет место быть. Фома утверждает, что бытие Бога не очевидно для людей. Поэтому доказать его существование можно, если рассматривать Творца как первопричину очевидных нам следствий. Это утверждение и берет за основу святой Фома Аквинский. 5 доказательств бытия Бога, кратко описанные, конечно же, не позволят в полной мере оценить глубину мысли этого выдающегося богослова, но вполне помогут составить общее впечатление о затронутой проблеме.
Доказательство первое. От движения
В наше время этот аргумент Фомы обычно называют кинетическим. Оно основывается на утверждении, что все сущее находится в движении. Но само по себе ничто не может двигаться. Так, например, телегу двигает лошадь, автомобиль заставляет двигаться мотор, а парусник приводит в действие поток воздуха. Двигаются молекулы, атомы и все, что есть в мире, и все оно получает импульс к действию извне, от чего-то другого. А то, в свою очередь, от третьего и так далее. В итоге получается бесконечная цепь причин и следствий. Но бесконечной цепи, как утверждает Фома, быть не может, иначе не было бы первого двигателя. А раз нет первого, то нет и второго, и тогда движения вообще не существовало бы. Соответственно, должен быть первоисточник, который является причиной движения всего остального, но который сам не поддается воздействию третьих сил. Этот перводвигатель и есть Бог.
Доказательство второе. От производящей причины
Этот аргумент базируется на утверждении, что каждая вещь, каждое явление является следствием какой-либо производящей причины. Дерево, согласно ему, вырастает из семени, живое существо рождается от матери, стекло получается из песка и так далее. При этом никакая вещь в мире не может быть причиной самой себя, так как в таком случае нужно было бы признать, что она существовала до своего появления. Другими словами, яйцо не может само себя снести, а дом – себя построить. И в итоге снова получается цепочка бесконечных причин и следствий, которая должна упираться в первоисточник. Его существование не является следствием предваряющей причины, но сам он является причиной всего остального. А не будь его вовсе, то не было бы и процесса производящих причин и следствий. Этот первоисточник и является Богом.
Доказательство третье. От необходимости и случайности
Как и все 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, этот аргумент основывается на законе причины и следствия. Однако он весьма своеобразен. Фома утверждает, что в мире есть случайные вещи, которые могут существовать, а могут и не существовать. Когда-то они реально появились, а до этого их не было. И невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы они возникли сами собой. Соответственно, должна быть причина их появления. В конечном счете, это приводит нас к постулированию существования такой сущности, которая была бы необходима сама по себе и не имела бы внешних причин для того, чтобы являться необходимостью для всех других. Эту сущность Фома и определяет понятием «Бог».
Доказательство четвертое. От степени совершенства
Фома Аквинский пять доказательств бытия Бога основывал на аристотелевской формальной логике. Одно из них гласит, что во всех вещах, какие есть в мире, проявляются различные степени совершенства. Это относится к понятиям добра, красоты, благородства и формы существования. Однако степени совершенства познаются нами только в сравнении с чем-либо другим. Другими словами, они относительны. Далее Аквинат делает вывод, что на фоне всех относительных вещей должен выделяться некий феномен, наделенный совершенством в абсолютной степени. К примеру, сравнивать вещи по красоте можно либо относительно худших, либо относительно лучших вещей. Но должен существовать абсолютный критерий, выше которого ничего не может быть. Вот это самое совершенное во всех отношениях явление и есть то, что называется Богом.
Доказательство пятое. От руководства миром
Как и все пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, это отталкивается от идеи первопричины. В данном случае она рассматривается в аспекте осмысленности и целесообразности, которыми обладает мир и населяющие его живые твари. Последние стремятся к чему-то лучшему, то есть осознанно или неосознанно преследуют какую-то цель. Например, продолжение рода, комфортное существование и так далее. Поэтому Фома делает вывод, что должно существовать высшее существо, которое разумно управляет миром и создает для всего свои цели. Само собой, это существо может быть только Богом.
Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского и их критика
Даже поверхностный анализ приведенных выше аргументов показывает, что все они являются аспектами одной и той же логической цепочки. Пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского сосредоточены главным образом не на высшей сущности, а на материальном мире. Последний выступает в них как следствие или комплекс различных следствий единой первопричины, которая сама ни в чем не имеет причин, но которая обязательно должна существовать. Фома называет ее Богом, но, тем не менее, это не приближает нас к пониманию того, что есть Бог.
Следовательно, эти аргументы никак не могут доказать существование именно конфессионального Господа, христианского или какого-либо еще. На их основании нельзя утверждать, что существует именно тот Творец, которому поклоняются последователи авраамических религий. Кроме того, если проанализировать пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, становится ясно, что постулирование Творца мира является скорее не необходимым логическим заключением, а гипотетическим предположением. Это видно из того, что природа первопричины в них не раскрыта, и она может оказаться совершенно иной, нежели мы ее себе представляем. Эти аргументы не убеждают в истинности метафизической картины мира, которую предлагает Фома Аквинский.
Пять доказательств бытия Бога кратко освещают проблему нашего незнания первооснов мироздания. Теоретически может оказаться, что наш мир – это творение некой сверхцивилизации, или следствие действия неоткрытых еще законов вселенной, или некая эманация и так далее. Другими словами, на роль первопричины можно предложить любую фантастическую концепцию и теорию, которая не имеет с Богом, как мы его себе представляем, ничего общего. Таким образом, Бог как Творец мира и первопричина всего – это лишь один из вероятных ответов на вопросы, которые формулирует Фома. Соответственно, данные аргументы не могут служить доказательствами в прямом смысле слова.
Еще один контрдовод касается четвертого доказательства, в котором постулируется некая градация совершенства явлений в мире. Но, если вдуматься, что может служить гарантом того, что такие понятия, как красота, добро, благородство и так далее, являются вполне себе объективными характеристиками, а не субъективными категориями человеческого ума, то есть продуктом ментальной дифференциации? В самом деле, что и как измеряет красоту, и какова природа эстетического чувства? И можно ли мыслить Бога в рамках человеческих понятий о добре и зле, которые, как показывает история, постоянно претерпевают изменения? Меняются ценности этические – меняются ценности и эстетические. То, что вчера казалось эталоном прекрасного, сегодня – образчик посредственности. То, что было добром двести лет назад, сегодня квалифицируется как экстремизм и преступление против человечности. Вписывание Бога в эти рамки человеческих понятий делает его всего лишь еще одной мыслительной категорией, причем такой же относительной. Поэтому отождествление Всевышнего с абсолютным добром или абсолютным благом – это отнюдь не свидетельство его объективного существования.
Более того – такой Бог непременно будет находиться за рамками зла, грязи и уродства. То есть он не может быть абсолютным злом, например. Нам придется постулировать наличие нескольких богов, олицетворяющих собой различные взаимоисключающие феномены в их абсолютной степени. Ни один из них, соответственно, в силу своего ограничения, не сможет быть настоящим Богом, который, как абсолют, должен вмещать в себя все, а значит, быть единым. Проще говоря, никакие понятия и категории человеческого ума не приложимы к Богу, а потому не могут служить доказательством его бытия.
Антон Лашин
22 декабря 2015 г.
https://vk.com/wall160549445_3683?w=wall160549445_3683
Страница Евгения Шепелёва из Калининграда, выпускника РГУ им. Канта, 1979.
+ + +
МВН. Слабость приведенных автором опровержений выглядит более очевидной, чем таковая доказательств Фомы Аквинского, который сознательно ограничил их рационально-логическими рамками. Доказательства западного богослова, как верно отмечает автор:
«... являются аспектами одной и той же логической цепочки» и «сосредоточены главным образом не на высшей сущности, а на материальном мире. Последний выступает в них как следствие или комплекс различных следствий единой первопричины, которая сама ни в чем не имеет причин, но которая обязательно должна существовать. Фома называет ее Богом, но, тем не менее, это не приближает нас к пониманию того, что есть Бог».
Да, не приближает к пониманию того, что есть Бог, потому что Бог в своей полноте непознаваем ограниченным человеческим умом, однако ум в состоянии понять существование самой Первопричины. Можно, конечно, ограничиться таким ее названием, не вдаваясь в ее уточнение, которое Антон Лашин считает отсутствующим у Фомы Аквинского. Однако само существование Первопричины ведь доказано с логической простотой, предназначенной для простых верующих и неверующих. Впрочем, кажется, подобные доказательства были и задолго до Фомы Аквинского у греков, они есть и в Святоотеческом Предании, и в Священном Писании: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Послание к Римлянам 1:20 — Рим 1:20)
Кроме того, доказательство третье Фомы "От необходимости и случайности" выходит за рамки указанной логической цепочки. Это указывает на вмешательство в нее какой-то внешней силы, не зависимой от причинно-следственной связи и вышестояшей, более властной над материальным мiром.
Эта сила своим вмешательством в причинно-следственный ход событий обнаруживает себя и в человеческой истории, и в жизни отдельных людей, но для понимания этого необходимо уже применение духовного зрения. То есть непосредственного ощущения Бога, для чего человеку дан Богом особый орган богопознания: образ и подобие Божие.
Сказано много правильных слов, только приводят они не ко Христу, а к "папе", а вместе с либералэкуменистами к жидовской повинностиу и антихристу. Христа ведь тоже не атеисты предали на распятие.
Пришел к своим, и свои Его не приняли.
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими Ин. 1: 11-12
"...непосредственное ощущения Бога, для чего человеку дан Богом особый орган богопознания: образ и подобие Божие."
Извините, Михаил Викторович, статья и Ваш комментарий, мне напомнили диалог "знающего" с атеистами в начале романа "Мастер и Маргарита". Только ради Бога поверьте, написал без иронии и сарказма или иным образом Вас как-то раздразнить.
Вопрос. Вы считаете, что у Фомы Аквината орган богопознания был повреждён или неразвит?
Юрий, Ваш вопрос опять в Вашем лукавом духе с приписыванием мне собственных домыслов. Фома ставил себе цель рационального логического (философского) доказательства бытия Божия, и полагаю, что в этом он кому-то был полезен.