26.09.2025       2

Черная легенда о "Кровавой инквизиции"


В европейском общественном сознании много веков существует устойчивый негативный стереотип об Испанской инквизиции, получивший название "Черная легенда". Однако, современная историческая наука аргументированно опровергает этот миф, основываясь на анализе огромной массы архивных документов.

Первый Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада

"Черная легенда" целенаправленно формировалась политическими противниками Испанской империи в XVI-XVII веках. Основным источником "Черной легенды" является работа 1552 года "Кратчайшее сообщение о разрушении Индий" доминиканского монаха Бартоломе де лас Касаса, в ней критиковалась колониальная политика Испании. Бартоломе де лас Касас призывал реформировать колониальные институты, чтобы защитить индейцев Америки.

В XVI веке бушевали масштабные религиозные войны между католиками и протестантами, шла борьба за гегемонию в Европе, и работы Бартоломе де лас Касаса были использованы французскими и протестантскими пропагандистами для создания негативного образа католической Испании.

Протестантские государства, в особенности Нидерланды в период их войны за независимость от монархии Габсбургов, использовали образ "Кровавой Инквизиции" для формирования антииспанского общественного мнения. Французские переводы работ Бартоломе де лас Касаса и других критических текстов служили инструментом дипломатической борьбы с влиянием Испании в Европе.

Формирование негативного образа испанской Инквизиции так же было следствием влияния протестантской историографии, которая представляла католические институты воплощением обскурантизма и тирании. Большую роль в создании "Черной легенды" сыграли работы автора Рейналдуса Монтануса о "чудовищных зверствах инквизиции", которые широко распространялись в протестантских государствах, несмотря на явную (религиозную и политическую) предвзятость и использование недостоверных источников.

Во второй половине XX века историки получили доступ к архивам инквизиционных трибуналов, и провели систематический анализ огромного массива документов, среди которых: процессуальные материалы, переписки инквизиторов, финансовые отчёты и другие первоисточники, а так же был проведён сравнительный анализ различных судебных систем раннего Нового времени.

Отказавшись от предвзятых эмоциональных оценок в пользу статистического анализа, исследователи доказали, что Инквизиция действовала в рамках жёсткой правовой системы, с четкими процедурами принятия решений, а так же с правом на защиту подозреваемого и на возможность апелляции. Инквизиторы были обязаны следовать строгим инструкциям, регламентировавшим все аспекты судебного процесса, от ареста подозреваемого до вынесения приговора. Так же существовала развитая система контроля за деятельностью местных трибуналов со стороны Верховного совета Инквизиции, что пресекало произвол на местах.

Что касается реального количества жертв Испанской инквизиции. За весь период её существования, с 1478 по 1834 год, было казнено от 3 до 5 тысяч человек. То есть никаких сотен тысяч и миллионов жертв, которые фигурировали в протестантской пропагандистской литературе XVI-XVII веков не было даже близко.

Более того, оказалось, что смертные приговоры выносились примерно в 2-3% случаев от общего числа процессов, причем значительная часть казней происходила заочно в отношении лиц, скрывшихся от правосудия. Значительную часть приговорённых к казни в действительности не казнили, а сжигали чучело, которое символизировало осужденного. Большинство обвиняемых получали мягкие наказания: покаяние, денежные штрафы, временное заключение или ношение позорной одежды.

Применение пыток также было редким явлением. Пытки применялись всего в 2% процессов и строго регламентировались. Существовали инструкции относительно методов и продолжительности пыток, а медицинское наблюдение за состоянием подозреваемого было обязательным. Более того, существовал запрет на пытки беременных женщин, детей и пожилых людей.

Если сравнить Испанскую инквизицию со светскими судами той же эпохи, то окажется, что светские применяли пытки значительно чаще, и процесс пыток в них гораздо менее строго регламентировался, то есть было больше злоупотреблений.
t.me/righthistory

«Аутодафе», Ф. Гойя (1812—1819)

Справка из Википедии:
Инквизиции в Испанских землях, возникшая в XIII веке как отголосок борьбы с ересями в южной Франции, возродилась с новой силой в конце XV века и приобрела огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции, так как нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоёванных от мавров королями христианских королевств Пиренейского полуострова. Евреи и мавры были наиболее зажиточными элементами населения. Чтобы избежать преследований, многие из них крестились, однако продолжали тайно исповедовать прежнюю религию. В XIV—XV веках раввины называли выкрестов-конверсо «принуждёнными» и продолжали считать их частью еврейского народа.

При королеве Изабелле Кастильской и её супруге Фердинанде Католике инквизиционная система была реорганизована. В 1478 году была получена булла от папы Сикста IV, разрешавшая католическим королям установление своей инквизиции, в 1480 году были назначены первые инквизиторы, а в 1481 году в Севилье произошло первое аутодафе (торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осуждённых еретиков, чтение приговоров и их исполнение, в том числе сожжение на костре).

Руководящим органом, учреждённым в 1488 году, стал Совет Верховной и генеральной инквизиции (Consejo de la Suprema y General Inquisición), или Супрема, состоящий из шести-десяти членов, назначаемых короной. Супрему возглавлял Генеральный инквизитор (в период с 1507 по 1518 годы было два генеральных инквизитора Кастилии и Арагона), назначаемый королём и утверждаемый папой римским. Первыми главами испанской инквизиции были: доминиканец, духовник королевы Изабеллы, Томас де Торквемада (1483—1498), и доминиканец, архиепископ Севильский, наставник принца Хуана, Диего де Деса (1498—1506); оба отличались рвением и оба, согласно слухам, сами были еврейского происхождения.

Функции Супремы заключались в том, чтобы контролировать работу инквизиционных трибуналов, ограждать их от вмешательства местных властей, издавать общие правила и распоряжаться финансами, которые составляло конфискованное имущество осуждённых еретиков, штрафы и выплаты за смягчение наказания; эти средства распределялись между инквизицией и королевской казной. Имущество, конфискованное у еретиков, составляло фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 году Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и был выработан кодекс, регулировавший инквизиционный процесс.

С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперёд, особенно в 1492 году, когда на фоне энтузиазма после взятия Гранады католические короли приняли решение об изгнании из Испании иудеев, которых в те годы в Кастилии оставалось уже всего около 8 тысяч. Этот указ не оставлял евреям, не уезжающим из Испании, иного выхода, кроме принятия католичества. Мотивом своего решения Фердинанд и Изабелла объявили дурное религиозное влияние евреев-иудеев на выкрестов.

В советской историографии главным мотивом преследований объявлялся не столько религиозный фанатизм, сколько желание королевской власти воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов путём конфискации имущества осуждённых. Другими историками указывалось на общий рост социальной напряжённости, конкуренции среди буржуазии и национальных конфликтов в городах Испании.

В эпоху Торквемады, прибывая в ту или иную местность, инквизиторы провозглашали «эдикт милосердия». Это был 30-дневный период, в течение которого тайные иудеи могли добровольно исповедаться в своём грехе и совершить покаяние. В то жё время и другие лица, обладавшие информацией о христианах, втайне практикующих иудаизм, могли уведомить о них трибунал.

Подсудимого могли даже полностью оправдать, хотя это было, скорее, редкостью, или приговорить к незначительному наказанию, если он публично каялся. Гораздо чаще, чем к смерти, осуждённых приговаривали к различным штрафам, конфискации имущества (но при этом необходимо было установить момент совершения преступления и конфисковать нажитое за период с наступления этого момента), тюремному заключению, либо накладывали пост и епитимью и обязывали определённый срок носить специальную одежду кающегося (санбенито). Правда, если осуждённый после покаяния снова попадал в руки инквизиции по подозрению в ереси, спасти его могло уже мало что, поскольку он считался рецидивистом. Если подсудимый отказывался давать показания или не сообщал ничего свыше того, что было известно из показаний свидетелей, инквизиторы прибегали к пыткам (которые не были изобретением инквизиторов и ещё активнее применялись светскими судами).

В ходе аутодафе публично зачитывались приговоры, произносились покаяния осуждённых и приводились в исполнение все наказания, начиная от наложения епитимьи или штрафа и заканчивая сожжением на костре.

Преемники Торквемады, Диего де Деса и особенно кардинал Химе́нес де Сисне́рос, архиепископ толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании. К 1500 году массовая истерия по поводу евреев-выкрестов пошла на убыль. Хименес де Сиснерос реформировал инквизицию, придав каждому трибуналу чиновников-мирян.

Первый историк инквизиции Хуан Антонио Льоренте в начале XIX века предполагал, что за период от 1481 до 1498 годов около 8800 человек было сожжено на костре; 90000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения в виде чучел или портретов; также 6500 человек было сожжено после казни удушением. Более поздние историки сочли эти цифры преувеличенными.

Современные исследователи называют куда меньшие цифры, проф. Г. Кеймен насчитал общее число казнённых за правление Торквемады (самый кровавый период в истории организации) в полторы тысяч человек приблизительно, проф. Т. Мэдден пишет о двух тысячах казнённых за 15 лет работы Торквемады и таком же количестве за все остальные годы. Сложности с подсчётами объясняются тем, что далеко не все архивы трибуналов сохранились; основной источник — архив Супремы, где находятся годовые отчёты местных трибуналов за XVI—XVII века, однако и там есть пробелы по ряду трибуналов, а главное — данные за этот период нельзя экстраполировать на предыдущий и последующий, ибо менялись как степень активности инквизиции в целом, так и процент смертных приговоров.

Несколько лет спустя после отвоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1491 года. В 1502 году маврам Кастилии и в 1526 году Арагона было предписано либо креститься, либо оставить страну. Инквизиция особенно активно занималась морисками (обращёнными маврами) с 1568 года, когда те подняли восстание в Андалусии, подавленное лишь через два года, и до изгнания морисков из Испании в 1609 году.

Кроме «новых христиан» еврейского и мусульманского происхождения испанская инквизиция в XVI—XVII веках преследовала протестантов, немногочисленных в Испании и концентрировавшихся в основном в Севилье и Вальядолиде; мистическое движение «просвещённых» (alumbrados); подозреваемых в приверженности к магическим практикам и сатанизме (ведовстве и колдовстве). В XVIII веке число жертв инквизиции пополнили также просветители-атеисты и масоны. Кроме того, инквизиция занималась другими нарушениями канонического права, лишь косвенно увязываемыми с ересью: двоежёнством, содомией, сексуальными домогательствами (в том числе духовенства к прихожанкам), а также богохульством в широком смысле, от собственно бранных высказываний в адрес Бога и святых до отрицания каких-либо догматов или канонических законов и критики духовенства, прежде всего — самих инквизиторов.
Список запрещённых еретических книг (Мадрид, 1583 год)

Инквизиторы стали выполнять роль цензоров, имевших полномочия запретить печатание книг, в которых они находили ересь (зачастую именно протестантскую пропаганду). Испанская инквизиция стала для протестантских пропагандистов предметом бешеной ненависти. Так, ревностный протестант, англичанин Джон Фокс посвятил ужасам инквизиции, не всегда достоверным, знаменитую «Книгу мучеников». Позднее преувеличенные рассказы об ужасах инквизиции распространяли и советские историки. такие как Григулевич, в своих работах. (Основная статья: Чёрная легенда.)

Кроме протестантов, легенду творили евреи и конверсо, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова и создавшие культ своих собратьев-мучеников инквизиции; просветители XVIII века, видевшие в инквизиции воплощение средневековых предрассудков, обскурантизма, диктата Католической церкви и т.п.; и наконец, сами испанцы в XIX веке, склонные объяснять военный и политический упадок своей страны грехами инквизиции (уничтожила буржуазию в лице конверсо и морисков, испортила отношения с протестантскими странами и т. д.).

Современные исследователи (например, Э. Питерс, Г. Кеймен) склонны опровергать распространённые мифы об инквизиции, о её насилии над испанским народом (сами испанцы никогда, вплоть до 1820 года, не восставали против инквизиции); о её всевластии (она имела постоянные финансовые проблемы, конфликты с другими властями); о том, что инквизиционная цензура душила испанскую культуру (книги попадали в индексы с большим опозданием, например, некоторые вещи Лопе де Вега был запрещены, но только спустя век после его смерти, цензурная правка была незначительной). Также неверно, что инквизиция занималась охотой на ведьм, в XVI—XVII веках именно образованные испанские инквизиторы зачастую не находили доказательств у народных рассказов о шабашах ведьм, могущественных чёрных магах, жертвоприношениях колдунами младенцев и т. п. Наиболее массовые преследования ведьм происходили в ту эпоху вовсе не в Испании или в государствах Италии, а в протестантских странах, где их тысячами сжигали на кострах или топили по приговорам обычных светских судов (Англии и Шотландии, германских государств, Швейцарии, Швеции и др.).

+ + +

МВН. Учитывая то, что Википедия находится под плотным контролем еврейских "патрулирующих", подвергающих цензурированию неугодные им материалы (например, о ритуальных убийствах и других преступлениях евреев, об исследовании холокоста), приведенные выше сведения о сильно преувеличенном масштабе и количестве жертв инквизиции следует считать правдивыми.

К этой статье, однако, следует добавить уточнение, что преследования евреев объяснялись их кощунственно антихристианской талмудической религией, приравнивавшей неевреев к животным, а причина изгнания в 1492 году из Испании была та же, по какой евреев изгоняли из многих европейских стран (в том числе за ритуальные убийства христианских детей, чему, в частности, посвящена книга профессора израильского Бар-Иланского университета и сына бывшего главного раввина Рима Ариэля Тоаффа «Кровавая пасха. Евреи Европы и ритуальные убийства»).

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250977161

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Акакий А:

    Ув. МВН, прощу Вас дать краткую классифмкацию понятия "антисемитизм". Судя по всему кого-либо можно в "антисемитизме" обвинять лишь если он ненавидит лиц еврейской национальности по расовым и религиозным причинам? То есть, возненавидеть евреев только лишь потому, что они евреи по национальности или иудаисты по вере? Во всех остальных случаях можно подать в суд на человека, обвиняющего другого за "антисемитизм", поскольку это чистая клевета. Например, высокопоставленный чиновник, зампред СовБеза РФ был уволен за то, что назвал организацию Хабад сектой. Всемогуший Берль Лазар расценил слова зампреда СовБеза как "антисемитизм". Как следствие, звмпред СовБеза суверенной РФ был снят с должности. Таким образом любой еврей или еврей тоже, за критику власть имущих евреев клеймится как "антисемит". Не пора ли покончить с этими фокусами с использованием понятия "антисемитизм"? Думаю, люди не должны бояться быть обвиненным в т.н. "антисемитизме" и должны обращаться в суд и потребовать наказании для клеветников.

  2. Уважаемый Акакий, на эту тему можно много публикаций найти на РИ. Например: Рекомендации для РЕК по преодолению "антисемитизма" (ноябрь 2018) - https://rusidea.org/250939608

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • МВН 08.01.2026 в 14:09 на Русский философ и "советский Геббельс"Государство - это богоосвященная оборонная самоорганизация народа в мiре, который во зле лежит.
  • Владимир 08.01.2026 в 13:30 на Вот он, дух Анкориджа... Кажется, всё предельно ясно, нет?Хорошо помню прилёт Президента России Путина в Анкоридж и встречу его с Президентом США Трампом: с одной стороны, суетливое желание что-то произнести,
  • T 08.01.2026 в 13:21 на Русский философ и "советский Геббельс"Я не считаю государство бесполезным. Оно канализирует насилие (в отличие от полной анархии) и позволяет экономить. Это своеобразный вид кооперации. Я мало
  • МВН 08.01.2026 в 12:48 на Русский философ и "советский Геббельс"Для "Т" (неужели трудно назваться своим человеческим именем?) Вы в своих рассуждениях не учитываете преобладающие святоотеческие толкования "удерживающего" (2 Фес. 2) как
  • T 08.01.2026 в 12:42 на Русский философ и "советский Геббельс"«Божественным установлением является государство как таковое» Виталий Юрьевич, простите, Вы не могли бы привести источник, который твёрдо обосновывает такое мнение. Желательно конечно

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.