10.11.2025       3

"Куратор идеологии Кремля" назвал пять главных угроз для Русского мира

Виктор Никольский 

Молчать больше нет смысла. "Россию ждёт гражданская война": Куратор идеологии Кремля назвал пять главных угроз для Русского мира.

"Кто мы?" — статью под таким названием для журнала "Государство" написал начальник Управления президента России по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев. Сдержанный "профессорский" тон статьи отнюдь не маскирует кричащие вызовы, стоящие перед современной Россией. Русская цивилизация либо даст достойные ответы на них, либо погибнет. Автор статьи делает верный акцент: эти ответы должны носить не инструментальный, а идеологический характер.

За что Запад ненавидит Россию?

Краткий ответ: потому что мы никогда не были такими, как они, и не собираемся ими быть. Мы — другие. Русские всегда выбирали свой независимый путь.

В наш цивилизационный код вошло стремление быть суверенными, быть независимыми, даже просто быть страной с собственным "я". У вас католицизм — у нас будет православие, у вас капитализм — мы будем строить социализм. Вот эта наша самость является той основой, под которой мы понимаем патриотизм, — пишет Александр Харичев.

Кремлёвский чиновник обращает внимание на принципиальную разницу ценностных ориентировок Русского мира и мира Запада. Три главные дихотомии разделяют наши представления о том, как должно быть устроено человеческое бытие: русский коллективизм vs западный индивидуализм, русский идеализм vs западный рационализм, русский патриотизм vs западный космополитизм.

Дело в том, что русские традиционные ценности дают нашей стране конкурентные преимущества перед западным миром. Коллективность, командная работа приносят лучшие результаты, чем индивидуализм и атомизация. Приоритет духовного (русский идеализм) над материальным позволяет не только раскрыть созидательный потенциал общества, но и востребовать в случае необходимости его готовность к самоотверженности, даже жертвенности. Космополитизм фактически стёр европейские границы и поставил жизнь граждан континента в полную зависимость от власти брюссельской бюрократии. Россия же сохраняет и защищает свой суверенитет.

Таковы мы. И таковы они.

Если мы не будем опираться на наши традиционные ценности, нас просто не будет. Россия утратит свою идентичность. Это с точки зрения будущего страны в высшей степени опасно, — отмечал Владимир Путин в интервью телеканалу "Россия 1"в июне 2025 года.

Угрозы, на которые нельзя закрывать глаза

Опасности, о которых президент России упомянул в самом общем плане, в статье Харичева сформулированы конкретно и жёстко.

Первый вызов — реальность гражданской войны. К ней могут привести конфликты на национальной или религиозной почве, противоречия между поколениями, а также между бедными и богатыми.

Россия — страна с большим количеством национальных меньшинств. Согласно Всероссийской переписи 2021 года, русскими себя назвали более 80 процентов опрошенных. Объективной почвы для межэтнических и межконфессиональных конфликтов в России нет...

Но проблему создаёт политика неконтролируемой миграции. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин бьёт тревогу: с января по май 2025 года число преступлений, совершённых мигрантами, выросло на 10 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2024 года... Особенно заметен рост преступлений повышенной общественной опасности — половых посягательств (на 22 процента) и преступлений особо тяжкого характера (на 57 процентов).

А тут ещё растёт имущественное расслоение народа. По итогам 2024 года 10 процентов самых бедных граждан России имеют 2 процента общего объёма денежных доходов, в то время как у 10 процентов самых богатых таких доходов 30 процентов. Чем не повод для классовой ненависти и желания "отобрать и поделить"?

Вторая угроза — утрата военного, территориального, политического, культурного суверенитета. До последнего времени элита России была ориентирована исключительно на Запад — там хранились деньги, там приобреталась недвижимость, туда уезжали её отпрыски. И не только они. Харичев приводит данные, что до 70 процентов выпускников лучших физико-математических школ России уезжали учиться за границу и практически не возвращались на Родину. Ситуацию существенно исправила СВО, которая стала "чистилищем" русского сознания, но угроза полностью не устранена.

Третья опасность — глобалистский эксперимент по уничтожению института семьи, отказу от детей и замужества, пропаганде ЛГБТ-отношений и "чайлдфри". Жить одной/одному, строить карьеру, а не возиться с детьми, становится модой. Эта печальная тенденция проникла и в нашу страну. Численность населения России в последние годы незначительно, но неуклонно снижается — от 148,514 млн человек в 1992 году до 146,028 млн на 1 января 2025 года (с учётом возвращённых земель Новороссии — около 150 млн). В 2021 году количество неполных семей выросло до 38,5 процента, при этом в 81 проценте таких семей детей воспитывают матери-одиночки. Россия неуклонно стареет: доля людей старше 65 лет уже превысила 20 процентов общей численности населения.

Численность населения России 65 лет и старше, миллионов человек и % от общей численности населения на начало 1990-2025 годов

Источник: https://www.demoscope.ru/weekly/2025/01079/barom01.php

Список топ-угроз Русской цивилизации Александр Харичев завершает (угроза номер 4) проблемой утраты доверия между людьми, осуществляющими властные полномочия, и теми, кто им эти полномочия доверил, что может привести к слому всей политической системы, а также (угроза номер 5) феноменом "расчеловечения" людей, когда индивидуум превращается в простого потребителя товаров и услуг или в силу развития информационного поля полностью уходит от действительности в виртуальный мир.

Опора на русский цивилизационный код

Ответы на перечисленные выше вызовы начальник Управления президента ставит в идеологическую плоскость. Во главе угла — русский цивилизационный код, базирующийся на коллективизме, духовности и патриотизме. Сформулированы некоторые конкретные шаги по формированию солидарного и сплочённого общества.

Здесь и продвижение волонтёрских штабов по самым разным направлениям государственной и общественной жизни, и поддержка движения "Мы вместе" и идеологии "Своих не бросаем".

Анонсировано появление в ближайшее время пакета федеральных законов о патриотическом воспитании, в которых будут определены компетенция и ответственность государственных органов, образовательных учреждений и других структур, прописаны показатели эффективности их работы на "патриотическом фронте".

В область госуправления внедряется принцип меритократии — когда руководящие должности занимают не по родству и "блату", а по способностям человека вне зависимости от его социального происхождения и имущественного положения. В пример приведены инициативы Владимира Путина по конкурсу для молодых руководителей "Лидеры России" и проекту "Школы губернаторов".

В России будет пресекаться любой национальный радикализм и религиозный экстремизм, пропаганда чуждых русской традиции взглядов на семью, воспитание детей, отношение полов. Харичев пишет о необходимости комплексного подхода — от доступности жилья для молодых семей до популяризации многодетности в искусстве и рекламе. Русский человек должен оставаться человеком, неподверженным внешним цивилизационным интервенциям и уходу от реальной жизни в виртуальный мир...

Виктор Никольский
tsargrad

"Мы" ‒ это кто?

МВН.
Саму статью А.Д. Харичева "Кто мы?" найти пока не удалось, но о её качестве, наверное, можно судить и по приведённому В. Никольским пересказу.

"У вас капитализм ‒ мы будем строить социализм. Вот эта наша самость является той основой, под которой мы понимаем патриотизм"... Как можно видеть, "куратор идеологии Кремля" (как его называет автор статьи, хотя А.Д. Харичев ‒ по образованию военный химик, в советском прошлом имевший отношение к идеологии только как комсомольский деятель) ничего другого, кроме капитализма и социализма не знает, имея о том и другом упрощённое советское представление, и ратует за родной социализм, несмотря на то, каких жертв он потребовал и каким позором закончился. Кроме того, Александр Дмитриевич, похоже, не понимает, что проблема РФ не только в форме собственности, имущественном расслоении, госуправлении, натужном казённом "патриотизме" и т.п., но в духе государства и цели его существования.

"У вас католицизм ‒ у нас будет православие"... Почему "будет"? Было тысячу лет, но его успешно разгромил и переделал под себя этот самый богоборческий социализм (напомню: это "первая ступень коммунизма", согласно марксизму), методом "цветной революции" внедрённый геополитическими и религиозными врагами православной России для её разрушения. Этот социализм не имеет никакого отношения ни к русской цивилизации, ни к "народному выбору", о котором твердят коммунисты. Причем в самой статье тов. Харичева православная координата, похоже, отсутствует.

"Русский цивилизационный код, базирующийся на коллективизме, духовности и патриотизме" ‒ это в сегодняшнем представлении тов. Харичева значит: "за всё хорошее, против всего плохого", и достигается это очень просто: "продвижением волонтёрских штабов", созданием еще одного "пакета федеральных законов о патриотическом воспитании" для "работы на патриотическом фронте", "пресечением любого национального радикализма и пропаганды чуждых русской традиции взглядов".

"Русский цивилизационный код" ‒ модное "учёное" выражение политтехнологов, которое, однако, может быть заполнено самым разным содержанием: в представлении Зюганова одним (антирусским), в представлении фигурантов рейтинга миллиардеров ‒ другим (но тоже антирусским), а мiровоззренчески близкий к ним "менеджер" Путин будет и дальше трамбовать "общегражданскую историческую общность" по совпатриотическому образцу, в том числе искусственной мигрантизацией, и "пресекать" чуждый ему русский смысл государствообразующего народа, чтобы не менять ни свой государственный строй, ни свою структуру власти (тасуемую засаленную колоду), не обижать свой "коллективный" правящий слой и приближенных олигархов. А его жреческая структура будет и дальше сервильно культивировать "духовность" про "всякую власть от бога" (по смыслу именно в такой орфографии).

Именно в этом коренятся и все пять угроз, упомянутых "куратором идеологии Кремля", ‒ они не устранимы при продолжении существующего режима и правления, в котором заключена первичная опасность.

В представлении же главного редактора Издательства "Русская идея" содержание русской цивилизации совершенно отличается от всего этого. Оно основывается на опыте русской православной эмиграции, познавшей суть трёх противоборствовавших в ХХ веке идеологических государственных систем, и на соответствующем более точном историософском осознании сути России и её места в человечестве.

Т.н. "русский цивилизационный код" не требует "учёного" усердствования в его изобретении. Не может быть русской цивилизации без государствообразующего русского народа с его исторической государственной идеологией и религией, который создал уникальное христианское государство на 1/6 земной суши, основанное на Божием Законе Жизни, который был дан всем народам, но не все ему последовали.

Как метко сказал К.С. Аксаков: «Русский Народ не есть народ, это человечество; народом он является от того, что обставлен народами исключительно с народным смыслом, и поэтому человечество в нем является народностью». В этом качестве можно видеть главную разгадку геополитического феномена русского освоения срединной части земной суши, то есть духовную сущность вселенской "удерживающей" Империи Третьего Рима. В такой великодушной Империи есть место и для всех включённых в нее малых народов без ущерба для них, но со спасительной историософской выгодой. И пресловутая "многонациональность это бесценный дар России!" (© ВВП) становится таковой только при наличии сильного безспорно лидирующего высококультурного государствообразующего народа, утверждающего Божий Закон Жизни. Русский народ ‒ это не социалистический коллектив, а соборная личность, в которой неслиянно-нераздельно соединены кровно-национальное и вышестоящее духовное.

Таково национальное самосознание русского народа, которое, как и в советское время, сейчас подвергнуто стиранию и превращению в интернациональный бездуховный "коллективизм". Но без государствообразующего русского стержня и его высшей скрепляющей цели такое государство развалится в "непогоду", как это произошло с "новой исторической общностью" ‒ советским народом. Тов. Харичев об этой главной опасности почему-то не говорит, хотя именно из неё происходят все упомянутые им.

Традиционная идеология русского народа исходит из православного смысла истории (как драматической борьбы сил добра и зла, изложенной в Священном Писании), из смысла жизни человека (её цель ‒ достойное прохождение через все трудности земной жизни, в сопротивлении мiровому злу, для вхождения в Царство Божие) и из места России в истории как вселенского удерживающего Третьего Рима (вот почему настоящую Россию ненавидела угнездившаяся на иудаизированном Западе мiровая закулиса, а не потому, что "мы другие"). Это означает, что историческое Российское государство должно представлять собой крепость с богоосвященной симфонией политической и церковной властей и служить обезпечению наиболее благоприятных условий для спасения своих граждан в Царство Божие.

Сравните с нынешней конституцией ‒ Основным Законом компрадорско-олигархического государства, запрещаюшим (!!!) различения Истины и лжи, добра и зла, ‒ о чем тов. Харичев тоже ничего не говорит... А ведь конституция ‒ это идеологическое выражение смысла существования государства. Согласно нынешней конституции РФ ‒ у этого государства нет иного смысла, чем эгоистичные компрадорско-олигархические интересы: быть колонией Нового мiрового порядка.

Так что заглавие статьи тов. Харичева "Кто мы?" относится не к России, как можно было бы понять, а к Олигархату РФ. И для зрячих граждан вопросительный знак тут выглядит излишним.

М.В. Назаров
10.11.2025 г.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250977792

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 3 комментария
  1. blank Человек, которого нет:

    М.В., их идеология была выражена ещё Филиппом Македонским: «Нет такого крепостного вала, который бы не смог преодолеть осёл, нагруженный золотом».
    В результате сын этого "идеолога" завоевал весь дохристианский мир и превратился в перса. Чем всё это закончилось, давно известно.

  2. blank Гость:

    Раввин из Севастополя предложил евреям из стран ЕС переезжать в Крым
    https://www.kp.ru/online/news/6662795/

    Это кошмар!

  3. blank Евгений Александрович Вертлиб:

    Идеология, которую пытается конструировать Александр Харичев под названием «русский цивилизационный код», — это не возрождение России, а её имитация. За декларацией о традиционных ценностях скрывается управленческая технология, а не мировоззрение. Харичев говорит о «духовности», «коллективизме» и «патриотизме», но всё это подано как набор управляемых инструментов, как механика мобилизации общества, а не как проявление живого духа народа. Это не православное самосознание, а социальный проект, лишённый онтологического центра — Бога и Помазанника. Русская цивилизация, в понимании монархического сознания, не строится из кодов, индикаторов и «федеральных пакетов законов о патриотическом воспитании». Она вырастает из духовной вертикали «Бог — Царь — Народ», где власть освящена, народ — соборен, а государство — средство спасения, а не эффективности.

    Псевдопатриотическая система, выстроенная вокруг административных лозунгов, не возродит русский дух, потому что сам язык её — советский по сути, только отмытый до «традиционализма». «Русский код» Харичева — это социализм с лампадой: та же коллективистская безличность, те же государственные курсы на мобилизацию, но без подлинного религиозного смысла. Когда он противопоставляет «русский коллективизм западному индивидуализму» и «русский идеализм западному рационализму», он не видит, что его собственный проект рационалистичен до конца, ибо в нём нет благодати, а есть только социология. Это — попытка построить дух по плану.

    Все названные им «угрозы Русскому миру» — лишь симптомы одного заболевания: безбожия и безцарственности. Гражданская война, которую он боится, не впереди, она давно идёт — между секулярным государством и лишённым пастыря народом. Россия утрачивает суверенитет не потому, что утекли капиталы или уехала молодёжь, а потому что утекла метафизика: суверенитет без Царя и без Бога невозможен, он вырождается в геополитику. Демографический спад не лечится льготами — он порождён отказом от покаяния, от понимания семьи как Таинства, а не как социального института. Потеря доверия к власти происходит потому, что власть перестала быть священной; доверие не вырабатывается KPI, оно рождается благодатью. И наконец, расчеловечение — следствие того, что сама система давно расчеловечила дух, поставив эффективность выше совести и комфорт выше подвига.

    Харичев рассуждает о «суверенитете культуры» и «патриотических фронтах», но не говорит о главном: суверенитет возможен лишь там, где государство — это «удерживающая Империя» (в смысле апостольского «κατέχων»), а не корпорация, где народ живёт под сенью помазанной власти, а не под надзором административных проектов. Вся его конструкция — это модернизированный позднесоветский лексикон: социализм без идеологии, идеология без веры. «Коллективизм, духовность, патриотизм» в его изложении — это «за всё хорошее, против всего плохого», набор управленческих фраз для поддержания легитимности системы, в которой нет ни соборности, ни покаяния, ни Царя.

    Назаров справедливо называет это «трамбованием общегражданской исторической общности» и указывает, что истинный русский смысл государственности возможен только при восстановлении вертикали благодати. Русская цивилизация существует не как «код», а как служение Богу в форме православного самодержавия. В нём государство — не самоцель, а инструмент спасения. Империя Третьего Рима — не бюрократическая конструкция, а органическое единство народа и власти, соединённых в соборной личности. Без этого стержня любая «многонациональность» превращается в управляемую массу, а любая «духовность» — в декорацию для технократического культа.

    Русский народ — не коллектив, а соборная личность; не этнос, а человечество в миниатюре, «в котором человечество является народностью» (Аксаков). Его сила — в служении, а не в управлении. Поэтому попытка заменить дух закона Божьего на конституцию, которая «запрещает различение добра и зла», есть не просто ошибка, а прямое отречение от русского смысла государства. Харичев не замечает, что его «русский код» обслуживает тот же олигархический порядок, который он объявляет «патриотическим». На деле это код колонии, а не Империи.

    Русская идея не нуждается в изобретении — она была, есть и будет: православная вера, царская власть, соборное служение. Все остальное — от лукавого. Россия возродится не через «меритократию», а через покаяние; не через «эффективность управления», а через восстановление Царства Божия в душе и в государстве. Пока у власти не будет Помазанника, а в законе — имени Божия, все речи о «русской идентичности» останутся риторикой без основания. Харичев говорит: «Кто мы?» — но этот вопрос относится не к России, а к системе, в которой он служит. Россия знает, кто она: Третий Рим, удерживающий мир молитвой и крестом. Всё остальное — декорация перед окончательным распадом.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.