7.11.1885 (20.11). – Умер идеолог панславизма Николай Яковлевич Данилевский
Идеолог панславизма
Николай Яковлевич Данилевский (28.11.1822–7.11.1885), естествоиспытатель, русский геополитик, идеолог панславизма. Родился в Орловской губернии в имении родителей, отец был бригадным генералом. В 1837–1842 гг. учился в Царскосельском лицее. Затем окончил естественный факультет С.-Петербургского университета (1843–1847). В эти годы был сторонником теории Фурье, был арестован по делу революционного кружка Петрашевского, но оправдан.
Как ботаник-биолог и чиновник Департамента сельского хозяйства Николай Яковлевич всю жизнь занимался этой своей основной профессией: вопросами рыбоводства – на Волге, в Каспийском море, на Севере; затем и вопросами виноградарства. Но Крымская война (1853–1856) заставила его, как и многих русских людей, задуматься над причинами непреходящей враждебности Европы к России, результатом чего стала книга "Россия и Европа" (1869). Напечатана была она не без трудностей в 1869 г. в новосозданном журнале "Заря" (в течение года).
Данилевский развивает в ней теорию культурно-исторических типов человечества. По его учению, общечеловеческой цивилизации и единого понимания "прогресса" нет и быть не может. Существуют различные типы цивилизаций, в числе основных Данилевский выделяет десять: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, и германо-романский или европейский. Россия со славянством образуют новый культурно-исторический тип. «Различия культурно-исторических типов есть в конечном счете различия характеров народов, их составляющих: различия этнографические, племенные, которые выражаются в особенностях психического строя народов». Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. В современной истории Данилевский более всего уделяет внимание германским и славянским типам, последний из которых, по его мнению, только начинает оформляться. Данилевский рассматривал цивилизации аналогично живым организмам, выделяя в них периоды роста (который не определен в продолжительности), цветения и плодоношения (краткий и исчерпывающий раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа) и угасания. Впоследствии подобные идеи о разных типах цивилизаций были выражены в книгах западных авторов: О. Шпенглера, В. Шубарта, А. Тойнби.
В теории Данилевского в значительной мере сказался его подход как натуралиста, что определило и новизну книги, и ее слабые стороны.
Наиболее ценное содержание книги – развенчание наступавшего западничества как общественной болезни: «Ложное... отношение национального к общечеловеческому... породило пагубное заблуждение, известное под именем западничества, которое, не сознавая ни тесного общения между Россиею и Славянством, ни исторического смысла этого последнего, – отмеривает нам и братьям нашим жалкую, ничтожную историческую роль подражателя Европы, – лишает нас надежды на самобытное культурное значение, то есть на великую историческую будущность... Западничество, или европейничанье... та болезнь, которою страдает русское общественное тело, – болезнь, под которую подводятся все наши общественные недуги...»
Данилевский, отстаивая духовную самобытность славянского міра, считал, что для самосохранения славянским странам необходим всеславянский союз. И для будущего России он также имеет большое значение, так как ей «предстоит только две возможности – или с прочими славянами образовать особую самостоятельную культурную единицу, или лишиться культурно-исторического значения – быть ничем... Независимость без единства ослабит славянство, сделает его игралищем посторонних интересов и интриг, вооружит части его друг против друга...».
На Западе панславизм обычно связывают с "империалистическими устремлениями" России. В таком значении этот термин утвердился в немецкоязычной публицистике с середины XIX века. Однако он был введен словаком Яном Херкелем как культурно-политическое понятие с идеей создания единого панславянского языка ("Основы всеобщего славянского языка", 1826). При этом лишь те славяне, которые подпали под оккупацию Австро-Венгерской и Османской империй, тяготели к России, надеясь на ее помощь в своей национально-освободительной борьбе. Многочисленные русско-турецкие войны, в том числе в защиту порабощенных православных народов, обнадеживали их. Панславизм особенно развивался в славянских народах Австро-Венгрии, которые составляли там около 45% населения, и именно устремления славян к России вызывали беспокойство германцев, а не российская политика.
Утопичность теории панславизма заключалась в превалировании кровно-языкового критерия над духовным. Почти все западнославянские народы (за исключением сербов), не приобщившись к Православию или утратив его, стали по сути придатком Европы, имея с нею больше общего, чем с православными славянскими братьями. (Достаточно указать на их небратское поведение во время завоевания большевиками России и на антирусское поведение бывшей части Российской империи – Польши.)
Это было главной причиной краха всех проектов панславизма.
Тем не менее книга "Россия и Европа" выдержала до 1917 г. несколько изданий и оценивалась как единственный фундаментальный историко-философский труд, в котором описаны міровая расстановка противоборствующих сил, место России среди них и предложен собственный путь, по которому должна идти наша страна. Ф.М. Достоевский охарактеризовал книгу так: «Да ведь это будущая настольная книга всех русских».
При всей важности этой книги для становления русского национального самосознания в преодолении западничества, главный ее недостаток: в ней отсутствует православно-историософский критерий применительно ко всему человечеству, что ограничивает ее значение Европой и прежде всего ХIХ веком. Только на историософском уровне понятно углублявшееся различие между Европой и Россией: это было различие не самобытных культурно-исторических типов, а двух путей поначалу единой христианской цивилизации ‒ "удерживающего" российского и западного "апостасийного". Хотя основной причиной Первой мiровой войны стало спровоцированное столкновение национальных интересов великих европейских держав, в поддержке Западом к т.н. "русской" революции причина была именно духовная: православная "антисемитская" Россия мешала построению постхристианского (и в наши дни всё более антихристианского) Нового мiрового порядка.
Это не единственная работа Данилевского. В 1885 г. и в 1890 г. были изданы два тома его книги "Дарвинизм. Критическое исследование". Оценивая "теорию" Дарвина как надуманную гипотезу, не подтвержденную ни фактами, ни логикой и направленную против религии, он писал: «Я принадлежу к числу самых решительных противников Дарвинова учения».
Николай Яковлевич умер 7 ноября 1885 г. в Тифлисе от сердечного приступа во время служебной командировки по рыбоводству, будучи в ранге тайного советника, члена Совета министра государственных имуществ.
Данилевского, согласно его завещанию, похоронили в Крыму на крутом берегу моря на территории его имения Мшатка. При советской власти имя "реакционера" Данилевского было предано забвению, а его могила залита бетоном и превращена в спортивную площадку.
25 мая 1995 г. бетон был снят с могилы и поставлен крест, а 22 мая 1997 г. был установлен камень с надписью: «На сём месте 22 мая 1997 года в день памяти Перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари – заложен сей камень в фундамент будущей часовни и в знак увековечивания памяти великого славянского философа и учёного Николая Яковлевича Данилевского».
Это предшественник великого русского этнолога Льва Николаевича Гумилева. Кстати сам Гумилёв упоминает о Данилевском. История 20 века лишний раз подтвердила взгляд Данилевского на отношения Европы и России и, к сожалению, опровергла все умозаключения его непримиримого критика Владимира Соловьёва. К слову, В. Соловьёв спорил-то с Данилевским заочно (к выходу его первой критической работы Данилевский уже умер).