21.06.2008       3

О Святой горе Афон душою и умом паломника



Св. гора Афон. Вид с самолёта

В проповедях апостол Павел объяснял, почему каждая человеческая душа, являясь христианкой по природе, стремится и идёт во многих людях, наперекор своей природе, то есть наперекор совести, - идёт не к святости, не к истине, не к Богу и вечному блаженству с Ним, а ко греху, ко лжи, к её отцу и вечному мучению в итоге. Тех, кто не знает ничего об этом (тем паче тех, кто не желает знать), прошу простить меня и принудить себя заинтересоваться и узнать об этом самостоятельно из православных книг, благо таковые, писаные как для мудрецов, так и для простецов, ныне легко доступны. А здесь я пишу для моих братьев и сестёр во Христе, а также и для тех, кто в полноте Церковной может к нам присоединиться, то есть для тех, в чьих душах ещё жива христианская природа, в ком голос совести ещё звучит и жажда правды не утолена. Я убеждён вполне, что всем, кто понимает, что душа важнее тела, кому тоскливо, неуютно и пусто в падшем мiре развлечений, комфорта, торжества пороков, всем тем, кто на временном земном пути стремится, хотя бы в короткие его отрезки, побывать в местах, где жизнь устроена по-Божески, где атмосфера - аура совсем иные и где можно в прямом и переносном смыслах, глотнуть животворного свежего воздуха, прикоснуться к святыням, очиститься, - всем таким людям будет более-менее интересно и полезно прочесть эту статью.

Признаки наступления "последних времён земного человечества" ещё в начале XX столетия от Р.Х. стали настолько очевидными, что мiровой закулисе скрывать их от так называемых народных масс, а точнее говоря, не столько скрывать сами эти признаки, сколько препятствовать осознавать их людям таковыми, оказалось возможным только посредством манипуляции общественным сознанием (проще говоря, массового оболванивания) в глобальных масштабах. Одной из наиболее очевидных и зловещих иллюстраций апокалипсических признаков – наступления Лаодикийской эры, стало быстрое уменьшение на планете количества "островков благочестия", а также сокращение площадей тех, что пока ещё Божьей милостью сохраняются на земле. К числу этих «островков», уменьшающихся как шагреневая кожа, в первую очередь, относятся, конечно, православные монастыри (увы, уже не все). Однако чтобы не согрешить против Бога Истины, чтобы не обидеть какие-либо монашеские обители, чтобы сэкономить место, перечислять их здесь не буду..

По этому поводу отмечу лишь несколько существенных обстоятельств, являющихся, на мой взгляд, общими для всех монастырей, а именно: подобно православным храмам в городах, их зажимают не только мiрскими домами-кварталами, в которых поселяются инославные-иноплеменные люди, но также окружают и прямыми рассадниками греха, так называемыми, развлекательными заведениями, торжищами и т.п.; они, также, всё в большей степени становятся зависимыми экономически, административно и, что самое страшное, в конечном счёте идеологически, от светских властей, которые по духу своему всё более и более становятся антагонистичны Православию..

На Валааме, что "Северным Афоном" называют, туристов, ведущих себя не только не благоговейно, но и порою просто непотребно, уже, пожалуй, больше чем паломников. О происходящем на Святой земле: в Израиле, в Ливане, в Палестине, наверное, знают уже все. Ну, а о неблаговидном (мягко выражаясь) поведении высших иерархов РПЦ во главе с патриархом Алексием II, выражающемся, с одной стороны, в гонениях на епископа Чукотского и Анадырского Диомида за его верность Православию, за правду горькую, нелицеприятную, которую он высказал в их адрес (а рядовых священников, "уволенных" за то же самое, не сосчитать!), с другой стороны, в том самом молчании, которым предаётся Бог, в откровенном любостяжательстве и сребролюбии. Не осуждать грешников, но рассуждать и различать добро и зло обязан каждый христианинин!.

Читая, посещая некоторые места святые, беседуя с духовными людьми, воспоминаньям предаваясь, фильтруя информацию, получаемую из средств массовой дезинформации в последние лет шестнадцать, я к выводу пришёл о том, что к рубежу веков XX и XI от Р.Х. и, соответственно, второго с третьим тысячелетий, единственным, относительно просторным, местом на нашей грешной земле , куда ещё не смог внедриться и взять его под свой контроль сей мiр, во зле лежащий, осталась Святая гора Афон в Греции..

Далее, основную часть своего повествования я предварю кратким изложением воспоминаний личных, но могущих быть не только интересными, но и полезными для многих, как очередное доказательство действия Божьего Промысла о каждом человеке. В теперь уже далёком 1963 году - далёком, не столько по количеству прошедших лет, сколько по количеству и качеству свершившихся с тех пор событий, я, будучи двенадцатилетним отроком, прожил с родителями на летнем отдыхе 24 дня в Новом Афоне. Тогда этот небольшой посёлок на Черноморском побережье нашей нерасчленённой страны не входил в число наиболее комфортных и широко известных курортов: "ривьера" с оборудованными пляжами, кафе и рестораны, и по советским меркам были "не ахти", пещеры не были ещё доступны для экскурсий, а Симоно-Кананитский монастырь в качестве музея местного значения, ущелье Псырцхинское с гротом, в котором жил святой апостол, в русле хрущёвской богоборческой политики не представляли интереса должного для расцерковлённой, атеистически воспитанной публики, разве что развалины Анакопийской крепости на Иверской горе привлекали людей как туристов. Тем не менее, понимающих и любящих красоту природы, сей уголок земли не мог оставить равнодушными и тянул возвращаться..

И я, буквально с первых дней, всем сердцем прикипел к Новому Афону, а в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона (отмечаемый 09.08 по н.ст.), в который мне было суждено родиться в 1963 году, я стал свидетелем паломничества к святым местам Нового Афона православных русских, греков, армян, и с этого же самого дня у меня зародился ни на что доселе не похожий интерес к Афону греческому ("старому"), а одновременно с этим интересом зародилось также и заветное желание когда-нибудь, хотя бы разочек в жизни, хотя бы на один денёчек, очутиться на Святой горе Афон . Через 33 года, когда в 1996 г. мне посчастливилось впервые приложиться к доставленному в Москву из Свято-Пантелеимонова монастыря Святой горы Афон ковчегу с мощами (честной главой) великомученика, я помолился ему о помощи в том, чтобы побывать в местах его земных подвигов и славной кончины. И вот, спустя 12 лет, моё заветное желание исполнилось – я, недостойный грешник, сподобился прожить 6 дней на Святой горе Афон и посетить там 7 из 20 общежительных монастырей, о чём, насколько возможно в газетной статье, поведаю ниже..

Как бы случайно, вдруг, сложились все необходимые и достаточные технические возможности для совершения паломничества (наличие загранпаспорта, денег, приемлемого самочувствия и свободного времени), а также женою венчанной мне было полное согласие дано на это, и вот решенье принято. В середине мая еду на Подворье Афонского монастыря, что на Гончарной улице, узнаю там адрес "Содружества Афон" - некоммерческой организации, занимающейся отправкой паломников, собираю документы, включая письменное благословение священника, которое я получил от игумена о. Кирилла (Сахарова) – настоятеля храма святителя Николы на Берсеневке, сдаю их и с волненьем начинаю ждать назначенного дня. .

Во время ожидания не обошлось без козней врага рода человеческого. Так, за несколько дней до назначенной даты вылета, здоровье пошатнулось, сомнения возникли в своевременности своего решения, которые "подогревались" и усугублялись также предостережениями близких, связанными с тем, что билеты на самолёт нашей группе обещали выдать только в аэропорту Домодедово в день вылета, за час до регистрации… В итоге же всё с Божьей помощью управилось: и проводил нас Евгений из Содружества Афон, и вылетели, и прилетели вовремя, и встретила в Солониках Лариса, и довезла в Урануполис, и разместили нас – всё было сделано, как предусмотрено условиями договора..

Группа наша состояла из 6 человек, один из которых, к общему сочувствию, был вынужден прибыть на сутки позже из-за задержки выдачи ему шенгенской визы греческим консульством. По местам выхода, из Москвы был один я, из Подмосковья – один диакон Михаил, Виктор – из г. Тольятти и трое: задержавшийся Георгий, Александр и Алексей – из Бреста. Все мы, несмотря на разницу в возрасте, обращались друг к другу как братья - по именам, и впоследствии на Афоне вместе ходили на службы, по монастырям, на послушания. Вечером искупались в прозрачном, сине-голубом, но весьма солёном море (ещё войти и выйти мешают колючие морские ежи, которых в Чёрном море не водится), прогулялись по городу и уже кое-что купили (я, например, только карту полуострова с краткими пояснениями). Заснуть не смог из-за благоговейного волненья, считая часы до того момента, когда я ступлю на землю, предназначенную Божьим промыслом монашеству до скончания мiра..

Путь непосредственно на Святую гору Афон начинается от пристани красивого, уютного курортного городка Урануполис, расположенного у основанья полуострова. Из гостиницы "Македония", расположенной рядом с храмом равноапостольных Константина и Елены, где мы переночевали и позавтракали, отправились на городскую пристань. Для покупки билета на паром, идущий вдоль побережья Святой горы, на котором и находится большинство из 20 общежительных монастырей, необходимо получить ещё и письменное разрешение властей на это (диамонитирион). В 10-м часу по местному времени (минус один час от московского) отправились по Эгейскому морю. На борту парома люди только мужского пола – женщинам посещать Святую гору Афон запретила Сама Богородица.

Перед тем как продолжить, отмечу, что здесь я стараюсь передать преимущественно то, что пережил сам и узнал не из приобретённых во время паломничества брошюр (кстати, к данному моменту успел лишь бегло просмотреть их), а из увиденного и услышанного лично мной… Безсонной ночью в Урануполисе, когда я "переваривал" свои первые впечатления, непроизвольно возникло озарение: я вспомнил, что уже был раньше здесь, был в сновидениях! Вспомнив прослезился, какой уж после этого сон… Эти горы соседнего полуострова в голубой дымке, эти заливы и скалы у берега Афонского полуострова… Такое не спутаешь ни с чем другим. Это было первое маленькое чудо. Неотрывно и заворожённо смотрел я с борта парома на берег, жалея о том, что близкие мне люди не могут сейчас видеть моими глазами и воспринимать окружающее моими другими органами чувств. Меж тем, игнорируя запрещающие таблички, люди фотографировали, снимали на видео, снимал как мог и я (зять дал мне свою видеокамеру)..

Почти на всём пути по морю была видна самая высокая вершина на южной части полуострова (2033 м), протянувшегося примерно на 60 км при средней ширине 12 км. Причаливали к четырем пристаням: Иваньица, Констамонит, Дохиар, Ксенофонт… И, наконец, вот он – зелёно-белый, неповторимый, горячо желанный, русский Свято-Пантелеимонов монастырь! Одному Богу известно с какими чувствами и мыслями каждый из нас сходил на берег. Встретил и повёл нас за собой отец Алимпий (это одно из его послушаний встречать паломников, рассказывать им о монастыре). Перед тем как разместить нас в архондарике (гостинице) под началом о. Игоря, о. Алимпий повёл нас вместе с группой греческих паломников (по-гречески он говорит свободно), чтобы кратко рассказать историю монастыря и ознакомить с его храмами..

И здесь со мной случилось второе маленькое чудо. В главном престольном храме монастыря великомученика и целителя Пантелеимона нам позволили приложиться к иконам и я оказался последним из подходящих. Когда я ещё стоял на коленях у кивота с ликом Богородицы (Иверской), остальные уже выходили из храма на площадь перед ним. Поднявшись, я услышал звук закрываемого ключом замка, прибавил ходу, но опоздал. Мой стук в дверь (достаточно громкий) уже никто не услышал и даже через 10–20 минут, как я предполагал, обо мне никто не спохватился… Таким образом я остался один в запертом храме, без малого на час и расценил это, как великую милость ко мне и безценный, незабываемый подарок от Пречистой Девы – игуменьи Святой Горы Афон и, конечно, также от благоговейно почитаемого мной, святого великомученика, целителя Пантелеимона. Читал и пел молитвы, ещё раз без спешки приложился практически ко всем иконам, и, наконец, снаружи раздался голос: «кто там находится?» – «раб Божий Андрей», ответил я… Минут через 10 замок открыл инок-тёзка и я пошёл за своей сумкой, оставленной у монастырских ворот..

Далее, перед тем как отправиться в архондарик, зашёл в церковную лавку, познакомился там с о. Исидором и о. Анином (или Анной? Постеснялся переспросить). Явственно почувствовал душевное тепло, исходившее от них при нашем разговоре. Приобрёл крестики, флакончики с миро, книжку "Паломничество на Святую гору Афон", ещё что-то, получил в подарок книжки и одну из них архимандрита Софрония (Сахарова) "Преподобный Силуан Афонский" с дарственной надписью о. Исидора и диск DVD о православных святынях Греции. Позже я передал о. Исидору некоторые газеты, которые взял с собой специально, и в их числе упомянутый выше номер "Преображения", где кроме статьи об Абхазии, опубликована также моя статья о лжепастырях. Я попросил его прочесть эту статью пристрастно и высказать о ней своё мнение без снисхождения к автору. О том, каким оказалось это мнение, я сообщу в завершающей части данной статьи..

В архондарике меня поселили в келью № 327, в которой первую ночь я ночевал один, а остальные уже с братом Георгием. Поблагодарил остальных братьев, а не попенял им, за то, что они забыли меня в запертом храме. Зашли в буфет архондарика, где послушание несёт о. Георгий – датчанин, прибывший на Святую Гору из Дании. Нас угостили необыкновенно вкусной анисовой водкой (по маленькой стопочке), очень вкусным кофе по-гречески. Буфет, как я понял, для тех, кто нуждается в подкреплении сил между двумя трапезами в сутки (и одной трапезой во время постов). У о. Георгия всегда можно было попросить и получить чай, кофе, квас, на столах буфета стояли миски с конфетами и сухариками. Санузел расположен отдельно, всегда чисто убранный, благоустроенный, с душевыми, зеркалами и прочими атрибутами. Кстати, электрический свет в храмах монастыря полностью отсутствует – только лампады и свечи (в т.ч. в паникадило) зажигаются. В архондарике электрический свет только в санузле горит, а в кельях - масляные лампы и ещё фонарики всем нам раздали для освещения дороги в храм и обратно в тёмное время суток. Телевизоры и радио, само собою, там отсутствуют..

Монастырь живёт по византийскому (природному) времени (плюс три часа к местному, греческому), которое "привязано" к восходу и заходу солнца. Для нас это оказалось несколько непривычным. Монахи совершают молитвенный труд только в храмах по 12 часов в сутки, при этом спят они не более 4 часов, а в остальное время несут послушания. Да, я лично убедился в том, что у людей живущих на Святой горе Афон, есть воля добрая на жизнь иную чем в мiру. Мне вдруг подумалось о том, что они являют собой яркий образец полной противоположности иудеям, отвергшим Христа-Спасителя, который предложил им "Царство не от мiра сего". Лишь избранные готовы к подвигу иноческой жизни и они есть подлинная "соль Земли", но и мiряне православные способны жить и живут по заветам Христа, предпочитая духовное материальному. Мы ходили почти на все службы, находясь в "Пантелеимоне" и я отметил для себя, что хотя и тяжело стоять на молитве в несколько раз дольше, чем стою в Московских храмах, но сосредотачиваться на молитве здесь легче и, главное, лучше. Признаюсь, что самым сильным искушением для меня на Афоне было желание поплавать и понырять в сказочном море. От окон наших келий оно плескалось метрах в двадцати. Наверное, если бы кто-либо из нашей группы согласился составить мне в этом компанию, то я бы не удержался. Что ж, это прещение Самой Богородицы удалось соблюсти, но запрет на съёмки я, как и большинство других паломников, нарушал втихаря.

В первый день на Афоне, до вечерней службы, мы успели подняться к месту, где более ста лет тому назад подвизался в подвиге святой Силуан (до середины XIX века русский монастырь располагался в глубине полуострова, в месте, называемом Старый Русик). В деревянном, крепком до сих пор, здании заброшенной мельницы, мы всполошили стаю летучих мышей, видели там бассейн, в котором плавали золотые рыбки, такие же, как в фонтане на площади монастыря, и такие же, которые плавали до начала 90-х годов в похожем фонтане у храма Симона-Кананита, что у водопада, в Новом Афоне. И там, и в других местах, у меня не раз непроизвольно возникало отчётливое ощущение того, что "Старый" и Новый Афон находятся совсем рядом и даже составляют одно целое… Наверное и это тоже было одним из маленьких чудес, случившихся со мною во время моего пребывания на Святой горе Афон в июне 2008 года по Р.Х.

На второй день по прибытию, после утренней трапезы, мы с благословения о. Игоря (в монастыре всё, кроме справления нужды, делается по благословению отцов), ещё впятером (без Георгия) отправились на пароме до греческих монастырей Дохиар, а далее пешком в Ксенофонт. В первом из этих монастырей, после традиционного угощения нас анисовой, рахат-лукумом, кофе и холодной водой в архондарике, нам позволили приложиться к чудотворной "Скоропослушнице" и к другим иконам, а в Ксенофонте, в том же порядке, мы были допущены к чудотворной иконе святого великомученика Георгия Победоносца. Ни жара, ни временная потеря дороги по горам, вдоль побережья, ничуть не ослабили нашей радости от полученной благодати. На вечерней службе исповедались у о. Макария, а утром третьего дня, в субботу, на литургии причастились Святых Христовых Тайн. Никогда раньше, причащаясь, я не ощущал столь сильно благодати Божьей, как здесь, никогда прежде не пробовал столь вкусной запивки. Поверьте мне на слово.

Затем, после трапезы уже в полном составе (вшестером) мы отправились в двухдневное паломничество по четырем монастырям. До пристани Иваньица - на пароме, от пристани нас любезно привезли на автобусе в сербский монастырь Хилендар и поселили в архондарике. Не могу не отметить, что бытовые условия (по крайней мере, для паломников) там далеко не аскетические. Хилендар – единственный из посещённых нами монастырей, который расположен вдали от побережий полуострова. Пожалуй, в этом монастыре, нас принимали наиболее радушно. Прогулявшись в его окрестностях, мы помолились на вечерней и, побывав на трапезе, расположились отдохнуть в двухкомнатном номере, назвать который кельей, как принято в подобных случаях, у меня не поворачивается язык. После ночных и утренних часов, на литургии нашему дьякону Михаилу предоставили возможность сослужить, что было всем нам отрадно, а ему так особенно. Крепко запал в память, буквально озаривший мою душу и такой радостный эпизод: когда молящиеся подходили к священнику, он тихим голосом приветствовал меня (не знаю, как других, забыл почему-то спросить об этом кого-либо из них) словами "Христос воскресе" и я также тихо ответил ему "Воистину воскресе"…

После утренней трапезы мы отправились в самый дальний пеший переход: до Эсфигмена (около трех километров), где в X веке принял иноческий сан преподобный Антоний - основатель Киево-Печерской Лавры, основоположник монашества на Руси, и затем от Эсфигмена до Ватопеда (около 16 километров) по сорокоградусной жаре, по подъёмам и спускам на горных дорогах. (Ещё спасибо монаху о. Серафиму за подаренную в дорогу белую шапочку, не то бы меня солнечный удар хватил.) Данные обстоятельства не позволили мне в желаемой мере насладиться красотами открывавшихся видов, но и того, что я успел увидеть-рассмотреть, достаточно, чтоб не забыть. Место, на котором расположен Ватопедский монастырь, на мой взгляд, самое живописное из тех, что я успел увидеть на Святой Горе Афон, да и сам монастырь весьма благолепен. Несомненно, что Богородица помогла мне дойти, ибо, будучи в прошлом хорошим ходоком, нынче мне с эндопротезом тазобедренного сустава, с тромбозом и другими болячками, такие переходы стали практически невозможны. Так что на прогулку в окрестностях этого монастыря сил у меня уже не хватило. Слава Богу, что удалось помолиться на службе (не зная греческого языка, главное я понимал), приложиться к чудотворным иконам Всецарица, Отрада, Ктиторская (алтарная), Источающая елей и к другим, а также к частицам Животворящего Креста Господня и мощей многих великих святых… И при этом в некоторые моменты я не смог сдержаться от слёз умиления…

Отец Нектарий, говорящий по-русски, поведал нам историю монастыря, подарил каждому по знаменитому Ватопедскому пояску с пузырёчком масла. Рассказал о явлении Богородицы одному из нынешних монахов-старцев, не называя его имени. Обратил внимание (в трапезной), что численность братии в Ватопеде, как минимум вдвое превышает численность монахов Пантелеимона. После утренней трапезы, на которой, как и в Хилендарском монастыре, в отличии от нашего русского Пантелеимона, помимо прочего, подавали вино, мы отправились на автобусе на противоположный берег полуострова, до Ксиропотама (на сей раз за перевозку с каждого из нас взяли по 15 евро). Посетив и этот монастырь по уже ставшей для нас привычной схеме, мы после того, как приложились к чудотворной иконе великомученика Димитрия Солунского, украшавшей храм Софии в Константинополе до захвата его турками, отправились в завершающий пеший переход до Свято-Пантелеимонова монастыря (расстояние не более трех километров) и вновь по очень красивой дороге…

По дорогам этим я буду мысленно ходить и видеть внизу синеющее море, ущелья, пропасти, оливковые рощи на склонах гор, сады и виноградники, и многое другое... Во время своего паломничества успел услышать и прочесть, что на Афоне даже рабочая скотина только мужского пола держится. Тем не менее, кошек с котятами, я видел лично в нескольких монастырях. При подходе к Ватопеду видел табун лошадей, в котором, как мне показалось, были не только кони, (а один жеребёнок точно был). В Пантелеимоне, однажды, возвращаясь ночью из храма в архондарик, встретил у ворот и пса, пол которого в потёмках не рассмотрел.Узнал, что на Святом Афоне, кроме 20 общежительных монастырей (киновий), принадлежащих им, и самостоятельных скитов, есть также и особножительные монастыри (идиоритмы), есть и отшельники, благо немало мест для их уединенья имеется в этом Земном Уделе Пресвятой Богородицы. Сколько таковых и где они расположены, мне неизвестно и, даже если было бы известно, то умолчал бы по причине, которую считаю излишним объяснять. По официальным данным в настоящее время на Святом Афоне живут 2 тысячи монахов – столько, сколько насчитывалось в одном русском монастыре в начале XX столетия.

Прощанье со Святой Горой Афон приближалось. С наступлением Петрова поста наступил и день нашего отправления в обратный путь. Сердечно благодарен о. Алимпию за предоставленную всем нам возможность приложиться к частицам святых мощей апостола Андрея Первозванного, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, великомученика целителя Пантелеимона, священомученика Игнатия Богоносца, сорока Севастийских мучеников, мучеников Трифона, Прокопия , Иоанна Русского и других великих святых, которые хранятся в специально отведённой комнате храма Покрова Богородицы.

Пошли попрощаться с отцами, отвечающими, как я понял, за издательство, за библиотеку, за церковную мастерскую и церковную лавку. Попросил о. Исидора высказать своё суждение относительно вышеупомянутой моей статьи, один из главных выводов которой состоит в том, что с 21 июня (4 июля по н.с.) 2006 г., т.е. с экуменического саммита в Москве (кстати, сегодня пишу эту статью в день двухлетия этого события), окончательно наступила седьмая и последняя в истории земной Христианской церкви, Лаодикийская эра. Отрадно было услышать его положительное мнение об этой статье и получить благословение на продолжение моей публицистической деятельности в том же духе. Полагаю, что и главному редактору нашей газеты, и членам редколлегии также отрадно будет узнать об этом. На пристани меня и всех членов нашей группы благословил настоятель монастыря – архимандрит Иеремия (его на автомобиле завезли на тот же паром).

Сразу же по прибытию в Урануполис, с горечью ощутил возвращение в мiр, жить в котором мне становится всё тошнее и тошнее. Правда, купание в море, посещение на обратном пути в Салоники ещё двух монастырей (Анастасии Узорешительницы и женского - Фелогос), а также предстоящая встреча в Москве с родными, близкими людьми, ослабили эту горечь, а главное со мной, во мне, уже была Афонская благодать! Дай Бог моим братьям во Христе побывать на Святом Афоне и получить там ту же благодать, а мне, дай Бог её не растерять, что пожелал мне при расставании нашей группы в Домодедово диакон Михаил.

По милости Своей Господь оставил следы рая на земле, того, которого Он наших прародителей лишил за первородный грех. И в мiре дольнем существуют образы святые, нерукотворные. Теперь я знаю, что Афон святой – один из них, ведь по пророчествам он будет стоять до Славного Пришествия Христова, до Страшного Суда и может статься, что как Саровская обитель восхищен будет в Царствие Небесное. Всем, для кого пишу, советую сердечно знать-не забывать о том, что мiр наш дольний, утопающий в пороках, смердящий перед Богом всевозможными грехами, пока ещё не уничтожен Им не только по заступничеству Богородицы и по молитвам Небожителей святых, но также и по молитвам братии монашеской (сестёр монахинь тоже, разумеется), по молитвам истинных ревнителей Православия, ради всех тех, кому терпение Его ещё благопотребно. Будем об этом помнить и благодарственно молиться Богу и Матери Его Пречистой – заступнице усердной рода человеческого.

Пресвятая Богородица, помогай нам. Слава Богу за всё.

21 июня (04 июля) 2008 г. по Р.Х.
Раб Божий Андрей Коренев

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/300021

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 3 комментария
  1. blank Павел Троицкий:

    "И вот, спустя 12 лет, моё заветное желание исполнилось – я, недостойный грешник, сподобился прожить 6 дней на Святой горе Афон и посетить там 7 из 20 общежительных монастырей, о чём, насколько возможно в газетной статье, поведаю ниже.."
    Хорошо, конечно, когда люди пишут путевые заметки. Но плохо когда пишут статьи прожив на Афоне 6 дней. Отсюда и возникает какой-то запрет на купание Богородицы и т.д. Монаху вообще купаться не положено. Некоторые монахи до сих пор умывают только лица и руки. А голым прыгать в море у всех на виду. Извините. Хотя и такое бывает. А если бы разрешить купание для паломников, то Афон стал бы курортом. Не надо путать Божие постановления и человеческие. Начитавшись такого людли потом не будут верить и в аватон "Запрет Богородицы на посещение Афона женщинами". Да и возносить людей известных всем, но малознакомых автору типа о. Исидора не стоит. Ведь многие будут читать а потом всему верить не будут

  2. blank А.А. Коренев:

    К сожалению, в данном случае Павел Троицкий "ломится в открытую дверь", поскольку в своих заметках автор пишет о данном запрете (слава Богу, им соблюдённым)как об одном из наиболее сильных искушений лично для него в дни паломничества. Что же касается возношения "людей известных всем, но мало знакомых автору...", то сей пассаж и вовсе мало понятен... Жаль

  3. blank Евдокия :

    Спасибо за статью - и особенно за последний абзац!

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.