07.08.2013      6731      54
 

Памяти священника Павла Адельгейма


5 августа 2013 г. в доме по улице Красногоской в городе Пскове обнаружено тело 75-летнего православного священника Павла Адельгейма с ножевыми ранениями. По данному факту следственными органами Следственного комитета РФ по Псковской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ (убийство), сообщает ИА «Росбалт».

В убийстве псковского православного священника Павла Адельгейма подозревается житель Москвы 1986 года рождения. После убийства он нанес себе два ножевых ранения. Подозреваемый находился в неадекватном состоянии, сейчас он госпитализирован. По версии следствия, подозреваемый в совершении преступления был знаком со священником, он пришел к нему в гости. По словам очевидцев, напавший на отца Павла кричал, что убить священника ему велел сатана.

Павел Адельгейм – священник Русской Православной Церкви, служил в Псковской епархии. Сидел в лагерях за «клевету на советский строй». Священник был известен тем, что публично критиковал деятельность нынешнего руководства Московской Патриархии и “демократической” власти РФ за ее беззаконие.

Павел Анатольевич Адельгейм родился 1 августа 1938 года в Ростове-на-Дону. Его дед – Павел Бернардович Адельгейм, 1878 года рождения, бывший помещик из обрусевших немцев был арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года. Отец – Анатолий Павлович Адельгейм, артист и поэт был расстрелян чекистами 26 сентября 1942 года.  Дед по материнской линии – Никанор Григорьевич Пылаев – полковник Императорской армии; судьба после революции неизвестна. Мать – Татьяна Никаноровна (урожденная Пылаева) была арестована и осуждена в 1946 году.  После ареста матери жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане.

В 1954 году  стал послушником Киево-Печерской Лавры. В 1959 году исключен из Киевской духовной семинарии по политическим мотивам. Рукоположен архиепископом Ермогеном во диаконы Ташкентского кафедрального собора. В 1964 году, по окончании Московской духовной Академии назначен священником в город Каган (Узбекистан). В 1969 году построил там новый храм, арестован за распространение религиозного самиздата. В 1970 году был осужден на 3 года лагерей за «клевету на советский строй». Освободился из заключения инвалидом, лишившись правой ноги в ходе восстания заключенных. Затем служил в храмах Ферганы и Красноводска. С 1976 года  клирик Псковской епархии. В 1992 году при храме Святых Жен Мироносец открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 году при храме Святого Апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов. До 22 февраля 2008 года был настоятелем храма Святых Жен Мироносец. Освобожден от должности указом архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия с сохранением права службы.

http://rusimperia.info/news/id17310.html


Храм святых жен-мироносиц в Пскове (построен и освящен в 1537 г.).
Это первый псковский храм, возобновивший (1989) богослужение в годы “перестройки” благодаря настоятельству в нем о. Павла Адельгейма.

От редакции РИ

Не со всеми мнениями досточтимого о. Павла можно согласиться. Например, с его несколько неточным отрицанием русского национального облика исторической Российской Поместной Церкви (она ведь одновременно и Российская и Русская). А в его справедливых порицаниях многих неправд руководства МП порою был заметен излишний “диссидентский” либерализм (например, вплоть до защиты развратных кощунниц “Пусси райт”) – это, с нашей точки зрения, ослабляло его аргументацию в глазах многих благочестивых прихожан и давало повод для нечестной “ответной” травли как “агента антицерковных сил”. Тем не менее в основе его внутрицерковной критики лежали верные наблюдения и честные побуждения. Приведем ниже несколько таких текстов о. Павла Адельгейма. 

«Церковь во многом растратила тот кредит…»

… К сожалению, Церковь во многом растратила тот кредит, который она приобрела подвигами новомучеников. Они умирали за церковь в 1920-1930-е годы. Мученики своей кровью приобрели церковный авторитет. Они признаны святыми и прославлены церковью. Нынешние иерархи пользуется этим кредитом, и говорят "нас преследовали", словно сами пострадали. Но тех, кто нес крест, уже нет. На смену пришли другие люди с другими взглядами и моралью.

Говорят, что патриарх Сергий спас церковь от большевиков. Он спас церковный аппарат. Репрессировали многих иерархов. С войны положение изменилось. С тех пор, как Сталин в 1943 году принял трех митрополитов, иерархия живет вполне благополучно.

Нравы портились медленно. В поздние советские годы я знал архиереев, заслуживающих благоговейного отношения. Это были бессребреники, они заботились о священниках и мирянах. Все же это было! Знаете, недавно сербский патриарх умер, Павел. Он пешочком ходил по улицам. И митрополит Антоний Сурожский такой же был в Лондоне. И архиепископ Гермоген Голубев в Ташкенте такой же был бессребреник. Ему ничего не надо было для себя. Всем, что имел, служил своим духовным детям.

Когда советская власть ушла, убрали уполномоченных Совета по делам религий, которые ограничивали власть архиереев, начался архиерейский произвол.

За последние годы РПЦ вышла на общественный простор России и заняла положение между обществом и властью на стороне власти. Теперь во внутренней жизни РПЦ епископ обладает неограниченной властью, а клирики и миряне лишены всех прав и беззащитны.

Но в отношениях с обществом нельзя поступать бесцеремонно. Вот и начал назревать общественный протест, который вызывает симфония с политической властью… Общественный протест имеет основания. Если РПЦ активно вторгается в жизнь общества, оно приобретает право обсуждать социальную политику РПЦ и мораль ее иерархов…

6 апреля 2012 г.

http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/04/06/966561.html

«Кому много дано, с того больше спросится»

«Кто из вас хочет быть большим, да будет всем слуга. Кто хочет быть первым, пусть будет всем рабом». Иерархическая высота далеко не всегда соответствует высоте духа и не делает человека святым. Святость достигается не ритуалом, а подвигом. Возведение в сан священника и епископа не ведет к святости. Сан открывает большие возможности для служения и подвига, священник и епископ ищут в принятии сана подвига и ответственности. «Кому много дано, с того больше спросится». Это дар, за которым многие тянутся с надеждой приобрести привилегии: власть и авторитет; высокое общественное положение и богатство. Те, кто гонится за привилегиями, не понимают, что променивают алмаз на мишуру.

Сан зовет к подвигу и ответственности. В 20-е годы прошлого века христиане принимали сан, понимая, что единственной наградой за их решимость будут лагеря и смерть. Чем выше сан, тем больше подвиг, требующий отказа не только от привилегий, но от себя самого: «кто хочет по Мне идти, да отвергнется себя, и возьмет крест свой, и по Мне грядет». Кто променял свой дар на мишуру, несчастен, как ни зови его святейшим или высокопреосвященнейшим. Он действительно занимает высокое место в иерархии и все повинуются ему, но Бог может дать ему последнее место в Царстве Божием, если впустят туда. В том и беда, что многие думают, будто сан епископа сам по себе, без подвига самоотречения и любви приобщает к святости. Так думали иудеи, особенно ветхозаветные архиереи и вожди народа…

Можно облачаться в одежду святых и называться их именами, но если мы непричастны их подвигу, одежды, титулы и самый сан остаются пустыми, словно повешены на вешалку, а не человека. Форма без содержания пуста. Как чаша наполняется вином, так христианин должен быть исполнен Духом Святым. Если Дух Святой пребывает в нем, то его положение в Церкви всегда безконечно значимо: будь то епископ или священник;  мiрянин или монах. Ему принадлежит не формальное, а реальное первенство в Церкви Духа Святого. Каждому подается дар Святого Духа, как залог, который надо сохранить и приумножить собственным трудом и подвигом. Старшим становится тот, кто берет на себя ответственность за служение всем:  "Я посреди вас, как служащий".

23 июня 2013 г.

Природа власти

“Определение об епархиальном управлении” от 22.02.1918 г. констатирует: «архиерей пользуется, по Божественному полномочию, всей полнотой иерархической власти в делах веро- и нравоучения,священнодействия и пастырского душепопечения». Аналогичный текст мы находим в Уставе РПЦ (гл.10 ст.11). Он тоже подразумевает «Божественное полномочие» власти, которой епископ «пользуется». Текст “Положения о церковном суде РПЦ МП” (далее-Положение) существенно отличается от Устава (гл.10 ст.11) в понимании природы власти епископа. В отличие от Устава, Положение передаёт судебную власть в собственность епископу. Епископ приватизирует власть и может «делегировать епархиальному суду». «Божественные полномочия» не подразумеваются там, где епископ оказывается источником «канонической власти», которая «из него проистекает» (Положение ст.3 п.2). Являясь подзаконным актом Устава РПЦ, Положение вступает в противоречие с ним. Признав епископа источником правовой власти, Положение не обосновало каноничность заявленной позиции. Правовая власть никогда не получала в церкви богословского обоснования, поскольку корни права остаются вне церковных пределов.

В исторической ретроспективе власть имеет одно из трёх оснований:

1. В монархиях власть имела божественную санкцию. Правитель являлся либо богом, как римский кесарь и египетский фараон, либо помазанником Бога, как библейские цари, византийские и российские самодержцы. Помазание не входит в таинство поставления епископа. Восточная Церковь, в отличие от Западной, не называет епископа наместником или помазанником Бога.

2. Демократическое государство исходит из либеральной системы ценностей. Оно ставит человека в центр законодательства. Государственная власть обоснована интересами, правами и свободами человека, как видим в Конституции России (ст.2). В первом случае источником власти является Бог, во втором – человек.

3. Главой Церкви является Богочеловек: «Того дал главу выше всех Церкви» (Еф.1,22). Иисусу Христу принадлежит полнота власти: «Ему слава и держава во веки» (1Пет.5,11). Власть епископа можно обосновать послушанием Христу: «паси овец моих» (Ин. 21, 16). Это повеление имеет условие: «любишь ли ты Меня?». Во Христе обоснована власть любви. На её основе возникает пастырство. «Одно стадо и один Пастырь» (Ин.10,16). Христос не отдаёт овец в собственность епископу. Он доверяет овец его попечению и потребует отчета, как следует из молитвы на поставление. Так понимает власть епископа традиция Восточной Церкви. Епископы РПЦ считают себя хозяевами стада, отнимая его у Христа.

Господь чётко определил характер власти в церкви: «Цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий…Я посреди вас, как служащий» (Лк.22: 25, 27). «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример» (Ин. 13, 14). Власть насилия разделяет. Власть любви соединяет.

Положение не обосновало правовую власть епископа. Власть, «проистекающая» из персональной воли человека, не нуждается в обосновании. Самовластие само себя обосновывает. Возникает уникальная система ценностей, в которой власть не имеет обоснования ни в Боге, ни в человеке. В её основу положено самовластие функции, в которую Положение превращает епископа. Неумолимая логика ведёт к одному из двух обоснований своевластия: либо – гуманистической идее сверхчеловека, либо – культу человекобога. В этой системе вполне логично отрицание интересов, прав и свобод христианина.

С такой же необходимостью исключается Божественная власть. Власть имеет только один источник и одного Собственника. Нечестиво предполагать, что Бог разделяет власть с епископом. Если признать Положение церковным документом, возникает неправомерное разделение прав и ответственности. Права и свободы принадлежат епископу, но на него не возложена ответственность. Исполнять долг и нести ответственность обязаны все «прочие», но они не имеют имеют прав и свобод.

В Положении нет слов «справедливость и правосудие, Бог и человек». Исключая правосудие, авторы пренебрегают человеческой личностью, в которой отражён Лик Христов: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25, 40). Положение ставит задачу навести порядок: «оградить паству Церкви Божией от ересей, расколов, нестроений и безчиния, помогать покаянию, исправлению и спасению преступников, имея в мыслях благо святой РПЦ и спасение ближних» (Присяга судьи).

Общие слова исключают заботу о правах, достоинстве и судьбе конкретного христианина, позволяя пренебречь человеком во имя отвлеченных целей: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб» (Ин.11,50). Иисус приносит в жертву Самого Себя. Каиафа предлагает принести в жертву Иисуса. Результат одинаковый: «Сын Человеческий идёт, как писано о Нём». Но разная мораль: «горе человеку тому, имже Сын Человеческий предается» (Мф.26, 24). Это вопрос о жертвенности и целесообразности. Лукавая мудрость Каиафы нашла опору в документах РПЦ. Христова Церковь является Богочеловеческим организмом. Её нельзя ни обезбожить, ни обезчеловечить. Принцип Каиафы, заложенный в церковные документы, искажает природу Церкви.

20 июня 2013 г.

+ + +

…Как служащий священник, дерзает высказать сомнения в непорочности РПЦ?

Читайте Апокалипсис. Открывая тайну семи звёзд и семи светильников, Сын Человеческий указывает недостатки семи церквей: «Знаю твои дела и труд твой, и что не можешь переносить развратных, и испытал называющих себя апостолами, и нашёл, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился, и не изнемогал. Но имею против тебя, что ты оставил первую любовь твою. Вспомни, откуда ты ниспал, покайся, и твори прежние дела; А если не так, то скоро приду и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Ап.2, 2-5). Разве можно пренебречь предостережением Сына Человеческого и не задуматься, что Бог имеет против нас, в чем нам нужно покаяться?

Один из комментаторов, сообщив, что «умеет читать между строк», предъявляет мне обвинение: «Вы совершенно определенно отделяете Церковь, как экклезиологическое понятие, от церкви, как управляющей институции и вот РПЦ у Вас – именно управляющий орган, отделенный от Церкви. Фактически это значит, что Вы не признаете Русскую Православную Церковь – Церковью спасающей, а епископат – носителем благодати апостольской». Увы! Нарушения устоев церковной жизни очевидны и требуют исправления…

Разрушительная опасность таится в игнорировании соборной жизни Церкви. «Верую…во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Начальство полагает единство важнейшим признаком Церкви, пугаясь раскола. Но церковное единство обладает церковными качествами, иначе не будет церковным. Единство бывает разное. Единство выражает толпа, куча камней, механизм. Единство представляет каждая структура: армия, тюрьма, мафия, члены которой повязаны кровью.

Единство Церкви отличается от этих структур качеством. Соборность означает собранность многих лиц в единство Тела Христова. Это свободная собранность, основанная на личном выборе. «Не свободен ли я?.. Свободный от всех, я всем поработил себя» (1 Кор. 9. 1,19). И христиан призывает: «К свободе призваны вы, братие… Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5. 1,13). Христиане свободны, ибо в Церкви пребывает Святой Дух. «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17).

Второе качество соборности открывает нам Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете любовь иметь между собою» (Ин. 13,35). Любовь и свобода-качества, которые собирают учеников в единство Церкви и определены в Символе Веры понятием «соборность». Соборность является определяющим качеством, ибо святость Церкви означает пребывание в ней Святого Духа, а не личные достоинства христиан. Апостольство указывает на хранение Священного Писания и Предания, на благодатное преемство священства и таинств, хранимых в Церкви по апостольскому преданию. Непрерывность хиротонии является необходимым, но недостаточным признаком истинной Церкви, ибо преемственность возможна у еретиков. Кроме преемственности необходимо хранение чистоты вероучения, евангельских заповедей и канонических требований. Отсюда начинаются проблемы.

Соборность Церкви требует собирать соборы и соборно, то есть согласием всей церкви принимать решения. В РПЦ исключен главный признак соборной жизни – Собор. После 1918 года в РПЦ не был собран ни один легитимный собор, ибо главный признак собора – его собранность. Те «соборы», что мы условно называем «поместными» или «архиерейскими», не являются соборами. Они не «собирались», а «подбирались». Стоит сравнить, как собирался Священный собор 1917 года и как подбирались участники последующих соборов, чтобы видеть поразительное различие. Недостатки соборов 1943, 1945,1961, 1971, можно списать на экстремальные условия, чего не скажешь о «соборах» 1988, 1990 и прочих.

На Поместный собор выезжает архиерей и его доверенные лица, «избранные» клирик и мiрянин. Чаще, настоятель Кафедрального собора и архиерейский келейник или бухгалтер. На соборе в трёх лицах представлен архиерей с двумя своими alter ego. Присутствие архиерейских спутников не сообщает собору значение «поместного».

«С принципиальной, церковно-канонической точки зрения вопрос о составе собора зависит от образа формирования епископата. Если епископы избираются епархиями в установленном церковными канонами порядке и, вследствие этого являются действительными представителями своих епархий, Собор, как представительный орган церкви, может состоять из одних епископов. Если епископы не избирались, как того требуют церковные каноны, а в нарушение их, назначались, сформированный таким образом епископат не может иметь канонического и морального права представлять епархии, которые его не избирали. В этом случае Поместный Собор обязательно должен иметь в своем составе в качестве полноправных членов не только епископов, но клириков и мiрян, избранных надлежащим образом. Из священной книги Деяний св. Апостолов (Деян.1, 15-26) мы знаем, что вместо отпадшего от апостольского лика Иуды Предателя к лику апостольскому был сопричислен Матфий через избрание его на молитвенном собрании св. Апостолов и верующих. С тех пор на протяжении истории Вселенской Церкви соборное избрание епископов- апостольских преемников становится основной канонической нормой формирования епископата» (Архиеп. Ермоген (Голубев) «К 50-летию восстановления патриаршества». 1967 г. Жировицкий монастырь).

Кого представляет епархиальный епископ на архиерейском соборе?

Епархию? Она его не выбирала. Его назначили, не спросив согласия народа Божия.

Мнение о епископе не спрашивают в период управления. Жалобы на епископа не слышат и не видят. На них не отвечают. Повестку собора не оглашают, в епархии не обсуждают. На соборе епископ высказывает собственное мнение, которое не является мнением епархии. Возникают решения епископов, но не церкви.

Может, так и следует решать всё без клира и народа Божия, начиная с поставления епископа? В чине поставления есть литургическое действие, подтверждающее древнюю традицию испрашивать согласие народа при всяком поставлении. Трижды произносимый «аксиос» (русск. «достоин») выражает согласие на хиротонию от имени Предстоятеля, клира и народа. В Петербургской Духовной Академии несколько лет назад был случай, когда на возглашение епископа «аксиос!»  храм ответил «анаксиос». Следовало остановиться и рассмотреть основания «анаксиоса», но архиерей махнул рукой на народ и продолжил хиротонию. Неканонический акт выразил презрение епископа к голосу народа. Высшая церковная власть покрыла молчанием поругание литургической традиции.

Теперь функции высшей церковной власти переданы собору епископов. Они составляют элиту, обладающую неограниченной властью и не несущую ответственности. А перед кем?

Канонические правила почти каждого собора запрещают поставлять в священный сан за деньги (Ап. 29) и при содействии мiрских начальников (Ап. 30). Запрет повторяется из века в век, подтверждая, что симонию и протекцию трудно искоренить. Также трудно поверить, что в наше время мiрские начальники не влияли на поставление священства.

Контролирующая власть, учреждённая некогда Священным Собором 1917 года, упразднена. Зачем и почему? Высшая церковная власть, вопреки церковным канонам, получила авторитарное устройство.

Если обратимся к уставам приходской жизни РПЦ, увидим систематические поправки на протяжении десятилетий с тенденцией лишить приходы и клириков всяких прав.

Устав 1998 г. оставлял за приходами всего лишь два права. Приходское собрание осуществляет прием и вывод членов и принимает свой устав. Этих прав приход лишили. Устав 2009-11 г. отменил право добровольности, учредительства, собственности и самоуправления прихода. Права заменили пустыми декларациями.

Упразднили Приходские собрания, Приходские советы, Ревизионные комиссии,старост и казначеев. В устав их вписали, но устав не имеет ничего общего с приходской практикой. Устав живет сам по себе, и приходская практика не имеет к нему отношения. Настоятель единолично распоряжается имуществом и денежными средствами. Прихожане лишены статуса. Они могут приходить в храм, участвовать в богослужении, ставить свечи и покупать утварь в лавке, но лишены участия и управления своей приходской жизнью.

Такое устройство противоречит православному понятию о приходе и гражданскому законодательству. По церковному понятию приход образуют верующие мiряне-прихожане со священником. Все они являются полноправными членами приходской общины. Устав выстроил вертикаль авторитарной власти, которая исключает права клириков и существование прихожан.

Православная совесть не признаёт каноничным уклад, разрушивший догмат соборности. Церковную реформацию я понимаю, как возвращение к каноническим традициям древней церкви, возрождённым Священным Собором 1917 года.

В 1958 г. Патриархия издала книгу «Русская Православная Церковь».О значении Священного собора 1917 года там сказано: В августе 1917 г. в Москве был созван Всероссийский Поместный Церковный Собор, который явился КАНОНИЧЕСКОЙ ОПОРОЙ ЦЕРКВИ в дальнейшем самоопределении (стр. 7). Что случилось с РПЦ, что она отказалась от этой опоры, от духовной свободы во Христе и вернулась к нецерковной симфонии синодального периода ради государственных преференций?

Завершим нашу мысль обращением Третьего Вселенского Собора:

«Да не преступаются правила отец; да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мiрския; да не утратим по малу и неприметно той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков»  (Трет. 8).

1 марта 2013 г.

+ + +

Отец Павел также критиковал принятый недавно Госдумой "Законе о защите чувств верующих", считая, что закон будет использован прежде всего против критиков неподобающей политики церковного руководства МП. По его словам, когда церковный Главк определит, какие чувства надо защищать, на верующих начнутся гонения за "неправильные" чувства. "Гонения будут хуже прежних. Расправу над верующими назовут защитой религиозных чувств. Грядет инквизиция. Жаловаться будет некому, как всегда", – писал он.

http://adelgeim.livejournal.com/

Из переписки о. Павла Адельгейма с о. Георгием Титовым

Отец Павел Адельгейм имел переписку с барнаульским священником о. Георгием Титовым, который также пытался добиться соблюдения церковных законов, за это подвергся репрессиям местного архиерея и в результате присоединился в Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Приведем несколько отрывков из писем о. Павла Адельгейма о. Георгию и его сыну Никите (ныне от тоже иерей).

+ + +

Mon, 23 Aug 2010 00:35:45 +0400 письмо от Павел adelgeim@mail.ru
Христос посреди нас! Здравствуйте, Никита.
Выходил на сайт по указанному Вами адресу. Конкретной информации немного, но достаточно, чтобы понять ситуацию в общих чертах. Она всегда одинаковая, что моя, что Ваша. Очень сочувствую о. Георгию со всей семьёй.
К сожалению, посоветовать нечего. Против лома нет приёма, окромя другого лома. Вы сами понимаете, что ни право, ни мораль в РПЦ не имеют силы.
Вы пишете, что от имени РПЦ с о.Георгием беседовали "компетентные органы", а после беседы он попал в больницу. Что тут скажешь? Обычный итог подобных встреч. Суд и прокуратура всегда будут защищать интересы РПЦ. Рассчитывать не на что. На Вас едет танк. Голыми руками его не остановишь. В РПЦ действует авторитарная власть. Диктатура часто сползает в тиранию. Личная власть архиерея безгранична, бесконтрольна и безответственна. Она не признаёт никаких договорённостей кроме безоговорочной капитуляции перед ним. Либо капитулируй, либо уходи в никуда. Выбор небольшой. Жаль, что в качестве утешения могу лишь сказать: никого из Вас не расстреляют и не посадят в тюрьму. В худшем случае, оставят без работы и без средств к существованию. В 60-е – 70-е годы было хуже, тогда сажали. В 20-30 было ещё хуже: расстреливали.
Понимаю, что это утешение слабое. Надеяться можно только на чудо. Христиане веруют в Бога, и признают чудеса. Остаётся молиться, чтобы Господь Иисус Христос явил Свою милость и заступился за нас грешных.
С любовью во Христе, свящ. Павел.

+ + +

Wed, 25 Aug 2010 10:57:18 +0400 письмо от Павел Адельгейм
Христос посреди нас, дорогой Никита.
Мой конфликт с архиереем тянется 20 лет. Сперва это была личная неприязнь ко мне, и он начал меня прессовать, отнимать приходы и т.д. После написания книги "Догмат о Церкви" он меня проклял и прекратил общение, не лишив служения. В 2008 г. снял с настоятельства, оставив штатным священником. Мне кажется, что надо смириться с этим положением и оставаться штатным священником. У меня есть возможность совершать Литургию. Выйти из МП можно только в раскол. Хотя я не считаю МП канонически безупречной, другие юрисдикции вызывают сомнение: стоит ли туда переходить. Сомнений слишком много, чтобы сделать уверенный шаг.
Ваше положение несколько отличается от моего, другая реакция прихожан. Основная масса моих прихожан просто разошлась по другим храмам. Их можно понять. От всех житейских неприятностей и тревог ищешь отдохновения в храме, а тут – тоже мира нет.
Устав, как Вы знаете, является формальным документом, по которому никто не живёт. У нас один реально действующий устав – воля архиерея. Новый Устав 2009 года, принятый Синодом в октябре, канонической силы не имеет, поскольку Собором не принят, это с формальной стороны. По содержанию содержит нарушения и закона и канонов. Всё не заслуживает принципиального отношения к нему, поскольку церковная власть не придаёт ему принципиального значения. В РПЦ действует не право, а насилие. Не стоит из-за Устава копья ломать. Посылаю Вам свою рецензию на Устав Прихода 2009 года. Для сравнения посылаю Устав Сурожской епархии. Митр.Антоний Блум сумел организовать епархиальную жизнь на основе решений Собора 1917-18 года. Желаю здоровья и помощи Божией о. Георгию.
Не унывайте. С нами Бог!
С любовью во Христе, свящ. Павел.

+ + +

Sat, 11 Sep 2010 12:31:24 +0400 письмо от Павел Адельгейм
Христос посреди нас, дорогой отец Георгий!
С сочувствием слежу за развитием событий в Вашем приходе. Молюсь Богу, чтобы защитил Вас и Ваш храм. Вы приняли наиболее радикальное решение из возможных [переход в РПЦЗ. – Ред.], и я могу только приветствовать Ваш успех. Если удастся отстоять храм и сохранить приход, Ваша победа многих вдохновит. В 1994-1996 годах мне удалось построить храм на территории Областной психо-неврологической больницы частным образом, без всякого участия епархии, но не пришло в голову оформить храм в частную собственность. Едва ли это было возможно в те годы. Архиерей словесно, без Указа, прогнал меня из этого храма, и я подчинился. Тогда у меня были ещё два храма, а служение в больнице на тысячу пациентов и персонала требовало всего моего внимания. Вскоре митр. Евсевий один за другим отнял у меня оба храма. Ожидаю, что меня скоро изгонят из Патриархии и придётся решать куда идти. У меня нет такой поддержки, которую оказывает Вам общественное движение, нет своего храма. Скорей всего, придётся последовать за Вами, искать связи с митрополитом Агафангелом. […]
Дай Бог Вам здоровья и успеха в Вашем дерзновенном стоянии. Буду рад послужить Вам всем, что в моих силах. С любовью во Христе, свящ. Павел.

+ + +

19 сент. 2010 г.
Дорогой о. Георгий!
Как мне кажется, Вы поступили совершенно верно. Верить МП нельзя, ни в какие договорённости с ними вступать нет смысла. Они обманут. Если бы вы согласились с их предложением, Вас могли назначить в достойный приход, но через полгода уволить заштат или запретить, или отправить в деревню. Осталась бы слава, что Вы предали свой Барнаульский приход ради собственного благополучия. Выход из РПЦ МП может быть только окончательным. Сделав этот шаг, колебаться нельзя. […]

+ + +

20.09. 2010
Дорогой о.Георгий!
У меня есть возможность поехать в Дедовичи и встретиться с архиепископом Софронием [РПЦЗ], но я не знаю как его там найти. Может быть, Вы сообщите мне его адрес, и я 22 сентября после праздника Рождества Пресвятой Богородицы поеду в Дедовичи и встречусь с ним. […]

+ + +

От о. Георгия Титова.

Вчера убит отец Павел Адельгейм. Православный священник, богослов, пламенный борец за Церковь Христову, своими трудами и всем своим жизненным подвигом отстаивавший принцип соборного единства Церкви и, тем самым, пытавшийся вдохнуть жизнь в загнивающую и умирающую, при всём внешнем блеске, Московскую Патриархию. Не знаю, действовал ли сатана прямо и непосредственно через несчастного одержимого или же через какие-то структуры, подвергнутые его влиянию, но очевидно одно: убит праведник, не смирявшийся с со злом мира и с «мерзостью запустения на святом месте» и тем самым возбудивший против себя злые оккультные силы. Царство ему Небесное!
Не во всём согласен я с о. Павлом. Но его бескомпромиссное отстаивание своих принципов, подлинное человеколюбие внушали мне самое искренне уважение. В особенности благодарен я ему за слова поддержки во время нашего конфликта с МП и властями. Публикую начатую по инициативе моего сына Никиты (теперь иерея) переписку с ушедшим мучеником. Надеюсь, что она дополнит образ о. Павла. К сожалению, переписка оборвалась после встречи о. Павла с владыкой Софронием. Как пояснил последний в частном разговоре, препятствием к соединению с нами о. Павла стало его стремление к переводу богослужения на русский язык и другие либеральные взгляды покойного…

Полностью переписку см. на сайте Алтайского отдела Союза Русского Народа:
http://www.alt-srn.ru/church/25-pravoslavie/1408-adelgeim.html

«Да не преступаются правила отец; да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мiрския; да не утратим по малу и неприметно той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков»  (Трет. 8).br


Оставить свой комментарий
Обсуждение: 54 комментария
  1. Русская:

    Царствие Небесное убиенному батюшке.

  2. Вадим:

    Какое лукавое время,в которое мы живём.Одним мученическая кончина,нам живущим-безкровное мученичество от видения происходящего.Одного прошу у Господа:если посылает такие искушения,чтоб послал и терпения,дабы не впасть в отчаяние.А с о.Павлом по воле Твоей Господи да будет.

  3. Р.:

    "Не со всеми мнениями досточтимого о. Павла можно согласиться. Например, с его несколько неточным отрицанием русского национального облика исторической Российской Поместной Церкви (она ведь одновременно и Российская и Русская). А в его справедливых порицаниях многих неправд руководства МП порою был заметен излишний “диссидентский” либерализм (например, вплоть до защиты развратных кощунниц “Пусси райт”)"——
    И это все? А вот с этим:
    ""Под РПЦ понимается аппарат власти Синода, ОВЦС, епархиальных иерархов и близких к этому кругу клириков и мирян, связанных своеобразным набором идеологических штампов: антизападничество, антисемитизм,…"" Цитату обрываю, там дальше идет про 1927 год и прочее, близкое вам. Но — "антизападничество" и "антисемитизм" это плохо? Да один ваш сайт даст сто очков вперед любому клирику МП по части того и другого.
    А его сотрудничество с Белковским и "Россией для всех?" ""Россия для всех" и Фонд Белковского провели конференцию по реформации РПЦ".Там же — "Павел Адельгейм, хэд-лайнер конференции". Eще: """В Российском государстве протестные акции социалистов вылились в терроризм — покушения на царя и сановников. Революция вылила накопившуюся ненависть на духовенство. Не следовало расстреливать крестные ходы из пулемета, не следовало "огнем и мечом" загонять в православие, требовать справки о ежегодном причащении.""" Это он о ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ России. Тут его уже совсем не отличить от "красных" и либералов-русофобов.
    Итак, западничество, юдофилия, "Россия для всех" (то есть для азиатских мигрантов), злобные карикатуры на старую Россию. Не потому ли его так часто приглашали выступить в радиосинагоге "Свобода"? Не потому ли он так популярен среди либералов-русофобов?
    Удивительно, как многие искренние православные люди готовы объединиться с кем угодно, лишь бы побольнее укусить ненавистных "гундяевцев". Вы правы, что "антицерковные силы" взяли в кавычки. Это не антицерковные, а антихристианские силы его использовали и сейчас раздувают его смерть. Они что называется в гробу видали любую Православную Церковь. Хотя нет, не любую. "Дореформированную" до степени современных европейских протестантов (с лесбиянками-священницами, венчанием содомитов, совместными богослужениями с иудеями и мусульманами и т.п.) — вероятно, потерпят. Как экзотический "клуб" в толерантно-либерально-педерастическом мире.

  4. Sasha:

    Царство Небесное отцу Павлу.

  5. Павлов Александр:

    В начале повторю слова о. Георгия Титова: "Не во всём согласен я с о. Павлом. Но его бескомпромиссное отстаивание своих принципов, подлинное человеколюбие внушали мне самое искренне уважение". Это моя позиция по этому вопросу.

    Считаю, что в Церкви должен господствовать порядок поэтому не все догмы о. Павла можно принять. Касаемо взгляда на церковное руководство мне ближе взгляды МП, чем о. Павла. Да, не всё в нашей Церкви чисто, к сожалению, пророчества Преподобного Серафима Саровского сбываются, Церковь теряет былую чистоту.

    Но в настоящее время других общественных структур кроме РПЦ, которые могли бы повести людей за собой, бороться за отстаивание принципов идеологии "Москва — Третий Рим.", Православия, Самодержавия, Народности, просто нет. Возникающие полит. партии склоняются к фашизму или сталинизму, совкофилии. РПЦЗ поддерживают Гитлера в ВОВ (они не опора). Общественные монархические организации слишком малы для этой цели. Ни одна сила, кроме РПЦ не сможет спасти России от нынешнего антихристианского ига.

    Жёсткая структурность, иерархичность Церкви позволяет Ей отстаивать христианские идеалы. Если мы уйдём за Адельгеймом в протестантизм мы начнём подпиливать фундамент самой Церкви. В основу идеи монархии положена — Абсолютная Божественная Система, т.е. безоговорочное подчинение низших высшим. Это позволяет поддерживать порядок. Любой отход от этой Системы уже шаг в сторону анархии и либерализма.

    Другое дело, что на вершине А.Б.С. стоит Бог. Ему обязаны подчиняться все. Бог изложил своё видения мира в Истине, а Истина в Православии, Самодержавии и Народности. Евангелие часть Православия и Истины. Там ясно написано, что «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете любовь иметь между собою», и ещё "Не судите и не судимы будете".

    С этим спорить нельзя, поэтому я против осуждения Адельгейма. Каждый день в своей семье наблюдаю чудовищный протестантизм и отход от Православия во взглядах людей (вплоть до принятия раннехристианских ересей и отторжения догмы о непорочном зачатии). На фоне такого Адельгейм Святой Защитник Веры.

    В обществе ещё живут бесы заложенные антихристианскими идеологиями, и задача Церкви сегодня не столь ко осуждать, сколько собирать под своим знаменем всех, кто готов ей служить, принимая её Истину. Наши враги те, кто выступают против идеологии Церкви, а не против её структур, иерархии. Если осуждать человека за малейшее проявление своеволия, нам не объединить вокруг Церкви много людей, и тогда, к нам по-прежнему будут относиться как к фанатикам.

    Наше общество ещё очень далеко от Истиной веры, её носителей в нём очень мало. Поэтому Церковь должна не осуждать людей, а наоборот любить! Любовь это основа всего. Только, когда общество увидит Вселенскую христианскую любовь идущую от Церкви Россия вернёт утраченное.

    Вопреки тому, что не соглашусь со взглядами о. Павла и выражу поддержку РПЦ, выскажусь против нападок на о. Павла, т.к. считаю его святым.

  6. Татьяна:

    Как было написано о.Георгием так и вышло:-"Они его съели".Вечная память мученику о.Павлу.

  7. Виктор:

    "К сожалению, Церковь во многом растратила тот кредит, который она приобрела подвигами новомучеников."
    Не надо ставить в один ряд Новомучеников и РПЦ МП. БОльшая часть Новомучеников и Исповедников Церкыи Росссийской не имели никакого отношения ни к митрополиту Сергию, ни к возглавляемой им церковной организации, прислуживающей большевикам и не признавали ее. Более того, после подписания м.Сергием пресловутой Декларации 1927 года, была создана церковь непоминающих или Катакомбная. большевики сажали в тюрьмы, и убивали тех, кто не поминал Сергия (Страгородского) и за принадлежность к ИПЦ. Откройте архивы и посмотрите, там вина замученных квалифицировалась именно, как принадлежность к ИПЦ. И сергианская церковная организация им помогала в этом не за страх а за совесть, выявляла собрания на дому и через своих иерархов сдавала их в НКВД.
    Что же на самом деле в своей Декларации провозглашал митр. Сергий (Страгородский) и его “синод”? Ключевыми словами документа, по общему признанию, являлось следующее выражение: «Мы хотим быть православными и в то же время признавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи». Под словом “родина” митр. Сергий подразумевал отнюдь не Россию, как нам постоянно пытаются внушить сергианские апологеты, а СССР — богоборческое государство. Это доказывается общим контекстом Декларации, в которой, между прочим, говорились: «Мы, церковные деятели, не с врагами нашего советского государства…, а с нашим народом и с нашим правительством». И далее: «Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас». Этим последним митр. Сергий и его сподвижники уже полностью отождествляли себя с большевиками-богоборцами, поставив между собой и ими, по сути дела, знак равенства. Ибо под понятие “бойкот” легко подводится непризнание свв. Новомучениками и Исповедниками легализованной советами “церкви”, а под «убийством из-за угла, подобным Варшавскому» подразумевается казнь советского посла еврея Пинхуса Вайнера (Войкова), одного из главных палачей Царской Семьи, совершенная в июне 1927 г. в Варшаве, на вокзале, русским гимназистом Борисом Ковердой. Таким образом, вся “Московская, патриархия” в лице митр. Сергия декларировала свое полное единство с убийцами свв. Новомучеников и Исповедников Российских и палачами Царской Семьи, — декларировала «не на словах, а на деле», как выразился сам м.Сергий, оказав советской власти деятельную услугу в ликвидации православных Епископов как “контрреволюционеров” и “политических преступников”.
    При этом необходимо подчеркнуть, что высшее руководство МП никогда не отрекалось от Декларации 1927 , никогда не приносило покаяние за соучастие в пролитии крови мучеников, а значит все написанное в ней все еще остается в силе. Поэтому никакие лицемерные “покаяния” этих руководителей в грехе цареубийства, никакие церковные “мероприятия” по прославлению новых мучеников и исповедников не уменьшат их ответственности, доколе не будет общесоборного, от лица всей Московской патриархии, осуждения Декларации 1927 года, признания этого акта целиком и полностью как преступного и предательского, и покаяния за содеянное митр. Сергием и иже с ним иерархами беззаконие. А пока все деятели “Московской патриархии” уподобляются древним книжникам и фарисеям, которых обличал Господь:

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: “если бы мы были во дни отцов наших, то не 6ыли бы сообщниками их в пролитии крови пророков”. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?» <Мф. 23. 29>

    Святые Новомученики и Исповедники и современные высшие “деятели” и “верные чада” МП — две диаметрально противоположные единицы: Церковь мучеников и “церковь” мучителей. Церковь распинаемых и “церковь” распинателей. «Советская и Катакомбная церкви — несовместимы», — говорил св. Новомученик еп. Максим Серпуховский.
    А сегодня либералы от МП истово стараются ввести людей в заблуждение, и прикидывают на себя подвиг Новомучеников и Исповедников, апеллируя тем фактом, что последняя прославила в лике Свв. Новомучеников и Исповедников многих Святых Отцев Церкви Катакомбной, отвергавших Декларацию митр. Сергия и его Синод, считая его отступническим. Однако этим они только усугубляют свой грех, а сам факт прославления во Святых сих Отцев на самом деле изобличает неправедность сергианства и Московской патриархии.

  8. Виктору:

    Нисколько не поддерживая "любовь" митрополита Сергия к властям в ущерб любви к Богу, замечу, что Вы, Виктор, не точны в части фактов.*********К примеру, если зайти на сайт fond.ru, где жития Новомученников и исповедников Российских, и начать эти жизнеописания читать — одно за одним — то легко увидеть самые распространенные случаи гибели христиан. А они таковы: пастырь усердно служил в еще не закрытой церкви (мирянин, усердно посещал церковь) — его арестовывают и обвиняют в «систематической контрреволюционной деятельности, направленной на свержение советской власти». Далее — лагерь, ссылка, расстрел или смерть от болезни и непосильных трудов. Разумеется, были и катакомбники и к ним власть была "борзее". Нам надо помнить о том, что презрение к стержневой части русской церкви еще никого к Богу не приблизило.

  9. platon_mp:

    сатанизм возник в средние века, когда давление церкви было огромным. людям захотелось хоть тайно, ити против церкви. так и придумали сатанизм вывернутую наизнанку религию, в которой персонажи "бог" и "дьявол" просто поменялись местами! в ссср небыло ни религии ни сатанизма.сатанистам нужны жертвы, церкви — святые мученики. имеющий мозги да уразумеет. p.s.заблокируите комент — окончательно убедите меня в том, что вера и разум не совместимы

  10. Виктор:

    Св. Новомученик Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович)

    "Митр. Сергий отпал от Церкви, то есть своими действиями нарушил церковные каноны; Митр. Сергий не состоит более в лоне Православной Церкви. Церковь, признавшая правду за коммунизмом, не есть Церковь". ""Организация", купленная ценою поклонения антихристу, недостойна Церкви"

    Св. Новомученик Епископ Виктор (Островидов) Глазовский и Воткинский.

    «Отступники превратили Церковь Божию из союза благодатного спасения человека от греха и вечной погибели в политическую организацию, которую соединили с организацией гражданской власти на служение мiру сему, во зле лежащему (1 Ин. 5,19)".

    Св. Новомученик схи-игумен Свирской Пустыни Зосима.

    «…Кто раскольники? Если та сторона, откуда возник спорный вопрос, то справедливо будет отошедших назвать раскольниками. Но если окажется, что мнения насадителей новых воззрений не согласуются с Евангелием, то уже не отошедшие, а они и будут истинными раскольниками,– ибо они раскололи церковное единение. Среди них вскипел источник, возмутивший чистую воду, воду православной мысли, и пока он, этот источник, не иссякнет – зло не прекратится».

  11. Лёня:

    Сатанизм существовал изначально. В оккультной литературе, да и у Блаватской есть моменты, где описано как падшие ангелы учили людей: делать оружие, лгать, становится красивой ( для женщин) в виде косметики… На первый взгляд покажется бредом, а в итоге — развращающая почва для души. 1966 год основание церкви сатаны в США, штат Калифорния, улица Калифорния и здание бывшего отеля Калифорния. Для чего? Просто так? И песенку Eagles просто так спели )) А с 1969 церковь сатаны входит во Всемирный Совет Церквей!!! Вот и смысл экуменизма религии для всех. На многих энергетиках, острых продуктах… нарисован дьявол. Мы видим везде дьявола, а о Боге не помышляем. Сбываются слова Серафима Вырицкого:"Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества." Теперь СМИ и ТВ навязывают что дьявол есть, а Бога нет!!! Вот и ответ тем кто не любит РПЦ… Казалось бы "простой" священник сделал куда больше, чем все взятые чинуши РПЦ. Павел Адельгейм проповедовал от души и по совести. Будьте Все Благословенны! Храни Вас Всех Господь!

  12. platon_mp:

    да как же вы не понимаете! россия стала великой державой тогда, когда при петре 1 начала избавлятся от пережитков православия! был случай "мироточения" какойто иконы при петре 1. донесли царю. а он собрал тех монахов и говорит: если икона не перестанет плакать миром, то за*ы монахов заплачут кровью! после того "мироточения" прекратились. обновление икон, куполов в революцйию и 20 гг есть ничто иное, как отчаянная попытка вернуть в лоно церкви темный народ.

  13. platon_mp:

    у каждой религии — свой "сатанизм", своя антирелигия

  14. Правосланый - Платону (platon_mp):

    Знаете, отличительная черта русских — легковерность. Логика такая: написали в книжке, значит правда. А меж тем "правда" эта в части истории пишется так: общеизвестные факты (например, в каком году была война, кто против кого воевал и др.) + ложь (царь был слабовольный и т.д.) + умолчание духовно значимых фактов. О Петре I навскидку (то, что сразу приходит на ум): ****назвал новую столицу в честь своего небесного покровителя апостола Петра, ****перенес в СПб мощи св. Александра Невского, **** первым судам, строившимся в Архангельске, дал характерные названия: «Святой Павел», «Святой Петр», «Святое Пророчество». ****Брал на войну чудотворные иконы. ****Служил благодарственные молебны перед чудотворными иконами (благодарил Бога и Матерь Божию за дарование победы). *** Нёс собственными императорскими руками гроб с телом почившего епископа Митрофана и горевал о его смерти (а ведь тот ранее обличал императора и император адекватно реагировал на епископское вразумление). = = = Пошлая байка про монахов и их попочки — жлобство и злобство, не более чем грязная фантазия неизвестного автора. Зачем Вы этой дрянью засоряете свою драгоценную душу?

  15. platon_mp:

    император петр был умным человеком, и использовал религиозную доктрину "москва 3 рим" в политических(геополитических) планах укрепления империи. корабли и столицу назвал так, потому что тогда просто мода была такая.

  16. platon_mp:

    перенес в СПб мощи св. Александра Невского — ну как вам сказать- это пиар-ход такой, невский победил шведов в тех местах, спустя века петр победил тех самых врагов россии, и перенес останки князя в новопостроенную столицу, на отвоеванных у швеции землях.

  17. Валерий Андреевич:

    Предполагаю, что убийца прислан отнюдь не Сатаной.

  18. Виктор:

    platon_mp — типичный потомок обезьяны, зачем же сприть с ним, пусть остается при своем мнении. А разсудить вас сможет только смерть, у одних телесная, у других еще и духовная. Потому, что склад ума у них материалистичный, убеждать их словами безполезно — пока не "пощупают", что такое смерть души, не поверят. Они же умные и взрослые, а Господь говорил: "… будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное…"

  19. Правосланый - Платону (platon_mp):

    Вы абсолютно правы — император Петр был умным человеком. И как умный человек он не изгонял Бога из своей души и из своей жизни, что прослеживается по многим фактам его жизни. Русские, к счастью, в те времена не были такими духовно дикими — как мы в наше время, увы.

  20. http://robert-gray.livejournal.com/139587.html:

    После сообщения о смерти о. Павла, на сайте "ИНТЕРНЕТ-СОБОР" появилась публикация переписки о. Павла с Никитой, а затем и о. Георгием Титовым из Барнаула. Она относится к 2010 году. То есть, это было три года назад. Сейчас эта вещь на том же сайте называется "О. Павел собирался присоединиться к РПЦЗ…" Первоначально публикация называлась иначе. Но потом, видимо, агафангеловцы решили, что это хороший шанс как следует отпиариться и решили подать убиенного о. Павла как уже одной ногой стоявшего под их Синодом… Отец Павел меня спрашивал, что такое группа еп. Агафангела (Пашковского) и кто такой еп. Софроний. Я высказал своё мнение, о. Павел ужаснулся и замолчал на некоторое время, продолжив затем разговор на другую тему. После этого единственного разговора о. Павел к теме "агафангеловцев" никогда более не возвращался… "духовная" деятельность пашковцев при рассмотрении расстроила о.Павла и он категорически уже не возвращался к мысли о переходе в их юрисдикцию, тем более,что есть негласная договорённость РПЦ с РПЦЗ Пашковского о приёме лишь в каноническое общение священства недовольных деятельностью Московской Патриархии… А в последний день своей земной жизни о печалился,как и всегда,о своей пастве,школе и детях. Именно детей приходской школы и послал отдохнуть в монастырь к Софронию( п.Навережье Псковск.области),вняв к его назойливым приглашениям посетить обитель. Сам о.Павел не поехал,прекрасно понимая и не желая идти на компромисс со своей священнической совестью.

  21. http://robert-gray.livejournal.com/139587.html:

    Выше я написал, что структура Агафангела теплохладна… В переписке о. Георгия мы видим, как старательно он убеждает о. Павла в 2010 году идти под Агафангела. А потом он пишет что: "К сожалению, переписка оборвалась после встречи о. Павла с владыкой Софронием. Как пояснил последний в частном разговоре препятствием к соединению с нами о. Павла стало его стремление к переводу богослужения на русский язык и другие либеральные взгляды покойного. Не знаю…" То есть, факт либерализма о. Павла, о котором сказал о. Георгию Софроний не смущает барнаульского батюшку. Почему? Все очень просто. Между медийностью и известностью с одной стороны и консерватизмом и традицией с другой, у Агафангела в почете первое. Потому им, конечно, нужен был бы о. Павел, хорошо известный обличитель Патриархии. Хоть и либерал. Причем, либерал не по предположениям внешних. А по их же собственным данным из личных бесед. Но, либерализм это ведь ничего страшного!.. Так подумали те ребята из агафангеловской группы, что придумали всю эту грязную компанию по поднятию своего авторитета среди "альтернативного Православия" и недовольных из МП при помощи имени убитого священника… Я хочу спросить вас, вы там что, забыли, что пытаетесь из себя изображать консервативную альтернативу РПЦ МП?!

  22. МВН - ответ robert-gray:

    Ваша реплика размещена. (Сокращены лишь некоторые личные оскорбления — согласно правилам нашего сайта.) Могу Вам, однако, возразить, что о. Георгий Титов никогда в либерализме замечен не был — посмотрите его сайт. И у нынешнего первоиерарха РПЦЗ, с моей точки зрения, это не либерализм, а так сказать — слишком "толерантная икономия" ко многим отклонениям от канонов, влево и вправо. Например, какой уж там "либерализм" был у русофоба Корчинского и у гитлериста Демина с его покровителем Л. — и последний всё еще не лишен сана даже за разглашение тайны исповеди… Про существование "договоренности с МП" — не понял, но это чушь. При всех возможных личных недостатках священноначалия РПЦЗ (Аг.) — эта структура не может быть обвинена в неканоничности.

  23. Православный:

    Оказывается 5 августа с.г. — день смерти еще одного священника, тоже убиенного. Вот что пишут: "В Тюмени 5 августа умер игумен Макарий Лошкарев. Священника ударили тяжелым предметом в подъезде дома. Как рассказал СИА-ПРЕСС настоятель храма Георгия Победоносца отец Антоний Исаков, 44-летний священник несколько дней после нападения был в коме".*****

    Источник: http://uralpolit.ru/news/society/news_event/1376369829-v-tyumeni-posle-napadeniya-v-podezde-umer-svyashchennik*****

    Царствие Небесное нашим убиенным батюшкам, о. Павлу и о. Макарию.

  24. Из статьи Д. Саввина:

    «В то самое мгновение, когда отец Павел был убит, а его убийца завопил, что сделал это по приказанию сатаны. С христианской точки зрения, такой конец жизненного пути называется мученичеством (или, как минимум, очень похож на мученичество). То есть речь идет о том, что Сам Бог явно указал на отца Павла, как на Своего избранника. И это поняли не только в церковной и квазицерковной среде, но даже и далеко за ее пределами (а если не поняли, то прочувствовали)… Образ протоиерея Павла Адельгейма сознательно и целенаправленно очищается от всякой оппозиционности, а его наследие – от всякого намека на принципиальное расхождение с генеральной линией Чистого переулка. Ибо в нынешнем виде оно для Московской патриархии взрывоопасно, и его надо успеть обезвредить. Как это лучше сделать? Если при жизни не удалось, образно выражаясь, задушить в объятиях, то нужно хотя бы сымитировать это после смерти… Совсем недавно его еще обвиняли в клевете и «антицерковной деятельности». Сегодня же вчерашние обвинители выстраиваются почетным караулом у его гроба, заявляя всем остальным, что он «не вашего рода»…»
    http://www.portal-credo.ru:8000/site/?act=comment&id=2045

  25. 5 августа, в день своей гибели, о. Павел хотел посетить арх. Софрония:

    «В день своей гибели 5 августа о.Павел Адельгейм планировал посетить архиепископа Софрония (Мусиенко) Санкт-Петербургского и Северо-Русского, иерарха Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей под председательством Митрополита Агафангела — РПЦЗ(А). "Батюшка собирался сегодня приехать к нам в монастырь. Я с ним разговаривал по телефону утром, вечером ждал в гости но он пошел ДОМОЙ в царствие небесное, ко мне так и не зашел, мы ждали накрыли на стол…и страшная новость", — написал в своем блоге архиепископ Софроний…» http://vishegorod.livejournal.com/25984.html#comments

  26. Лариса:

    несколько лет назад моя знакомая позвонила Софронию и просила придти исповедаться и причаститься, т.е. перейти из МП, так он ее обратно послал. ?… после этого не могу к нему серьезно относиться, да и ко всей нынешней РПЦз. С самого начала казалось, что они оставлены для уловления неприсоединившихся "остатков".

  27. МВН - Ларисе:

    Предлагаю подумать: если "для уловления", то что же "он ее обратно послал"? Видимо, были на то причины: далеко не всех принимают в РПЦЗ — особенно если нет точного понимания своего решения.

  28. Лариса:

    может Вы и правы, при разговоре не присутствовала. знаю только что душа сильно нуждалась и "разбилась", что ее так оттолкнули. Впрочем Господь только один всем Судья. А на счет РПЦз остаюсь при своем мнении, простите уж.

  29. Лариса - МВН:

    ..можно предположить, что потому "он ее обратно послал", что для него без разницы, что МП, что РПЦз? или пришедшая к нему душа "без разницы" — "пусть там остается" — тоже вариант..

  30. МВН - Ларисе:

    Простите, но не понимаю Вас. По-Вашему, только тот, кто принимает в РПЦЗ всех без разбору — заслуживает Вашего уважения? Владыка Софроний даже о. Павла Адельгейма не смог принять с его некоторыми либеральными взглядами — в каком же "уловлении" Вы его обвиняете? Еще раз посмотрите последнее предложение в моем ответе Вам.

  31. Лариса:

    Преоченьуважаемый Михаил Викторович! что значит "всех без разбору"? сколько Вам самому потребовалось времени, чтобы в этом разобраться?.. ведь можно же было душе невсёпонимающей, но ищущей(!) хотя бы попытаться немного объяснить, чтобы человек пришел "в точное понимание"… кто же должен был это сделать, как не тот, который поставлен "всем слугой"? ..А впрочем, простите Вы в этом случае не виноваты, чтобы оправдываться за кого-то, и не у Вас и не мне требовать каких-то пояснений. 🙂 Храни вас Господь!

  32. Василий С.:

    Братья и сестры во Христе,напишите пожалуйста Ваше мнение(желательно в Духе и безпристрастий)по поводу вот этой статьи -(((… 21-08-2013
    Антонъ Кузнецовъ: По поводу кончины гражданина РФ Павла Адельгейма
    Къ немалому удивленію нашей редакціи убійство клирика сов&#1123;тской лже-церкви РПЦ-МП Павла Адельгейма вызвало въ сред&#1123; нын&#1123;шняго «истиннаго православія», мягко говоря, неадекватную реакцію. Ц&#1123;лый рядъ лицъ, какъ принадлежащихъ къ «осколкамъ» РПЦЗ, такъ и не принадлежащихъ къ нимъ, объявилъ это убійство «мученической кончиной», а самого покойнаго «мученикомъ за Христа». Вся эта шумиха, поднятая вокругъ погибшаго сергіанскаго попа, вынуждаетъ насъ дать оц&#1123;нку какъ личности покойнаго, такъ и его кончин&#1123; съ точки зр&#1123;нія истиннаго Православія и ученія Новомучениковъ и Испов&#1123;дниковъ Россійскихъ объ МП.))) Продолжение на — http://www.virtus-et-gloria.com/Default.aspx

  33. Василию С. :

    К сожалению, почти все мы стали всеядными в части чтения — не храним свою душу от грязи. То, что Вы, Василий, предложили для чтения, читать невозможно: написанное дышит духом лютой ненависти к Церкви, в которой убиенный служил, и к самому убиенному. Чей это дух — объяснять здесь, наверное, не надо — очевидно, что не Божий. Ясно также, что Господь наш Иисус Христос иного мнения об убиенных "сергианских попах". Приведу только два примера: о. Василий (Росляков), оптинский новомученник — сколькими чудесами по молитвам к убиенному иеромонаху Господь прославил своего святого! Не интересовались? Поинтересуйтесь и узнаете, что многими. Второй пример — о. Игорь Розин. Его только похоронили, прихожанка одна начала причитать — к кому же теперь идти за помощью. Матушка о. Игоря говорит: как к живому ходила в храм, так теперь к усопшему иди на могилу. Послушалась, пошла, помолилась. По молитве к о. Игорю получила помощь. И другие позднее получали помощь, и не раз.*** Нам нужно помнить: за ОДИН помыл осуждения благодать Божия отходит. Какие же мы, русские ХХI века, распущенные — то ли христиане, то ли гнилая интеллигенция. Ужас, как нас Господь еще и терпит.

  34. скептик:

    ну да "гнилая" интеллигенция не верит во всю эту чушь об "исцелениях", поэтому она длдя вас и гнилая!
    какие вообще "исцеления" без медицины? человек, опомнись! сколько уже верующих покинуло этот мир из-за игнорирования элементарного лечения, надеясь на посты и "крещенские купания" от которых сколько людей утопились, а сколько постами себя изводят, детей мордуют! "православная семья" насилие над женщиной.

  35. Скептику - от интеллигента:

    В эту "чушь" Вы, скептик, поверите, когда закончится Ваш земной путь. Тело предадут земле Ваши родственники, друзья и сослуживцы. И вот тут для Вас и выяснится, что личность Ваша вместе с телом не умирает. И предстоит Вам прозрение — горькое, ужасное. Вот вы смеетесь надо мной, что я верю в чудеса (кстати, я и сама "гнилая" интеллигенция с персональной коллекцией дипломов, т.к. работаю в науке). А я всего лишь серьезно отношусь к своей жизни — и все. И стараюсь освобождать ум и душу от лжи, которую в меня загрузили в школе и в университете. Вот Вы верите Максиму Горькому — "все в землю ляжем, всё прахом будет (т.е. человек умирает и личность уничтожается), а я уже знаю, что он либо лгал, либо заблуждался. Я — с правдой, Вы с ложью. Простите, не хочу этими словами Вас обидеть (Платон мне друг, но истина дороже).

  36. скептик - интеллигенту:

    "И вот тут для Вас и выяснится, что личность Ваша вместе с телом не умирает. И предстоит Вам прозрение — горькое, ужасное" — извините, но откуда вы лично это знаете? неужели умирали уже когда-то и вас вернули, дабы нести истину таким, как я? откуда такая увереность? ведь это сказки наподобие деда мороза!

  37. Скептику - попытаюсь ответить на Ваш вопрос:

    Скептик, вот мы с Вами учились в школе, и среди многих предметов была, к примеру, химия. Из курса химии мы знаем, что мышьяк и ртуть ядовиты, золото инертно, соль (та, которой еду подсаливаем) состоит из натрия и хлора. Скажите, мы ЛИЧНО "добывали" эти знания (скармливали мышьяк коту, чтобы выяснить, не ядовито ли это вещество)? Нет, не добывали; это делали другие. Мы же знания, другими полученные, просто УСВОИЛИ. Я лично не была в аду. Но там была моя родная тетя — лет за 40 до своей смерти; там был американец Билл Висс в 1998 г. (его рассказ о 23 мин в аду есть на Youtube). Свидетельств о существовании загробного мира — масса, и их число увеличивается. Малую толику этих свидетельств собрала Галина Царева в двух частях фильма "По ту сторону земной жизни" (тоже есть на Youtube). Вопрос только в том, хочет ли человек это смотреть и усваивать. Большинство из нас не желает "заморачиваться высокими материями". А Бог, что Бог — он дал нам свободу, и этот дар свой не отнимает у нас.

  38. скептик:

    верить — это ваше право. другое дело, когда вера насаждается насильно, а так было почти всю историю христианства. зародилось оно в период упадка рабовладельческой системы. поэтому идеал церкви — несамостоятельный, шаблонно мыслящий человек, "без вины виноватый", мысленно бичующий себя, покорный своим господам, согласный на любое оскорбление. догматы православия окончательно утвердились аж в 7-8 веках, и до этого сильно менялись.
    европейские колонизаторы потому были жестокими к аборигенам, что церковь их так воспитала — "хамово проклятье" и т.д.
    общественный строй давно изменился. психолгия изменилась. знания о вселенной уже не те, что бы вериь книге бытия. восстановление реакционых религиозных структур — тупиковое и опасное явление. Ближний Восток яркий и наочный пример. а ведь подобное было в христианской европе(и католич. и православ.)если честно вы хотели бы жить в таком мире, полном ненависти, запретов и унижений? касателно видео: есть такое понятие, как внушение и самовнушение. я выбираю реальный, существующий мир.

  39. Скептику - некоторые возражения:

    Скептик, брат мой во Адаме, из всего сказанного Вами вижу, что вы недостаточно глубоко знаете обсуждаемый предмет – Восточное Христианство: общественный его аспект (как явление в истории человечества) и личностный (как область общения личности — человека, с Личностью — Богом). Не могу сказать, что я очень уж хорошо понимаю и разбираюсь. Но у меня позади длинный путь. Путь от кондовой материалистки с хорошо промытыми в школе, университете и аспирантуре мозгами до православной (с ужасом думаю о том, что могла и не прозреть). Двигась по этому пути, важные мировоззренческие знания собирала как крупицы золота среди барханов песка. Вот Вы говорите "вера насаждается насильно". Если честно смотреть на факты — скорее наоборот. XX век в России (особенно после 1917-го) — век выкорчевывания веры из душ людских (увы, вполне успешного). Приведу только 1 пример. Известно, что в начале прошлого века в России были одинаково популярны Лев Толстой и Иоанн Кронштадский. Их имена были на устах, фотографии Л.Т. и И.К. можно было увидеть в домах, о них можно было прочитать в газетах. Теперь перенесемся мыслями, например, в 1985 год и проведем мысленный эксперимент. Если в моем губернском городе в эти годы опросить на улице 100 человек, задав один единственный вопрос: «Знакомо ли Вам имя Льва Толстого?», мы получили бы 100 утвердительных ответов. Если же задать вопрос «Слышали ли вы когда-нибудь что-нибудь об Иоанне Кронштадском?» — было бы 100 отрицательных ответов. Получается, у народа русского украли и спрятали лучшую часть его духовного наследия (я не только И.К. имею в виду).

  40. скептик:

    а не потому удачно "выкорчевали" религию большевики, что народу религия за столько лет "благолепия" просто надоела? приелась и все. как и мне например приелась. душит церковь человека, обезличивает. Тоже "собирал по крупицам", жития читать любил, новый завет. но смущало всегда эта "раболепие" и юродивость православия. и я понял, что в и в отсталости, и в деспотии, и в трагедиях революций вина лежит не только на "жыдах, нигилистах и инородцах". виновато и христианское воспитание в жестокостях.

  41. скептик:

    зачем отделять общественный аспект "восточного христианства" от личностного? и в одном, и в другом иллюзии и разочарования.

  42. Лариса:

    написано: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". Возможно у некоторых людей ожесточается сердце просто потому, что не хватает смирения… именно пред Господом! потому что еще написано "Бог на земле и на небе творит что Он хочет"… а люди — прах земной. "Горе тому, кто препирается с Создателем своим; черепок из черепков земных!"(это у Иеремии). Многие просто не хотят согласиться, что они пред Господом "черепки" 🙂

  43. паша- скептик:

    так значит,человечеству нужно отказатся от открытий в геологии, биологии, палеонтологии, археологии, медицины и вернутся в феодальный строй?
    о смирении в библии твердится потому что она была написана в эпоху рабовладельчества! идеал библии — несамостоятельный, шаблонно мыслящий человек, "без вины виноватый", мысленно бичующий себя, покорный своим господам, согласный на любое оскорбление.

  44. Людмила:

    Тут кто-то ниже в комментариях протестовал против чудес и ратовал за медицину и врачей. Прибавлю свои две копейки в развитие темы. Кто еще не забыл марксизм советского разлива, тот помнит, наверное, расхожую фразу "практика — критерий истины". Расскажу, какая у нас вышла практика. Хоронили вчера молодую женщину с высшим медицинским образованием. Двое деток, 12 и 15 лет, остались сиротами. А вышло так: у нее поднялась температура, от чего — непонятно. Госпитализировали в инфекционное отделение хорошей клиники. Сама больная — врач; ее лучшая подруга — врач и зав.отделением в др.клинике; член-кор. РАМН, зав.кафедрой в медуниверситете — друг семьи больной. Столько профи, а за месяц болезни ничем помочь не смогли, отошла бедная в мир иной. Даже в мертвом теле поковырявшись, не смогли понять, какое это было заболевание и что надо было делать. На кладбище и на поминальном обеде народу было человек 50-60. Смотрела я на это собрание умных и думала — какие же мы все безмозглые кретины. Если бы хотя бы 3-4 человека встали на слезную молитву всего на пару-тройку дней, беды бы просто не случилось: Всемилостивый Господь так или иначе дал бы благополучный исход. Ан нет, мы профи, мы сами всё знаем и всё умеем. Слишком горды, чтобы обращаться и просить. Гордый разве может в своей картине мира представить себя, человека, ниже и слабее, а Его (Бога) — выше и сильнее? Не-е-е-т. Это гордого унижает. Уж если допускать существование Бога, то в виде Абсолюта, как некую абстракцию или идею, мировой разум. А как живую Личность, к Которой можно обратиться и Которая ответит тебе событиями твоей собственной жизни — нет. === Только не говорите мне на мой рассказ, у нас в России врачи плохие: знаю не один подобный случай "температурил — боролись — помер без диагноза" из зарубежной практики.

  45. Русская:

    Павел, приведенное Вами мнение расходится с реальностью. Доктор геолого-минералогических наук, профессор о.Глеб Каледа был священником, добрым христианином. В его семье было настоящее, неподдельное счастье — глубокое, сильное. Счастье это было следствием любви Глеба Александровича к Богу и миру Божию. Чем больше духовно здоровый человек познает мир и жизнь, в том числе через геологию, биологию и др. науки, тем сильнее он изумляется премудрости Божией и укрепляется в вере. Если не так, а по другому — причины отнюдь не в противоречии Святого Писания и науки. Причины — в духовном нездоровье конкретного человека. Если такой человек не хочет своей духовной смерти раньше физической, если он готов за себя бороться, если он не согласен окаменеть душой и стать обычным мелким злюкой — нужно искать возможность выздороветь. Кстати, о. Глеб Каледа — не единственный пример. На слуху св. Лука (Войно-Ясенецкий), вспоминается еще один доктор геолого-минералогических наук, профессор из духовных чад о. Арсения (часть третья кн. о. Арсений). Простите, что возражаю, но согласиться с приведенным мнением никак нельзя.

  46. Лариса-Паше:

    это кто ж Вам наврал, что "идеал Библии" такой как Вы написали? 🙂 Идеал Библии это Иисус Христос — сама Любовь, сама Жизнь, Радость, Милосердие и Счастье на всю Вечность. Вы просто посмотрите в Евангелии повнимательней каким Он был … и ЕСТЬ! и тогда Вы не сможете Его не полюбить. А больше ничего и не нужно будет, потому что кто исполнил первую заповедь, тот исполнил все, т.к. без первой остальные и выполнить то невозможно. Да благословит Вас Господь!

  47. Лариса :

    примечательно еще то, что именно гордых людей всегда кидает в крайности и в рассуждениях и даже просто в повседневных делах.

  48. Адм. - скептику:

    Нет смысла размещать тут Ваши дальнейшие поучения, ибо Вы не желаете знакомиться с христианским учением и лишь хулите его. К тому же под разными "никами".

  49. паша:

    ишь ты, какая у вас нетерпимость, однако. ну да ладно, хотя дискуссия интересной была…

  50. Лариса:

    первое, что надо было бы написать — " Бог страшный в Своем могуществе!" Иисус Христос — Творец Вселенной и "кто может состязаться с Ним?" Помоги, Господи, всем "скептикам" хотя бы страхом Твоим исполнится сначала. Как еще написано "Страх Божий — начало мудрости".

  51. Об охлаждении к Богу и Церкви:

    На реплику "Тоже собирал по крупицам, жития читать любил, Новый Завет" (2013-08-29) и на продолжение мысли (цитата): "и в одном, и в другом иллюзии и разочарования" (2013-08-29). **** Знающие люди, например один известный монах с 50-летним стажем, говорят, что обычно именно так и бывает. Сначала человека осеняет благодать Божия, но она дается не навсегда, т.к. это благодать призывающая. Ее Господь дает новоначальному, чтобы ему хотя бы в малой мере понять, как хорошо с Господом. В это время мы и жития святых, и Новый Завет читаем с радостью. Близким легко милосердствуем и как бы изнутри светимся. Одним словом — хорошо, благодать! А потом наступает совсем иная пора — благодать отходит. Чтобы она вернулась надо трудиться, пытаться стать Христу сродным, бороться против себя нынешнего (ветхого человека), помогать Господу преобразить себя, т.е. стать новым, Христу подобным — не-бунтующим, не-заносчивым, не-злобным, сердечным — стать воином Христовым, любящим НЕ свое благополучие, а правду Божию, Бога и близких. Благодать Божия отошла, вместе с ней и радость, легкость исчезли. Наступает пустота, тупость, ничто не радует, все из рук валится, ничего не получается. Человек и себя выносит с трудом, и людей; понимает, что он и Бога совсем не любит. Некоторые в такой ситуации "бросаются с кулаками" на христианство, на Церковь, доказывают себе и всем её ущербность. Ан нет! Не может быть ущербной Церковь, продолжающая рождать дивных святых. === В ЧЁМ ВЫХОД? === Выход в том, что человеку надо решительно и смело разобраться — Бог мне нужен или нет. А если нужен, то и нужно прорываться к Нему "с боями", мужественно. Как на войне, если человек окружен врагами, он к своим прорывается, пробирается, мечтает воссоединиться, увидеть дорогие лица. Успешно пережившие это состояние и "выплывшие" рекомендуют ни в коем случае не оставлять молитвы (какой бы сухой и безплодной она не была), меньше баловать себя вкусненьким, не отвлекаться на внешнее (театры, гости, интернет-форумы и т.п. — это не поможет), подкреплять свои духовные силы — исповедь, причастие, чтение покаянного канона, акафистов, беседы с духовником (опытным священником), посещение служб, паломничества к святыням, душеполезное чтение и др. Просить Бога, Матерь Божию и святых о помощи. Мужественно терпеть свои падения и внешние скорби. И главное: надо учиться себя "нудить" — побуждать себя трудиться Богу и людям, учиться попирать свою самость. Тогда из человека получается христианин не только самоназванию, но и по факту. Это — трудно. Ругать православие, отстаивать свою правоту в противовес церковной полноте-правоте, учить других жизни — это конечно куда как проще — сюда и скатываемся. Прости нас, милосердный Боже, и дай сил подняться, начать покаяние (осознание и исправление). Простите.

  52. Николай Б:

    Почему роль христианства в событиях 1917 года равна нулю?

    Если исключить мучеников (расстрелянных и сосланных за веру), то, конечно, роль громадной, сильной, с разветвленной сетью епархий, консисторий, приходов организации равна нулю. Но это же преступление, измена Родине, пастве. Напомним, что, например, у крестьян тогда не было «Союза колхозов», а у рабочих – профсоюзов, тогда как христиане были привязаны к приходам, приходы к благочиниям и т.д. Но никакого организованного сопротивления. Лишь индивидуальный протест. В результате и царь, и церковь и сама Россия исчезли или исчезают с лица земли. А что, если это – непротивление злу, подставление второй щеки «блажени кротини», «блажени есте, егда поносят Вас и изженут»? Тогда – вон с русской земли эту смердящую организацию.

    Русские обличители сионизма, как вы согласуете свою непримиримость к иудеям с христианством?

  53. МВН - Николаю Б.:

    Как это согласуется, Вы можете узнать из Закона Божия, заодно попытавшись понять что такое христианство, о котором Вы понятия не имеете. Нет под рукой ЗБ — прочтите хотя бы: О "слабости" и силе христианства. Неоязычество и еврейский вопрос https://rusidea.org/430147 и Без Ветхого Завета непонятен ни смысл истории, ни "еврейский вопрос". Полемика с язычниками о "Библейском проекте закабаления человечества" https://rusidea.org/12031 . Ввиду дремучей неграмотности в релгиозных вопросах Ваши прочие отклики (на стр. 300030)с хулою на христианство не поставлены.

  54. Об охлаждении к Богу и Церкви:

    простите меня, грешного! начитался сдуру ричарда докинза и чокнулся.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние комментарии
Подписка на рассылку

* Поля обязательные для заполнения