02.08.2013      6087      43
 

Об идеологии и об оправдании миссии Русской Зарубежной Церкви


Новые дискуссионные размышления мiрянина в его затянувшемся ожидании ответа на прежние насущные вопросы

Что такое русская православная идеология

Нередко с самых противоположных сторон приходится встречать отрицательное отношение к слову "идеология". Однако идеология всего лишь означает систему идей, выражающую определенное мiровоззрение, прежде всего применительно к государственно-политической жизни. Идеология сама по себе не есть что-то "плохое", она, как и любая система ценностей и даже религия, может быть истинной или ложной. И отношение к той и другой должно быть соответственным их содержанию.

Критика правильной идеологии тоже может быть оправданна – но лишь если такая государственная идеология возносится на неподобающее высшее место в иерархии ценностей, заменяя собою истинную религию. Так, в частности, было у многих фашистских режимов, поставивших нацию на место Бога, что и стало причиной их духовной слабости.

Однако на своей должной ступеньке в шкале ценностей идеология не только оправданна, но и необходима, и неизбежна в любом человеческом сообществе – это система идеалов и целей государства, критериев должного применительно к устройству земной жизни в области внешней и внутренней политики государства, его обороны, культуры, воспитания и образования народа. Тем более идеология необходима в христианском государстве, котором с эпохи св. Императора Юстиниана была исторически узаконена симфония (созвучие) политической и духовной властей – это и есть основа православной идеологии.

Ведь управленческо-прикладная сфера деятельности не входит в число прямых церковных задач, однако она должна руководствоваться церковным пониманием смысла жизни и назначения государства. И Церковь не может уклониться от такого своего влияния на жизнь своего народа. Цель христианского государства (в идеале – православной монархии) – защищать свой народ, его святыни от внешнего зла, создавая Церкви наиболее благоприятные условия для попечения о верной цели государства, в ее борьбе с внутренним злом ради спасения как можно большего числа сограждан к вечной жизни в Царствии Божием.

Поэтому, как бы ни пытались отвергнуть понятие идеологии "благочестивые ревнители" справа (мол, "не надейтесь на князи и сыны человеческие", ибо "спасает не политика и идеология, а только молитва") и либералы слева (для которых "любая национальная идеология это узколобый национализм, филетизм") – как бы они ни пытались отделить идеологию от Церкви, а Церковь от государства – это невозможно. Ни одна из сфер человеческой, и тем более национально-государственной деятельности, удерживающей зло, не терпит нравственной пустоты. И даже если государство провозглашает принципиальный отказ от государственной идеологии (как ст. 13 нынешней конституции РФ) – это тоже является идеологией: идеологией принципиального и безответственного отказа от различения добра и зла, что дает силам зла безудержную свободу действий, тем более – если церковные вожди устраняются от должного влияния на государственную жизнь, идеологически обслуживая любую власть и ее похоти в качестве ее угодливых жрецов-политруков.

Русская Церковь в своей истории дала немало ярких примеров твердого следования должной национально-государственной идеологии на основе патриотической симфонии с государственной властью. Национальную патриотическую идеологию мы видим и в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона, и в государственной деятельности святителя Алексия Митрополита Московского, и в благословении прп. Сергием Радонежским войска на битву с Мамаем, и в поучениях прп. Иосифа Волоцкого о власти, и в призывах св. Патриарха Гермогена к сопротивлению оккупантам-ляхам.

В русской армии полковые священники руководствовались национальной идеологией защиты православного Отечества не только как территориальной, но как несомненной духовной ценности. Потому что именно в русском народе и в Русском государстве национальное и православное соединились неслиянно-нераздельно, по образцу соединения земной и божественной природ во Христе. В сущности это должный образец патриотизма для любого народа, – в этом (согласно славянофилам и Достоевскому) заключается русская "всечеловечность". И потому нам нечего стыдиться такого своего истинного русского т.н. "национализма". (Хотя слово это исторически имеет разные оттенки и потому не всегда удачно в употреблении. С другой стороны, и "всечеловечность" без национальной государственной формы может под натиском апостасии вырождаться в либеральный аморфный космополитизм, что поныне часто наблюдается в русской "интеллигенции".)

Антирусская революция и миссия русской эмиграции

Революция 1917 года произошла в результате либеральных похотей этой самой "интеллигенции", ослабления национально-религиозного самосознания ведущего слоя русского народа и утраты даже церковным руководством понимания удерживающей православно-монархической идеологии Русского Царства. Царь показался всем ненужной помехой для «истинной свободы, счастья и славы» (поразительные слова из Обращения Св. Синода, 9.3.1917). В дальнейшем подсоветские архиереи сначала вынужденно, а затем добровольно приняли и "освятили" идеологию служения любой власти, даже богоборческой, как "власти от Бога". Катакомбная Церковь не признала оккупационную власть, но практической государственной идеологии иметь не могла, ибо ей оставалось лишь скрываться от репрессий этой власти в потаенный град Китеж.

Русские архиереи, оказавшиеся за рубежом, тоже не признали красную сатанинскую власть Интернационала и благословили Белую вооруженную борьбу против нее, но на них была возложена Господом дополнительная задача, в том числе идеологическая. Позволю себе привести мое понимание, на основании личного опыта 35-летнего пребывания в РПЦЗ, миссии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ):

Миссия РПЦЗ в моем понимании определяется той целью, с которой Господь Бог попустил сокрушение силами зла удерживающей православной государственности Третьего Рима: чтобы этим последним средством научить наш народ Истине от обратного, на опыте покаянного осознания нашего отступления, которое и привело к революции. Православный народ оказал сопротивление богоборческой власти, дав Церкви сонм Новомучеников. РПЦЗ – часть русского народа, которая тоже пыталась оказать сопротивление богоборческим силам, но была выброшена революционным катаклизмом в окружающий мiр – также и для уразумения того, в каком духовном состоянии находится все человечество, какие силы в нем действуют и с какими целями. Соответственно миссия РПЦЗ состоит из двух взаимосвязанных частей.

1. Осознание причин утраты нами православной государственности, т.е. причин революции, которые коренятся в духовном неблагополучии в российском обществе и в самой Церкви, точнее ее иерархии. Такое покаянное осознание и исправление своих грехов, столь ярко проявившихся в феврале-марте 1917 года и сыгравших решающую роль в непротивлении революции – непременная основа для возможного возвращения хотя бы части нашего народа на верный исторический путь…

2. Этот исторический путь не может быть формальным возвратом к прежнему. Необходимо осознание того, на каком новом историческом отрезке существования земного мiра находится человечество после сокрушения удерживающего Третьего Рима. Поскольку очевидны признаки последних времен, Церковь должна выполнять свою спасительную миссию, безкомпромиссно обличая «міровую систему зла, контролирующую общественное мнение и координирующую действия по уничтожению Православного христианства и национально устойчивых народов» – так это сформулировал Архиерейский Собор РПЦЗ в мае 1993 года. Это необходимо для спасения и объединения оборонных усилий всех, способных спастись.

[Эти два пункта достаточно отражены во многих документах РПЦЗ, например: Окружное послание о масонстве Архиерейского Собора РПЦЗ 1932 г., а также Деяния I и II Всезарубежных Соборов.]

Таков нравственный императив и оправдание существования РПЦЗ вне Отечества. А каков будет результат по территориальным и организационным масштабам – как Бог даст. Нас должно укреплять знание того обетования, что врата адовы Церковь не одолеют. И в Священном Писании, в Откровении св. Иоанна Богослова, сказано об этом, что в конце земной истории останется непобежденный антихристом и его полчищами «стан святых и град возлюбленный», который спасется в Царствие Божие. Вот это и есть ориентир и цель истинной Церкви в последнее время. Территориальные размеры этого "града" будут зависеть и от нашей активности в распространении истинного Православия, но успешность этой миссии зависит не от количества, а от качества. Даже если это будет "малое стадо" – миссия РПЦЗ будет выполнена.

При этом следует отметить, что новые поколения духовенства и мiрян РПЦЗ постепенно утрачивали положительный идеал восстановления православной монархии как уже неосуществимой утопии. В широких же кругах эмиграции на первом месте был "отрицательный" идеал свержения коммунизма, хотя далеко не всякий антикоммунизм соответствовал целям русского патриотизма и тем более Православия.

В годы советско-германской войны это для нашей Церкви было очевидно, и в тех трудных условиях всемiрного катаклизма, не зависящего от воли и желаний горстки эмигрантов, для церковного корабля оставалось лишь делать единственно возможное с учетом "розы ветров": быть с той частью русского народа, которая использовала новую возможность для жертвенного продолжения гражданской войны в рамках Второй мiровой. В этот период пастырская позиция и идеология РПЦЗ (как духовной власти Зарубежной Руси) была безупречна в соответствии с реальными условиями случившегося "стихийного бедствия", в котором еще не могли быть подняты и осознанно восприняты подсоветским народом монархические знамена. Вопреки новейшим писаниям коричневых белосовков, выдающих свои расовые фантазии за идеологию РПЦЗ, за исключением личных высказываний нескольких клириков в начале войны – никто не идеализировал русофоба-нациста Гитлера: фактически все русские участники тех событий надеялись на возможность самостоятельной отстройки русской жизни на оккупированных немцами территориях, вплоть до создания независимого Русского правительства и независимой "третьей силы" против большевизма и нацизма (в такой естественной очередности).

Идеология РПЦЗ в Холодной войне

В послевоенные годы установившийся в западном мiре демократический климат требовал от Церкви не меньшей идеологической принципиальности, тем более, что широкие массы эмиграции, особенно новой ("второй"), не имели духовного опыта и должной зоркости относительно мiровой демократии. И наша Церковь эту свою идеологическую задачу достойно выполнила. Ради экономии времени вновь приведу отрывок из ранее написанного ("Церковь и власть в Холодной войне").

…Западная либеральная демократия не выглядела для русских правых эмигрантов желанным обществом, которое они хотели бы видеть в освобожденной от коммунизма России. С западным мiром приходилось считаться как с географическим местом проживания и фактом, не подлежащим изменению. При этом огромную роль играло то обстоятельство, что в послевоенные годы богоборческая коммунистическая система объявила в своей программе глобальную экспансию, захватывая одну страну за другой, и Запад, несмотря на все свои пороки и русофобию своей закулисы, был де факто единственным сдерживающим препятствием для превращения всего мiра в единый богоборческий коммунистический лагерь, когда ни русской эмиграции, ни надежд на освобождение России не осталось бы. А пока Запад (в самом широком понимании этого слова; он был достаточно разнообразным и не сводился к одной лишь Америке) одним своим существованием давал надежду на продолжение борьбы и сохранение идеи "третьей силы", конечно, уже не военной, а только идеологической и духовной, для чего эмиграция пыталась искать в своем иностранном окружении какие-то возможности и союзников. И находила.

Опасность была […] в том, что русская эмиграция в целом не всегда различала в западной (американской) политике пропагандируемую антикоммунистическую составляющую от скрытой антирусской и порою позволяла западным стратегам манипулировать собой в их пропагандных целях. Атмосфера Холодной войны, к сожалению, часто приводила многих активных антикоммунистов в эмиграции к упрощению этой проблемы. Многим казалось, все, что делает против СССР "свободный мiр" – оправданно, потому что богоборцы-коммунисты хуже… […]

Зарубежную Церковь в подобных высказываниях упрекнуть нельзя. Постоянно приписываемый первоиерарху РПЦЗ Анастасию (Грибановскому) призыв «бросить атомные бомбы на Советский Союз»[16], якобы произнесенный в пасхальном Послании 1948 года, – не соответствует действительности. […]

Именно в среде правой эмиграции, связанной с Зарубежной Церковью, было распространено критическое отношение к западной политике, смешивающей антикоммунизм с русофобией, и к эмигрантскому упрощению сути советско-американского противоборства. Философ И.А. Ильин, прихожанин Зарубежной Церкви в Швейцарии, выразил это в своем цикле статей "Наши задачи" уже в начале Холодной войны. В этих статьях, рассылавшихся как информационные листки Русского Обще-Воинского Союза по всей эмиграции, авторитетно прозвучало предупреждение о своекорыстной мiровой закулисе и о ее антирусских геополитических и идеологических целях, маскируемых под антикоммунизм. Думаю, сегодня все знакомы с этими, к сожалению, осуществившимися предсказаниями-предупреждениями, так что не стану их цитировать.

Но для предотвращения этого разве не вправе была русская эмиграция искать на Западе союзников своих русских целей, пусть и в какой-то ограниченной мере? Нельзя упускать из виду, что тогдашний западный мiр – это не только мiровая закулиса, а очень сложное общество, состоящее из разных сил, в том числе и во властных структурах. Этот мiр предоставил русской эмиграции убежище и защиту, возможность сносной жизни и несомненную свободу вероисповедания и этим выгодно отличался от богоборческого режима СССР. Было бы неблагодарным не ценить всего этого – вот почему в эмигрантских храмах практиковалась молитва «о стране сей, властех и воинстве ея и всех верою живущих в ней». Кроме того, к чужим странам духовные требования русских эмигрантов не могли быть такими же, как к своей родной, имевшей важную миссию в плане Божия Промысла, и не дело русской эмиграции было провозглашать своей целью (явно утопической) менять западные демократические режимы на православные монархии – достаточно было того, что Русская Зарубежная Церковь имела в них возможность свободного существования и предоставляла возможность личного спасения достойным людям из всех тех народов, в среду которых попала.

С помощью таких достойных людей и просто сочувствующих русская эмиграция постоянно пыталась использовать различные западные структуры (политические, информационные, общественные, церковные) для защиты политзаключенных и преследуемых за веру в СССР. Никто другой им тогда помочь не мог. Западные радиостанции были единственным инструментом гласности в этом вопросе и единственным средством массовой информации, через которое можно было также, пусть и в ограниченном виде, доносить своему народу историческую правду и основы Православия. Священники выступали в русскоязычных религиозных радиопередачах, нередко даже были их ведущими редакторами…

В то же время явно антирусские тенденции в американской политике всегда подвергались критике как со стороны эмигрантских политических организаций, так и со стороны Зарубежной Церкви. Достаточно упомянуть протесты против американского Закона о расчленении России (1959), многочисленные обращения архиереев и даже всего Архиерейского Собора с критикой антиправославных тенденций на радио "Свобода"[18]. В конечном счете эта критика оказалась безрезультатной, но она доказывает, что Зарубежная Церковь не подлаживалась конформистски под политику Запада, а стремилась так же нравственно воздействовать на его общественность, как это было в обращении к Мiровой конференции на I Всезарубежном Соборе в 1921 году

Правда, иногда наши архиереи допускали наивность, полагая, например, что более консервативный и религиозный американский лидер, Р. Рейган, приславший приветствие Архиерейскому Собору РПЦЗ с добрыми пожеланиями свободы русскому народу, способен понять Православие, отказаться от русофобии и может быть поставлен Богом «для исполнения его Божественной воли», – так митрополит Филарет отвечал на это приветствие: «мы молимся, чтобы Господь… подал Вам силы для Вашей деятельности»[19]. Но подобные ответные наивные пожелания все же вряд ли можно поставить в один ряд с патриаршими поздравлениями руководству КПСС в годовщины "Великого Октября".

В годы Холодной войны Русская Зарубежная Церковь предоставила церковному народу на родине и мощную духовную поддержку, совершив прославление ряда всенародно почитаемых святых: св. прав. Иоанна Кронштадтского (1964), прп. Германа Аляскинского (1970), св. блаж. Ксении Петербургской (1978), прп. Паисия Величковского (1982), свв. Оптинских старцев (1990). Особое значение имело прославление в 1981 году Новомучеников и исповедников Российских во главе с Царем Мучеником Николаем II и его Семьей, после чего началась агония богоборческого режима.

В целом именно Русская Зарубежная Церковь весь ХХ век была для русской эмиграции оплотом «подвига русскости в условиях апостасии». Это означало и правильное отношение к мiровой закулисе, к еврейскому вопросу. Хотя надо признать, что в послевоенное демократическое время, в отличие от 1930-х годов, Соборных посланий с откровенным и конкретным упоминанием главных носителей сатанинской "тайны беззакония" уже не было, были лишь общие предупреждения о мiровой антихристианской системе зла и готовящемся царстве антихриста (о чем много писали в 1960–1970-е годы архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев) как главный редактор "Православной Руси", будучи сам, кстати, по отцу еврейского происхождения).

К сожалению, по мере ухода старших поколений и в Зарубежной Церкви стал постепенно меняться ее стиль и дух. В частности, монархическая идеология, а, значит, и связанное с нею восстановление удерживающего призвания России, все больше становилась частным делом клириков. Холодная война сыграла в этом свою роль, ибо в этой войне советская система запрещала Православие и карала за распространение религиозной литературы, а американская демократия могла выступать в роли защитника христианских ценностей и потому на практике для многих выглядела меньшим злом и терпимой формой государственности для миссии Церкви в апостасийное время.

Разумеется, отношение мiровой закулисы к консервативной Зарубежной Церкви всегда было настороженным, предпочтение отдавалось "парижской" и "американской" либеральным юрисдикциям. Издания РПЦЗ американская система распространения литературы среди советских граждан закупала в минимальных количествах, лишь для демонстрации плюрализма, тогда как издания демократических юрисдикций своей преобладающей безплатной массой оказывали основное воздействие, в том числе на эмиграцию. Основное же содержание распространяемой американскими службами литературы и радиопередач были лишь антисоветско-критическими, без духовной альтернативы, а с появлением в этих службах еврейской эмиграции, с 1970-х годов, стало и антирусским, направленным также и на поддержку "своих людей" в СССР.

Идеология РПЦЗ в годы "перестройки" и глобализации

Поэтому эпоху эйфорической "перестройки" и ее "реформаторов"-западников РПЦЗ также оценивала трезво. Тогдашний первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) был одним из видных носителей того ценного опыта, который дал русской эмиграции долгий катастрофический ХХ век. В 1990 г. в Монреале на VI Всезарубежном съезде православной молодежи под духовным руководством митрополита Виталия был принят документ, в котором говорилось:

«Мы обращаемся прежде всего к соотечественникам в России: сегодня важно не только против чего, но и за что ведется борьба. Для проведения оздоровительных реформ необходимо осознать происшедшее не в рамках последних 73-х лет, а в масштабе нашей тысячелетней христианской государственности – с учетом чужого опыта. Этот опыт поучителен: при утрате абсолютных ценностей деградация общества может наступить и в условиях свободы. Мы считаем, что России нужно не копировать чужие модели с присущими им пороками, а возродить отечественную православную традицию. Стержнем Российского государства и его культуры всегда была Церковь, поэтому оздоровление церковной жизни мы считаем основой для любых перемен» (10.08.1990).

На этом съезде прибывший из Москвы писатель Владимир Солоухин, полемизируя со мной, пытался уговорить митрополита Виталия оказать от имени РПЦЗ публичную поддержку "хорошему русскому мужику" Б. Ельцину в его борьбе против коммуниста Горбачева. Однако для первоиерарха РПЦЗ было тоже очевидно, что победа западнической команды Ельцина приведет к господству новой ипостаси антирусских сил. Он предостерегал уже годом ранее: «Будут брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия. Это почище Наполеона и Гитлера» ("Литературная Россия", 1989, № 52).

Соответственно в мае 1993 года и Архиерейский Собор РПЦЗ предупреждающе указал на «міровую систему зла, контролирующую общественное мнение и координирующую действия по уничтожению Православного христианства и национально устойчивых народов».

В 1999 г. первоиерарх РПЦЗ резко осудил ракетно-бомбовую агрессию стран НАТО во главе с США против православной Сербии. Было предписано молиться во всех храмах РПЦP на ектинье: «Еще молимся о еже мир и славу вселити в земли сербстей, и избавити народ ея и церковь от всех вражиих наветов и не предати единоверных наших в попрание, и разорение врагом и супостатом: но в бегство все дерзновение их претворити, и мышцу их сокрушити, и под ноги верных своих покорити. Еще молимся о еже студа и безчестия лица сопротивных исполнити, сердце же их страха и ужаса: и ангел Господень да будет погоняяй, и поражаяй их…». Страны НАТО и США тут однозначно названы супостатами и врагами Православия с молитвою к Господу об их поражении. И разве с тех пор изменилась сущность этих супостатов, как и их ставленников в РФ, предавших Сербию?

Одним из последних документов РПЦЗ при митрополите Виталии было выпущено Обращение Зарубежного Синода к русскому народу (18 февраля/2 марта 2000), где в числе причин, мешающих объединению с Церковью на Родине упоминалось «отношение к посткоммунистическим властям РФ», поскольку они «ведут нехристианскую политику разложения русского народа и разрушения России. И этот ложный дух никак не компенсируется золочением куполов и восстановлением церковных зданий, в которых восхваляются эти самые власти».

Даже после ухода митрополита Виталия на покой, в ноябре 2001 года Архиерейский Собор РПЦЗ вновь напомнил в своем Послании об опасности для нашей страны Нового мірового порядка, который стремится «контролировать политическую жизнь во всём міре», для чего насаждается «всякая бесовщина и стирается грань между добром и злом».

Как видим, несмотря на некоторое "озападнивание" паствы, РПЦЗ в целом выполняла свою духовную и идеологическую миссию четкого различения добра и зла вплоть до начала XXI века. Наша Церковь стала маяком истины даже для таких благочестивых иностранцев как о. Серафим (Роуз) и брат Иосиф Муньос, которые поняли исключительную миссию Русского православного народа и его Церкви для всего мiра. Капитуляция Синода РПЦЗ в 2007 г. была отказом от этой миссии, которую архиереи, поддавшись материальному шантажу МП, подменили заботой о сохранении своей казны и "кирпичей" своих храмов, которым угрожали захваты.

В чем наше оправдание сегодня?

К сожалению, и та часть не капитулировавшего церковного народа, которая стремилась сохранить прежний курс РПЦЗ, оказалась небезупречна. Прежде всего: она не сохранила единства из-за отсутствия любви друг к другу. (Отстаивание Истины без любви к собратьям может вести к сектантскому фанатизму, любовь без верности Истине ведет к безответственной ее утрате; необходимо мудрое сочетание того и другого.) Не будем сейчас затрагивать больные вопросы каноничности образовавшихся разных юрисдикций (уже около семи!), тем более что при переходе из одной в другую клирики принимаются в сущем сане. Обратим внимание на то, что разные образовавшиеся юрисдикции обнаруживают ныне разное отношение к идеологии и миссии РПЦЗ.

У одних более выражено покаянное стремление окончательно преодолеть наследие феврализма в Церкви и официально восстановить богоугодное отношение к православной монархии в том числе и на богослужебном уровне. У других такой потребности нет – особенно в американских приходах, где прихожане "привыкли пользоваться благами демократии"; попытки поставить этот вопрос на серьезное обсуждение не удавались как "несвоевременные", "ради сохранения церковного мира" (там некоторые не пошли на унию с МП лишь из боязни потерять всё те же свои "кирпичи")… Заметно и разное отношение к опасностям антихристианской глобализации и электронного контроля над человечеством (одни драматически преувеличивают значение технических средств, другие обращают внимание только на эти преувеличения, но не давая убедительного ответа на саму проблему внедрения эсхатологии в современность). Приходилось даже читать мнения некоторых архиереев, что антихрист "уже приходил" в СССР, предсказанный в Откровении запрет покупать-продавать реализовался там в виде хлебных карточек, в СССР и было уже царство антихриста… – стало быть, не для своего долгожданного мошиаха иудеи готовятся восстановить храм в Иерусалиме?..

В области идеологии трудно также считать оправданным благодушие, в силу прежней совместной "антикоммунистической борьбы", по отношению к властям США, геополитика которых из антикоммунистической превратилась в явно антироссийскую и антихристианскую (как можно забыть недавнюю агрессию против Сербии с "пасхальными" бомбардировками!). Непонятно и благожелательное отношение к американским марионеткам типа Ющенки, которые ради оправдания своей самостийности стремятся переплюнуть своих менторов в русофобии, искажая русскую историю и запрещая русский язык. Надо ли напоминать, что в исторической Русской ПЦЗ великороссы, малороссы и белорусы всегда считались триединым богоносным Русским народом, имеющим единую миссию в плане Божьего мiроустройства. Немалая часть нынешнего православного населения Украины продолжает так считать и сегодня – и допустимо ли для духовенства РПЦЗ в угоду каким-то своим местно выгодным организационно-политическим расчетам предавать чаяния этих людей и заставлять их искать опору только в МП, объединяющей их с Россией, – и вдобавок обличать МП еще и за это?

Отношение к МП со всеми ее грехами и неправдами – особая проблема. Одни предлагают анафематствовать "сергианство" (вернее: его апологетов, что не означает анафему всем поголовно), другие уже анафематствовали всю РПЦ МП и требуют того же от других, в том числе даже от нецерковных организаций (как Союз Русского Народа). Позволю себе напомнить, что в этом отношении в традиции РПЦЗ было много разных частных мнений, в том числе о "безблагодатности" советской "сатанинской" церкви, однако в официальных соборных посланиях РПЦЗ сквозь всю ее историю проходит отношение к Церкви на родине (именно к ее официальной части, а не к катакомбной – с нею было полное молитвенное единство) – как к "подъяремной", "плененной", "несвободной" и лишенной каноничного возглавления, нуждающейся в исцелении. Даже когда утверждалось, что ее "высшие иерархи стоят на гибельном пути", все равно к ней относились как к части Русской Церкви. Еще одной ее частью, свободной, считала себя Русская Зарубежная Церковь, что отражено в "Положении о Русской Православной Церкви за границей": «Русская православная Церковь за границей есть неразрывная часть Поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с постановлением Св. Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362».

Так уж получилось, что в Союзе Русского Народа (организации общественной, а не церковной, где поэтому согласно Уставу сотрудничают соратники всех православных юрисдикций) мне приходится иметь дело со многими прихожанами и даже клириками МП, которые полностью единомысленны с идеологической и духовной традицией РПЦЗ и даже чтут ее более точно, чем некоторые нынешние "зарубежники". И потому мне кажется близким к истине вот такое суждение одного из священников РИПЦ (давнего выходца из МП), сказанное в 2008 г. в рамках их собственной внутренней полемики: «Свобода от административной подчиненности такой церкви [МП] – это благо для тех, кто его понимает и умеет им воспользоваться. Борьба против этой церкви, особенно с применением деклараций сакраментального характера ("нет благодати") – дело духовно опасное, и, по-видимому, недоброе вовсе. Не можем мы запрещать Богу спасти чад Московской патриархии, равно как и христиан других конфессий, хотя и видим их конфессиональные грехи и трудности – вместе со своими, что очень важно».

К тому же, к сожалению, не всегда в высказываниях представителей "зарубежного" духовенства можно заметить традиционное для исторической РПЦЗ разделение между политикой неправедных властей в РФ (в т.ч. церковных) – и национальными, в т.ч. геополитическими интересами нашего триединого народа и исторической России, которые существуют независимо от всех нынешних власть предержащих. Иногда приходится даже слышать, что "России больше нет", "русская земля проклята", "русского народа больше нет, остались одни совки-дегенераты", которых совсем не жалко (традиционная в РПЦЗ Молитва о спасении России для таких "белосовков" уже ничего не значит)… А у одного из "осколков" РПЦЗ обнаружилась другая крайность: окормление в числе антипутинской оппозиции даже красных "русских патриотов"…

От таких "пятен на солнце", к сожалению, страдает и авторитет всей исторической РПЦЗ в среде единомысленных с нами порядочных людей, прихожан и клириков МП. Ведь и давняя клевета против исторической РПЦЗ продолжается, и многие воспринимают все нынешние юрисдикции РПЦЗ и их грехи как нечто общее, что подпитывает и прошлую клевету. Но виноваты ли в нынешних наших ошибках отцы-основатели РПЦЗ, ее мыслители и святые подвижники, чье наследие мы стремимся привить нашему православному народу? И мы все за это ответственны. Ни у кого из нас нет собственных заслуг, мы все светимся единым отраженным светом исторической РПЦЗ, и должны быть хотя бы достойны его. Иначе в чем оправдание продолжения нашего существования в "зарубежном" статусе в данное время? Неужели в том, чтобы плохому Путину противопоставлять "хороших" Ющенку, Ходорковского и Пуси-райт?

К сожалению, наше общее наследие РПЦЗ в некоторых наших новых юрисдикциях не только идеологически мельчает в плане понимания места и ответственности русского народа в истории, но и порою извращается на богословском уровне, о чем свидетельствуют даже еретические уклоны, отрицающие Священное Писание (от "обезьянней" теории происхождения человека до утопического хилиазма и расового экуменизма), впадающие к крайности (имябожия, царебожия), хулящие общепризнанные чудеса Божии (напр., схождение Благодатного огня на Пасху), мифотворчески почитающие "святыми" несвятых исторических персонажей… Это кое-где усугубляется и странной терпимостью ("любовью") священноначалия к подобным "творческим" клирикам с игнорированием церковных канонов – все эти "сто цветов" ранее были немыслимы в исторической РПЦЗ. Сейчас же попытки выкорчевать подобные сорняки могут годами оставаться безуспешными и даже наталкиваться на встречное осуждение со стороны священноначалия за "нарушение церковного мира". А у кого-то из ищущих истинную Церковь невольно может возникать вопрос: есть ли сейчас юрисдикция, которая вправе безспорно называть себя подлинной преемницей РПЦЗ не только по канонам, но и по верности миссии РПЦЗ перед Господом Богом?

Один из заметных в последнее время еретичествующих "клириков" прямо заявил на официальном сайте своего первоиерарха, что «РПЦЗ на территории РФ — нет!», ибо все "совки". А потому всем "истинным зарубежникам" надо либо сваливать с проклятой Богом русской земли, либо создавать вместо РПЦЗ катакомбную сетевую структуру белых христиан независимо от их конфессий… (Текст этой программы всё еще стоит на данном официальном сайте…). Хочется сваливать – так ведь никто не запрещает, но зачем при этом ради самооправдания так дискредитировать РПЦЗ?

Если подобное "идеологическое творчество" будет безнаказанно продолжаться и дальше, позоря традицию РПЦЗ в глазах православного народа, то никакой каноничной традиционной РПЦЗ и в самом деле не будет. В связи с этим вспоминаются слова Самого Господа: «Сын Человеческий пришед едва ли обрящет веру на земле» (Лк. 18:8)… Неужели это время наступает и для РПЦЗ?..

Народы Гога и Магога окружили "стан святых". Фрагмент цикла Апокалипсис. 1668 г.

Народы Гога и Магога окружили "стан святых". Фрагмент цикла Апокалипсис. 1668 г.

Утешает лишь то, что и слова Откровения о сохраняющемся до конца истории «стане святых и граде возлюбленном» (гл. 20) – непреложны. Если мы, наследники РПЦЗ, окажемся неспособны его сами создать под четким единым омофором РПЦЗ, придется его искать. Он несомненно будет противостоять антихристу на Русской земле, освященной кровью безчисленных мучеников. Ибо никакой другой народ в мiре не совершил такого христоподражательного подвига, как они, и никакой другой народ уже не имеет ни способности ни желания, создавать такой святой Стан и Град. Говоря о гонимых христианах-исповедниках самых последних времен, уважаемый всеми нами отец Серафим (Роуз) высказывался в одном из писем, что в столь критических условиях вообще «вопрос юрисдикций отступит на второй план» – «каждый монастырь или общину мы рассматриваем как часть будущей катакомбной "сети" борцов за истинное Православие» ("Не от мiра сего". М., 1988. С. 915).

Хочется всё же надеяться, что именно идеологическое и духовное наследие РПЦЗ окажется востребованным для этого Стана и Града – независимо от судьбы самой структуры РПЦЗ. И этим она продолжит выполнять свою миссию до конца усилиями тех, кто потрудился для этого до нас и лучше нас.

М.В. Назаров
Август 2013

ПС. Буду очень благодарен за конструктивную критику, поправки, уточнения.

ПС. Март 2014. В данной статье я все еще сдерживался, не упоминая название своей церковной юрисдикции – РПЦЗ(А). К сожалению, мои надежды на возможность исправления вопиющих отступлений от зарубежной традиции со стороны нашего первоиерарха – сошли на нет. Особенно в связи с его поддержкой антирусского госпереворота на Украине. Митрополит дошел до прямого предательства русских в Крыму, а готовность властей РФ наконец-то защитить их от нового мазепинского переворота назвал «советской войной против Украины» и благословил молиться против «супостатов» за новое антирусское майдан-правительство…


Оставить свой комментарий
Обсуждение: 43 комментария
  1. чт.Александр:

    Михаил Викторович, спасибо большое за свежую статью. Полностью согласен с Вашими мыслями.

  2. Денис:

    На реках вавилонских сидели мы и плакали… Вот каким должна была быть программа действий как у тех кто сидел в вавилонском плену СССР, так и у тех кто был в изгнании. А попытки использовать Гитлера против Сталина или Черчиля против Сталина в процессе освободится от богоборцев приведут, точнее уже привели только к углублению болезни. Нельзя чтобы сатана сатану изгонял… Без истинного покаяния никакое возрождение Святой Руси невозможно. Вот покаяния нам всем и нехватает. Ценность РПЦЗ в том что она была более свободна от внешнего насилия и потому больше сохранилась от участия во всевозможных отступлениях, вроде сергианства и экуменизма. И соответственно могла давать пример более "чистого Православия" и обличать отступления, в которые оказалась вовлеченной МП. Но без покаяния и это все оказалось под угрозой.

  3. р.Б.Анатолий:

    Михаил Викторович, подумайте о передаче своего православного опыта близкому человеку. Вы несли и несёте свой крест достойно христианину. Династию создавать не надо, но подумать о преемнике желательно бы.

  4. Helgi. Yar Chally.:

    Пока вы выясняете, "что такое русская православная идеология", русский народ подвергается таким уничтожающим воздействиям, после которых он уже не даст никого, способного быть носителем этой идеологии, какой бы замечательной и каноничной ваша идеология ни была. А не будет русских — не будет ничего: ни вашей идеологии, ни вашей религии, даже если вы окрестите всех продавцов арбузов на всех московских рынках. Следовательно, единственное спасение вашей идеологии заключается в физическом сохранении русского человека. А этому ваша покойницкая идеология всеми силами препятствует. Поэтому ваши противоречия неразрешимы. А связывать себя с идеологией, обречённой на поражение и вымирание, ни нормальный человек, ни нормальный народ не станут. Следовательно ваша идеология — идеология маргиналов и отщепенцев, историю чего, собственно, хорошо проллюстрировала эта статья.

  5. Денис для Helgi. Yar Chally.:

    русский народ в большинстве умер в 1917 году. Появились совки. Совки в большинстве умерли в 1991. Появилось "поколение пепси". Поколение пепси скорее всего вырежут мигранты. А наша надежда на воскресение Святой Руси связано с Богом, а вовсе не с человечьими расчетами.
    1Кор.1:23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

  6. Евгений:

    Спаси Господи Вас, Михаил Викторович,за точный анализ ситуации в церкви.

  7. Василий С.:

    А вот и критика,жёсткая и не нелицеприятная.Уважаемый Михаил Викторович,хотелось бы узнать Ваше мнение по вопросам поднятым вот в этой статье — (((… 18-08-2013
    Декларація истинно-православныхъ клириковъ Русской Церкви
    Всѣ церковно мыслящіе люди, такъ или иначе причастные къ событіямъ, происходившимъ въ Русской Церкви въ послѣднія 10-15 лѣтъ, ясно отдаютъ себѣ отчетъ въ томъ, что въ настоящей моментъ въ ней сложилась катастрофическая ситуація, прямо позволяющая ставить вопросъ о ея историческомъ концѣ какъ помѣстной Церкви. Истекшее десятилѣтіе ознаменовалось не только внѣшнимъ тріумфомъ сергіанской лже-церкви РПЦ-МП надъ РПЦЗ, но и полнымъ разложеніемъ той части Зарубежной Церкви, которая отказалась самоликвидироваться и попыталась организовать сопротивленіе процессу безоговорочной капитуляціи передъ РПЦ-МП.))) Продолжение на — http://www.virtus-et-gloria.com/Default.aspx

  8. Денису:

    Горячо поддерживаю Ваши слова "Без истинного покаяния никакое возрождение Святой Руси невозможно". **** При этом замечу, что нужно быть осторожным с навешиванием ярлыков "совки" и "поколение пепси". Мне известен пример того, как подобная жёсткость по отношению к русским людям может довести до беды. В текущем 2013 году две семьи в Пензе потеряли возможность окормляться в ближайшем к дому храме РПЦ МП — церкви-матери, их родившей и вскормившей. Эти две семьи прибились к одному батюшке из РПЦЗ, для которого русские люди — совки. Батюшка этот взрастил в своих подопечных ненависть к РПЦ МП, понудил их покаяться в том, что они переступали порог храма РПЦ МП, порвать с людьми, считающими РПЦ МП церковью. В общем — трагедия: вместо любви и единения — ненависть и разобщение. Вы — совки, а мы почти святые, пшли вон, нечистые.

  9. Helgi. Yar Chally.:

    Денис, извините, я не уловил в вашем сообщении смысла. Вы — ходячая иллюстрация маргинализации и дегенерации адептов пестуемой Назаровым идеологии, лучшее доказательство для Назарова того тупика, в котором он оказался.

  10. Администратор:

    От администратора. Уже несколько раз мы предупреждали "Хельгу-Яр-Чала", что богохульство недопустимо, и стирали его одни и те же антихристианские вопли. Но он не унимается. Приходится так поступить вновь.
    Это относится и к "платону_мп" — не старайтесь тут больше демонстрировать свое невежество, вы оба это уже достаточно сделали — хватит.

  11. tonkiy_hot:

    Друзья, столь глубокомысленные размышления Назарова не могут быть подправлены "легким движением" (даже и — верной) реплики, но нуждаются в столь же глубокомысленном разсуждении, формат которого — не "Отзыв"… Но некоторые реплики. т.н.м., должны быть "брошены": Господь Велел гонимым — бежать, и "белоэмиграция" — неукорна по этой причине, но, попав в Америку, соблюдать свою иерархию сама, она — не имела права, поскольку сказано: "Попав в чужую весь, "оставайтесь там дондеже изыдете"… т.е., или — уходите через три дня, или — (не создавая конкуренции) — вливайтесь, чтобы не противопоставлять своего Учения, Учению там существующему, и пусть тамошняя иерархия ищет вам место… Другое дело, если в Америке небыло Православия… но Оно там было!(?). (Это что касается каноничности РПЦЗ). Простецам же, не желающим знать такие "тонкости", достаточно абсурдности, заложенной в названии: "Русская Православная Церковь (внимание) Заграницей" (?!) Бывают Поместные Церкви, это — да; но русская Вера — имеет ли отличия в основаниях, а если "не имеет", то зачем отличие в наименовании…
    …Скушаете ли это…? Дальше — интереснее…

  12. * * *:

    Архиепископ Русской зарубежной церкви выступает за восстановление монархии в России

    Нью-Йорк. 22 августа. ИНТЕРФАКС — Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Русская зарубежная церковь) считает, что Россией должен править царь.

    "Мы должны стремиться к восстановлению на Руси богоустановленной власти во всей ее полноте", — заявил архиепископ в интервью.
    http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=52419

  13. МВН:

    Простец МВН — тонкому хоту. Советую на затронутую Вами тему скушать это: https://rusidea.org/431007
    Что касается "монархиста" еп. Гавриила — это РПЦЗ-МП. Там царем готовы признать и кирилловичей и Путина.

  14. tonkiy_hot:

    МВНу: Откушал "Вашего", но — не"доел", поскольку, мало сведущий в юриспруденции, все-же слышал, что решения должны опираться на Законы, а 39Пр.VIВс.Соб. не имеет под собой такого основания, кроме, разве, икономии, и т.б., — не может устанавливаться Правилом "на все времена"… …Православным известно Предание — "От искушений не убежишь"; "Бог не дает искушений выше сил, но, послав искушение, даст и силы"… и — много прочего "в том же духе"… Небыли мы там, и можем только догадываться о силе трений напр. с румынскими "братьями" по Вере", покусившимися на (вашу) свободу, но разве "бегущим" обещано что-то кроме "свободы во Христе"? Пусть бы — дальше бежали те, кому не по силам Иго Христово! …Скажете — посмотрим на тебя, как ты бегать будешь!…
    Скажите, МВН, зачем мы уходим в сторону, разсматривая происходившее, не соответствующее Закону Бога? Зачем нам знать и о фантазиях "еп. Гавриила, если Богом подобного не Обещано?
    Нам видится неканоничность РПЦЗ, "вошедшая в привычку", и теперь уже вернувшись в Россию, иерархи "РПЦЗ" (не замечая "Катакомб") организуют свои приходы, не уставая плакаться, как к ним жестоки власти! В России — "Катакомбы" — хозяйка Неба, и больше — никто! Стойкость Мучеников тому порукой…
    "В Катакомбы" войти можно только как они — выйдя из среды нечестивых… "Выйди из среды нечестивых, народ Мой, и Я Сам тебя носить Буду"!

  15. t_h:

    Замечу некстати: "оправдан", "оправдана", лучше смотрится с одним "н"

  16. МВН - to t_h:

    Милостивый государь. Разумеется, у меня могут встречаться ошибки, несмотря на филологическое образование (полувековой давности и потому изрядно потускнело). За исправления я всегда благодарен. Особенно, когда пишу по-немецки, или приходится использовать французский или английский. Но в родном языке я всё же чувствую себя более уверенно. В данном случае советую Вам ознакомиться с правилами русского языка: в кратких отглагольных прилагательных (как в данном случае) пишется столько "н", сколько и в полных (оправданная идеология — она оправданна, т.е. правильна, уместна). Лишь краткие формы страдательных причастий прошедшего времени (это форма глагола, которая имеет и признаки прилагательного) всегда пишутся с одним "н" (напр.: оправданная судом женщина — она оправдана судом). См.: http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=pravopisanie_nn_i_n_v_prichastiax Поупражняйтесь, это нетрудно усвоить и довести до автоматизма.
    Того же качества Ваше поучение относительно "неканоничности РПЦЗ" — однако Вы делаете тут простительную оговорку, что Вы "мало сведущий в юриспруденции". Согласен. Вот только лучше "смотрелось" бы, если бы Вы написали слитно: малосведущий. И вообще не следует поучать других в вопросах, в которых Вы малосведущи.

  17. tonkiy_hot:

    "Оправданная идеология" смотрится лучше с двумя "н", но не бывает оправданной идеологии, поскольку любая идеология опрадывает ссебя сама… Сравните: "…И премудрость эта оправдана…" …Вы все-же поспрошайте сведущих, ну не смотрится там две "н"… Да и не о том мы затевались! Именно поэтому я поправочки внес под иным "ником". Не демагогией ли называется забалтывание сути, и обобщение "того же качества". Вы же — ученый, должны бы терпимей быть… "Мало понимающий в проблеме", все-же не идентично "малопонимающему в…" "По делу" то что скажете: основания 39Пр.- не приведено

  18. со стороны:

    Да пусть даже и ошибся "t_h", пусть даже он и негодяй неграмотный; что по поводу написанного "тонким хОтом" скажете, полиглот Вы наш безошибочный "всегда благодарный" за критику… Как с Вами полемизировать, если Вы сами определяете свою правоту. Ну. будьте правы, рад за Вас!

  19. МВН - to onkiy_hot:

    Почему Вы стали писать о себе в третьем лице от имени "со стороны" (тот же IP)?

  20. Лариса:

    написано "мы Им существуем", "мы живы только потому, что Ты жив", "все дела Ты устрояешь за нас"… И разве могут люди вообще иметь в себе "способность и желание СОЗДАВАТЬ Стан и Град"? он уже создан…написано: Создатель его (нового Иерусалима) Сам Бог и еще "я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, сходящий от Бога с неба"… Господь будет ТУДА собирать святых Своих со всех концов земли, тех которые "возлюбили Иисуса Христа больше своей жизни"…со всех народов и языков, отовсюду. И это Церковь, это Невеста… Тогда получается, сто Стан святых и Город возлюбленный это будут два разных, хранимых Богом мест на земле, как написано "и над всем чтимым будет покров". Господь сойдет с Неба защитить Иерусалим, так написано. Но, то что и в России будет свой "малый святой Иерусалим" хранимый Господом я тоже очень верю! Благословений Господних всем, кто об этом пред Богом плачет сердцем в молитвах! аминь

  21. МВН - Ларисе:

    Мне кажется, Вы излишне буквоедствуете. Разумеется, всё устраивает Господь — для спасения людей в Свое Царство. Но это спасение невозможно без ответной воли и усилий людей. Из Откровения очевидно, что стан и град, это одно место. Полагаю, в нем стан святых — это Церковь, а град — государство(город), соединенные на основе симфонии.

  22. t-h - Ларисе:

    Лариса, разве Вас учили тому, чтобы "встревать" в разговор: или затеянный разговор (МВНа&"t_h") — кажется Вам не существенным? …Вы даете МВНу формальный повод "уйти от разговора" без моральных последствий, а он и так уже слывет некорректным в дискуссиях. Игнорирование им этого факта оставляет в его окружении кликуш и харизматов, понижая тем уровень полемики (пока что — до моего уровня. Хотя, ниже, вроде бы уже и — некуда).
    "По тому узнают, что вы — ученики Мои, что есть Любовь между вами". Любовь(!), а не кичливость и чванство, выпирающие из ответов МВНа любому "ставящему (его) в угол"…
    Кто за него теперь голос возвысит (из соратников); кто там вообще остался?

  23. МВН - Василию С.:

    Прошу прощения — забыл ответить на Ваше суждение (2013-08-23). Читаю по рекомендованной Вами ссылке: «въ настоящій моментъ среди іерарховъ нашей Церкви [и в МП, и в “осколках” РПЦЗ] не осталось ни одного архіерея, сохраняющаго чистоту православной веры, верность историческимъ идеаламъ русскаго православнаго народа и свободу отъ вліянія міровыхъ антихристіанскихъ силъ». А потому надо переходить на "молитвенно-евхаристическое общеніе" без архиереев. Возможно, вскоре такие времена и наступят, но в данный момент это явный перегиб и фальстарт. В целом ваши побуждения понятны: мiряне должны противостоять апостасии в Церкви. Однако, похоже, у вас не заметно любви к собратьям и должного чувства меры. Вы решаете за Господа Бога, что больше ни у кого нет спасительной благодати, потому что, мол, с 3 марта 1917 у Церкви нет каноничного возглавления. А затем в противоречие с этим объявляете действующими анафемы п. Тихона революционерам и м. Виталия экуменистам. Причем Вы считаете единственно истинными только тех, кто разделяет ваши взгляды, но это похоже на гордыню, даже если вы во многих деталях правы – общий ваш категорический осуждающий «ревнительский» вывод мне кажется сомнительным. Так вы не соберете всех, кто готов "бороться за Истину" — по-моему, сейчас лучше каждому это делать на своем месте.

  24. Лариса-тх:

    Вообще-то написано "любовь между братьями" и "потому узнают, что вы Мои ученики, если будете имель любовь между собой"…а с чего Вы взяли, что Вы мне брат?… или М.В.Назарову?…и с чего Вы взяли, что Вы ученик Иисуса Христа?..Господь сказал "не каждый может быть Моим учеником" и судя по Вашим ответам Вы таковым не являетесь. Почитайте в Евангелии как написано -в последовавших за Господом "должны быть такие же чувствования, как и Него"…думаю, что Вы в теперешнем состоянии горячности даже и не поймете о чем речь. Затеянный Вами разговор считаю действительно несущественным, потому что вообще не понятно о чем собственно Вы "разговариваете". Простите, не до Вас.

  25. Лариса-МВН:

    Уважаемый Михаил Викторович, может быть у меня не получилось достаточно ясно высказать свою мысль. Не о том была речь, что людям не надо прилагать никаких усилий.. (все знают эти места Писания "Царствие Божие усилием берется" и еще "..и вы, приложивши все старание …" и т.д.), а о горнем Иерусалиме — он уже готов этот Город и сойдет с Неба как Невеста для "ожидающих Иисуса Христа во спасение". А про "буквоедство"..- я думаю желание точно-точно понять слово Божие так не называется. И еще, если я правильно помню со школы, то союз "и" бывает соединительный, а бывает разъединительный,верно? Тем более не один раз в Библии написано "..Меня ждут острова". Поверьте, это не желание Вас оспорить, а просто хотелось поделиться мыслями..тем более в конце статьи такое приглашение стоит 🙂 От всего сердца желаю Вам благословений Господних!

  26. t-h.:

    Итак, мы выяснили, что 39Пр.VIВс.Соб. оказалось шатким основанием для легитимации т.н. "РПЦЗ", т.е., Она была — "незаконным сборищем"! …Радоваться об этом должны взыскующие Правды, ибо настоящая Истина — безупречна в Свете Евангелия, и, пока не знали Закона, были сами себе — закон; а когда познали Правду — нет возврата ко лжи…
    Как же теперь быть тем, кто сохранял иерархию не зная Закона…? Дух Неоскудевающий направит желающего по Пути Истины, ко всеобщему благу!
    Упорствующих же, Судит Бог.
    Если "от себя" что прибавил — поправьте, только не гневайтесь напрасно!

  27. Надежда - th:

    Мы выяснили из Вашего же признания другое — что Вы малосведущи в этой области. Что же Вам неймется?

  28. Илья - Слегка горячему:

    Кто за него теперь голос возвысит (из соратников); кто там вообще остался? )))) «О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

  29. T_h:

    "Надежде":
    "Признание (даже и — обвиняемого) не является доказательством"; Ведь, даже и Ап.Паvел считал себя "меньшим среди апостолов", а был ли он таковым, судить — Вам!
    …М.б., я — мало сведущ в некоторых частных направлениях мысли, но моя пытливость оправдана в данном случае, ибо мы коснулись важного, требующего ясности. "Отойти" же, означает либо, что мне все-равно, (что — не так), либо — признать неясность, дозволяющую самочиние. Учение Христа – СОВЕРШЕННО, и не нуждается в дОмыслах!! «Вера подобна драгоценному камню – при рассматривании увеличивается ценность»; к тому-же, «Истина не боится обличения, Она – жаждет его»!
    Если вам (и МВНу) служит преткновением слово «сведущ», замените его синонимом – «понимающий», и вставьте в спорных местах; вы увидите, что «малопонимающ» — аналогично слову «недоумок», а если Вы это и хотели сказать, то – приведите основания…
    Да ну вас, у вас здесь скучно – сплошные «лулзы»; вон, «троллей» понавалило со своими «болячками. Гудбайте, пожалуй, если Вам нечего сказать "по теме"!

  30. tonkiy_hot:

    Отказываясь препираться с "набежавшими", вздохну удрученно: "Сколь шатки основания Вашего упования, милейший МВН, если даже и с простецом Вы можете лишь "огрызаться"!"
    Так же и иерархи: знают о лжи своей, но упорствуют в ней (даже до крОве обличителей": "ибо возлюбили люди паче Зло"…
    Нет крови вашей на руках моих…

  31. Павел:

    Уважаемый МВЗ!

    Давно Вами поражаюсь! Вместо того, чтобы честно большие деньги зарабатывать, Вы занимаетесь тоталитарным сектостроем.
    И уверен, что приследуете сугубо личные политические интересы. Интересен опрос, когда же уже до Вас то доберутся?

  32. "tonkiy_hot" - "Павлу" :

    Голубчик, скажите, зачем Вы встряли куда Вас не просили, со своей "ерундой"? Сказать просто "ты — сектант" — демагогия; требуется привести хотя-бы одно подтверждение Вашему слову. К тому-же "…честно зарабатывать большие деньги" — невозможно в принципе… Хорошо (на эту тему) сказал один богач: "Я могу отчитаться по каждому своему миллиону, за исключением — "первого"!
    И еще: Кого Вы имеете ввиду, когда обращаетесь "МВЗ"? Ведь если это не Моск. Велосип. Завод, то мы уже теряемся в догадках…
    Если же Вас безпокоит вопрос о том, "когда доберутся", то — бежите быстрее, стучите; "первый хлыст — доносчику"!
    Тут без тебя — очередь выстроилась (на вопросы ответов ожидаем). Пока — тихо!

  33. Илья - Тон-Кийхоту:

    Это что за следователь выискался? "Куда не просили, пока-тихо, ждём ответы…" А ну пошёл вон отсель! Сначала представьтесь, прежде чем зайти на чужой сайт ( читай — дом )и хамить безнаказанно

  34. РУСС(Киев) :

    И до сего дня великокняжеский род Рюриковичей находится вне рамок обыденного исторического времени, существуя в вечности в том смысле, когда Русью правит не какой-то определенный, избираемый Нами правитель, а розвёрстая во временную перспективу – как в прошлое, так и в будущее – бесконечная череда легитимных княжеских поколений из рода Святителей Руси – Рюриковичей, именно тех Предстоятелей, которым, с момента Владимирового Крещения, Бог доверил в попечение Нашу пресветлую Святую Русьскую Землю и Наш пресветлый триединый коренной богосущий Русьский Народ. http://russkiev.info/russ

  35. Павел (t_h.):

    Когда "хозяина" в доме нет, либо он спит, бывает, забредают разные проходимцы, и командуют в соответствии со своими понятиями…
    Вам, "Илья", надо бы знать, что нарочито извращенное написание имени — вычеркивает "извращенца" из числа собеседников, и дальнейшая моя речь может относиться к кому угодно, но — не к Вам!
    Мы же, (пока не получили "от ворот поворот" от настоящего хозяина сайта (дома)), по Правилам Хорошего Тона — должны пребывать в спокойном терпении, ведь наша речь не была ни оскорбительной, ни — пустой совершенно, ни — особенно запутанной. М.б., МВН, и впрямь — занят чем-то более важным!
    Если же кто-то соблазнится применением мною местоимения "мы", то пусть знает, что так мыслят Катакомбники, коих, всяко больше "двух или трех".

  36. Илья - "Павлу":

    Хозяин дал отмашку бомбить Православные сайты? Много пообещали?

  37. Администратор - тонкому х.:

    Вы пишете одно и то же под разными никами, требуя ответа, который Вам уже дан. Просим нас больше не беспокоить.

  38. Андрей Викторович - МВН:

    "Приходилось даже читать мнения некоторых архиереев, что антихрист "уже приходил" в СССР, предсказанный в Откровении запрет покупать-продавать реализовался там в виде хлебных карточек, в СССР и было уже царство антихриста…"

    Где ж Вы это могли прочесть? Как Вы могли прочесть такое?? Владыка говорит о временах приближения антихриста, о пророках антихристовых, о семиглавом звере — предшественнике и, возможно, основе будущего всемирного антихристова царства.

  39. МВН - Андрею Викторовичу:

    Прочесть это я смог и Вы можете на сайте "Эсхатология". Вы ведь узнали автора, если взялись протестовать. Более полные цитаты с указанием трех точных ссылок и с возражениями на это Вы также можете прочесть в следующей моей статье на эту тему: https://rusidea.org/300030 — На указанном Вашем сайте именно утверждается, что антихрист уже приходил на русскую землю, поставил ее народ "социалистические печати" и зачем-то на время ушел отдохнуть. И значит, никаких новых "печатей" ему уже не нужно: «все запечатаны печатью антихриста со времен строительства социализма и являются чадами царства сатаны».

  40. Андрей Викторович - МВН:

    "На указанном Вашем сайте именно утверждается, что антихрист уже приходил на русскую землю, поставил ее народ "социалистические печати" и зачем-то на время ушел отдохнуть."

    Михаил Викторович! Можно ведь взять и надёргать Ваших цитат, вот с этого Вашего сайта РИ, и слепить затем всё, что угодно — согласны?? Однако, это будет безчестно, и уж совсем не по православному.
    Не пойму только — зачем Вы так поступаете? Вы — признанный писатель, известнейший публицист, и вдруг взялись оспаривать, да ещё таким образом!, толкование Откровения, данное православным архиепископом. Толкование, к слову, настолько выдающееся, и при том настолько обоснованное, что спорить с таким мнением… — даже не знаю, как это возможно, не предложив что то свое, более относимое и более привязанное логически к произошедшим событиям.
    По поводу "пошел отдохнуть" — " был, и нет его" ч.б. затем "выйти из бездны" ( по слову Откровения ), т.е. явится мiру, окончательно наполненным силами преисподней. Очень даже возможно. А зачем уж ему нужно было уходить — так ведь далеко не всё дано знать человекам. Но Апостол сказал нами, как будет.

  41. МВН - Андрею Викторовичу:

    Цитаты у меня приведены не надерганные и слепленные, а точные, и точность их можно проверить по ссылкам. Если Вы в них видите какой-то иной смысл, отличающийся от написанного автором, то не смею далее возражать Вам. А автору очень желаю умерить критический пыл относительно "страшилок" и публиковать толкования, не "выдающиеся" из церковного учения.

  42. Андрей Викторович - МВН:

    "Итак, "все запечатаны", кроме единственно истинной юрисдикции данного пророчествующего архиерея…"
    "Цитаты у меня приведены не надерганные и слепленные, а точные, и точность их можно проверить по ссылкам"
    Попробуйте обосновать. Интересно даже, как у Вас получится обосновывать Вашу откровенную ложь.

  43. Администратор - вновь появившемуся тонкому х.:

    Ваше брюзжание тут никому не нужно, и ставить его не будем. Тем более под разными псевдонимами в разных темах с одним IP 188.162.229.36

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На актуальные темы
Последние комментарии
Последние сообщения на форуме
Подписка на рассылку

* Поля обязательные для заполнения