19.11.2010       12

Забытая родословная Рюрика


1130 лет назад умер Рюрик, основатель династии Рюриковичей - Великих князей на Руси

Зарождение русской государственности связано с именем первого русского князя - Рюрика. По легенде он вместе со своими братьями прибыл «из-за моря» и стал княжить в Ладоге, объединяя под русским владением разрозненные племена и земли. Держава Рюрика охватывала обширные территории.

Он присоединил к ней Изборск и Белоозеро, его воеводы правши в Полоцке и Ростове. С Рюрика началось становление Русского государства. Согласно летописям, легендарный князь скончался в 879 году. Впоследствии династия, получившая имя Рюриковичей, правила на Руси более 700 лет...

Двадцатое столетие было бурным и судьбоносным для нашей страны, особенно в последнем десятилетии. И ныне мы всё чаще и чаще обращаемся к прошлому. Сегодня, когда в нашей стране происходят процессы, которые могут разрушить государство, множество людей вспоминает времена зарождения Руси.

Истоки древнерусской государственности связаны с летописной легендой о призвании варяжского князя Рюрика «из-за моря» в IX веке. До сих пор это событие будоражит умы исследователей, порождая множество самых разнообразных мнений и гипотез.

Современная наука по сей день повторяет «норманнскую теорию», фактически опровергнутую ещё три века назад величайшими русскими историками В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым. Поразительное упорство, с которым нам продолжают навязывать идею о том, что Российское государство было основано скандинавскими пиратами-викингами, — они-то для норманистов и есть те самые летописные варяги- — наталкивает на грустные мысли. «Норманнским вирусом» в равной степени поражены и наши школьные учебники, и серьёзные монографии. Конечно, современный норманизм нельзя отождествлять с теми примитивными схемами, которые представили русскому народу его вдохновители, «историки» первой половины XVIII века.

Однако в идейном отношении эта «теория» сохраняет своё значение с тех времён, когда её ревнителям покровительствовал мрачный регент Бирон. В научном же отношении она ныне балансирует на очень скользкой почве и поддерживается, зачастую, лишь зарубежными грантами.

Очевидно, что внимание к древности всегда связано с теми или иными современными событиями. Интерес к началу истории Руси время от времени вспыхивал с новой силой в зависимости от разных политических обстоятельств.

Русская история также всегда привлекала внимание западных учёных и публицистов. После победоносного окончания Северной войны вместе с интересом к тогда петровской России появляется огромный интерес к прошлому страны. С начала XVIII века Российская империя стала могучей европейской державой, способной принимать самое активное участие во внешней политике западных государств. Особенно успешно складывались русско-немецкие отношения, так как они имели сравнительно длительную предысторию. В самой Германии интерес к России и древнерусской истории был прямо пропорционален усилению русско-германских межгосударственных и, особенно, династических связей. Различные авторы обращались к истории, чтобы с её помощью понять причину сближения двух государств.

Безусловно, вопрос о корнях русской правящей династии был напрямую связан с вопросом о происхождении её легендарного родоначальника — Рюрика. Исторические источники свидетельствовали о нём крайне скудно, и если о потомках его известно немало, то о предках — практически ничего. Откуда был призван первый русский князь? Где находилось то самое варяжское «Заморье»?

Обратиться к этим вопросам заставили политические обстоятельства. В 1716 году мекленбургский герцог Карл Леопольд женился на дочери Царя Ивана Алексеевича, брата Петра I, — Екатерине. В разгар Северной войны русская дипломатия стремилась к усилению своего влияния на южном побережье Балтики, рассчитывая, что эти территории удастся эффективно использовать как плацдарм для борьбы со Швецией. Герцогство Мекленбург, также вступившее в войну против шведов, в свою очередь рассчитывало на военную помощь России. Но династический союз Карла Леопольда и Екатерины был обусловлен не только политическими, но и традиционными русско-мекленбургскими связями.

К высочайшей свадьбе печатный двор Мекленбурга выпустил юбилейную книгу торжественных поздравлений, стихов и генеалогий, составленную при непосредственном участии проректора местной гимназии. Её содержание было не только актуально политически, но вело и к целому ряду исторических параллелей. Династический брак, важный с политической точки зрения, был воспринят современниками не только таковым. Согласно принятой тогда родословной традиции, к нему относились как к продолжению многовековых династических связей, уходящих корнями в древние времена.

Свадьба правящего герцога Мекленбурга с дочерью русского царского рода воспринималась как важное историческое событие. В связи с женитьбой ликовала вся «вендская земля», как поэтически, по старой памяти, называли Мекленбург: «И в том весь Мекленбург нашёл своё богатство, Что Рус и Венд соединились в браке вновь».

Династия мекленбургских правителей действительно вела своё происхождение от вендов — древнего населения северогерманского Поморья. Впоследствии они были вытеснены с этих земель или онемечены, но в Мекленбурге сохранили своё название и традиции. Исследователи и знатоки мекленбургских генеалогий выводили вендскую и русскую династии из одного корня. Более того, в одном из манускриптов их значилось имя князя Рюрика. Впоследствии оказалось, что это далеко не единственный документ такого рода, а в народной среде ещё была жива память о древнем князе Рюрике и его братьях, которые ушли править «на восток».

Согласно генеалогиям Рюрик был сыном варяжского князя, который правил в Мекленбурге и был убит при нападении датчан в 808 году. Родовым престолом варяжских правителей был город Рерик, расположенный на балтийском побережье. Словно напоминание о былом населении этих земель сохранившееся здесь по сей день название одной деревни: «Руссов». Это кажется удивительным — русские земли в северной Германии? Но ведь в истории известно немало случаев переселений племён и народов. Когда-то часть ныне «исконно» русских областей населяли финно-угорские племена, и никому это не кажется странным.

Датчане разрушили город Рерик, но на его месте сохранилось поселение, получившее название Старград. Не случайно, что спасшийся из него младенец Рюрик, когда стал полноправным князем, построил новый город — Новгород, который стал столицей севернорусских земель.

В средневековых хрониках часто упоминается дед Рюрика — вендский король Витслав.

В 782 году он разрушил Магдебург, участвовал в походах Карла Великого и был убит саксами. В одной из родословных таблиц есть пометка, что «брак с русской принцессой ещё более возвысил знатность его рода». Все эти факты, конечно, красноречиво свидетельствовали о связях Мекленбурга и России в глубокой древности. Историк Матиус фон Бэр писал, что у «короля вендов и руссов Витслава был сын Годелайв, у которого были сыновья Рюрик, Сивар и Трувор. Позднее Рюрик основал Новгород и стал великим князем руссов».

И всё-таки фигура Рюрика, первого новгородского князя, с правления которого летописец начинает изложение русской истории, всегда была окружена ореолом загадок. Первые сложности связаны с датой его призвания на княжение. Многие историки выражали сомнения относительно 862 года, указанного в летописи. Не раз отмечалось, что ранняя летописная хронология весьма условна. В немецких генеалогиях другая дата — 840 год. Если признавать Рюрика выходцем из южно-балтийского Поморья, то получается, что он родился не позднее 808 года (дата смерти отца), а по всей вероятности, около 800 года, так как после него должны были родиться ещё два брата. И несомненно, что он мог появиться в Ладоге лишь в зрелом и дееспособном возрасте, а не в глубокой старости.

Рюрик, по всей видимости, не имел отношения к Киевской династии. Указание летописи на то, что перед смертью он передал княжение своему сыну Игорю, не только не смягчает, но усиливает подозрения в реальной принадлежности его к киевскому великокняжескому дому. Поэтому некоторые авторы вполне обоснованно возводили правителей Киевской Руси к Игорю «Старому», а не к Рюрику. Сомнения подогревались ещё и тем, что как минимум одно звено в родословной между Рюриком и Игорем потеряно, так как слишком велик временной интервал между их смертями. В летописной легенде это компенсирует присутствие мифического «родича» Олега, но при внимательном рассмотрении этот персонаж оказывается призрачным. И странно, почему после смерти Рюрика Олег с младенцем Игорем оставляет Новгород и прибывает в Киев, после чего Новгород временно исчезает из списка русских городов, не упоминается в договорах, заключаемых Русью с греками при Олеге и Игоре.

Имена Олега и Игоря становятся традиционными у русских князей уже в конце X века (по сей день они встречаются почти в каждой семье), в то время как имя Рюрик мы находим в русских генеалогиях лишь во второй половине XI века. «Первый» Рюрик южнорусской династии был сыном Ростислава Владимировича, родоначальника Перемышльских князей, и умер в 1092 году. После него, кстати, имя также не пользовалось большой популярностью, его носил лишь ещё один из внуков Мстислава Великого.

Приводимые факты достаточно известны науке. Зачастую их используют, чтобы доказать мифичность князя Рюрика. Легенды всегда порождают сомнения. Но исторические источники свидетельствуют об ином. Безусловно, Рюрик реально существовал, что отражено в документах. Но время зачастую стирает историческую память, уничтожает письменные источники и служит хорошим поводом для появления легенд.

Одна из них связана с «Рюриковой могилой», так называют курган близ Ладоги. И будто бы там недавно обнаружили две каменные плиты, украшенные монограммой, похожей на «трезубец» Рюриковичей, известный по древнерусским печатям. Народная молва гласит, что Рюрик был похоронен в кургане в золотом гробу. Но проводимые в разное время археологические раскопки не дали никаких результатов. Легенда так и осталась легендой, в отличие от реальных немецких родословных, сохранивших свидетельство о первом русском князе.

Отрадно, что в популярном проекте «Имя Россия» снова вспомнили о князе Рюрике. Возможно, он представляется сейчас менее прославленным правителем, чем, например, св. Александр Невский. Но для нас важны все имена в нашей истории, которая представляет собой славный путь из прошлого в будущее одного из величайших государств в мире.

Всеволод Игоревич МЕРКУЛОВ,
кандидат исторических наук.
"Русский дом", январь 2009

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/32006

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 12 комментариев
  1. blank Михаил Быстров:

    Изучая происхождение имён в древности я пришёл к выводу о сильно искажённом совр. представлении этого явления и не согласен с общеприн. трактовкой о Рюрике, на самом деле это имя происходит от РуйуР-юридически законный, и в древности многие народы призывали к себе СУДЬЮ со стороны (незаинтересованного), см:http://narod.yandex.ru "Вела из племени СлаввалС",где СЛАВ-свод законов(law),Русь от СуйррйуС-законы звёзд.

  2. blank Сергей П.:

    Автор статьи Меркулов в качестве главного доказательства своей версии о славянском происхождении Рюрика использует произведение 18 века "Мекленбургские генеалогии", написанное в честь свадьбы мекленбургского герцога и русской принцессы. Слабый аргумент, что и говорить. Неудивительно, что подавляющее большинство историков придерживается традиционной версии о северогерманском происхождении Рюрика, которая основана на летописных данных.

  3. blank АндрейВладимирович:

    В этой связи интересна оценка Рюриковичей Гумилевым, который считал их бедой Руси и власть (но не династия) которых закончилась с приходом на престол славянки княгини Ольги, что Гумилев называет государственным переворотом, пожалуй единственным, совершеным во благо Руси. А правление Рюриковичей называет "зигзагом истории", т.е временем нежелательным, нарушившим "нормальное" течение этногенеза.

  4. blank Юрий (Георгий ), русский.:

    Дополнительная информация о родословной Рюрика имеется в книге Шамбарова "Русь: дорога сквозь тьму тысячелетий" (?).

  5. blank Александр:

    я уже подумал что и в этой истории евреи замешаны ))))) а нет обошлось. Рюрику мое почтение! но большее уважение у меня вызывает князь Святослав, с его славными походами и просто человеческими качествами

  6. blank Владимир:

    Антимеркуловская статья на ту же тему http://history-ryazan.ru/node/4966

  7. blank Ратмир:

    нужно уважать своих предков... поэтому как Святослав вызывает уважение Александра, так и тот же Святослав вызывает с моей стороны неприязнь - бандит грабивший болгарские народы на волге и дунае... его грабительские походы ничем другим и не назовешь - величия Руси не добавляли... пока сам гдето бродил - печенеги как у себя дома хозяйничали... почему то в России всегда таких вот грабителей и уважали...

  8. blank Михей:

    Внимательно ознакомьтесь с публикациями о Шум-горе..не надо заниматься приписыванием артефактов к месту ,где и камня то не найти.

  9. blank Валерий Андр:

    Цитата:"..Это кажется удивительным — русские земли в северной Германии?...". Ничего удивительного. Савельев в книге Древняя История Казачества отмечал, что вся Германская равнина- славянское кладбище.

  10. blank данила.:

    я в жизни столько незнал.

  11. blank Иван:

    Тайное.
    Древнерусские летописи и их секреты.
    Что скрывали Рюриковичи?
    http://slavyanskaya-kultura.ru/news/letopisnaja-istorija-slavjan-poiski-utrachenoi-pravdy.html

  12. blank Иван:

    Древний Киев. Тайна основания великого города. Рюриковичи и Троянь, где правда? -
    http://slavyanskaya-kultura.ru/news/drevnii-kiev-i-ryurikovichi-ot-lyubvi-do-nenavisti.html

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 21.11.2024 в 09:53 на Этот день в истории: 7/20 ноябряСпасибо огромное, Михаил Викторович, за календарь сей ! Поздравляем вас с днем небесного покровителя архистратига Божия Михаила и всего воинства ангельского !
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.