С 28 августа по 5 сентября 1993 г. в Чикаго под названием «Второй парламент мировых религий» проходило заседание самого большого в истории «Совета религиозных глав». Первый парламент мировых религий состоялся в 1893 г. Поскольку, по словам Бароуса, «религия, подобно белому небесному свету, разлагается на множество составляющих, преломляясь через призму различных верований, одной из целей Парламента религий было соединить эти составляющие в единый белый свет небесной истины». Звездой тогдашнего съезда был Свами Вивекананда, индуист, оставшийся в памяти присутствовавших своим наказом «не заботиться о догматах, сектах, церквах или храмах. Все это ничто в сравнении с духовностью, которая и составляет суть человеческого существования». Итак, речь идет о попытке создания надконфессиональной организации.
Чикаго, 1893 г.
Созыв Второго парламента был приурочен к столетнему юбилею первого. Организаторы видели свою цель в том, чтобы предоставить собравшимся возможность участвовать в религиозных обрядах, литургиях и медитациях. Шесть с половиной тысяч участников представляли около 120 мировых религий. Тут присутствовали буддисты, православные, индуисты, мусульмане, иудаисты, американские индейцы, протестанты, римо-католики, зороастрийцы и др. Помимо представителей традиционных вероисповеданий, присутствовали на заседании и члены весьма экзотичных групп: метафизики, гуманисты, неоязыческие последователи богини Изиды, Венеры и т.д. Каждый день проводились молитвы, медитации, пленарные заседания. Основная часть завершилась торжественной церемонией, в ходе которой представители разных религий призывали благословение XXI веку. Встречи и заседания оживлялись различными дискуссиями, индейскими танцами и другими ритуалами. Представители греческой Североамериканской архиепископии удалились со встречи, поскольку их оскорбило присутствие неоязычников. (Интересно, не возражали ли все остальные против присутствия неоязычников?) Между тем прочие представители православия, среди которых был и архиепископ Анастасий из Албанской православной церкви, не отказались от участия в этом сборище. Гром аплодисментов всех присутствующих вызвали слова одного лютеранского пастора, заявившего, что одного христианства недостаточно, чтобы отвечать всем требованиям грядущего века. Одной из самых больших проблем съезда стало использование слова Бог, которого многие избегали в связи с различным пониманием того, что вкладывается в него разными вероучениями.
В заключительном документе парламента религий выдвинута необходимость создания новой «глобальной этики» (Global Ethic), новых моральных критериев, которые не были бы абсолютизированы ни одной из существующих религий. Проявлением этой «глобальной этики» должны стать отсутствие насилия, социальная справедливость, экуменизм, плюрализм, феминизм, соблюдение прав человека, отмена всех видов дискриминации (социальной, экономической и т.д.), а также «трансформация совести». Одним из создателей этой идеи был ныне покойный либеральный римо-католический теолог Ханс Кюнг [1]. Само нынешнее понятие религии было охарактеризовано как не соответствующее новому времени синтеза, поскольку оно способствует развитию конфронтации, агрессивного фанатизма и ненависти. Выдвинута идея необходимости синтеза «глобального христианства» на основе христианских вероучений. Все разделения в «христианской семье», по мнению идеологов Всемирного Парламента, стали результатом преобладания одного из четырех компонентов христианства. (Писание, Предание, разум и опыт). В системе классификации различных христианских конфессий Православие поставлено в один ряд с сектами адвентистов, мунистов, иеговистов и другими группами. Все это ясно свидетельствует о том, к чему ведет экуменизм и каковы его истинные цели.
Основная программа экуменизма, принятая на заседании Всемирного Парламента в 1993 г., провозглашает приверженность принципам синкретизма, охватывающего все религии, но не в смысле классической унии, т.е. создания единой религии, единого ритуала с одним главой, а в смысле развития атмосферы толерантности и общего верования в то, что все религии так или иначе ведут к Богу и имеют божественное происхождение [2]. Когда представители всех религий примут такую точку зрения – уния уже будет создана. Эту идею уже давно проповедуют теософы, ставшие основными вдохновителями созыва Первого парламента религий. На последнем съезде они не скрывали ликования, так как их теория была открыто провозглашена официальной экуменической догмой. Теософия считает, что все религии выражают настоятельную потребность человека понять себя, окружающий его мир и конечную цель своего существования в этом мире. По этой теории, религии разнятся лишь вследствие того, что выражают это стремление в соответствии с определенным временем, местом, культурой. Учитывая сказанное, экуменизм можно рассматривать как одно из важнейших оправданий движения «Новой Эпохи» (New Age).
1. Наиболее полное представление о его позиции можно получить, прочитав написанную им книгу «Общая ответственность – в поиске новой мировой этики» (Global Responsibility: In Search of a New World Ethic).
2. За этой стратегией скрывается лукавство создателей новой мировой религии. Создание нового унифицированного ритуала с одним главой могло бы спровоцировать отпор со стороны христиан. Сущность новой религии в формировании новой религиозной совести, которая даст возможность исповедующим разные религии без каких-либо ограничений упражняться в своих обычаях и ритуалах, при условии, что они откажутся от нетерпимого отношения к другим и примут идею, согласно которой все религии всего лишь различные отражения (в зависимости от культуры, занимаемой территории и других факторов) одной духовной сущности и в конечном счете – одно и то же.
Православие - настоящая секта, потому что считает свое учение единственно истинным. Даже язычники обладают большей любовью к ближнему, терпением и смирением, чем современные православные.