24.05.2007      17211      32
 

Свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских


11.05/24.05. — Свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

Святые Кирилл и Мефодий – переводчики Священного Писания на славянский язык

Свв. Кирилл и Мефодий переводят книги на славянский язык
Миниатюра Радзивилловской летописи

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи из болгарских славян, жившей в греческом городе Солуни, где было немало славянского населения. Братья говорили на обоих языках одинаково хорошо. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Состоя на военной службе, Мефодий был направлен воеводой в одно из подчиненных Византийской империи славянских княжеств (видимо, в Болгарии), где его славянский язык усовершенствовался. Прожив там около 10 лет, Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп.

Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним Императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, а за свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения Константин принял сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан Императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

В 857 г. Император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в крымской Корсуни. Там братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (I-II в., память 25 ноября). Там же в Корсуни Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Константин остался в столице, а Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Затем жизненный путь братьев  привел их для великого дела в славянские земли Моравии (нынешняя Чехословакия). Эта территория была крещена западными миссионерами и входила в юрисдикцию Западно-Римского, а не Восточно-Константинопольского Патриарха. Богослужения шли на не знакомом населению латинском языке. Но национальные чувства заставили князя Ростислава искать богослужения на родном языке. В восточной Церкви как раз утвердилась традиция не навязывать новообращенным народам свой язык, а проповедовать Христово Евангелие и совершать богослужение на языке местного населения. И князь Ростислав естественно обратился в Константинополь, отправив к Императору послов с просьбой прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.

Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку (видимо, на основе уже имевшейся, усовершенствовав ее) и перевел с греческого на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 863 году.

После завершения перевода братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Это вызвало противодействие немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они восстали против братьев, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки…».

Немецкие епископы были посрамлены, но подали жалобу в Рим. Братья были призваны в Рим для решения этого вопроса, поскольку Моравия входила в римскую юрисдикцию. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке.

Находясь в Риме, Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 г., равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. (Ныне, к сожалению, этот храм в Риме пребывает в забвении…)


Придел свв. Кирилла и Мефодия в римской церкви св. Климента

Пребывание Мефодия в Риме совпало с примирением Рима с Константинополем, и Мефодию удалось убедить Папу в необходимости проповедовать Евангелие в Паннонии (римская провинция, занимавшая территории современной западной Венгрии, восточной Австрии и частично Словакии) на родном местному населению славянском языке. Следуя просьбе славянского князя Коцела, Папа послал Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Андроника. В Паннонии Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке.

Это снова вызвало протест немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие ширившегося на Западе римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел с греческого на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 г. в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

Однако даже святому Мефодию не удалось сломить сопротивление местного латинского духовенства, и после его смерти его ученики – Наум, Климент, Горазд и другие были изгнаны из Паннонии и продолжили свое дело в Болгарии и Македонии. Рим, вопреки решению Папы Адриана II и Иоанна VIII, это изгнание впоследствии санкционировал и Моравия в церковном отношении навсегда осталась латинской, а восточные славяне стали православными. Это укрепило раскол между Востоком и Западом и гибельно отразилось на всей истории славян, вплоть до Второй міровой войны.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. По молитвам свв. Кирилла и Мефодия, в день их памяти, в 1875 г. Холмские греко-униаты воссоединились с Православною Церковью. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

В этот день в современной России (РФ) отмечается День славянской письменности и культуры. Первые Дни славянской письменности и культуры прошли 24–25 мая 1986 г. в Мурманске по инициативе группы деятелей науки, культуры, литературы и искусства, а в начале 1990-х гг. этому празднику под давлением православной общественности был присвоен статус государственного. В марте 1989 г. был создан Международный Фонд славянской письменности и культуры, душою и руководителем которого стал скульптор-патриот В.М. Клыков, основатель Всероссийского соборного движения, воссоздатель Союза Русского народа в 2005 г. По инициативе Фонда было проведено множество мероприятий, направленных на православно-патриотическое просвещение русского народа.

24 мая1992 г. в Москве на Славянской площади был открыт памятник святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян (скульптор В.М. Клыков).


Открытие памятника свв. Кириллу и Мефодию 24 мая 1992 г.


Оставить свой комментарий
Обсуждение: 32 комментария
  1. Юрий - ДВ:

    «Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами"…» Не понял, в чём тогда заслуга Кирилла и Мефодия перед русскими? Ведь счиается, что до них письменности у нас не было.

  2. р. Б. Павел - Юрию ДВ:

    Да тем, что ни отстаивали независимость славянского богослужения, а в некоторых моментах своих Жизней и территориальную независимость наших земель от германцев.
    Именно Славные Кирилл и Мефодий сделали славянский язык одним из богослужебных языков, т. е. обожествили его, приравняли ангельскому языку. Братья Кирилл и Мефодий — настоящие Славяне и наши заступники перед Богом, любимые всеми славянскими народами. По какому праву Вы можете принижать их заслуги?!

  3. р.Б.Игорь:

    http://www.russia-talk.com/svodki/fs-25-5-9.htm
    ФРОНТОВАЯ СВОДКА*
    от 25 мая 2009 г.

    Первый крестный ход Святейшего Патриарха Кирилла 24.5.09… по приглашениям!
    http://www.youtube.com/watch?v=gYt_CuCQScU

    вот такие вот у нас стали теперь крестные хода.. по приглашениям .. не будет приглашения, и идти нельзя… наверно оттого и людей очень мало… а вспомните старые крестные хода, собирающие десятки тысяч верующих..

  4. петя:

    Жаль, что нету фотки храма в г.Москве.

  5. р.Б. Димитрий:

    Какая ущербная недоговоренность значения подвигов свв. братьев в современной РФ. Письменностей и культур — множество. Как уже утомила эта государственная казуистика. Ведь это Торжество Православия в проекции на Русскую землю!

  6. р.Б.Евгений:

    С Праздником памяти Святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия!

  7. р.Б.Евгений:

    Согласен полностью с р.Б.Димитрием! Именно ушербная недоговоренность СТРАХА РАДИ ИУДЕЙСКА стоит на пути полномерого прославления подвигов свв. братьев!

  8. р.Б. Андрей (Минск):

    Кирилл и Мефодий — просветители земли Русской.
    Это ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ.
    Не понимаете — ваша БЕДА, не хотите пониматть — на страшном СУДЕ — поймёте, только поздно будет.

  9. Сотник:

    Так до Кирила и Мефодия какой письменностью на Руси пользовались? И сколько тысяч лет?

  10. р.Б.Димитрий:

    Если и пользовались на Руси письменностью до свв.Кирилла и Мефодия, то не было в ней слов о Христе. За исключением, может, южных русских окраин.

  11. юля:

    Мне очень понравилась информация на этом сайте очень интересная и полезная в учёбе

  12. Perf:

    Братья Кирилл и Мефодий — настоящие Славяне и наши заступники перед Богом, любимые всеми славянскими народами. <a href="http://perfumer.net.ua/">интернет-магазин парфюмерии</a>

  13. мыкало:

    они придумали слова для славян, произнося которые — в человека входят ангелы? И при этом изгоняются бесы-плохие покойники? В чом секрет языка?

  14. имярек-мы:

    извините, но у вас в голове,похоже, полный мЫразм

  15. евгений.-мыкало:

    Брат Мыкало,ты привзашёл сам себя!
    Ты прикалываншься или серьёзно спрашиваешь?

  16. Ксюша:

    Спосиба

  17. Наталья:

    Люди добрые, Русский язык существует со дня сотворения жизни на Земле (в почти неизменном виде).У академика В.А. Чудинова доказательств больше чем достаточно. Chudinov.ru

  18. Bandawa:

    I appreciate you tikang to time to contribute That’s very helpful.

  19. Муромец:

    Для чего продолжается вся эта ложь о том, что Кирилл и Мефодий "подарили" русским письменность? Русские — гипербореи — самый древний народ. Вначале было Слово, и слово это было русское. Вот вам свидетельство итальянца 16 века историка Орбини :
    http://www.litmir.net/br/?b=156860.
    А поэма Славомысла "Песнь о побиении иудейской Хазарии Светославом Хоробре" ! Наш поэт не знал, что Кирилл и Мефодий еще не "подарили" нам письменность, и простодушно, по-русскии, не догадываясь об оэтом щекотливом обстоятельстве, написал (!) свою поэму.
    http://alexfl.ru/karta_sayta.html

  20. Муромцу:

    А где в данной статье Вы нашли, что Кирилл и Мефодий "подарили" русским письменность? Они перевели на славянский язык Священное Писание.

  21. корр.:

    уважаемые муромцы! ваша тарелка готова к полету на большую медведицу, пристегните ремни!

  22. Анатолий:

    Заметка, бесспорно, познавательная.
    Интересно было бы знать отношение автора к ведической традиции Руси более древней, чем православный этап ее развития.

  23. МВН - Анатолию:

    Древнее не значит истинное и правильное. О "ведичестве", т.е. язычестве, см.: https://rusidea.org/25072801

  24. Анатолий :

    Многие исследователи считают ложной норманскую (скандинавскую) версию истории Руси, написанную немецкими историками, которым еще Ломоносов бил морду за неправду. Отношение к ведической истории нашей страны, за расхожей "правдой" о которой вы отсылаете меня по ссылке,не исключение.

  25. Василий:

    Был невольным очевидцем празднования свв.равноапп. Кирилла и Мефодия в г. Ростове-на Дону. На подиуме Митрополит Меркурий с духовенством и отцами города, а вокруг, на Соборной площади, большая часть духовенства, не принимающая участие в праздничном молебне, — и ничтожное количество простых верующих и горожан.

  26. Муромец:

    Мефодий сообщил своим ученикам Клименту, Горазду и другим составителям "Жития
    Равноапостольного Кирилла", что он сам учился у руса в Корсуни (в Херсоне т.е.) "русским письменам", которыми на русском языке уже были написаны Евангелие и Псалтырь. Просветителями человечества с древних времен были именно славяне, а не наоборот, как это преподают в ожидовленных с 1917г школах ,про них-то все понятно, жидовня знает, что для них даже черты оседлости не будет в России, когда русский народ осознает свою огромную силу.
    В нашей стране каждый завоеватель (жидовня из них самая лютая нечисть), чтобы лишить народ исторической памяти, первым делом уничтожал летописи и книги.
    Но русским повторять эти вражеские мантры про "темность, непросвещенность" русских- это уж слишком. С этой ложью боролся, а иногда и дрался, наш М.Ломоносов.
    «Если бы русские знали свою силу, то никто не мог бы соперничать с ними…» Ченслор.

  27. Василий 3-й:

    МВНу

    Вы писали МВН — Анатолию 2014-05-26
    Древнее не значит истинное и правильное.

    Точно так же, новое не значит истинное и правильное.

    Вы согласны что это так ?

  28. МВН - Василию 3-му:

    Согласен. Нынешнее "новое" — это предск4азанное в Священном Писании отступление от Истины. Но Истина существует, и надо стремиться к ее познанию и служению ей.

  29. Василий 3-й:

    Истина существует.По мере сил познаём её и служим ей.
    Ваше отношение к известному изречению якобы "Православного" патриарха Кирилла что Русские до Кирилла и Мефодия были неграмотны и не имели членораздельной речи как звери.
    Вы можете подтвердить что так может заявить только вселенский лжец ?

    И ещё один вопрос. Сколько по Вашему мнению существует Богов в Православии ?
    Это не провокация, это вопрос познания истины.

  30. Василий 3-й:

    Уважаемому Муромцу.
    В порядке оказания Русской помощи.
    Слова Рус, Русские письмена, Русский язык, Русский народ и т.д. пишутся с большой буквы. Русский это имя собственное Русского народа, а все имена собственные в Русском языке пишутся с большой буквы.Исключений нет. Раздел правописание имён собственных, 5-класс общеобразовательной школы.
    Вот когда Русский народ осознает что он Русский и имеет собственное имя, а не прилагательное к еврейскому народу вот тогда он осознает и свою огромную силу.
    С уважением, Василий 3-й.

  31. МВН - Василию 3-му:

    Я не являюсь прихожанином РПЦ МП и п. Кирилл не является моим первоиерархом. Однако не надо утрировать его слова о древних славянах, у него есть более существенные грехи. Бог один в трех Лицах.

  32. Василий 3-й:

    Уважаемый МВН, напрасно Вы считаете что я утрирую слова п.Кирилла. Вы сами можете легко найти видеозапись его подлого высказывания.
    "Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи."
    И эта ложь сегодня проповедуется практически во всех Православных и не православных церквах.
    Большего греха, чем проповедовать откровенную ложь духовно возглавляемому им народу со столь высокой трибуны, я считаю быть не может. Отсюда все его грехи есть только продолжение его поклонения злу.

    Вопрос о количестве Богов в Православии я задал не случайно.
    В Православной библии утверждённой и благословенной патриархом Редигером (Алексием II) каноническое издание на 1-й же странице чётко и недвусмысленно указано что богов несколько. В притче об Адаме съевшем яблоко с древа познания. Бог, опасаясь что Адам съест яблоко ещё и с древа жизни, на совете Богов принял решение выгнать Адама из Рая, иначе он станет бессмертным таким же как один из нас.

    Резонно отсюда вытекает вывод: канонические издания Православной библии уверенно подтверждают существующее Ведическое до Христианское многоБожие. То есть Ведические Боги существуют и в Православии, но только скрыты их имена и кто какое направление курирует. То есть Ведическая вера не умерла, а живёт в Православии только покрыта покровом тайны.
    Да и Ведический Перун был в 3-х или даже 4-х Лицах.

    Нет ли в Православии сознательного "выхолощения" правды о Богах ?

    И ещё вопрос. Нынешнее Православие любого толка это совсем не то Православие которое принял Святой равноАпостольный князь Владимир и которым он крестил Русь. Ведь недаром Староверы сжигали себя и свои семьи, бежали за пределы страны, сопротивляясь Новой вере. Для этого должны быть очень веские доводы. Реформатор мордвин Никон похоже был своего рода коммунистом.
    Получается что нынешние Православные это его последователи одержимые его идеей. Мозги свои не включают. Вот у нас вместо Введенского классического деревянного Русского храма, построили храм Петра и Павла в виде синагоги шестигранный, из 3-х разновеликих ярусов.
    Смотри хоть в профиль, смотри хоть сверху всегда видно число 666. И люди ходят в него молиться и Православный поп читает проповеди.
    Не чувствуете ли Вы в глубине души, что Вас где-то надурили: с принятием Православия вместо веры предков, затем в переделке принятого Православия, теперь дурит Патриарх говоря что Русские до Кирилла и Мефодия были как звери, не имели не то что письменности, а даже членораздельной речи ?
    И не лучше было бы, честнее и правдивей если в вопросах веры отступить на несколько ступеней назад к истокам Ведизма и уже с учётом полученного трагического тысячелетнего опыта веру возродить на основе знаний, Правды и Русского духа ?

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На актуальные темы
Последние комментарии
Подписка на рассылку

* Поля обязательные для заполнения