16.06.2013       2

ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Б.А. Березовский и Ирена Лесневская перед видеоаппаратом А.В. Коржакова
(март 1995)

ЛЕСНЕВСКАЯ: Борис Николаевич, я обращаюсь непосредственно к вам. Я знаю, кто убил Влада.

После того как был вами подписан указ о начале работы НТВ, в ноябре 1993 г., по-моему, это было, я дико возмутилась. Как же так? Разговаривая с вами 7 ноября у вас на даче во время съемки с (неразборчиво), вы мне клялись, что у нас будет альтернативное телевидение, независимая — у нас могут приходить все независимые телекомпании и делать независимое телевидение, и вдруг одна телекомпания получает в свои руки, за которой стоит один банк, целый канал.

Я позвонила Наине Иосифовне. Я плакала, рыдала, объясняла, что опять вас подставили. Не знаю — это ли сыграло роль, или что-то другое, или вам кто-то подсказал, но вы остановили свой указ до согласования всех заинтересованных сторон.

Через 8 часов мне позвонил Игорь Малашенко, директор канала НТВ, и сказал: «Это ты сделала?» Я сказала: «Не знаю, я или не я, но руку к этому приложила». — «Тебя хочет видеть Гусинский». Я сказала: «Я знаю его. Если он хочет, пусть приезжает на РенТВ».

Трубку вырвал Гусинский и очень вежливо, почти ласково сказал, что он не может ко мне приехать, и очень просит, чтоб все независимые телекомпании приехали к нему.

И вот мы, Влад Листьев, я (Ирена Лесневская), мой сын, Дмитрий Лесневский, Андрей Разбаш, Анатолий (неразборчиво), все те, кто делает сегодня на первом канале АТВ, РенТВ, ВИД, приехали к Гусинскому.

И он в течение 40 минут, бегая по комнате, визжа и крича, кричал, что одну бабу не просчитали, работают институты, полгода я пробивал этот указ — и вот указ остановлен.

Он запугивал нас, оскорблял, говорил, что может быть важнее для матери — у вас один сын, чтоб сын был живой и здоровый, а ведь на 101 километре постоянно что-то случается. Случайно может задеть машина, перевернуться, сгореть.

Короче, он нас так запугал, что мы подписали совместное соглашение всей телекомпании, что мы будем на канале НТВ делать свои программы и отдавать на этот канал.

Правда, действительно наши программы идут по этому каналу — там же как по НТВ.

После этого, буквально через неделю, был подписал указ и НТВ вошло в силу.

Через две или три недели нам позвонил один наш знакомый журналист и сказал: «Ребята, вам нужна служба безопасности?» С фамилии, да? Иван Коннов, который работал на НТВ. Позвонил Иван Коннов и говорит: «Ребята вам нужна служба безопасности. Мало ли что, вообще, Гусинский вам этого не забудет. Я вам пришлю ребят».

Пришли два парня. И говорят, что они сейчас без работы, что они работали в РИА, что РИА развалилась, что там все разворовали, что они готовы для журналистов сделать готовую структуру, что это стоит недорого — 300, 400 тыс. долларов. Мы охнули — у нас таких денег нет. Стали рисовать схемы — ликвидация ликвидаторов, уколы, зонтики и так далее, и при этом сказал, что у вас есть партнеры — вы собираетесь первый канал вроде акционировать, я слышал, — вот у Гусинского такая структура, а вы все не защищены. Как же так? У вас есть Березовский, у вас там еще кто-то есть, банки. Давайте, соедините нас, и сделаем хорошую структуру.

Ну, мы попрощались, извинились, сказав, что нам это не нужно, мы в эти игры не играем, мы как бы журналисты и такую структуру, как у Гусинского, создавать не собираемся.

И вот он пришел через две недели еще раз — они вдвоем — Сергей Соколов и Сергей Кулишев — и стали говорить. Ребята, ну как же так? Опять рассказывать нам всякие вещи и попросили, если мы не хотим этого делать, свести с Березовским, потому что Березовскому наверняка будет интересна такая структура. И мы, Борис Николаевич, сделали дикую глупость, мы доверчивые люди, мы привели этих людей к Борису Абрамовичу Березовскому. Рассказали, познакомили и говорим — разбирайтесь.

Через две недели был взрыв машины «ЛогоВАЗа». Дату я не помню, это не имеет значения — там через три недели. Во всяком случае, Борис Абрамович взял их к себе на стажировку. Посмотреть, присмотреться, что за ребята, чего предлагают, что это такое, и они стали часто бывать в «ЛогоВАЗе».

На службу их не взяли. Потом, когда произошел взрыв, убийц так и не нашли, погиб водитель, искалечен охранник, ранен Березовский. Акционирование наше приостановилось. Все бумаги лежали в непонятных кабинетах, мы думали, что Березовский уже никогда не вернется, после такого удара, мы в сентябре месяце... Эти ребята исчезли, больше мы их никогда не видели.

В сентябре возвращается Березовский или где-то в августе, и мы приезжаем в «ЛогоВАЗ» и видим двух Сереж, которые рядом с Березовским, работают у него уже в структуре, и вялотекущий процесс акционирования подошел к своему логическому концу и наконец был издан указ вами об акционировании первого канала.

После того, как был избран Влад Листьев, видясь неоднократно с Соколовым и Кулишевым у Березовского, каждый раз они мне жаловались, что он не допускает, что он выгоняет, когда к нему приходят люди, что Березовский не дает им возможность иметь всю информацию, а как же они будут его охранять, если он так себя ведет и все время высовывается. Что вот у Гусинского там структура работает, а мы вот пытаемся создать, а нам мешают. И был удивлен, что был избран Влад, а не я, генеральным директором. Влад такой-сякой...

Ну, короче говоря, чтоб вас не утомлять, после убийства Влада мы поклялись, что мы сделаем все, чтобы, во-первых, узнать, кто это, во-вторых, отомстить. Ну как мы можем отомстить? Только сделав пресс-конференцию, фильм, написать статью. Сейчас мы пришли к Коржакову, потому что мы понимаем, что то, что произошло, — это переворот. Это хуже Белого дома, это хуже ГКЧП.

Это внутри города. Создана огромная структура, которая руководит всем — всеми мафиозными структурами, всеми бандитами, решает, кому жить и кому не жить...

Короче, я уверена, что это сделали эти люди (Соколов и Кулишев, —Авт.) по заказу группы «Мост». Эти люди были внедрены к нам, чтоб мы их познакомили с Березовским.

Факты подтверждаются. Борис Николаевич, нужно сделать все возможное сейчас, чтоб этим делом занимался лично Коржаков и ФСК, а никак не милиция, потому что сейчас разворачивается версия и готовы уже люди, которые говорят, что убил Влада Березовский, а дальше продолжат...

Эта версия пришла сегодня ночью. [Подожди, Саша, поверни немножко, ничего страшного. Это для Бориса Николаевича. Он поймет, что мы нервничаем.] Когда нас стали вызывать в прокуратуру и задавать вопросы, мы поняли, что у них одна версия, что убил или Б. Березовский, или его заместитель первый — Бадри Шалвович, что все нити тянутся только к Березовскому.

Но мы-то последний год провели все вместе. Мы знаем, что это нереально и невозможно. Поэтому, пожалуйста, продолжайте...

БЕРЕЗОВСКИЙ: Добрый день, Борис Николаевич. Вы знаете, что это покушение, которое было совершено 7 июня прошлого года, так и не было раскрыто. Хотя вы дали прямое указание министру серьезно заняться этим делом.

Но тем не менее от времени до времени у меня появлялись сотрудники районного управления Москворецкого УВД с теми или иными версиями.

Последний раз они появились совсем недавно. Они активизировали свое появление — это было приблизительно три недели тому назад. Они пришли ко мне и привели с собой еще одного человека. Ко мне пришел господин Коживин Сергей Львович, его помощник. Они привели мне человека, которого представили как вора в законе, и сказали, что этот господин знает, кто заказывал на меня убийство в прошлый раз, и что сейчас на меня готовится новое покушение.

За то, чтобы открыть, кто это делал, кто задумывал сейчас, они потребовали гарантию, не они, а этот человек (вор в законе), гарантии в виде оплаты и гарантии в виде защиты его от дальнейших действий, которые могут создать для него проблемы. Это все происходило в присутствии сотрудников РУВД Москворецкого, и, собственно, они и были инициаторами этой встречи.

Я сказал, что я должен подумать. Я спросил, о какой сумме идет речь. Они назвали общую сумму в 500 тыс. долл. И сказали, что ее можно выплачивать частями. И на следующей встрече, которую мы назначили, я должен был дать ответ.

Я попросил своих сотрудников в службе безопасности, Сергея Соколова и Сергея Кулишева, записать наш разговор на видео- и аудиопленку, чтобы иметь доказательство тому, что меня шантажируют. И этот разговор был записан на видеопленку и на аудиопленку господами Соколовым и Кулишевым, и была назначена следующая встреча, когда мы обговорим услуги, сколько же я должен им уплатить.

На следующую встречу они пришли опять ко мне. Я к этой встрече подготовил деньги — 200 тыс. долларов — и в результате торга, тоже заснятого на пленку, в присутствии сотрудников РУОП, господина Кожавина Сергея Львовича и еще одного сотрудника, я передал сумму в 100 тыс. долларов вот этому человеку по имени Николай, который был охарактеризован сотрудником РУОП как вор в законе.

Передача денег произошла 28 февраля. За день до убийства — 1 марта — рано утром, я улетел в составе нашей делегации в Лондон вместе с Виктором Степановичем Черномырдиным, и там я получил сообщение — вечером — о том, что убит Влад Листьев. Я немедленно взял чартерный самолет и вернулся назад.

Я, конечно же, в тот момент абсолютно не связывал события предыдущие с гибелью Влада.

В субботу — это было в субботу, или нет, когда вы улетали с Александром Васильевичем и Михаилом Ивановичем? В пятницу, когда был отпуск? В пятницу, когда вы после панихиды, когда я был на панихиде по случаю кончины Влада в Останкино, мне позвонили туда мои сотрудники и сказали, что в «ЛогоВАЗе» намечается обыск и приезд ОМОНа.

Я был страшно удивлен этому и обратился к тут же находившемуся Олегу Николаевичу Сосковцу с просьбой помочь мне выйти на управление внутренних дел или Министерство внутренних дел, чтобы понять, в чем дело.

Олег Николаевич соединился с Ериным Виктором Федоровичем, и Виктор Федорович заверил Олега Николаевича, что это — недоразумение и ничего, собственно, не будет происходить.

Когда я приехал после панихиды, около трех часов в офис «ЛогоВАЗа», дом приемов «ЛогоВАЗа», я нашел там вооруженных людей, ОМОН и сотрудников, которые представились как сотрудники РУОПа. Они объявили ордер на обыск и ордер на произведение допросов в качестве свидетеля.

Я спросил, что, собственно, они думают найти в доме приемов «ЛогоВАЗа» и почему понадобился ордер на обыск.

На это, после приблизительно часовой беседы, мне был дан ответ, что они нуждаются лишь в уставе Общественного российского телевидения. Конечно, этот устав Общественного российского телевидения был тут же предоставлен, но тем не менее остался совершенно непонятен вопрос, почему это нужно было делать группой вооруженных людей и почему нужен был ордер на обыск.

После этого, в течение девяти часов, они занимались прямым давлением и шантажом. В конечном счете они потребовали, чтобы мы поехали в РУОП для дачи показания. Ну вся эта история уже смахивала на провокацию. И я обратился к Ильюшенко через помощника Александра Васильевича Коржакова, потому что его в это время не было — он был с Вами — обратился к Ильюшенко. Ильюшенко дал прямое указание своему первому заму Узбекову, и Узбеков позвонил в «ЛогоВАЗ» и дал прямое указание находившимся там сотрудникам РУОПа не забирать меня и моего заместителя Бадрия в милицию, а снять показания здесь по месту.

Тем не менее они не выполнили этого указания господина Узбекова, и это давление продолжалось в течение девяти часов.

ЛЕСНЕВСКАЯ: «ЛогоВАЗ» был окружен вооруженной...

БЕРЕЗОВСКИЙ: В течение всего этого времени «ЛогоВАЗ» был окружен группой вооруженных людей и прочее и прочее.

Сейчас, вчера по НТВ была показана передача, программа «Итоги», где практически, ну так скажем, в полузавуалированном виде я выставляюсь как человек, который и задумывал и осуществлял покушение на Влада Листьева. При этом понятно, что эта версия готовилась не один день — это все было подготовлено заранее — уже по другой информации есть вор в законе, который сидит, который дал показания на то, что мой заместитель, господин Патаркацишвили заказывал убийство Влада, и в связи только с тем, что его арестовали правоохранительные органы — этого вора в законе — он не смог выполнить это поручение.

Из этого совершенно однозначно определяется, что все было спланировано заранее, потому что этот человек был арестован еще до убийства Влада, и таким образом становится совершенно однозначно, откуда же идут все эти действия.

Борис Николаевич, то, что это является провокацией, у меня лично не вызывает никакого сомнения.

Борис Николаевич, я хочу обратить ваше внимание, что в тот момент, когда вас нет в Москве, когда нет в Москве людей, которые непосредственно рядом с вами, в Москве творится абсолютный произвол. Ничто не могло остановить этих людей от их безусловно противоправных действий.

В этот момент в офисе «ЛогоВАЗа» присутствовала радиостанция «Свобода», представитель радиостанции «Свобода», и в общем все это безобразие было записано и этими людьми.

В этот момент, в течение всего этого времени присутствовал Валентин Юмашев, который это все видел своими глазами и безусловно расскажет вам об этом.

Но самое главное, Борис Николаевич, самое главное я хочу сказать, что реально очень трудно понять, кто сегодня является властью. Я это вам говорю вовсе не для того, чтобы подзадорить вас на такие действия, на которые вы решились. Этого уже совершенно недостаточно. Борис Николаевич, Москвой управляете уже не вы. Это реальность. Управляет ей мразь.

Борис Николаевич, я не сомневаюсь в ваших намерениях, бесконечной преданностью делу, которое вы делаете. Но ваших людей подставляют. Ваших людей один за одним уводят из-под вас.

Спасибо.

ЛЕСНЕВСКАЯ: Я хочу продолжить, Борис Николаевич, мы, собравшиеся банкиры, независимые телекомпании, объединились не напрасно. Мы хотели сделать первый канал, в который не попадет мафия, президентский канал, ваш канал, Борис Николаевич, потому что мы вам верим. И когда, два года назад, я сделала фильм о вас, потом второй, я знаю, что я вошла во все списки. И в первый же день, как только сменится власть, нас не станет.

Я четыре раза отказалась снимать фильм о Лужкове. Заказы и всяческие звонки идут до сих пор.

Я совершенно не сомневаюсь в том, что это логическая цепочка, выстроенная группой «Мост» и господином Гусинским, и господином Лужковым, и той структурой, которая под ними сидит, огромная пирамида со стволами, бывшее КГБ, придумала этот иезуитский план с убийством Влада. Кому это нужно?

Очень просто. Кому вы отдали, Борис Николаевич, канал? Людям, которые убили знамя — лучшего журналиста страны! А вы в это время снимаете Панкратова, снимаете Пономарева...

Так вот кто враги-то ваши! Значит, Лужков наконец... Страна встает дыбом; в отставку все силовые министры, в отставку вы... И тут крыть нечем. Они взяли убийцу — Березовского и Бадрия Шалвович.

Цепочка фантастически иезуитская, но стройная, это даже не переворот.

Поэтому я обращаюсь к вам, Борис Николаевич, человеку, которому я верю несмотря на то, что огромные разочарования за эти годы были неоднократно. Я очень люблю вашу семью и вашу жену, и я знаю, что она тоже ко мне неравнодушна. Поэтому я обращаюсь к семье — у меня один сын — мы сделали очень интересное дело. Мы мечтали сделать хороший канал, чтобы освободить его от грязи, мафии и этого зловония, которое кишит сейчас в Останкино.

Я прошу вас, дослушайте до конца все, что мы вам сказали и примите меры. Спасибо.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Записанный на пленку разговор между Анатолием Чубайсом, Виктором Илюшиным и Сергеем Зверевым в «Президент-отеле» 22 июня 1996 г. через три дня после скандала с «коробкой из-под ксерокса» и два дня после отставки А.В. Коржакова.

Генпрокуратура признала запись подлинной

ЧУБАЙС: Я же говорю, что тут язык совершенно однозначный. Только в лоб ему (Коржакову? Барсукову?) сказать, что либо заткнетесь, ребята, либо посадим. Всё. У нас материалов столько с документами, что хватит лет на 15 каждому. Про все воровство, про всю кровь, которая за ними стоит. В полном объеме. И лежит в достаточно надежных местах. И во многих местах это лежит. Если с любым из нас что-то происходит, мгновенно эти материалы публикуются. Схему я лично проработал до мельчайших деталей, сделал два месяца назад, потому что я знал, с кем имею дело. А сейчас картина такая: либо ойи затыкаются, либо посажу, совершенно однозначно. Можете от меня лично им передать в качестве привета.

ИЛЮШИН: Я к этой роли не подхожу, потому что я этого делать не буду. А Б. Березовский сможет это сделать? Он же с ними там вроде в контакте, дружит?

ЗВЕРЕВ: Да нет. Березовского сажать вообще не должны. Он там хорошо (неразборчиво).

ИЛЮШИН: Я так понимаю, что если меня выгонят с работы, то завтра я буду за кремлевской стеной и не войду никуда. А у них-то какие силы, если они освобождены от занимаемой должности? С помощью чего они реализуют? Лично сами занимаются, что ли? Или у них все это оружие функционирует под их руководством?

ЧУБАЙС: Во-первых, конечно, продолжает функционировать без их руководства. Во-вторых, Александр Васильевич (Коржаков). Есть слух, что в июле он возвращается на место. Тот же Крапивин, скажем (начальник Федеральной службы охраны)...

ИЛЮШИН: По указанию Черномырдина?

ЧУБАЙС: Вряд ли. По показанию...

ИЛЮШИН: Но что там было, да... Что делать, с шефом (с Ельциным) разговаривать надо.

ЗВЕРЕВ: Это нужно нанести последний удар.

ЧУБАЙС: Все прекрасно понимал Аркадий Евстафьев! Прекрасно понимал, чем он рискует! Абсолютно и ясно. Даже вопросов не ставил. Абсолютно надежный парень, (неразборчиво) вчера коробку с миллионом долларов...

ИЛЮШИН: Лисовский?

ЧУБАЙС: Аркадий. Про Лисовского (неразборчиво) в этой схеме. Как раз Лисовскому лучше дистанцироваться. Евстафьев вел... Было сказано: давай вперед, если мы (неразборчиво) считаем человеком. Ясно, что он обязан голову положить, но чтобы все это...

ИЛЮШИН: Я шефу сказал, когда вчера с ним разговаривал. Я говорю: «Борис Николаевич, вот сейчас, если захотеть, около «Президент-отеля» можно поймать как минимум 15 — 20 человек, которые выносят спортивные сумки из вашего здания с деньгами». Он сидел с каменным лицом. Я говорю: «Потому что если мы будем перечислять деньги по неизвестным каналам, то выборы мы не сможем организовать. Поэтому у нас нет срывов сейчас пока, но организовать (неразборчиво) элементарно». — «Понимаю», — сказал президент.

ЧУБАЙС: Люди за президента, мы голову подставим. В прямом смысле слова.

ИЛЮШИН: Я предлагаю так. Вы, Анатолий Борисович, с ним разговаривайте, имея в виду свои некоторые детали. Я с шефом переговорю в понедельник тоже. Уже с точки зрения общей... Я ему, во-первых, доложу, что я повстречался. Я ведь у него разрешения спросил встретиться с силовиками. Я ему скажу, что встречи состоялись, и скажу, что нужно, по нашему мнению, указание Скуратова (генпрокурор РФ), что этих ребят не отдавать. И защитить, естественно, контролировать действия, чтобы они не провалили все.

ЧУБАЙС: Во сколько у него будете?

ИЛЮШИН: Я обычно в 9 часов разговариваю с ним.

ЧУБАЙС: Мне лучше доложить после.

ИЛЮШИН: Во вторник.

ЧУБАЙС: Если будет во время вашей встречи, я бы записался позже.

ИЛЮШИН: У меня разговор с ним в 9 часов. Или по телефону, или я приезжаю...

ЧУБАЙС: Я буду (неразборчиво) звонить в это же самое время. Физическая позиция в том, чтобы изъять у Скуратова (неразборчиво) под президентский контроль.

ИЛЮШИН: У меня 23-го вообще стоял пустой день...

ЗВЕРЕВ: Корабельщиков (помощник президента) сказал, что...

ИЛЮШИН (перебивая): Отдыхать будет, да?

ЗВЕРЕВ: Да.

ЧУБАЙС: Он на работе будет? Вы же на работу к нему собираетесь ехать?

ИЛЮШИН: Если его на работе не будет, я попытаюсь к нему на дачу съездить. Ну вам-то на даче с ним еще легче встретиться будет?

ЧУБАЙС: Нет... Он меня шуганул последний раз. Тогда с этими чеченскими делами.

ИЛЮШИН: Ну ладно. Я с ним переговорю в понедельник либо по телефону, либо приеду.

ЧУБАЙС: Это очень важно — будет он на даче или на работе. На работе я с ним свяжусь по прямому, а на даче я не свяжусь. Тогда давайте в одну точку, Виктор Васильевич. То, что вы хотели сказать (неразборчиво) защитить ребят. ФСБ дать команду защитить, Крапивину дать команду защитить, чтобы они знали, что приказывает президент. А вот по генпрокурору просьба затребовать у него полный комплект документов для (неразборчиво) президенту.

ИЛЮШИН. И хранить у себя...

ЧУБАЙС: Наши товарищи делали нашу работу, брали на себя самую рискованную ее часть, подставляли свою башку...

ИЛЮШИН: Я говорю в целом, потому что у них был вопрос: а что нам делать с Собчаком? Я сказал то же.

ЧУБАЙС: У кого именно был вопрос?

ИЛЮШИН: У Скуратова. Я сказал: «До третьего числа нам никакого шума не надо».

ЗВЕРЕВ: Надо задачи как бы на две части разделить: шум вокруг этого из-за выборов. И личная безопасность этих трудящихся тоже, наверное, должна быть как-то обеспечена.

ИЛЮШИН: Я разговаривал на эту тему, только лишь имея в виду — до выборов. Как дальше, скажу честно, я особенно речи не вел, потому что убежден в том, что там нам всем выбираться придется самим. Большой помощи я не предлагаю.

ЗВЕРЕВ: При положительных результатах выборов будут шансы выбраться.

ЧУБАЙС: Но есть же простые вещи. Ну ни фига себе! Они башку подставляют свою, а мы им сейчас скажем: «Извини, после 3-го выбирайся сам». Куда это годится?! Я не согласен с этим категорически. Люди ходят под статьей. Да, распределилось так, что Илюшин, Чубайс здесь, а они там. Но мы же их туда послали! Не кто-то!

ИЛЮШИН: Значит, будем действовать в этом направлении.

ЧУБАЙС: Да мы головой отвечаем за это! Да как я в глаза смотреть буду! Вы что!

ИЛЮШИН: Я согласен с такой постановкой.

ЧУБАЙС: Что получится: значит, свое дело сделали, а дальше мы как бы разошлись. А дальше — ну дали тебе пять лет, ну извини, бывает, с кем не случается.

ИЛЮШИН: Нет, я, может, не вел на эту тему разговор, но я полностью разделяю эту позицию, и в данном случае я, может быть, не очень верно сориентировался. Конечно же, обязательно об этом продолжу разговор со Скуратовым. Это правильно.

ЧУБАЙС: Есть исходный вопрос: а следует ли нам препятствовать переходу документов к Скуратову?

ИЛЮШИН: А мы ничего не сможем сделать. Когда мне вчера Трофимов (начальник московского УФСБ) позвонил, он сказал, что я (в смысле Трофимов) обязан передать документы.

ЧУБАЙС: Трофимову не верю, ни одному слову вообще.

ИЛЮШИН: Со Скуратовым, когда я сегодня разговаривал, я не задавал вопросов. Он сказал, что сегодня все документы будут переданы ему.

ЧУБАЙС: Трофимов организовывал все лично. С Трофимовым я разговаривал в час ночи, в момент, когда все это происходило. Он мне врал, что они не знают, кто такой Лисовский, а Евстафьев, может быть, немножко задержался, но его сейчас отпустят.

ИЛЮШИН: Я могу вам больше сказать о Трофимове. Насколько я знаю, у них там сильнейший конфликт был с Барсуковым, вообще с самого начала работы. Но Трофимов, как человек военный, обязан был выполнять то, что ему приказывает начальник. Я бы пока не снимал Трофимова со счетов возможного урегулирования конфликта, хотя я, конечно, гарантировать ничего не могу.

ЧУБАЙС: Трофимов по ту сторону баррикад, у меня нет никаких сомнений. Не знаю, какие у него отношения были с Барсуковым, но то, что это враг, который хотел уничтожить нас, у меня сомнений нет. По его поведению это было совершенно очевидно. У меня прямой разговор был с ним в час ночи. Было совершенно ясно, какую позицию он держит.

ИЛЮШИН: Но мы не сможем воспрепятствовать передаче материалов в прокуратуру, если прокуратура их затребует.

ЧУБАЙС: А почему? Одна (неразборчиво. Просьба?) Бориса Николаевича к Скуратову и второе: указание Ковалеву (директор ФСБ) затянуть. И всё.

ИЛЮШИН: То, что будет затянуто, — это без вопросов. А передача (имеется в виду передача документов из ФСБ в прокуратуру) уже состоится сегодня?

ЧУБАЙС: В прокуратуре же Илюхин (председатель думского Комитета по безопасности, один из лидеров КПРФ, в прошлом член коллегии Прокуратуры СССР) как у себя дома.

ИЛЮШИН: А если я попрошу Скуратова держать у себя документы? (Илюшин звонит по телефону Скуратову.)

ИЛЮШИН: Юрий Ильич, вот какой вопрос возник: можно было бы сделать таким образом, чтобы документы, которые к вам придут от Трофимова, ни к кому, кроме вас, в ближайшее время не попали? И чтобы они у вас некоторое время полежали до совета с Борисом Николаевичем, после того как вы с ними ознакомитесь лично. (Скуратов что-то отвечает.) Надо именно так и сделать, потому что у нас есть сведения опасаться того, что это очень быстро перетечет, если кто-то у вас будет заниматься другой, в стан наших противников. (Скуратов отвечает.) Да, пусть это лучше полежит у вас лично, и никому не передавайте в производство. А потом подумаем, ладно? Потому что нам это нежелательно.

ЧУБАЙС: Что, если вторым шагом попросить Бориса Николаевича...

ИЛЮШИН (перебивает): Вообще похоронить?

ЧУБАЙС: Нет, затребовать у Скуратове документы себе на анализ. Затребовать полный комплект документов.

ИЛЮШИН: Хорошая идея. (Смеется.)

ЧУБАЙС: А потом пусть просит у него назад...

ИЛЮШИН: Понимаете, у меня отношения тоже с ним (со Скуратовым) такие, официальные. Я не могу сказать то, что я могу сказать любому.

ЧУБАЙС: Я понимаю.

ИЛЮШИН: Тем более я знаю, что Скуратов очень сильно обработан ребятами (Коржаковым, Барсуковым).

ЧУБАЙС: Вчера в течение всего дня люди Барсукова пытались пристроить на разные каналы.

ЗВЕРЕВ: Телеканалы-то для них закрыты, а радио...

ЧУБАЙС (перебивает): Я попрошу тоже Бориса Николаевича.

ИЛЮШИН: Лучше всего. Потому что он осведомлен во всем. И степень доверия у вас другая. Я в стороне как бы от вас нахожусь.

ЧУБАЙС: У Скуратова в принципе позиция нормальная. Но дело не в нем. В прокуратуре и в целом.

ИЛЮШИН: Тем более хорошо, что мы все эта дела упредили.

ЧУБАЙС: Надо найти выходы на Барсукова и Коржакова и объяснить им ясно и однозначно ситуацию: либо они ведут себя по-человечески, либо будем сажать. Потому что это продолжение борьбы сейчас на острие приведет просто к...

ИЛЮШИН: Они не успокоились, да?

ЧУБАЙС: Вы же видите — информация проходит. Откуда же еще?

ИЛЮШИН: А как организовать канал информации? Давайте подумаем, через кого.

ЗВЕРЕВ: А Георгий Георгиевич? (Г.Г. Рогозин — заместитель Коржакова.)

ЧУБАЙС: Это запросто.

ИЛЮШИН: Это запросто.

ЧУБАЙС: Оборзел настолько, что стал сейчас намекать, что надо бы ФСБ к ним отдать.

ИЛЮШИН: Я скажу, что он (Рогозин?) ведет себя... Он, конечно, работает на несколько разведок сразу, но он осуждает все очень сильно...

 


ПРИМЕЧАНИЯ

Если нет других указаний, цитируемые в книге интервью проводил сам автор. Например, если просто сказано «интервью с Б. Березовским», это означает, что Б. Березовского интервьюировал автор. Если же сказано «интервью Б. Березовского «Kommersant-Daily», это означает, что интервью брала эта газета.

Если один абзац содержит несколько цитат, как правило, первая цитата относится к первому значимому факту или утверждению в абзаце, вторая — ко второму и так далее. Если несколько цитат в рамках одного абзаца относятся к одному и тому же утверждению, они приводятся в порядке их значимости, при этом наиболее важный источник приводится первым. В некоторых редких помеченных случаях русская цитата бралась из англоязычного источника и переводилась обратно на русский язык. В таких цитатах возможна легкая неточность.

Подробное описание источников содержится в разделе «Библиография».

 


БИБЛИОГРАФИЯ

  • Авен, интервью. Петр Авен, министр внешней торговли в 1992 году, дал интервью автору в Москве в мае 1992 года.
  • Аксючиц, интервью. Виктор Аксючиц, глава Христианского демократического движения и политический консультант первого заместителя премьер-министра Бориса Немцова, дал интервью автору в Нью-Йорке в июне 1990 года и в Москве в августе 1997 года.
  • Алекперов, интервью. Вагит Алекперов, председатель правления «Лукойла», дал интервью автору в Москве в декабре 1995 года.
  • Александров, интервью. Михаил Александров, специалист по вопросам инвестиционной стратегии «Альфа-капитал», дал интервью автору в Москве в декабре 1993 года.
  • American Petroleum Institute. «Basic Petroleum Data Book» (Washington D.C., September 1994).
  • Andava Holding SA. «Convention Fiduciaire» (Luxembourg, 1 November, 1996). «Андава», груп. «Контракт 9705 — AF01» (29 мая 1997 года).
  • ______, «материалы ВЭК» (отчет, представленный комиссии по валютно-экспортному контролю (ВЭК) российского Центробанка в июне 1997 года).
  • «Andava SA». «Proces — Verbal de la Seance du Conseil d'Administration» (February 8, 1996).
  • ______ регистрационные документы. (Registre du Commerce, Lausanne, Switzerland.)
  • «Anros SA», регистрационные документы. (Registre du Commerce, Lausanne, Switzerland.)
  • Aslund, Anders. «How Russia became a Market Economy» (Washington DC, 1995). «Аэрофлот». Ежегодный отчет за 1996 год (версия на русском языке).
  • ______. Ежегодный отчет за 1997 год (версия на английском языке).
  • ______. Ежегодный отчет за 1997 год (версия на русском языке).
  • ______. Ежегодный отчет за 1997 год (материалы Комиссии по ценным бумагам
  • США),
  • ______. Ежегодный отчет за 1998 год (версия на русском языке).
  • ______. «Контракт 249/1 (4/1) от 10 июня 1996 года» (между «Аэрофлотом» и «ФОК»).
  • ______ — «ФОК» — «Grangeland», платежные счета и квитанции за декабрь 1996 года.
  • ______ список акционеров, представленный автору генеральным директором Валерием Окуловым в Москве в сентябре 1998 года.
  • Barney, Salomon Smith. «Aeroflot». (Research report dated August 11, 1998.)
  • Барсуков, памятная записка. Памятная записка, написана Михаилом Барсуковым, директором ФСБ в 1995-1996, в конце весны 1996 года, по поводу якобы имевших место на ОРТ хищениях и связях с преступным миром, приведена в книге Коржакова, стр. 436—437.
  • Басаев, интервью. Шамиль Басаев, командир чеченских террористов и бывший премьер-министр республики Чечня, чье интервью 21 февраля 2000 года было помещено на сайте чеченских боевиков. Www. Kavkaz.or.
  • Березовский, интервью. Борис Березовский дал интервью автору в Москве в сентябре 1996 года.
  • ______ интервью «Итогам» (НТВ, 18 ноября 1996 года).
  • ______ интервью «Kommersant-Daily» (5 октября 1995 года).
  • ______ интервью «Kommersant-Daily» (16 ноября 1995 года).
  • ______ интервью «Kommersant-Daily» (17 июня 1997 года).
  • ______ интервью «Kommersant-Daily» (13 марта 1998 года).
  • ______ интервью «Kommersant-Weekly» (12 ноября 1996 года).
  • ______ интервью «Le Figaro» (22 сентября 1999 года).
  • ______ интервью «Московским новостям» (16 мая 1996 года).
  • ______ интервью «Общей газете» (3 декабря 1998 года).
  • ______ интервью «Сегодня» (14 ноября 1996 года).
  • ______ интервью «Sunday Telegraph» (11 марта 1999 года).
  • ______ «Выйти из тупика!», «Известия» (27 апреля 1996 года).
  • ______ и Лесневская, обращение. Записанное на видеокассету личное обращение
  • Бориса Березовского и Ирены Лесневской к президенту Ельцину, сделанное в начале марта 1995 года в помещении Службы безопасности Президента. Автор получил копию этой видеозаписи в 1998 году от бывшего сотрудника Службы безопасности Президента, просмотрел ее и переписал на аудиокассету.
  • ______ пресс-конференция (Москва, 13 мая 1997 года).
  • ______ пресс-конференция (Москва, 20 августа 1997 года).
  • ______Удугов, разговор номер 1. Аудиозапись разговора между Борисом Березовским и заместителем премьер-министра Чечни Мовлади Удуговым, сделана в июле 1999 года, получена автором осенью 1999 года. Частично разговор перепечатан «Московским комсомольцем» (22 сентября 1999 года).
  • ______ Удугов, разговор номер 2. Аудиозапись разговора между Борисом Березовским и заместителем премьер-министра Чечни и военачальником Мовлади Удуговым, сделана в июле 1999 года, получена автором осенью 1999 года. Частично разговор перепечатан «Московским комсомольцем» (14 сентября 1999 года).
  • Бетчер, интервью. Дитер Бетчер, директор отдела по продаже металлов компании «Metallgesellschaft A.G.», дал интервью автору по телефону в апреле 1992 года.
  • Бехоев, интервью. Шах-Мирза Бехоев, президент Бюро высокоскоростных судов и видный чеченский бизнесмен, дал интервью автору в Москве в сентябре 1998 года.
  • Боровой, интервью. Константин Боровой, председатель Российской товарно-сырьевой биржи, дал интервью автору в Москве в мае 1992 и июле 1993 года.
  • «Brunswick Brokerage». «Russian Equity Guide — 1997/98» (Moscow, 1997).
  • ______ аналитический отчет. «Russian Automotive Industry: Industry Analysis»
  • («Brunswick Brokerage», January 31, 1996).
  • Булл, интервью. Джеймс Булл, управляющий директор международных операций «IP Network», дал интервью автору по телефону в январе 2000 года.
  • Быков, интервью. Анатолий Быков, директор Красноярского алюминиевого завода, дал интервью автору в Нью-Йорке в июле 1998 года.
  • Вавилов, интервью. Андрей Вавилов, первый заместитель министра финансов, дал интервью автору в Москве в мае 1992 года.
  • Вайншток, интервью. Семен Вайншток, генеральный директор «Когалымнефтега-за», дал интервью автору в Когалыме, Россия, в декабре 1995 года.
  • Waller, J. Michael, and Victor J. Yasmann. «Russia's Great Criminal Revolution: The Role of the Security Services» in Journal of Contemporary Criminal Justice, Vol. 11, No. 4 (December 1995).
  • Ваннински, интервью. Джуд Ваннински, консультант по экономическим вопросам президента Рейгана и президент «Polyeconomics Inc.», дал интервью автору по телефону в декабре 1989 года.
  • Вану, интервью. Я. Вану, президент «PlanEcon Inc.», дал интервью автору по телефону в декабре 1989 года.
  • Wedel, Janine. Collision and Collusion: The Strange Case of Western Aid to Eastern Europe 1989-1998 (New York, 1998).
  • Веккио, интервью. Марк Веккио, партнер в компании «Coudert Bros.», дал интервью автору по телефону в ноябре 1996 года и октябре 1999 года.
  • Веселовский, памятная записка. «Аналитическая записка полковника КГБ СССР В.Г.Веселовского начальнику управления делами ЦК КПСС, Н.В. Кручине», отрывки из которой были получены автором в Нью-Йорке в феврале 2000 года.
  • Волков, интервью. Николай Волков, следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Российской Федерации, дал интервью автору в Москве в декабре 1998 года и в феврале 1999 года, а также по телефону в феврале 2000 года.
  • Воронин, интервью. Олег Воронин, профсоюзный лидер сибирских шахтеров, дал интервью автору в Нью-Йорке в марте 1991 года.
  • «Газпром», аналитический отдел. «Гусинский, Владимир Александрович», 30-страничный отчет, полученный автором в августе 1997 года.
  • ______. «Потанин, Владимир Олегович», 30-страничный отчет, полученный автором в августе 1997 года.
  • ______. «Экономические и политические перспективы связки Чубайс—Потанин», 20-страничный отчет, полученный автором в августе 1997 года.
  • Гайдар, интервью. Егор Гайдар, бывший исполняющий обязанности премьер-министра (1991 -1992) и архитектор ельцинских рыночных реформ, дал интервью автору в Москве в январе 1998 года и по телефону в феврале 1998 года.
  • Глазьев, интервью. Сергей Глазьев, министр внешней торговли в 1993 году, дал интервью автору по телефону в мае 1993 года.
  • Горбачев, интервью. Михаил Горбачев, бывший генеральный секретарь коммунистической партии Советского Союза, дал интервью автору в Нью-Йорке, в мае 1992 года.
  • Госдепартамент США, источник, дал интервью автору по телефону в сентябре 1999 года.
  • Госкомстат, «Российский статистический ежегодник, 1997» (Москва, 1997 год).
  • ______. «Россия в цифрах, 1998» (Москва 1998 год).
  • «Grangeland Holdings», регистрационные документы. Ежегодные отчеты и регистрационные документы содержатся в Службе регистрации компаний, Дублин, Ирландия.
  • ______. «Corporation Resolution» (March 12, 1997).
  • ______. Union Bank of Switzerland «Verification of the Beneficial Owner's Identity»
  • (September 9, 1994).
  • Gray, Francine du Plessix. «Soviet Women: Walking the Tightrope» (New York, 1990).
  • Гринспен, интервью. Алан Гринспен, председатель Банка федерального резерва, дал интервью автору по телефону в декабре 1989 года.
  • Гриффит, интервью. Сюзан Гриффит, партнер в «Global Cash Management, Ltd.», дала интервью автору по телефону в феврале 1999 года.
  • Гулиев, интервью. Расул Гулиев, бывший заместитель премьер-министра и спикер парламента Азербайджана, дал интервью автору в Нью-Йорке в феврале 1998 года.
  • Гусинский, интервью. Владимир Гусинский, глава группы «Мост», дал интервью автору по телефону в сентябре 1994 года.
  • ______ интервью «Общей газете» (18 апреля 1996 года).
  • ______ интервью «The Boston Globe» (13 марта 1994 года).
  • ______ интервью «Эхо Москвы», московской радиостанции (15 августа 1997 года, 14:15).
  • Давыдов, интервью. Олег Давыдов, бывший министр внешней торговли, дал интервью автору в Нью-Йорке в апреле 1998 года, в Хельсинки в сентябре 1998 года и по телефону в ноябре 1998 года.
  • Дерр, интервью. Кен Дерр, председатель правления и директор компании «Chevron», дал интервью автору по телефону в феврале 1998 года.
  • Джордан, интервью. Борис Джордан, глава российского отделения отдела продажи акций «CS First Boston», впоследствии президент «MFK-Renaissance», дал интервью автору в Москве в декабре 1993 года и октябре 1997 года.
  • Дикенс, интервью. Крис Дикенс, глава «Chris Dickens Communications Ltd.», дал интервью автору по телефону в ноябре 1996 года.
  • Диксон, интервью. Марк Диксон, президент и издатель «East European Business Review», дал интервью автору в Нью-Йорке в июле 1993 года.
  • Eberstadt, Nicholas. «Russia: Too Sick to Matter?» in «Policy Review» (June & July 1999).
  • Егоров, пресс-конференция. Пресс-конференция в Москве генерала Михаила Егорова, главы отдела российского МВД по борьбе с организованной преступностью, на которой присутствовал автор в июле 1993 года.
  • Ельцин, Борис. «Записки президента» (Москва, 1994).
  • Ергин, интервью. Дэниэл Ергин, историк и председатель «Cambridge Energy Research Associates», дал интервью автору в декабре 1995 года.
  • Ermarth, Fritz. «Seeing Russia Plain: The Russian Crisis and American Intelligence» in «The National Interest» (Spring 1999).
  • Калугин, интервью. Генерал Олег Калугин, бывший глава первого главного отдела КГБ, дал интервью в Москве, в сентябре 1990 года, в Вашингтоне в марте 1999 года, и по телефону в марте 2000 года.
  • Квантришвили, интервью. Отари Квантришвили, президент Благотворительного фонда имени Льва Яшина и московский преступный авторитет, дал интервью автору по телефону в августе 1993 года.
  • Кенде, интервью. Ив Кенде, директор компании «Andre & Cie», дал интервью автору по телефону в октябре—декабре 1998 года и в Лозанне в марте 1999 года.
  • Кириенко, интервью. Сергей Кириенко, российский премьер-министр в 1998 году, дал интервью автору по телефону в Нью-Йорке, в декабре 1998 года.
  • Козлов, интервью. Александр Козлов, шеф по связям с общественностью Александра Лебедя, дал интервью автору по телефону в октябре 1999 года.
  • Кислинская, интервью. Лариса Кислинская, эксперт по организованной преступности для «Итар-Tass» и «Совершенно секретно», дала интервью автору в Москве, в августе 1993 года и в январе 1998 года.
  • Cockburn, Andrew and Leslie. «One Point Safe» (New York, 1997).
  • Клингмен, интервью. Алан Клингмен, председатель «АЮС», дал интервью автору в Нью-Йорке, в августе 1994 года.
  • Committee on International Relations. «The Threat from Russian Organized Crime: Hearing before the Committee on International Relations, House of Representatives, One Hundred Fourth Congress, Second Session: April 30, 1996» (US Government Printing Office, Washington, 1996).
  • Kokh, Alfred. «The Selling of the Soviet Empire: Politics & Economics of Russia's Privatization — Revelations of the Principal Insider». (New York, 1998).
  • ______ интервью. Альфред Кох, заместитель премьер-министра и шеф приватизации, дал интервью автору в Нью-Йорке в июне 1998 года и в Москве в декабре 1999 года.
  • Константинов, Андрей и Малколм Дикселиус. «Бандитская Россия» (Санкт-Петербург, 1997).
  • Коржаков, Александр. «Борис Ельцин: От рассвета до заката» (Москва, 1997).
  • ______ интервью. Генерал Александр Коржаков, глава Службы безопасности Президента, дал интервью автору в Москве, в октябре 1997 года, в декабре 1998 года и январе-феврале 1999 года; свидетельские показания подписаны в феврале 1999 года.
  • ______ интервью «Московскому комсомольцу» (30 октября 1999 года).
  • ______ интервью «Московскому комсомольцу» (3 ноября 1999 года).
  • ______ пресс-конференция. (Москва, 11 октября 1996 года)
  • Коростелев, интервью. Юрий Коростелев, глава финансового отдела правительства Москвы, дал интервью автору в Москве, в сентябре 1998 года.
  • Куликов, письмо. Анатолий Куликов, министр внутренних дел, в письме в «Kommersant-Daily» (12 марта 1997 года).
  • Кюпперс, интервью. Рене Кюпперс, генеральный директор «Forus Services SA», дал интервью автору по телефону в октябре—декабре 1998 года.
  • Лебедь, интервью. Генерал Александр Лебедь, бывший глава Совета безопасности Российской Федерации, дал интервью автору в Москве, в октябре 1997 года и в сентябре 1998 года.
  • ______ интервью «Le Figaro» (17 февраля 1997 года).
  • ______ пресс-конференция (Москва, 17 октября 1996 года).
  • Лесневский, интервью «Радио «Свобода». Дмитрий Лесневский, один из основателей REN-TV, дал интервью «Радио «Свобода» (5 октября 1995 года).
  • Lieven, Anatol. Chechnya: Tombstone of Russian Power (New Haven, 1998).
  • Ливен, Анатоль, интервью. Анатоль Ливен, Институт стратегических исследований (Лондон), дал интервью автору по телефону в сентябре 1999 года.
  • «Лис'с», регистрационные документы. «Учредительный договор: акционерное общество открытого типа «Лис'с» (Москва, 1992)», полученный автором в октябре 1996 года.
  • Лужков, интервью. Юрий Лужков, мэр Москвы, дал интервью автору в Москве в сентябре 1998 года.
  • ______ интервью «Московскому комсомольцу» (5 ноября 1999 года).
  • Мавроди, интервью. Вячеслав Мавроди, один из основателей торгово-финансовой компании «МММ», дал интервью автору в Москве в мае 1992 года.
  • Максимов, Александр. «Российская преступность: Кто есть кто» (Москва, 1998).
  • Маре, интервью. Кристиан Маре, главный управляющий компании «Andre & Cie.» (Восток), дал интервью автору в Москве в сентябре—декабре 1998 года.
  • Масхадов, интервью. Аслан Масхадов, президент республики Чечня, дал интервью автору по телефону в сентябре 1999 года.
  • МС Securities. «Russian Companies: Monthly Valuation Analysis» (August 5, 1997).
  • ______. «Siberian Oil Company: New Kid on the Block» (May 13, 1996).
  • Медаас, интервью. Свейнунг Медаас, глава московского отделения компании «Phibro Energy Inc.», дал интервью автору в Москве, в мае 1992 года.
  • Министерство финансов США, источник. Ветеран правоохранительных органов, в чьи обязанности входило слежение за перемещениями беглого американца Марка Рича, дал интервью автору, на условиях анонимности, по телефону в апреле 1992 года.
  • Модестов, Николай. «Москва бандитская» (Москва, 1996).
  • Моргенштерн, интервью. Claudia Morgenstern, senior investment officer at the International Finance Corp., working on Russian privatization, interviewed by the author by phone in January 1994.
  • Мордасов, интервью. Владимир Мордасов, вице-директор отдела международных связей Минтопэнерго, дал интервью в Москве, в июле 1993 года.
  • MFK. «International Company for Finance and Investments — 1997» (brochure).
  • Муди, интервью. Джим Муди, шеф отдела ФБР по борьбе с организованной преступностью и наркотиками, дал интервью автору в Вашингтоне в июле 1993 года и по телефону в мае 2000 года.
  • Мэйр, интервью. Аллен Мэйр, бывший глава российских операций для отдела FINCO компании «Andre & Cie.», дал интервью автору по телефону в октябре— декабре 1998 года и январе—марте 1999 года.
  • Немцов, интервью. Борис Немцов, первый заместитель премьер-министра в 1997— 1998 годах, дал интервью автору в Москве в мае 2000 года.
  • Николаев, интервью. Алексей Николаев, президент «АвтоВАЗа», дал интервью автору в Тольятти, Россия, в июне 1996 года.
  • Нухаев, интервью. Хож-Ахмет Нухаев, один из главарей чеченской мафии (общины) в Москве (1975-1994) и первый заместитель премьер-министра Республики Чечня (1996-1997), дал интервью автору в Баку, Азербайджан, в декабре 2000 года и по телефону в январе 2001 года.
  • Нюрнберг, интервью. Эндрю Нюрнберг, лондонский литературный агент, дал интервью автору по телефону в октябре—ноябре 1999 года.
  • Окулов, интервью. Валерий Окулов, генеральный директор «Аэрофлота», дал интервью автору в Москве в сентябре 1998 года и по телефону в ноябре 1998 года.
  • ______ пресс-конференция. Валерий Окулов, генеральный директор «Аэрофлота»,
  • пресс-конференция 8 февраля 1999 года в Москве.
  • «Онэксим-банк», аналитическая служба. «Березовский» (250-страничное досье, полученное автором в январе 1998 года).
  • ______. «Гусинский» (200-страничное досье, полученное автором в январе 1998
  • года).
  • ______. «Смоленский» (200-страничное досье, полученное автором в январе 1998 года).
  • Onexim Bank. «The United Export-Import Bank Open Joint-Stock Company» (brochure).
  • Орехов, интервью. Андрей Орехов, компания «Grant Brokerage», дал интервью автору в Москве в декабре 1993-го и сентябре 1994 года.
  • ОРТ, регистрационные документы. «Учредительный договор закрытого акционерного общества «Общественное российское телевидение» (АО «ОРТ») — Москва, 24 января 1995 года», полученный автором в октябре 1996 года.
  • Пашкевич, интервью. Андрей Пашкевич, директор отдела по связям с общественностью московского РУОПа (управление московской милиции по борьбе с организованной преступностью), дал интервью автору в Москве в октябре 1996 года.
  • Петраков, интервью. Николай Петраков, консультант по вопросам экономики президента Горбачева, дал интервью автору по телефону в июле 1993 года.
  • Платтс-Миллс, интервью. Джонатан Платтс-Миллс, директор «Lonrho, Pic.», дал интервью автору по телефону в апреле 1992 года.
  • Полеванов, интервью. Владимир Полеванов, председатель Госкомимущества в 1994-1995 годах, дал интервью автору в Москве в сентябре 1998 года.
  • Политковский, интервью. Александр Политковский, член правления директоров телекомпании «ВИД», давний партнер Листьева, дал интервью автору по телефону в ноябре 1996 года.
  • Потанин, интервью. Владимир Потанин, президент «Онэксим-банка», дал интервью автору в Москве, в сентябре 1996 года и октябре 1997 года.
  • «Премьер СВ», протокол. «Учредительный Договор о создании товарищества с ограниченной ответственностью. Рекламное агентство «Премьер» (Москва, 18 декабря 1991 г.)».
  • Птичников, интервью. Игорь Птичников, исполнительный директор Фонда финансовой поддержки реконструкции храма Христа Спасителя, дал интервью автору в Москве в сентябре 1998 года.
  • Разбаш, интервью. Андрей Разбаш, генеральный продюсер телекомпании «ВИД», дал интервью автору в Москве, в ноябре 1996 года.
  • Реймонд, интервью. Доминик Реймонд, представитель федерального генпрокурора Швейцарии, дал интервью автору по телефону в январе 2000 года.
  • Remnick, David. «Resurrection: The Struggle for a New Russia» (New York, 1997).
  • Ремп, интервью. Стив Ремп, председатель «Ramco Energy», дал интервью автору в октябре 1994 года и в декабре 1995 года.
  • «Rinaco-Plus», аналитический отчет. «Анализ российской промышленности: автомобильная промышленность» (Москва, январь 1996 года).
  • Рирдон, интервью. Дэвид Рирдон, один из управляющих московским отделением компании «British Petroleum», дал интервью автору в Москве, в декабре 1995 года и в январе 1998 года.
  • Рич, письмо. Письмо в газету «Известия» Марка Рича в августе 1992 года.
  • Рубен, интервью. Дэвид Рубен, председатель правления «Trans-World Metals Ltd.», дал интервью автору по телефону в декабре 1994 года.
  • РУОП, памятная записка. Отчет о «разведданных» под названием «Справка по информации, представляющей оперативный интерес по факту убийства...», получен автором в Москве, в октябре 1996 года от одного из сотрудников РУОПа, занимавшегося расследованием дела об убийстве Листьева.
  • ______ источник. Ветеран-сотрудник московского РУОПА, дал интервью в Москве в июле—августе 1993 года, в сентябре—ноябре 1996 года, в январе—марте 1999 года.
  • ______ таблицы. Таблицы, составленные сотрудниками московского РУОПа, расследовавшими убийство Листьева, содержат имена, адреса, номера паспортов, информацию о прежних судимостях и о предполагаемых связях с преступным миром лиц, имевших отношение к «Премьер СВ».
  • ______ видеонаблюдение. Пленка заснята в июле 1993 года из машины, запаркованной напротив церкви, где проходило отпевание Игоря Овчинникова. Просмотрена автором в августе 1993 года в присутствии сотрудников РУОПа, которые объяснили, кого именно запечатлела видеокамера.
  • «Russian Petroleum Investor», «Petroleum Intelligence Weekly», and «Ernst & Young». «The Complete Guide to Russian Oil & Gas Exporters» (Los Angeles, 1993).
  • Рушайло, интервью. Генерал Владимир Рушайло, глава московского РУОПа, дал интервью автору в Москве, в августе 1993 года.
  • Рыжков, интервью. Николай Рыжков, премьер-министр Советского Союза, дал интервью журналу «Forbes» (16 октября 1989 года).
  • Sakwa, Richard. «The Russian Elections of December 1993» in Europe-Asia Studies (March 1, 1995).
  • Сейер, интервью. Дэвид Сейер, менеджер в казино «Черри», дал интервью автору в Москве, в июле 1993 года.
  • «Сибнефть», финансовые отчеты. Приложение к финансовым отчетам «Сибнефти», помещенное на сайт www.sibneft.ru. 23 ноября 1999 года.
  • Силуффо, интервью. Фрэнк Силуффо, директор сводной группы проекта по глобальной борьбе с организованной преступностью центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, дал интервью автору по телефону в мае 2000 года.
  • Сипачев, интервью. Владимир Сипачев, президент банка «Аэрофлот», дал интервью автору в Москве в июле 1993 года.
  • Скуратов, интервью. Юрий Скуратов, генеральный прокурор Российской Федерации в 1995—2000 годах, дал интервью автору в Москве в июне 2000 года.
  • ______ письмо. Официальный отчет, адресованный спикеру Думы Г.Н.Селезневу генеральным прокурором Юрием Скуратовым, по поводу закрытия уголовного дела номер 18/221891-96, датированный 10 апреля 1997 года.
  • ______ интервью «The Moscow Times» (7 сентября 1999 года).
  • Солженицын, интервью. Александр Солженицын, русский писатель-диссидент, лауреат Нобелевской премии, дал интервью автору по телефону в марте 1994 года.
  • Soros, «Who Lost Russia?». Статья Джорджа Сороса, руководителя Фонда Сороса и крупнейшего инвестора в российскую экономику, напечатана в «The Moscow Times» (7 марта 2000 года).
  • Стейси, интервью. Т. Дон Стейси, президент «Amoco-Eurasia», дал интервью автору по телефону в декабре 1995 года.
  • Степашин Сергей, интервью «Независимой газете» (14 января 2000 года).
  • Стерлигов, интервью. Герман Стерлигов, один из основателей торговой компании «Алиса», дал интервью автору в Нью-Йорке в январе 1992 года, в Москве в мае 1992 года и по телефону в сентябре 1992 года и в июле 1993 года.
  • Стрелецкий Валерий. «Мракобесие» (Москва, 1998).
  • ______ интервью. Полковник Валерий Стрелецкий, глава «отдела П» (борьба с коррупцией) Службы безопасности Президента, дал интервью автору в Москве в декабре 1998 года и в январе—феврале 1999 года; подписал свидетельские показания в феврале 1999 года.
  • ______ аналитический отчет. 34-страничный отчет «Березовский, Борис Абрамович», подготовленный бывшими сотрудниками Службы безопасности и подписанный полковником Валерием Стрелецким, получен автором в Москве, в феврале 1999 года.
  • Сысуев, интервью. Олег Сысуев, бывший заместитель премьер-министра, дал интервью автору в Нью-Йорке в феврале 2000 года.
  • Тарасов, интервью. Артем Тарасов, президент торговой компании «Исток» и один из основателей торговой компании «Алиса», дал интервью автору в Нью-Йорке в январе 1992 года и по телефону в мае 1992 года.
  • Томпсон, интервью. Пейдж Томпсон, бывший казначей «Агсо» и директор «International Trading Partners Ltd.», дал интервью автору по телефону в октябре 1996 года, декабре 1999 года и в январе 2000 года.
  • Трибой, интервью. Петр Трибой, следователь Генпрокуратуры по особо важным делам, дал интервью автору в Москве, в январе 1999 года.
  • Управляющий производством алюминия. Один из директоров одной из крупнейших алюминиевых компаний в России, дал интервью автору по телефону в марте 2000 года.
  • Уражцев, интервью. Виталий Уражцев, президент профсоюза военных «Щит», дал интервью автору в Москве в сентябре 1990 года.
  • Усманов, интервью. Лема Усманов, уполномоченный президента Аслана Масхадова в США, дал интервью автору по телефону в октябре 1999 года.
  • Федоров, запись разговора. Разговор Бориса Федорова с Б. Березовским и Т. Дьяченко в доме приемов «ЛогоВАЗа», расшифрованный и частично напечатанный в «Новой газете» (8 июля 1996 года).
  • Федоров Борис, интервью «Комсомольской правде» (10 июля 1996 года).
  • Федоров, интервью. Святослав Федоров, знаменитый офтальмолог и кандидат на пост президента в 1996 году, дал интервью автору по телефону в августе 1993 года.
  • Федорова, интервью «Комсомольской правде» (10 июля 1996 года). Федорова Ольга, жена Бориса Федорова, президента НФС.
  • «ФОК», регистрационные документы. «Устав закрытого акционерного общества «Финансовая объединенная корпорация» и устав, полученные автором зимой 1998/99 года.
  • ______ «Ежегодный отчет за 1996 год» (Москва).
  • Ферреро, интервью. Уильям Ферреро, генеральный директор компании «Andava SA», дал интервью автору по телефону в октябре—декабре 1998 года и феврале 1999 года, а также в Лозанне в марте 1999 года.
  • «Forus Services SA», регистрационные документы (Registre du Commerce, Lausanne, Switzerland).
  • Фри, пресс-конференция. Пресс-конференция Луиса Фри, директора ФБР, в ноябре 1997 года, в Москве.
  • Handelman, Stephen. «Comrade Criminal: Russia's New Mafiya» (New Haven, 1997).
  • Харшан, интервью. Михаил Харшан, директор Первого ваучерного инвестиционного фонда, дал интервью автору в Москве в декабре 1993 года, январе 1994 года и сентябре 1994 года.
  • House of Lords. «Opinions of the Lords of Appeal for Judgment in the Cause «Berezovsky (Respondent) v. Michaels and others (Appellants), Glouchkov (Respondents) v. Michaels and others (Appelants) (Consolidated Appeals)» (London, 11 May, 2000).
  • Хаценков, интервью. Георгий Хаценков, президент Московско-якутского торгового дома, дал интервью автору в Москве в августе 1993 года.
  • Хеффнер, интервью. Роберт Хеффнер, президент компании по оказанию услуг в нефтепромышленности «GHK Corp.», дал интервью автору по телефону в январе 2000 года.
  • «CS First Boston». «Gazprom Voucher Auction Completed»(October 7, 1994).
  • ______. «Russian Capital Markets» (June 1994).
  • CSIS. Center for Strategic and International Studies, «Russian Organized Crime: Global Organized Crime Project» (Washington DC, 1997).
  • Ходорковский, интервью. Михаил Ходорковский, основатель группы «Менатеп» и президент «Юкоса», дал интервью автору в Москве в сентябре 1994 года и в сентябре 1996 года. Третье интервью с Ходорковским было проведено и записано штатным сотрудником журнала «Forbes» Керри Доланом в Нью-Йорке, весной 1998 года.
  • Хыоз, интервью. Лу Хьюз, глава отдела международных операций «General Motors», дал интервью автору в Женеве в феврале 1997 года.
  • Хэмилтон, интервью. Томас Хэмилтон, бывший директор «ВР» и исполнительный вице-президент «Pennzoil», дал интервью автору в декабре 1995 года.
  • Human Rights Watch. «Abandoned to the State: Cruelty and Neglect in Russian Orphanages» (New York, 1998).
  • Чеботарев, интервью. Геннадий Чеботарев, бывший заместитель руководителя Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ, дал интервью автору в Москве в мае 2000 года.
  • Черномырдин, запись разговора. Записанный на пленку разговор между премьер-министром Виктором Черномырдиным и шефом СБП Александром Коржаковым, перепечатанный в книге Коржакова, стр. 362-86.
  • Чубайс, интервью. Анатолий Чубайс, глава Госкомимущества и первый заместитель премьер-министра, дал интервью автору в Москве, в январе 1998 года.
  • ______ интервью «Kommersant-Daily» (March 5, 1998).
  • ______ запись разговора. Записанный на пленку разговор между Анатолием Чубайсом, Виктором Илюшиным и Сергеем Зверевым, напечатанный в «Московском комсомольце» (15 ноября 1996 года) и в книге Стрелецкого, стр. 249—256; Генпрокуратура признала запись подлинной. [См. Письмо Скуратова.]
  • US Department of Commerce. Statistical Abstract of the United States 1998 (Washington DC, 1998).
  • Шелли, интервью. Луис Шелли, руководитель Центра по транснациональной преступности и коррупции при Американском университете, дал интервью автору в Вашингтоне в марте 1999 года и по телефону в декабре 1999 года.
  • Явлинский, интервью. Григорий Явлинский, автор плана «500 дней» и лидер либеральной парламентской партии «Яблоко», дал интервью автору в Москве, в январе 1998 года.
  • Ясин, интервью. Евгений Ясин, министр экономики, дал интервью автору в Москве, в январе 1993 года.

 

Газеты и периодические издания

  • Agence France-Presse (Paris)
  • Аргументы и факты (Москва)
  • ВВС Worldwide Monitoring (London)
  • Boston Globe (Boston)
  • Chicago Sun-Times (Chicago)
  • The Christian Science Monitor (Boston)
  • The Daily Telegraph (London)
  • Деловой мир (Москва)
  • Деловые люди (Москва)
  • Деньги (Москва)
  • Dow Jones International News Services (New York)
  • Euromoney (London)
  • Le Figaro (Paris)
  • The Financial Post (Toronto)
  • Financial Times (London)
  • Forbes (New York)
  • Facts on File (New York)
  • The Globe and Mail (Toronto)
  • The Guardian (London)
  • L'Hebdo (Geneva)
  • The Independent (London)
  • Institutional Investor (New York)
  • Итар-Тасс (Москва)
  • Итар-Тасс экспресс (Москва)
  • Известия (Москва)
  • Jane's Intelligence Review (London)
  • Jerusalem Post (Jerusalem)
  • Jewish Telegraphic Agency (New York)
  • Kommersant-Daily (Москва)
  • Kommersant-Vlast (Москва)
  • Kommersant-Weekly (Москва)
  • Комсомольская правда (Москва)
  • Куранты (Москва)
  • Los Angeles Times (Los Angeles)
  • Люди (Москва)
  • Menatep Group News (Moscow)
  • Le Monde (Paris)
  • The Moscow Times (Moscow)
  • Московские новости (Москва)
  • Московский комсомолец (Москва)
  • Newsweek (New York)
  • The New York Times (New York)
  • Независимая газета (Москва)
  • Новая газета (Москва)
  • Новые известия (Москва)
  • The Observer (London)
  • Общая газета (Москва)
  • Огонек (Москва)
  • Российская газета (Москва)
  • Russian Petroleum Investor (Los Angeles)
  • Сегодня (Москва)
  • Совершенно секретно (Москва)
  • Sunday Telegraph (London)
  • The Sunday Times of London (London)
  • Sydney Morning Herald (Sydney)
  • Time (New York)
  • Toronto Star (Toronto)
  • U.S. News & World Report (Washington D.C.)
  • The Wall Street Journal (New York)
  • The Wall Street Journal — Europe (Brussels)
  • The Washington Post (Washington D.C.)
  • The Washington Times (Washington D.C.)

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/415012

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. Парахневич Константин Викторович:

    Очень хотелось бы прочитать конкретное описание ПОДГОТОВКИ и осуществление УБИЙСТВА Листьева, а не ломать голову, читая полушифрованные выкладки телефонных переговоров бандитов в законе, пытаясь выловить в потоке информации информацию об убийстве известного человека. Ведь в настоящей публикации. никакой конкретики, как и в многочисленных телепередачах на эту тему: море говорильни, извините, ни о чём и отсутствие связно изложенной концовки! Я, например, даже имея солидный опыт оперативно-розыскной деятельности, так ни хрена и не понял. Сомневаюсь, что менее подготовленные люди смогли это сделать. Болтуны и отменные фальсификаторы вы, господа! Проще сказать - фуфлыжники. Неужели нельзя ответить простым русским языком, обычными и понятными словами, кто и за что убил Листьева?!

  2. Адм. - К.В. Парахневичу:

    Вы обращаетесь к автору книги, которого давно уже тоже нет в живых: https://rusidea.org/25070905
    Поэтому следовало бы помягче с ругательствами...

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 21.11.2024 в 09:53 на Этот день в истории: 7/20 ноябряСпасибо огромное, Михаил Викторович, за календарь сей ! Поздравляем вас с днем небесного покровителя архистратига Божия Михаила и всего воинства ангельского !
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.