АКТ ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННЫЙ В ДЕНЬ СВЯЩЕННОЙ КОРОНАЦИИ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА И ПОЛОЖЕННЫЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ НА ПРЕСТОЛЕ УСПЕНСКАГО СОБОРА.
МЫ, ПАВЕЛ, НАСЛЕДНИК, ЦЕСАРЕВИЧ
и ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, и МЫ СУПРУГА
ЕГО МАРИЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ.
Во имя отца и Сына и Святого Духа.
Общим НАШИМ добровольным и взаимным согласием, по зрелом разсуждении и спокойным духом постановили сей Акт НАШ общий, которым по любви к Отечеству избираем Наследником по праву естественному после смерти Моей ПАВЛА, сына НАШЕГО болыпаго АЛЕКСАНДРА, а по нем все Его мужеское поколение. По пресечении сего мужескаго поколения наследство переходит в род втораго МОЕГО Сына, где и следовать тому что сказано о поколении старшаго МОЕГО Сына и так далее естьли бы более у Меня Сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последняго мужескаго поколения Сыновей МОИХ наследство остается в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго, как в ближайшем Престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку предпочитая мужеское лицо женскому, однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от котораго право безспосредственно пришло. По пресечении сего рода, наследство переходит в род старшаго МОЕГО Сына в женское поколение, в котором наследует ближняя Родственница последнецарствовавшаго рода вышеупомянутаго Сына МОЕГО, а в недостатке оной то лицо мужеское или женское которое заступает ея место, наблюдая что мужеское лицо предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление. По пресечении же сих родов наследство переходит в женский род прочих МОИХ Сыновей следуя тому же порядку; а потом в род старшей Дочери МОЕЙ в мужеское Ея поколение, а по пресечении онаго в женское Ея поколение, следуя порядку наблюденному в женских поколениях Сыновей МОИХ. По пресечении поколения мужескаго и женскаго старшей Дочери МОЕЙ наследство переходит к поколению мужескому, а потом женскому второй Дочери МОЕЙ и так далее. Здесь правилом положить должно, что меншая сестра хотя бы и сыновей имела неотъемлет права у старшей хотя бы незамужней, ибо оная могла бы вытти замуж и родить детей; брат же менший наследует прежде старших своих сестер. Положив правила наследства должен объяснить причины оных. Они суть следующия: Дабы Государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшаго сомнения кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследствии ненарушая права естественнаго, и избежать затруднений при переходе из рода в род. Учредив таким образом наследство должно дополнить сей закон нижеследующим. Когда наследство дойдет до такого поколения женскаго, которое царствует уже на другом каком престоле, тогда предъоставлено наследующему лицу избрать веру и престол и отрещись вместе с наследником от другой веры и престола, естьли таковой престол связан с законом для того что Государи Российские суть Главою церькви; а естьли отрицания от веры не будет, то наследовать тому лицу, которое ближе по порядку. За сим должны обязаться свято наблюдать сей закон о наследстве при вступлении и помазании. Естьли наследовать будет женское лицо, и таковая особа будет за мужем или выдет, тогда мужа не почитать Государем, а отдавать однакож почести наравне с Супругами Государей и пользоваться прочими преимуществами таковых кроме Титула. Женидьбы не почитать законными без дозволения Государя на оные. В случае малолетства наследующей Особы порядок и безъопасность Государства и Государя требует учреждения Правительства и опеки до совершеннолетия. Совершеннолетие полагается Государям обоего пола и наследникам шестьнадесять лет, дабы сократить время правительства. Естьли последнецарствовавший не назначил Правителя и опекуна, ибо ему следует учинить сей выбор для лучшей безъопасности; правительство Государства и опека персоны Государя следуют отцу или матери, вотчим же и мачеха изключаются; а за недостатком сих ближнему к наследству из родственников совершеннолетних, обоего пола, малолетнаго.
Совершеннолетие прочих обоего пола особ Государских фамилий полагается двадцать лет. Не способность законная препятствует быть Правителем и опекуном, а имянно безумие хотя бы временное, и вступление вдовых во второй брак во время правительства и опеки. Правителю полагается совет правительства, и как Правитель без совета, так и совет без Правителя существовать не могут: совету же нет дела до опеки. Совету сему состоять из шести особ первых двух классов по выбору Правителя, которому и назначать других при случающихся переменах. В сей совет правительства входят все дела без изъятия, которые подлежат решению самаго Государя и все те которые как к нему так и в совет Его вступают; Правитель же имеет голос решительный. Мусские [так] особы Государской фамилии могут заседать в сем совете по выбору Правителя, но не прежде своего совершеннолетия и не в числе шести особ составляющих совет. Назначение сего совета и выбор членов онаго полагаются в недостатке другаго распоряжения скончавшаго Государя, ибо оному должны быть известны обстоятельства и люди. Сим МЫ должны были спокойствию Государства, которое на твердом законе о наследстве основано, о чем каждый добромыслящий уверен. МЫ желаем чтоб сей Акт послужил доказательством самым сильнейшим пред всем светом НАШЕЙ любви к Отечеству, любви и согласия НАШЕГО брака и любви к детям и потомкам НАШИМ. В знак и свидетельство чего подписали НАШИ имяна и приложили печати Гербов НАШИХ.
Подлинный Акт подписан собственными ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ руками тако:
ПАВЕЛЪ |
МАРIЯ |
МП |
МП |
С.Петербург Генваря 4. 1788 года.
На подлинном списке подписано собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:
Верно. ПАВЕЛЪ
Печатано в Москве при Сенате Апреля 5 дня 1797 года.
[Источник: "Указы 1796 и 1797 годов". Российская государственная библиотека. Музей книги. Сборник 101.]
———————————— + ————————————
назад вверх дальше
——————— + ———————
ОГЛАВЛЕНИЕ
——— + ———
КНИГИ
1 Ввиду незаконности отмены монархической государственности законы Российской империи и в частности наследования остаются путеводной звездой.
2. Существуют пророческие высказывания указывающие косвенно о "законности" того будущего Царя значит удовлетворяющего именно этим законам и никаким другим.
3. Эти законы являются провиденциальным приоритетом над собором по поводу определения законного наследователя престола