22.12.2007       5

"Декабрьское вооруженное восстание" в Москве


9.12.1905 (22.12). – "Декабрьское вооруженное восстание" в Москве

«Со Христом ли останется народ наш...»

Декабрьское вооруженное восстание в МосквеТак называемая "первая русская революция", начатая во время русско-японской войны с провокации 9 января 1905 г. революционными партиями, точнее международным еврейством, вызвала обширные волнения и забастовки в стране. С целью умиротворения, по инициативе главы правительства С.Ю. Витте, 17 октября 1905 г. высочайшим Манифестом были дарованы "незыблемые основы гражданской свободы": неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума.

Однако революционеры и либеральная общественность начали использовать полученные свободы для дальнейшего развития антимонархической революции. По советским данным, в октябре–декабре 1905 г. бастовало 1277 тысяч рабочих; в ноябре было 796 крестьянских выступлений.

Большевики начали готовить восстание. "Техническая группа ЦК РСДРП" во главе с Л.Б. Красиным тайно закупала оружие за границей и внутри страны, создавала лаборатории по изготовлению бомб, обучала боевиков. Ленин добивался массового создания боевых дружин. Делалось это с помощью японцев и еврейских банкиров (Я. Шифф это потом признал, и в англоязычной "Еврейской энциклопедии" о нем говорится: "чрезвычайно разгневанный антисемитской политикой царского режима в России, [Шифф] с радостью поддержал японские военные усилия..., в то же время оказывая финансовую поддержку группам самообороны русского еврейства". Что здесь понимается под "группами самообороны", уточняет издание нью-йоркской еврейской общины: "Шифф никогда не упускал случая использовать свое влияние в высших интересах своего народа. Он финансировал противников самодержавной России..."). 6 декабря "Московский Совет рабочих депутатов" постановил: «объявить в Москве всеобщую политическую стачку и стремиться перевести ее в вооруженное восстание».

Московский Совет рабочих депутатов постановил: объявить в Москве всеобщую политическую стачку и стремиться перевести ее в вооруженное восстание7 декабря в Москве остановились крупнейшие предприятия, прекратилась подача электроэнергии, остановились трамваи, закрылись магазины. Рабочих, пытавшихся продолжить работу, избивали, открытые магазины громили. Группы боевиков "стачечного комитета" обходили учреждения и под угрозой физической расправы требовали немедленно присоединиться к забастовке. Поэтому перестало работать и большинство московских учреждений, учебных заведений, прекратился выпуск газет, кроме "Известий Московского Совета". Было парализовано железнодорожное сообщение (действовала только Николаевская дорога до Санкт-Петербурга, которую обслуживали солдаты). С 4 часов дня город погружался в темноту, поскольку Совет запретил фонарщикам зажигать фонари, многие из которых были к тому же разбиты. В такой ситуации 8 декабря московский генерал-губернатор Ф.В. Дубасов объявил в Москве и всей губернии чрезвычайное положение.

9 декабря вечером боевые дружины революционеров, насчитывавшие около 2 тысяч вооруженных и около 4 тысяч невооруженных боевиков, начали строить баррикады. В их рядах были эсеры и меньшевики, но руководство осуществляли большевики. 10–11 декабря баррикады были созданы во всех районах Москвы. Бои развернулись на Кудринской площади (ныне площадь Восстания), Арбате, Лесной улице, на Серпуховской (ныне Добрынинская) и Каланчевской (ныне Комсомольская) площадях, у Красных ворот. Дольше всех шли бои на Пресне.

Из инструкции "Советы восставшим рабочим" Боевой организации при Московском комитете РСДРП (11 декабря 1905 г.):

1. Главное правило – не действуйте толпой. Действуйте небольшими отрядами человека в три-четыре, не больше. Пусть только этих отрядов будет возможно больше и пусть каждый из них выучится быстро нападать и быстро исчезать…
2. Кроме того, товарищи, не занимайте укрепленных мест. Войско их всегда сумеет взять или просто разрушить артиллерией. Пусть нашими крепостями будут проходные дворы и все места, из которых легко стрелять и легко уйти…
7. Казаков не жалейте. На них много народной крови, они всегдашние враги рабочих…
8. На драгун и патрули делайте нападения и уничтожайте.
9. В борьбе с полицией поступайте так. Всех высших чинов до пристава включительно при всяком удобном случае убивайте. Околоточных обезоруживайте и арестовывайте, тех же, которые известны своей жестокостью и подлостью, тоже убивайте…
10. Дворникам запрещайте запирать ворота. Это очень важно. Следите за ними, и если кто не послушает, то в первый раз побейте, а во второй – убейте…

Были созданы специальные группы боевиков для расправ с начальством. Так, 15 декабря революционеры привели в исполнение "приговор" в отношении начальника московской сыскной полиции 37-летнего А.И. Войлошникова, хотя тот по роду службы не имел прямого касательства к политическим делам. Вот как описывала эту расправу газета "Новое время":

«Около 6 часов вечера у дома Скворцова в Волковом переулке на Пресне появилась группа вооруженных дружинников… в квартире Войлошникова раздался звонок с парадного хода… С лестницы стали кричать, угрожая выломать дверь и ворваться силою. Тогда Войлошников сам приказал открыть дверь. В квартиру ворвалось шесть человек, вооруженных револьверами… Пришедшие прочли приговор революционного комитета, согласно которому Войлошников должен был быть расстрелян… В квартире поднялся плач, дети бросились умолять революционеров о пощаде, но те были непреклонны. Они вывели Войлошникова в переулок, где тут же у дома приговор и был приведен в исполнение… Революционеры, оставив труп в переулке, скрылись. Тело покойного было подобрано родными».

В те же дни пресненские боевики «предали смерти через удушение» А.Н. Юшина, брандмейстера пожарной части при Прохоровской мануфактуре, чем-то им не угодившего; ими же были расстреляны околоточный надзиратель Пресненской части В.А. Сахаров, надзиратель Сущевской части Яковинский, десятки рядовых блюстителей уличного порядка.

Такая тактика партизанских действий и стрельбы из подворотен поначалу была успешной. Правительственных сил в Москве имелось лишь около 2 тысяч полицейских и небольшие воинские части в основном из казаков. Поэтому подавление безпорядков затянулось на 9 дней. Подкрепления из С.-Петербурга прибыли в Москву только 15 и 16 декабря, после чего 19 декабря революционеры прекратили борьбу. Руководители "восстания" бежали в эмиграцию. Декабрьские события унесли жизни более тысячи человек, в том числе 137 женщин и 86 детей. Ничего другого, кроме безсмысленных жертв, эти баррикадные бои в огромном городе принести не могли; изначально было ясно, что сооружением баррикад власть захватить невозможно, а только учинить кровавые безпорядки и использовать их в пропагандно-политических целях, клеймя "кровавый царский режим" и "жестокость казаков". Что и было сделано, в том числе в западной печати. Впоследствии большевики гордились этими кровавыми безчинствами и мифологизировали их как "Декабрьское вооруженное восстание", увековечив в названиях улиц и района Москвы.

Декабрьское вооруженное восстание

После подавления московского "восстания" революция пошла на спад, хотя волнения продолжались еще около полутора лет. Знаменитый проповедник, безстрашный о. Иоанн Восторгов писал о том времени:

«Прости, прости, старая, тысячелетняя Россия! На наших глазах судили, осудили тебя и приговорили к смерти... Грозные и безпощадные судьи заплевали твое лицо и не нашли в тебе ничего доброго. Суд был строгий, неумолимый и безпощадный. Все слилось в один вопль: возьми, распни!

Знаем и мы, что ничто человеческое тебе не чуждо; знаем, что много было у тебя недостатков. Но и то мы ведаем и видим, что ты соделала Русь Святою, а народ свой – богоносцем, если не в осуществлении, то хоть в вечном, неумирающем идеале народной души; ты породила и воспитала великий народ, сохранив его в горькой доле, в горниле исторических испытаний чрез целый ряд веков; ты породила и воспитала сонм святых и праведных; ты не погибла под ударами, – под тяжкими ударами судьбы, но крепла в них, сильная верою; с сею верою, в великой мощи духа, ты перенесла все тяготы, и все же создала, и нам завещала и оставила Великое Царство. За все это тебе земной благодарный поклон.

Будущая, новая жизнь России неизвестна. Но ход ее для нас, верующих, представляется совершенно ясным. Он всецело будет зависеть от того, со Христом ли останется народ наш, или откажется от Него, пойдет ли за Ним, или Его Единого оставит. Не формы жизни, не формы правления спасают народ: семя свято, люди верующие и благочестивые, – те, что не преклоняют колена пред современными Ваалами, как во дни Илии, – уважение к нравственному закону, внутреннее Христианство, послушание Церкви – вот что сохранит и укрепит всякое общество и государство. А народ, забывший о Небе, недостоин жить и на земле».

Частично использован материал "Декабрьская репетиция октября".

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25122205

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 5 комментариев
  1. blank александер:

    да я простой еврей. как и мои друзья и ничено общего с делами всяких прохвостов революционеров не имели и не желаем иметь.интереснно в чем нашв вина?
    roschchupkon65@yahoo.de

  2. blank Сергей Николаевич:

    Эти данные уже видимо, устарели, ибо Ленин по болшевицкой историографии был выведен в лидеры после 17 года, а в том мятеже основную роль играли Бронштейн(кличка Троцкий) и Гельфанд(кличка Парвус). Это хорошо показано в фильме "Кто дал деньги Ленину!"

  3. blank владимир:

    жаль что всю жидобольшевицкую мразь в этот период не передавили ну не сделали прадеды, сделаем мы

  4. blank Сергей Викторович Самохвалов. Монархическая Имперская Лига.:

    «Только те, кому привелось жить в 1905-6 г.г. в Москве, знают, что представляла тогда из себя наша первопрестольная столица. С одной стороны, дикие, вооруженные толпы всякого сброда, сбитые с толку, обезумевшие от «свобод» рабочие, под предводительством инородцев-студентов, победоносно ходили по улицам, нося на палках красные тряпки, зачастую просто обрывки красных юбок или одеял. С другой, - напуганные обыватели, попрятавшиеся по домам, не желающие и слышать о каком то ни было противодействии революционному «народу».
    Толпы революционных дружинников врывались в дома, угрожая револьверами, требовали себе есть и пить, забирали домашнюю утварь и мебель на улицу где устраивали баррикады. Другие толпы приходили вслед за первыми и насильно выгоняли людей на улицу – строить баррикады. Ужас владел москвичами. Никто не чувствовал себя в безопасности даже у себя дома, и в страхе выглядывали люди из-за занавесок на улицу. <…>
    Городовые с постов были сняты, и Москва очутилась предоставленной на волю анархической стихии. <…> Солдат разобрали для охраны государственных и городских учреждений и Николаевской железной дороги. <…>
    Бунтовщики осмелели и все более захватывали столицу. Все вокзалы, кроме Николаевского, уже были в их руках; почта, телеграф, водопровод, городское освещение, бойни – все принадлежало им. Москва изнемогала, отрезанная от всего мира – по всей России, в силу всеобщей забастовки, стали дороги и телеграф, голодная – бунтовщики не позволили подвозить в город никаких съестных припасов, а возы с мясом и мукой останавливали на заставах и обливали керосином, жаждущая – остановлен был водопровод, и обыватели пили ржавую воду из колодцев, или же собирали со дворов и топили снег, замерзающая – дрова складов забирались на устройство баррикад и те, кто не запасся раньше, сидели в нетопленных квартирах. С вечера наступала тьма, ибо фонари на улицах не зажигались, не было ни электричества, ни газа, ни керосина». (Из статьи «Памяти генерала Г. А. Мина. (Командира Л. Гв. Семеновского полка)». //«Штандарт» - № 30-31 – Шанхай, 1941 – с. 17-18)

  5. blank Сергей Викторович Самохвалов. Монархическая Имперская Лига.:

    Не надо думать, что в дружинах были только московские рабочие. Русским солдатам противостояли и этнические революционные банды: «Грузинская дружина из 24-х человек, вооруженных маузерами. <…> Еврейская дружина – 20 чел.»(Черномордик С. Московское вооруженное восстание в декабре 1905 года. –М., Л., 1926 – с.200) Руководили мятежным пролетариатом Москвы истинно «русские революционеры»: Звулон Янкелевич Литвин (1879-1947) – начальник штаба боевых дружин Пресни, Виргилий Леонович Шанцер (1867-1911) – руководитель московского комитета РСДРП, З. Доссэр, Н. Мандельштам, И. Урысон и иные.
    Интересно, как совпадает мнение боевика Калеева: «семеновцев в это время считали единственной силой, могущей оказать противодействие в Москве» (1905 на Пресне.- М., Л., 1926 – с.199) с оценками социал-демократа Гарви: «судьба восстания была решена штыками семеновцев» (Гарви П. А. Воспоминания социалдемократа. – Нью-Йорк, 1946 – с.658.) и эсера Зензинова: «Прибытие Семеновского полка решило судьбу восстания».(Зензинов В. Пережитое. – Нью-Йорк, 1953 – с.259.)
    Какие людские потери понесла первопрестольная столица в декабре 1905года? Разных должностных лиц всего было 54 человека убито и 119 ранено. Из 15 убитых, 11 тяжело- и 40 легкораненых воинских чинов в Москве на л.-гв. Семеновский полк пришлось 3 убитых и 5 легкораненых. «Из толпы мятежников» убиты 95 и ранены 47 человек. Разных лиц при невыясненных обстоятельствах было убито 393 человека, а ранения получили 691 человек. (//Исторический архив. - 1998 - № 5-6 – с.99, 100)

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.