6.05.1800 (19.05). – Умер полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов
«Мы – русские, какой восторг!»
Александр Васильевич Суворов (13.11.1730–6.05.1800), выдающийся полководец, генералиссимус (1799), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799).
Родился в старинной дворянской семье бывшего ординарца Петра I, затем генерала. Уже в детстве решил, что будет служить Отечеству на военной службе: под руководством отца изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки, свой слабый от рождения организм закалял физическими упражнениями. В 1742 г. был записан солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк, в котором в 1748 г. начал службу капралом (хотя дворянские дети обычно начинали ее в офицерском чине) и хорошо узнал настоящую солдатскую жизнь. Затем служил на младших должностях и только в 1754 г. был произведен в офицеры.
Боевую деятельность подполковник Суворов начал в годы Семилетней войны (1756-1763), участвовал участвовал в Цорндорфской битве (1758 г.), в сражении под Кунерсдорфом (1759), во взятии Берлина (1760) в составе отряда Тотлебена, в 1761 г. командовал отдельным отрядом и нанес ряд поражений прусской армии.
В 1769-1772 гг. бригада генерал-майора (с 1770) Суворова успешно действовала против отрядов польских конфедератов, нанеся им ряд поражений. Вступив на территорию Польши, Суворов видел свою задачу в том, чтобы способствовать прекращению мятежа против законного короля Речи Посполитой. Он строжайшим образом следил за соблюдением уважения армии к местным жителям. За эти успехи Суворов получил свой первый орден св. Георгия, и не 4-й степени, как полагалось по статуту, а сразу 3-й.
Во время Русско-турецкой войны (1768-1774) после неоднократных личных просьб Суворов был лишь в 1773 г. направлен в 1-ю армию генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского и внес решающий вклад в русскую победу. В мае-июне 1773 г. отряд Суворова дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая вопреки запрету командующего. Румянцев хотел наказать молодого генерала за своенравие, но Императрица Екатерина II написала ему: "Победителей не судят" – и наградила Суворова орденом св. Георгия 2-й степени. В июне 1774 г. Суворов нанес поражение 40-тысячному турецкому корпусу при Козлудже. 10 июля Кючук-Кайнарджийский мир закрепил успехи русской армии в войне. По этому случаю Александр Васильевич был награжден золотой шпагой, украшенной бриллиантами.
В августе 1774 г. Суворов был направлен с войсками для подавления бунта Пугачева, хотя прибыл уже к его завершению. В 1774–1786 гг. командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма.
Следующую русско-турецкую войну (1787–1791) Суворов начал в чине генерал-аншефа победой под Кинбурном (1787). Ему удалось разгромить крупный десант турецкого флота на Кинбурнской косе и расстроить первоначальный военный план противника. Генерал-фельдмаршал Потемкин, ходатайствуя перед Императрицей о награждении героя Кинбурна высшим орденом – св. Андрея Первозванного, писал ей: «Суворов на шестидесятом году служит с такой горячностью, как двадцатипятилетний». Он сравнивал его с другими генералами: «И сколько таких, в коих нет ни веры, ни верности! И сколько таких, в коих ни службы, ни храбрости. Награждение орденом достойного – ордену честь. Я начинаю с себя – отдайте ему мой...» Награждение состоялось.
Последовали блестящие победы под Очаковом (1788), у Фокшан (1789); при Рымнике (1789) во главе русско-австрийских войск он наголову разгромил по частям турецкую армию, вчетверо превосходившую войска Суворова по численности. За эту битву он получил орден св. Георгия 1-й степени и титул графа Рымникского.
Затем Суворов взял знаменитым штурмом крепость Измаил (1790), которая считалась неприступной. По своем прибытии в начале декабря Суворов немедленно предложил крепости сдаться. «Сутки на размышление – воля», – говорилось в послании турецкому коменданту. – «Первый выстрел – уже неволя. Штурм – смерть». Комендант высокомерно ответил: «Скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вверх, чем падет Измаил». Ответом русских был штурм (11.12.1790). Из 35 тысяч турок в плен попало 9 тысяч (в основном раненые), остальные были убиты в ходе штурма. Потери русских – 4 тысячи. Взятие Измаила было решающим для победного окончания войны. В честь этого подвига полководца по распоряжению Екатерины была выбита золотая именная медаль с профилем Суворова.
В 1791 г. Суворов был назначен командующим русскими войсками в Финляндии, в 1792-1794 гг. – в Новороссии. В 1794 г. он был вновь отправлен в Польшу для усмирения восстания, руководимого Тадеушем Костюшко, где нанес поражения войскам повстанцев (при Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой и др.) и штурмом овладел предместьем Варшавы. В 1794 г. был произведен в генерал-фельдмаршалы.
С воцарением Императора Павла I у прямого Суворова возникли разногласия с Государем. Суворов осознавал несовместимость прусской системы военной подготовки и русского народного характера, он уже создал и успешно опробовал на практике свою четкую русскую систему военного воспитания солдат и не соглашался с навязываемыми сверху устаревшими предписаниями прусской муштры. Критика павловского устава и отказ Суворова выполнить приказ Императора привести подчиненные ему войска «в мой порядок» повлекли за собой увольнение Суворова из армии (6.2.1797) и ссылку на два года в село Кончанское Новгородской губернии. Однако в связи с образованием антифранцузской коалиции (Англии, Австрии, России) Павел I по просьбе союзников в феврале 1799 г. назначил Суворова главнокомандующим русскими и союзными войсками в Италии. "Иди, спасай царей!" – напутствовал его Павел.
Итальянский и Швейцарский походы стали в 1799 г. вершиной полководческой славы Суворова. Победы русской армии на реках Адде и Требии, поражение французов при Нови позволили освободить всю Северную Италию от противника. За этот поход Суворову был пожалован титул князя Италийского.
Во время Швейцарского похода, когда суворовская армия оказалась в окружении, брошенная союзниками на произвол судьбы, Суворов и его "чудо-богатыри" показали чудеса при взятии перевала Сен-Готард и Чертова моста. Войска Суворова с честью вышли из окружения. За Швейцарскую кампанию Суворов получил чин генералиссимуса. В октябре 1799 г. Павел I разорвал союз с Австрией из-за ее эгоизма и отозвал русские войска в Россию, где Суворов вновь подвергся опале за нарушения «высочайшего устава». Вновь причиной стал его прямой характер, не позволявший мириться с неправильными решениями, однако подобные невзгоды Суворов переносил мужественно. В этой опале прославленный полководец и умер от болезни. Погребен он в Александро-Невской лавре. На надгробной плите высечена краткая надпись, предложенная Державиным: "Здесь лежит Суворов".
Жизнь Суворова была трудной жизнью воина, он бывал много раз ранен, терпел лишения и обиды. Был необыкновенно трудолюбив. Всю жизнь он занимался самообразованием, хорошо изучив, помимо военных дисциплин, математику, философию, историю, владел восемью языками, занимался литературным творчеством, философией.
Суворов стал создателем собственной военной доктрины и новой стратегии и тактики войн. Свои военные взгляды Суворов развил в "Полковом учреждении" (1765), знаменитой "Науке побеждать" (1795), записках и инструкциях.
В области стратегии он был противником распространенной в то время в европейских армиях кордонной системы ведения войн, которая сводилась к распылению сил, неспешным военным действиям, излишним потерям. Суворов исходил из того, что война служит последним (силовым) способом достижения мира, поэтому она должна быть по возможности быстрым и эффективным применением силы в виде активных и решительных наступательных действий. Стратегически Суворов считал наиболее целесообразным не растягивать войска вдоль линии фронта, а сосредоточивать основные силы на главном участке сражения, добиваясь превосходства в направлении решающего удара и обезпечивая разгром противника по частям, а затем его преследование. Тактическим приемом Суворова было широкое использование тщательной боевой выучки и импровизации, маневра, выбор которого происходил с учетом противника, местности и обстановки.
Основой же своей "науки побеждать" Суворов сделал создание соответствующего воина, солдата и офицера. Он выработал свою систему воспитания и обучения войск, основанную на напряженной боевой подготовке, уважительном отношении к солдату и принципах: "Глазомер, быстрота, натиск". И в бою, и в воспитании армии Суворов ценил и сам проявлял находчивость и индивидуальность, сочетая ум с шуткой (нередко в виде знаменитого суворовского "юродства"), строгость боевого командира с тесным общением с подчиненными, неприхотливость в быту с личной высокой культурой. Большое психологическое значение Суворов придавал военной музыке и солдатской песне, торжественному выносу знамени, которые усиливают моральный дух войска:«Музыка удваивает, утраивает армию… С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!». В воспитании Суворов всегда показывал личный пример ("делай, как я"), разделяя с подчиненными все трудности походной жизни, хлебал солдатские щи и кашу. Служба в нижних чинах давала полководцу доскональное знание армейского быта и огромное преимущество перед другими другими генералами. По словам Дениса Давыдова, он «положил руку на сердце солдата и изучил его биение», за что солдаты платили ему любовью, называя его "солдат-фельдмаршал", и видели в нем настоящего отца солдадам.
Например, когда суворовский пехотный полк стоял в Новой Ладоге, помимо военной учебы Суворов уделял внимание и воспитанию детей, живших при полку. Суворов лично участвовал в строительстве школы и церкви - от рубки леса до возведения зданий. Затем Суворов в только что выстроенной своими руками школе взялся преподавать детям арифметику, написал проект учебника, составил краткий катехизис и молитвослов.
«Военно-воспитательная система Суворова, давшая столь удивительные по своим практическим последствиям результаты, прежде всего была осмыслена самовоспитанием творца этой системы. Основной чертой духовного облика Суворова была его вера в Бога. Простая, ясная вера, какой всегда был силен русский народ», - писал исследователь и поклонник Суворова белый генерал Б.А. Штейфон, применяя его метод для поддержания духа Белой армии в Галлиполи.
Соответственно Суворов придавал важнейшее значение христианскому осмыслению солдатского долга и всего поведения Русской армии как христолюбивого воинства. Даже в походных условиях он строго соблюдал посты. Перед боем Александр Васильевич так наставлял солдат: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит. Он нам генерал!.. Умирай за Дом Богородицы, за Матушку!». – Так Суворов чувствовал значение Русского православного царства как оплота Божией Истины в міре. Так надо понимать и его знаменитый возглас: «Мы – русские, какой восторг!».
Суворов дал более 60 сражений и все их выиграл. Непобедимый полководец, любимец солдат, человек огромной личной храбрости, самостоятельных независимых суждений, строгий православный христианин, один из образованнейших людей своего времени – Суворов создал непреходящие духовные, тактические и стратегические основы современного русского национального военного дела и внес большой вклад в развитие мірового военного искусства. Суворовские заветы до революции изучались в кадетских корпусах Российской империи, а позже – хотя и в идеологически препарированном виде без них не могли обойтись и в советских суворовских училищах (название их говорит само за себя).
Суворов говорил: «Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству». На заветах Суворова были воспитаны все следующие талантливые русские военачальники, как служившие под началом Суворова: М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.И. Платов, М. Милорадович, А.П. Ермолов, так и последующие: М. Скобелев, М.А. Драгомиров и др. Имя Суворова навсегда стало символом доблести и славы русского оружия.
Слава Богу, что у нас были такие предки, как Александр Васильевич! Да будут они еще! Царствие им Небесное!
Да уж долбаной ркка такого и не снилось. Вот, русский воин, тебе пример и образец для подражания,а не какой нибудь "рембо" очень смахивающий на истеричного жидогомика, который мнит себя неким освободителем, или ещё невесть кем, наводящим свой порядок "в этих странах".
Разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами БОГ.
... Надо Суворовские установки и формулировки взять на вооружение всем русским патриотам. Потому что нам Бог генерал, а за нами Матушка Рассея!
Хорошо написано!
Очень нужны русским людям, особенно, юношам подобные статьи о великих деятелях, творцах и воинах.
СПАСИБО!
Недаром Сталин "вспомнил" в критический момент войны о русских полководцах - Суворове, Ушакове, Нахимове.
Недавно прочитал очень удачное выражение, характеризующее эти и подобные действия власти сегодняшней эрефии - идеологоческое мародерство.
Точнее и не скажешь.
Кратко но вдохновенно.Велики дела этого человека!
Сожалею что этот человек в программе"Имя России" по
мнению телезрителей занял не первое место.Эксперты ему присудили-второе(та же программа),мое мнение-однозначно ПЕРВЫЙ!
"06.05.(19.05.)" - могу ошибаться, но, кажется, умер он 18.05. по грегорианскому календарю.
Прочтите, пожалуйста, разъяснение на вступительной странице к календарю: мы отмечаем все даты по Юлианскому (православному) календарю - и соответственно в скобках ставим дату, на которую этот день приходится в данном году.
Прочитал. А почему правило "советское", не пойму. Допустим в какой-нибудь Грегорианской летописи было записано "А.В.Суворов умер 17 мая 1800 г.". Так чтож, бедному летописцу на следующий год эту дату и все остальные править, прибавляя плюс один день? Это получается не Грегорианский календарь, а "Грегорианский календарь глазами Юлианского". Или я опять чего-то не понимаю.
P.S. Вношу поправку в свое сообщение. Дата должна выглядеть так: "06.05.(17.05.)" В 20-21 веках разница между календараями составляет 13 дней. В 19 веке составляла 12. А в 18-м - 11. 1800 год относится к 18-му веку, значит разница между календарями на тот момент была 11 дней.
Кажется так.
Вот цитата из указанного вступления к календарю. Мне лично не понятно, что в ней непонятно Вам: ==========="Обращаем внимание на то, что даты событий по юлианскому календарю у нас сохраняют свое духовное значение и переводятся на новый стиль не согласно советскому правилу, а по принципу: какому дню данный день в православном юлианском календаре соответствует по новому стилю в нынешнем 2009 году (указывается в скобках)". =========== Напр., Куликовская битва произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (а это было важно для духа русских воинов) – 8 сентября по старому стилю, что соответствует 21 сентября по новому. В советское же время с 1923 г. для определения этой даты по новому стилю стали прибавлять столько дней, на сколько новый стиль - которого тогда еще не было! - отличался от юлианского в момент исторического события, – получилось 16 сентября, что ныне соответствует 3 сентября в юлианском календаре и другому церковному значению. ====Это, кстати, день прав. Иова Многострадального. По Вашему, следует и день рождения св. Государя Николая II отмечать не в этот день, а по дате в БСЭ: 18-го? Подробнее об отмечании исторических дат см. в конце статьи: https://rusidea.org/25011403
Максимально внимательно прочитал по указанным ссылкам. Но понятней не стало.
Вполне логичен и разумен «советский» метод определения даты - плюс/минус Х дней, где Х разница между календарями на момент данного события. Ну перевели коммунисты дату Куликовской битвы – это на их совести. Но зачем же нам с Григорианского обратно переводить, если мы итак знаем эту дату?
Оба календаря самодостаточны и не нуждаются в привязке к друг другу. А.В.Суворов умер, и в двух летописях указаны даты: в русской – «6 мая 1800 г.», а в какой-нибудь западноевропейской было написано: «17 мая 1800 г.». Всё. В календарях поставлены зарубки. Больше ничего не изменить. Пройдет с тех пор тысяча лет (даст Бог) и даты эти не изменятся ни в одном ни в другом календаре. А если изменятся, то это будет уже третий календарь. Поэтому: «06.05.(17.05.)»
P.S. Прошу прощение за «грЕгорианский» в предыдущих сообщениях. Мне стыдно.
Уважаемый Сергей Петрович! Во вступлении к календарю указано, что дата в скобках означает не то, какой день это был по григорианскому календарю в момент события, а то - "какому дню данный день в православном юлианском календаре соответствует по новому стилю в нынешнем 2009 году". Мне непонятно, что тут неправильного. Если отмечать даты в нынешнем году по Вашему (советскому) методу, то все исторические даты, включая дни рождения людей следует отмечать не в дни их святых (по которым и имена получали), а саму память святых также каждое столетие менять, сдвигая на новые дни. Это нонсенс. Какое нам дело но светского нового стиля? В основу почитания святых у православных кладется церковный календарь, т.е. старый стиль. Еще раз прошу Вас подумать над этим (над приведенным примером с днем рождения Государя Николая II).
Ну хоть убейте, не понимаю я! Умер Александр Васильевич 06.05. в 1800 году. Пусть перевели эту дату на Григорианский по «советскому» методу. Ну тогда обратно переводить на Юлианский, нужно тем же методом: +Х дней разницы на момент оного события. Наоборот, «советский» метод (не мой) обеспечивает постоянство дат. По Вашему подходу же необходимо менять дату каждое столетие на 1 день. Т.е. сегодня Суворов умер 06.05.(19.05.), а через 100 лет (дай Бог Вам здоровья) Вы будете писать уже 06.05.(20.05.).
P.S. Хотелось бы всё же в итоге, чтобы Вы меня услышали, или, чтобы я Вас понял. А то у нас получается какой-то разговор глухого с немым.
...Прошли годы...
Кое что в этом вопросе стало проясняться. Позиция МВН стала понятна. Всего-то ничего потребовалось - 3 с лишним года.
Вот бы все Ваши многочисленные оппоненты, Михаил Викторович, не лезли в бутылку, а смиренно ждали пока у них в голове ума прибавится. ))) На сколько бы у Вас бестолковых проблем стало меньше.