9.12.1648 (22.12). – Вхождением в низовье р. Анадырь завершилась экспедиция Семена Ивановича Дежнёва, открывшая пролив между Азией и Америкой
Семен Иванович Дежнёв (ок. 1605–нач. 1673), выдающийся русский землепроходец, сибирский казак. В 1648 г. (почти за столетие до Беринга) прошел морским путем на нескольких судах из устья Колымы до р. Анадырь – обогнув с севера на юг восточную оконечность Азии через пролив, отделяющий ее от Америки.
Дежнёв родился в русском Поморье, в г. Великий Устюг. Ушёл искать счастье в Сибирь, где сначала служил в Тобольске, затем в Енисейске, а в 1638 г. перешёл в Якутский острог. Он участвовал в походах по сбору ясака и примирению местных якутских князьков, поскольку царская администрация в целях ycпешного сбора ясака решительно пресекала племенные раздоры. За 20 лет службы он был 9 раз ранен в стычках с туземным населением.
В начале 1640-х гг. он совершил походы из Якутска в район Средней Яны и по р. Индигирке до Северного Ледовитого океана (моря Студеного). Затем Дежнёв прошел океаном до устья р. Алазеи, а в 1643 г. дошел до устья р. Колымы, где участвовал в создании Нижне-Колымского острога. Это поселение стало отправной базой следующего, уже морского путешествия на восток с целью поиска лежбищ моржей и выхода к устью р. Анадырь.
Причина путешествия была экономической: в Нижнеколымск проникали слухи о богатой соболями "захребетной" реке Анадырь, которой можно достичь морем. Мезенец И. Игнатьев совершил первое плавание по Ледовитому океану на восток от устья Колымы и привёз в Нижнеколымск "рыбий зуб" (моржовую кость).
Летом 1647 г. за этим товаром была послана новая партия промышленников, к которой правительственный приказчик острога присоединил и Дежнёва по его личной просьбе: он должен был собирать пошлины с добычи и попутно объясачивать туземцев; он обещал представить государю «прибыли на новой реке на Анадыре» 280 соболиных шкурок. В состав партии входили 63 промышленника. Однако четыре коча (двухпарусных судна) во главе с Алексеевым далеко не продвинулись из-за льдов.
Следующее плавание от Колымы на восток состоялось летом 1648 г. На семи кочах разместилось 90 человек – промышленников, торговых и служилых людей. Цели у всех были разные, государственные интересы представлял один Дежнёв, которого местные власти утвердили руководителем экспедиции. Он должен был провести караван морских судов вдоль неизвестного северного побережья Чукотки, спуститься в южном направлении до устья реки Анадырь и подчинить новую территорию власти московского Царя.
Караван отправился в плавание 20 июня. Шли вдоль побережья, медленно. В середине августа в районе мыса Беллингса караван попал в бурю и потерял 2 судна.
К 1 сентября пять судов подошли к мысу, названному Дежнёвым Большим Каменным Носом. Это, видимо, и была самая восточная часть азиатского материка, в 80 км от этого мыса через пролив находится Америка. В ясный день с верхней точки этого мыса (назван теперь именем Дежнёва) можно увидеть берег Аляски.
В Чукотском море во время бури караван Дежнёва потерял третье судно. Четыре оставшихся поспешили на юг и к 1 октября достигли северного входа в Анадырский залив. Здесь суда ещё раз попали в сильнейшую бурю, которая разметала их в разные стороны. Одна часть каравана во главе с Фёдором Алексеевым оказалась на юге, около Камчатского полуострова, где Алексеев и погиб.
Судно, на котором плыл сам Дежнёв и ещё 24 человека, выбросило на берег. Отсюда они отправились пешком на поиски реки Анадырь. Стояла глубокая осень, шли по труднопроходимым, незнакомым местам. Половина отряда погибла в дороге. Лишь зимой Дежнёв и его товарищи достигли цели своего многотрудного путешествия: они пересекли Корякское нагорье и 9 декабря 1648 г. вышли в низовье Анадыря. Кое-как оставшиеся 15 человек во главе с Дежнёвым оборудовали на Анадыре укрепленное зимовье, а летом 1649 г. построили речные суда, на которых принялись обследовать местность и собирать ясак с туземцев, приводя их в подданство русскому Царю Алексею Михайловичу.
Затем Дежнёвым были совершены походы по р. Анюй в 1659, по низовьям р. Лены в 1662, по низовьям р. Оленек в 1667-68, по р. Вилюю в 1669. В 1664-65 гг. Дежнёв побывал в Москве, где его деятельность по исследованию Сибири получила высокую оценку. В это время в Москве и Тобольске уже шла работа над созданием географического описания Сибири и крайнего Северо-Востока Азии. Дежнёву был присвоен чин казачьего атамана.
В 1665 г. Дежнёв вернулся на службу в Якутск. В 1668 г. он предотвратил столкновение двух тунгуских племён на р. Оленёк, примирив их друг с другом. В 1670 г. он снова был послан с государевой казной в Москву, куда прибыл в 1671 г., и умер там в начале 1673 г. Был дважды женат, и оба раза на якутках.
Впоследствии именем Дежнёва были названы самый восточный мыс Евразийского материка, одна из бухт Берингова моря, горный хребет и поселок на р. Амур.
Следует отметить, что значение географического открытия участники этой экспедиции ей не придавали, думали не об Америке, а об Анадыре и присоединении Чукотки, и, видимо, потому известие о походе "какого-то" казака и о проливе не очень распространилось в Европе. Там этот вопрос остался нерешенным и лишь результат организованной по приказу Петра I государственной экспедиции русского капитана Беринга (датчанина по рождению) в 1741 г. был признан как открытие.
Православие на Чукотке: вчера и сегодня
Из интервью с епископом Диомидом, Анадырским и Чукотским (2007 г.)
– Если можно, в двух словах, расскажите, пожалуйста, для наших читателей об истории Православия на Чукотке. Наверное, она началась не в наши дни, а с казака Семена Дежнева?
– Православная Церковь всегда была верной помощницей русского самодержавия в деле обращения народов в подданство России. Уже в 1644 г. была построена Спасская часовня в Нижнеколымском остроге. Таким образом, 1644 г. можно с уверенностью назвать началом обращения коренных народностей Чукотки в Веру Христову. В 1649 г. в верхнем течении реки Анадырь Семен Дежнев основал зимовье, на месте которого, в 1652 г. был построен Анадырский острог – первый русский форпост на Крайнем Севере России.
Начало XVIII века внесло в историю Православия на Чукотке новую знаменательную дату: в Анадырском остроге в 1743 г. была возведена самая первая на Северо-востоке страны церковь, куда через год был послан первый миссионер Чукотки – иеромонах Флавиан, и лишь через 14 лет, в 1757 г., в Анадырский острог приехал священник Прокопий Трифонов.
В 1862 г. произошло знаковое событие в жизни Чукотки. В этом году, 15 мая, в селе Марково была освящена церковь, построенная полностью из тополевого леса, а настоятелем новопостроенного храма Святителя Николая Чудотворца стал священник, отец Митрофан Шипицин.
Через десять лет, в 1879 г., была учреждена Чукотская духовная миссия с подчинением Якутской епрахии, в составе трех станов: Сенкельского, Чаунского и Эломбальского, где в деле служения Богу и обращения язычников в Православие трудились трое монахов-миссионеров. На протяжении второй половины XIX века и начале XX века на Чукотке действовало несколько миссионерских пунктов, а за период освоения и христианизации Чукотки на ее территории было построено 9 православных храмов и часовен...
9 июля 1888 г. в селе Марково была организована резиденция Анадырского окружного управления, которую возглавил врач Л.Ф. Гриневицкий – первый начальник округи. Год спустя он основал на берегу Анадырского лимана пост Ново-Мариинск (ныне г. Анадырь).
Гуманная деятельность первого "начальника Чукотки" оставила в народе добрую память. В 1909 г. в составе Анадырской округи были созданы Анадырский и Чукотский уезды. Центром Чукотского уезда до 1912 г. была бухта Провидения, а с 1912 г. – поселок Уэлен...
– Я читала, что сохранились даже первые переводы некоторых молитв на чукотский язык, сделанные еще в позапрошлом веке, а также Евангелие в посеребренном окладе, принадлежавшее в XVIII веке верующим села Марково?
– В нашем Музейном Центре «Наследие Чукотки» в Анадыре бережно хранятся эти, по-своему, уникальные находки. В те далекие времена чукчи крестились редко и неохотно (сказывались языческие традиции предков). Сейчас сами коренные жители Чукотки становятся миссионерами православной веры: недавно вышло в свет Евангелие на чукотском языке, переведенное с помощью коренной жительницы Кергинто Аллы Петровны.
– Дорогой Владыко, я 7 лет проработала на Чукотке и родные мне места – это Лаврентия, Лорино, Уэлен, Нешкан, мыс Шмидта. Поэтому не могу не спросить – есть ли православные общины в этих поселках, кто их окормляет? Что удалось сделать за почти семь лет, сколько приходов сейчас на Чукотке, сколько храмов построено?
– На Чукотке сейчас насчитывается 17 православных общин, но не все они имеют храмовые помещения. Настоящих храмовых зданий на Чукотке всего четыре: собор, два храма и храм – часовня, построенные уже после основания епархии. Один храм, в пос. Эгвекинот, еще строится. Остальные 9 храмов реконструированы из старых, как правило, списанных административных зданий. Четыре общины, не имея храмов, собираются на квартирах. Мыс Шмидта я сам окормляю из-за отсутствия там священника. В с. Лаврентия служит батюшка, который посещает и общины названных вами сел. У нас серьезная проблема с кадрами священнослужителей и некоторым священникам приходится духовно окормлять несколько приходов.
– Анадырский Собор Святой Живоначальной Троицы называют самым восточным в России и самым крупным деревянным храмом в мiре. Это действительно так? Установлены ли на Чукотке поклонные кресты и где установлен памятник святителю Николаю?
– Анадырский собор Святой Живоначальной Троицы – это форпост русского Православия. Он действительно является самым крупным храмом деревянного зодчества в мiре... На чукотской земле нами установлено несколько поклонных крестов: в столице округа Анадыре, в городах Билибино и Певеке и на одном из островов Ратманова (острове Диомида). Чугунный памятник святителю Николаю высотой 10 метров находится в Анадыре рядом с собором и воздвигнут в 2003 г. на высоком обрывистом берегу лимана. Святитель обращен ликом к востоку и воздетыми кверху руками незримо благословляет гостей и жителей столицы Чукотки.
– Велико ли засилье сект и инославных проповедников на вверенной Вам территории?
– Сектантов в нашем округе в последнее время появилось много. Это, в основном, неопятидесятники и баптисты. Вред они наносят немалый.
Само участие людей в сектах приводит их к духовному тупику: часто из-за этого люди сводят счеты с жизнью. Как правило, зарубежные проповедники сект выполняют заказ своего правительства и ведут экономический и политический шпионаж. Конечная их цель – отторжение наших территорий в сторону запредельных государств.
– Не понаслышке знаю о многих серьезнейших проблемах, существующих на Чукотке – высокие показатели хронического алкоголизма (в том числе женского, детского), рост самоубийств... Сама не раз сталкивалась с проявлениями языческих верований у местного населения, с шаманством, видела праздники, история которых своими корнями уходит в языческое прошлое – праздник Кита, праздник молодого оленя, проводы зимы и т.д. Как в таких условиях удается нести Слово Истины? По-моему, это настоящее подвижничество всех тех, кто служит и миссионерствует сегодня на Чукотке...
– Проблема алкоголизма и наркомании у нас очень серьезная. Спивается молодежь, среди пожилых людей много хронических алкоголиков. Причин тому много, но одна из главных – отсутствие работы и уверенности в завтрашнем дне.
Традиционные ремесла коренных народностей Севера пришли в упадок, закрываются села; люди вынуждены перебираться поближе к столице Чукотки, но и там их никто не ждет. Рабочие места заняты приезжими наемными рабочими из Турции, Америки, Югославии, Украины, Белоруссии, Сибири и других мест.
Шаманов, как таковых, на Чукотке уже нет, но языческие верования предков сильны: идут на охоту – кормят духа охоты, собираются на рыбалку – задабривают духа рыбалки и т.д. Вся бытовая жизнь местного населения проникнута язычеством, хотя многие принимают крещение... Недавно в пос. Сиреники произошел интересный случай: игумен Илия покрестил коренной национальности человека, который имел поврежденную руку. После крещения пальцы руки обрели способность двигаться и человек почувствовал себя здоровым. Зовут этого человека Рахтин Владимiр Иванович. Вот как об этом рассказывает он сам: «В декабре 2004 года я получил травму правого плеча. И с тех пор рука плохо работала, а пальцы руки вообще не сгибались. Меня лечили в больнице. Я состоял на учете у врача невропатолога. Она собиралась собрать документы, чтобы поставить меня на инвалидность. 19 марта 2007 года я получил православное крещение. Когда о. Илия крестил в воде меня, пальцы руки стали сжиматься и разжиматься. Я сначала не поверил и растерялся от неожиданности. И мне стало так хорошо и радостно. Я показал всем, что сотворил со мной Господь. И я благодарю Господа за мое исцеление и прощение грехов».
– Владыко, если можно, расскажите, пожалуйста, о каком-то наиболее запомнившемся Вам духовном событии последних лет на Чукотке...
– У нас на Чукотке почти ежедневно происходят важные духовные события. Это – Божественная Литургия, которую мы на Севере совершаем первыми. Мы первыми возносим свои молитвы к Богу, прося мира, благоденствия и процветания Руси. Осознание важности православного служения на этой далекой земле придает силы, вселяет чувство особой ответственности за все, что мы здесь делаем, и Господь не оставляет нас. Запомнился такой случай: мы совершали Литургию в пос. Угольные Копи зимой в неотапливаемом храме. На улице – мороз под тридцать градусов, в храме – чуть меньше. В алтаре я влил для Причастия в потир вино и горячую воду, остатки теплоты в ковшике поставил на жертвенник, а сам пошел проводить исповедь. Исповедь была недолгой, но, возвратившись, я увидел в ковшике лед. В потире же Тело и Кровь Христовы остались незамерзшими.
Из интервью Аллы Зуевой с епископом Диомидом для всеукраинского православного издания "Спасите наши души!" и газеты "Мир" http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1598
Мне понравилась ваша информация т.к. в ней много важной информации