15.09.2017       42

Иудаизм и христианство


Aдин ШтейнзальцДанная статья написана самым главным на сегодня научным авторитетом среди русскоязычных раввинов - руководителем Института изучения иудаизма в Москве А. Штейнзальцем. Помимо общего типичного презрительно-кощунствующего отношения к Христу и Божией Матери, в данной статье обращает на себя внимание отношение раввина к евреям, принимающим христианство, как к самым страшным преступникам "хуже служивших Гитлеру". Это место ниже выделено нами жирным шрифтом. Напомним также, что Институт Штейнзальца создан при поддержке московской и российской властей и что этот идеолог жидовского экстремизма в 2005 г. получил от правительства Москвы награду "За большой вклад в дело установления сотрудничества наций и народностей". - Ред. "РИ".

Взаимоотношения этих двух религий с самого начала складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно скорее кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем совершить краткий экскурс в историю. Христианская традиция указывает на колыбель Христа как на источник христианской религии. Но с точки зрения исторической науки все обстоит не так просто. Прежде всего, историческая достоверность основных моментов биографии Христа вызывает сомнения. Хотя весь мир пользуется христианским летоисчислением, согласно которому мы живем сейчас в 1996 году от рождества Христова, факты противоречат этому. На основании самих же евангельских повествований приходится сделать вывод, что младенец родился за четыре года до новой эры. Так считает и большинство ученых. Однако если мы обратимся к Талмуду, то окажется, что время жизни Христа приходится на середину II на. до н.э. Это заставляет еще больше усомниться в исторической достоверности образа, запечатленного в евангелиях. Кроме того, сравнительный анализ еврейских и христианских источников того периода выявляет целый ряд существенных расхождений. Правда, у Иосифа Флавия мы находим рассказ о рождении Христа, но современные исследователи признают его позднейшей вставкой, сделанной в восьмом или девятом веке.

Мы нигде не найдем прямых свидетельств исторической точности евангелий, да и косвенных подтверждений тому немного. Более того, синоптические евангелия расходятся в освещении одних и тех же событий, и это увеличивает сомнения в их достоверности. Еврейское имя Христа Иешу, отнюдь не было редким в то время. Это сокращение библейского имени Иегошуа, этимология которого связана с корнем йуд, шин, айн йеша "спасение". Согласно евангелиям, Иешу родился в Бейт Лехеме, вблизи Иерусалима, и его появление на свет сопровождалось чудесными предзнаменованиями. Имя его матери известно, что же касается отца - христианская версия на сей счет не нуждается в комментариях. Однако я не побоюсь утверждать, что при рождении ребенка всегда ясно, кто его мать, хотя не исключены сомнения в отношении отца. В данном случае, вероятно, имелись особые основания для подобных сомнений. Младенец рос и воспитывался в семье; у него был младший брат по имени Яаков. Из евангельских рассказов складывается впечатление, что Иешу учился у мудрецов Израиля. Сам он никогда не достиг положения раби, не удостоился стать мудрецом, однако принадлежал к кругу образованных учеников. В то время еврейское общество было расколото глубокими внутренними противоречиями. Мудрецов, принадлежавших к лагерю книжников, софрим, евангелия именуют "фарисеями" (производное от перушим, "отделенные", сторонящиеся нечистоты). Кроме перушим в то время, как и теперь, жило множество амей а-арец - простых людей, мало сведущих в законе. Однако в отличие от наших дней, амей а-арец древности были очень богобоязненны и тщательно соблюдали заповеди Торы. Так что различия между ними и перушим не касались мировоззрения и определялись в основном уровнем знаний. Семья Иешу не отличалась ученостью, но сам он принадлежал к числу перушим и, согласно евангельским свидетельствам, вел себя в соответствии с их обычаями. В то время свидетельством глубокой богобоязненности у перушим служило постоянное ношение тфилин. И действительно, ранняя христианская иконография вплоть до 4 в.н.э. изображает Христа в головных филактериях. Характер Иешу, ученика мудрецов, отличался эксцентричностью. Его слова и поступки многие расценивали как вызывающие. Перушим, современники Иешу, не были в восторге от того, что он говорил и делал, однако они не отрицали его принадлежности к своему лагерю. Из уст в уста передавались рассказы об эксцентричных выходках Иешу, множились слухи о его целительских способностях - сегодня обладателя подобных способностей назвали бы экстрасенсом. Согласно Талмуду (это свидетельство находит своеобразное подтверждение и в еванглиях) Иешу питал слабость к женскому полу. Действительно ли Иисус Назаретянин, Иешу а-Ноцри, провозгласил себя мессией? Это остается до конца не ясным, но по всей видимости Иешу действительно верил, что он мессия, и эту уверенность разделяла группа его восторженных приверженцев. Последователи Иешу были людьми неискушенными в законе, а потому легковерными и падкими на чудеса. Ведь с точки зрения иудаизма Мессия не обязан обладать сверхъестественными способностями. Он должен происходить из царской династии Давида и принести еврейскому народу освобождение от чужеземного ига. Вовсе не дело мессии заботиться о спасении душ своей паствы. Само слово "мессия" означает на иврите "помазанник", тот, кто помазан оливковым маслом, елеем, на царство. Помазание елеем означало возведение в высший сан первосвященника или царя. В ту эпоху слова "царь мессия" означали просто-напросто "царь из рода Давида" в противоположность царствовавшей династии Ирода. Ирод был ставленником Рима и открыто служил интересам поработителей. Он отличался жестокостью, проливал реки крови, и народ мечтал о царепомазаннике из рода Давида, который избавил бы его от кровожадного тирана. Имя "Христос" является дословным переводом еврейского слова машиах "мессия", "помазанник" на древнегреческий язык. В первые десятилетия первого века н.э. Иудея пользовалась внутренней автономией, однако реальная власть оставалась в руках римлян. С их точки зрения всякий, кто провозглашал себя "царем мессией", тем самым открыто заявлял о своих притязаниях на престол, то есть призывал к бунту против римской власти, присвоившей всем право назначать правителей Иудеи. В глазах этой власти "царь мессия" был в первую очередь опасным самозванцем, незаконным претендентом на престол. Именно так римский наместник воспринимал Иешу. Следуя его логике, надлежало безотлагательно схватить самозванного "царя иудейского", пока число его приверженцев оставалось относительно немногочисленным, предать его суду и покарать как мятежника. Во время допроса Христа Понтием Пилатом, как это явствует из евангелий, прокуратора Иудеи интересовал прежде всего юридический аспект: признает ли обвиняемый себя виновным? Иешу, возможно, действительно был наивен, но безумцем его не назовешь. Он всеми силами стремился избежать признания вины, ибо понимал, чем это для него чревато. Однако свидетельства против него оказались неопровержимыми, и смертного приговора злосчастному "мятежнику" избежать не удалось...

Эта история, подобная множеству других, не первая и не последняя в летописи страданий и жертв еврейского народа, с годами приобрела особенное значение. Христианская теология переосмыслила ее, наполнив каждую деталь глубоким символическим значением. Пока римский судья вершил над Иешу свое жестокое правосудие, в еврейской среде разгорелся спор о том, какого отношения заслуживает "царь мессия" со стороны единоверцев. Из евангелий нельзя однозначно заключить, кто судил Иешу римляне или евреи. Попробуем принять утверждение, что Иешу действительно предстал перед раввинским судом, бейтдином. Какие же обвинения могли быть ему предъявлены? Странный молодой человек, говорящий невразумительные глупости... Таким могли увидеть Иешу еврейские судьи. Единственная неприятность была связана с зависимым положением страны. Иешу, как колючка, торчал в глазах римских властей. Римляне хотят схватить его, расправиться с опасным чудаком и мечтателем? Ну что ж... На стороне захватчиков сила. Есть, однако, все основания для уверенности в том, что к смертной казни Иешу приговорил именно римский суд. Ведь распятие - специфически римская форма смертной казни. Еврейскому судопроизводству она неведома. Даже за самое страшное преступление еврейский суд не мог приговорить виновного к медленной смерти на кресте. Римляне распинали не только еврейских бунтовщиков. Распятие на кресте можно уподобить публичному повешению в наши дни. Таким позорным способом казнили рабов и людей низших сословий; аристократов же приговаривали к более "почетным" видам казни. Неудивительно поэтому, что на протяжении первых веков христианства крест вовсе не служил символом новой религии. Напротив, ранние христиане стыдились его. Символом церкви на заре ее существования было изображение рыбы. Слово "ихсиос" - "рыба" является аббревиатурой слов "Иезус Христос..." и т.д. Римский мир в первом веке н.э. переживал острейший духовный кризис. Официальной религией оставалось язычество. Пантеону богов во главе с Юпитером воздавались подобающие почести; однако в этих богов уже мало кто верил. В Рим со всех сторон, и особенно с востока, проникали всевозможные мистические культы. Усилилось египетское влияние: вошел в моду культ Изиды, свидетельство чему можно найти в "Золотом осле" Апулея. Приобрел популярность таинственный культ иранского бога Митры. Несомненное влияние на римлян оказал и иудаизм. Грекоримская культура первого века н.э. отличалась синкретизмом. В мировоззрении ее носителей легко уживались разнородные и часто противоречивые идеи. Иудаизм привлекал многих, но не как свод законов и заповедей, которому надо следовать, а как пища для размышлений, как интересная "доктрина", достойная более близкого знакомства. Помимо евреев, верных закону, иудаизма как мировоззрения в той или иной мере придерживались десятки тысяч язычников. Немало было и неевреев, подошедших к еврейской религии еще ближе так называемых "богобоязненных". Эти люди не могли перешагнуть грань, отделяющую их от иудаизма из страха перед римским законом, который под угрозой смертной казни запрещал кастрацию (под это определение подводили и обрезание, которое разрешалось совершать только евреям). В среде "богобоязненных" были люди очень близкие к иудаизму, и были другие, отчасти тяготевшие к язычеству. Окружающие воспринимали первых христиан как иудейскую секту. И действительно, на протяжении первых ста двадцати лет своего существования христианская религия постепенно отпочковывалась от иудаизма, и ее носителей все еще можно было, с некоторыми оговорками, называть евреями. Ранние христиане придерживались еврейских законов, и, хотя они верили, что Иешу был мессией, и ожидали его воскресения, этого было недостаточно, чтобы порвать с еврейством. Учение Иешу отличалось непоследовательностью, однако он не утверждал, что можно быть евреем, не соблюдая заповедей. Ранние христиане не делали ничего, что можно было бы счесть грубым нарушением закона. Можно сказать, что если бы Иешу воскрес, он скорее отправился бы в синагогу, чем в церковь, которую принял бы за языческий храм. Христианство не получило широкого распространения в еврейской среде, однако оказалось весьма привлекательным. Число новообращенных язычников росло, и среди христиан разгорелась полемика: обязаны ли неофиты исполнять заповеди, возложенные на евреев законом Моисея? Мнения разделились. Община иерусалимских христиан, сложившаяся вокруг одного из братьев Иешу, придерживалась той точки зрения, что христианин должен быть в первую очередь евреем, и потому соблюдение заповедей для него обязательно. Однако другие общины склонялись к мнению, что заповеди возложены законом лишь на христиан евреев, тогда как христиане неевреи от них свободны. Иудаизм боролся с новым учением. Мудрецы дополнили главную молитву еврейской литургии "Восемнадцать благословений" проклятием, осуждающим "вероотступников и доносителей", которых надлежало исторгнуть из еврейской среды. И тогда на исторической арене появился человек, которого многие исследователи считают подлинным отцом христианства - апостол Павел. Именно ему и его последователям обязана своим происхождением христианская теология. В основу этой теологии легла проекция иудаизма на языческое сознание .Иными словами, тот способ, каким язычники прочитывали и понимали еврейские священные тексты, привел к появлению собственнохристианского вероучения и к его обособлению от иудаизма.

Еврей мог сказать, что он "сын Божий" на основании Торы. Например, в книге Шмот написано "Сынпервенец мой Израиль", а в книге пророка Гошеа . "Наречетесь сынами Бога живого". Эти слова истолковывают как выражение отеческой любви Всевышнего к сынам Израиля и их сыновней близости к Нему. Ни одному еврею никогда не приходило в голову понимать их в буквальном, "генеалогическом" или "генетическом" смысле. Но тогда эти слова достигали ушей язычника, немедленно вставал вопрос: кто был отец известно, а кем была мать? При каких обстоятельствах она забеременела? Человека, воспитанного на греческой культуре, не удивишь любовными связями между простыми смертными и обитателями Олимпа. Он как должное принимал и то, что от романтических приключений божеств рождались дети, наделенные удивительными талантами. Сам вседержитель Зевс не раз являлся смертным женщинам, то обернувшись золотым дождем, то в облике прекрасного лебедя или могучего быка. От подобных связей рождались и герои, и чудовища, наподобие Минотавра. Сохранившиеся рисунки свидетельствуют, что греков весьма интересовали подробности подобных "смешанных браков". Так появилось на свет "святое семейство" отец, мать и младенец. Аналогичным путем возникла и христианская троица. Языческое сознание, усваивая еврейские тесты, перетолковывало их на свой лад. В случае проекции геометрических тел под другим углом, сохраняется корреляция между источником и отображением, однако форма источника искажается до неузнаваемости. Так произошло и с христианством. Питательной средой, на которой взошла новая религия, послужили многочисленные группы "богобоязненных", о которых говорилось выше. Восприятие еврейских источников накладывалось у них на греческую культуру. На фоне кризиса, переживаемого языческим сознанием, идеям монотеизма, обернутым в привычную мифологическую оболочку, был обеспечен успех. Иллюстрацией подобного успеха служит рассказ Иосифа Флавия о жене императора Нерона. Кесарь, как известно, не отличался праведностью. Подруга его также не блистала супружеской верностью. Тем не менее, летописец величает августейшую любительницу приключений "Поппея Альбина" - "праведница". Иосиф Флавий был лично знаком с императрицей, которая испытывала симпатию к иудаизму. Этот интерес и был ей поставлен летописцем в заслугу. Христианство убрало с пути неевреев, желавших приобщиться к вере Моисея, такое важное "препятствие", как необходимость соблюдать заповеди, в том числе заповедь обрезания. С апостола Павла началось развитие христианской теологии. Синкретическая в своей основе, эта теология питалась как из еврейских источников, так и из мифологических представлений, сохранившихся в сознании народов восточного средиземноморья. Культурная атмосфера крупнейших эллинистических городов той эпохи Александрии, Антиохии, Ашкелона весьма содействовала распространению нового вероучения. Догматы христианства с самого начала служили предметом ожесточенных споров, которые подчас сопровождались кровопролитными столкновениями. Особенно жаркие споры велись о природе "единосущной троицы". Возникло несколько христианских церквей. "Священным языком" несторианской церкви, чье влияние распространялось на весь восток, стал арамейский. Пережив междоусобицы и гонения, эта церковь и поныне сохранила немногочисленных сторонников. Несториане не едят свинину и не звонят в колокола. Пожалуй, они сохранили христианство в его наиболее первозданном виде. Пока на востоке утверждалась несторианская церковь, на западе, в Европе, ключевые позиции заняло арианство. Ариане отрицали единосущие троицы, тем самым приближаясь к политеизму. Коптская, эфиопская и армянская церкви образовали монофизитскую ветвь христианства, существующую и поныне. Но наиболее известен в истории христианства раскол католической и греко-православной церквей. Причины его легко понять человеку, воспитанному в еврейской традиции. Различные версии "тринадцати основ веры" Рамбама отличаются друг от друга гораздо больше, чем католический и православный символы веры. Однако в иудаизме на подобные расхождения попросту никто не обращает внимания, не говоря уже о том, чтобы вести из-за них войну. Не раз предпринимались попытки прийти к объединению церквей, однако в результате этих попыток раскол лишь углублялся и появлялись новые церкви. Тут можно вспомнить униатов, маронитов, греко-католиков, коптов, коптов-католиков. Причины раскола не всегда крылись в богословских расхождениях. Например, англиканскую церковь создал король Генрих Восьмой, пожелавший развестись со своей супругой. По этой причине он порвал с католицизмом. Король потребовал от евреев, чтобы они обосновали монаршее право на развод с помощью своего вероучения; и действительно, существует такая книга, написанная одним итальянским раввином. В 16 в. возник протестантизм, на первый взгляд, оппозиционный папству и католицизму. Однако не все протестанты лютеране. Некоторые из них верят в то же, во что и католики. Внутри протестантизма также существуют различные течения .

Например, баптисты и унитарии. Последние отрицают идею троичности Бога. Среди унитариев особенно интересны адвентисты седьмого дня, напоминающие русских субботников. Мой канадский знакомый как-то нанял слугу-японца, рассчитывая, что тот будет исполнять обязанности шабесгоя. Однако на первую же субботу выяснилось, что слуга соблюдает святость седьмого дня не менее тщательно, чем хозяин. Японец оказался адвентистом. Совершив краткий экскурс на историю возникновения христианства, попробуем теперь разобраться в различиях между ним и иудаизмом. Эта тема особенно важна здесь, в России. Ибо теперь уже ясно, что многолетняя атеистическая пропаганда не добилась ни малейшего успеха в искоренении религиозных верований. В чем она действительно преуспела так это в насаждении религиозного невежества. И больше других от этого пострадал иудаизм и евреи. Еврейское вероучение различает ряд ступеней приближения к святости. Есть люди, которых мы называем цадиками и хасидами - это праведники. Есть другие - грешники, преступники и злодеи. Однако все они евреи. Но существует преступление, которому нет равных - совершивших его называют "мешумадим", "уничтоженные". Это те, кто изменил вере отцов. Гораздо лучше быть законченным негодяем, последним подлецом, чем креститься. Я говорю не о психологии вероотступника, а о его социальном статусе в еврейской среде. Вероотступник стоит на самой нижней ступеньке, он предатель. Не просто дезертир, а настоящий перебежчик, переметнувшийся в лагерь злейших врагов своего народа. Мне неизвестно, что ныне думают в России об армии генерала Власова. Но сражаться в рядах власовцев означало служить Гитлеру. Еврей, принимающий крещение, совершает еще более страшное преступление, ибо его измена усугубляется полутора тысячелетиями гонений. Полторы тысячи лет христиане унижали и преследовали еврейский народ! Приведу только один пример: в тринадцатом и четырнадцатом столетиях на юге Франции, на городах Монпелье, Каркассон, и других, существовал обычай: накануне христианской Пасхи главу еврейской общины приводили на городскую площадь, и епископ публично давал ему пощечину. Факты такого рода выходят за рамки теологических различий. Пощечина, данная христианской церковью еврейскому народу, до сих пор горит на его щеке. Христианские богословы обсуждают теологический вопрос: пришла или не пришла пора простить евреям распятие Христа. Ведь в основе христианской религии, по крайней мере в теории, лежит милосердие. Но для нас, евреев, примирение с христианством не схоластический богословский вопрос. Это обнаженная рана, это человеческая боль. Мы хотим знать, чем христиане готовы загладить свою вину перед нами. Ведь если от теории обратиться к фактам, это нам, а не им, есть за что прощать. И не так уж легко нам сделать это после долгих веков издевательств, наветов и гонений. Но попробуем отрешиться от эмоций и рассмотреть вопрос с теологической точки зрения. О чем мы спорим с христианством, в чем с ним несогласны? Центральным пунктом наших расхождений является догмат о троице. В тот момент, тогда христиане упоминают троицу, мы не можем продолжать разговор. Ведь даже если мы позволим убедить себя тонким богословским рассуждениям о том, что при определенных обстоятельствах христианин, верующий в троицу, не является политеистом, то уж еврей, верующий в триединство Бога, несомненно таковым является. Причина подобного различия в том, что иудаизм не требует от нееврея той четкости понятий, той чистоты монотеизма, которая обязательна для еврея. Чему это можно уподобить? Бывает, зрелый, умудренный опытом человек не принимает того, во что верит ребенок. Однако он не видит ничего страшного на том, что ребенок верит в это. Мы, евреи, занимаемся теологическими вопросами и трактуем единство Бога уже три с половиной тысячелетия, в то время как русский народ впервые прослышал о подобных материях лишь семь с половиной столетий назад. Мы вправе воспринимать христианские рассуждения о троице с позиций старшего, ведь наш "стаж" в пять раз больше. Но по той же самой причине мы не вправе требовать от христиан того, чего требуем от себя точно также, как не требуем от ребенка различать тонкости отвлеченных понятий. Поэтому то, что не является идолопоклонством для христиан, остается идолопоклонством для евреев. Когда речь идет о единстве Бога, мы требуем от себя предельной чистоты и четкости понятий и малейшую неясность истолковываем как "чуждое служение", запретное для еврея. Теологические различия между христианством и иудаизмом затрагивают еще целый ряд вопросов, как, например, понятия греха и милосердия. Иудаизм отрицает первородный грех. Мы не принимаем того утверждения, что человек рождается грешником. Это, разумеется, не означает, что младенец является в мир совершенным. Разумеется, существуют прирожденные склонности как к добру, так и ко злу, и человек наделен теми и другими. Однако это не значит, что он грешен от рождения. Ребенок рождается невинным точно также, как рождается, не умея говорить, ходить, не имея знаний. Но ведь никому не придет в голову усмотреть на этом порок! Даже самые дурные наклонности еще не грех, как не являются грехом врожденные физические недостатки.

Я почти убежден, что дуалистическая концепция первородного греха косвенно заимствована апостолом Павлом из манихейства. Манихеи рассматривают материальное начало в человеке - плотскую, чувственную сторону человеческого естества - как источник абсолютного зла, как нечто нечистое, порочное по самой своей природе. Прямой противоположностью плоти является душа. Она изначально наделена чистотой, святостью, и по природе праведна. Поэтому человеческая жизнь в отображении манихейской религии предстает непрестанной борьбой - поединком добра и зла, души и тела. Дуалистическое мировоззрение сказывается на всей системе ценностей и влияет на повседневную жизнь. Например, у христиан тот, кто воздерживается от супружества, считается стоящим ближе к святости. Хотя, в отличие от католиков, православная церковь разрешает священникам жениться, епископом и другим высшим иерархом может стать только тот, кто принял монашеский постриг. У евреев же, напротив, семья и семейная жизнь, супружеские отношения и воспитание детей, занимают центральное место в жизни, способствуют духовному росту и становлению личности. Грешит тот, кто уклоняется от брака. Ни одно из проявлений телесной жизни человека не считается грехом - ни еда и питье, ни чувственное влечение к противоположному полу. Ибо по своей природе тело не является "сосудом греха". Зло не заложено в нем изначально. Ясно, что подобная концепция находится в противоречии с христианством, которое боится плоти, видит в чувственном начале врага человеческой души. Не случайно некоторые из ранних отцов церкви, причем не только монахи, оскопляли себя, чтобы побороть плотские соблазны. Евнухом был, например, величайший христианский богослов Ориген, и многие другие. Группы добровольных скопцов существовали среди богомилов в Болгарии и Франции, и среди русских сектантов в совсем еще недавнем прошлом. Из разного отношения к материальной стороне жизни следует не только различное отношение к греху. Отличаются друг от друга также представления иудеев и христиан о конечном спасении. Христиане полагают, что залогом спасения души является принадлежность к "истинной церкви", ибо душа для своего спасения нуждается в христианском искуплении. Поэтому праведники-нехристиане не удостоятся избавления, тогда как грешные христиане спасутся. Напротив, иудаизм полагает, что человек судится не по вере, а по поступкам. Пока он не совершил преступления не только в уголовном, но и в моральном смысле слова - он невиновен. Поэтому заслужить спасение может человек любого вероисповедания, на том числе христианин или мусульманин.

+ + +

Взаимоотношения иудаизма и христианства насчитывают свыше полутора тысячелетий. У обеих религий действительно много общего. Но внешнее сходство, как мы теперь видим, скрывает глубокие внутренние противоречия. Мир иудаизма и христианства - совершенно разные миры. В прошлом евреи хорошо понимали, к каким интеллектуальным и духовным последствиям приведет их отказ от своей веры. И потому наши предки противились принятию христианства даже под страхом смерти. Очевидно, они не придавали ценности жизни, из которой вместе с еврейством исчезал смысл.

Статья заимствована с сайта раввина А. Штейнзальца (в этом документе стр. 11-16):
http://shtejnzalc-a.megalib.ru/megadata/shtein/11.html

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/36001

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 42 комментария
  1. olga:

    хорошо, что статья появилась здесь. Надо бы дать богословский ответ православного батюшки.

  2. Русскiй Человекъ:

    В одной из последних фраз сего жида содержалось горестное восклицание типа "таки г'аньше евг'еи понимали" - видать сейчас уже не понимают. Смешно, когда ....ки от помеси идумеев, финикийцев, негров и хазар выдают себя за избранный народ, да ещё и пытаются писать по-русски, для чего их убогого интеллекта явно не хватает. Штейнзальц, смени фамилию! Хватит позорить немцев!

  3. М.В. Назаров:

    Многоуважаемые читатели! Какой-то мелкий пакостник сумел внедриться в текст этой статьи на нашем сайте и заменить в ней многие слова: народ на "потоп", человек на "робот". говорил на "постанывал, предлог "в" на предлог "на" и др.
    На Кольцо патр. ресурсов это текст был выставлен без проверки, обнаруженные искажения, сверив с оригиналом, я устранил лишь в 23-30 по моск. времени 8 мая.
    Приносим наши извинения.

  4. ванек:

    Уважаемый михаил викторович!
    Увы, тот, кого вы называете "мелким пакостником" скорее всего есть весьма неплохой программист-специалист по unix-системам, раз он так легко смог получить доступ к серверу вашего хостера (прости Господи, по-русски сказать не получается:))
    Впрочем, если жиды не скупятся на подкуп высококлассных прграммистов-взломщиков, то сайт ваш, видать, как кость им в горле.
    Защита сервера от несанкционированного доступа - сложнейшая задача. Отнеситесь в этой опасности в высшей степени серьезно.

  5. Юрий ДВ:

    Поддерживаю olga. Единственно, что хотелось бы возразить Адину Штейнзальцу, - в Православной стране живи по Православным законам, а не навязывай свои. Интересно, есть в Израиле подобный Православный институт?

  6. Серж:

    Ну надо ж такую хрень написать,полное не понимание вопроса и не знание истории ни иудаизма,ни христианства вообще.Что с него спросить,с безграмотного.

  7. Simon:

    А ведь местами правильно написано. Вы зашорились своими православными догмами и ничего вокруг не видите.

  8. Anastasia:

    Я думаю,что подобных "исторически" мыслящих пруд пруди,важно только какое значение этому бреду придадут читающие его люди.

  9. Александр:

    Не понимаю, что такого оскорбительного для христианина написано во фрагментах, выделенных жирным шрифтом.

    По какому праву автор статьи назван "идеологом жидовского экстремизма" и что вы под этим подразумеваете?

    Перед тем как обливать грязью человека, стоящего в культурном плане намного выше вас, и писать жалкие отзывы, сначала прочитайте что-нибудь кроме четырех Евангелий, а то благодаря таким как вы стыдно становится за всех христиан (я обращаюсь к авторам сайта и читателям).

  10. русский космонафт:

    да... послушаеш обе стороны... и понимаеш насколько правы буддисты ... суета все это и утверждение собственной суперправильности ...

  11. Серж:

    и што же в этой статье такого оскорбительного?

  12. Серж:

    и што вы христиане хотели? шоб мы евреи после долгих лет преследований к вам хорошо относились?

  13. Елена:

    Я не согласна с теми, кто говорит о не знании автором истории... Он говорит с позиции своих учений, к этому надо относиться лояльно. Вы ведь тоже оспариваете его точку зрения с позиции ваших знаний... А вообще, мне понравилась статья...

  14. Елена:

    Кстати, я мусульманка, но мне нравится изучать другие религии... По-моему, именно бесстрастное отношение к теме позволяет наиболее объективно оценить текст...

  15. Александр арк:

    Да-,чего тут только не увидишь, и мусульманку простите ?Елену, которой интересно изучать другие религии, но похоже ни в какой ни сном ни духом, и гусского таки буддиста-козлонавта,- и модегниста Христианства Simonа, или жертву лохокоста Сегжа. Ба-а всё лица знакомые. И объединяет вас всех одно патологическая ненависть ко Христу, а точнее ко всем гоям. Это о вас сказано,"отец ваш диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего....". Но мы вас знаем,-это вы людоеды-человеконеавистники. Это вы убийцы и душегубы. Сначала грабите и убиваете, а потом во всех преступлениях обвиняете техже, коих и грабили и убивали, и которые имели неосторожность прютить вас. Это на деньги вашего кагала были совершены ужаснейшие революц.перевороты, а затем уничтожены лучшие люди той страны, где это происходило. Это на деньги вашего кагала были развязаны страшнейшие войны с многомилионными жертвами. И такой прекрасный Gescheft,как холокост, точнее лохокост, приносящий вашему кагалу гигантскую прибыль. Вы скулите о гонениях находясь по пояс в крови тех жертв, которых сами же и умертвили. Вот уж две с лишним тыс. лет, вы гоните Христа в лице его последователей, при том постоянно обвиняте нас же христиан во всех мерзостях творимых вами. Дополняйте же грехи отцов ваших. Не хочется больше метать бисера перед вами... .
    Хотелось бы спросить, где же совесть-то ваша? Но такой орган в вашем организме попросту отсутствует.
    Но кто убежит Суда Божия? Прости их Господи не ведают бо, что творят.

  16. Alex:

    Господа.Это точка зрения.Она должна восприниматься адекватно,и не вызывать злобствования.Евреи видят мир таким образом,последователи Ислама иначе.О величии Будды спорить нет смысла.Если евреям для сохранения своей самобытности подходит эта идея,я за них рад.Многие народы не сумели (не захотели)
    сберечь свои корни.Примеров тому не счесть.

  17. Александр арк-Alex у:

    Дорогой мой хочется вас поблагодорить хоть за одно, что вы не стали публично заниматься онанизмом кажется по медицински это сейчас именуется мастурбацией.
    Евреи видят мир иначе, да-а-а это ,что-ж такое нужно нюхнуть или впрыснуть, чтобы стать таким,как вы. Упаси Боже.

  18. Андрей:

    Заслужить спасение может человек любого вероисповедания,в том числе христианин или мусульманин - вот основная мысль этой статьи. "Идеолог жидовского экстремизма" здесь уводит людей от ненависти, а не взывает к ней как ред."РИ".

  19. lexeyA:

    "Напротив, иудаизм полагает, что человек судится не по вере, а по поступкам. Пока он не совершил преступления не только в уголовном, но и в моральном смысле слова - он невиновен."

    Поступки...поступки это понятие относительное.Для одного человека ,совершаемый другим человеком поступок может считаться полезным ,даже преступление,против закона,против личности,убийство....ведь оба связаны верой)).О поступках также можно судить с позиции религии.Она может выступать мерилом добра и зла.Вопрос в том ,истинна ли она??

    Моральные и интеллектуальные особенности,cовокупность которых выражает душу народа,представляют собой синтез всего его прошлого,наследство всех его предков и побудительные причины его поведения...

  20. Христианка:

    К сведению некоторых, Христос почему-то не родился в России и не был православным, а был евреем, исповедовал Библейский иудаизм, исполнял Закон. И Бог избрал евреев среди многих народов. Так говорит и Новый Завет. А вырывать из контекста Библии удобные для оправдания вашего антисемитизма высказывания - глупо. Эх вы, православные. Мне верующей в Христа стыдно, что есть подобные вам.

  21. Христианке:

    Эй, там, чего сказать-то хотела? С таким отношением к иудаизму подобные «православные» и предают свою веру в угоду в т. ч. толерантности. Что ж тебе важнее в Христе — его учение или происхождение?

  22. Vbif:

    Вызывают большие сомнения вопросы о происхождении, национальности и вероисповедовании Иисуса. Не смейтесь те, кому всё ясно и понятно. Библия, хотя и святая книга, не служит историческим непререкаемым авторитетом. А практику объявлять любую значимую личность своим сородичем евреи применяют постоянно. Христос появляется на сцене уже не в молодом возрасте. Где он был до этого времени? Куда уходил? Или откуда пришёл? То есть еврейским происхождением, а уж тем более исповеданием здесь не пахнет. Имею я право читать Библию своими глазами&

  23. МВН:

    Вбифу (приношу Вам соболезнование за такое имя). Почему Вы так уверены, что "имеете право" по своему толковать Священное Писание? Вы имете свободу следовать Богу или противиться Ему, присваивая себе подобные "права". О "национальности" Сына Божия см.: https://rusidea.org/25010701
    "Христианке". Ваши поучения: "...вырывать из контекста Библии удобные для оправдания вашего антисемитизма высказывания - глупо. Эх вы, православные. Мне верующей в Христа стыдно, что есть подобные вам". - Любезнейшая анонимная поучательница. Мне стыдно за то, что в числе христиан (если Вы действительно христианка) встречаются жидовствующие. Но возможно, у Вас это именно по упомянутой Вами глупости: от непонимания. Предлагаю внимательно ознакомиться с содержанием нашего сайта, а чтобы отличать ветхозаветный иудеазм от антихристианского талмудического иудаизма - особенное внимание уделить другим материалам данного раздела https://rusidea.org/36000
    Это же будет полезно и всем другим жидовствующим, которые тут отметились. Если они честны и имеют совесть. В противном случае мой совет, к сожалению, не пригодится.

  24. russkiyantisemit:

    Каждый раз, когда натыкаешься на такого вот "штейнзальца", или апологета его (хоть и из нижеометившихся), недоумеваешь: Ну ведь просто же невероятно - Учение Христово, и - правдиво, и - "душу захватывает"! Отчего не все проникаются этой великолепной Идеей, отчего так цепляются за "иное"? Отцы говорят: "Бесы борют нас тем, чем мы боремся, сами же борются молитвою"! Поэтому, ясно, что всякий неправославный будет отрицать Христа "всем сердцем", незаморачиваясь особо тем, что это (отрицание)не придает его жизни смысла. Вот и "штэйн" ихний - уперся неколебимо, и других держит знанием, которое выставляет объективным, историческим, и которое, дескать, несовместимо с Евангелием!
    "Могий вместити, да вместит"! Это - вечный Закон Вечного Бога! (Вместил "борщ" - он твой!) Вместила душа твоя Евангельскую Идею Вечной Жизни, ликуй - ты вместил Жизнь Вечную! Теперь тебя ничто более не прельстит! "Что убо, аще не вероваша нецыи, еда неверствие их Веру Божию упразднит"?
    Каждое слово Евангелия елеем изливается на страждущую смысла жизни, душу, и пожигает, корчит - бесов.
    Невидимый мысленный мир Царства Не бесного живет по законам Евангелия, и впустую человеки изощряются в трактовании неизвестного им - смысла Жизни. "Вечная жизнь", по любому человеческому сценарию, это - ад! Будь это хоть общение, хоть - одиночество! И, зная это, как не возвеселиться, что наш Бог человеколюбивый и многомилостивый, непостижимый, и неповторимый, дал нам такую радость, переполняющую души - Любовь Свою, Излитую в Евангелии...
    Жаль, конечно, души "пропащие", но и Господь не Велел сильно по ним печалиться: "Земля, ты ли упрекаешь Горшечника, и не Бог ли - Горшечник! Он из одной земли делает сосуды для благородного употребления, и сосуды для Гнева Своего! Себя блюди!" (где- то так)
    Не наше дело пасти сынов погибели, самим бы не пропасть! "Не вверил бо Господь в руки твои душ человеческих"! Есть у нас имеющие "таланты", с них спросится, а нам надо "душу свою уготовать"!
    А про Царство, Православные, как те "глухари", могут говорить и говорить, они полны Им, они Его из себя просто "изливают"! Поэтому бесы этого слышать не могут, и - бесятся... А Дает Веру, все же, только Сам Господь наш Iисус Христос, по униженной к Нему просьбе! "Сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит", а "гордым Господь противится!"
    Конечно, Господь примет и "штейнзальца", если он сменит свою собачью кличку на Христианское имя, но от моих слов "штэйн" только в монитор плюнет! А, пусть его...
    А вы, апологеты - безсеребренники, покайтесь, да изменитесь! Говорят, что "Если ты Крестился, и не изменился, то ты не стал Православным"
    А ругань оставим жыдам, пусть их...

  25. russkiyantisemit:

    Я вообще - "ха-ха-чу" попросту говоря! Вы что, любезные, "вчера родились"? Ваша дискуссия на таком уровне, что "Шариков" - отдыхает! Эти "глубокомысленные" заявления о национальности Бога, "копания" в "упраздненном" Ветхом Завете, придавание смысла бреду раввина... Я куда попал? Здесь всегда обретались такие дядьки - "выше на голову", а понабежал "детсад", и тех - не видно стало! Грустно, друзья! Времена то - Последние! Как вы, такие несмышленыши, смерть встретите?

  26. Не православная:

    Это просто и словами не передать до чего христианство людей от Бога уводит!
    От милосердия от правды от справедливости и от доброты!Под каждым кустом сотня бесов мерещится.

    Чем оскорблять евреев и ученых людей, ей Богу, взяли бы и пошли бы и закончили бы философский факультет, а потом бы чистоту научились бы поддерживать. У себя в доме и в семье и в окружающей среде.
    Тоже мне христиане, мать перемать, поубивать друг друга из-за каких-то убеждений готовы!Энергию девать некуда что-ли?
    Стыдно должно быть что нет в нас единства и взаимопомощи и взаимоподдержки! Ведь по одиночечке нас дураков в миг истребят!

  27. Анатолий:

    Все люди, как люди, один жид - в ермолке.

  28. Анатолий:

    Михал Викторович, спаси Вас Господь за все, что Вы делаете.

  29. свящ. Тимофей:

    Меня глубоко удивляет то, что все евреи которые пишут в защиту Иудаизма убежденно говорят о том, что "какбы" все евреи исповедывали и продолжают исповедовать иудаизм. Но, простите, а в Новом Завете, который мы, христиане, считаем ничуть не менее авторитетным чем Ветхий, ясно указано, что огромное число ЕВРЕЕВ - КРЕСТИЛОСЬ И УВЕРОВАЛО ВО ХРИСТА.
    Как же так?
    То есть не все евреи не приняли Христа?
    Но даже очень многие приняли и последовали за ним и даже до смерти, и даже, как например ап. Павел, никогда не видя Его при "жизни", и даже быв гонителями христиан?????

  30. ЕВРЕЙ:

    Ну на то что Штейнзалц будет самым авторитетным раввином можно поспорить. Есть раввины и по авторитетнее например Пинхас Полонский. А про господина Штейзальца можно сказать что он одиозный раввин. Похоже господин Штейнзальц забыл слова рабби Гилеля "Не делай другому того, что ненавистно тебе!".
    Из слов этих можно сделать вывод. прощать надо научиться господину Штейзальцу. Просто прощать даже когда этого сделать просто не реально.
    Теперь по поводу оступившихся или принявших христианство евреев. Идеи Христа воспитанный в еврейской традиции человек может принять. Но он никогда не примет во человечивание бога поскольку бог не может быть только в одном человеке. он во всех людях "везде и нигде". Он и не может принять разделение бога.
    И кроме того дозвольте нам детей народа нашего судить так как нам разумеется. Основываясь на еврейском судопроизводстве. Где самым главным считается "Опасность наказать НЕВИННОГО", причем если человеком выбор между "изменой" Иудаизму и Жизнью был сделан в пользу ЖИЗНИ, то такой человек не виновен. Самое главное по торе сохранение жизни. Именно поэтому крестившиеся под страхом смертной казни Евреи Испании остаются Евреями.
    "Не суди другого, пока не окажешься на его месте"

    "То, что ненавистно тебе, не делай другому, – в этом вся Тора. Остальное – комментарии. Иди и учись" Рабби Гилель, именно его мысли воспринял Иисус Христос.

  31. Русский Иван:

    Понял: лучше быть жидонацистом, чем православным христианином. Боже, услышь слова этого сиониста и воздай ему должное..

  32. curtrade:

    Сотни, тысячи христиан только в первые века христианства пострадали от лжесвидетельств евреев. Были замучены и казнены. Я уже молчу про их обычай употребления христианской крови (http://www.oprichnina.chat.ru/opr12/12_2.html). Это нелюди. И они нам впаривают про какую то там пощёчину, которой их оскорбляют.

  33. РУСС:

    Правило Святых Апостолов №85. Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхого Завета: Моисеевых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон, (то есть остатков от книги дней), две. Ездры две. Есфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков двенадцать: Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученого Сираха.
    ----------------------------------
    Для всех вас святыми да будут книги! Надо же ... Части Торы должны быть святыми? Ну тогда это уже жидо-христанство чистой воды, коль Тора христанам должна быть святой книгой ))

  34. МВН - Руссу:

    Тора - это пятикнижие Моисея. Почему оно вместе со всем ВЗ признано Церковью составной частью Св. Писания, см.: Без Ветхого Завета непонятен ни смысл истории, ни "еврейский вопрос" - https://rusidea.org/12031

  35. РУСС(Киев) - МВН :

    св. Иоанн Златоуст - Спрошу я у каждого из страдающих этим недугом: ты христианин? Для чего же следуешь обычаям иудеев? Или ты иудей? Так зачем беспокоишь Церковь? (Слова против иудеев. Слово 4-е).(2)

    Что Вы умолчали, что Евангелие сотни лет на нашей земле издавалось отдельной книгой, а не вместе с Танахом?
    Вено - Танах - это справочник по иудаизму, но не по-христианству! Давайте называть вещи своими именами

  36. Валерий:

    Светоч Исраэля.Браво!

  37. Igal:

    К чему гоям еврейское учение? Да просто в зверигном своём подсознании они знают, за кем Истина От того ещё более звереют и ожесточаются.

  38. Denis:

    При изложении израильских обычаев чувтчвуется знаток (интуинтивно, не знаю этих обычаев), но во всём остальном, начиная от истории и заканчивая теологией - уровень жёлтой прессы, не в обиду будет сказано. Создаётся впечатление (даже уверенность), что вся религиозная мысль Израиля, это история исхода и бесконечное перечисление бесконечных ритуальных правил, которые не могут быть нужны Богу, но Бог требует их, порой неосмысленного, исполнения не всегда понятно для чего и зачем. И всё!, никакой рефлексии о смысле жизни, мира, человека, истории. Где Бог в этой религии тоже понять трудно. Христианство же, это религия не правил и предписаний, а живого богообщения, разумеется у нас огромная разница, которую невозможно преодолеть. Христиане устремлены к Богу, израильтяне к Торе, христиане ищут Бога - Творца мира, израильтяне - Бога евреев.

  39. Boris:

    Ничего, даже близко к Правде у этого писаки (А. Штейнзальца) нет и не может быть, ибо он лжёт с самого начала и уводит читателей в сторону в своём пасквиле.Но он наглядно доказывает, что иудейский бог - есть дьявол. Никакого Пятикнижия Моисея иудеи, а вместе с ними и большинство евреев не почитают. Об этом написано много книг, статей. И есть даже недавно выпущенная книга раввина из Цфата "Убить гоя", в которой этот рав разрешает убивать нееврея, особенно христианина. Это - раз. Далее, Мессия никак не мог произойти от потомка царя Давида ввиду его греховности. И Мессия не мог родиться позже Давида. Об этом сам Иисус Христос говорит в Евангелиях. Далее, этот писака не может вообще верить в Бога, ибо не может поверить в зачатие девы по Слову Бога. Как же он тогда верит в то, что Бог сказал: "Да будет свет!" И стал свет! Ну, и т.д.
    Кроме того, так всё свалить с больной головы на здоровую. Имею ввиду, что не иудеи, но христиане виноваты, и должны покаяться перед евреями. Это, мол, римский управитель приговорил Иисуса Христа к смерти. Ложь!!! Если бы не синедрион и иудейская толпа приближённых, никогда бы Ирод даже следствия в отношении Иисуса Христа не проводил бы.
    Не буду более комментировать эту дрянную во всех смыслах статью сына дьявола, только скажу, что Иисус Христос действительно воскрес, и Он действительно Господь - Ему дана великая сила и власть от Господа Бога. Это говорю вам я, спасённый именно Господом Иисусом Христом, когда Он сказал, чтобы я, т.е. моя душа вернулась назад. Это было перед самыми смертными воротами, где стоял стражник, пропускавший души умерших вза ворота смерти.
    Кроме всего, даже Коран подтверждает, что Иисус Христос - Мессия. Иудаизм - служение золотому тельцу, а бедные иудеи служат прикрытием для иудейской верхушки, также, как бедные евреи, погибшие от рук немецких фашистов, служат основанием для возвышения еврейства, для изъятия благ для богатых евреев, предки которых выкупили себе свободу.

  40. blank Masha:

    Спасибо за статью! Прочитала с удовольствием..
    Но что в ней не так? Откуда столько безумного баттхёрта в комментариях? Для меня, почти ничего не знающей о христианстве, статья лишена предвзятости и ненависти. Ну разве немного эмоциональная, ну так каждый имеет право на эмоции, здешние комментаторы это каждым словом подтверждают (а некоторые демонстрируют такой разрыв с логикой, что страшновато за их психическое здоровье)
    Это надо читать каждому еврейскому ребенку, чтобы дров не наломать.. Надо сыну дать прочесть, только не на этом сайте, а то решит, что христианская вера делает людей ненавидящими всех, кто с ними не согласен.

  41. Да, Masha, и Вам спасибо за подтверждение еврейской психологии, особенно в отношении Христа, то есть подтверждение того, что раби Штейнзальц - не исключение, не нравственный урод-сатанист, а ваш учитель и выразитель вашей религиозно-национальной сущности.

  42. blank Sapientum:

    [Штензальц] "почти убежден, что дуалистическая концепция первородного греха косвенно заимствована апостолом Павлом из манихейства."
    Похоже, ребе убежден что у Павла была еврейская машина времени, которая позволила ему слетать почти на 200 лет в будущее, в Сасанидскую империю 3-го века, и заимствовать свои взгляды у основателей новой персидской религии - манихейства.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • МВН 01.12.2024 в 08:58 на Русские идеалы и К.Н. ЛеонтьевАлександр Степанович, если это возражение направлено мне, то я такого о Достоевском не писал. Наоборот. Но историсософской сущности еврейского вопроса он не
  • aлександр турик 01.12.2024 в 08:41 на Русские идеалы и К.Н. ЛеонтьевНе соглашусь, что Достоевский не понимал смысла отпадения христианской цивилизации (и Европы, и России) от Христа, как приближение к царству антихриста. Уже
  • aлександр турик 01.12.2024 в 08:02 на Начало советско-финской войныПодведём итоги. Безусловно при такой близости границы к стратегически важному Петрограду, невозможно было обеспечить его безопасность. Возможно, что нужно было отодвигать границу.
  • МВН 01.12.2024 в 04:36 на В России был осужден как нераскаянный злодей, в СССР/РФ ‒ национальный герой: Салават ЮлаевО.В. Модестову Робин Гуд - не исторический, а фольклорный персонаж, легендарный герой английских баллад, который грабил богатых и отдавал бедным. При этом
  • Александр Васильевич 30.11.2024 в 12:37 на Еще о сходстве либерализма с коммунизмомЗабавно, что уважаемый автор на полном серьёзе убеждает нас, что "комиссарские дети из дома на Набережной" и отпрыски их, вроде упоминаемого Дм.

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.