Приветственное слово М.В. Назарова основателю Всемірной Академии Самбо М.Г. Бурдикову, 28 октября 2004 года, г. Кстово Нижегородской области
Михаил Геннадьевич, поздравляю Вас с выходом книги [Волосов В.В. Диктатор. Посвящается 40-летнему юбилею борьбы самбо в городе Кстово. Арзамас, 2003] и благодарю за приглашение в Вашу удивительную школу, которую Вам удалось отстоять в трудной битве. Как Вы справедливо отметили в своем выступлении, местная война, которую ведет Всемірная Академия Самбо, является частью той войны, которая ведется міровой системой зла против России. Ведь ни для кого из присутствующих не секрет, что сегодня Россия является главным противником в войне антихристианских сил Запада за глобальный контроль над міром. Прежде всего, по той причине, что наша страна - единственная в міре, которая сохраняет потенциальную возможность восстановления альтернативной цивилизации, которая будет мешать их міровому господству. И для того, чтобы успешно в этой войне сопротивляться, и вам и нам нужно представлять себе ее огромный, глобальный масштаб. Он становится очевиден только в рамках православного учения о смысле истории как драматической войне сил добра и зла.
Вы стараетесь в этой войне готовить как бы непосредственно бойцов, которые должны сопротивляться злу силой, и Ваши педагоги в меру своих возможностей объясняют своим воспитанникам, что силу надо использовать для защиты добра, а не для несения зла, как это тоже часто бывает. Наша же задача несколько иная. Мы воюем на фронте духовном (духовенство) и идеологическом (историки, писатели, публицисты, политики, организаторы патриотического движения), раскрывая и разоблачая силы зла для распознавания их как таковых и лучшей защиты от них. И задача в том, как Вы совершенно правильно говорили об объединении усилий, чтобы соединить эти две стороны воспитательной работы и обороны. Чтобы Ваши воспитанники, которые учатся давать отпор злу силой и могут давать его, скажем, инородческой мафии, распоясавшейся в наших городах, и которые, повзрослев, смогут быть полезными в правоохранительных и силовых структурах, - чтобы они имели правильную, правую идеологию своих действий. Вот какой смысл я предлагаю вкладывать в лозунг, висящий в одном из ваших залов: "В здоровом теле - здоровый дух".
Только такая идеология поможет им четко различать наших союзников и наших врагов, поскольку враги очень часто маскируются под союзников. Только правильная идеология предотвратит недолжное использование физической силы таких специально подготовленных для борьбы людей, что теоретически возможно, неправедным правительством в своих эгоистических целях, как это было в частности в 1993 году. Ведь не сам Ельцин расстреливал тогда главный законодательный орган страны, провоцировал конфликт снайперскими выстрелами в обе противостоявшие стороны, устроил ловушку для бойни демонстрантов перед телецентром. Это делали силовые структуры, и, к сожалению, несмотря на призывы и Церкви, и патриотических политиков, тогда так и не удалось предотвратить использование Ельциным государственных силовых структур в своих личных преступных целях. Если бы у тех силовиков было четкое понимание, что происходит в стране и в міре и кто такой Ельцин, они предпочли бы не участвовать в этом, даже ценой собственной карьеры, а предпочли бы сохранить свою совесть и спасти свою душу перед Господом для жизни вечной. Придет время и многие из них позавидуют тем, кто не проливал кровь за торжество сил зла в те дни.
И вот, говоря о необходимости такого нашего сотрудничества, я бы хотел прежде всего подчеркнуть, что между применением силы и православным учением нет никакого противоречия. Это только противники Православия и малограмотные люди, которые не знакомы с нашим вероучением, могут утверждать, что Православие - “религия рабов”, поскольку все, мол, строится на тезисе – “подставь врагу другую щеку”. Это совершенно неправильное толкование ни этих слов Христа, ни самого Православия. Слова “подставь щеку”, то есть свою щеку, значит - не мсти обидчику в бытовой жизни, а постарайся изменить его. Он ведь тоже человек, созданный по образу Божию, и если тебе удастся пробудить в нем совесть, раскрыть этот образ Божий, воздействуя твоей добротой, часто она оказывается сильнее, - то такая победа будет более прочной, чем мстительное наказание, которое не изменит обидчика духовно. Но, если враг угрожает твоему ближнему, то щеку ближнего подставлять нельзя - ты должен защитить его даже ценою собственной жизни. Тем более должен защитить свою Церковь, свое Отечество, свои святыни (вспомним, что Сам Христос бичом изгонял из храма осквернявших его торговцев). Наши святые часто говорили: «Живите мирно с друзьями и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими».
Христианин – “раб Божий” в смысле смирения перед волей Божией. И именно следуя ей, он часто обязан превращаться в мужественного воина по защите и отстаиванию Божией правды. Христианин смиряется перед Богом, но не смиряется перед Его врагами и врагами Отечества. Именно на этой идеологии раньше строилась Русская Армия, христолюбивое воинство Российское, которое считало высшей честью и высшим духовным подвигом на поле боя – «положить душу свою за други своя», как это сказано в Евангелии. Именно этим православным сознанием объяснялась смелость русских воинов, смелость русского казачества, - они знали, что не надо бояться смерти, потому что смерть – это не конец жизни. Смерть в бою за правое дело открывает врата в Царствие Небесное для тех, кто сознает этот масштаб и готов пожертвовать жизнью ради защиты святынь. А трусость и дезертирство эти врата закрывают.
Кроме того, Русская Армия отличалась от всех других армий міра тем, что защищала не только земные ценности и земные интересы своего государства, часто эгоистические; русское воинство защищало истинную государственность, служащую Замыслу Божию, и власть Помазанника Божия, того “удерживающего” мір от разгула сил зла, о котором говорил апостол Павел. Тем самым миссия русской силы была всемірная - и сознание этой ответственности тоже придавало силы.
И вот мне кажется, что дополнение физического воспитания в таких школах, как Ваша, идеологическим православным воспитанием могло бы создать тех действительно сильных воинов, которые были бы сильны не только физической силою, но и Божией помощью. Это главное условие победы, и это всегда было в истории Русской Армии, когда она действовала в соответствии с Божиим замыслом. Например, в 1240 году малая дружина русских воинов одержала победу над огромным войском шведов, воодушевленная словами Александра Невского: “Не в силе Бог, а в правде!”. Все удивлялись этой победе, а русские воины видели, как им помогали святые Борис и Глеб, явившись в небе. Другой пример: в 1395 году Тамерлан с огромным войском подошел к Москве, чтобы взять ее, но заступничество Владимірской иконы Божией Матери по молитвам всего русского войска к Ней заставило орду отступить. То же повторилось в 1480 году на реке Угре, когда по молитвам русских Богородице на войско ордынского хана Ахмата напал страх, заставивший его бежать.
С нижегородской землей связана другая славная страница русской истории, когда простые люди, поначалу даже не воины (они были чуть ли не вилами вооружены) смогли прогнать мощного врага, оккупировавшего столицу, прогнать не только своею силою, а прежде всего потому, что Козьме Минину явился преподобный Сергий Радонежский, укрепил его духовно в этой “безумной” идее и наделил даром убеждения сограждан. Это тоже была Божия помощь русскому народу. Таких примеров можно много найти в нашей истории.
Чтобы и наше современное российское воинство обрело должную силу и Божию помощь, нужно внести православные знания об этом в систему воспитания тех ребят, которые в будущем составят элиту нашего воинства, и я не сомневаюсь, что значительная часть воспитанников Вашей школы войдет в эту элиту. Поэтому чрезвычайно важно, что устанавливается сотрудничество Вашей школы с патриотическими организациями, и с представителями Церкви – с достойными представителями Церкви, которые понимают важность этой работы – все это поможет созданию той русской силы, сильной и физически и духовно, которая необходима сегодня и в Нижнем Новгороде, и во всей России. Это может стать оградой для тех очагов должной русской жизни, которую мы хотим создавать снизу, вопреки разрушительной политике нынешнего правящего слоя.
В заключение мне хотелось бы спуститься на один уровень ниже и затронуть проблему собственно спорта, которому, посвящена ваша музейная выставка, поскольку детей вы готовите как спортсменов. Спорт, как и очень многие стороны нашей жизни, может иметь разное наполнение и служить разным целям. Спорт, как и многие игры, издавна был в истории человечества элементом воспитания молодого поколения. Его назначением всегда было воспитывать в молодых людях волю, мужество, взаимопомощь, великодушие, честность, сноровку, чувство патриотизма – когда стали проводиться международные соревнования. То есть воспитывать гражданина-патриота, обладающего волевыми и духовными качествами.
Но сегодня мы видим, что во всем міре спорт приобрел совершенно иное значение. Он коммерциализировался и стал проводником и воспитателем всех худших черт современного бездуховного рыночного общества, воспитателем стяжательства, нечестности и непатриотичности. Совсем не постыдным, а даже похвальным поступком считается покинуть свою Родину и уехать за границу играть за другие команды, выступать под их флагом ради больших денег и при этом быть кумиром для молодежи в своем бывшем Отечестве. Это уже, можно сказать, явление предательства, которое конечно, происходит еще не на уровне предательства политического или военного, но это несомненное предательство духовное, которое служит для молодых поколений основой возможного совершения ими настоящих предательских поступков. Если считается престижным для хоккеиста или футболиста уехать в страну НАТО и играть против русских команд, то почему не может сотрудник оборонного НИИ уехать в те же Штаты и за хорошую плату продать им свое умение для борьбы против своего Отечества?
Мне кажется, что если бы тренеры и руководство спортивных структур, пусть даже местного уровня, уделило внимание этой проблеме и воспитывало своих спортсменов в духе верности своей команде, своему братскому коллективу, малой родине и Родине большой, и в презрении к тем, кто изменяет им ради денег, то в такой атмосфере, я думаю, воспитание достойных граждан и достойных витязей святой Руси было бы гораздо проще осуществить.
Мне хотелось бы в завершении своего выступления, неподготовленного, к сожалению, а спонтанного, поскольку я не знал, о чем придется говорить и что мы здесь увидим, передать слово священнику Михаилу Резину, которого я позволю себе с его разрешения вкратце представить. Чем он занимается, он сам расскажет, я же скажу несколько слов о той организации, которой он руководит, о молодежной организации под названием "Витязи". В русском понимании слова "витязь" – это был умелый и мужественный русский воин, который готов был положить свою жизнь за дело Божие, за свои святыни, за свой народ, “за други своя”. Например, русское казачество можно сравнить с таким идеалом русского витязя.
Организация "Витязей" была создана в русской эмиграции в 1934 году бывшим белым офицером Федоровым, который считал, что русскую молодежь в эмиграции нужно готовить быть витязями для продолжения русского дела. Цель не только в физическом воспитании, но прежде всего в духовном, поскольку та война, о которой у нас идет речь – это, главным образом, духовная война, и в ней нужно знать прежде всего главного - духовного врага: сатану и его слуг земных.
Федоров, посмотрев, какие существовали системы внешкольного образования на Западе – а это был скаутизм, который сформировался в демократических странах для подготовки молодых масонских кадров – ввел в противовес этому русскую систему внешкольного воспитания под девизом "За Русь, за Веру!". С тех пор организация "Витязей" распространилась по многим странам русского рассеяния, а в начале 1990-х годов эмигранты-витязи начали переносить свою деятельность в Россию.
Можно сказать, что в нынешней России, где должные духовные ориентиры не преподаются в официальной системе образования, для русских православных людей создалось положение с чужеродной господствующей средой, примерно как было на чужбине для русской эмиграции. Поэтому из опыта патриотического воспитания эмиграции многое может быть полезным в России. Пока что удалось создать не так уж много отрядов "Витязей". Два самых крупных из них – в Петербурге (они устраивают лагерь в Пушкинских горах в Псковской области), и в Нижегородской области в Ардатове, которым руководит отец Михаил Резин. Теперь он расскажет о свое работе.
...
АКАДЕМИЯ теперь в Кстово,
"САМБО",-верь не верь.
Знает Бог лишь,сколько сил,
Бурдиков в нее вложил!
Сколько войн провел с врагами,
Защищая от воров,
От чиновников-хапуг,
Брать хотели на испуг,
И милицией пугали,
И тюрьмою угрожали,
И пытались убивать,
Но не привык он отступать,
Врага привык в борьбе ломать!
ШКОЛА до сих пор стоит,
Как утес,и как гранит!
РУССКИЙ ДУХ в ней там кипит,
Сорок пять уж лет стоит!
10.04.09.Москва
(Полное стихотворение "Кстово.Самбо-45" и рецензии к нему, можно прочитать на сайте Стихи.ру Владимир Болтунов