Нам ли, неучёным и «туповатым умом» клирикам и мирянам, судить «самого крупного русского богослова… в области талии», как Кураев себя полушутливо нарёк? Что ж, как говорится «ум начинается самоиронией», а уж в уме уважаемому Андрею Вячеславовичу никак не откажешь….
Происходящий на наших глазах предапокалиптический процесс смены цивилизаций ещё не вполне осмыслен ни политиками, ни философами, ни богословами – поэтому люди, пусть даже внешне неудобные, но духовный опыт которых, образование и природные способности дают возможность увидеть чуть дальше вперёд и предупреждать об ошибках, сейчас жизненно необходимы обществу и Церкви. Потому что они зачастую единственные, кто решается сказать, что так нельзя, что это ведёт к катастрофе. Так и отец Андрей пытается через размышления, анализ, сомнения и противоречия разобраться «куда идёт Церковь». Мало кто в православном мире способен изъясняться так аргументированно, и в то же время изящно, оригинально и, зачастую, даже эпатажно… Конечно, не со всеми его суждениями можно согласиться, иногда его словесная несдержанность раздражает, но в любом случае в его тревожных мыслях проглядывает христианское начало, его слова будят разум, заставляют пересмотреть сложившиеся стереотипы.
Многие, очень многие священнослужители, в том числе и я, благодарны отцу Андрею за то, что в свое время популярным языком «ввёл» нас, молодых неофитов, в интереснейший мир Православного Христианства. Поэтому, честно признаюсь, расстроило известие, что отец протодиакон должен понести ответ перед Церковным судом за свою эпатажную бестактность. Неоспоримая заслуга его в том, что в девяностых и в начале двухтысячных он привёл вслед за собой огромное количество молодежи ко Христу. Феноменальная эрудиция в сочетании с убедительной аргументацией сделали его действительно выдающимся христианским проповедником, лектором-популяризатором, религиозным публицистом и неординарным мыслителем.
И вдруг отец Андрей таинственным образом преображается ‒ из апологета Православия он превращается в жёсткого критика и главного обличителя Церкви! Когда-то он назвал своего популярного предшественника протоиерея Александра Меня «потерявшимся миссионером». А получилось прямо по Нагорной проповеди «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».(Мф.7:2). Почему же «потерялся» отец Андрей? Почему же вместо миссионерского привлечения людей в Церковь, стал соблазнителем многих?
Да он же сам предупреждал: «Миссионер всегда немного вне Церкви. Он обращается к людям, далёким от Церкви….. Его собственная, даже внутренняя, речь становится менее церковной…. Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей». Самопророчество сбылось ‒ для скептически настроенного и необразованного плебса отец Андрей так долго и старательно в своих публичных выступления разбавлял веру вульгарными анекдотами, циничными непристойностями и церковными сплетнями, что теперь уже сам шокирует верующих подробностями своих регулярных разоблачений. Грустно!
Конечно, духовное опустошение, эмоциональное истощение и профессиональную усталость в той или иной степени когда-то чувствуют не только священники, но и все социально служащие. Но почему уходят пламенные миссионеры? Отец Андрей как бы в оправдание риторически вопрошает: «Кто призван удерживать тех, в ком произошло церковное выгорание?» Да, видать горячее миссионерское сердце износилось, не выдержало, потухло... Кураев самокритичен – «Куда подевался мальчик, которым я был когда-то?» Гаснут неофитские иллюзии – и вот первохристианский романтизм вдруг оборачивается горечью ‒ и, начинает казаться, что реальная жизнь Церкви недостойна чистоты Христа. А ведь на самом деле пугаться этого не нужно, ибо настоящая любовь к Богу не та, что смотрит на всё сквозь розовые очки: для просветления нужно страдать, но не причинять соблазна другим. Она видит и плохое, но долготерпит, милосердствует, не превозносится. Видит хорошее, но не завидует. Имеет свои мнения, стремления, желания, но ищет не своего, не жаждет обличения, а ищет, как угодить Богу….
Говорит ли отец Андрей правду? Или погрязает в мелкотемье, в сутяжничестве приходской жизни, плавает в «голубых» иллюзиях, обличая сановных служителей?
Святые Отцы не допускали никакой лакировки церковной действительности, ибо только Светом обнаруживается и, тем самым, становится доступным для излечения великое скрываемое зло. Заражение Церкви мирским нечестием идёт с самых первых дней её бытия. Обмирщение, как процесс противоборства и искажения Церкви было в ней с самого зачатия: уже на Тайной вечери со Христом сидел Иуда, судорожно сжимающий кровавые монеты. А по обильно изливаемому кураевскому негативу многим начинает казаться, что сегодня вокруг Христа собрались лишь одни иуды.
Но это совсем не так – предатель был лишь одним из двенадцати. Святых – больше! Просто зло всегда на виду, и крепко врезается в память. А истинная святость не рекламирует себя. Церковь действительно свята и непорочна, но эта святость невидима и непостижима – это и есть самое трудное для искреннего, но не умудренного словом Божиим сердца. Святость Церкви живёт в отдельных людях, сколько бы их ни было – «двое или трое, собранные во имя Моё». Людской грех видится легко, потому что до боли близок и знаком нам, великим грешникам, а вот, чтобы увидеть святость, нужно самому немало потрудиться, чтобы разлепить забрызганные фекалиями злословия духовные очи. Чтобы рассеять Тьму, нужно явить Свет! Ведь есть ещё у нас отважные, простые и мудрые пастыри живой, искренней веры и доброго сердца, люди того же духа, что и новомученики и исповедники ХХ века. Почему же отец Андрей не видит и не говорит о них ‒ лучших из лучших, имеющих от Бога бесценный дар – зажигать веру в сердцах людей? А достойные-то есть, таковых на Руси немало. Господь знает их имена, и верным Его они тоже открыты.
Конечно, злоупотребления в Церкви встречаются, но нужно помнить, что любой грех члена Церкви, начиная от мирянина и заканчивая высшими иерархами, ни в коем случае не колеблет святости Самой Церкви, которая есть Тело Христово и Сам Господь является её главой: «Грех в Церкви не есть грех Церкви, но грех против Церкви» (прот. Валентин Свеницкий).
Церковь свята, но в то же время Церковь ‒ это живой организм, состоящий из живых людей, которым, увы, свойственно грешить. Но всё же не всякий грех отчуждает человека от Бога и от Церкви и лишает его живительной благодати. Реальное знание трудной жизни Церкви с признанием существование внутреннего зла, нечестия и социальной несправедливости тоже приносит пользу, но другую ‒ не детское удовольствие от разглядывания слащаво-елейных житий святых, а взрослое переживание суровой действительности, как правдивое признание и достижений, и трагических ошибок.
Однако, правда должна быть доказательной и дозированной, чтобы в пылу обличения не пострадали невинные люди, чтобы локальное заражение не рисовалось катастрофической эпидемией! Так, например, за двадцать лет служения в священном сане я встретил только одного (!) «нетрадиционного» архимандрита, да и то запрещённого в служении. Какое уж тут «голубое лобби»! Конечно, возможно, есть и другие, тщательно шифрующиеся, стыдящиеся и тяготящиеся своей «инаковостью», но всегда ли этически пристойно открывать их «наготу»? И как можно достичь духовных высот, когда нескончаемыми обличительными блогами по сути вдалбливается демоническая идея, что «духовенство, по самой своей сути – сословие низменное и порочное», следовательно, и простолюдину иметь низменные побуждения тоже нормально – и творить тогда можно, что угодно.
Вернётся ли Святая Церковь к первохристианской чистоте – будет не капиталистической, не считающей доходов, не ослепляющей умы сусальной роскошью, а чающей спасения душ человеческих в чистой совести и Божественном житии?
Увы, сегодня, второй, тёмный аспект Церкви всё больше и больше расширяет свою мертвую область ‒ как, например, предсказано богословом С.И.Фуделем в статье «Свет Церкви». Таков предуказанный Евангелием ход церковной истории, и никакие мечтания о будущей победе христианства, этот ход не изменят. Мечта об этой победе Христа в истории есть непонимание Его дела в мире, поэтому и назвал отец Андрей свою апологетическую книгу «О нашем поражении». Суть апостасийного процесса всегда одна: замена веры ‒ неверием, чистоты – грехом. Но почему же работа над этой книгой так заворожила автора безнадежным пессимизмом и тоскливым томлением, принудила к духовной капитуляции, заставив отказаться от своей миссионерской силы?
Не лучше ли взамен даровать людям зримый источник святости, с великой любовью укрепляя их: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил вам дать Царство!» Если активный священнослужитель, говорит о Боге постоянно и много, но не говорит больше с Богом, не молится, то его вера постоянно опустошается, истощается и превращается в ничто. Потому что источник нашей веры, источник нашего служения ‒ это внутренний наш контакт с Богом, наш разговор с Богом, наше общение с Богом. Если этого нет, всё остальное рушится.
«Миссионер должен быть немного шизофреником» ‒ пишет Кураев. Обычно шизофреники живут в двух реальностях: дома они могут быть застенчивыми затворниками, а на людях бурно говорят, жестикулируют, говорят, говорят ‒ и слушают только себя! Я не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но кажется, что сегодня Андрей Вячеславович нуждается в срочной духовной помощи: гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание напоказ, привлечение внимания ‒ вот характеристики истероидного психотипа личности. Грех гордыни настолько изменяет естество человека, что потом формируется и навязчивая болезнь обличительного сутяжничества, хотя ядовитое блоготворчество по-обывательски мелковато и явно недостойно гордыни профессорского уровня.
И чтобы не соблазняться фактами, нужен не приговор Церковного суда, а просто задать себе целебный вопрос ‒ достойным ли членом Церкви являюсь я сам, и нет ли чего-нибудь, за что можно так же обличать и меня самого, пусть даже за другие, но не менее тяжкие грехи... Дело ведь совсем не в том, что реально совершают те или иные члены Церкви – это их грех, и он будет либо осуждён, либо омыт покаянием, а в том, что люди, считающие себя христианами позволяют себе обличительные выпады в адрес Церкви, но нисколько не обращают эти требования к себе самому, как к члену той же Церкви.
После заочно состоявшегося церковно-судебного разбирательства хочется пожелать теперь уже бывшему протодиакону Андрею восстановить сокровенную жизнь в Боге. Пожелаем же ему святой простоты жития в очищении сердца подвигом безмолвия, чтобы отстранившись от всякого надменного самолюбования и интеллектуального жонглирования, со слезами восхищения в полную силу молитвенно славить Создателя, любуясь не свинцовыми «сумерками» за церковной оградой, а созерцанием величайшей иконы голубого Неба. Пожелаем почувствовать себя блудным сыном, чтобы «в себе же пришедше рече: иду ко отцу моему». И дистанцироваться от всяческих системных и политических кризисов, просто не видеть их, потому, что в свете невечернего дня всё это несущественно.
Собственно, именно такой путь и прописан Святыми Отцами, и каждый, кто пробовал им идти, знает, насколько он многотруден. Есть ещё, есть такие подвижники, которые всё, до последней копеечки, до последнего удара сердца способны раздать просящим, нищим, больным, страждущим, сирым, калекам и странникам. Которые любят нашу страдающую землю со всеми живущими на ней так же крепко и без громких слов, как любит её простая многодетная русская женщина, измотанная хроническим безденежьем, тяжёлым трудом и безумием спивающегося от отчаяния мужа. Таких людей немного, по сегодняшним временам они слывут чуть ли не юродивыми, но они есть, и именно они украшают Церковь Христову.
Андрей Вячеславович, вы с ними?
Протодиакон Сергий Шалберов, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора
О границе между Светом и Тьмою в РПЦ МП
С моей точки зрения, эта искренняя статья досточтимого о. Сергия во многом правильна по духовному подходу к обсуждаемой проблеме. Можно согласиться и с его характеристикой о. Андрея Кураева, его достоинств и недостатков в их биографическом развитии. Но мне кажется, что в этой публикации не совсем точно выражены пропорции между упомянутыми Светом и Тьмою в современном состоянии РПЦ МП, не отмечен и главный исток этой тьмы, и потому автор не почувствовал всего страшного масштаба данной проблемы РПЦ МП, которую, возможно, чувствовал о. Андрей, но реагировал на нее неверно, будучи и сам воспитанником этой самой структуры МП.
Основной упрек автора в адрес о. Андрея выглядит правильным:
«Святые Отцы не допускали никакой лакировки церковной действительности, ибо только Светом обнаруживается и, тем самым, становится доступным для излечения великое скрываемое зло» ‒ Но: «правда должна быть доказательной и дозированной... Чтобы рассеять Тьму, нужно явить Свет! Ведь есть ещё у нас отважные, простые и мудрые пастыри живой, искренней веры и доброго сердца, люди того же духа, что и новомученики и исповедники ХХ века. Почему же отец Андрей не видит и не говорит о них ‒ лучших из лучших, имеющих от Бога бесценный дар – зажигать веру в сердцах людей? А достойные-то есть, таковых на Руси немало...»
Несомненно, такие достойные пастыри в МП есть, сознающие весь масштаб проблемы, исток и силу Тьмы. Наверное, о. Андрею они просто скучны своим благочестием или даже выглядят как "мракобесы", если резко критикуют либералов, глобализацию и т.п. (хотя некоторые их перегибы и ревность не по разуму о. Андрей отмечал правильно, но, к сожалению, сам не рассматривая сути "мракобесных" проблем правильно). Однако Тьма с такими расправляется, когда они себя открывают, и со многими уже расправилась. Как признает сам о. Сергий: «Увы, сегодня, второй, тёмный аспект Церкви всё больше и больше расширяет свою мертвую область ‒ как, например, предсказано богословом С.И. Фуделем в статье "Свет Церкви"». Уточним, что это было предсказано задолго до Фуделя ‒ в Священном Писании Самим Господом: «Сын Человеческий пришед едва ли обрящет веру на земле» (Лк. 18:8).
Таковы и предсказания известных русских святых, например, прп. Серафим Саровский говорил: «архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиеерев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут» (Нилус С. На берегу Божьей реки. Сергиев Посад. 1916. (Сан-Франциско, 1969.) Т. 2. С. 193). И свт. Феофан Затворник писал: «имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное» (Феофан, еп. Беседовательное толкование Второго Послания к Солунянам. М. 1873. // Цит. по: Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Джорданвиль. 1975. Т. I. С. 30).
Вопрос, с нашей точки зрения, тут в другом: можно ли РПЦ МП вообще считать преемницей исторической Российской Православной Церкви, или же это лояльная прикладная структура, созданная богоборческой властью и прошедшая в своей истории несколько этапов:
‒ сначала для покорения богоборцами верующих еретическим архиерейским учением (извратившим слова апостола), что «всякая власть от Бога», то есть "богоугодна", и ей нужно служить «не только из страха, но и по совести.., радости и успехи которой наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами как удар, направленный в нас»;
‒ тем самым эта церковная структура служила богоборческой власти и для прикрытия расправы с подлинной Церковью как политическими врагами, "контрреволюционерами", а "преследований веры в СССР нет" (заявлял м. Сергий иностранным корреспондентам); после выполнения этого своего назначения церковная структура м. Сергия подлежала уничтожению в "безбожной пятилетке" 1930-х годов, но этому помешала война;
‒ в годы Второй мiровой войны недоуничтоженные остатки церковной структуры были внешне восстановлены с обманной тактической целью мобилизации народного патриотизма, но в дальнейшем она также подлежала "отмиранию", которое Хрущев пытался ускорить второй "безбожной пятилеткой";
‒ в постсоветское время МП пригодилась новой власти для жреческого прикрытия ее Великой криминальной революции тем же еретическим богословием: «нет власти не от Бога» (что глава МП заявил при т.н. "инаугурации" Ельцина, устроившего два разрушительных для государства переворота, в 1991 и 1993 гг., а затем фальсифицировавшего свои "выборы" 1996 г. с целью дальнейшего разграбления страны).
В таком виде РПЦ МП не могла предотвратить ни разрушение страны, ни новое оболванивание народа, покрывая все новые очевидные преступления власти и этим теряя авторитет Церкви в глазах многих зрячих и честных людей. Полагаю, что именно это противоречие видел о. Андрей в своей миссионерской деятельности, поскольку оно было серьезным препятствием ей, и ему всё больше хотелось отмежеваться от компрометирующей его жреческой структуры в том числе и в глазах противников Церкви и православной России как таковых (в частности, он был завсегдатаем на "Эхе Москвы" и на других русофобских антигосударственных ресурсах, выступал в защиту "Пуси райт" и фильма "Матильда", критически высказывался о Новороссийском ополчении), вписываясь в общую либерально-оппозиционную струю критики (см.: Протодиакон Всея Руси критикует "профанацию" РПЦ МП). Мне кажется, что именно в этом была причина его эпатажности и его нравственная ошибка, не доставившая ему симпатий православных патриотов, зачисливших его во враги. (См. давнюю дискуссию на форуме РИ.)
Таким я вижу ответ на вопрос о. Сергия: «Почему же вместо миссионерского привлечения людей в Церковь, стал соблазнителем многих?.. отец Андрей так долго и старательно в своих публичных выступления разбавлял веру вульгарными анекдотами, циничными непристойностями и церковными сплетнями, что теперь уже сам шокирует верующих подробностями своих регулярных разоблачений. Грустно!»...
В заключение рискну вернуться в попытке понять, что такое РПЦ МП сегодня, когда стало ясно, что "церковь спасли" не м. Сергий со своими лояльными сторонниками богоборцев, а Новомученики своим подвигом. И когда доступны если и не все документы о преступлениях богоборцев, то всё же достаточное их количество, чтобы судить и об "энтузиазме и социальной справедливости" при советской власти (что нахваливает в ней нынешний первоиерарх МП), и о сути советского "богословского" оправдания служения ей. Когда государственная власть уже не грозит расстрелами и лагерями за стояние в Христовой Истине, и потому верность советскому сатанинскому наследию уже сохраняется в МП не под страхом репрессий, и не "по совести", а из материального политического расчета. Когда весь мiр влотную приблизился к установлению Нового мiрового порядка, в который стремятся войти светские духовно неграмотные правители нашего олигархата РФ, и в котором также и церковные функционеры МП надеются получить для себя "нишу" в экуменической службе Мiрового правительства антихриста.
Вот этой последней опасности о. Андрей Кураев не сознаёт в полной мере, как и того, что четвертому Риму уже не бывать (он его надеялся увидеть в Китае...). И эта эсхатологическая ограниченность, с моей точки зрения, мешала ему и более четко уяснить сущность еврейского вопроса, о котором он написал немало правильного ("Как делают антисемитом"), но и занял сторону приверженцев "Шулхан аруха" в известной телевизионной дискуссии в связи с "Письмом 500". Такова же и позиция его бывших церковных начальников, постоянно ее демонстрирующих.
Таким образом, можно ли, несмотря на то, что «тёмный аспект Церкви всё больше и больше расширяет свою мертвую область», как верно отмечает о. Сергий, относиться к этой структуре всё еще как к преемственной исторической Русской Церкви? Отец Сергий уверен, что можно: «любой грех члена Церкви, начиная от мирянина и заканчивая высшими иерархами, ни в коем случае не колеблет святости Самой Церкви, которая есть Тело Христово и Сам Господь является её главой».
Действительно, согласно Священному Писанию ‒ Православная Церковь, как целое, непогрешима и непобедима, «и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18), ‒ так обещал Господь. Но принадлежат ли к этой Церкви, наряду с ее истинными пастырями, также и ее начальствующие жрецы-функционеры, выступающие от имени Церкви, определяющие ее политику, ее границы, ее дух, форматирующие под себя новые поколения жреческого духовенства и покорных верующих, превращая их из рабов Божиих в своих рабов?
Не беру себе право дать ответ на этот вопрос о нынешних границах истинной Церкви внутри явно нецерковной структуры МП. И в спорах на эту тему предпочитаю оставаться на позиции РПЦЗ, в которой я в 1970-е годы стал русским православным мiрянином (и которую о. Андрей Кураев не жаловал, всячески защищая своих церковных функционеров): ответ на этого вопрос должен дать настоящий свободный Поместный Собор, мы же не вправе предвосхищать его суд и тем более Суд Божий. Однако личное частное мнение в этом таинственном вопросе каждый вправе иметь свое собственное, не навязывая его другим.
М.В. Назаров
2.1.2021
Вы совершенно правы. прот. Вяч. Никишин.
"предапокалиптический процесс смены цивилизаций ещё не вполне осмыслен ни политиками, ни философами..."-------- Ну почему же процесс не осмыслен... Читайте Дэннета, Пинкера, Харари, Аттали, Шваба и проч. активистов... Всё красиво на бумаге... Да забыли про ...
Дедушка Кураева самим тов. Лениным был направлен на подавление народного восстания в Тамбовской губернии и входил там в тройку карателей. Сам же Кураев требовал у общества "простить" патриарха Кирилла за его сигаретный бизнес... А в его книгах, как говорил старец Николай Рогозин: "Такого нагорожено..." , что их трудно признать исходящими из-под пера православного не то что священника, но и просто христианина... Итд. итп.
Некие силы готовят Кураева в качестве будущего "истинно православного, гонимого РПЦ батюшки" для простецов?
НИКу: небольшая неточность в Вашем комментарии.
Предупреждал об опасности увлечения Кураевым старец Николай Гурьянов (1909-2002), а не протоиерей Николай Рогозин (1898 — 1981). Андрей Кураев крестился в конце 1982 г. Просто для точности, а так-то оба старца уважаемые, любимцы и у Господа, и у народа нашего.
По сути Вы правы: семья у Андрея Вячеславовича богоборческая, и он эту мерзость наследственную и в семье впитанную, похоже, не смог преодолеть. Жизнь не окончена, может быть еще изменится и спасется.
С великим праздником Рождества Христова!
Спаси Вас Господь, Михаил Викторович, за Ваши труды.
"Происходящий на наших глазах предапокалиптический процесс смены цивилизаций ещё не вполне осмыслен" - очевидно, что
1) действительно, этот процесс не осмыслен, раз уж его в 2021 году называют ПРЕДапокалиптическим - тогда как он давно уже, более 100 лет как апокалиптический.
2) он будет вполне осмыслен уже только на Страшном суде.
Нам же, особенно в связи с резким ускорением течения исторического времени, следует осмыслить этот процесс в чисто практической плоскости - исполнения заповедей Христовых: о служении литургии до самого Второго Пришествия и о проповеди Евангелия по всему миру.
Русские святые и богословы, конечно же, давно осмыслили и описали происходящие сейчас с нами события в основных духовных чертах - в своих пророческих творениях. Нам следует усвоить это православное Предание во всей доступной нам глубине. И на практике осуществить делом.
Михаил Викторович, простите великодушно, хотел попросить Вас о помощи, о советах при написании книги. Рабочее название "Снятие шестой печати". Св. Андрей Кесарийский так толкует это место из Апокалипсиса:
"мы думаем, что здесь говорится о переходе от периода гонений ко времени пришествия антихриста, в которое, согласно пророчествам, имеют быть эти и подобные язвы для того, чтобы, размышляя о них, люди не отреклись от казней, наводимых на них антихристом, которых, как мы знаем, еще никогда не было. «Землетрясение», о котором часто говорит Писание, означает перемену дел". https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokalipsis/6_6
Очевидно, что это именно то, что мы пережили в прошлом году. "Небо свилось как свиток" - "сострадание и печаль небесных сил, сожалеющих об отпадших от веры", духовные "горы и острова" сдвинулись с мест своих, а слуги антихриста открыто, нагло и бесстрашно готовятся его короновать.
Приведу цитату и из книги профессора Ал.Дм. Беляева "О безбожии и антихристе":
"Отсюда видно, что в словах: и тогда придет конец (Мф. 24, 14), указывается конец обычного на земле течения и строя жизни, начало особенной годины, за которою очень скоро последует конец мира. Как ни тяжки, как ни злосчастны будут предшествующие этой године времена, но их можно назвать временами мира и благоденствия в сравнении с этой страшной годиной. О предыдущих временах Иисус Христос сказал: это еще не конец, это начало болезней (Мф. 24:6,8); а начало этой годины он прямо называет концом. Почему? Потому, что хотя мир простоит еще несколько лет, но человеческий род в течении их будут не жить, а страдать и умирать. В предшествующие времена он тяжко болел, а в эту годину болезнь кончится смертным исходом. Начало этой годины – начало предсмертной агонии человечества. Иисус Христос назвал начало этой годины концом, подобно тому, как при начале агонии умирающего человека говорят «кончается», или «все кончено», хотя человек живет еще несколько минут, даже несколько часов. Время агонии человеческого рода далеко превзойдет по силе и распространенно греха и бедствий времена, которые будут ему предшествовать, как ни злосчастны сами по себе и эти времена, и потому оно резко отличено от них в речи Иисуса Христа. В эту годину на святом месте станет мерзость запустения..."
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Belyaev/dva-perioda-otstuplenija-ot-very-v-boga-pered-javleniem-antihrista/
Необходимо, думается, совершенно необходимо, чтобы в церковном сознании восторжествовал правильный и прямой взгляд на происходящее. Не зная, где мы, как можно двигаться куда бы то ни было? и находясь на смертном одре, при начале агонии, думать и делать следует не то, о что здоровый. Это сейчас одна из главнейших задач - правильное понимание текущих событий.
Михаил Мокеев, считаете ли Вы за «правильное понимание текущих событий» взгляд на МПатриархию как на состоявшуюся подмену Православной Церкви, готовой к принятию Лже-Христа. И если да, то какие ещё "прельщения возможно избранных" вы рассматриваете в Вашей книге?
Мне вот подумалось, что следуя логике "Протоколов" за уничтожением масонства вполне может последовать и ликвидация растущих как грибы Церквей Сатаны. Ведь все они и так его приобретение, а среди "избранных" это не может не вызвать одобрения. Да и свои "дети Авраама" будут только за. Интересно узнать Ваше мнение.
ИN, надеюсь, я правильно отправляю этот комментарий, и он будет под Вашим.
1. Довольно горько говорить об этом, я сам ведь всегда ходил в храмы МП. Но то, что произошло в прошлом году иначе, как предсказанной Господом "мерзостью запустения" не назовешь. Замечательно, что свт. Димитрий Ростовский в житии прмч. Стефана Нового (28 ноября) называет "мерзостью запустения" недостойного патриарха-еретика:
Исполняя патриаршее повеление, один воин подставил лестницу и стал подниматься по ней к образу с намерением сбросить его. Но случившаяся там благочестивые жены, распалившись ревностью по благочестию, выдернули из под него лестницу и низвергли ее на землю; воин упал, разбился и умер. А жены поспешно скрылись в церковь, где в то время находился патриарх, который стоял на святом месте, как мерзость запустения, заместившая святейшего Германа. Увидев патриарха, жены стали громко называть его разорителем святых догматов, наёмником и волком, расхитившим овцы, а не истинным пастырем стада Христова; затем начали кидать в него камнями. Патриарх, испугавшись, немедленно направился к царю и возвестил ему, какое бесчестие нанесли ему (патриарху) жены. Разгневанный царь послал воинов с обнаженными мечами, чтобы наказать женщин, нанесших патриарху бесчестие, – и те святые жены все были иссечены мечами за проявленную ими ревность по благочестии. Наступила тогда великая печаль для православных. Многие из них были заключены в темницу и содержались в узах; другие подверглись беспощадным мучениям и были убиваемы, а некоторые оставляли свои дома, села и имения и, скрываясь от рук мучителей, убегали в пустыню.
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1052
Вот что, собственно, следовало бы сделать с Гундяевым за кощунственные новости в литургии, - гнать его камнями и палками из церкви, как волка в овечьей шкуре. Но он же ведь 10 лет по крайней мере везде своих людей расставлял. Так что волков этих сейчас развелось - пруд пруди. Выходит, почти всю верхушку МП необходимо менять, а среднюю часть - одних запрещать навсегда (гундяевских ставленников особенно имея во внимании), других принимать с покаянием, публичным, продолжительным и выраженным физическим трудом (поклоны, работы).
Если этого не будет, то и действительно, нынешнее руководство аккуратно и очень быстро приведет свою паству к антихристу. И это даже не будет бОльшим духовным повреждением, чем то, что происходит сейчас. Ругаться над литургией - что же может быть хуже? дальше уже падать некуда.
2. Спасибо Вам за важную мысль! да, необходимо видеть и другие сатанинские обольщения; а мне ведь пока думалось, что важно разбудить тех, кто по-прежнему "видя, не видит, и не разумеет" яснейших знамений времен. Так что мне скорее самому нужна помощь в этом вопросе. Что Вы считаете важным? какие обольщения особенно опасны, кроме всеобщего усыпления ("не скоро придет господин мой" https://azbyka.ru/biblia/?Mt.24:48)?
3. Насчет "церквей сатаны" думается, можно вспомнить, как Навуходоносор поступал с богами покоренных народов:
Он же разорил все высоты их и вырубил рощи их: ему приказано было истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору, и все языки и все племена их призывали его, как Бога. https://azbyka.ru/biblia/?Judf.3&c~r~a
Действительно, уже вон как крепко за "свидетелей Иеговы" взялись, за "Виссариона". А нам предлагается этому радоваться, как будто непонятно, что это для тренировки и отработки схемы, а мы - следующие на выход с вещами.
Михаилу Мокееву касательно планируемой книги "Снятие шестой печати".
Как же я могу давать советы, не знакомясь с Вашей работой? А знакомиться, прошу прощения, не берусь: я не имею богословского образования и могу лишь ориентироваться на совокупность написанного другими известными толкователями, у которых также нет 100-процентной точности. Это тема таинственная, очень сложная, многоуровневая и потому рискованная абсолютизацией какого-то уровня в отрыве от других.
Св. Андрей Кесарийский в своем толковании Апокалипсиса во многом исходил из реалий своего времени, но общие его рассуждения, вероятно, правильны.
Двухтомник профессора Ал.Дм. Беляева "О безбожии и антихристе" мне показался слабоват в некоторых именно духовных отношениях. В частности, его суждение об "устаревшем" понятии Третьего Рима.
Михаил Мокеев, признателен Вам за столь обстоятельный ответ. Мой скромный опыт пребввания вне лона МП убедил меня в том, что только радикальный разрыв с ересью даёт возожность уклоняться от её влияний. Тем более, что это нам запоедывают Евангелие и Правила Святых Отцов, а МП как «утончённая апостасия» требует в этом плане сугубого подхода. Поэтому в вопрсах Церкви важен не уровень наших частных мнений, а уровень послушания Церкви. Церковь это Христос и Святые. В отношении к МП это Св.Новомученики. В этой связи во глае угла должно быть послушание нашим Новомученикам т.е. Церкви, на обратный же ход нам дана заповедь Апостла , что «Аще и Церкви не послушает, то....».
Радиация потока обольщения со стороны МП весьма обширна. Прежде всего это обльщение мнимой "благодатью таинств" и лукавый подход к проблеме обезличивания. Готов поделиться с Вами "своими соображениями" на этот счёт. Со своей стороны нет ли у Вас каких либо предположений в отношении «иконы зверя»?
Думается, что за выводом Кураева де-юро из общественного поля МП, последует и де-факто. Тоже можно сказать и о.Сергии (Романове), а за ними и о множестве других сколько-нибудь харизматичных деятелей. Религия New Age не должна встречать отпора, который бы ей неизменно устроили бы и Кураев с Романовым, и даже иеговисты с виссарионистами. Поле будет зачищено и на нем останутся лишь те, кто умеет кланяться и кричать осанну звериной иконе.
ИN, прошу прощения, что долго не отвечал. Трудно было собраться с мыслями и найти время и силы.
Да, к сожалению вынужден сказать, что уже с лета просто нет сил ходить в храмы МП. Да и с Пасхи стоял я уже вне храма, т.к. не пускали внутрь, слушал динамик. А как стали пускать, так просто жуткое впечатление от происходящего. Нельзя смешивать литургию и постмодернистско-абсурдистскую фантасмагорию.
Да и поминать Гундяева, как господина и отца нет никакого смысла. Церковь - область истины, нехорошо врать и в малом, а тут дело настолько серьезное, как патриарх-еретик. Не знаю, впрочем, стоит ли его звать еретиком, не просто ли он агент в рясе. Судя по тому, какую околесицу он нес о подвиге прп. Марии Египетской, когда отсылал паству на самоизоляцию, так впечатление, что у него и духовного образования-то нет толком.
Ваши соображения о "потоках обольщения" со стороны церкви лукавнующих прочел бы со большим вниманием, так как взгляды с разных точек зрения позволяют лучше видеть предмет.
Насчет "иконы зверя" думается, здесь должны быть по крайней мере два уровня понимания, как обычно в Священном Писании: буквальный и духовный. Духовное состояние тех, кто принял звериный образ в душе своей, отрекся от Бога и ведет себя, как зверь, - оно и приведет их к принятию и вещественной, конкретно-материальной "иконы зверя", идола антихриста, и к поклонению ему. Также нелишне было бы сказать, что телевидение, экран компьютера, смартфоны и прочие устройства сейчас как раз и транслируют это духовное состояние - постоянным вбрасыванием образов. Образов людей, потерявших не только образ Божий, но и человеческий-то, принявших зверскую или скотскую личину (имидж).
Если же говорить о технических возможностях, то в наше время они налицо. Был такой фильм-антиутопия, "Кин-дза-дза", снят в 1986 году. Данелия его снял, как мне думается, по своим впечатлениям от Израиля. Там жители некой планеты кланялись голограмме "господина ПЖ". Кто не поклонится, тому пожизненная пытка. В наше время такие движущиеся и даже говорящие голограммы уже давно реальность. А расставленные везде камеры и слушающие и чувствующие всё на свете смартфоны донесут, если кто не станет кланяться.
То же можно сказать и о начертании антихриста. Есть буквальный и есть духовный смысл. Те, кто уже принял начертание зверя в духе своем, как звериный образ мыслей (лоб) и звериный образ действий (рука), те потом и на самом деле примут и конкретный знак принадлежности антихристу. Свт. Игнатий Брянчанинов говорил об этом, что:
Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков.
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-episkopa-kavkazskogo-i-chernomorskogo/32
Также он говорил, подчеркивая духовное значение :
[Те, кто] не поклонились ни зверю, ни иконе его: ни антихристу... не прияли ни на челах, ни на десницах начертаний врага Божия, но усвоив себе ум Христов, постоянно выражали его в образе мыслей и образе действий, не щадя крови своей для запечатления верности Христу, и потому воцарились со Христом. Для них нет смерти! (см. там же)
Не знаю, будет ли у Вас время посмотреть видео с рассуждением об образе Агнца и образе зверя, там для молодежи изложены кратко эти мысли: https://www.youtube.com/watch?v=P-Z6WmLeAeY
Михаил Викторович, поздравляю Вас с днем памяти прп. Серафима Саровского, со всеми праздниками Святок, с наступающим праздником Крещения Господня! Помоги Вам Господь в Ваших трудах!
Спаси Вас Господь за Ваш ответ! Следует много молиться Богу, чтобы побольше у нас было в России и во всем мире людей, настолько же "неимеющих духовного образования", как Вы. Но, как говорят, хорошее образование должно оставлять желать лучшего.
По вопросу "общего" истолкования Апокалипсиса ясно, что это свойство всех пророческих книг: они исполняются один раз истинно и многократно в «сени», в образах, прообразах. Так что пророчества Апокалипсиса подходят для любого времени, и каждое поколение христиан совсем не зря полагало, что Откровение написано именно о нем. Откровение - книга о вечных законах духовного мира, которые исполняются не только во все времена, но и для каждого человека в отдельности.
Такое, традиционное для библейских толкователей, духовное понимание прекрасно дано святителем Андреем Кесарийским в его толковании на Апокалипсис. Кратко можно попытаться так его изложить: Откровение описывает последние времена - времена, наступившие после Воскресения Христова и Пятидесятницы, после послания апостолов на проповедь. Вышел сеятель сеять, взошли всходы, пришла жатва, отделены были плевелы и сожжены, а пшеница вошла в житницы небесные.
Вот круг «духовного земледелия», показанный Спасителем в притчах о сеятеле и о жатве. Он описан и в Откровении. По толкованию свт. Андрея, 1-й всадник на белом коне, Победоносец, - это апостольская проповедь. 2-й всадник, на красном, - это ответ безбожного мира на эту проповедь, гонения на христиан. 3-й всадник, на черном, - это разделение Церкви под гнетом гонения: отпадение
неверных, невыдержавших испытания, и мученический подвиг верных. 4-й всадник, имя ему смерть, - это наказание Божие неверным и гонителям. Снятие 5-й печати - молитва мучеников к Богу об
окончательном наказании тех, кто не исправился и после первого вразумительного Божия наказания. Господь отвечает им, чтобы подождали, пока будут также как и они, убиты их братья и сотрудники.
То есть: вы посеяли, подождите жатвы. И жатва начинается: снятие 6-й печати. Великое множество людей облекается в «белые одежды», - вот он, плод мученического подвига первых проповедников. Снятие 7-й печати - это окончательная казнь «плевелам», конец их.
Очевидно, что это общий порядок жизни Церкви Христовой на все времена. Выход на проповедь, гонения, отпадение неверных и мученичество верных, Божие наказание мучителям, причем наказание не окончательное, а вразумительное, ради того чтобы осуществился следующий этап, - покаяние и принятие веры многими, кто все это видел, и окончательное уничтожение некающихся.
Так всегда было, так всегда будет. Как год за годом повторяется земледельческий цикл (сев - рост сорняков – прополка - созревание плодов - сбор урожая с отделением сорняков), так и поколение за
поколением Церковь собирает свой урожай человеческих душ. Так, век за веком Церковь живет по книге Откровения, прообразуя, давая образ событиям при кончине мира.
Иногда этот образ бывает так похож на оригинал, что его и отличить-то от него нельзя, даже будучи великим мудрецом, с яснейшим зрением, просвещенным благодатью. Например, и апостолы, и свт. Иоанн Златоуст были убеждены, что живут при самом конце мира, недолго осталось. «Дети, последнее время!»
https://azbyka.ru/biblia/?1Jn.2:18
Однако, однажды каждое пророчество должно исполниться не в образе, не в тени, а истинно.
В предыдущей своей книге, "Последняя Жатва", я попытался показать, как осязательно точно исполнилось Откровение на ближайших к нам по времени поколениях христиан. Оно исполнялось на каждом из христианских поколений в течение почти двух тысяч лет. И оно не могло не исполниться и на людях времен XIX-ХХ веков. Не может не исполниться и на нас. И здесь нет, конечно, никакого повода для чрезмерного удивления или испуга. Иначе и быть не может. Откровение - слово Божие, оно пребывает вовек.
Книга "Последняя Жатва" почти историческая, но в ней показано, как образы Апокалипсиса приложимы к истории Православной Церкви в ХХ в., к истории свв. Новомучеников Российских. Характерно, что и РПЦЗ, и РПЦ МП в службах собору Новомучеников многократно используют образы из Откровения, т.е. сейчас это уже важнейшая, богослужебная часть церковного Предания. Жаль, конечно, что будучи малознаком с историей Русской Православной Церкви Заграницей, я не мог посмотреть на многие вещи в такой перспективе, в какой, скажем, легко могли бы Вы.
Но вот в следующей книге, мне хотелось бы собрать вопиющие свидетельства того, что Откровение исполняется на этот раз не в образе, а истинно, в последний раз. И опять хотелось бы держаться не "предсказательно-пророческого" направления (на что так и подмывает пуститься при чтении Апокалипсиса), а "исторического" подхода: показать, как события уже ушедшего 2020 года (и той части 2021 г., которую удастся захватить до окончания книги - ход исторических событий ведь сейчас летит, как гиперзвуковая ракета) соответствуют церковному Преданию о последних временах.
Думается, эта часть Предания сохранилась в Русской Православной Церкви Заграницей значительно менее поврежденной, чем сейчас в РПЦ МП. Поэтому я и хотел попросить Вас посоветовать, что прочитать об этом, или может быть, к кому обратиться за помощью.
Простите, что так длинно, но просто не нахожу времени и сил коротко переизложить эти мысли.
Михаил Мокеев, мой богословский фундамент оставляет желать лучшего, поэтому Ваш содержательный ответ очень кстати. С друой стороны успокаиваю себя тем, что как мирянин избежал характерного вопроса, подобному - «Закончил семинарию? И веру не потерял?». Поэтому касательно факта "мнимой благодати" в МП придерживаюсь такого порядка рассуждений. Со времени выхода «декларации 27 года» в сообществе примкнувшем к м.Сергию таинства не совершались, как у любых других еретиков и раскольников преданных Анафеме в полном соответствии с Канонами. Об этом свидетельствовали своим подвигом Новомученики и откровенно заявляли иерархи РПЦЗ Филарет Вознесенский и Виталий Устинов. В свою очередь Собором РПЦЗ 1983 г. Анафеме преданы в следствии новой ереси экуменизма «...те, кто мнит, что таинства еретиков довлеют для спасения». Отрицание, замалчивание этого и позволяет по сей день существовать высоко професиональному институту душегубства МПатриархии и даже удерживать в своей орбите тех, кто прерывает с ним общение из за экуменизма, но так и не осознавших его сергианскую природу.
○ Теперь о лукавом подходе МП к проблеме обезличивания. Имя суть сокральное понятие.Начертание - имя в виде числа- его дьяволская подмена. "Добровольное" принятие его по сути грех.Но МП уклонилась от богослвского обсуждения проблемы, признав его грехом лишь в случае одновременного отречения от Христа и признав недопустимым принуждение к принятию.Это прямой аналог западного сценария уже непосредственно "добровольного" чипирования.Т.е. МП признало допустимым проявление элементов абсолютного зла по отношению к христианам со стороны власти.Сергианская классика - волки сыты и овцы "целы".Позволю себе поддержать недавний комментарий Михаила Викторовича в отношении представившегося ко Господу Валерия Павловича Филимонова - бессменного главы движения против ИНН и микрочипов. На заре движения за взешенную позицию он назвал Михаила Викторовича одним из врагов движения,а сам вместе с Манягиным и Гордеевым состряпал экспертную справку в патриархию о том ,что к сожалению только номер может служить электронным идентификатором в базах данных для населения.Православных же призвал боротся не с самим злом, а требовать от власти только альтэрнативных документов без личных кодов для себя, мотивируя это тем, что и Христос молился не за всех в Гевсиманском саду.Т.е. тот же подход, что и у Патриархии, но только с другой стороны уже с целью выпуска протесного пара. Всё это к примеру того, что дух МП действует как в верху так и в рядовых членах.
○К сожалению первый этап к начертанию Сатана реализовал успешно.Осталась технически соединить Число Зверя с Храмом Святого Духа.Полагаю должным не быть теплохладными в данном вопросе, надеятся на милость Божию и укреплятся в терпении до конца.
Михаил Викторович, с Крещением Господнем!У меня к вам вопрос.В период Вашего пребывания за рубежём обращал ли кто нибудь из РПЦЗ своё внимание на систему социальных номеров? В Америке она помоему существовала уже с 50 годов.
30 лет назад цифровизация не достигла нынешней степени, и в Германии у меня был только налоговый номер (аналог ИНН), который был нужен только для налогового учета. С моим перездом в Россию этот номер канул в лету, в РФ мне присвоили другой, как и любому налогоплательщику. Это, конечно, тоже ступенька в цифровизации, но я не считаю полезным ее утрировать до степени "принятия начертания" и т.п. Сейчас на Западе цифровизация примерно как в РФ с тенденцией к электронному тоталитаризму (а в Китае он уже наступил). Как сейчас РПЦЗ на Западе официально относится к этой проблеме точно сказать не берусь, но все же не думаю, что надо драматически утрированно "бороться против номеров" как главной опасности - вместо борьбы против против всей цифровой системы сил антихриста, для которых социальные номера - лишь один из инструментов контроля за человечеством. Необходимый государству учет населения велся давно во всех странах и на бумажных носителях, цифровые носители лишь делают его тотальнее и обезпечивают помимо учета - контроль. Но дело всё же не в самих номерах, а - в сущности власти, которая их использует. Чем дальше власть от Бога - тем сильнее она использует любые инструменты для целей сатаны (в т.ч. и СМИ, и силовые структуры, и систему образования).
Михаил Викторович, с праздником Крещения Господня!
К сожалению, сейчас этот вопрос о цифровой идентификации становится неотложным и очень острым. В Китае всем уже присвоили QR-коды, без них и шагу не ступить, а у нас и на Западе, да и во всем мире их начали присваивать. Всё под предлогом вакцинации и спасения от вируса.
Следующий шаг уже на горизонте - отмена наличных денег (они ведь "заразные"). И все, человек становится полностью зависимым от "цифровой управляющей платформы". Любые протесты, любое сопротивление может быть лишено какой бы то ни было финансовой поддержки. Мгновенно, по мановению пальца следящих органов. Да и каждый человек окажется полностью зависимым от системы. Не то сказал, не так поклонился - можешь лишиться доступа к деньгам, к возможности их как-то заработать. Идентификатор придется ведь скоро предъявлять при каждом выходе в интернет.
Следующим шагом будет нанесение этого идентификатора прямо на тело человека, так как это единственный надежный способ предотвратить злоупотребления и мошенничество. Это ясно было уже очень давно, но подходим к этому вплотную мы сейчас.
Это и есть начертание зверя, описанное в Апокалипсисе, без которого ни купить, ни продать. Потому что ну что же еще может быть этим самым начертанием. К тому времени, видимо, зверь уже будет вполне и открыто править миром.
Но времени, чисто технически, остается очень мало, месяцы, в лучшем случае 2-3-5 лет. Нынешние драконовские меры, очевидно, будут держаться вплоть до отмены наличных денег и полной цифровизации экономики.
Ясно, что нельзя участвовать в этой раздаче людям товарных кодов, без которых потом ни купить, ни продать, ни заработать себе на пропитание будет невозможно. Вопрос, однако, стоит: как этому противодействовать?
Михаил Викторович, спасибо за ответ. Надеюсь ещё на комментарий Михаила Мокеева. А пока позволю себе воспользоваться его подходом разделяющем в пророчестве духовное и буквальное.В части буквальпой, технологической реализации "начертания" Вы совершенно правы. Но она невозможна без духовной подмены личного христианского имени на дьявольский безличный номер - Число Зверя. А она в свою очередь зависит от сознательного добровольного или вынужденного согласия людей и прежде всего членов Церкви. Для этого Сатана повторил свой опыт подмены самой Церкви. Первый раз он подменил Ветхозаветную Церковь и создал Синагогу Сатаны. Теперь он создал Лже-Православную Церковь в которй проповедывается Лже- Православие, позволяющее попирать Писание,Предание и Каноны. На территории Третьего Рима это совершилось путём революционного насилия.
Михиаил Викторович, я в своё время не на долго больше Вашего продержался и попав в стеснёные обстоятельства принял паспорт РФ. МП в "лучших" традициях советских нароботок потопила протест в омуте духовных подмен, бюрократии и маргинальных скандалах. Впереди замена и этих паспортов на электронную карту, намеченная на конец 21 года, но яко бы постепенно и аж до 29 года. Мне трудно сказать что может послужить оправданием для верных на данном этапе: покояние,добрые дела веры, очередная волна протеста. Продолжаю надеятся на милость Божию.Ведь всё же Господь не оставил и вывел из МП через "непомин" и привёл в РПЦЗ. У нас в общине ещё живы свидетели такого случая, когда одна раба божия зашла в храм где служили Панихиду по Сталину, выбежала от туда и 40лет не ходила ни куда, а на смертном одре Господь послал ей Причастие. Ездили к ней далеко, в незнакомый город.