Продолжение готовящейся книги: "О ПРОБЛЕМАХ, ЗАБЛУЖДЕНИЯХ И ЕРЕСЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ" (вступление, предыдущие разделы и планируемое рабочее содержание здесь).
VII. МИССИЯ ТРЕТЬЕГО РИМА: PRO ET CONTRA
Об "умеренных" или "просвещенных" патриотах
К русским патриотам, считающим себя "умеренными" или "просвещенными" (в отличие от "грубых" или "экстремистских" проявлений патриотизма, к каковым они относят не только крикунов и кликуш, но и т.н. "православных фундаменталистов") в концепции данной книги можно отнести тех, кто игнорирует, не понимает и отвергает православную историософию и место России в ней как вселенский удерживающий Третий Рим.
Вспоминая афоризм о. Константина (Зайцева), у них «Великая Россия заслонила собой Святую Русь». Для большинства из них идеал величия России ‒ в петербургском периоде и общих тогда с Европой культурных идеалах, поэтому они считают себя в этом смысле европейцами. Они в основном желают видеть Россию "страной как все", только более "передовой" в общечеловеческой семье, желая ее по-христиански облагородить (как поначалу наши славянофилы в XIX веке) и сетуют на "непонимание" России со стороны западных руководителей этой семьи, но без анализа причин такого отношения.
Разумеется, такие "просвещенные" патриоты тоже являются православными и "белыми" антисоветчиками, но и то и другое качество у них духовно не осмысленное, а как бы исторически-инерционное ностальгическое (в духе "России, которую мы потеряли" ‒ С. Говорухин), часто либерально-"толерантное" к разным демократическим воззрениям (со склонностью к "умеренно" монархическим), "интеллигентское" (в дореволюционное время такими патриотами были русские интеллигенты от Чаадаева до февралистов-октябристов, конституционных монархистов).
В этом они имеют общие точки соприкосновения с западниками. Вмести с ними они не вникают в смысл истории, в расстановку в ней противоборствующих сил Христа и антихриста, и потому, в частности, не понимают судьбоносной мiровой сущности табуированного еврейского вопроса или не осмеливаются в него вникать "страха ради иудейска". То есть, игнорируя миссию удерживающего Третьего Рима, игнорируют и противоборствующее ему глобальное царство антихриста, воздвигаемое "тайной беззакония", ‒ как это предсказано в Священном Писании. (Например, таковы "Красное колесо" и даже "Двести лет вместе" А.И. Солженицына.) Поэтому такие "просвещенные" патриоты мало пригодны к эсхатологической обороне нашей страны в непрерывно идущей Мiровой войне и многие по сути часто действуют на руку главному врагу ‒ как это наглядно проявилось в их отношении к "Письму 5000".
В среде таких "просвещенных патриотов" говорится и делается много правильного в критике советского богоборческого наследия и лукавой ресоветизации, и западной русофобии (в лице пресловутых "англосаксов", но не далее), и нынешней аморальной постсоветской "культурной элиты". В этой отрицающей программе их деятельность совпадает с нашей, и многие такие авторы представлены на сайте "Русская идея". Но в анализе мiровой расстановки сил, необходимых средств обороны и мiровоззренческого идеала ‒ Русской Идеи ‒ расхождения между нами существенны.
В виде примера я включаю в этот сборник полемическую статью об отношении к А.И. Солженицыну ‒ наиболее значимому представителю такого "умеренного" или "просвещенного" русского патриотизма. Его программа ‒ сбережение русского народа, но без уяснения смысла и цели его бытия. Выдающаяся личность и творчество Солженицына, его отношение к революции дают наглядный пример того, как отказ от православной историософии Третьего Рима мешает и таким великим русским людям четко ориентироваться даже в современных событиях.
Но есть и другие патриоты, не особо "умеренные в отрицании "особой миссии России" как удерживающего Третьего Рима, это у них вызывает острую аллергическую реакцию ‒ полемика с ними во второй половине этого раздела...
+ + +
Далее в этом разделе отрывки из статей:
Запад, коммунизм и русский вопрос. В связи с возвращением А.И. Солженицына
Отношение к Солженицыну ‒ лакмусовая бумажка трезвомыслия
и др.
Полемика об "удерживающем". Судьба одного понятия в православно-патриотической публицистике
О «гордыне богоизбранности», и еще раз об «истинно православной» русофобии
Заключение раздела:
О восстановлении самосознания Третьего Рима
Тезисы выступления 1 февраля 2007 г. на Круглом столе "Москва – Третий Рим: единство народа, духовной и светской власти на пути возрождения идеалов Святой Руси" в рамках "Юбилейных XV Международных Рождественских образовательных чтений".
"Вмести с ними они не вникают в смысл истории, в расстановку в ней противоборствующих сил Христа и антихриста, и потому, в частности, не понимают судьбоносной мiровой сущности табуированного еврейского вопроса или не осмеливаются в него вникать "страха ради иудейска". - Спасибо, Михаил Викторович за эти слова! Это самая актуальная мысль сегодня, ключевой вопрос современной геополитики! Того, кто ее не понимает, трудно назвать "Христианином" или "Русским"! (извините за нескромность и категоричность)