23.10.2007       5

Окончательный разгром войска Болотникова в Туле


10.10.1607 (23.10). – Окончательный разгром войска Болотникова в Туле

Бой мятежника Болотникова с войсками Царя Василия Шуйского

Бой мятежника Болотникова с войсками Царя Василия Шуйского

Иван Исаевич Болотников – мятежник эпохи Смутного времени в правление Царя Василия Шуйского. В молодости Иван был боевым холопом князя Телятевского, служил в его вооруженной свите, затем бежал казаковать на Дон и стал опытным воином, в одной из схваток с татарами был захвачен ими в плен и продан в рабство к туркам на галеры. После разгрома турецкого флота итальянцами попал в Венецию, откуда намеревался направиться через Польшу на родину.

В это время Русь была охвачена смутой. И хотя первый самозванец Лжедмитрий I был убит в Москве в мае 1606 г., смута не прекращалась, повсюду действовали разбойничьи шайки. И поляки тоже не отказались от поощрения смуты в России. Пустили новый слух, что назвавшийся "царем Димитрием" (Лжедмитрий I) не погиб, а бежал из Москвы и жив. На эту роль поначалу выдвинули некоего Михаила Молчанова, участвовавшего в убийстве Федора Годунова. Так возник новый бунт, предводителями которого стали путивльский воевода князь Григорий Шаховской, вступивший в конфликт с центральной властью, и Иван Болотников. Поляки действовали в этот период закулисно.

Когда Болотников услышал о "чудесном спасении" царевича Димитрия", прибыл к новому самозванцу, поверил ему и предложил свои услуги. Болотников рассказал ему о своем военном опыте, получил деньги и письмо к князю Г.П.Шаховскому и поехал в Путивль. Шаховской встретил бывшего холопа как "царского посланника" и, убедившись в его знании военного дела, поручил ему отряд в 12 000 человек. С ними Болотников в начале лета 1606 г. перешел границу России, рассылая грамоты. Он призывал холопов и казаков к грабежам и убийствам дворян и царских служилых людей, обещая от имени "спасшегося царя" прощение и щедрые льготы.

Василий Шуйский выслал против Болотникова отряд под начальством кн. Юрия Трубецкого, но, столкнувшись с мятежниками под Кромами, князь отступил. Это послужило сигналом к восстанию городов, холопов и инородцев. Мятеж охватил огромную территорию вплоть до мордвы. Город за городом провозглашали "царем" Димитрия и высылали к Болотникову вспомогательные отряды; холопы и крестьяне поднимались на своих господ и примыкали к мятежникам. К Болотникову начали присоединяться и некоторые стрельцы, служилые люди, и даже дворяне, недовольные правлением Царя Василия Шуйского. Так, примкнуло ополчение Истомы Пашкова, Ляпуновых - Захара и Прокопия. Болотников всюду распространял слух, что он сам видел "царя Димитрия", который и назначил его главным воеводой.

С этими серьезными силами Болотников направился к Москве. Стоявшие на пути города все признали власть главного Лжедмитрия; только в Коломне отважились сопротивляться, и это повлекло полное разграбление города. В 50 верстах от Москвы, близ села Троицкого, Болотникова встретила московская рать под начальством Мстиславского, однако он, не вступив в бой, едва спасся от преследования.

22 октября 1606 г. Болотников остановился в селе Коломенском, в семи верстах от Москвы, и продолжил рассылать по городам грамоты, возбуждая бедных и меньших против богатых и знатных и призывая всех целовать крест "законному государю Димитрию Ивановичу". Ополчение Болотникова выросло до 100 тысяч человек; из него выделялись отдельные шайки, по преимуществу холопов, которые своими набегами и разбоями держали столицу в осадном положении.

В Москве не хватало продовольствия, цены на хлеб сильно поднялись; в церквах стали служиться просительные молебны и был установлен покаянный пост. Многим казалось, что царствованию Шуйского скоро наступит конец. Но его спасли раздоры, поднявшиеся в стане осаждающих. Ляпунов и Пашков с приведенными ими дворянскими дружинами не могли одобрить того, что в своих грамотах "царский воевода" призывал чернь на грабежи и убийства всех, кто стоит выше ее по положению. Усомнились и в реальности существования "царя Димитрия", который упорно не желал показываться своему войску. Поэтому произошел переход на сторону Шуйского сначала Ляпуновых, а затем Истомы Пашкова. Они были прощены Царем, как подвергшиеся обману.

Постепенно по той же причине некоторые города начали выражать свое сомнение в существовании "царя Димитрия" и таковых его приказов. Шуйский стал получать подкрепления от переходивших на его сторону городов, которые высылали к нему ополчения дворян и детей боярских. Видя, что ратные силы Шуйского все более и более увеличиваются, Болотников решился действовать энергичнее: атаковал Симонов монастырь, но неудачно. Тем не менее ни потери войска (от постоянного ухода его людей), ни увещания Шуйского сдаться с обещанием дать ему важный чин, не сломили верности Болотникова Лжедмитрию. Шуйскому он отвечал: «Я целовал крест своему государю Димитрию Ивановичу - положить за него живот. И не нарушу целования. Верно буду служить государю моему и скоро вас проведаю... буду в Москве не изменником, а победителем». Следует отметить, что Болотников сам храбро участвовал в сражениях.

Наконец, собрав силы, Царь Василий решил из войны оборонительной перейти в наступательную, и в 2 декабря племянник Царя воевода М.В. Скопин-Шуйский разгромил войско Болотникова под Москвой. Мятежники отступили в Калугу, укрепили ее, собрали до 10 000 беглецов и приготовились к длительной обороне. Высланные царские отряды под начальством Мстиславского обложили город со всех сторон, производили частые приступы, разбили подходившее на помощь Болотникову ополчение под начальством кн. Масальского.

Но Болотников с успехом отбивался и сам делал удачные вылазки; ни потери в войске, ни недостаток в съестных припасах, особенно сильный к концу зимы, не заставили его склониться на сдачу, хотя ему и было обещано полное прощение. Одно только его смущало: "царь Димитрий" (Молчанов) еще не являлся, а вскоре и совсем куда-то скрылся. И не нашлось в тот момент в Польше никого другого, кто был бы готов рисковать своей жизнью и стать "Димитрием". (Новый Лжедмитрий II, известный как "тушинский вор", объявился полгода спустя в июле 1607 г.)

Тогда среди терских и волжских казаков был найден новый самозванец, принявший на себя имя "царевича Петра", будто бы сына Федора Иоановича, подмененного дочерью, вскоре умершею; кн. Шаховской решил воспользоваться им для продолжения восстания. Он отправил его в Тулу, а затем двинулся туда и сам. На выручку Болотникову он отправил отряд под начальством кн. Телятевского, который разбил царских воевод, князей Татева и Черкасского, под Калугою. При этом около 15 тысяч обманутых именем "царевича" царских ратников перешли на сторону мятежников, а остатки московского войска отошли к Серпухову. Болотников также сделал вылазку и рассеял осаждавших Калугу, которые бросили пушки, обоз и запасы. Затем Болотников из Калуги направился в Тулу, где уже были Шаховской и "царевич Петр".

30 июня к Туле с большим войском (около 100 тысяч) подступил сам Царь Василий Иванович Шуйский. Началась осада Тулы, продолжавшаяся более трех месяцев. Наконец, запрудою печки Упы затопили город. Наводнение усугубило голод; многие мятежники толпами являлись к Шуйскому с повинной, но главари мятежа продолжали сопротивляться и соглашались сдаться только тогда, когда им будет даровано прощение. В то же время главари мятежа слали в Польшу отчаянные просьбы, чтобы «высылали скорее какого-нибудь Димитрия для спасения их дела».

Царь пообещал им милость, и 10 октября 1607 г. боярин Колычев занял Тулу, ворота в город открыли противники Болотникова. Сам он явился пред Шуйским во всем вооружении, снял с себя саблю, положил пред Царем, стал на колени и произнес клятвенное обещание служить Царю верно до гроба. 18 октября Царь вернулся в Москву, туда же перевезли и возглавителей восстания.

Царь Василий нарушил обещание помиловать сдавшихся, оправдывая это продолжением военных действий несдавшихся отрядов. Многие из повстанцев были разосланы по разным городам в заточение, а многие казачьи атаманы из окружения Болотникова были убиты. Самого "воеводу" держали сначала в Москве, но когда активизировал военные действия Лжедмитрий II, в феврале 1608 г. Болотникова отправили в ссылку в Каргополь, где вскоре он был ослеплен, а затем утоплен.

В советской историографии "крестьянская война" Болотникова стоит в одном ряду с подобными "народно-освободительными" войнами Степана Разина (1670–1671) и Емельяна Пугачева (1773–1775), причиной которых якобы был невыносимый "царский деспотизм". Казакийцы-самостийники называют их "национально-освободительными войнами казачества против России". А ведь все эти "войны" не были направлены против самодержавия и царской власти как таковой, и уж тем более не были против России: и возглавители восстаний и поддерживавший их русский народ выступали за "настоящего Царя", который накажет бояр-изменников и восстановит справедливость.

Другое дело, что этим устремлением успешно манипулировали и прикрывали свои преступления и разбойничьи шайки, и самозванцы, и их заграничные кукловоды с целью ослабления и завоевания России. Жестокий кровавый характер этих бунтов, "безсмысленных и безпощадных", также не делает им чести. Даже в искренность "истинного монархиста-легитимиста" Болотникова не очень верится, учитывая его продолжительное пребывание в Польше, да и наивным человеком он не был.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25102305

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 5 комментариев
  1. blank Владимир:

    "Другое дело, что этим устремлением (устремлением, как я понял, к справедливости) успешно манипулировали и прикрывали свои преступления и разбойничьи шайки, и самозванцы, и их заграничные кукловоды с целью ослабления и завоевания России."
    Кукловоды были, есть и будут. В иных международных отношениях и власть России выступает также кукловодом, если нет, то грош ей цена.
    В России, если верить выступающим с экрана, более 20 миллионов живут ниже уровня бедности. Вы, господа, уверены, что эти 20 миллионов каждое утро встают со словами здравицы власти в России? Или они также, как и их деды и прадеды, жаждут справедливости и более достойной жизни для себя , детей и внуков?
    В 1913 году праздновали 300 - летие дома Романовых, а П. Столыпину жизнь не отвела и 20 лет для его реформ для более справедливого благоустройства России в интересах широких масс народа России.
    Уверен, чтобы быть понятыми людьми, живущими в настоящей России, нужно не бояться говорить правду о власти, тем более ушедшей ... . Народ в императорской России долгое время был только средством выживания господ: вспомним крепостное право, от которого так господам не хотелось отказываться. Нужно было только дать крестьянам, как гражданам России, которые жизни клали за Россию на войнах, землю. Если я не прав, подскажите.
    Власть России в нынешнее время, как и в самодержавный период, ведёт войну за рубежом (Сирия), оказывает всяческую помощь народам других стран (прощает миллиарды долгов, оказывает гуманитарную помощь), но поддержат ли её эти 20 миллионов граждан России в трудный для неё период или с радость предадут анафеме и пойдут, как и встарь, за новым "Лжедмитрием" или новым "Лениным - Сталиным", который пообещает им более достойную жизнь?
    Здесь и кукловоды будут не нужны, учитывая созданную этой властью систему поддержки себя, но не обеспечивающую нормальную жизнь широким слоям граждан России.
    Уверен, чем честнее вы будете перед своими читателями и сторонниками, тем будет справедливее.

  2. Владимиру. К кому вы обращаетесь с этим призывом на нашем сайте? Приведите, пожалуйста, пример нечестности у нас.

  3. blank Владимир:

    Думаю, что Вы поняли: речь идёт об отсутствии, на мой взгляд, полноты информации о проблемах русского самодержавия, которые и привели к её краху. Возможно я поздно заинтересовался Вашим сайтом.
    Я не против монархии, но конституционной. Монарх должен быть наделён функцией роспуска "парламента" и образованного им правительства в интересах следования принципам организации России, как Русского государства.
    Я согласен со словами Д. Дидро: Воля личности может быть, как благой, так и дурной, воля народа - всегда благо.

  4. О проблемах русского самодержавия, которые привели к его краху, у нас достаточно полно говорится во многих других материалах: в разделе Библиотека/История, в статьях календаря "Святая Русь", м.б. Вам пригодится и соответствующая глава II из книги ВТР: https://rusidea.org/410201 . О сущности русской монархии см.: http://srn.rusidea.org/?a=90000
    А данная статья только о разгроме Болотникова.

  5. blank Владимир:

    Спасибо.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 21.11.2024 в 09:53 на Этот день в истории: 7/20 ноябряСпасибо огромное, Михаил Викторович, за календарь сей ! Поздравляем вас с днем небесного покровителя архистратига Божия Михаила и всего воинства ангельского !
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.