«Въ храмѣ стояще славы Твоея, на небеси стояти мнимъ»...
Праздникъ Входа во храмъ Пресвятыя Богородицы, совершаемый Церковью 21 ноября по нашему православному календарю, живо и ярко учитъ насъ, какое громадное значеніе имѣетъ для насъ храмъ Божій.
Въ этотъ день вспоминается исполненіе обѣта надъ Пречистой Отроковицей — Дѣвой Маріей, который дали Ея благочестивые родители Іоакимъ и Анна еще до Ея рожденія. Будучи безплодными и скорбя объ этомъ, они просили Бога даровать имъ дитя, обѣщая посвятить его на служеніе Ему. Молитва ихъ была услышана: Господь даровалъ имъ дитя, нареченное Маріею, и вотъ, едва исполнилось Ей три года, какъ они уже спѣшатъ исполнить свой обѣтъ и приводятъ Ее въ храмъ Господень во Іерусалимѣ, дабы посвятить Ее на служеніе Господу. Въ богослуженіи этого дня вспоминается, какъ самъ первосвященникъ Захарія встрѣтилъ Пречистую Отроковицу и, по особому откровенію Божію, ввелъ Ее во святая-святыхъ, куда обычнымъ смертнымъ доступа не было и куда онъ самъ могъ входить лишь однажды въ годъ. Сами Ангелы поразились необычайности этого событія, какъ поется объ этомъ въ торжественномъ пѣснопѣніи этого праздника: «Ангели вхожденіе Пречистыя зряще удивишася, како Дѣва вниде во святая святыхъ».
Зачѣмъ все это было нужно?
Затѣмъ, чтобы Пречистая Отроковица Марія, получивъ воспитаніе въ храмѣ, овѣянная благодатію Божіею, могла стать достойнѣйшимъ сосудомъ воплощенія отъ Нея Сына Божія. Она приводится въ храмъ Господень, какъ поется въ пѣснопѣніяхъ этого праздника, «Тому уготоватися въ Божественное жилище». Вотъ почему праздникъ Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы является какъ бы преддверіемъ великаго праздника Рождества Христова — приготовляетъ насъ къ нему, отчего съ этого дня начинаетъ воспѣваться въ храмахъ рождественское ликующее пѣснопѣніе: «Христосъ раждается, славите, Христосъ съ небесъ, срящите!» Вотъ почему и въ тропарѣ этого праздника такъ выразительно поется: «Днесь благоволенія Божія предображеніе:... въ храмѣ Божіи ясно Дѣва является, и Христа всѣмъ предвозвѣщаетъ»...
Великое событіе рожденія въ мірѣ Сына Божія стало возможнымъ только потому, что избранная орудіемъ для этого чудеснаго событія Отроковица была введена въ храмъ Божій и получила въ немъ свое воспитаніе.
Такъ вотъ, слѣдовательно, сколь безмѣрно велико воспитательное значеніе храма Божія! Онъ можетъ дѣлать людей святыми: онъ можетъ настолько освятить и духовно возвысить природу человѣка, что послѣдній становится способнымъ ко вселенію въ него Самого Бога.
Пречистая Отроковица Марія въ пѣснопѣніяхъ нынѣшняго праздника именуется «Храмомъ одушевленнымъ Великаго Царя». Но и всѣ мы, христіане, призваны къ тому, чтобы стать одушевленными храмами Божіими. Господь и создалъ насъ для Себя, — чтобы обитать въ насъ, какъ въ храмахъ Своихъ. Объ этомъ ясно учитъ Слово Божіе: «Развѣ вы не знаете, что вы — храмы Божіи, и Духъ Божій живетъ въ васъ?» (1 Кор. 3, 16). Но Духъ Божій не можетъ обитать въ нечистыхъ сосудахъ. Своей нечистой, грѣховной жизнью мы изгоняемъ Духа Божія изъ душъ своихъ и тогда легко можемъ стать — не дай этого Богъ! — капищами врага Божія — сатаны.
Храмъ Божій, воспитывающій насъ въ истинномъ благочестіи и освящающій насъ Божественною благодатью въ таинствахъ церковныхъ, потому и необходимъ намъ, чтобы помочь намъ искоренить въ себѣ всякую нечистоту грѣховную и сдѣлать насъ одушевленными храмами Божіими.
Вотъ почему Богомудрые Отцы наши всегда именовали храмъ «училищемъ благочестія». Особенно подчеркивалъ такое значеніе храма Божія нашъ великій всероссійскій праведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій, самъ испытавшій на себѣ всю благотворную воспитательную силу храма, которой онъ обязанъ своимъ собственнымъ духовнымъ ростомъ, своей святостью, своимъ величіемъ, прославившимъ его на всю Россію и даже заграницей. Въ самомъ нѣжномъ дѣтскомъ возрастѣ его отецъ — благочестивый сельскій дьячокъ всегда бралъ его съ собой въ храмъ на всѣ богослуженія, и вотъ какой дивный пастырь, молитвенникъ и чудотворецъ постепенно созрѣлъ духовно изъ его маленькаго Вани!
Недаромъ поэтому св. Іоаннъ въ своемъ вдохновенномъ дневникѣ «Моя жизнь во Христѣ» такъ много восторженныхъ молитвенныхъ строкъ посвящаетъ именно храму, краснорѣчиво рисуя все безмѣрное значеніе для христіанина именно церковной молитвы и постоянаго участія въ Богослуженіи.
«Христіанинъ безъ церкви, какъ рыба безъ воды», говоритъ онъ, «не можетъ жить истинною жизнью: церковь — его стихія».
«Въ церкви мы вытрезвляемся отъ мірскаго обаянія и опьяненія страстей и похотей житейскихъ, просвѣтляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, къ Богу приближаемся, съ Богомъ соединяемся. Какъ долженъ быть достопочтенъ и достоинъ любви храмъ Божій, какъ любили его святые Божіи человѣки!»
Сознаемъ ли мы достаточно живо и ясно все великое значеніе для насъ храма Божія, какъ училища благочестія? любимъ ли мы его, дорожимъ ли имъ, цѣнимъ ли его, какъ должно? является ли для насъ большимъ невознаградимымъ лишеніемъ каждое пропущенное безъ уважительной причины Богослуженіе?
Если да, то, слава Богу, мы на вѣрномъ пути. Если же нѣтъ, то мы — въ великой опасности: намъ неоткуда научиться, по-настоящему, истинѣ и добру, неоткуда черпать необходимое вѣдѣніе и силы для безопаснаго прохожденія тяжелаго жизненнаго пути — каждый мигъ грозитъ намъ повсюду поджидающая насъ смерть духовная — погибель вѣчная, безконечная.
«Въ церкви», говоритъ св. прав. Іоаннъ Кронштадтскій, «находится истинная пища для нашихъ душъ: Слово Божіе, таинства, Богослуженіе, чтенія, пѣснопѣнія, священные обряды, питающіе умъ и чувство. Ходите чаще и причащайтесь нетлѣнія умомъ, сердцемъ и устами. Въ мірѣ вы питаетесь постоянно только тлѣніемъ: ваше зрѣніе, вашъ слухъ, вкусъ, обоняніе, осязаніе. разумъ, память, представленіе, воображеніе всѣ чувства питаются тлѣніемъ. Въ церкви все нетлѣнно: красота нетлѣнная, вѣчная, сладость нетлѣнная, богатство нетлѣнное, слава нетлѣнная»...
«Въ церкви все премудро, свято, благолѣпно, животворно, поучительно...»
«Здѣсь въ церкви — врачество для всякой болящей грѣхами и скорбями души... здѣсь исцѣляется душевная слѣпота... "Вся силы къ животу и благочестію" положены въ церкви. Чудно устроено все суточное, недѣльное и годичное Богослуженіе».
Богослуженіе наше даетъ намъ истинное просвѣщеніе, которое состоитъ въ сознаніи своей грѣховности, и учитъ насъ искать Спасителя, стремиться къ Нему. Вотъ, какъ подчеркиваетъ такое учительное значеніе храма съ его Богослуженіемъ св. Іоаннъ:
«Святая Церковь на каждомъ Богослуженіи желаетъ родить въ насъ чувство и убѣжденіе или сознаніе нашей крайней грѣховности, крайней немощи, крайней духовной бѣдности, нищеты, слѣпоты, наготы и вмѣстѣ съ тѣмъ чувство нужды въ Спасителѣ; для того всѣ молитвы, псалмы, пѣнія и пѣсни духовныя; для того ектеніи, для того таинства, для того — всѣ службы»...
«Какое чудное духовное богатство въ церкви, богатство вѣры, упованія и любви, богатство благости, милосердія, премудрости Божіей, богатство чудесъ, очищенія прегрѣшеній, освященія, просвѣщенія, утѣшенія, мира и свободы духовной! О если бы всѣ вѣрные и невѣрные знали и познали это, и помнили — и усердно притекали къ церкви!»
Церковь — воистину есть дивное «училище благочестія», ибо она, по словамъ св. прав. Іоанна, есть «духовная врачебница», гдѣ немощствующее язвою грѣха человѣчество врачуется благодатными врачеваніями, данными отъ Бога — покаяніемъ и причащеніемъ св. Христовыхъ Таинъ Тѣла и Крови Христовыхъ, и Словомъ Божіимъ — наставленіями и совѣтами и утѣшеніями пастырей словеснаго стада Христова!..
Церковь не просто учитъ, но и воспитываетъ, какъ говоритъ св. Іоаннъ: «Христіанинъ неотмѣнно долженъ заботиться о своемъ духовномъ воспитаніи... По намѣренію Божію, св. Церковь есть первая и самая законная воспитательница христіанскихъ душъ...
«Человѣкъ-христіанинъ! Доколѣ есть время, постарайся здѣсь на землѣ присвоиться Богу и святымъ Его чрезъ вѣру и благочестіе; будь церковнымъ, впитывай въ себя духъ церковный, духъ покаянія, святыни мира, Богомыслія, духъ любви, кротости, смиренія, терпѣнія, благопокоренія, спасенія. Не поднимай высоко свою голову и не презирай Матери своей Церкви, спасающей тебя, — бывай часто въ храмѣ во время Богослуженій, стой со смиреніемъ, слушай, размышляй, или читай и пой!..»
Чему учитъ насъ Церковь?
Самому важному — дѣлу спасенія душъ нашихъ. Вотъ почему, по словамъ св. прав. Іоанна, мы должны «учиться этому дѣлу» у Церкви. Святые, которые старались заниматься этимъ дѣломъ и выполнили его превосходнымъ образомъ, оставили это свое духовное наслѣдіе — «искусство покаянія и спасенія» Церкви Православной, сложивъ въ нее, какъ въ вѣрную сокровищницу, все свое разумѣніе, свое слово, свое усердіе, свое искусство, свои опыты. У ней-то и будемъ учиться покаянію и спасенію!..»
Вотъ почему безумно поступаютъ тѣ христіане, которые лѣнятся посѣщать храмъ Божій, пренебрегаютъ церковной молитвой и таинствами и думаютъ, что можно обойтись безъ храма, что посѣщеніе храма — дѣло неважное, необязательное, или тѣ, которые приходятъ въ храмъ не для прилежной, внимательной молитвы, а только по обычаю — «людей посмотрѣть и себя показать» и ведутъ себя въ немъ разсѣянно и неблагоговѣйно: сами не молятся и другимъ мѣшаютъ молиться, словно забывая, что это храмъ Божій, а не какой-то свѣтскій салонъ или клубъ, гдѣ можно повидаться и поболтать съ своими друзьями и знакомыми, что, къ сожалѣнію, въ наше время такъ часто случается.
Такіе, легкомысленно-настроенные люди лишаютъ себя самой великой радости — стать одушевленными храмами Божіими, и несомнѣнно, рано или поздно, если во время не спохватятся и не образумятся, могутъ сдѣлаться нечистыми капищами врага Божія — сатаны.
Особенно великое преступленіе совершаютъ тѣ безпечные родители, которые съ самыхъ раннихъ лѣтъ не пріучаютъ своихъ дѣтей къ храму Божію, къ церковной молитвѣ и къ частому причащенію св. Христовыхъ Таинъ. Они поистинѣ могутъ быть названы дѣтоубійцами и даже хуже, ибо Христосъ-Спаситель сказалъ: «Не бойтесь убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убить; а бойтесь болѣе того, кто можетъ и душу и тѣло погубить въ гееннѣ» (Матѳ. 10, 28). Кто не приводитъ своихъ дѣтей въ храмъ, тотъ нарушаетъ этимъ и прямую заповѣдь Господню, ибо Господь сказалъ: «Не препятствуйте дѣтямъ приходить ко Мнѣ, ибо таковыхъ есть Царство Небесное» (Матѳ 19, 14).
Какъ стремительно растетъ сейчасъ во всемъ мірѣ преступность и развратъ! Поистинѣ жить становится страшно! И это только потому, что люди совсѣмъ пренебрегаютъ теперь религіознымъ воспитаніемъ своихъ дѣтей, власть имущіе во многихъ странахъ даже запрещаютъ это, храмы закрываются или пустѣютъ, такъ какъ ихъ не посѣщаютъ слишкомъ ужъ «умные» и «культурные» современные люди, въ гордынѣ своей бросающіе вызовъ Самому Богу, нерѣдко кощунствующіе и богохульствующіе.
И вотъ — плоды этого налицо, у насъ передъ глазами! Дѣти рано перестаютъ быть дѣтьми, даже лица и выраженія глазъ у нихъ уже въ самые ранніе годы становятся не дѣтскими, и они легко дѣлаются способными на самое страшное, самое гнусное преступленіе, о чемъ мы постоянно теперь слышимъ и читаемъ въ повседневной прессѣ. Страшно даже подумать, на что способны современные дѣти!
Ни для дѣтей, ни для взрослыхъ нѣтъ лучшаго училища, нѣтъ лучшаго воспитательнаго учрежденія, чѣмъ храмъ Божій съ его дивными чтеніями, пѣснопѣніями и всѣми благодатными установленіями, назидающими душу, очищающими ее отъ всякой грѣховной скверны и нечистоты и укрѣпляющими въ Божіей Истинѣ и Добрѣ. Поэтому ни одинъ разумный человѣкъ, желающій себѣ и другимъ добра, не станетъ избѣгать храма Божія, не лишитъ церковнаго воспитанія своихъ дѣтей.
Вѣдь «храмъ есть», какъ учитъ св. праведный Іоаннъ, «земное небо». Входя въ него, мы какъ бы оставляемъ на время эту грѣшную землю со всѣми ея пакостями и мерзостями и возносимся на небо, «входимъ въ другой, небесный міръ». «Какъ долженъ быть достопочтенъ и достоинъ любви храмъ Божій, какъ любили его святые Божіи человѣки!» И если мы будемъ благоразумны и внимательны къ святынѣ храма Божія, то и мы полюбимъ его и поймемъ тогда, почему такъ трогательно молился Псалмопѣвецъ и сами будемъ молиться подобно ему:
«Едино просихъ отъ Господа, то взыщу: еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрѣти ми красоту Господню и посѣщати храмъ святый Его» (Пс. 26, 4).
Будемъ же со всѣмъ усердіемъ посѣщать храмъ Божій, пока есть для этого у насъ возможность... пока не отнялась еще эта возможность! Время вѣдь «лукаво», какъ никогда! И одинъ Господь вѣдаетъ долго ли мы сможемъ пользоваться этой пока счастливой возможностью?
Архіепископъ Аверкій (Таушев)
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св.-Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 г.г.. — Джорданвиль: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1976. — С. 254-259.
+ + +
МВН. Позволю себе частное суждение грешного мiрянина. Как-то на Пасху мы ехали в домовой храм РПЦЗ в Подмосковье, но подъезд личного транспорта в этот поселок был перекрыт гаишниками из-за близлежащего кладбища ‒ такова пасхальная практика в РФ (рекомендуется ехать на общественном транспорте). Я сказал полицейскому, что мы едем в храм на службу и кое-что везем, на что он сильно раздражился, приняв меня за клирика, и стал ругать "святых отцов", которые отказали ему в отпевании отца, "согласившись лишь за очень большую сумму". Мы попытались объяснить ему, что не принадлежим к МП, после чего он нас с трудом пропустил.
Разумеется, владыка Аверкий говорил в этой проповеди о храме в настоящей Церкви и о достойном духовенстве, выполняющем свое служение "церковнаго воспитанія". Если же священник учит прихожан благочестию, повторяя им безконечно одно и то же и стращая вечными муками в аду, но сам в своем поведении и его вышестоящее начальство демонстрируют несоответствие этому, то они таким "училищем лицемерия", проповедью послушания и борьбы мiрян с их личными грехами (а что прихожанам кажется грехами духовенства, "Святейший замолит"), они скорее вообще оттолкнут от Православия многих, ищущих в Церкви правду. И таких примеров, к сожалению, множество... Они есть не только в МП, где эта проблема сильно запущена, но и в "осколках" РПЦЗ по разным причинам... Известно, что с таких пастырей, которым много дано, Господом и спросится больше... Но прихожанам от этого не легче. Такова особенность нашего времени...
И есть немало общин, которые во главе со своими священниками отчаялись найти должных архипастырей и служат без их "омофора", поминая "Епископство всех православных" или "Всякое епископство православных", как ранее бывало в истории Церкви... И у них храм ‒ это не обязательно церковное здание с куполами, тем более что это в РФ запрещено общинам, не состоящим в МП...
Храм сегодня там, где служение Истине Христовой во всех ее измерениях ‒ и личном, и русском национальном, и государственном, и вселенском.