Пацаны и «чушпаны»: в чем секрет популярности сериала «Слово пацана»
Криминально-приключенческий сериал Жоры Крыжовникова бьет рекорды по просмотрам и собирает высокий зрительский рейтинг. Разбираемся, в чем секрет успеха этого безжалостного, драйвового и ностальгического путешествия в конец 80-х.
О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Режиссер обеих частей разухабистого «Горько!» и трагикомедии «Звоните ДиКаприо!» Жора Крыжовников в новом сериале обратился к драматичным событиям конца советских 80-х. На дворе перестройка. Районы Казани поделены между молодежными преступными группировками. Стенка ходит на стенку, «универсамовские» на «разъездовских». Кто в бандах не состоит, может нарваться и на тех, и на других.
Светлый мальчик Андрюша в аккуратно повязанном пионерском галстуке как раз из таких одиночек. Ходит в музыкалку, слушается заботливую маму, готовит доклад. Но, несмотря на внешнюю интеллигентность, столкнувшись в автобусе с развязным хулиганом Маратом, Андрей не гнется. Он человек, а не «чушпан».
Вскоре выяснится, что проще, драйвовее и безопаснее — быть пацаном. Одним из всех, ведь все — это сила. Андрей подружится с тем самым Маратом, «пришьется» к уличной банде, набьет мозоли на кулаках в драках и бесповоротно изменит свою жизнь.
В основе «Слова пацана» лежит изданный в 2020 году роман Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». В книге с явным автобиографическим налетом (Гараев в юности сам состоял в молодежной группировке) рассказывается о «казанском феномене». Хотя подростковые банды появлялись по всей стране, в Казани криминальные отряды контролировали не отдельные районы, а распространялись по всему городу, у каждой улицы и двора были свои хозяева. Группировки отличались строгостью правил и иерархичностью.
Режиссер Жора Крыжовников признается, что и у него самого был подобный уличный опыт. Сценарий он написал вместе с давним соавтором Андреем Золотаревым, стараясь достичь максимального правдоподобия во всем: от уличной лексики и ностальгического саундтрека («Мираж», Ласковый май») до одежды и интерьеров.
Зачем смотреть
Живая, не бутафорская фактура — первое, что поражает в сериале. У тех, кто хоть краем жизни застал перестроечные времена, от одного взгляда на колючие мохеровые шарфы начинает зудеть кожа. Узнаются шапки-петушки, сиротские драповые пальто, вязаные кепки. Чтобы увидеть такие же, можно заглянуть в любой советский семейный альбом. И хотя съемки велись не в Казани, а в Ярославле, время в этих живых декорациях словно откатилось на сорок лет назад.
Предельное правдоподобие — и в лицах в кадре. Несмотря на Ивана Янковского на постере в качестве приманки, главные роли отданы актерам не столь известным (Леон Кемстач, Рузиль Минекаев, Лев Зулькарнаев, Анна Пересильд). И тут — ни одной неудачи, на кого ни посмотри — всюду подростковые колкие взгляды, припухшие веки, смесь озлобленности и наивности.
Атмосфера 80-х тоже передана достоверно, даже болезненно. Неуютные школьные столовки и раздевалки, где раздаются зуботычины. Обшарпанные подъезды и хоккейные коробки, где снег обагряется кровью. Этот мир не кажется уютным местом. Страна уже начала меняться и расшатываться. Безопасно можно чувствовать себя только среди своих. А свои — только те, что с района, родные универсамовские. Все прочие — чужие, с ними драка до крови и потери создания.
Пацаны так спасаются от ненадежного скособоченного мира, в котором родители маются от зарплаты до зарплаты. Строят свое безопасное пространство, где есть кодекс чести (слово пацана), где свой не предаст, а если предаст, значит «чушпан». Где почти армейские правила и ведется своя маленькая война... Когда знаешь, кто — свой, и блюдешь правила, даже самые жестокие, сразу понятно, как жить. Но безопасность эта иллюзорна. А уличное братство — не так надежно, как хочется думать.
Но если пацаны четко знают, кто свой, кто чужой, то их родители показаны предельно растерянными. Папа разболтанного Маратика, приличный советский гражданин в исполнении Сергея Бурунова, то недоумевает, то хватается за ремень, чтобы привести сына в чувство. Героиня Юлии Александровой, мама Андрея, горюет по сыну истово, как в древнегреческих трагедиях: воет, впадает в ступор, занимается самосжиганием.
«Слово пацана» — сериал о буйной, злой и юной энергии, которой наполняются улицы. О кажущейся попытке взять жизнь под контроль. О силе, которая в кровь разбивает не только лица, но и судьбы. Хороший мальчик Андрюша обнаружит в себе жестокость и даже не удивится. Соврет маме — и получится почти естественно. Почувствует в себе силу — и станет отвратительным. Такое мы уже видели: похожая трансформация произошла с героем Аль Пачино в «Крестном отце». И привела в итоге к его полнейшему обесчеловечиванию.
Яростными боями до кровавого месива «Слово пацана» рифмуется и с финчеровским «Бойцовским клубом». И как герой Эдварда Нортона дерется сам с собой, пацаны одной школы, одного города, одной страны колошматят друг друга под «Седую ночь».
Почему можно не смотреть
«Слову пацана» приписывают флер романтичной опасности. Мол, захочется теперь и нынешним юнцам стать королями улиц, вооруженными арматурой. Но на героев не хочется быть похожими. За них, скорее, страшно. А страх это совсем не то чувство, с которым хочется брать с кого-то пример. Зато сериал можно покритиковать за отрывистость драматургии. Повествование состоит из нанизанных друг на друга отдельных сценок, не всегда между собой связанных. Некоторые эпизоды не имеют продолжения и не влияют на дальнейшее развитие событий. Хотелось бы более последовательного раскручивания сюжета и вместе с ним развития пацанских характеров.
Нельзя не отметить почти комичную фиксацию авторов на головных уборах. Хорошая шапка — ценная вещь в советское время. Но головные уборы до смешного часто двигают сюжет вперед, становясь самым желанным, часто исчезающим и внезапно появляющимся предметом, этаким макгаффином. Но, справедливости ради, галерея головных уборов в «Слове пацана» просто выдающаяся.
Рита Железнякова
https://kino.mail.ru
МВН. Признаться, я весьма отстал от современной культурной лексики, которая используется автором: "драйвовый", "саунддрек", "макгаффин"... Но оставляю ее тут, т.к. это ведь тоже "культура", только в отличие от примитивной пацанской ‒ продвинутая...
«Чернуха» или «Жесткая правда»? В Сети спорят зрители «Слова пацана»
Aif.ru поинтересовался, как восприняли зрители криминальный 8-серийный проект. Оказалось, народ разделился на тех, кому сериал, говоря языком молодежи, «зашёл», и тех, кто считает, что такое в принципе ни снимать, ни показывать нельзя. Среди зрителей много тех, кто прочувствовал конец 1980-х и начало 1990-х на себе…
«Трагедия целого поколения»
Андрей Корбут: «Мой отец 1970 года рождения, я – 1993-го. Отец не пережил 1990-е. Равно как и бОльшая часть пацанов из его выпускного класса… Девяностые – это трагедия целого поколения, не надо их романтизировать».
Мария Бардина: «Сериал одновременно и неплох – актерами, режиссурой, погружением. И вреден тем, что всю реальность решили показать именно глазами подростков. То, что все герои, которых противопоставляют пацанам, - убогие, без полутонов, без индивидуальности, без подвыверта и юмора, - считаю самым большим промахом сериала».
Береза: «Для чего снят этот фильм? Дети, молодёжь будут смотреть этот ужас! Чтобы воспитать жестокость! Он «убивает» всё положительное в человеке».
arkady.kapustyan: «Я родился в 1996 году. И… я не смог найти в себе силы и достаточный уровень... небрезгливости, чтобы хотя бы начать смотреть, ибо слово «пацан» меня элементарно отпугивает».
Гоп-стоп: «Снимать про кровь и зубы на асфальте мы научились. Осталось научиться снимать про людей… Мне в «Слове пацана» никого не жалко, ни за кого не переживаю. Бурунов хороший артист. Но… его персонажу не верю. Много косяков: кепки-музыка-куртки-шапки… Переплюнуть «Бригаду» или «Парней из стали» не удалось…».
Neo Kinescop: «Фильм для любителей нуара. Им восхищается та же аудитория, что восхищалась Фишером и Чикатило. Остаётся надеяться, что молодёжь эту чернуху смотреть не будет - вряд ли им интересны проблемы 40-летней давности».
И.Т.: «Это история времени, когда на молодежь было наплевать. Всем. Я 81 года и жила весь этот ужас. В то время погибло очень много подростков, и они в этом не виноваты, до них просто не было никому дела».
192viet2: «Сам казанский. Казанские и челнинские говорят - более жёстко было. Зеленодольцы, думаю, так же скажут. В Казани в 80-е каждый год по несколько человек насмерть забивали, а просто покалеченных - не счесть... Все наименования группировок… подлинные, существовали в 80-е и многие существуют до сих пор».
i.anan: «Поймут только те, кому за 50... Даже с поездов целыми составами снимали тех, которые ехали «помахаться» в другие города».
чебурашка-74: «Нельзя романтизировать молодёжные банды восьмидесятых. За это надо к вышке приговаривать. Для тех, кто зарабатывает на этом деньги, нет ничего святого».
Milena2020: «Фильм нужно смотреть всем и каждому, чтобы понять, как жить НЕЛЬЗЯ».
Павел: Только один вопрос,Кто финансироровал и заказывал?? И это главный наверно вопрос...
Происхождение слова "пацан"
Справка из Википедии
Происхождение слова спорно. М.Т. Дьячок и И.Г. Добродомов предлагают вывод из «поц» (половой член на идише, в переносном смысле «глупец») с жаргонным суффиксом «-ан» (такого суффикса в идише нет), но множественное число как в немецком - «поцен». В Этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера слово выводится из южнорусского «пацюк» (поросёнок, крыса), Дьячок считает это происхождение менее вероятным, наряду с образованием из «паць, паць-паць» (звуки, которыми подзывают свиней).
Слово отсутствовало в текстах до начала XX века и вошло в литературный оборот только в 1920-х годах (у М.А. Шолохова и, почти одновременно, Н.А. Островского) для обозначения персонажей из люмпенизированной среды. М.Т. Дьячок и И.Г. Добродомов указывают на несомненно «причерноморско-южноукраинское» происхождение слова.
А. В. Миртов в 1929 году в словаре «Из лексикона ростовских беспризорников и босяков» включил «пацан» (вар: «бацан») как «новое городское слово» в значении «уличный мальчик». Проникновение уголовного жаргона в общепринятый язык в 1920—1930-х годах привело к включению слова в «Орфографический словарь русского языка» в 1949 без специальных пометок (при этом ни словарь Ушакова, ни словарь Ожегова слово не включили). По мнению Добродомова, это включение было результатом ошибки, которая была повторена в 1985 году в «Орфоэпическом словаре».
Добродомов считает, что слово так и не вошло в литературный язык («без особых целей не употребляющееся») и было относительно слабо распространено в советское время. По мнению Дьячка, слово широко распространилось уже в 1960-е годы (В.П. Аксёнов) и стало использоваться в массовом масштабе после перестройки. Однако, войдя в письменный язык, по Дьячку слово так и не стало литературным: хотя в просторечии слово стало нейтральным, образованные люди избегают его употребления за пределами имитации просторечия.
Изначально слово обозначало малолетнего хулигана 12-13 лет, к началу XXI века верхняя граница возраста «пацанов» сдвинулась к 30-35 годам и зависит от поведения конкретного человека: пацан — это тот, кто ещё не стал взрослым «мужиком».
По мнению М. Т. Дьячка, носители просторечия в России образуют свою просторечную «пацанскую» культуру (употребление просторечий характерно именно для молодых мужчин). Дьячок возводит эту культуру к архаичной общинной культуре в сплаве с лагерно-уголовной и считает, что в начале XXI века средства массовой информации, кино, литературы пытаются эту культуру легализовать; он приводит слова В. Аллахвердиевой и А.Ю. Плуцер-Сарно: «Это им [пацанам] посвящаются отечественные блокбастеры, они регулярно фигурируют в СМИ, они присягают Родине, на их крепких плечах держится наша культура и наше будущее».
Популярность сериала «Слово пацана» на Украине
Популярность сериала «Слово пацана» на Украине много кого удивила.
Вроде как война, публичный бойкот русского языка, русской культуры и вдруг такой прорыв - сериал об уличных бандах Казани главное культурное событие последнего месяца на Украине.
И это в год 150-летия Рахманинова и Шаляпина. В каждом российском утюге, в каждого фронтовом пропагандистском матюгальнике должны гонять 2-й концерт и «Дубинушку», чтобы значит хохлов русскостью облучать.
Но оказалось, что общее у нас не в классической культуре, Пушкин тут не помощник, даже он сложноват для братско-народного единения. А вот блатная тематика одна, феня - это и есть универсальный язык русско-украинского общения.
Причем сразу виден перекос. Если 20 лет назад «Бригада» - это общий русско-украинский нарратив, визуализация общего подсознательного. То теперь для россиян «Слово пацана» - это понятное, резонирующее, но ретро, то для украинцев это всё ещё визуализация актуального подсознательного.
При этом украинская пропаганда активно стигматизирует россиян, и пророссийских жителей Украины, как адептов блатной культуры (небезосновательно), но на Украине это куда более укоренено. И если в РФ эта культура последние 10 лет активно уходит, даже несмотря на пароксизмы типа АУЕ (на самом деле очень локальной субкультуры, которую, к тому же, быстро купировали), то на Украине - агрессивная тюремная культура очень уж плотно проникла в народные толщи, перешла узкие рамки блатного, полублатного и околоблатного мира, став частью национального кода.
Это очень заметно даже по тем украинцам, или украинским русским, которые выбрали российскую сторону и пытаются как-то окультуриться, но все равно постоянно проскакивает феня и распальцовка. Или, например, по блогерам, в том числе пытающимся позиционировать себя в качестве респектабельных. Посмотрите на того же Шария. Человек упорно корчит из себя киевского уличного гопника, поясняющего фраерам расклады.
https://t.me/istrkalkglk/4836
«Пацан может и вырастет в нормального русского парня, юный пионер-ленинец ‒ никогда»
На тему "Слова пацана" имею сказать простую вещь.
Если не формировать, в общенациональном масштабе, спартанскую организацию воспитания детей, то сама собой образуется пацанская организация.
Но у нас в стране есть простая проблема. Все наши формы социальности - это отбитый совок. У нас государство не сможет создать скаутские организации, оно будет упорно возрождать блевотную пионерию и прочего дедушку Ленина. А между Лениным и пацанами выбор для меня лично не очевиден - пацан может и вырастет в нормального русского парня, юный ленинец - никогда. Подпускать неосоветское государство с неосоветскими формами к детям - нельзя ни в коем случае.
Поэтому пока что единственный путь не свалиться в пацанство - это нормальная вменяемая русская семья. Где она есть - всё будет, пусть не сразу. Где нет - там и дальше будет ауешный ад.
Разумеется кое-где местами есть православные молодежные организации, сам знаю такие, есть военно-спортивные организации (ужас-ужас-фашизм). Но это именно что местами.
Еще наше государство может праздновать победу над молодежными организациями по национально-патриотическому признаку, которые все скопом были объявлены "скинхедами" и разгромлены. Ну что ж. Празднуйте АУЕ. Чай социально близкие.
Открытие памятника культовой бабушке в Мариуполе на площади Ленинского комсомола в мае 2022 г. заместителем главы Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко
"Пацаны", неопионэры-комсомольцы-ленинцы, ‒ но не русские витязи...
Комментарий МВН
С моей точки зрения, причина возникновения "пацанской субкультуры" ‒ молодежное противопоставление себя официальной лжи. Так было в СССР в окрестностях уголовного мiра (наблюдал это в Невинномысске в своей техникумовской юности, хотя нас, слава Богу, это не затянуло) и затем вышло в общественную жизнь в годы "перестройки", так это, с некоторыми изменениями, и сейчас, хотя и в меньшем масштабе. (А на Западе по той же причине было движение хиппи как мирная форма бунта и скинхэдов ‒ как агрессивная.) Поэтому в явлении "пацанства" можно видеть несколько составляющих: бунтарство против лживой власти и покорного общества, противопоставление ему альтернативной групповой товарищеской солидарности со своими мафиозными понятиями чести и морали, упрощение и деградация личности до примитивного животного уровня (из-за отсутствия представления о должной системе духовных ценностей).
Режиссерами делаются попытки несколько облагородить эту "культуру" ‒ таков был отчасти культовый фильм "Брат", в котором главный герой Данила также имел черты "пацана", правда, с привлекательным чувством русского национального патриотизма. Разумеется, Даниле было далековато до осознания того подлинного русского патриотизма, о котором мы рассуждаем в наших православно-исторических и идеологических публикациях, его русский патриотизм в Америке был того уровня, о котором Булат Окуджава как-то ляпнул, что "патриотизм есть и у кошки" (в смысле, что это недостойно уважения).
Можно, конечно, сказать, что это естественное, природное чувство, которое и в 1990-е годы, и в 2000-е сплачивало спортивно-фанатские субкультуры, ярко проявившие себя в знаменитом протестном митинге на Манежной площади 11 декабря 2010 г. В более агрессивном виде это национально-патриотическое явление у нас стихийно проявляло себя в подражательском протестном движении скинхэдов языческого типа. Правозащитные (преимущественно еврейские) организации называют это "русским фашизмом" (что глупо и безграмотно, ибо они отождествляют это с "неонацизмом"), "ксенофобией" и, конечно, пресловутым "антисемитизмом", не вникая в причины и суть.
Но и власти в РФ, вместо того, чтобы в опоре на этот природный национальный патриотизм облагораживать его до настоящего русского православного, соответственно своему манкуртскому уровню не находят ничего лучшего как преследовать эту национальную молодежь за экстремизм и противопоставлять ей официальные воссозданные пионерско-комсомольские структуры совпатриотического типа. Неосоветскую молодежь в красных беретах под знаменами победы богоборческого Интернационала мы видим в "вахтах памяти" у советских вечных огней геенны огненной, у открываемых советских памятников на "освобожденных" территориях Украины (где юному поколению правители Олигархата предлагают "увлекательный" идеал оболваненной коммунизмом бабушки) и даже в новосозданных церковных ритуалах "композитного православия".
Ритуал внесения вечного огня в главный военный храм РФ
Чего уж лояльным православным патриотам на это сетовать и выискивать "красную пятую колонну, игнорирующую высказывания православного президента", если все это насаждается из Администрации Президента. Настоящий русский патриотизм эта власть ощущает как не совместимый со своей олигархической системой и опасный для нее. Потому и ведется СВО Олигархата против русского народа ‒ как мигрантизацией страны с ее дехристианизацией, так и поощрением разлагающей "спецпопкультуры" под руководством таких манкуртов, как Швыдкой, Мединский, Любимова в ее знаменитой "пацанской" майке (прошу прощения за ее фото, но в данной теме мне это кажется уместной иллюстрацией).
Министр "культуры" РФ
Какова государственная политика Олигархата РФ, такова и обслуживающая его жреческая структура, про которую лояльные православные патриоты обычно молчат и если в чем-то обвиняют, то в какой-нибудь ужасной встрече с папой Римским и прочих подобных грехах, но не в еретической служебной унии с богоборческой властью, что продолжается и сейчас в кощунственном "примирении Христа и велиара". Советская церковь не способна воспитывать в молодежи настоящий русский патриотизм, проповедуя вместо этого послушание любой власти как "богоугодной", находя в богоборческом СССР положительное наследие и поддерживая неосоветскую фальсификацию истории. Честная умная молодежь (да и все не слепые взрослые активные граждане Олигархата) в такой жреческой церкви места себе не видят, потому социологи и констатируют сильное падение авторитета МП с 1990-х годов, в результате церковного благословения Великой криминальной революции и стабилизации ее результатов ресоветизацией. При этом главным социальным грехом иерархи нередко объявляют "зависть к богатым"...
Правда, следует сказать в этой теме, что духовенство РПЦ МП опекает и юношеские патриотические структуры скаутского типа, как перенесенные в Россию эмигрантами-энтузиастами ("Витязи", "разведчики"), так и новосозданные уже в РФ. Но, разумеется, делается это преимущественно в том же жреческом стиле и с официально-патриотическим культом фальсифицируемой ВОВ. Еще больше советизированы кадетские корпуса, которые стали восстанавливать по образцу и почину эмигрантских кадет, но большую часть их фактически превратили в совпатриотические суворовские и нахимовские училища (лишь немногие корпуса еще сохраняют и белую традицию, благодаря индивидуальным усилиям преподавателей).
А фильмы наподобие "Слово пацана" создают художники-реалисты в основном как эпатажные чернушные картины для привлечения внимания к себе и в надежде на фестивальные премии (наиболее талантливый иностранный многолауреат ‒ Звягинцев), реже ‒ для размышления о проблеме и ее причинах, и никогда ‒ с целью предложить верную альтернативу. Или хотя бы, соблюдая чувство меры, без натурализма, эпатажа и без смакования зла, а показывая его так, чтобы на его фоне у зрителя возникало желание обратиться к добру и к Истине, как это, например, удавалось в литературе Достоевскому. (В отличие от таких современных законодателей чернушной литературной моды, как Петрушевская или классик "дёрти реализма" Лимонов, как он сам себя характеризовал.)
Впрочем, в данном случае мы говорим не о художественном творчестве, его должной богоугодной форме и миссии, а о назначении государственной власти: и в мiре, во зле лежащем (для ограждения народа от него), и конкретно в России с учетом доверенной ей ранее Богом удерживающей миссии (для ее востановления). Но, наверное, я слишком многого от Олигархата требую, сознавая, что ни нравственно здоровый народ, ни удерживающая миссия России ему не нужны, ‒ наоборот, он их считает угрожающими своей власти. Вместо искренних и непримиримых ко злу русских православных белых "витязей" Олигархату нужны манкурты с душами, искореженными двоемыслием.
М.В. Назаров
5.12.2023
Не очень то хочется ностальгировать по тому "пионерскому" прошлому, кто в нем был, и видел чем все это заканчивается, большинство,не доживших до времен "как в Америке", давно уже в обителях лалеко нерайских почивают.В духовной пустоте и суррогата духовности , все это сожет скоро повториться.
Тяжелое послевкусие от просмотра первых 3 серий, дальше смотреть не стал, тем более Пост идет.
Совершенно неверно, что такие "пацанские" группировки возникли в конце 80-х, они были по-крайней мере (на моей памяти) с конца 50-х. В любом посёлке городе подростки делились по районам, и время от время ходили стенка на стенку. Нужно здесь отметить, что после 1917 годов наше общество очень криминализировалось, десятки миллионов прошли через лагеря. Одно из сущностных характеристик красноты - это его преступный характер - все средства хороши ради интересов революции. Именно преступный элемент составлял красную гвардию, что очень верно описал это Блок в "12". И это не вырубить топором, ибо сама революция есть преступление против Бога и человека. Поэтому совершенно не случайно вновь одновременно воскресла краснозвёздная пионерия и пацанская тема. Пацан - это уголовно-блатное ругательно-пренебрежительное понятие, и как большая часть уголовной лексики вышла из еврейской преступной среды Южной Руси, и происходит от еврейского жаргонного поц - половой член. Пацан - это в блатной среде просто молодняк-несмышленыш, начинающий преступник. Мне всегда странно и неудобно слышать, когда офицеры называют своих сослуживцев пацанами. Вы можете себе представить, чтобы лейтенант Колчак называл своих матросов пацанами? В начале 70-х ходила такая присказка: "чем отличается русский офицер от советского? Русский офицер знает от Державина до Тютчева, а советский от эдиты Пьехи до иди ты на ..." Пишут, что в СВО участвуюет около 100 000 людей прямо из тюрем. Это деградация. Причём, по-моему, крайняя уже стадия. Я никого из этих мужиков не сужу., но это явление свидетельствует о полном разложении государства, которое не способно иметь и создать законопослушную боеспособную армию. "Мочить в сортире" мы научились, и так в этом красном сортире и застряли...
Все эти пацаны, воры в законе, раздутая криминальщина результат страшного отпадения от Бога, истины Святой Руси многострадального русского народа и как итог, попадание во все тяжкие и попрание Веры. Правы суды твои Господи!