14/27.04. (в 2024 г.). ‒ Лазарева суббота.
Лазарь Четверодневный (I в. по Р. Х.), (память в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (Ин 11. 11). Имя Лазарь ‒ сокращенный греческий вариант еврейского имени Елеазар (Бог помогает), оно встречается также в притче о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31). О воскрешении Лазаря рассказывается только в Евангелии от Иоанна, где описание этого чуда предшествует повествованиям о крестных страданиях и воскресении Иисуса Христа из мертвых.
Икона XVI в. (церковь праведного Лазаря в Ларнаке, Кипр)
Он жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией (Ин 11. 1). О пребывании Господа в их доме говорится и в других Евангелиях, но без упоминания Лазаря (Мф 26. 6; Лк 10. 38-42). Когда Лазарь заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Бoжий» (Ин 11. 4). Спустя два дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «...друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально ‒ как указание на болезнь Лазаря, не понимая метафору сна как смерти. Ап. Фома говорит остальным спутникам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11. 7-16).
Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, которая уже верила, согласно представлениям того времени (ср.: Иов 19. 25; Иез 37. 1-14), что ее брат Л. будет участвовать в воскресении мертвых в последний день (Ин 11. 24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Лазарь находился уже 4-й день во гробе, т. е. его тело уже должно было начать разлагаться (Ин 11. 17, 39), тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Лазаря; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом три дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить (Beasley-Murray. 1987. P. 189; Edwards. 2004. P. 116).
Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), которую первой исповедает Марфа (Ин 11. 27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11. 33-35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Лазарь, закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин 11. 45).
Воскрешение прав. Лазаря. Мозаика церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 526 г.
За шесть дней до последней пасхи Господь вновь пришел в Bифанию, чтобы принять участие в праздничной трапезе, приготовленной для Него в доме Симона прокаженного, ‒ Л. «был одним из возлежавших с Ним» (Ин 12. 1-2 сл.). Сестра Лазаря Марфа прислуживала за трапезой, а Мария помазала миром ноги Иисуса (Ин 12. 1-3; ср.: Мф 26. 6). Многие из народа пришли посмотреть на воскресшего Лазаря и засвидетельствовали чудо его воскрешения (Ин 12. 9, 17). Весть об этом чуде дошла до Иерусалима: первосвященники, намеревавшиеся убить Иисуса Христа (Ин 11. 46-53), замыслили убить и Лазаря как важного свидетеля божественной власти Спасителя над жизнью и смертью (Ин 12. 9-11).
Несмотря на значимость события воскрешения Лазаря, Евангелие не сообщает никаких подробностей о жизни воскресшего, все остальные сведения о нем представлены в церковном Предании. Наличие рассказа о Лазаря только в Евангелии от Иоанна может объясняться тем, что в нем преимущественно описываются события, происшедшие близ Иерусалима в период служения Господа, предшествующий крестным страданиям, в то время как синоптики обращают основное внимание на деяния Иисуса в Галилее. Возможно, отсутствие сведений о Лазаре в источниках, вошедших в евангельское повествование, объясняется стремлением обезопасить Лазаря [от иудейских преследований того времени] (т. н. защитная анонимность ‒ Бокэм. 2011. С. 223)...
Воскрешение Лазаря ‒ самое величайшее чудо и знамение Иисуса Христа в Евангелии (не случайно это единственное из чудес Спасителя, где его участник назван по имени). Как и в других рассказах о чудесах в Евангелии от Иоанна (Ин 5; 9), чудо о Лазаре получает истолкование в самом тексте. В беседе с Марфой Сам Господь говорит об этом событии как о знамении будущего воскресения (Ин 11. 21-27) и об откровении славы Божией (Ин 11. 4, 40)...
Смерть и воскрешение Лазаря являются для всех авторов [текстов Священного Предания] совершенным евангельским прообразом, указывающим на смерть и воскресение Господа... В то же время Лазарь предображает воскресение не только Христа, но и всех христиан... По мнению свт. Иоанна Златоуста, Спаситель чудом с Лазарем показал и силу будущего воскресения, и, «воскресив одного, Он воскресит вселенную». Свт. Кирилл Александрийский в этом ключе истолковывает обращенное Господом к Лазарю повеление выйти из гробницы (Ин 11. 43) как метафору, указывающую на звук эсхатологической трубы, обращенный к умершим при всеобщем воскресении...
Свт. Иоанн Златоуст ‒ один из немногих христианских экзегетов, кто видит одну из причин совершения чуда с Лазарем в том, что в преддверии Своих крестных страданий Спаситель пытается таким образом утешить и укрепить в вере сомневающихся учеников, которые могли впасть в малодушие, восприняв грядущие Страсти как проявление Его слабости, а не следования Божественному домостроительству. Тем самым Господь через это чудо «в преддверии креста, ослабляя надлежащим образом страх учеников, показывает, что дарованное Им другому легко будет осуществлено Им и для Самого Себя».
А.Е. Петров
Вход в погребальную камеру прав. Лазаря в Вифании
Почитание Л. в Византии и на Кипре
Центром почитания Лазаря в течение многих веков оставалась его гробница в Вифании. Евангельские события, связанные с воскрешением Лазаря, вошли в богослужебный цикл (Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим), и им посвящены многочисленные гомилии церковных писателей. Тем не менее освящение церквей во имя Лазаря встречается в Византии довольно редко.
Особое распространение почитание Лазаря получило на Кипре, где, как считается, он был епископом и скончался. Впервые сведения о пребывании Л. на Кипре встречаются в гомилии Иоанна Эвбейского (1-я пол. VIII в.), в последнем абзаце которой кратко говорится, что тот стал епископом на этом острове и принял мученический венец (Dölger F. Johannes von Euboia // AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 26). В средневизантийский период представление о том, что Лазарь был первым епископом Кития на Кипре, получило широкое распространение. Традиционно считается, что Лазарь был поставлен в епископа проповедовавшими на Кипре апостолами Павлом и Варнавой.
Церковь прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр
В Китии, на месте захоронения Лазаря, в VI веке была сооружена трехнефная базилика, имевшая примерно такие же размеры, что и существующий в настоящее время храм. Она была разрушена во время арабских набегов. На месте алтаря жители построили небольшую часовню, из которой спуск вел в подземную гробницу Л. В 901/2 году на месте раннехристианской базилики был обнаружен мраморный саркофаг с мощами и надписью: «Лазарь Четверодневный и друг Христов». Византийский Император Лев VI Мудрый перенес мощи Лазаря в Константинополь, а на месте их обретения построил величественный храм. Однако, как следует из позднейших описаний паломников, в столицу Византийской империи была увезена только часть мощей святого, а другая часть оставалась предметом поклонения на Кипре...
Реликварий с главой прав. Лазаря в церкви прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр
Византийские календари отмечают 17 октября перенесение мощей Лазаря в Константинополь и 4 мая освящение построенного Львом VI храма и перенесение в него мощей Лазаря и его сестер Марфы и Марии.
В Китии продолжалось паломничество к гробнице Лазаря, а с XVI века появляются упоминания о его мощах, хранившихся в этом храме. По свидетельству римского аристократа и путешественника Пьетро делла Валле (1625), от них ежедневно происходили чудеса и исцеления. С 1837 году источники перестали упоминать о мощах. Видимо, они были убраны в крипту под алтарем, где были обнаружены в 1972 году, во время работ после пожара 1970 году. В настоящее время глава Лазаря выставлена в храме для поклонения.
Одним из важнейших преданий о Лазаре является рассказ о посещении его на Кипре Пресвятой Богородицей. Впервые он встречается в сборнике «Patria», где повествуется о том, что Лазарь, желая увидеть Пресвятую Богородицу, отправил за Ней корабль. Богоматерь и сопровождавший Ее апостол Иоанн Богослов отправились в путь. Сначала их судно было отнесено бурей к Афону, но затем они благополучно достигли Кипра. Пресв. Богородица подарила Лазарю сшитые Ею святительский омофор и поручи.
О. В. Лосева
В славянские агиографические памятники из византийских календарей перешли три посвященных Лазарю неподвижных праздника: 17 марта, 17 октября и 4 мая. В Четьих Минеях свт. Димитрия Ростовского остался лишь один праздник, связанный с Лазарем ‒ 17 октября, который впоследствии вошел в современный календарь РПЦ.
Частицы мощей Лазаря неоднократно привозили в Москву в XVI-XVII веках из разных мест православного Востока: в 1585 г. ‒ афонским старцем Нифонтом от Константинопольского патриарха (часть главы), в 1630 г. ‒ архим. Максимом Никольским из монастыря в Ставруполи [Салоники], в 1645 г. ‒ архим. Варфоломеем от Александрийского патриарха. В музеях Московского Кремля хранятся реликвии, включающие небольшие фрагменты мощей Л.: воздвизальный крест 2-й пол. XII ‒ 1-й четв. XIII в., панагия Иоанна Грозного XVI в., крест-мощевик 2-й пол. XVII в. (Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 30, 42, 136). В наст. время частицы мощей Л. находятся в Кийском кресте патриарха Никона в ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве и в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Прав. Лазарь. Роспись собора свт. Николая на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде. XII в.
Образ Лазаря-епископа встречается в монументальной декорации храмов Древней Руси: в новгородских церквах свт. Николая Чудотворца на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенская) на Торговой стороне (ок. 1120) и Преображения Господня (Спаса) на Нередице (1199).
Православная энциклопедия (с сокращениями)
С Праздником!