Отъ канцеляріи архіерейскаго синода Русской Православной Церкви заграницей (1947 г.)
Со времени окончанія послѣдней войны въ Совѣтской печати стали распространяться извѣстія о томъ, будто Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви заграницей вмѣстѣ со своимъ Предсѣдателемъ Высокопреосвященнымъ Митрополитомъ Анастасіемъ во время пребыванія Гитлера у власти были въ сотрудничествѣ съ послѣднимъ и съ его правительствомъ и даже якобы установили во время войны моленія о дарованіи побѣды нѣмецкому оружію. Изъ совѣтскихъ источниковъ такіе слухи проникли въ совѣтофильствующую часть заграничной русской и иностранной печати.
Хотя эти обвиненія, построенныя на завѣдомо невѣрныхъ или тенденціозно истолкованныхъ фактахъ, неоднократно опровергались въ другихъ безпристрастныхъ органахъ печати, они, къ сожалѣнію, продолжаютъ повторяться вновь людьми, сознательно желающими представить дѣло въ извращенномъ видѣ. Ввиду сего Канцелярія Архіерейскаго Сѵнода считаетъ необходимымъ дать слѣдующее разъясненіе.
Исходнымъ пунктомъ упомянутыхъ выше утвержденій является поднесеніе, отъ имени Архіерейскаго Сѵнода благодарственнаго адреса Адольфу Гитлеру. Такой фактъ дѣйствительно имѣлъ мѣсто въ іюнѣ 1938 г., т. е. значительно ранѣе наступленія войны, къ которой онъ не могъ имѣть никакого отношенія.
Единственнымъ побужденіемъ для поднесенія адреса, было желаніе выразить признательность Фюреру какъ главѣ Германскаго Правительства, за щедрое пожертвованіе, полученное отъ послѣдняго на сооруженіе новаго русскаго православнаго храма въ Берлинѣ. Исполняя распоряженіе своего Канцлера, оно пріобрѣло за 15.000 марокъ прекрасный участокъ земли для этого храма и ассигновало 30.000 марокъ на сооруженіе его, каковая сумма впослѣдствіи была значительно увеличена. Взявъ на себя наблюденіе за постройкой черезъ назначеннаго для этого архитектора, Правительство очень много содѣйствовало строительной комиссіи, составленной изъ представителей прихода, въ пріобрѣтеніи строительныхъ матеріаловъ и своевременномъ доставленіи ихъ на мѣсто. Храмъ строился около двухъ лѣтъ и оконченъ былъ къ началу іюня 1938 г., когда въ день Пятидесятницы и было назначено торжественное освященіе его.
Для русской православной общины въ Берлинѣ сооруженіе новаго храма явилось тѣмъ болѣе важнымъ и отраднымъ событіемъ, что она испытывала большую скорбь послѣ продажи съ торговъ созданнаго ею съ большими жертвами обширнаго храма (съ домомъ при немъ) за неуплату долга строительной комиссіи, производившей постройку этого храма.
Мысль о томъ, что въ Совѣтской Россіи въ это время безпощадно закрывались и разрушались храмы Божіи, еще болѣе возвышало въ глазахъ русскихъ людей значеніе дѣла, предпринятаго Германскимъ правительствомъ для удовлетворенія религіозныхъ потребностей православныхъ людей всѣхъ національностей и прежде всего, конечно, обширной русской колоніи въ Берлинѣ.
Все это и побудило Архіерейскій Сѵнодъ согласиться на выполненіе ходатайства Берлинскаго прихода о выраженіи А. Гитлеру и въ лицѣ его Германскому правительству своей благодарности въ нарочито изготовленномъ адресѣ, пріурочивъ поднесеніе его ко дню освященія храма 12 іюня 1938 г. Къ этому дню долженъ былъ прибыть въ Берлинъ и Предсѣдатель Сѵнода Митрополитъ Анастасій.
Текстъ адреса былъ составленъ заранѣе приходскимъ совѣтомъ означеннаго храма. Ознакомившись съ содержаніемъ его, Высокопреосвященнѣйшій митрополитъ Анастасій не одобрилъ приданной ему редакціи и хотѣлъ измѣнить ее, исключивъ изъ адреса все, что не имѣло прямого отношенія къ главной цѣли его. — выразить благодарность жертвователю — Германскому правительству и его главѣ А. Гитлеру за сооруженіе храма. Однако, это оказалось практически неосуществимымъ ввиду того, что адресъ въ такомъ видѣ прошелъ уже черезъ оффиціальную цензуру. Въ день освященія храма онъ и врученъ былъ присутствовавшему на торжествѣ статс-секретарю Министерства Церковныхъ Дѣлъ г. Муссъ для передачи его по назначенію.
Освященіе новаго храма въ Берлинѣ явилось знаменательнымъ событіемъ не только для Русской Церкви, но отчасти и для всего православнаго міра. На него отозвались Сербская и Болгарская Церкви, приславшія своихъ представителей на это торжество, а также Патріархъ Антіохійскій Александръ и Архіепископъ Аѳинскій Хризостомъ, привѣтствовавшіе его особыми грамотами. Послѣдній выражалъ сожалѣніе, что не могъ прибыть на освященіе храма лично. “Но мысленно, писалъ онъ — я былъ тамъ и благодарилъ Бога за учрежденіе православнаго храма на чужбинѣ. Это событіе должно утѣшать тѣхъ, которые или сами страдаютъ отъ гоненія противъ Церкви въ Россіи или слѣдятъ на этимъ гоненіемъ, которое напоминаетъ гоненіе первыхъ вѣковъ христіанства”.
Такимъ образомъ, само собой становится очевиднымъ, что поднесеніе адреса А. Гитлеру отъ имени Архіерейскаго Сѵнода отнюдь не было актомъ политическимъ: это было простое и вполнѣ оправданное выраженіе благодарности Германскому Правительству за важную услугу, оказанную имъ не только Русской, но въ нѣкоторой степени всей Православной Церкви, отмѣтившей этотъ фактъ, какъ новое торжество Православія въ инославной странѣ, находящейся въ самомъ центрѣ Европы.
Громадное значеніе Берлинскаго собора особенно опредѣлилось во время послѣдней войны, когда, вопреки всѣмъ запретамъ властей, онъ сталъ духовнымъ центромъ для многихъ вывезенныхъ изъ Россіи рабочихъ, т. н. “Остов”, обслуживая ихъ духовныя нужды.
Не нужно также упускать изъ виду того обстоятельства, что въ это время съ Гитлеромъ и его правительствомъ поддерживали дѣятельныя политическія отношенія сосѣднія съ Германіей государства и болѣе другихъ, быть можетъ, Совѣтское правительство, подготовлявшее извѣстное соглашеніе, подписанное потомъ Молотовымъ и Рибентропомъ.
Послѣ вышеописаннаго освященія храма въ Берлинѣ у Архіерейскаго Сѵнода не было почти никакихъ поводовъ для сношеній съ Германскимъ правительствомъ и даже никакого соприкосновенія съ нѣмцами вообще вплоть до того момента, когда германскія войска въ 1940 г. вошли въ Бѣлградъ, гдѣ Архіерейскій Сѵнодъ имѣлъ свое пребываніе.
Отношеніе оккупантовъ къ послѣднему скоро нашло свое выраженіе въ томъ, что по ихъ распоряженію былъ произведенъ двукратный обыскъ въ помѣщеніи Высокопреосвященнаго Митрополита Анастасія, обыскъ вызвавшій возмущеніе какъ въ русской общественной средѣ, такъ и въ сербскихъ церковныхъ кругахъ въ Бѣлградѣ.
Судя по вопросамъ, сдѣланнымъ Владыкѣ Митрополиту Анастасію со стороны присланныхъ агентовъ полиціи, его подозрѣвали въ сношеніяхъ съ англичанами ввиду десятилѣтняго пребыванія его въ Палестинѣ, откуда онъ переѣхалъ въ Югославію. Одновременно были произведены тщательные обыски въ Канцеляріи Архіерейскаго Сѵнода и на квартирѣ у Правителя Дѣлъ Сѵнодальной Канцеляріи, сопровождавшіеся выемкой цѣлаго ряда документовъ, которые никогда не были возвращены потомъ, несмотря на настоянія Сѵнода.
Объявленная Гитлеромъ въ іюнѣ 1941 г. война Совѣтскому Союзу вызвала у многихъ русскихъ эмигрантовъ, въ томъ числѣ и жившихъ въ Югославіи, надежду на скорое освобожденіе Родины. Имъ хотѣлось видѣть въ этомъ актѣ новый крестовой походъ, предпринятый якобы Гитлеромъ для освобожденія нашего Отечества отъ безбожной коммунистической власти.
Въ соотвѣтствіи съ такимъ взглядомъ на дѣло къ Высокопреосвященнѣйшему Митрополиту Анастасію былъ обращенъ цѣлый рядъ настойчивыхъ просьбъ, чтобы онъ издалъ обращеніе ко всему русскому разсѣянію, приглашая его привѣтствовать продвиженіе нѣмецкихъ войскъ въ Россіи и всячески содѣйствовать успѣху его (наподобіе воззванія къ паствѣ, изданнаго въ это же время Митрополитомъ Серафимомъ въ Парижѣ). Но Митрополитъ Анастасій рѣшительно отклонилъ эти ходатайства на томъ основаніи, что Гитлеръ намѣренно не хотѣл ясно указать цѣлей войны съ Совѣтами, которыя легко могли обратиться въ борьбу противъ Русскаго народа, какъ это и оказалось потомъ въ дѣйствительности. По той же причинѣ Архіерейскій Сѵнодъ не считалъ возможнымъ разрѣшить служеніе торжественныхъ и частныхъ молебствій о дарованіи побѣды нѣмецкому оружію, чего хотѣли нѣкоторые недальновидные русскіе патріоты въ Югославіи, отождествлявшіе заранѣе нѣмецкія побѣды съ успѣхомъ русскаго національнаго дѣла. Отрицательное отношеніе нацистовъ къ религіи еще болѣе должно было укрѣпитъ его въ такомъ рѣшеніи.
Если въ русской церкви въ Бѣлградѣ съ начала войны совершались передъ Курской Чудотворной иконой молебны каждый воскресный день, то никакихъ другихъ моленій на нихъ не возносилось, кромѣ обычныхъ, положенныхъ на такомъ молебнѣ съ присоединеніемъ возносившихся и до войны прошеній о спасеніи Отечества: “возстави, спаси и помилуй страждущее Отечество наше”.
Германскія оккупаціонныя власти не могли быть довольны тѣмъ, что Зарубежная Церковь не оказываетъ имъ во время войны той поддержки, какую они хотѣли бы имѣть отъ нея. Однако, они не пытались проявлять прямого давленія на Архіерейскій Сѵнодъ, предоставляя ему продолжать свою дѣятельность на прежнихъ основаніяхъ, какъ не препятствовали они въ Парижѣ Митрополиту Евлогію въ управленіи подчиненными ему приходами. Будучи вѣрны своей политикѣ расчлененія Россіи, германскія власти препятствовали только сношеніямъ Сѵнода съ другими церковными образованіями на занятой ими территоріи Россіи.
Въ связи съ настояніемъ Сѵнода только въ октябрь 1943 г. въ Вѣнѣ допущено было совѣщаніе зарубежныхъ русскихъ епископовъ, въ которомъ принялъ участіе и Архіепископъ Гродненскій Венедиктъ. Для созыва его по условіямъ военнаго времени требовалось и разрѣшеніе и нѣкоторое содѣйствіе Церковнаго министерства, которое, однако, ни прямо ни косвенно не вмѣшивалось въ ходъ его занятій, посвященныхъ разсмотрѣнію накопившихся во время войны церковныхъ вопросовъ, хотя, конечно, за работой его издали велось тщательное наблюденіе. Совѣщаніе подало Министерству меморандумъ съ критикой Германской политики въ отношеніи Церкви и съ рядомъ требованій, направленныхъ къ предоставленію ей большей свободы. Митрополиту Анастасію во время Совѣщанія дѣлалось настойчивое предложеніе дать интервью въ газеты и выступить по радіо, на что онъ отвѣтилъ категорическимъ отказомъ.
Спустя 10 мѣсяцевъ послѣ этого, въ сентябрѣ 1944 г. Архіерейскій Сѵнодъ со своими служащими и частью своего архива долженъ былъ самъ эвакуироваться въ Вѣну при приближеніи большевиковъ къ Бѣлграду. Мѣстныя германскія власти оказали ему, какъ и цѣлому ряду подобныхъ организацій и учрежденій другихъ націй, устремившихся сюда изъ сосѣднихъ странъ по мѣрѣ приближенія къ нимъ фронта, свое содѣйствіе при размѣщеніи и устройствѣ его въ незнакомомъ наполненномъ бѣженцами городѣ.
Но отвѣтственные представители нацистскаго правительства и особенно тѣ, которые принадлежаликъ т. н. Восточному Министерству, оказывали видимое недовѣріе Архіерейскому Сѵноду и подвѣдомому ему духовенству. Это явствовало изъ того, что они всячески препятствовали проникновенію послѣдняго въ оккупированные германскими войсками районы Россіи, а равно рѣшительно отстраняли и архіереевъ и священниковъ отъ посѣщенія лагерей русскихъ военноплѣнныхъ и такъ называемыхъ рабочихъ лагерей, наполненныхъ насильственно вывезенными изъ оккупированныхъ областей русскими людьми: имъ не позволялось обслуживать духовныя нужды русскихъ лагерей и даже посѣщать своихъ соотечественниковъ. Многократныя ходатайства, обращенныя Архіерейскимъ Сѵнодомъ въ разныя инстанціи о снятіи этого запрета, отдѣлившаго его отъ его православной паствы, оставались безъ всякаго отвѣта. Только уже къ концу войны отдѣльныя тщательно повѣренныя духовныя лица стали допускаться къ исполненію пастырскихъ обязанностей и въ лагеряхъ.
Въ послѣдній, наиболѣе критическій моментъ - военныхъ дѣйствій у Церковнаго Министерства возникла мысль о созывѣ Собора изъ всѣхъ зарубежныхъ русскихъ епископовъ, къ какой бы юрисдикціи они не принадлежали, якобы для выраженія общаго ихъ протеста противъ угнетенія Церкви со стороны Совѣтской власти. За этимъ формально выставленнымъ поводомъ къ созыву Собора у Правительства несомнѣнно скрывались и другіе, ему одному извѣстные виды и надежды на Соборъ русскихъ епископовъ. Въ предвидѣніи этого Архіерейскій Сѵнодъ не пошелъ навстрѣчу желаніямъ Правительства въ осуществленіи такой задачи. Соборъ такъ и не былъ созванъ до тѣхъ поръ, пока не потерпѣли полное пораженіе Германскія арміи, что вызвало крушеніе и Правительства и всего дѣла Гитлера.
Таково объективное изложеніе фактовъ, опредѣляющихъ подлинную картину отношенія Архіерейскаго Сѵноду къ Гитлеру и его Правительству.
Трудно питать надежду, что сообщаемыя здѣсь данныя переубѣдятъ тѣхъ, кто не хочетъ видѣть истины: они сознательно сѣютъ и повторяютъ неправду, дѣйствуя по извѣстному правилу: “клевещите, клевещите, что-нибудь останется”, но тѣ, кому дорога церковная историческая правда, надѣемся, найдутъ здѣсь для себя достаточно основаній, чтобы убѣдиться въ неосновательности вышеуказанныхъ обвиненій, возводимыхъ на Архіерейскій Сѵнодъ его противниками.
«Православная Русь», №12, августъ 1947 г. C. 1-3.
См. также в книге: Назаров М. Диалог РПЦЗ и МП: "Соединение может быть только в Истине".
Доклад, прочитанный (в сокращенном виде) на второй совместной конференции по проблемам истории Русской Православной Церкви в ХХ веке (1930-1948 гг.). Конференция проходила 13-16 ноября 2002 г. в Москве в Свято-Андреевском монастыре.
3. II Всезарубежный Собор
4. Зарубежная Церковь и нацистский режим
5. РПЦЗ в годы советско-германской войны
Когда архипастыри пишут ПОСЛЕ КРАХА Германии об "отрицательном отношении" национал-социалистов к религии, как-то "забывают" архипастыри о значительном вкладе лично Гитлера в строительство Кафедрального храма, об открытии ими Киево-Печерской Лавры, закрытой иудобольшевиками, об открытии 10000 тысяч храмов на оккупированной территории. Эти оправдания всё просто ложь и лицемерие. Гитлер был воспитан как католик и ло последнего дня платил церковную десятину. Положительное отношение к христианству было закреплено в Программе НСДАП. Другое дело они были противниками т.н. ультрамонтанства, то есть вмешательства Церкви в государственное управление, и проникновение в Церковь либеральных и масонских тенденций. В те годы католическая Церковь не прогибалась под коммуно-марксистов и большевиков, как это случилось в России, где т.н. сергиане открыто встали на сторону богоборческого сатанинского режима, и до сих пор возлагают венки к вечному огню геены огненной. И всё-таки Россия была очередной раз после 1917 г. расчленена в1991г, и сделали это не нацисты, а их онтологические богоборческие враги. Я, конечно, понимаю, что мы все слабы, и апостол Петр трижды отрекся, но мне не нравится, когда плюют в сторону побежденных, которые вообще-то ничего плохого вам по-серьезному не сделали. Апостолу Петру угрожала смерть, а этими архипастырями руководило желание влачить "тихое и безмолвное житие" под властью иудомасонских победителей и коммунистов. А вот пример св. Александра Невского, который открыто признал власть азиатских оккупантов и расчленение и порабощение ими Руси. И подавлял восстание русских патриотов против оккупантов. Чтобы только сохранить хоть островк правосланой христианской Руси. Так что же было для христианства и архипастырей важней: возрождение христианской жизни на освобожденных от врагов Церкви территориях, или фантастическое "расчленение" территории? Тем более, что русский народ был расчленен до этого большевиками? И как показала история именно они были и есть смертельные враги русского народа и Церкви Христовой.
Дорогой Александр Степанович, прости, но ты часто судишь "топорно". В данном случае о политике "католика Гитлере". Мы с тобой на эту тему уже спорили, повторю свое возражение на твое убеждение, что "Положительное отношение к христианству было закреплено в Программе НСДАП":
"Александр Степанович, в программе НСДАП (п. 24) говорилось: "Партия, как таковая, стоит на позициях позитивного христианства", которое "не выступает против нравственных и моральных чувств германской расы... Она борется с еврейско-материалистическим духом..." Под таким "позитивным христианством" в гитлеровской идеологии, например, в "Мифе ХХ века" главного идеолога Рейха, понималось некое утилитарное "новое христианство", отвечающее нордической гордости арийцев, без "еврейского Иеговы" и Ветхого завета (и Христос якобы был арийцем, а не евреем по плоти), в противовес "искаженному" апостолом Павлом и блж. Августином "негативному" христианству (к нему относилось и католичество и протестантство), разлагающему немецкую нацию. Ты это защищаешь?
(См. нашу дискуссию в комментариях на странице: https://rusidea.org/250971589 )
Михаил Викторович, да мы уже обсуждали эту тему. Еще раз повторюсь. Главным идеологом НСДАП был Ганс Гюнтер, он же главный расолог, он же автор программы НСДАП. Мне представляется верным судить по делам, а в отношении государственного строя и его идеологии по государственным же документам, и их делам. Это же относится к партиям власти. Ты же не можешь отрицать, что и в НСДАП и в правительстве Германии были разные подходы к вопросам идеологии и политики, например в отношении того же РОА и Власову, причем она менялась по обстоятельствам у одних и тех же лиц. Конечно мировой духовный кризис не обошел и Германию, поэтому атеизм и там не был чем-то необычным, да и религиозность во многом была формальной, но всё-таки надпись на солдатских бляхах "С нами Бог" и христианские кресты на самолетах и танках, обозванные наши красными идиотами "фашистскими" говорят об отношении государства к религии. Рождество официально праздновалось не только в частях Вермахта, но даже в лагерях для советских военнопленных. Поэтому утверждение почтенных иерархов об атеизме в национал-социалистической Германии - ложь. Просто Гитлер считал, что вносить конфессиональные вопросы в политику вредно, так как разъединяет людей. Я просто указал, что архиереи тут лукавили, и как говорится "били лежачьего". Вот какое горе, у них сделали обыск! А что священники не могут быть шпионами, агентами и т.д.? У меня тоже был обыск КГБ в 1982 году, но я совершенно на них не обижаюсь, они делали свою работу. А в 37-и меня бы поставили к стенке, даже за то, что обнаружили на книжной полке фотопортрет Государя Николая 2, жену бы сослали, а детей бы отдали в детдом. Так что, спасибо майору Бойцову и майору Гуртовому,что пожалели моих двух детей четырех и двух лет и беременную жену. А вот если бы эти архиереи привели факты, что в национал-социалисткой Германии издавался на государственный счет журнал "Безбожник" и действовал Союз воинствующих безбожников, и где бы не появились германские власти они начинали бы арестовывать священников, взрывать храмы, жечь иконы и т.п., то, да, это были бы серьезные аргументы. Богословские вопросы, тем более о Богочеловеке в комментариях я думаю обсуждать не получится. Просто я всё, что написано врагами Гитлера и национал-социализма за эти 80 лет на 90% вранье, причем вранье жидовско-коммунистическое и масонское. Вот сейчас появился такой историк, доктор наук, советник Путина по фамилии Дюков. Постоянно разоблачает русофобов с документами в руках, в первую очередь революционеров, народовольцев, Ленина, Троцкого и вообще большевиков. Разоблачает русофобов в азитских странах, откуда идут к нам иммигранты. Одновременно занимается поисками преступлений нацистов на оккупированной территории, участвует в раскопках, конференциях. Я сначала недоумевал, зачем вдруг такое внимание к событиям войны 80-летней давности, когда вот у нашего порога идет другая война, которой и надо всем заниматься, ведь тысячи без вести пропавших, тысячи останков наших граждан валяются по полям и в развалинах... Но видимо готовятся опять к 80-летию "великой победы", опять будут клеймить "фашистов" и т.п. Причем этот Дюков заявляет, что нацисты планировали уничтожить "нас всех". Когда я его спросил на основании чего он это заявляет, где документы. он пишет, что "эти документы есть, но еще переведены". Когда я возразил очень мягко, что никаких планов уничтожения всего населения СССР не могло просто быть, даже если рассуждать, что кто-тот должен был работать на рейх, он меня сразу же забанил. И в тоже время, пишет о встрече в 1943 году украинских националистов с высоким чиновником Германии, который заверил их, что в "новой Европе будет место и украинцам и русским".Что это глупость или шизофрения? Нет он абсолютно здоров и далеко не глуп. Просто есть заказ сверху "разоблачать нацистов" А иначе обрежем финансирование и изгоним из советников.
Я просто считаю, что нужно говорить правду даже о врагах. Тем боле понимать, что нас стравили в двух страшных войнах и хотят стравить в третий раз "третьи лица", и продолжать им подыгрывать просто, мягко сказать, не разумно. Оправдание этих архиереев можно понять и простить, они так говорили страха ради иудейска. Но всё-таки повторять небылицы не правильно и вредно.
Дорогой Александр Степанович, согласен, что 12-летняя политика гитлеровской Германии очень сильно демонизирована победителями, да и немцы были разные, в генералитете была оппозиция его восточной политике, были симпатизировавшие царской России. И политика эта менялась по мере увязания в войне и отступления. Тем не менее и реальных преступлений в ней было немало. Спор у нас идет не о том, кто хуже: коммунисты ли гитлеровцы. Оттого, что коммунисты хуже, - гитлеровские идеологи и сам он не становятся "хорошими" или "христианами" - их еретически утилитарное (а на оккупировнных территориях расчленительское) отношение к Церкви достаточно документировано. У тебя именно в сравнении с советскими преступлениями возникает явный перегиб в сторону обеления тогдашней Германии, а я стремлюсь к трезвомысленной исторической точности, которую положил в основу своей книги "Русские и немцы в драме истории". Там всё описано на основании разных источников. Больше спорить с тобой об этом не вижу смысла.
Да, и у меня нет желания обсуждать эту тему. Тут ведь для меня главное, что архиереи "прогнулись" перед победителями, а победители эти, мягко сказать, далеко не православные русские. На мой взгляд подобные обвинения нужно парировать т.н. "Пактом Молотова Рибентропа", а на самом -то деле Гитлера и Сталина, потому как министры иностранных дел только исполнители воли глав государств и правительств. Это такая масонская хитрость, прикрыться исполнителями. Сколько Сталин помог Гитлеру с 1939 по 1941 никто больше не сделал. Другой контраргумент. До 1939 года все страны мира поддерживали дипотношения с нс Германией. СССР же вплоть до 41-го, и не смотря на нападение Германии на Польшу не разорвали дипотношений с Германией, то есть никто "не замечал" ни расизма, ни тоталитаризма и прочих грехов в Германии, просто уже потому, что в США и Британии расизм был открытым, фактически государственной политикой. Один факт: совместная служба негров и белых в одних подразделениях была разрешена только перед высадкой в Нормандии. Нельзя Церкви так безтолково опрадываться и каяться не понятно за что. Лучшая защита - это нападение. Я об этом.