Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы):
Начинается Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой, посвящённая последним дням земной жизни Спасителя до Его крестной смерти и Воскресения. Попытаюсь каждый день рассказывать о том, что вспоминается в этот день.
Великий Понедельник (понедельник Страстной седмицы)
В этот день в богослужебных текстах вспоминается, как Спаситель, возвращаясь в Иерусалим после ночёвки в соседнем селении (в ночь после торжественного входа, который мы вспоминали вчера), проклял смоковницу (инжирное дерево), не приносившую плодов, и она засохла (см. Мф. 21, 18-22).
Это действие Спасителя на фоне начавшегося заговора верхушки иудейского народа, чтобы убить Его, показывает: кому дано, от того спросится не только о сделанном, но и о не сделанном. И суд Божий может быть жёстким.
Это суждение было адресовано богоизбранному народу и его лидерам, но вполне применимо к нам, русскому народу, которому дано очень много в Православии.
Вот как об этом повествует Синаксарь (назидательные чтения, оглашаемые по уставу во время богослужения): «Смоковница есть иудейская синагога, у которой Спаситель, не найдя подобающего плода, разве только тень закона, и ту отнял у нее, сделав совсем бесполезной. А если бы кто спросил: “За что бездушное дерево иссушено, приняв проклятие, хоть и не согрешало?” — пусть узнает, что иудеи, видя Христа всегда благотворящим и никому ничего скорбного никогда не причиняющим, полагали, что у него есть сила лишь благотворить, а вред наносить – нет. Но Владыка, будучи Человеколюбцем, не восхотел на человеке показывать, что и это может. А потому, дабы уверить неблагодарный народ, что имеет силу, достаточную и для наказания, но не хочет сего, ибо Он благ, совершает казнь над бесчувственной и бездушной природой».
t.me/kartezianec
+ + +
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 18-20 Утром же [следующего дня], возвращаясь в город, Он захотел есть. И видя при дороге одно смоковничное дерево, подошел к нему и ничего не нашел на нем, только одни листья. И сказал ему: Да не родится от тебя плод никогда во век; и смоковница тотчас засохла. И видя [это], ученики [Его] удивились говоря: каким образом она тотчас засохла
После рассеяния тьмы ночной, после распространения утренних лучей и по приближении полудня, когда Господь страданием Своим должен был просветить мир, возвращаясь в город [Иерусалим], Он почувствовал голод, или показывая этим действительность [своей] человеческой природы, или испытывая сильное желание [esuriens - как бы сильный голод] спасения верующих и страдая от неверия Израиля. И когда увидел одно дерево (под которым мы разумеем синагогу и собрание иудейское) возле дороги: ибо синагога имела закон и потому была как бы при пути; так как она не веровала в Путь, то Он приходит к ней, стоящей неподвижно и не имеющей стоп Евангельских, и ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетовании, предания фарисеев, [их] хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины. Поэтому и другой евангелист говорит: Еще было не время (Мк. 11:13) или в том смысле, что не настало еще время спасения Израиля, так как еще не вступил народ язычников, или в том, что минуло уже время веры, потому что, придя сперва к нему и встретив презрение от него, Спаситель удалился к народам языческим. И сказал ему: Да не родится от тебя плод никогда во век или: в вечности, ибо греческое слово αίών [θли: αίώνα] имеет то и другое значение; и высохла смоковница, не имевшая пищи, которой желал от нее хотевший вкусить Господь; листья высохли так, что остался только ствол. После же отпадения ветвей, корень возьмет силу [или: будет жить], этот корень в самое последнее время, если захочет уверовать, то даст отпрыски веры, и исполнится Писание, которое говорит: Есть надежда дереву (Иов. 14:7). А согласно буквальному смыслу Господь, должный пострадать среди народов и понести бремя крестного соблазна, должен был наперед утвердить души учеников знамением. Потому ученики и удивляются говоря: каким образом она тотчас засохла? Таким образом Спаситель той же силой мог бы иссушить и врагов Своих, если бы не ожидать спасения их через раскаяние.
Толкование на Евангелие от Матфея
+ + +
Максим Исповедник, прп. (†662)
...Так следует понимать слова: Возвращаясь, увидел при дороге смоковницу, листья только имеющую (Мф. 21:18; Мк. 11:13), ...Увидев это служение [иудеев], подобно смоковнице обильно и затейливо украшенное, словно листьями, внешними покровами телесных соблюдений закона, и не найдя плода, то есть правды, Он проклял его как не питающее Слово [Божие]. Более того, Он приказал, чтобы истина более не скрывалась под владычеством образов закона, - что и случилось, как показал ход вещей, когда совершенно высохло законное велелепие, имевшее свое бытие только в одних внешних формах, и с ним угасла спесь иудеев. Ибо было неразумным и неблаговременным, чтобы после того, как явно обнаружилась истина плодов правды, [служение закону] обманчиво возбуждало аппетит тех, кто совершает путь настоящей жизни, побуждая их оставить съедобное благоплодие Слова. Поэтому [Св. Писание] и гласит: не время было собирания смокв (Мк. 11:13), то есть время, в которое властвовал над естеством человеческим закон, не было [временем] плодов правды, но изображало, как тень, плоды правды и как бы указывало на будущую спасительную для всех божественную и неизреченную благодать, не достигнув которой погиб через неверие ветхий народ. Ибо божественный Апостол говорит: Израиль, искавший закона праведности, то есть [закона, данного] в тени и образах, не достиг до закона праведности (Рим. 9:31), то есть [не достиг] совершенного [закона] в духе по Христу.
Или еще: поскольку скопище священников, книжников, законников и фарисеев, заболев тщеславием, полагало, будто путем выставления на показ измышленных нравов, якобы благочестиво усвоенных ими, вводит правду, вскармливая своим самомнением спесь, то это их самомнение Писание называет бесплодной смоковницей, красующейся одними только листьями. Ее, проклиная как бесплодную, иссушает [Господь], жаждущий спасения всех людей и алчущий их обожения, дабы они, вместо того чтобы считать себя праведными, предпочли быть таковыми, сняв с себя лицемерный хитон показной нравственности, и, как того желает Божественное Слово, непорочно стремились к добродетели и благочестиво проводили жизнь, скорее являя перед Богом внутреннее расположение души, чем перед людьми внешнюю благопристойность нравов.
Если же и среди нас, христиан, имеются некоторые, притворно показывающие благопристойность нравов без дел праведных, то будем ожидать, что Слово [Божие] как Человеколюбец, алча нашего спасения, иссушит семя зла в душе - самомнение, чтобы оно не приносило более плода тления - человекоугодничества.
Вот вам, по моим бедным силам, смысл повествования. Из данного объяснения видно, в каком смысле справедливо алчет Господь, [как] благоразумно проклинает смоковницу и благовременно иссушает ее, препятствующую истине; будем ли разуметь под ней ветхое предание телесных образов по закону или фарисейское и наше нравственное самомнение.
Вопросоответы к Фалассию
+ + +
Иустин (Попович), прп. (†1979)
Евангельская смоковница – это символ «имеющихъ видъ благочестiя, силы же его отрекшихся» (2Тим. 3:5); то есть они имеют вид благочестия, но не живут благочестием, его Божественной, Боготворящей силой. Ибо благочестие – это не что иное, как жизнь по Богу, жизнь в Боге, жизнь ради Бога. А такая жизнь делает человека могущественным и всемогущим, божественно могущественным, божественно всемогущим, ибо в нем живет Бог, и из него действует Бог и все силы Его. По Своему безмерному человеколюбию, Господь Христос всегда жаждет человеческого спасения, человеческих божественных дел и подвигов. Поэтому Он неожиданно и невидимо приступает к каждому человеку, к каждой человеческой душе, чтобы увидеть, есть ли на ней Божественный плод, т. е. есть ли на ней евангельские добродетели, которыми Богочеловек питается в нашем человеческом мире (Ин. 4:32–34).