Наше время есть эпоха рекламы: предпріимчивые люди сорганизовываются и начинаютъ настойчиво провозглашать «геніальность» своего вожака и единоспасительность его программы, причемъ мнимая «геніальность» сводится обычно къ системѣ самаго беззастѣнчиваго пронырства, обмана и насилія, а программа бываетъ пусторѣчива и невѣжественна, прикрывая личное честолюбіе, а также партійное и національное властолюбіе. Отсюда неизбѣжныя неудачи и разочарованія. Такъ, Хитлеръ не понималъ въ стратегіи ничего и проигралъ войну несмотря на исключительную подготовку германской арміи и ея штабовъ.
Вотъ его основныя стратегическія ошибки:
1. Прежде всего онъ повторилъ старую классическую ошибку прусско-германской стратегіи (Фридрихъ II, Вильгельмъ II), переоцѣнивая свои силы, презирая другіе народы, ихъ силы, ихъ свободолюбіе и вызывая на бой противъ себя всѣхъ сосѣдей и несосѣдей. Хитлеръ углубилъ эту ошибку до конца, раздражая своими преслѣдованіями и поднимая противъ себя не только иноземныя правительства, но и всѣ общественныя интернаціональныя организаціи міра: католическую церковь, евангелическую церковь, еврейство, масонство, соціалъ-демократическій интернаціоналъ, и коммунистическій интернаціоналъ. Этимъ онъ обезпечилъ себѣ — религіозную и соціальную вражду всего міра.
2. Готовя новую міровую войну и возлагая на свой народъ великія тяготы, онъ лишилъ его внутренняго чувства своей военно-моральной правоты, ведя вызывающее нападеніе, дѣлая ставку исключительно на національный шовинизмъ, заключая союзъ съ Совѣтскимъ государствомъ, разрушая чужіе города, свирѣпо и систематически истребляя невинныхъ людей и исключая изъ самаго процесса веденія войны всякій морально-рыцарскій и религіозный элементъ. Въ то же время, вводя партійную монополію, онъ политически раскололъ весь свой народъ, возстановивъ противъ себя германскія династіи, германское дворянство, генералитетъ, многихъ промышленниковъ, церковные круги, нѣмецкое еврейство, германскія ложи, соціалъ-демократическую партію и союзъ Стального Шлема. Всѣ эти внутреннія силы знали о моральной порочности и имущественной жадности націоналъ-соціалистовъ, не довѣряли имъ и презирали ихъ. Еще никогда Германія не начинала войну въ состояніи такой внутренней расщепленности и вражды.
3. Слѣпой вождизмъ и рекламерство выдвинули въ Германіи главнокомандующаго-диллетанта (Хитлера). Какъ только дѣло выходило за предѣлы штабной подготовки (Польша, Франція, Балканы) и наемной контръ-развѣдки, такъ мнимый «геній» дѣлалъ ошибку за ошибкой. Не желая признаться въ этомъ, онъ разносилъ, унижалъ и убивалъ своихъ генераловъ; сочинялъ хвастливыя реляціи, не соотвѣтствовавшія истинѣ (напр., октябрь 1941 г.); посылалъ на безцѣльный убой свои войска и пытался поправить неудачи припадками «штабной ярости».
4. Отсюда возникла «стратегія престижа». Наполеонъ проговорился объ этомъ Меттерниху: «я не могу показаться своему народу въ уничиженіи, я долженъ оставаться великъ и славенъ». Законный государь можетъ проиграть войну и править дальше; полководецъ-выскочка держится на эффектахъ. Петръ Великій, Суворовъ, Кутузовъ и др. умѣли побѣждать, наступая и отступая; выскочки переживаютъ всякое отступленіе какъ свое пораженіе и измѣряютъ успѣхъ занятой территоріей. Такъ было и съ Хитлеромъ.
5. Какъ близорукій диллетантъ, онъ рѣшилъ, что весь секретъ въ томъ, чтобы воевать на чужой территоріи, грабитъ ее и кормить свой народъ, сидящій, какъ на скачкахъ въ «стратегической ложѣ». Отсюда это безконечное растягиваніе линіи фронта, оккупація Европы, разбрасываніе войскъ, жестокость въ оккупированныхъ странахъ, сѣяніе голода и ненависти, война страхомъ. Отсюда же стратегическое разматываніе своихъ силъ и непредвидѣніе возможности воздушной войны противъ Германіи. Эту войну и нападеніе съ воздуха на германскіе города Хитлеръ спровоцировалъ самъ разрушеніемъ Варшавы, Роттердама, Лондона и Бѣлграда. А между тѣмъ, на своей территоріи народъ дерется совсѣмъ иначе, отдавая всѣ силы и обороняясь до послѣдняго.
Хитлеръ не учелъ этого — онъ отдалъ германскіе города на разгромъ при невозможности народнаго сопротивленія и народной войны за собственную территорію.
6. Бисмаркъ предупреждалъ Германію: не драться на два фронта и въ частности не драться съ Россіей. Хитлеръ же повторилъ стратегическую ошибку 1914-18 гг. Онъ безмѣрно растянулъ свой фронтъ отъ норвежскихъ фіордовъ, черезъ Данію, Голландію, Бретань, Марсель, Италію, Африку, Грецію, Крымъ, Кавказъ, Волгу — къ Петрограду. Это была стратегическая манія величія, которая дѣлала неосуществимымъ основной принципъ — быть въ рѣшающій моментъ на главномъ участкѣ — сильнѣе противника. Это удалось ему въ Польшѣ, во Франціи и на Балканахъ; и не удалось ни для десанта въ Англію, ни въ Африкѣ, ни въ Россіи.
7. Вовлеченіе въ войну слабой невоинственной Италіи съ разлагающимся фашизмомъ было прямой стратегической ошибкой, приведшей германцевъ въ Африку; тоже относится и къ военно-несостоятельной Румыніи. Стратегически слабый союзникъ есть всегда бремя и опасность.
8. Далѣе, стратегія «молніеносной войны», придуманная для европейскаго пространства, не могла оправдаться ни въ Африкѣ, ни на востокѣ (Россія). Стратегическая координація времени и пространства была здѣсь глубоко-ошибочна. Что было умно въ европейской чрезполосицѣ, при европейскихъ дорогахъ, въ европейскомъ климатѣ, при европейской густотѣ населенія и европейской психологіи, то оказывалось стратегической глупостью примѣнительно къ русскимъ условіямъ.
9. Хитлеръ пошелъ на Россію, не зная русскаго народа, его пространства, его климата, его быта и его соціальныхъ отношеній. Его армія не имѣла теплой одежды даже для первой зимы, грубая ошибка шведскаго полководца (Карла XII), повторенная французскимъ полководцемъ (Наполеономъ) ничему не научила нѣмецкаго диллетанта: послѣдствія были аналогичны.
10. Еще грубѣе была ошибка Хитлера — пытаться бороться сразу и съ коммунистами и съ русскимъ народомъ. Произошло это отъ сочетанія невѣжества самомнѣнія, психологіи торопливаго выскочки, расистскаго презрѣнія къ другимъ народамъ и прямого политико-психологическаго безсмыслія.
11. Стратегія безконечнаго наступленія вглубь Россіи, растягиваніе восточнаго фронта, цѣпляніе за территорію; неспособность сначала воздержаться отъ «дающагося» пространства, а потомъ своевременно «разстаться» съ нимъ; легкомысліе затяжного предкавказскаго топтанія; неумѣніе заштопать «стратегическую дыру» калмыцкой степи; уничтоженіе своихъ армій у Царицына — все это памятники стратегической несостоятельности Адольфа Хитлера.
12. Если мы упомянемъ еще объ его легкомысліи въ стратегической оцѣнкѣ Соединенныхъ Штатовъ; объ его непониманіи психологіи англійскаго народа, увидѣвшаго свою столицу въ разрушеніи и стиснувшаго зубы; о легкомысленномъ наводненіи Германіи иностранными рабочими — враждебно настроенными саботажниками; и о неслыханно-жестокой расправѣ со всѣмъ европейскимъ еврействомъ — то мы приблизительно укажемъ основныя стратегическія ошибки Хитлера, погубившія его міровую затѣю и облегчившія побѣду надъ нимъ, какъ западнымъ державамъ, такъ и совѣтскому штабу. Военная исторія несомнѣнно вскроетъ еще и иныя ошибки его командованія.
1948 г.
Источникъ: Профессоръ И. А. Ильинъ. Наши задачи: Статьи 1948-1954 г.г. Томъ I. — Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956.
+ + +
МВН. Стратегические ошибки Гитлера Ильин перечисляет правильно. И он верно отмечает то, что генералитет Вермахта пытался этому противодействовать, в частности, понимая, что расистская колонизаторская восточная политика делает русский народ не союзником Германии против коммунизма, а национальным врагом немцев, и это грозит поражением. Это была главная причина, переломившая ход почти выигранной поначалу Гитлером войны (именно нежеланием нашего народа защищать свой рабовладельческий палаческий режим объяснялся успех немцев в 1941 году).
Верно отмечая, что Гитлер восстановил против себя даже многие части своего немецкого народа, несколько странно выглядит то, что в их перечислении Иван Александрович упоминает как его органические национальные части (аристократию, генералитет, церковь, промышленников), так и еврейство с масонством, ‒ которое ведь было его главным изначальным противником и не могло не быть таковым по своей чужеродной сути и глобальной цели. Тем более в качестве господствующей международной организации (возглавление которой Ильин называл мiровой закулисой), строящей свой Новый мiровой порядок.
С моей точки зрения, второй важнейшей причиной гитлеровского поражения как раз и был т.н. "еврейский вопрос". Гитлер видел в международном еврействе лишь национально-политического врага Германии, но не эсхатологического (согласно смыслу истории, открытому в Священном Писании). В сопротивлении этому врагу Гитлер в виде "адекватного" оружия скопировал его нацистскую идеологию, но на этом поле соперничество с евреями было неравным и заведомо проигрышным, так как евреи были умнее и хитрее. В результате победы в Первой мiровой войны они свое финансово-экономическое могущество дополнили политическим в виде т.н. "демократии" и ее американского оплота, превращенного в их орудие мiрового господства. Остановить создаваемый ими антихристианский Новый мiровой порядок можно было только с Божией помощью, но Гитлер был далек от этого уровня понимания истории и хилиастически мечтал о тысячелетнем земном германском Рейхе (вместо еврейского "рейха").
Ильин почему-то считал масонство союзником против большевизма. Что очень странно. Вильгельм 2 не был выскочкой, но тоже закончил безславно. Многие ошибки Гитлера были следствием исторической торопливости. Гитлер прекрасно понимал, что он бросил перчатку таким силам, которые сделают все, чтобы разгромить не только на Германию, но и все национал-христианское сопротивление иудо- масонству и большевизму. Собственно, и белые в России столкнулись с этими же силами, которые не желали возрождения национальной и сильной России. Германия напала на СССР, опасаясь союза Англии, США и СССР, о чем он сказал в своей речи передсоратниками 21 июня 1941 г. Возможно мировая закулиса специально через агентуру в Коминтерне и спровоцировала Гитлера на нападение на СССР как держателя Коминтерна. О провокационном поведении Коминтерна Гитлера также говорил в той речи, обвиняя в этом СССР. При всех ошибках Гитлер был недалек от военной победы в 1941-2. Странным образом Ильин уходит от оценки главного - о правоте борьбы против иудо-коммунизма и мировой плутократии. Ведь ошибки были и у белых, но дело ведь не в ошибках, а в правоте самого дела. Конечно, хорошо быть судьей постфактум, победителей, ведь не судят. Мне кажется странным заявление Ильина, что Германия главный национальный, враг России. Это не верно. Главный враг России - это революционные силы Антихриста, о чем писали Тютчев и Достоевский, а Германия нам была врагом на бытовом так сказать уровне, в несхожести национальных характеров, и других второстепенных обстоятельств. Мировой закулисе очень выгодна вражда двух, великих арийских народов, и они всегда разжигали эту вражду Маркс, а сегодня из кожи вон лезет Шапиро Соловьев наша красноеожая шариковщина. Вместо того, чтобы лечить раны вражды, наоборот сыплют соль на раны...