6.8.1845 (19.8.) ‒ Высочайшим повелением Императора Николая I основано Императорское Русское географическое общество.
Император Николай I утвердил представление министра внутренних дел Российской Империи графа Л.А. Перовского о создании в Санкт-Петербурге Русского Географического Общества. Общество задумывалось как географо-статистическое, при Министерстве внутренних дел Российской Империи, однако повелением Императора было названо Географическим (с 28 декабря 1849 г. «Императорское Русское Географическое Общество»).
Идея создания Общества принадлежала адмиралу, будущему президенту Императорской Академии наук Фёдору Петровичу Литке, воспитателю будущего первого председателя РГО Великого князя Константина Николаевича. 7 октября 1845 г. в конференц-зале Императорской Академии наук и художеств состоялось первое общее собрание действительных членов РГО, избравшее Совет общества. Ф.П. Литке, открывая собрание, говорил: «Наше отечество, простираясь по долготе более чем на полуокружность Земли, представляет само по себе особую часть света со всеми свойственными такому огромному протяжению различиями в климатах, явлениях органической природы и т. д. и такие совершенно особые условия указывают прямо, что главным предметом Русского географического общества должно быть возделывание географии России». Задачей Общества с первых дней его деятельности было «собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли».
Среди учредителей РГО были знаменитые мореплаватели адмиралы Ф.П. Литке, И.Ф. Крузенштерн, Ф.П. Врангель, П.И. Рикорд; члены Петербургской Академии наук естествоиспытатель К.М. Бэр, астроном В.Я. Струве, геолог Г.П. Гельмерсен, статистик П.И. Кёппен; видные военные деятели (бывшие и действующие офицеры Генерального штаба) генерал-фельдмаршал Ф.Ф. Берг, генерал-майор М. П. Вронченко и генерал от инфантерии М.Н. Муравьёв-Виленский.
Среди членов-учредителей Общества также были географ и статистик К.И. Арсеньев, директор департамента сельского хозяйства Министерства внутренних дел А.И. Лёвшин, путешественник П.А. Чихачёв, лингвист, этнограф, личный секретарь и чиновник по особым поручениям министра внутренних дел В.И. Даль, оренбургский генерал-губернатор В.А. Перовский, литератор и меценат князь В.Ф. Одоевский.


Члены-учредители Русского Географического Общества в Санкт-Петербурге в 1845 году.
Первоначальное финансирование Общества было государственным и составляло 10 тысяч рублей в год, впоследствии значительный вклад в финансирование предприятий Русского географического общества внесли меценаты.
Вот как охарактеризовал сущность Русского географического общества его многолетний вице-председатель, знаменитый географ, путешественник и государственный деятель Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский: «Свободная и открытая для всех, кто проникнут любовью к родной земле и глубокой, несокрушимой верой в будущность Русского государства и русского народа, корпорация».
С самого начала своего существования Русское географическое общество развернуло обширную экспедиционную и просветительскую деятельность. Оно внесло крупнейший вклад в изучение Европейской России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Кавказа, Ирана, Индии, Новой Гвинеи, полярных стран и других территорий. Эти исследования связаны с именами известных путешественников Н.А. Северцова, И.В. Мушкетова, П.А. Кропоткина, И.Д. Черского, Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, М.В. Певцова, Г.Е. и М.Е. Грумм-Гржимайло, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, В.А. Обручева, П.К. Козлова, Н.Н. Миклухо-Маклая, А.И. Воейкова, Ю.М. Шокальского, Ф.Ф. Берга, Ч.Ч Валиханова и многих других. Очень тесно сотрудничали с РГО военные и гражданские чиновники Военно-топографического Депо Главного штаба российской императорской армии и Корпуса военных топографов. Другой важной традицией РГО была связь с Военно-Морским Флотом. В числе действительных членов Общества было немало адмиралов и морских офицеров: П.Ф. Анжу, В.С. Завойко, Л.А. Загоскин, П.Ю. Лисянский, Ф.Ф. Матюшкин, Г.И. Невельской, К.Н. Посьет, Е.В. Путятин и другие. Членами Общества были художник-маринист И.К. Айвазовский и баталист В.В. Верещагин.
Общество быстро охватило своими подразделениями всю Россию. В 1851 году открылись два первых региональных отдела — Кавказский в Тифлисе и Сибирский в Иркутске, затем были созданы отделы: Оренбургский, Северо-Западный в Вильне, Юго-Западный в Киеве, Западно-Сибирский в Омске, Приамурский в Хабаровске, Туркестанский в Ташкенте. Они проводили обширные исследования своих регионов.
В императорский период своей деятельности Общество служило местом неформального диалога между ведомствами, проводившими картографические, статистические и исследовательские работы: «В его (Общества) среде начальники различных государственных учреждений, занимавшихся картографией России, сходились для обсуждения предметов их занятий».
Структура
Отделение физической географии
Отделение математической географии
Отделение статистики
Отделение этнографии
Политико-экономический комитет
Комиссия по изучению Арктики
Сейсмическая комиссия
Создание постоянной комиссии Императорского Русского географического общества (ИРГО) по изучению Арктики позволило систематизировать экспедиционную деятельность и обобщить полученные уникальные сведения о природе, геологии и этнографии Крайнего Севера. Были проведены всемIрно известные Чукотская, Якутская и Кольская экспедиции. Отчёт об одной из арктических экспедиций общества заинтересовал Д.И. Менделеева, разработавшего несколько проектов исследования и освоения Арктики.
Русское географическое общество стало одним из организаторов и участников Первого Международного полярного года, в ходе которого Обществом были созданы автономные полярные станции в устье Лены и на Новой Земле.
Сейсмическая комиссия Русского географического общества была создана в 1887 году, после сильного землетрясения в городе Верном (Алма-Ата). Комиссия была создана по инициативе и при деятельном участии И.В. Мушкетова.
5 марта 1912 года Советом Императорского Русского Географического общества было утверждено положение о Постоянной природоохранительной комиссии.
Помимо непосредственных руководителей Российской Империи и членов Царской Семьи активными членами Географического общества в разные годы были более 100 министров, губернаторов, членов Государственного Совета и Сената. Многим из них добиться столь высоких результатов помогла именно плодотворная работа в Географическом обществе: это восстановивший престиж Русской армии после поражения в Крымской войне Д.А. Милютин, получивший пост Оренбургского губернатора благодаря выдающимся азиатским исследованиям Я.В. Ханыков, сенатор и академик В.П. Безобразов и многие другие.
Общественное мнение тех лет формировали члены Русского географического общества Митрополит московский Филарет и епископ Нижегородский Иаков, книгоиздатели Альфред Девриен и Адольф Маркс, редакторы крупнейших российских и зарубежных газет Э.Э. Ухтомский и Дональд Маккензи Уоллес.
К 1917 г. Общество насчитывало около тысячи членов. После революционных событий их число сократилось. В послевоенный период был зафиксирован быстрый рост: если в 1940 году в Обществе состояло 745 человек, то в 1987 году количество членов достигло более 30 тысяч, то есть выросло почти в 40 раз. Всесоюзное географическое общество в то время являлось наиболее многочисленной организацией среди научных сообществ в составе АН СССР.
В 1990—2000-х годах численность членов РГО сократилась до примерно 9 тысяч. После реорганизации Общества в 2009 г. число членов Общества вновь стало расти и к августу 2020 г. составило 23 740 человек.
За время своего существования общество неоднократно меняло название:
1845—1850 — Русское географическое общество (РГО)
1850—1917 — Императорское Русское географическое общество (ИРГО)
1917—1925 — Русское географическое общество (РГО)
1925—1939 — Государственное географическое общество (ГГО)
1940—1992 — Географическое общество СССР или Всесоюзное географическое общество (ВГО)
1992—1995 — Русское географическое общество (РГО)
1995 — н. в. — Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество» (ВОО «РГО»)
Ныне действующий Устав утверждён XV Съездом Общества 7 ноября 2014 года.
Использованы сведения из "Википедии"
+ + +
МВН (июль 2025). В детстве меня удивляла огромность мiра с его земными пространствами и множеством народов на них ‒ их голоса на непонятных языках в радиоприёмнике "Рига-10", казалось, скрывали множество увлекательных тайн, которые предстояло открыть. Я начал записывать в блокнотик отдельные иностранные слова. Любил рассматривать географические карты и запоминать названия далёких гор, рек, озёр, островов, городов. А когда в школе дошло до уроков географии, она стала моим любимым предметом, я хотел стать географом ‒ в моем представлении это означало путешествовать по мiру и убеждаться в том, что обозначенное на карте действительно существует.
В студенческие годы, в инъязе, я составил на карте мiра маршрут путешествия по всем материкам, рассчитанный примерно на 20 лет. Далёкие земли и народы манили ещё и своей недоступностью, вернее запрещенностью в то советское время. Реальный мiр советского человека ограничивался жирной красной линией на политической карте мира. Она воспринималась мною как вызов, который предстояло преодолеть. Я даже выразил это ощущение в написанном тогда рассказе "Открытие Сени Карлова" (надо будет перенести его на РИ, так как "Парус" что-то опять заглох, как бы не насовсем...).
Весь мiр объездить не успел, только примерно треть, но наиболее важную. Вернее, это перестало быть необходимым, так как тайны открываются не путём перемещения в пространстве, а мыслью. Тем более в преклонном возрасте...