07.09.2025       2

Ликвидации казаками под командованием полковника И.Т. Сладкова знаменитого карателя Чапаева

Денис Романов 

5.9.1919. ‒ Казаками под командованием полковника И.Т. Сладкова был ликвидирован знаменитый каратель ‒ Чапаев

Осенью 2020 года в селе Красном Оренбургской области на улице Чапаева по инициативе местных казаков был установлен памятник полковнику Т.И. Сладкову. Позже власти заставили убрать этот памятник.

106 лет назад, в ночь на 5-е сентября 1919-го года, в результате хорошо спланированного рейда Сводного казачьего отряда Уральской армии под командованием полковника Тимофея Ипполитовича Сладкова был ликвидирован вместе со своим штабом самый известный на Урале большевицкий каратель Василий Чапаев. Это в советском фильме Чапаев представал в роли благородного и свободолюбивого командира. На самом деле его карательные рейды по казачьей земле Урала приводили в ужас своей жестокостью. Позади дивизии Чапаева оставались выжженные станицы протяжённостью на десятки квадратных километров, но особенным "развлечением" большевики считали сожжение заживо молодых казачей - "живых свечей", как любили выражаться красные каратели.

Звериная жестокость Чапаева и слёзные просьбы местных жителей о помощи заставили уральского атамана Владимира Сергеевича Толстова собрать особое совещание. На нём было принято решение о ликвидации Чапаева. Для выполнения задания был создан Сводный отряд под командованием казачьего полковника Сладкова. Начальником штаба стал полковник Бородин. Отряд насчитывал 1192 человека при 4 орудиях и 9 пулемётах. Все детали операции были тщательно проработаны, и нет сомнений, что в этом белым помогли местные жители и разведка. Они установили, что штаб Чапаева вместе с четырёхтысячным гарнизоном станицы Лбищенской находится на внушительном расстоянии от основных сил большевиков. Это давало возможность для разгрома командования противника. Помимо этого, специфическая местность вкупе с наличием авиации в дивизии Чапаева не оставляла добровольцам шансов подойти незамеченными к станице Лбищенской без помощи местных казаков, знавших свою землю.

Поздним вечером 31-го августа Сводный отряд вышел из посёлка Каленный и направился в Лбищенский рейд. Людям предстояло в строжайшем секрете совершить немалое количество переходов по степи, пройти вдоль Урала и не обнаружить себя. Осложняло задачу то, что в составе дивизии Чапаева были самолёты, которые вели разведку и могли засечь с воздуха. Таким образом, добровольцам запрещалось даже ночью разводить костры и греться. Шли они низиной и маскировались на местности при виде самолётов.

Только к вечеру 4-го сентября, измученные долгим переходом под палящим солнцем и отсутствием нормальной пищи, добровольцы подошли к подступам Лбищенской станицы, занятой Чапаевым. В составе частей, расположенных в станице, было порядка четырёх тысяч штыков и сабель, артиллерия, броневики, телеграф, телефон, радиостанция, большое количество пулемётов и 4 самолёта, о которых я уже упоминал. Боеприпасов у большевиков было также вдоволь.

В белом отряде полковника Сладкова подобных ресурсов не было и в помине. Такие расклады сил полностью противоречили законам военного дела, согласно которым атакующих должно быть как минимум в 3 раза больше, но времени на размышления не было. Находясь под носом у противника, надо было атаковать до того момента, когда красные обнаружат добровольцев.

В ночь на 5-е сентября казаки бесшумно сняли дозоры большевиков, после чего в 3-и часа ночи Сводный отряд обрушился на спящего противника. Казаки рубили шашками, а крестьяне кололи штыками сонных красных, которые в ужасе выбегали на улицу из горящих домов. Многие большевики были взорваны гранатами и не успели даже схватить оружие. В считанные минуты большая часть станицы была освобождена от чапаевских карателей. Сотни красных сдавались без боя. Пленных не убивали, а невредимыми отправляли за пределы места сражения, хотя местные жители стремились поквитаться с мучителями.

Для ареста военного преступника Чапаева в станицу был направлен специальный казачий взвод под командованием Белоножкина. Казаки окружили штаб Чапаева, но, по официальной версии, допустили оплошность. В горячке боя они якобы приняли за Чапаева его ординарца Петра Исаева, известного читателю по фильму "Чапаев". Казаки выволокли из сарая смертельно перепуганного солдата, а в это время настоящий Чапаев удрал, но в последний момент был всё же ранен в руку командиром взвода. Скрывшись от преследования, Чапаев собрал вокруг себя все многочисленные силы поредевшей дивизии и перешёл в контратаку. Не имея пулемётов и нужного количества боеприпасов, казаки взвода Белоножкина были вынуждены отступить, но при этом смертельно ранили в живот Чапаева, которого красные спешно переправили на другую сторону Урала, где он скончался. Командование дивизией Чапаева на себя взял начальник штаба Ночков, отбивший обратно штаб. По другой версии, казаки просто вытащили Чапаева из штаба и, вопреки приказу о доставлении к атаману Толстову, попросту зарубили на пороге.

В любом случае разгорелся упорный бой. Красные с двух сторон обстреливали добровольцев. Здание штаба находилось настолько удачно для обороняющихся, что их пулемётный огонь запирал все подступы, а с противоположного конца станицы вёл огонь крупный отряд комиссара Батурина. Казаки хорунжего Сафарова попытались на тачанке атаковать последнего, но были убиты или ранены, а положение стало тяжёлым. В решающий момент полковник Бородин с казачьей сотней из 50-и человек лично устремился в бой, пытаясь спасти раненых казаков и отбить здание, но был сражён пулями врага. После этого полковник Сладков вместе с группой казаков отвлёк на себя огонь противника, а несколько других казаков забрались с пулемётами на крышу дома, расположенного неподалёку, и открыли огонь по большевикам. Через несколько минут всё было кончено.

Затем казаки подтянули два орудия и в упор ударили по штабу, в котором всё ещё находились красные. В ужасе большевики бежали прочь, оставив раненого Ночкова, которого позже обнаружили казаки. На рассвете бой прекратился. Казаки метким огнём добили бегущих красных, а остальных настигли и порубали тех, кто не бросил оружие.

Красные потеряли убитыми более 2,5 тысяч штыков и сабель, а остальные сдались в плен. Потери добровольцев за весь рейд составили 24 человека убитыми и 94 ранеными. Погибший полковник Николай Николаевич Бородин посмертно был произведён в генерал-майоры. Его подвиг навсегда вошёл в историю казачьего народа. Погиб он от руки подлого врага, спрятавшегося от казаков в стоге сена и выстрелившего ему в спину, но именно такая подлость вкупе с трусостью и является отличительной чертой большевиков, которой они так гордились и которой ныне гордятся их потомки. Полковник Бородин же погиб, как подобает казаку и христианину. Он положил душу свою за други своя, когда бросился на помощь раненому рядовому казаку. Его смерть свята, его жертва и память священны для нас. Вы только вдумайтесь, даже в сравнении двух смертей двух командиров, белого и красного. Есть та разница, которая отличает две стороны Гражданской войны. Чапаев бежал, прикрываясь ординарцем, а Бородин шёл на пули противника, спасая своего казака. Тут даже добавить нечего, да и любые слова будут излишни.

В тот же день Уральский атаман Владимир Сергеевич Толстов прислал своё поздравление казакам. В обращении этого славного уральского героя нет ни одного лишнего слова, всё метко. Всё достигло сердца:

"Поздравляю бойцов-героев, взявших Лбищенск, и от лица Войска благодарю их, считая это залогом и победой дорогого Войска. Зарвавшимся красным — могила на родной нам земле.
Подписал: Войсковой Атаман Толстов. № 227."

Скажу в завершение только то, что эта победа стала не только знаковой в моральном и стратегическом плане, когда был уничтожен штаб всего красного фронта и разрушено управление войсками красных, которые были вынуждены бездействовать и даже бежать прочь, но и дала белым огромное количество трофеев.

Так, победителям досталось обмундирование и продукты, которых хватило на содержание двух полнокровных дивизий, десятки пулемётов, орудия, боеприпасы, телеграфные аппараты, радиостанция, пять аэропланов, один из которых приземлился уже после освобождения станицы и был захвачен вместе с лётчиками, которые даже не подозревали о разгроме Чапаева, что говорит о том, что операция была проведена блестяще.

Говоря о трофеях, стоит отметить то, что "народный кумир" СССРии жил весьма нескромно, ведь при его штабе были обнаружены даже аппараты для просмотра кино, а также десятки... дам пониженной социальной ответственности, как сказал бы один из современных чапаевых. Как видите, "народной власти" было ничего не чуждо, от награбленного до банальных шлюх. И всё же сегодня хотелось бы говорить не о Чапаеве, а о подвиге наших казаков и добровольцев-крестьян, которые самоотверженно преодолели тяжёлые преграды и уничтожили кровавого карателя.

Уже в наше время на территории Вознесенского храма села Красное появился памятник полковнику Сладкову, но позже организаторов заставили убрать этот памятник. Вот такая у нас безумная реальность с замалчиванием героев и почитанием палачей. Слава Богу, что хотя бы в рамках нашего проекта удалось провести вечер памяти полковника Сладкова и вечер памяти атамана Толстова.

Царствие Небесное и вечная память героям антибольшевицкого сопротивления.

Руководитель культурно-исторического проекта "Забытая Россия" Денис Романов.
https://vk.com/russian_ideal?w=wall-137190697_361718


Лбищенский рейд

Биографическая справка

Тимофей Ипполитович Сладков  (1884‒1956) родился в офицерской казачьей семье. Окончил Уральское войсковое реальное училище, затем Елисаветградское кавалерийское училище, которое окончил в 1905 году по 1 разряду, с производством в чин хорунжего, после чего получил назначение в атаманский полк Лейб-Гвардии Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича.

В феврале 1914 года Сладков получил назначение в Главное управление Генерального штаба. После начала Первой мировой войны находившийся в чине есаула Сладков был назначен командиром 6-й сотни 6-го Уральского казачьего полка в составе Уральской казачьей дивизии. За боевые отличия в 1916 г. приказом был досрочно произведён в чин войскового старшины, а в 1917 г., также за боевые отличия досрочно произведён в чин полковника.

В конце 1917 года вернулся в Уральск и принял участие в антибольшевицкой борьбе. В апреле 1919 года был назначен командиром Лбищенского конного полка в составе 2-й Уральской казачьей дивизии. В феврале 1920 года Сладков был назначен временно исполняющим должность начальника штаба Уральской отдельной армии. В апреле 1920 г. он с боевыми товарищами эвакуировался морским путем по Каспийскому морю в Персию, оттуда во Францию. Был избран помощником атамана общеказачьей станицы в Ницце. Публиковал небольшие очерки и рассказы в казачьих эмигрантских журналах. Позднее он переехал в Париж. Скончался 22 марта 1956 года в Инвалидном доме при Союзе русских военных инвалидов в Монморанси под Парижем и был похоронен на местном кладбище.

Чапаев после смерти — рождение легенды

Раненый Чапаев, как стало позже известно, умер при переправе через реку Урал и был зарыт на берегу. Многие историки и публицисты неоднократно отмечали факт, что роль Чапаева в истории т.н. "гражданской войны" не адекватна его культу, сложившемуся в Советском Союзе в 1920-е годы и, особенно, в 1930-е годы, когда он вошёл в официальный пантеон героев "Гражданской войны" среди прочих фигур своего времени, таких как Н.А. Щорс, С.Г. Лазо, Г.И. Котовский. Гибель Чапаева, несмотря на его известность в Поволжье и на Урале, не была чем-то выдающимся в 1919 году, не выделяясь среди гибели других начдивов РККА, также погибших в боях. В ходе бурных событий конца 1919-го и 1920-го годов никто не имел особой возможности позаботиться ни о памяти героя, ни даже о его семье. Во время разразившегося вскоре грандиозного голода в Поволжье умер отец Василия Чапаева, а дети были разбросаны по приютам. В посмертной судьбе Чапаева всё изменилось с выходом в 1923 году одноимённого романа Дмитрия Фурманова. Несмотря на многочисленные ссоры и даже вражду в отдельные периоды их совместной службы, Фурманов, по его собственным словам, решил написать о Чапаеве книгу, используя в качестве основы свои дневниковые записи 1919 года:

Увлечён… Увлечён, как никогда… Я мечусь, мечусь. Ни одну форму не могу избрать окончательно. Дать ли Чапая действительно с грехами, со всей человеческой требухой или, как обычно, дать фигуру фантастическую, то есть хотя и яркую, но во многом кастрированную. Склоняюсь к первому.
(Из дневников Д. Фурманова)

Книга была завершена в 1922 году и опубликована в марте 1923-го. Роман был восторженно воспринят читателями и получил превосходные отзывы литературных и партийных критиков. (Википедия)

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250976971

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Георгий Стрижак:

    Вечная память героям Белой борьбы !

  2. blank Петр Павлович Иванов из Мюнхена:

    Низкий поклон уважаемой Редакции за правдивую историю! Ещё есть русские патриота и в их числе руководитель культурно-исторического проекта "Забытая Россия" Денис Романов. Хранит Христос!

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.