
Сотворение мiра. Мозаика. Собор Святого Марка в Венеции. XII—XIII вв.
Время ‒ важнейший атрибут мiроздания, благодаря которому мiр бытийствует, то есть осуществляет своё бытие. Конечно же, статичной мёртвой материи время не было нужно, оно создано для человека как "венца творения" ‒ время есть таинственное измерение, некое "эфирное пространство" для жизни: осуществления его свободы воли, развития, совершенствования, мудрения, приближения к Богу.
Отношение людей к времени всегда было уважительным. Оно упорядочивало и регулировало жизнь. В ткани времени отмечались важные даты как в прошлом ‒ для внесения смысла в национальную историю и культуру, так и в будущем для планирования жизни и её целей. Особо одаренные прорицатели получали от Бога дар заглядывания в будущее, хотя оно не предопределено полностью, а зависит и от самих свободных людей.
В человеческой истории у разных народов были свои системы счисления времени, основанные на периодичности движения небесных тел: Солнца и Луны. На сочетании их циклов строились календари. Европейцы унаследовали нынешний календарь от римлян.
+ + +
Сначала, в виде "подарка" рожденным в сентябре, поделюсь заимствованными в энциклопедиях сведениями. Название месяца происходит из латыни: septem ‒ семь. Семь ‒ число примечательное в нашей жизни, начиная с физических природных явлений, как семь цветов радуги, семь нот в музыке ‒ и до многих символов в культуре и религии. В нём и гармония, и совершенство, и тайна. Вспомним, сколько всего священного связано с этим числом в христианской символике, начиная от семи дней Творения мiра и семи церковных таинств ‒ до предупредительных символов его конца в "Откровении" (семь церквей, семь печатей, семь благословений, семь труб, семь чаш гнева, семь голов зверя). Примечательный и загадочный номер в годичном календаре выпал нам, сентябристам.
Сентябрь был седьмым месяцем старого римского календаря, в котором год начинался 1 марта ‒ видимо, с начала сельскохозяйственных работ, а конец года совпадал с их завершением в десятом месяце (декабре). Первые четыре месяца были названы в честь богов: март ‒ в честь Марса, бога войны и т.д. (кроме апреля, связанного с распусканием почек весной). Последние шесть месяцев были пронумерованы на латыни, так седьмым был назван сентябрь. Следующие зимние месяцы почему-то долго оставались безымянными, видимо, не любили южные римляне зиму, пережидали её как безвременье до наступления весны, хотя и зимой у них время текло, происходили войны, катастрофы, рождения и другие события и их как-то датировали. Лишь на рубеже VII и VI веков до Р.Х. из Этрурии был заимствован календарь, в котором после декабря следовали январь и февраль и иногда еще добавлялся 13-й короткий месяц.
Император Гай Юлий Цезарь с 45 года до Р.Х. ввел солнечный календарь, разработанный в Египте астрономом Созигеном и состоявший из 365 дней с одним добавочным днём каждые четыре года. Его теперь мы называем по имени императора Юлианским. Основой его был годичный цикл оборота Земли вокруг Солнца, состоявший из 12 месяцев. Так как консулы вступали в должность 1 января и с этого месяца начинался римский хозяйственный год, а также, возможно, поскольку январь был назван в честь Януса ‒ бога всех начал и покровителя времени, ‒ начало года было перенесено на 1 января, и сентябрь стал девятым, не меняя своего названия. Впоследствии некоторые (летние) месяцы преименовывались, но сентябрь так и сохранил своё седьмое название, лишь формально состарившись на два месяца.
1 сентября 312 года Император Константин Великий одержал победу над враждебным к христианам Максентием. В память победы и дарования свободы христианству в христианском Втором Риме в V веке начинать год стали 1 сентября. Летосчисление тогда велось от Сотворения мiра.
Также и на Руси с 7000 года от Сотворения мiра (с 1492 года в пересчете на счисление от Рождества Христова) сентябрь стал первым месяцем в году решением Московского Собора, принявшим летоисчисление от православного Второго Рима. Этим подчеркивалось, что Русь считает себя преемницей Рима, что тогда имело огромное значение для самосознания Русского государства как вселенского Третьего Рима. Вот чем славен сентябрь для русского любомудра.
А чем ещё? Таковым любомудром был свт. Димитрий Ростовский, напоминавший, что в сентябре, когда начали спадать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских; в этом месяце Моисей получил на Синае десять заповедей и было ещё много сентябрьских событий в религиозной жизни тогдашнего Народа Божия.
Западная церковь, соперничавшая с Православной, сохранила начало года 1 января, но повела летосчисление не от Сотворения мiра, а от Рождества Христова (хотя мiр ведь существовал и до Христа, и время в нем текло). Вдобавок в 1582 г. папой Григорием XIII был введён новокалендарный стиль, отличающийся от "устаревшего" Юлианского, но разрушивший всю прежнюю его гармонию. В 1700 году европеизатор Петр I тоже перенес начало года на 1 января (спасибо, что при этом всё же не перешел на новый стиль). Однако Церковь до сих пор именно с важного византийского праздника Новолетия 1 сентября совершает годичный круг богослужений, в котором великие праздники начинаются с Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября и заканчиваются Её Успением в августе. Вот чем примечателен сентябрь ‒ первый месяц православного года.
Одним словом ‒ очень насыщен символикой и чудесами священный месяц Сентябрь, приятно в нем иметь и свой личный праздник появления на свет.

«В багрец и золото одетые леса». Эх, африканцы и азиаты-кочевники, вот какой русской красоты лишены вы, бедные...
В природном круговороте времен года в сентябре наступает день осеннего равноденствия. Это знак космических сил о приближающейся зиме в наших северных краях.
В Европе этот день считается началом осени. А в России она наступает уже 1 сентября, но сентябрь ещё чувствует себя довольно молодым: деревья зеленые с редкой желтизной (это у них начинается такая благородная "седина"). Сентябрь доставляет нам и последнюю радость благоприятной погоды ‒ Бабье лето, как бы утешая этим подарком перед наступлением дождей и холодов. И на прощание только сейчас расцветают астры и хризантемы, всё лето ждавшие именно свою любимую осень, чтобы порадовать её и нас, сентябристов, выдерживая даже первые морозы.
Многие поэты любили осень как вдохновляющее время года ‒ среди них Пушкин, Тютчев, Некрасов, Есенин, Бунин и другие, когда природа приоткрывает свою тайну красоты мiроздания, в которой радость смешана с грустью.
Ф.И. Тютчев. "Осенний вечер"
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
1830
Наверное, наиболее "осенним" человеком был Пушкин.
А.С. Пушкин. "Осень"
...Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы...
1833
Пушкин не раз упоминал осень в своих стихах как любимое время года: «Блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые, неожиданные слова, стихи легко ложатся под перо ваше и рифмы бегут навстречу стройной мысли». Наверное, осеннее время потому вдохновляющее, что оно и самое философское, когда навеваются мысли о преходящем свойстве всего в мiре, о том, что такое время, о жизни и смерти, о том, что за смертью.
Об этом и мне всё чаще приходится думать. И не только в личном плане в связи с преклонным возрастом, но и в планетарном: сколько еще продлится история? Символическое сгущение семёрок в Апокалипсисе косвенно придает и сентябрю как древнеримскому седьмому месяцу "эсхатологическую" окраску.
Человеческая жизнь неповторима, и человеку дано ощущение, что его эпоха представляет собой исключительное время в истории, которое включает в себя её смысл и разгадку. Конечно, это субъективное ощущение, и потому эсхатологические предчувствия в прежние века не сбывались. Но в наше время уж что-то небывало сильно сгущаются признаки конца, изложенные в Священном Писании... Нынешняя осень увядания человечества не выглядит красивой, как красота сезонного увядания природы, но в любое время года нам дано благодарить Бога за дар жизни и возможность послужить Ему в выполнении Его заданий, данных каждому из нас. В том числе и в последние времена.
Мне сегодня 77 лет ‒ две семерки, сошедшиеся в "седьмом" римском месяце Новолетия... Пожалуй, круглая дата...
МВН, 18 сент. 2025 г.
Салют: Сегодня мимо Земли пролетит самый крупный в 2025 году астероид, который в тысячу раз больше челябинского метеорита. В начале сентября астрономы заметили комету C/2025 R2 ATLAS. Осенью она приблизится к Земле и станет заметна в созвездиях Девы, Весов, Скорпиона и других.

Михаил Викторович, здравствуйте!
Прокомментируйте, пожалуйста, последнее интервью Павла Щелина Метаметрике, где он предлагает свою способ примирения белых с красными и высказывает другие идеи относительно примирения разных исторических реалий. Это интервью стоит Вашего внимания. Мою комментарий можно не публиковать, но я был бы благодарен за взгляд историка на идеи Павла с православно-монархических позиций.
Прошу прощения, но не знаю ни Павла Щелина, ни Метаметрику. И никакое примирение Христа и велиара не считаю возможным.
Дорогой Михаил Викторович, с днем рождения вас !
Поздравляю с днем рождения. Долгих вам лет жизни Михаил Викторович!
Михаил Викторович, с юбилеем вас!
Михаил Викторович,многая и благая вам лета!!!
Долгая лета, процветания и любви.
С прошедшим Вас днем рождения! Желаю Вам здоровья!
С прошедшим вас днем рождения, Михаил Викторович! Божьей вам благодати, мирного неба над головой и сил до конца оставаться верным Истине.