28.10/10.11. – Мц. Параскевы Пятницы
Св. мч. Параскева, нареченная Пятницею – жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. В житии св. Параскевы происхождение ее имени объясняется тем, что благочестивые родители этой святой угодницы, поначалу бездетные, прося Бога о разрешении их неплодства, проводили по обету день пятницы в особенных подвигах молитвы и поста и в делах благотворения; Господь услышал их молитву, и у них родилась дочь, которой они, по случаю рождения в день пятницы, дали имя Параскевы (то есть имя дня, приготовительного к субботе - Paraskeue). Потому и в старинных наших азбуковниках толковалось, что Параскева означает пятницу или еще, как называли ее наши предки, общницу Христовых страстей - из-за ее мученической кончины.
Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. Озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. Уповая на Бога, Параскева твердо отвергла это предложение. За это, привязав ее к дереву, мучители долго терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем всю истерзанную до костей бросили в темницу. Но Бог чудесно исцелил ее тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Св. Параскева Пятница обычно изображалась на иконах в худощавом виде и высокого роста, с лучезарным венком на голове, иконы ее особо украшались. С памятью этой святой в нашем народе издавна связано множество своеобразных поверий и обычаев. Ей молились о всяком благополучии и счастье домашнем. По древнерусскому верованию, св. Параскева была покровительницею полей и скота, и потому в день памяти ее наши предки приносили в церковь для освящения разные плоды; приношения эти потом хранились в домах как священные предметы до наступающего года. По верованию наших предков, св. угодница эта считалась также целительницею и человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь св. Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли.
В древней Руси в честь св. Параскевы наблюдались особые 12 Пятниц, которые назывались обыкновенно временными, или именными: в первую неделю Великого поста, далее: Благовещенская, Вербная, Вознесенская, Троицкая, Предтеченская или Купальская, Ильинская, Успенская, Демьянская, Михайловская, Рождественская и Богоявленская. Подобным же образом во время природных бедствий (засухи, появления вредителей, падежа скота и т. д.) наши предки зарекались ничего не есть в так называемые обетные пятницы, которых насчитывалось девять. Столько же было торговых пятниц.
Многие эти обычаи, вероятно, имеют языческое происхождение, считает иерей Евгений Пуртов: «Некогда в пантеоне древних славян была богиня Мокошь (или мать Сыра земля), считавшаяся женой верховного славянского бога Перуна. Среди дней недели нечетный день пятница посвящался Мокоши, а четный день четверг – Перуну (считалось: чёт – муж, нечёт – жена). С принятием христианской веры о Мокоши забыли, но сила народной привычки перенесла почитание языческой богини на св. мч. Параскеву. Глубокое уважение к Параскеве Пятнице доходило временами до того, что предки наши день пятницы отмечали наравне с воскресеньем.
Очевидно, что против подобных народных представлений и соединенных с ними обычаев не могла не восставать Церковь в лице своих представителей, и потому, например, в Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались «богомерзкими, прельщениями бесовскими». Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 г. к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Не говорим уже о том, что самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим.
Борьба со стороны церковных властей за чистоту веры и благочестия оказалась вполне успешной: пристрастие ко дню пятницы в языческом смысле прошло, сменившись благочестивым отношением как дню распятия Спасителя».