24.11.304 (7.12). - Св. великомученицы Екатерины
Святая великомученица Екатерина (294–304) родилась в городе Александрии в знатной семье. Она закончила языческую школу, где показала большие успехи в изучении математики, астрономии, медицины, философии, риторики, поэзии, музыки. Ее аристократическое происхождение, ум и красота привлекали к ней многих женихов, но она отвергала все предложения: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне жениха, равного мне по красоте и учености». Ее мать, тайная христианка, отвела ее к отшельнику, жившему недалеко от города. После беседы с Екатериной старец дал ей икону Божией Матери и велел молиться: «она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха». Вечером после молитвы Екатерина заснула, и ночью ей явилась Божия Матерь, окруженная ангелами и держащая на руках Отрока, сияющего как солнце. Это событие изменило жизнь Екатерины, и она приняла христианство.
Вскоре в Александрию приехал император Максимиан, соправитель Диолектиана, гонителя христиан по жидовским интригам. В связи с посещением Египта он решил произвести массовое жертвоприношение языческим богам. На это жертвоприношение собралось множество жрецов, языческих мудрецов и народа. Однако Екатерина отказалась в этом участвовать, публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Император вместе с языческими философами пытался переубедить ее, но тщетно. Святая доказала ложность их богов, приведя свидетельства самих же языческих философов, и убеждала их в истинность веры во Христа.
Языческие мудрецы признали себя побежденными логикой Екатерины. Потерпев неудачу в религиозном диспуте, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить красавицу Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее ценными подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной.
Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру. Когда вернувшийся Максимиан узнал это, он стал грозить Екатерине пытками и смертью. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие пытки, святая Екатерина осталась невредима. Царица Августа стала укорять мужа, что он дерзает восставать против Самого Бога. Максимиан пришел в ярость велел тут же умертвить свою жену.
На другой день Максимиан в последний раз призвал красавицу Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мiра. Но святая дева и слушать об этом не хотела. Видя безполезность всех своих усилий, император велел отсечь ей голову. Было это в 304 году, а св. Екатерине исполнилось 20 лет.
У католиков св. Екатерина, славившаяся своей ученостью, считается покровительницей учащейся молодежи. В России св. Екатерина почитается как дева-красавица, принявшая мученическую смерть за Христа; имя Екатерины стало одним из любимейших на Руси. Ей посвящено множество храмов.
Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины
Святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор здесь хранились в монастыре ее имени.
В эти пустынные места, освященные Божиим присутствием, еще с первых веков христианства приходили верующие, чтобы вдали от городов и преследований гонителей, находясь в уединении и молитве, обрести спасение в месте важных библейских событий. В этом месте пророк Моисей, пребывая в тишине Синайской пустыни, очищал свою душу и готовился к пророческому служению. Здесь Бог явился ему в пламени Неопалимой купины и послал в Египет, чтобы вывести из плена народ еврейский (Исх. 3-4). По выходе из Египта народ Израиля, перейдя Чермное море, остановился на Синайском полуострове, где на горе Синай пророк Моисей получил от Бога начертанные на скрижалях десять заповедей (Исх. 31-34). Шесть веков спустя еще один великий пророк Илия пришел в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавели, и здесь явился ему Господь в веянии тихого ветра (3 Цар. 19, 2-8).
Первые монахи селились там небольшими группами в пещерах возле Синайской горы, недалеко от куста Неопалимой купины. Свой хлеб они зарабатывали плетением корзин из лозы, которые они обменивали у проезжих торговцев на еду.
В 330 г. усердием святой Царицы Елены на месте куста Неопалимой купины была построена маленькая церковь во имя Божией Матери и башня для убежища монахов при набегах кочевников. С этого времени здесь начал сооружаться монастырь, который уже в конце IV века упоминается как духовно процветающий. В VI веке Император Юстиниан (527—565), по просьбам монахов, построил мощные стены вокруг обители и новый храм. Старый храм стал составной частью нового, примыкая к нему с восточной стороны.
Все властители Синайского полуострова, будь то арабские халифы, турецкие султаны или Наполеон, всегда покровительствовали монастырю, расположенному на священном месте, что предохраняло его от разорений.
В древности монастырская братия насчитывала сотни человек. Среди них прославился преподобный Нил Синайский (V в.), который оставил много духовных наставлений, сохранившихся до нашего времени и являющихся полезными для обучения правильной духовной жизни. Молва о его подвигах и духовной мудрости быстро распространилась далеко за пределы Синайской горы, и сюда стали приезжать люди всякого звания и состояния, чтобы получить от него наставления. Особую известность монастырь св. Екатерины приобрел в VI и VII веках, когда там подвизался и был игуменом горы Синайской преподобный Иоанн Лествичник (†649). Он написал книгу под названием «"Лествица", отчего и получил свое имя Лествичник.
Монастырь пользовался большим уважением у русских паломников. Императрица Екатерина II передала в дар монастырю, носящему имя ее святой, позолоченную серебряную раку для мощей Великомученицы (на фото слева). В библиотеке много икон и церковных предметов, сделанных русскими людьми.
Ныне монастырь принадлежит Синайской Автономной Архиепископии. В монастырь принимаются только греки. Братия монастыря немногочисленна, из-за множества паломников и туристов монастырь окружен коммерческой атмосферой, которая сильно мешает монахам, хотя и кормит их (доходы от монастырской лавки и экскурсий).
Главный храм монастыря освящен в честь Преображения Господня. Это объясняется тем, что явившиеся в момент Преображения пророки Моисей и Илия были на этой горе за много веков до пришествия Христа на землю. В колокольне, построенной в 1871 г., находятся подаренные Российскими Государями девять колоколов, а также древнее деревянное било. Било используется перед обычными службами, а в колокола звонят в праздничные дни и перед литургией. К южной стене в 1951 г. было пристроено новое здание. В нем размещаются библиотека, галерея икон, трапезная и резиденция архиепископа. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке собрано более 5 000 старинных книг, в том числе на церковно-славянском языке. К новым зданиям относится также гостиница с западной стороны монастыря.
На территории монастыря растет куст Неопалимой купины (на фото) – отросток виденного Моисеем несгораемого куста. Купина – это славянское название особого рода тернистой акации, которая представляет собой небольшой кустарник с острыми колючками. Это единственный куст такого рода на всем Синайском полуострове. Хотя и предпринимались попытки высадить его отростки в других местах, они там не прижились.
Неподалеку от монастыря находится место, где располагался стан еврейского народа, когда он по повелению Божию пришел из Египта, ведомый пророком Моисеем. Здесь евреи получили десять заповедей Божиих и сразу же проявили неверность Богу, отлив себе золотого тельца (Исх. 32). Экскурсоводы показывают якобы опечаток этого золотого тельца на холме.
М.Н., ноябрь 2005