15.09.2017       18

7. О воссоздании российской монархии


Более всего о путях восстановления российской монархии размышляли в русской эмиграции *. Разумеется, далеко не все ее мнения были верными - ведь и сама эмиграция поначалу несла в себе непреодоленную смуту. Вспомним, что Белое движение, за редкими исключениями, стояло на 'непредрешенческой' позиции между монархией и республикой - из-за давления стран Антанты, которые обманными посулами помощи настаивали на республиканском облике Белых армий.

* О развитии монархического движения в эмиграции будет рассказано во 2-м томе 'Миссии русской эмиграции'; отрывки см.: 'Держава', 1996, ? 1(4)-2(5).

Лишь после предательства Антанты и проигранной гражданской войны - в среде монархистов-эмигрантов начался процесс духовного осмысления катастрофы. Его первыми организационными вехами стали:

- Общеэмигрантский монархический съезд в баварском городке Рейхенгаль в мае-июне 1921 г., на котором было заявлено, что восстановление России возможно только при воссоздании монархии - 'без старых недостатков, но на старом фундаменте'. С этой целью на съезде был создан Высший Монархический Совет, уполномоченный вместе с Русской Зарубежной Церковью хранить для будущего принципы государственного устройства исторической России. В тесном контакте со спасшимися членами Династии Романовых ВМС стал в Русском Зарубежье главным арбитром в. монархических вопросах.

- Первый Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви за границей в ноябре-декабре 1921 г. в Сербии, провозгласивший: 'Да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли; да даст защиту Вере и Церкви и всей земле русской и да осенит Он сердце народное; да вернет на всероссийский Престол Помазанника, сильного любовью народа, законного православного Царя из Дома Романовых'.

- Приамурский Земский Собор во Владивостоке в июле-августе 1922 г., который признал Династию Романовых царствующей несмотря на смуту и на краткое время восстановил в Приамурье Основные законы Российской империи (до окончательного завоевания края красными). Этот Земский Собор на последней непорабощенной части русской земли имеет особенное значение для будущего восстановления легитимной власти.

Ни на одном из этих примечательных Соборов не обсуждалось, кто вправе стать следующим монархом, как дело неясное и преждевременное. Однако граница непредрешенчества между монархией и республикой сместилась все же к непредрешенчеству внутри монархизма - относительно легитимного наследника Престола. И когда уже известный нам Вел. Кн. Кирилл Владимирович в 1924 г. провозгласил себя "Императором", - его претензии были отвергнуты и Высшим Монархическим Советом, и предстоятелями Русской Зарубежной Церкви, и большинством членов Династии Романовых, и ген. Врангелем - командующим зарубежной Армией. В 1926 г. это подтвердил и Всезарубежный съезд в Париже, одновременно показав по результатам выбора делегатов, что эмиграция на 85 % состояла из монархистов. Причем многие осознали свой монархизм именно после революции: лишь потеряв монархическую Россию, стали ее ценить.

Позже Кирилловичи смогли утвердиться в Зарубежье как возглавители 'Дома Романовых' лишь вследствие пассивности других членов Династии и поскольку первоиерарх Зарубежной Церкви не знал, что кирилловская линия еще в 1907 г. была лишена прав престолонаследия из-за незаконного брака Вел. Кн. Кирилла с двоюродной сестрой. Компромиссное признание кирилловской линии вызвало позже немало расколов среди зарубежных монархистов, но в послевоенные годы это признание постепенно сошло на нет, в том числе со стороны архиереев.

Сегодня несомненно, что призвание на российский престол легитимного монарха, если Россия созреет для этого, лежит лишь в компетенции Всероссийского Земского Собора, соответственно русской традиции, после тщательного исследования данного вопроса экспертами. На этой позиции сегодня стоят и Русская Зарубежная Церковь, и Высший Монархический Совет. Именно таков был в 1924 г. и завет последней, вдовствовавшей Императрицы Марии Феодоровны, матери Царя-Мученика, отвергшей претензии 'Кирилла I': 'Государь Император будет указан Нашими Основными Законами в союзе с Церковью Православной, совместно с Русским Народом'.

Только в этом случае нам можно будет говорить и о восстановлении легитимной Российской государственности в рамках международного права, в частности, поставив на повестку дня уточнение границ России, искаженных нелегитимными властями после 2 марта 1917 г.

Самый же важный - историософский - аспект проблемы, осознанный монархическими авторами эмиграции, выразился в следующем. Российская православная монархия (Третий Рим) была осмыслена как духовный полюс, 'удерживающий' мир от воцарения антихриста; революция в России - как 'генеральная репетиция апокалипсиса'; отречение Государя на фоне всеобщего предательства - как жертвенный подвиг, подобный голгофской жертве Христа; явление иконы Державной Божией Матери в день отречения Государя - как указание на последний шанс временного удержания мира Самой Божией Матерью, а борьба за воссоздание православной монархической России - как борьба за воссоздание Удерживающего для всего мира. [См. статью 'Смысл истории и тайна России'. ]

Понятно, что восстановить такую монархию гораздо труднее, чем скопировать ее западные декоративные формы. Она не может быть воссоздана искусственно, чьим-то политическим решением. Монархия может вырастать лишь из соответствующего религиозного правосознания общества, - писал И.А. Ильин, проводя различие между ценностью монархии как идеала и его практической осуществимостью в данных условиях:

'Монархия не самый легкий и общедоступный вид государственности, а самый трудный, ибо душевно самый глубокий строй, духовно требующий от народа монархического правосознания. Республика есть правовой механизм, а монархия есть правовой организм. И не знаем мы еще, не видим мы еще, будет ли русский народ после революции готов опять сложиться в этот организм' ('Основы борьбы за национальную Россию', 1938). 'Мне приходилось встречать людей, непоколебимо уверенных в том, что стоит в России 'провозгласить монархию' - и все 'пойдет гладко и станет на свое место'. Но - 'монархический строй не может, что называется 'повиснуть в воздухе'; необходимы... две основы: во-первых, верное монархическое строение души в народе, ... и, во-вторых, необходимы те социальные силы, которые понесли бы богоданного Государя - преданностью, верностью, служением... Монархия должна быть подготовлена религиозно, морально и социально' ('Наши задачи').

Да и Тихомиров уже в начале XX в. отмечал, что монархия - принцип вечный, высший и всегда возможный; если же он становится для какой-то нации невозможным, то лишь по нравственному падению самой нации. Так и в России: 'если идея русская, хотя и высока, но не по силам самому русскому народу, то... эта идея для России сама собою упраздняется... Вместе с тем упраздняется и мировая миссия России...' ('Монархическая государственность').

И если наш народ окажется не способен на это - не были ли утопичны все разработки монархического идеала в русской эмиграции, как это полагают 'западники' ?

На этот вопрос, с точки зрения русской православной идеологии, ответ у монархистов всегда был один: а имеем ли мы право не пытаться восстановить наш исторический национальный идеал? Дело ведь не в том, популярна или нет монархическая идея в современном поколении человечества; дело в том - верна ли она духовно. Как раз в ощущении ее верности для России в сравнении с двумя другими идеологиями (либеральная демократия, фашизм) и укрепился монархизм в русской эмиграции в 1930-1940-е годы. То есть, даже если монархия в России была бы со всей очевидностью неосуществима, - православный русский не может не стремиться к ее восстановлению, надеясь на Божью помощь, достигаемую через верность нашему православному идеалу. В верности же Истине - и смысл личной жизни.

Так, архиепископ Серафим (Соболев) именно в этом видел суть русской идеи, о чем прочел доклад на Архиерейском Соборе в 1938 г. и после одобрения развил доклад в книгу 'Русская идеология', в которой читаем:

'Царскую самодержавную власть мы должны стремиться воссоздать не только потому, что такое стремление будет истинным покаянием в нашем тяжком грехе уничтожения одного из исконных начал русской жизни и попустительства к сему уничтожению. Это стремление одновременно соответствует и истинной русской идеологии, которая есть не что иное, как православная вера и основанная на ней русская жизнь во всех ее областях, начиная с личной и кончая государственной, почему русское государство должно возглавляться царской самодержавной властью. Идеология русского человека никогда не допустит, чтобы в основе государственной жизни была власть не Богопоставленная, то есть не основанная на православной вере власть конституционная или республиканская' ('Русская идеология').

Возможным же путем восстановления российской монархии после падения коммунистического режима может стать, как писал Ильин, 'только национальная, патриотическая, отнюдь не тоталитарная, но авторитарная - воспитывающая и возрождающая - диктатура' ('Наши задачи'). Не следует бояться слова 'диктатура' - ее сущность зависит от ее целей и средств. Западные демократии представляют собой диктатуру денег, коммунизм был диктатурой партийной бюрократии, а искомая православная монархия - это, по известному выражению, 'диктатура православной совести'. Ей и должен уподобляться такой русский диктатор, сознавая свою лишь предуготовительную роль очищения больного общества от накопившегося зла - для узаконения добра.

Такой переходный период к воссозданию монархии через национальную диктатуру виделся единственно возможным путем и белым вождям - П.Н Врангелю, Е.К. Миллеру, А.Б. Туркулу. Пример такого сценария позже дал генерал Франко в Испании. Это нужно учесть и в суждениях об авторитарных (профашистских) поисках русской эмиграции в 1930-е гг.: фашизм для русских не был идеалом - идеалом была монархия. Фашизм (диктатура в смысле приведенной цитаты И.А. Ильина) был лишь временным решением на переходный период. Мнение о необходимости авторитарного переходного периода разделяли и иерархи Русской Зарубежной Церкви.

В конце XX в. эта дилемма между необходимостью идеала и трудностью его воплощения кажется еще менее разрешимой. Она кроется в проблеме свободы греховного человека, способного стремиться к идеалам и уклоняться от них, но в наше время это усугубляется сознательной ставкой структур 'Нового мирового порядка' на человеческую греховность. Именно поэтому после крушения коммунистического режима на смену ему мудрая национальная диктатура не пришла. Неофеврализм и западничество торжествуют победу. Весь мир сейчас в таком состоянии, что воссоздание российской монархии возможно лишь в виде чуда...

Однако чудо как помощь Божия еще не исключается из нашей истории, если будет кому помогать. В Священном Писании сказано: 'В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней' (Сир. 10: 4). В этом и состоит смысл 'подвига русскости перед лицом зреющей апостасии', который в наше время порою близок к подвигу юродства. Существование все это время в русской эмиграции, а теперь и в России пусть даже небольших групп, ставящих себе задачей - несмотря ни на что! - восстановление монархической государственности, это еще один пример существования в русском народе его неуничтожимого первообраза, который может исчезнуть лишь с физической гибелью самой страны. Только в этом случае можно будет сказать, что воссоздание российской православной монархии больше невозможно.

С падением российской монархии на земле не стало Удерживающего в виде православной государственной власти. Но Новомученики Российские на небесах, во главе с Царской семьей, не перестали быть Удерживающим для той, пусть сегодня и небольшой, части русского народа, которая держится за Них в своих молитвах. В их подвиге русскости как подвиге удержания Бог все еще продлевает время перед кончиной мира, оставляя нам шанс - путем продолжающихся страданий - осознать происшедшее, восстать против 'тайны беззакония' и дать всему миру возможность последнего и наглядного выбора в виде русской власти Помазанника Божия.


———————————— + ————————————
назад  вверх
——————— + ———————
ОГЛАВЛЕНИЕ
——— + ———
КНИГИ

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/430164

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 18 комментариев
  1. Антон:

    Замечательная книга Русского православного человека. Рекомендую прочесть всем, не только для просветления...

  2. ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ:

    ОДНА ИЗ НАСТОЛЬНЫХ КНИГ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

  3. Александр Александрович:

    Я конечно мог бы накидать десяток цитат из этой же книги, которые докажут её противоречивость, неисторичность и просто детское восприятие мира. Единственно, что удерживает от такого поступка: О мёртвом ни говорят плохого. Человек затратил много труда, и это надо ценить. А, книга? Вряд ли она "Капиталу" составит конкуренцию.

  4. Александр Александрович:

    В дополнение пишу: Человек написавший сей труд, очевидно настолько забальзамирован, что жизнь прошла мимо его, а он и не заметил, потому и ничего ни понял. Если с филосовской точки зрения рассматривать его труд. Отработал, как радио и не более того.

  5. Надежда - Александр Александрович:

    Автор книги, слава Богу, пока жив. А вот Вы - мертвы.

  6. Александр, Александрович. :

    Я не об авторе писал и пишу, а о его идее, которая, впрочем, списана с НАЦИКА, всем известного. В качестве доказательства: "... и дать всему миру возможность последнего и наглядного выбора в виде русской власти Помазанника Божия».К.Ц.// Гитлер тоже думал, что он Помазанник и натворил бед немалых. Вы попробуйте ответить на вопрос: Кто ему сказал, что: Француз, Испанец, Итальянец, немец, Китаец, Монгол, Японец, Малаец и ещё пару сотен народов - НУЖДАЮТСЯ В РУССКОЙ ВЛАСТИ, даже, если она и ПОМАЗАННАЯ? Какой идиот втиснул в его голову, эту куцую мыслишку? Ни о нём речь, а его произведении: ненавидящей коммунистический ДИКТАТ и в тоже время готовый установить АБСОЛЮТ, который не бывает без диктатуры. И лож: - БЕЗМЕРНАЯ! Почитал бы этот господинчик, хотя бы "КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА", для начала, потом бы писал о бездуховности коммунистов. Кстати: Именно коммунистическое воспитание смело "БЕЛУЮ ГВАРДИЮ" и вслед им шагающих - ФАШИСТВУЮЩУЮ ЕВРОПУ. Надо сперва думать научиться: О чём пишешь, кому пишешь, зачем пишешь? - потом пусть пишет. Ни о нём толковалось.

  7. Александр Александрович:

    Я благодарен модераторам, или модератору(?),за то, что два моих сообщения ни положили под сукно. Разговор, затеянный АВТОРОМ книги - действительно не просто важен, а АРХИ ВАЖЕН, ибо касается будущего России и возможно всей планеты. Велика роль России: 1/5 суши - её не обойти, не объехать, ни забыть. Поэтому, со стороны запада уже катятся разговоры такие, что для России, СИБИРЬ и АНТАРКТИДА - лишнее. Как устроить Россию? Только на ПРАВДЕ. На лжи Россию не восстановишь. А правда "пишет" о том, что НЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ и ПРАКТИКЕ - АЛЬТЕРНАТИВЫ! Поэтому; Возможно, что ваши читатели воспримут мои письма гневливо. Пройдёт время и они, если запомнят эти письма - отметят их правоту. Поэтому прошу, следующие письма, по форме строгие - не кладите под сукно. Люди повзрослеют и разберутся в том, кто прав. Вы только не мешайте этому процессу.

  8. Александр Александрович:

    Надежда. Естественно, писалось о философии, а не о писателе. 2) Если вы, действительно заинтересованы в становлении России? То, уберите с красного угла иконы, а туда поместите портреты: Олега Кошевого, Александра Матросова, Стаханова, Кожедуба,Королёва, Гагарина, Сталина, Гастелло, и мой - простого токаря. Вот тогда, когда вы смените героев - Россия встанет и пойдёт семимильными шагами, на удивление всему миру. А, Ильина на свалку, вместе с его убожествами!

  9. Александр Александрович:

    Антон, Лучше бы порекомендовал "Капитал" почитать. Впрочем, согласен с тем, что и эта книга, конечно представляет интерес. Важно тут то, что бы читающий - голову не свихнул.

  10. Александр, Александрович. :

    НЕужнли я сложные для восприятия тексты написал?

  11. Александр Александрович:

    Надежда. Ни знаю вашего Отчества, что точно привносит неудобство. Мне многие, даже Жериновский пишут, что я Мёртв, в смысле моя идеология и практика мертвы. Так ли это? Если так, то, вы взяв власть в свои руки, могли бы ответить на ряд вопросов, первым из которых может быто таким: Почему токарь, слесарь, крановщик, маляр - реально производящие материальные блага - должны жить в 50 раз хуже, того же Потанина? Это вопрос противоестественный? Почему пекарь, шлифовщик, производящие ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ средства жизнеобеспечения - ОБЯЗАНЫ ЖИТЬ в 20 раз ХУЖЕ ФРАНЦУЗА, АМЕРИКАНЦА? // Есть проект и есть ИСПОЛЕНИЕ ПРОЕКТА. Так вот, все вы, в общем-то, в большинстве случаев - справедливо критикуете ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА, а не сам проект, который оказывается ВЫПОЛНИМЫЙ, но загублен! И под эту критику, вы пытаетесь опошлить сам проект, что совершенно дико смотрится. Ибо ВЫ-ТО сами ничего ПУТНОГО не ПРЕДЛАГАЕТЕ токарям, фрезеровщикам, малярам, крановщикам и т. д.!!! А пишите, что я мёртв! Вам скажу не таясь: КАК ТОЛЬКО ЭТОТ ВОПРОС БУДЕТ ПОСТАВЛЕН - так все ваши ухищрения будут сметены. Есть пословица Русская: "Бог, то Бог - да не будь сам плох!". Кто сообщил этому писателю, что МИР НУЖДАЕТСЯ В РУССКОЙ ВЛАСТНОЙ ЭКСПАНСИИ? Что ж вы Русского подставляете, как Гитлер подставил немцев: "...дать всему миру возможность последнего и наглядного выбора в виде русской власти Помазанника Божия...". К.Ц. Уже на дворе, двадцать первый век! А вы штампами начала и середины 20 века машете. Так, что с моей смертью, вы несомненно поспешили.

  12. Александр Александрович:

    Неужели не найдётся смельчака, который бы в пух и прах разнёс мои пиьма?

  13. Александр Александрович:

    Провакационный вопрос. Как вы считаете, Бог имеет такой же образовательный уровень, как ныне имеет человеческая цивилизация? Любой ответ, будет для Бога неудобным: Или вы найдёте приемлемый, устраивающий, щадящий для имиджа Бога - ответ? Это философский вопрос, поэтому, ответы типа; ТЬФУ, ТЬФУ, ТЬФУ - только оскорбит Бога. Успехов вам в поиске истины

  14. Анна:

    Александр Александрович,что вы так распалились,да всё по нарастающей.Вам что поругаться негде?У каждого человека своё мнение.А как вы считаете,кто эту цивилизацию создал как и уже ушедшие.Может вы думаете,что это всё люди создали?Если Бог создал Землю,то как вы можете оценить бесценное.Как вы можете оценить степень своего интеллекта,когда ваши способности находятся под полным контролем создателя.Помните сказку о рыбаке и рыбке.Вы не находите,что вы обыкновенный рыбак,вам Господь позволяет ловить ту или иную рыбку,мало того он решает сидеть вам у разбитого корыта или нет.

  15. Рома:

    Этого вы конечно не пропустите,зато прочтете.

  16. МВН - Роме:

    Если Вы сможете высказать свою критику допустимым тоном, без хамства и ругани, притом не анономно, а от своего личного имени (см. правила) - она может быть тут размещена.

  17. blank Виктор:

    Ув Александр Александрович ,вы говорите об идеях совсем позабыв о методах их осуществления,как всё начиналось.Дарвин вам в помощь.

  18. blank Виктор:

    "Даже Жириновский" Вы сами себя в пух и прах разнесёте.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.