13.12.2010       11

Опыт Русского Зарубежья и всемiрное призвание России

М.В. Назаров 

Четверть века назад я вернулся в Россию со стремлением ‒ донести до разрушенного "перестройкой" российского общества, в том числе до патриотической оппозиции, опыт русской эмиграции в познании разных общественных систем, необходимый для восстановления России без впадения в иллюзии и для четкого различения действующих в мiре сил, друзей и врагов. В частности я изложил тогда эту цель в своем докладе, прочитанном ровно 25 лет назад в ИМЛИ, куда меня, еще постоянно жившего в Германии, пообещали взять на работу, но, кажется, именно после данного доклада руководители передумали: "Назаров будет тянуть в институт политику"...

Мое тогдашнее идейно-политическое "бодание" с разнообразными "оппонентами" описано в последней главе книги "Миссия русской эмиграции". Как это ни печально, но ее опыт мало кому оказался нужен. Особенно это очевидно в последние годы, когда прочно утвердившийся олигархически-компрадорский режим с идеологией джунглей пытается "легитимировать" себя неосоветским симулякром... Тем не менее к 25-летию возвращения мне кажется уместным еще раз напомнить основные координаты этого опыта ‒ хотя бы для немногих, ищущих истину в наше всё более смутное время гибридной Мiровой войны. ‒ Прим. декабрь 2018.

Русская эмиграция - часть русской нации, попавшая в необычные условия, которые дали ей уникальный опыт. По известному сравнению, после российской катастрофы эмигрантский ковчег прибило на вершину горы, с которой были видны оба склона - демократический Запад и коммунистическая Россия, - и этот взор вобрал в себя всю полноту мiровых событий и идеологий. Сама эмиграция возникла в результате крупнейшего катаклизма ХХ в. - Первой мiровой войны (дальнейшие потрясения в мiре были ее прямым следствием) - и стала духовной реакцией на эти катаклизмы, осознав их причины и роль России в мiровой истории.

Этот опыт русской эмиграции можно рассматривать на разных уровнях: политическом, идеологическом, религиозно-историософском.

1. На политическом уровне крушение православной России обнажило скрытые пружины длительной антирусской кампании влиятельных сил Запада. Эмиграция смогла увидеть механизм этой работы из-за кулис. Философ И.А. Ильин так писал об этом: «Следуя тайным указаниям европейских политических центров.., Россия была клеветнически ославлена на весь мiр как оплот реакции, как гнездо деспотизма и рабства, как рассадник антисемитизма... Европа была заинтересована в военном и революционном крушении России и помогала русским революционерам укрывательством, советом и деньгами... А когда это совершилось, то делала все, чтобы помочь главному врагу России - советской власти...».

Еще более важную роль в этом, помимо Европы, сыграли еврейские банки в США, стремившиеся добиться равноправия иудаизма в России, то есть дехристианизировать российское общество, как это им давно удалось на Западе. Ныне документально подтверждено все то, о чем в свое время писала русская эмиграция:

- революцию в России финансировал глава еврейского финансового мiра в США Я. Шифф и другие банкиры, дававшие также с этой целью кредиты Германии;

- Германии и Австро-Венгрии был предложен и осуществлен план Гельфанда-Парвуса по объединению всех антирусских сил в Первой мiровой войне;

- все движущие силы Февральской революции (Временное правительство, Советы рабочих и солдатских депутатов, еврейское "Политбюро") возглавлялись масонами, действовавшими в связи с заграничными "братьями" из стран Антанты;

- Белое движение было сознательно предано союзниками России по Антанте, которым были выгоднее большевики, разрушавшие православную Россию; лишь с помощью Запада и США они выиграли войну против собственного народа;

- в 1920-1930-е гг. с западной помощью большевики провели индустриализацию, уплатив за это захваченными российскими ценностями.

Более поздние проявления западного предательства - выдача Сталину миллионов беженцев-антикоммунистов и белогвардейцев в конце Второй мiровой войны; единогласно принятый Конгрессом США в 1959 г. закон о расчленении России, в котором русский народ не признан порабощенным коммунистами, а фигурирует как поработитель других российских народов, даже мифических "Казакии" и "Идель-Урала", чью борьбу против русских США официально обязались поддерживать (этот закон не отменен по сей день)...

Причем западные демократии вели себя так по отношению к России не только из эгоистических интересов экономической экспансии, не только ради устранения сильного геополитического конкурента, но и из ощущения духовной чужеродности самой православной цивилизации, которая сопротивлялась этой демократической экспансии.

2. Идеологический опыт русской эмиграции заключался как в окончательном осознании этого духовного отличия России от Запада, так и в уточнении идеала русской христианской государственности - на основании изучения разных общественных систем: демократии, фашизма, социализма.

а) Что касается демократии, то даже многие ее прежние сторонники, попав на Запад, увидели ее духовную ложь: злоупотребление свободой для легализации греха без различения добра и зла. С.Л. Франк в книге "Крушение кумиров" (1924) написал, что прогрессивное Новое время, которое обещало человечеству освобождение от "реакционной религиозной тьмы", - «изобличено теперь в нашем сознании как эпоха, которая через ряд внешних блестящих успехов завела человечество в какой-то тупик и совершила в его душе какое-то непоправимое опустошение и ожесточение... Человечество пришло на наших глазах к состоянию нового варварства»: к пустоте жизни, к дурной безконечности роста материальных потребностей, что в итоге ведет к саморазрушению.

К началу ХХ в. западные демократии уже представляли собой: юридически - "власть народа", фактически - власть денег, инструментом же властвования стала ставка на освобождение низменных инстинктов людей, что и усилило тенденцию к "новому варварству". Особенно это проявилось после победы демократий над монархиями в ходе Первой мiровой войны (в этом и заключался ее идеологический замысел, - писал П.Б. Струве).

Эта "варваризация" населения проводилась международными финансовыми кругами вполне сознательно, ибо только в дехристианизированном, атомизированном обществе, лишенном религиозных и национальных ценностей, деньги могут стать главной ценностью и властью (эту опасность демократии отмечали даже немонархисты, как, например, П.И. Новгородцев, А.И. Солженицын и другие).

б) Фашизм стал общеевропейской реакцией на победу такой демократии и на распространение коммунизма. Сегодня это слово используется в применении к расистскому режиму в Германии, но первоначальный фашизм в Италии, как и родственные системы в Испании и Португалии, имели разумные социально-экономические черты (корпоративизм - вместо партийной структуры демократии и вместо классовой борьбы коммунистов). Эти системы не имели идей расового превосходства, а стремились защитить народ от демократического и интернационалистического разложения и от международных ростовщиков.

Русская эмиграция симпатизировала фашизму как единственному союзнику в борьбе против большевицкого режима (демократии тогда поддерживали большевиков, заключив с ними антифашистский союз). В идейном же отношении все русские правые организации, даже называвшие себя "фашистскими", были совершенно иным явлением, чем европейский фашизм.

Фашизм стал "революционной" реакцией на вырождение европейской же либеральной демократии, - но при отсутствии четких духовных ориентиров "новые" фашистские идеи часто разрабатывались на старых ложных путях языческой гордыни. Поэтому фашизм в Италии и тем более в Германии пришел к краху вследствие застарелого порока западной цивилизации: ее рационалистического (по сути нехристианского) духа. Христианские же варианты этих систем в Испании и Португалии не смогли позже в одиночку устоять перед натиском демократий.

Русская же эмиграция, тоже отрицавшая и западную демократию и большевизм, стремилась к восстановлению русского православного пути. В отличие от западного фашизма, русскому Зарубежью не нужно было изобретать ни "новую религию", ни общественный идеал, ибо он давно существовал: Святая Русь и стремление к социальной правде. Наоборот, европейский фашизм в чем-то безсознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому, как об этом писал И.А. Ильин:

«Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям».

в) О коммунистическом варианте социализма как составной части опыта русской эмиграции нет нужды говорить особо. Стоит лишь напомнить известные слова о "лжи" и "правде" коммунизма: о верном стремлении к социальной справедливости на ложном, богоборческом пути. Об этом не следовало забывать и в годы разрушения социалистической системы, чтобы не выплескивать вместе с водой ребенка.

Можно сказать, что в своих разработках русская эмиграция стремилась отделить правду от лжи и соединить все правды разных общественных систем. Для этого необходимо осознание той Истины о духовном устройстве мiра, которую игнорировали и демократия, и социализм, и фашизм. Эту истину дает только православное учение. И с этой точки зрения поиски эмиграции были не чем иным, как осознанием вечного первообраза России, Замысла Божия о ней, который был ответно осознан русским народом в своей истории как идеал Святой Руси.

Разумеется, этот православный идеал - монархический. Но и монархию мыслители русского Зарубежья увидели по-новому: не просто как верность традиции предков, но как соответствие самой духовной природе общества и смыслу истории. Это означало - совместное служение всех слоев народа и царя как выразителя народного идеала - Божьему Замыслу о России.

3. Здесь мы переходим к главному, историософскому опыту русской эмиграции: призванию России в драме истории, понимаемой как борьба между христианскими и сатанинскими силами, которые нашли и своих ярко выраженных носителей в составе человечества.

Вожди еврейского народа отвергли небесные ценности Мессии-Христа, ожидая иного мессию в виде своего национального земного царя. Кто будет этим царем - ясно сказано в Евангелии: антихрист. Россия же, став преемницей первой христианской империи, Византии, после откола Запада в ересь и сокрушения Константинополя (Второго Рима) турками - осознала себя Третьим Римом. С этим полюсом христианской государственности святые отцы издавна связывали слова Священного Писания об "удерживающем" мiр от прихода антихриста (2 Фес. 2).

Разрушение православной России масонской Февральской революцией в 1917 г. было следствием утраты ведущим слоем русского народа удерживающего сознания, и это ослабило нас перед натиском антихристианских сил. Однако в революционной катастрофе позже обнаружился и другой, провиденциальный смысл. Большевики, перехватив у масонов-февралистов власть, ценою огромных жертв невольно удержали Россию от присоединения к демократической "общечеловеческой семье", оставив нам теперь возможность иного выбора.

Сейчас, с концом коммунистического режима, этот выбор России будет последним: или мы найдем в себе силы вынести из ХХ века должный урок, чтобы вернуться к осознанию своей удерживающей роли, - или же мiр придет к воцарению антихриста и концу истории. Многие наши святые верили, что перед концом времен Россия может возродиться, чтобы продемонстрировать Истину Евангелия всему мiру для окончательного отбора тех, кто способен войти в Царствие Божие.

В этом плане истории русская эмиграция оказалась передовым дозором русской нации, посланным судьбою в небывалую экспедицию: осмыслить масштаб нашего катастрофического ХХ в. как репетицию апокалипсиса и осознать истину "от обратного". Именно этот опыт эмиграции оправдывает ее нахождение «не со своим народом, там, где наш народ к несчастью был». Этот опыт очень необходим сейчас России.

Декабрь 1993 г.

Сокращенное изложение доклада 7 декабря 1993 г. в Москве в Институте Мiровой Литературы РАН на конференции "Русская цивилизация: история и современность". Полностью опубликован в газете "Путь" (Москва. № 1. 1994); с сокращениями - в сборнике "Русская цивилизация и соборность" (М. 1994).

Книга "Миссия русской эмиграции"

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/6038

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 11 комментариев
  1. Александр Турик:

    "Большевики, перехватив у масонов-февралистов власть, ценою огромных жертв невольно удержали Россию от присоединения к демократической "общечеловеческой семье", оставив нам теперь возможность иного выбора." Большевики были таким же порождением иудо-масонства, как и февралисты. Керенский фактически передал власть большевикам, как наиболее радикальной силе, которая сможет противостоять Белому контрреволюционному движению ("корниловский мятеж"). Зарождение большевизма в 1903 году в Лондоне и съезд в 1907 году в том же Лондоне, на котором присутствовали масоны Фабианского клуба, такие как друзья "страны Советов" Уэллс, Шоу, исповедовавшие тот же марксизм, этому первое подтверждение. В 1914-м году ленин написал работу "О Соединенных Штатах Европы", в которой фактически поставил задачу, построить Соединёные Штаты Мира. В 1941 году СССР подписал Атлантическую хартию, и таким образом, фактически стал соучастником захвата мира иудо-масонами. Горбачёв только довёл до логического конца русофобскую миссию большевизма.

  2. Александр Степанович, духовное родство большевиков с февралистами я подчеркиваю постоянно. Но в приведенной Вами фразе речь идет о другом, о том, что неоднократно отмечал о. Константин (Зайцев):
    «...одно благоприятное обстоятельство должно быть отмечено. Самый железный занавес, отделяющий Россию от свободного мipa, а равно и та атмосфера неприкрытого Зла, которой дышит советчина, навалившаяся на русский народ – не является ли и это спасительным для формирования грядущих строителей России? Ведь так называемый свободный мiр являет собой картину отступления, способную поспорить с советчиной в ее напряженности – только под другим знаком. Если тут нет в такой открытости противления Христу, то с тем большей силой действует прикрытое Ему противление в форме создания разных лже-христов и лже-пророков. Не страшнее ли этот льстивый соблазн того грубого натиска лжи, который имел место в России? Татарское иго сохранило Россию от соблазна латинства, а потом и западного возрождения. Не охранило ли несравненно худшее советское иго Россию от соблазнов несравненно худших?».
    «Если сопоставить мiр, живущий под господством Сатанократии советской, и мiр свободный, то можно так сказать: мiр свободный свободно идет по пути гибели, употребляя данный человеку дар свободы во зло – уходя от Бога и ставя себя на службу Зла; мiр, подневольный Сатанократии, действием всех возможных способов принуждения и соблазна насильственно лишается возможности употреблять свою жизнь во спасение и буквально загоняется во власть силам зла.
    Где легче спасти свою душу? Ответ не может вызывать сомнения!».
    Подробнее: https://rusidea.org/431021
    Хотя сейчас видно, что эти надежды оправдались в малой части нашего народа... Пока что?

  3. Александр Турик:

    Такую оценку можно было бы принять, если не учитывать временные исторические обстоятельства. Ведь и "великая" "французская" революция вызвала во французском христианском народе массовый жертвенный отпор, и нельзя весь Запад мазать одним чёрным цветом, и там идёт борьба с коллективным антихристом, но силы зла пока сильнее. Точно также и в России первые десятилетия террора и насилия дали нам миллионы мучеников, и сама историческая инерция тысячелетнего христианского государства не могла не заставить богоборческую власть где-то отступать. И железный занавес был опущен совсем не для ограждения от "тлетворного капиталистического влияния", это влияние на русский народ в виде богоборческого антихристинского марксизма имело тотальный характер, а от именно от того ещё сохранившегося национально-христианского западного общества. Но с горбачёвщиной, который верно определил свои реформы как продолжение ленинской революции, мы теперь семимильными шагами догоняем антихристианский Запад. И заметьте в наших СМИ о Западе вы увидите что угодно, кроме национально-христианских сюжетов. Покажут даже борцов с капитализмом в виде троцкистских погромщиков, но христианских консерваторов - никогда. Поэтому приписывать "советской власти" какие-то положительные качества есть заблуждение ума. Потому как правила всегда богоборческая верхушка компартии, которая только под давлением внутренних и внешних обстоятельств давала послабление в борьбе с религиозными и национальными "предрассудками", а как только обстоятельства позволяли, сразу возобновляли террор, гонения, русофобию (Хрущёв, Андропов, Горбачёв, Ельцин, Путин). Оправдывать богоборческий режим тем, что он дал нам тысячи новомученников - и забывать о десятках миллионов совращённых павликов морозовых - это мягко сказать, не по-христиански. Надо же всё-таки понять, что Маркс и Ротшильд - это две стороны одной иудо-масонской медали. Странно, что это понял ещё Достоевский, а мы всё блуждаем в трёх соснах иудейской пропаганды.

  4. blank Олег:

    "А Турик:
    ... И железный занавес был опущен совсем не для ограждения от "тлетворного капиталистического влияния".

    Но, хоть и невольно, стал таковым.

  5. Господа хорошие, по чьему научению клеймите иудейское вероисповедание? Вам напомнить кто формировал эту религию или вы забыли, что до крещения Иисус Христос был праведным иудеем и критикуете масонов лишь потому, что представляете конкурирующую сторону? (Рыцари Мальты сегодня в основном участвуют в работе с так называемым the Black Nobility (Черным Дворянством – королевскими домами без трона), Ватиканом и
    различными папскими и королевскими орденами, особенно с иезуитами, которые, в конечном счете, контролируют Ватикан и Военный Орден Мальты. Самыми мощными контролирующими внутренними органами SMOM являются Орден Подвязки и Общество Пилигримов, которые управляются королевой Елизаветой.)

  6. Ответ г-ну Абрамову: ПО НАУЩЕНИЮ ИИСУСА ХРИСТА, сказавшего о вас: «видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (Ин. 15:22–24); «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего... Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего...» (Ин. 8:19, 44).
    Подробнее: https://rusidea.org/36035

  7. blank Игорь Абрамов:

    "о вас", я - то русский в отличии от Вас, потому как понимаю, что Иисус Христос говорил это фарисеям и фарисействующим. Могу пояснить кто они и что разработали, но сначала освежите в памяти послание Апостола Павла к римлянам:

    === 11 ===

    1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
    2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в _повествовании_ _об_ Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
    3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
    4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
    5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
    6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
    7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
    8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
    9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
    10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
    11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы _совсем_ пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
    12 Если же падение их -- богатство миру, и оскудение их -- богатство язычникам, то тем более полнота их.
    13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
    14 Не возбужу ли ревность в _сродниках_ моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
    15 Ибо если отвержение их -- примирение мира, то что _будет_ принятие, как не жизнь из мертвых?
    16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
    17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
    18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, _то_ _вспомни,_ _что_ не ты корень держишь, но корень тебя.
    19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
    20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
    21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
    22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости _Божией;_ иначе и ты будешь отсечен.
    23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
    24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
    25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, -- чтобы вы не мечтали о себе, -- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, _до_ _времени,_ пока войдет полное _число_ язычников;
    26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
    27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
    28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные _Божии_ ради отцов.
    29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
    30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
    31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
    32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
    33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
    34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
    35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
    36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

  8. Милостивый государь Абрамов. Прочтите о смысле этих слов апостола Павла: https://rusidea.org/36022
    и перестаньте тут демонстрировать свое жидовствование. Вы попали на сайт грамотной православной редакции.
    Вообще советую прочесть весь диспут с Кацманом. Чтобы вместе с ним не оказаться под анафемой, если мните себя православным. А если Вы не православный - тем более незачем Вам поучать нас в том, в чем Вы разбираетесь хуже, чем в апельсинах.

  9. blank Игорь Абрамов:

    Г - ин Назаров, на правах специалиста по апельсинам, и встречающихся у Вас таких словосочетаний, как иудео - масоны, хочу напомнить Вам Ваши же слова:

    "Попытки демонизации целого народа, предпринимаемые на основе религии жертвенной любви? Профанация народа, который дал миру Иисуса Христа и апостолов? Что может быть темнее? Окаяннее? Что может быть богохульнее? Что может быть ближе к глубинам сатанинским?"

    и заострить внимание:

    "20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
    21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
    22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости _Божией;_ иначе и ты будешь отсечен.
    23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
    24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине." (К рим. 11)

  10. Абрамов, читаете Вы быстро: за два часа осилили рекомендованную Вам книгу в 470 страниц. Но читаете невнимательно. Приведенных Вами "моих же слов" в книге нет, и я такой глупости никогда не писал. Вероятно, это вопль моего оппонента Кацмана. Тем более, что у меня нет и не было "попыток демонизации целого народа". Как православный человек, я почитаю апостолов и других первых христиан из евреев, убитых жидами-христоненавистниками по похотям их нового "отца".

    Не помню также, чтобы я использовал понятие "иудео - масоны". Я писал о жидомасонах, и Вы можете ознакомиться со смыслом этого исторического понятия в моей другой книге: https://rusidea.org/431005
    а о масонстве с духовной точки зрения тут: https://rusidea.org/430146

  11. blank Игорь Абрамов:

    Благодарю Вас, г - ин Назаров, что меня интересовало я увидел, не смею больше отнимать у Вас время. Пошёл протирать апельсины, запылились...

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.