27 декабря (9.01). - Св. апостол и архидиакон Стефан – первомученик от жидов за Христа
Св. Стефан – первомученик от жидов за Христа
Св. апостол из 70-ти, первомученик и архидиакон Стефан († 34) был старшим из семи диаконов, поставленных Апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он стал первым сознательным мучеником Церкви за веру во Христа в возрасте около 30 лет. По выражению св. Астерия Амасийского, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».
В его Житии, составленном свт. Димитрием, митрополитом Ростовским, повествуется, что по благодати Божией, св. архидиакон Стефан творил много знамений и чудес среди верных, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми. Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в вере, неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько веков.
Исполненный Духа Святаго, святой Стефан, будучи евреем (как и большинство первых христиан), с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение в синагогах и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа:
«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7: 51-54.)
Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. «Чтобы легче было бросать камни на святого, лжесвидетели и убийцы сняли с себя верхние одежды и сложили их при ногах одного юноши, по имени Савла, который хотя был единоплеменником и родственником убиваемого, но более других раздражен был против него, из слепой ревности к Ветхому Закону. Савл [будущий апостол Павел] – говорится в Деяниях – одобрял убиение его. И св. Иоанн Златоуст говорит о сем так: "Скорбел Савл, что у него не было много рук, чтобы всеми ими можно было поражать Стефана, и доволен был лишь тем, что мученика побивали многие руки лжесвидетелей, которых одежды он сторожил".
В то самое время, когда святого Стефана убивали в долине Иссафатовой (которая лежит между Иерусалимом и Елеоном, при Кедрском потоке, имевшем множество камней по берегам), вдали, на некотором возвышении, взирая с горы, стояла Пречистая Дева со святым Иоанном Богословом и молилась о Стефане ко Господу и Сыну Своему, да укрепит его в терпении и примет душу его в руки Свои».
Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе! приими дух мой... Господи, не вмени им греха сего», - и затем радостно предал Христу свою чистую душу.
Тело же его святое было повержено на съедение зверям и птицам, и лежало день и ночь непогребенным. И только на другую ночь Гамалиил, известный в Иерусалиме еврейский законоучитель (который и сам потом уверовал во Христа с сыном своим Авивом), послал честных и верных людей и, тайно взяв тело святого, отнес в свое имение и с честью похоронил там. И упомянутый юноша Савл, отличавшийся жестокостью в гонениях на христиан, вскоре, не без помощи подвига этих мучеников, был промыслом Божиим обращен в апостола Павла.
(По "Житию", составленному святителем Димитрием, митрополитом Ростовским)
Через много лет после того, благочестивая царица греческая Евдокия, супруга Феодосия Младшего, прибыв в Иерусалим, на том месте, где святой первомученик Стефан был убит и земля обагрилась его честною кровью, создала прекрасную церковь во имя его (освящена в 460 г.; она была так обширна, что в ней помещалось до 10 000 человек). Около 428 г., при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450), мощи св. первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Ныне мощи св. Стефана хранятся в Риме в церкви во имя святого мученика Лаврентия по Тибуртинской дороге; значительные части мощей имеются в Венеции, на Афоне. В Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад) хранится десница (до локтя) св. Стефана.
+ + +
Отметим также, что Св. апостол и архидиакон Стефан издавна известен на Руси как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенности. Среди них есть обыкновение кропить в день св. Стефана святой водой лошадей.
Можно догадываться, что основанием этому послужило следующее обстоятельство при перенесении мощей этого угодника в Константинополь: в "Четьи-Минеи" повествуется, что когда несшие гроб св. Стефана достигли этого города и приблизились к так называемым Константиновым термам, «тамо мески, везущий царскую с мощами колесницу, сташа, слузи бияху, нудяще их да поступят, но тии никакоже с места поступити можаху. Туже меск един, Божиим повелением глас человеч приемши, проглагола сице: «Почто вопице биете нас, на сем бо месте изволи св. первомученик Стефан положенным быти мощем его». Весьма вероятно, что эта услуга месков угоднику Божию дала повод народному благочестию назвать его покровителем месков (согласно словарю Даля, это помесь лошади и осла) и затем, по сходству их с лошадьми, и этих последних.
В старину и у западных народов св. Стефан почитался тоже покровителем лошадей. Известно, что в греческой империи воины оказывали св. Стефану глубокое чествование, и на византийских иконах очень часто этот угодник представлялся верхом на коне, окруженный конями, которые толпятся у пруда и пьют из него воду. Нет сомнений, что это последнее представление о св. Стефане, скорее всего, могло перейти из Греции к нашим предкам.
При всем моем уважении, в житии св. Стефана допущена очевидная несуразность. На момент его мученической смерти ап. Павел уже Савлом быть никак не мог.
Поздравляю всех со Светлым Рождеством Христовым!
В Деяниях апостолов есть слова ап. Павла: "...А когда проливалась кровь Стефана, свидетелетя Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его" (Деян. 22:20).
В Великую Субботу на вечерней довелось читать Апостола именно то место, где говориться о непосредственном руководстве Савла во время побивания первомуч. Стефана.
Или г-на Павла свои источники?