7.06.1708 (20.06). – Гибель атамана Кондратия Афанасьевича Булавина, предводителя восстания.
Кондратий Афанасьевич Булавин (ок. 1660–7.06.1708) родился в станице Трёхизбянской в семье станичного атамана. Участвовал в походах против татар и турок, в том числе в Азовском походе 1696 г., избирался походным атаманом. Примерно в 1705 г. стал атаманом бахмутских казаков.
С воцарением Петра I его реформы повлекли за собой ужесточение в жизни народа, обложение податями и повинностями, приписку к занимаемым территориям. Это вместе с усилением крепостничества подвигало крестьян на массовое бегство в казачьи области. Но и там началось ограничение казачьих привилегий и самоуправления. Восстание началось с запрета русского правительства казакам самостоятельно добывать соль и ультиматума – выдать с Дона беглых крепостных крестьян. Оба эти требования были казаками отвергнуты.
Собрав 200–300 человек, Булавин вместе с соратниками Хохлачом (Хохлом), Игнатом Некрасовым (Некрасом) напал на занятые солдатами Изюмского полка казацкие солеварни и отбил их. Посланный против восставших отряд князя полковника Ю.В. Долгорукого был полностью уничтожен, а сам князь и большинство офицеров были обезглавлены казаками. Отсюда пошло народное выражение – "хватил Кондратий". На волне первых успехов восстание быстро охватило низовья Дона.
На подавление была отправлена 20-тысячная армия во главе с князем В.В. Долгоруковым, братом убитого казаками военачальника. Булавин потерпел поражение от войскового атамана Лукьяна Максимова и был вынужден бежать в Запорожскую Сечь. Однако уже к весне 1708 г. восставшие перешли в наступление. К ним присоединилось множество казаков, ранее стоявших в стороне от восстания и умножившиеся в это время беглые крепостные крестьяне.
К апрелю 1708 г. восстание охватило Козловский, Тамбовский, Верхнеломовский и Нижнеломовский уезды. 5-тысячный отряд Булавина двинулся к Черкасску и 9 апреля в сражении на реке Лисковатка (у города Паншин) разбил 3-тысячный отряд черкасского атамана Максимова. Затем восставшие двинулись к центру местной власти – Черкасску, где жители схватили Максимова и прочих старшин и выдали их восставшим. Все сторонники царского правительства были убиты, а Черкасск стал столицей восстания.
9 мая Булавин был избран войсковым атаманом. Он рассылал по казачьим землям и южным областям России "прелестные" (прельщающие) письма с призывом постоять за казацкие права против "изменников", какими для Булавина были «бояре, да прибыльщики и немцы». Повстанцы действовали в конном и пешем строю, умело сражались в полевых условиях. Внезапность и решительность нападения в сочетании с поддержкой населения приносили им успех. Правда, у стратегически важного Азова восставшим удалось взять лишь предместье, при атаке крепости казаки попали под огонь крепостной и корабельной артиллерии, подверглись контратаке гарнизона и были вынуждены отойти. Эта неудача стала первой причиной поражения восстания.
В ночь на 7 июля 1708 г. Булавин с группой соратников были атакованы сотней казаков-заговорщиков, решивших выдать его правительству. Булавин застрелил нескольких нападавших, но погиб при попытке прорыва. 27 июля 1708 г. армия Долгорукого вступила в Черкасск. Войско Донское присягнуло русскому Царю, а 3 августа 40 зачинщиков восстания были преданы казни через повешение.
После смерти Булавина восстание продолжалось, однако боевые действия велись разрозненно. В верховьях Дона действовал отряд Н. Голого, на Волге – отряды Некрасова, Беспалого, Павлова и других атаманов. Некрасову удалось занять Царицын и перекрыть движение торговых судов, грабеж которых пополнил припасы. Отряды двинулись к восставшим башкирским землям, но объединить с ними действия не удалось. Как и в любом подобном бунте (Болотникова, Разина, Пугачева), от произвола и беззакония мятежников страдало мирное население, не симпатизировавшее грабежам и расправам. Царь направил против восставших регулярные воинские части и к концу лета выступление было в основном подавлено. Лишь отдельные очаги восстания еще сохранялись вплоть до марта 1709 г.
В начале 1709 г. остатки отрядов Некрасова, Павлова и Беспалого ушли на Кубань, подконтрольную туркам. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тысяч до 8 тысяч казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х гг. казаками-старообрядцами они образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.
Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (недалеко от Темрюка), основав три городка – Блудиловский, Голубинский и Чирянский.
В последующие годы некрасовцы совершали набеги на приграничные русские земли. После смерти Игната Некрасова (1660 – 1737) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735 – 1739 гг. царское правительство несколько раз предлагало некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, Императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова с войсками. Некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае (область Добруджа и дельта Дуная на территории современной Румынии). После взятия Анапы царским отрядом генерала И.В. Гудовича в 1791 г. последние казаки-некрасовцы ушли в Бессарабию и Болгарию.
НЕКРАСОВЦЫ
Некрасовцы, переселившиеся в Османскую империю, сохраняли свой язык, обычаи и одежду. Они не вступали в браки с турками, а если кто "согрешил" с иноверцем или инородцем – покидал общину навсегда. Небольшое количество некрасовцев выехало в Россию в 1911 г., уклоняясь от службы в турецкой армии, что стало самой первой волной переселенцев. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Всего за 1912-1913 гг. выехало 70-80 семей. Основав два селения, Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет. После провозглашения в 1918 г. меньшевиками независимости Грузии они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую. Весной 1919 г. Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества, и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы, где к лету 1920 г. некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один – Новонекрасовский. Около 170–200 семей оставалось в Турции. Их потомки составляют также часть современных липован в Румынии.
В 1962 г. большая группа потомков некрасовцев из турецкого селения Коджа-Гёль (по-некрасовски Майнос) вернулась в СССР: 215 семей общим числом около тысячи человек. По рассказам переселенцев, когда прибыли в Новороссийск на теплоходе "Грузия" – на таможне у них всё ценное изъяли якобы на карантин, но ничего не вернули – ни денег, ни золота, ни вещей. Когда агитировали ехать в СССР – обещали поселить на Дону, но обманули: их поселили в Левокумском районе Ставропольского края в маленьких домиках на 4 смежные комнаты, а семьи были большие – 10-15 человек.
«В Турции многие жили зажиточно, вели хозяйство, с продажи излишков жили и кормили семьи, а в СССР пришлось работать за трудодни в колхозах и совхозах, на виноградниках. В Турции ездили в Стамбул за покупками, а здесь даже в Левокумку (райцентр) без справки не съездить», – сокрушались возвращенцы. Построить церковь им поначалу не разрешили, поскольку в хрущевское время была развернутая новая волна борьбы с религией. Люди очень разочаровались в первый же год, но пути назад уже не было, особо недовольных грозили в Сибирь отправить.
Однако некрасовцы и тут сохраняли старый уклад жизни, совершали службы на дому (в частности, о. Феофан Бандеровский знал все службы наизусть), носили нательные кресты и бороды, крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников. Потом все же разрешили им построить своими руками в свободное от работы время церковь Троицы Живоначальной в Бургун-Маджарах, где проводились все службы, все собрания и приходские мероприятия. Ещё одна церковь по архитектуре точно такая же была построена в пос. Новокумском (Успения Пресвятой Богородицы). Юрисдикционно некрасовцы принадлежали в основном к старообрядческому белокриницкому согласию. В храме поют только мужчины знаменным распевом. Антирелигиозную и политическую обработку органов КГБ и сотрудничество отвергали. Однако все они подчинялись советским законам, их дети ходили в советские атеистические школы, учились в вузах и служили в армии.
Переселенцы сохранили и свой русский язык начала XVIII века. Для его изучения к ним ездило много филологов из Ставропольского пединститута и из Москвы. Потомки жалуются, что тогда было выманено для изучения много ценных вещей – старинных книг, икон, народных костюмов, которые так и не вернули, они потом оказались в краеведческом музее и в других местах. Приезжали музыканты и записывали песни в исполнении некрасовцев, так, в частности, и на основе старинных казачьих песен стала известна группа "Иван Купала", специализирующаяся на народных мелодиях, но записи некрасовцев почему-то выдавались за "калужские" и ещё какие-то напевы.
Таким образом всего к 1962 г. в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев. В 1963 г. 224 человека, отказавшихся выезжать в Советский Союз, были приняты в США, где они присоединились к Русской Зарубежной Церкви.
Благодарю за статью
Только предатели мешали как БУЛАВИНУ так и в наше время (ГОРБАЧ. Ельцин и же подобные им) бессовестно предают дела простого народа.