13.10.1795 (26.10). - Конвенция о третьем "разделе Речи Посполитой". Присоединение к России Курляндии, возвращение последних западно-русских земель.
Первый и второй т.н. "разделы Польши" вернули в состав России лишь часть русских земель, оккупированных поляками. Поражение восстания Костюшко (1794) стало причиной окончательной ликвидации польско-литовского государства. 24 октября 1795 г. (13 октября по русскому календарю на тот момент) три соседних государства, участвующие в разделе, определили свои новые границы. Россия получила литовские, белорусские и малороссийские земли к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно, общей площадью 120 тыс. кв. км и населением 1,2 млн. человек. Пруссия приобрела территории, населенные этническими поляками, к западу от рек Пилицы, Вислы, Буга и Немана вместе с Варшавой (получившие название Южной Пруссии), а также земли в Западной Литве (Жемайтия), общей площадью 55 тыс. кв. км и населением в 1 млн. человек. Под власть Австрии перешли Краков и часть Малой Польши между Пилицей, Вислой и Бугом, часть Подляшья и Мазовии, общей площадью 47 тыс. кв. км и населением 1,2 млн. человек.
Вывезенный в Гродно король Станислав Август Понятовский сложил свои полномочия 12/25 ноября 1795 г. Территория, перешедшая под власть Российской империи, была разделена на губернии (Курляндскую, Виленскую и Слонимскую, две последних позже были объединены в Литовскую губернию). Здесь были сохранены прежняя правовая система (Литовский статут), выборность судей и маршалков на сеймиках, а также крепостное право.
В Пруссии из бывших польских земель были созданы три провинции: Западная Пруссия, Южная Пруссия и Новая Восточная Пруссия. Официальным языком стал немецкий, введены прусское земское право и немецкая школа, королевские земли и духовные имения отобраны в государственную казну.
Земли, перешедшие под власть австрийской короны, получили название Галиция и Лодомерия, они были разделены на 12 округов. Здесь также были введены немецкая школа и австрийское право.
В итоге трёх разделов Речи Посполитой, Россия вернула себе белорусские (кроме части с городом Белосток, отошедшей к Пруссии) и малороссийские земли (кроме Галиции и Буковины, захваченных Австро-Венгрией), литовские земли, а коренные польские земли, населённые этническими поляками, были поделены между Пруссией и Австрией.
В результате Наполеоновских войн Наполеон Бонапарт на короткое время восстановил польское государство в форме Варшавского герцогства под короной саксонского короля. После падения Наполеона в 1814 г. Россия, Пруссия и Австрия вновь разделили Польшу и создали на завоёванных русской армией территориях автономные области:
Великое княжество Познанское (отошло Пруссии), Вольный город Краков (в 1846 г. включён в состав Австрийской Империи), Царство Польское (отошло России).
(Использован частично материал и карта из "Википедии".)
Полностью всю сложность русско-польских отношений и конфликтов между нашими двумя славянскими народами можно понять только в более крупном масштабе истории. См. материалы в календаре Святая Русь, имеющие отношение к Польше:
- 15.07.1410 (28.07). – Битва при Грюнвальде, в которой польско-литовско-русские войска разгромили армию Тевтонского ордена, остановив его "дранг нах остен"
- 9.10.1596 (22.10). – Окончился "униатский" Собор в Бресте, а также Собор православных, отвергших унию
- 17.05.1606 (30.05). – Низложение и убиение самозванца Лжедмитрия I в Москве
- 12.01.1610 (25.01). – Конец осады Троице-Сергиевой Лавры поляками (1608-1610)
- 17.08.1610 (30.08). – "Семибоярщина" избирает на Московский престол польского королевича Владислава
- 20.09.1610 (3.10). – Занятие поляками Москвы
- 19.03.1611 (01.04). – Восстание в Москве против поляков. Сожжение поляками Москвы
- 17.02.1612 (2.03). – Память сщмч. Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси чудотворца
- 24.08.1612 (6.09). – Победа войска кн. Пожарского над поляками под Москвой
- 22-26.10.1612 (4-8.11). – Освобождение Москвы от поляков. Празднование Казанской иконе Божией Матери
- 20.03.1613 (2.04). – Подвиг Ивана Сусанина, спасшего жизнь Царю Михаилу Романову
- 8.01.1654 (21.01). – Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе
- 27.07.1657 (09.08). – Умер гетман Богдан Михайлович Хмельницкий, предводитель освободительной войны за воссоединение Малороссии с Великороссией
- 13.02.1768 (26.02). – Варшавский договор между Россией и Польшей об уравнивании прав православных с католиками на территории Речи Посполитой
- 25.07.1772 (7.08). – Конвенция о "первом разделе" Польши между Россией, Пруссией и Австрией. Россия вернула русские земли в Восточной Белоруссии и часть Ливонии
- 12.01.1793 (25.01). – Второй "раздел Речи Посполитой" – Россия вернула еще часть земель Белоруссии и Малороссии
- 25.10.1794 (7.11). – Взятие Варшавы войсками А.В. Суворова. Подавление Польского восстания
- 13.10.1795 (26.10). – Конвенция о третьем "разделе Речи Посполитой". Присоединение к России Курляндии, возвращение Зап. Белоруссии и части Левобережной Украины
- 14.12.1795 (27.12). - Указ Екатерины II о присоединении Литвы
- 17.11.1815 (30.11). – Император Александр I даровал Конституцию Царству Польскому
- 17.11.1830 (30.11). – Нападение польских повстанцев на дворец наместника Царства Польского, Вел. Князя Константина Павловича. Начало польского восстания
- 10.01.1863 (23.01). – Начало польского восстания 1863-1864 гг.
- 25.05.1867 (7.06). – Покушение польского революционера Березовского на жизнь Императора Александра II в Париже
- 7.06.1927. – Выстрел гимназиста-эмигранта Бориса Коверды в убийцу Царской Семьи Войкова – советского полпреда в Варшаве
- 23.08.1939. – Подписание "Пакта Молотова-Риббентропа" о ненападении и разделе территорий между СССР и Германией
- 1.09.1939. – Начало Второй мiровой войны нападением Германии на Польшу
- 6.3.326 (19.3). – Празднование Ченстоховского образа Богородицы. Обретение его св. Царицей Еленой в Иерусалиме
См. также обсуждение на форуме РИ некоторых польских проблем, в том числе Катынского дела: https://rusidea.org/forum/viewforum.php?f=26.
На возвращенных землях вместе с коренным русским населением (малороссами и белорусами) оказалось и около миллиона евреев, переселившихся за эти века в "толерантную" к иудаизму Польшу (после их изгнания из разных европейских стран из-за несовместимости жидонацистской талмудической морали с христианством). Так православная Россия впервые столкнулась с еврейской проблемой в столь крупном масштабе – как она видна из документа Г.Р. Державина "Мнение" (1800). Вывод из этого тщательного исследования, проведенного по поручению Государя Павла I, приводится ниже (отрывок).
Мнение сенатора Державина
об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и о прочем
... По древним и новым о Жидах примечаниям и разным о них мнениям, нахожу я: школы их не что иное, как гнездо суеверств и ненависти к Христианам; кагалы – опасный status in statu, которых благоустроенное политическое тело терпеть не долженствует: в Пруссии они уничтожены. Денежные сборы более к угнетению их народа, нежели к пользе служат, и по собственному их хвастовству, вино у корчмарей для простого народа, а деньги у кагальных для прочих, суть такие мечи, против которых редко кто устоит. Хазаки, коварный вымысел для содержания в единых их руках всех откупов и аренд, есть род самой вернейшей монополии. Херимы – непроницаемый, святотатственный покров самых ужаснейших злодеяний, ко вреду общему и частному свершаемых. Коледы – искусный грабеж, под видом приязни и дружеского посещения. Аренды, корчмы, факторства, торговля и все прочие вышеописанные их установления и деяния не что иное суть, как тонкие вымыслы, под видом прибылей и услуг ближним, истощать их имущество.
Словом, ежели вообще их нравы и поступки одобрить не можно, то нельзя правильного сделать заключения, чтоб Евреи, в нынешнем их положении, были добрые люди, а потому и добрыми подданными почтены быть не могут, ибо известно, что единственно благонравный образ мыслей производит гражданские добродетели. А притом, как большая часть из них не имеют даже своих домов и могут переходить, при всяком случае, с места на место и в другие государства, нося все свои имущества с собою, то и не можно признать их собственно принадлежащими Российскому государству.
Многочисленность же их в Белоруссии, кроме вышеописанных вредных их качеств, по единой только уже несоразмерности с хлебопашцами, совершенно для страны сей тягостна...
В рассуждении чего, чтоб исполнить волю Государя Императора и отвратить на будущие времена скудость в Белоруссии хлеба, с одной стороны обузданием жидовских промыслов, а с другой некоторым освобождением от них сего края, ведет само собою необходимые последствия: что должно от их связи освободить Белоруссию и притом без нанесения кому-либо вреда в интересах; уменьшить их число и облегчить тем продовольствие коренных ее обитателей, а оставшимся из них дать лучшие и безобиднейшие для других способы к их содержанию, как равно и переселившимся в другие места; узнать верное число их и поместить в классы, пристойные благоустроенному государству; привесть их под единственное управление самодержавной власти, а для того ослабить их фанатизм и нечувствительным образом приближить к прямому просвещению, не отступая однако ни в чем от правил терпимости различных вер; вообще, истребив в них ненависть к иноверным народам, уничтожить коварные вымыслы к похищению чужого добра; пресечь праздность и тунеядство; словом, устроить их политически и нравственно, подобно просвещенным народам.
Г.Р. Державин (1800)
Обуздание такого корыстного промысла евреев, как винокурение и шинкарство, не удавалось на протяжении всего XIX века из-за их хитроумных интриг, подкупа чиновников, убийств неподкупных, и лишь Император Александр III распорядился о необходимых мерах по вводу государственной монополии на продажу спиртных напитков (1895).
Проблемам взаимоотношений русского и еврейского народов в эти и последующие годы посвящен первый том книги А.И. Солженицына "Двести лет вместе". См. на нашем сайте полемическую рецензию на эту книгу: "Двести лет вместе, или Две тысячи лет противостояния".
Невероятно, но факт: евреи столетиями постоянно пакостят нормальным людям, а те столетиями же пытаются их "перевоспитывать". А ведь ещё еврейский пророк Иеремия чётко, ясно и определённо о евреях сказал:"Они умны на зло, но не умеют делать добро". Это просто такой биологический вид оразумлённых гоминид, вышедших из животного мира вместе с Homo sapiens (см.нов. концепцию антропогенеза проф.Б.Ф.Поршнева, замечательно и популярно изложенную в книгах Б.Диденко).
Изложенный здесь исторический момент народ метко назвал "зачумлённым поцелуем Польши".
Вы смеете попрекать евреев какими-то недостатками,
это вы-споившие и истребившие малые коренные народы Севера и Сибири!
Довожу до твоего свединия невежа, што из 140 наордов населявших русское царство не один не исчез с лица земли,чего не скажешь о "цивилизованых" европейских империях.
Да, влипла Россия-матушка с жидами в историю - ничего не скажешь. А вот, что сказал об этом более 100 лет тому назад Е.Дюринг - большой знаток этого племени:"Даже главы государств, как показывает история, нередко попадали совсем в лапы жидам, если только не сами намеренно и в силу превратных мнений открывали доступ евреям. Где и пока такия гнилые правительства являются признаком господствующих состояний, то в большей, то в меньшей мере, в какой это имеет место во всяких государствах, до тех пор и иудеям живется более или менее недурно. Только с такой точки зрения и становится понятнымъ съ какою чрезвычайною быстротой возрастающее ожидовленiе во всего сильнје разложившихся государствахъ, въ которыхъ распоряжаются уже не династiи, а представители упадочныхъ элементовъ которыми и затыкаютъ мјста правителей и значенiе которыхъ иногда меньше нуля. Когда и гдј правительства дјлаются куклами въ рукахъ iудеевъ, они и должны быть похожи на куколъ, и это низшее положенiе, воистину, показываетъ евреямъ , чјмъ они не должны быть. Игрушкою въ рукахъ iудеевъ дјлается только то, что уже само по себј пусто и не имјетъ никакой цјны. Итакъ, надежды на лучшее зависятъ отъ того, чтобы у народовъ получили руководящее влiянiе другiя и болје мощныя силы. Но какимъ образомъ народъ могъ бы найти себј вождей, которые эмансипировали бы его отъ жидовъ, указать это довольно трудно, такъ какъ подобное можетъ совершиться на разные лады и отнюдь не связано съ какимъ-нибудь единственнымъ опредјленнымъ шагомъ. Въ странј начала революцiи, въ ожидовленной Францiи, понятно изреченiе, что ближайшею революцiей будетъ возмущенiе противъ жидовъ. Но придется пройти сквозь нјчто такое, что имјетъ высшее значенiе, и, по нашему мнјнiю, объ руку съ этимъ и пойдетъ исчезновенiе жидовъ.