17.01.2007       1

Собор 70 апостолов


70 апостолов

Помимо первых 12 апостолов, которым посвящен особый праздник, в Евангелии от Луки сообщается о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:1-2).

Как и 12, число 70 имеет глубокую религиозную символику. В книге "Бытие" (гл. 10) говорится о 70 народах, живущих на земле: «из чресл» детей Ноя вышли народы – от Иафета 14 (ст. 2–5), от Хама – 30 (ст. 6–20) , от Сима – 26 (ст. 21–31); в книге "Числа" описывается, как Моисей собрал «семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис. 11:24) и др. «Библейская символика числа 70, с одной стороны, указывает на полноту и завершенность, с другой – употребляется как метафорическое определение всех языческих народов, населяющих землю. Использование этого числа в кругу учеников Христа отражает характер их миссии – проповедь язычникам» (Венедикт (Кантерс), иером. "Учение Нового Завета об институте апостолов").

Событие послания 70 апостолов произошло в самом конце общественной проповеди Господа, перед началом Его пути на Страсти. После избрания Господь дает апостолам наставления, во многом схожие с наставлениями, данными 12 апостолам (Лк. 10 и Мф. 10).

Имена этих 70 апостолов в Новом Завете не указываются. Полного списка их не существовало еще в IV в. Согласно Евсевию Кесарийскому, «имена апостолов Спасителя известны из Евангелия каждому, списка же семидесяти учеников никакого нигде нет». В "Деяниях" названы лишь очень немногие из них: Варнава (Деян. 4:36; Гал. 2:1,9), Сосфен (Деян. 18:17; 1 Кор. 1:1), Кифа (Гал. 2:11; по мнению Климента Римского, «тезка апостола Петра и один из семидесяти»). Последующими церковными писателями перечислялись имена со значительными разночтениями.

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах – Апостоле (Апостол. С. 7–11) и Минее (Минея. Январь. Ч. 1. С. 124–143: перечисление апостолов в тропарях 2-го канона). Тем не менее на основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился канонический сонм благовестников, которых Церковь чествует 4 января как Собор 70 апостолов. Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков, брат Господень, Марк евангелист, Лука евангелист, Клеопа, брат Иосифа Обручника, Симеон, сын Клеопы, Варнава, Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом, Фаддей, Анания, Стефан архидиакон, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, или Криск, Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, или Апелл, Аристовул, Иродион, или Родион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий, Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Соси-патр, Олимпан, или Олимп, Тертий, Ераст, Куарт, или Кварт, Евод, Онисифор, Климент, или Клим, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кондрат, Марк, он же Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавы, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.

Необходимо отметить, что многие из них все же не входили в число тех 70 учеников, которых Господь избрал перед началом пути на Страсти, так как они упоминаются в более поздних текстах Нового Завета. Так, например, об обращении Варнавы говорится только в книге "Деяния" (4:36–37), Аполлос пришел из Александрии уже во время миссионерских путешествий апостола Павла (Деян. 18:24–25), Онисима ко Христу обратил апостол Павел (Флм. 1:10), Акила во время земной проповеди Христа не мог быть в Галилее (Деян 18:2), и др. Стремление отождествить их с теми 70 учениками, которых Христос избрал, и именование их апостолами означает, что в их служении Церковь видела продолжение того дела, на которое Господь послал 12 и 70 апостолов.

Использована часть энциклопедической статьи свящ. Константина Польскова.

Об апостольском служении подробнее см.: Собор славных и всехвальных 12 Апостолов.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25011701

Оставить свой комментарий
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. blank Konon:

    Dobrago dnja i blagodarstvuju za statju. Malenkaja popravka. Vtoroj abzats snizu. Fraza: некоторые различия в православном богослужебных книгах -> v pravoslavNYKH.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 21.11.2024 в 09:53 на Этот день в истории: 7/20 ноябряСпасибо огромное, Михаил Викторович, за календарь сей ! Поздравляем вас с днем небесного покровителя архистратига Божия Михаила и всего воинства ангельского !
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.