27.02.2016       1

Умер Иван Петрович Павлов, первый русский лауреат Нобелевской премии (в области медицины и физиологии)


27.2.1936. – Умер Иван Петрович Павлов, первый русский лауреат Нобелевской премии (в области медицины и физиологии).

Иван Петрович ПавловИван Петрович Павлов (14.9.1849–27.2.1936) – ученый-физиолог, первый русский лауреат Нобелевской премии (в области медицины и физиологии, 1904 г.), создатель науки о высшей нервной деятельности и крупнейшей российской физиологической школы.

Родился в Рязани в роду священнослужителей. В 1864 г. окончил рязанское духовное училище, затем рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал книгу "Рефлексы головного мозга" профессора И.М. Сеченова, которая оказала влияние на его дальнейшее мiровоззрение в сторону религиозных сомнений и атеизма.

В 1870 г. Павлов поступил на юридический факультет Петербургского университета, но сразу же перешел на естественное отделение физико-математического факультета. В 1875 г. поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии, по окончании которой в 1879 г. был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С.П. Боткина.

В 1881 г. женился на ростовчанке Серафиме Васильевне Карчевской, родители Павлова не одобрили этот брак из-за ее еврейского происхождения, деньги на их свадьбу дали родственники жены. Следующие десять лет Павловы прожили очень стесненно. Младший брат Ивана Петровича, Дмитрий, работавший ассистентом у Д.И. Менделеева и имевший казенную квартиру, пустил молодоженов к себе.

В 1883 г. Павлов защитил докторскую диссертацию "О центробежных нервах сердца". В 1884–1886 г. был командирован для повышения квалификации за границу в Бреслау и Лейпциг. В 1890 г. был избран профессором фармакологии в Томске и заведующим кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1896 г. – заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924 года. Одновременно (с 1890 г.) заведовал физиологической лабораторией при организованном тогда Институте экспериментальной медицины, где провел множество опытов на собаках.

В 1901 г. Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 г. – действительным членом Петербургской Академии наук. В 1904 г. Павлову была присуждено Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения.

Февральскую революцию Павлов воспринял, как и было положено в его кругах лево-либеральной интеллигенции. И также вместе с нею испугался Октябрьского переворота. В годы красного террора и военного коммунизма Павлов попросил у властей разрешение переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия и построить такой институт, какой он захочет. Советское правительство его не выпустило, но распорядилось построить Институт физиологии в Колтушах под Ленинградом, где он и проработал до 1936 г.

Отношение Павлова к советской власти было лояльно-критическим. Известны такие его высказывания:

«Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. <…> Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. <…> Пощадите же родину и нас»

Из выступления И. П. Павлова в декабре 1929 г. в первом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И.М. Сеченова:

«Введен в Устав Академии [наук] параграф, что вся работа должна вестись на платформе учения Маркса и Энгельса – разве это не величайшее насилие над научной мыслью? Чем это отличает от средневековой инквизиции? <…> Нам приказывают (!) в члены Высшего ученого учреждения избирать людей, которых мы по совести не можем признать за ученых. <…> Прежняя интеллигенция частию истребляется, частию и развращается. <…> Мы живем в обществе, где государство — все, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие Волховстрои и Днепрогэсы».

Из письма министру здравоохранения РСФСР Г.Н. Каминскому от 10 октября 1934 года:

«К сожалению, я чувствую себя по отношению к Вашей революции почти прямо противоположно Вам. Меня она очень тревожит… Многолетний террор и безудержное своеволие власти превращает нашу азиатскую натуру в позорно рабскую. А много ли можно сделать хорошего с рабами? Пирамиды? Да; но не общее истинное человеческое счастье. Недоедание и повторяющееся голодание в массе населения с их непременными спутниками – повсеместными эпидемиями подрывает силы народа. Прошу меня простить… Написал искренне, что переживаю».

Из письма в адрес Совнаркома от 21 декабря 1934 года

«Вы напрасно верите в мiровую революцию. Вы сеете по культурно мiру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было. Ведь только политическим младенцам Временного правительства было мало даже двух Ваших репетиций перед Вашим Октябрьским торжеством. Все остальные правительства вовсе не желают видеть у себя то, что было и есть у нас, и, конечно, вовремя догадываются применить для предупреждения этого то, чем пользовались Вы, — террор и насилие.

Но мне тяжело не от того, что мiровой фашизм попридержит на известный срок темп естественного человеческого прогресса, а от того, что делается у нас, и что, по моему мнению, грозит серьезной опасностью моей Родине».

(Цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. 2003; Лалаянц И. Э., Милованиова Л. С. Нобелевские премии по медицине и физиологии. 1991; Тодес Д. Павлов и большевики // Социальная история отечественной науки и техники. 1998; Черная книга коммунизма. Преступления. Террор. Репрессии. 2001.)

Почему же коммунистическая власть терпела Павлова? Одна из причин – вероятно, советские вожди надеялись и на личное использование павловских медицинских достижений. Но главное: его мiровую известность большевики стали пропагандно использовать для витрины советской науки. После смерти Павлова в СССР его научное значение вообще трактовалось идеологически: "учение Павлова" стало символом материализма в советской науке. Именем академика Павлова в СССР были названы улицы, больницы, населенный пункт, университет, астероид, кратер на Луне, поставлено множество памятников. И основание для этого давали его атеистические высказывания о религии.

Почтовая марка лауреата Нобелевской премии И.П. Павлов«Человеческий ум ищет причину всего происходящего, и когда он доходит до последней причины, — это есть Бог. В своем стремлении искать причину всего он доходит до Бога. Но сам я не верю в Бога, я неверующий».

«Я… сам рационалист до мозга костей и с религией покончил… Я ведь сын священника, вырос в религиозной среде, однако, когда я в 15-16 лет стал читать разные книги и встретился с этим вопросом, я переделался и мне это было легко… Человек сам должен выбросить мысль о Боге».

(Цит.по: Петрова М. К. Из воспоминаний об академике И.П. Павлове // Вестник Российской академии наук. 1995, том 65; Павловские клинические среды: Протоколы и стенограммы физиологических бесед. Том 3.)

После падения богоборческой власти многие авторы в РФ стали объявлять эти высказывания ученого "вынужденными" и зачислять его в ряды верующих ученых, приводя различные свидетельства его поведения. Действительно, несомненны выступления Павлова против закрытия церквей и преследования людей за религиозные убеждения, он и сам посещал церковь в Колотушах и жертвовал ей деньги. Об этом писал ученик Павлова академик Л.А. Орбели, ссылаясь на слова самого Ивана Петровича:

«Знаете, я ужасно люблю службу пасхальную. Все-таки хожу иногда на заутреню. Во-первых, замечательное пение, во-вторых, это воспоминание детства. Я живо вспоминаю, как в четверг на страстной неделе мать снаряжала меня и братьев в церковь, давала свечку с собой, говорила, что там во время церковной службы надо свечку зажечь, а потом нести ее домой, — и вот мы шли и боялись, как бы не потухла свечка. И эти воспоминания меня всегда так радуют, что я все-таки иногда под Рождество и на Пасху хожу в церковь».

Однако, скорее всего правы сторонники более скептического отношения к религиозности Павлова, например, Т.И. Грекова в статье "Верил ли И.П. Павлов в Бога?". На многих примерах она показывает, что академик, называя себя неверующим, в то же время считал веру в Бога необходимой и облагораживающей человека, помогающей ему переживать невзгоды – и потому протестовал против ее преследования. Для Павлова «Религия есть форма адаптации человека к окружающей действительности... Павлов выносил религию в сферу нравственности. Гонение на религию он считал таким же варварством, как насильственное внедрение в науку диалектического материализма».

Академик Павлов скончался 27 февраля 1936 г. в Ленинграде. В качестве причины смерти официально указывалась пневмония. Отпевание по православному обряду, согласно его завещанию, было совершено в церкви в Колтушах, после чего в Таврическом дворце состоялась церемония прощания. У гроба был установлен почетный караул из научных работников ВУЗов, ВТУЗов, научных институтов, членов пленума Академии и других.

Памятник Собаке Павлова в парке Института экспериментальной медицины

Надпись на одном из барельефов памятника Собаке, установленного в парке Института экспериментальной медицины: «Пусть собака, помощник и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства. И. П. Павлов». Памятник был установлен 19 апреля 2016 г.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25022706

Оставить свой комментарий
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. blank Павел:

    Недавно был в Институте физиологии в Колтушах - дом Павлова в руинах, институт загибается, парк заброшен. Церковь восстановлена из руин общими усилиями местных прихожан, это радует.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.