09.11.2012      4886      30
 

Между христианской солидарностью и вероотступничеством


Патриарх Кирилл и папа Римский ФранцискВстречу в Гаване 12 февраля 2016 г. назвали исторической, первой такой за тысячелетие. Папа и Патриарх приветствовали друг друга братским троекратным целованием. Во время общения, которое транслировали все ведущие телеканалы мiра, собеседники сидели рядом, улыбались, каждый из них понимающе кивал в ответ на слова партнера.

Однако оценки встречи в разных кругах сильно расходятся. В официальных православных СМИ ее называют долгожданным прорывом в деле христианской солидарности для защиты мира и безопасности на планете. В православных консервативных кругах наоборот: страшатся как знака близкого отступничества церковных функционеров МП от Православия, ибо подписание общей декларации означает признание еретиков-католиков Церковью вопреки церковным канонам и прежним анафемам. Некоторые политические комментаторы предполагают, что речь идет всего лишь о внешнеполитической миссии первоиерарха РПЦ МП по поручению президента Путина для нормализации отношений с Западом.

Возможно, все эти оценки могут быть отчасти верными. Вряд ли эта встреча состоялась без одобрения Путина, который и сам недавно имел встречу с Папой, надеясь на его посредничество в конфликтах на Украине и в Сирии, и высказался о несущественности различий между Православием и другими христианскими конфессиями. И межхристианская солидарность уместна на оборонном уровне и на определенных условиях. Но она переходит в отступничество, если носители христианской Истины из земных политических соображений уравнивают свою Церковь со структурами, отклоняющимися от Истины, а еще хуже – когда это происходит из лукавого присобленчества под властителей мiра, все более погрязающего во зле. И в этом опасения православных ревнителей могут быть небезпочвенны.

Встречаться можно и с друзьями, и с врагами, главное – с какой целью. Сам Христос имел "встречу на высшем уровне" – беседу с диаволом в пустыне о власти и земных благах, наглядно разоблачив этим искусительные соблазны диавола, применяемые им к человечеству, и это дало образец противостояния им. Папа Римский не диавол, но возглавляемая им часть христианского мiра давно запуталась в диавольских сетях, подпав под те самые соблазны власти и материальных земных благ – откуда произросли и оправдывающие это догматические ереси католицизма и затем соответствующая иудаизация антикатолического протестантизма.

Разумеется, хранители неповрежденного христианства – Православия – должны относиться к отступившим, как и к любым заблуждающимся, с любовью. Но святые отцы Церкви всегда учили, что подлинная любовь проявляется не в "толерантном" замалчивании грехов и опасных еретических уклонов, ведущих в погибель, а в откровенном разъяснении заблуждений и опасностей ради спасения хотя бы части заблудших. Разумеется, при этом необходимо чувство меры, чтобы не отталкивать их и не возбуждать обратную неприязнь. Следует также отделять властных насадителей заблуждений от их благочестивых пасомых, верных своей традиции и не умеющих распознать в ней неправду. Необходимо и трезвомыслие, отличающее желаемое от реально возможного, чтобы избегать иллюзий и самообмана. Особенно всё это требуется от носителей православной духовной власти, ответственной прежде всего за собственный церковный народ, чтобы не сеять в нем ложных надежд и не ослаблять его стояние в Истине в столь опасные времена.

С этой точки зрения обсуждаемая сейчас историческая встреча глав Православия и Католицизма вызывает серьезные сомнения. В опубликованной совместной Декларации собеседники ограничились заботой о важных проблемах земных ("насилие и терроризм" против христиан Ближнего Востока и Северной Африки; скорбь о "противостоянии на Украине" с призывом к примирению; нарастающая "дискриминация" христиан в ЕС, защита традиционной семьи, осуждение абортов и эвтаназии; проблема мигрантов и беженцев, вызываемая "несправедливой системой международных отношений"), – всё это отмечено правильно.

Но как решить эти проблемы? В Декларации оставлены в стороне их духовные причины, движущие силы и грядущие последствия. А они понятны только в рамках христианской эсхатологии: с учетом того, на каком историческом отрезке сейчас находится человечество. Но об этом – о строящемся царстве антихриста и его движущих силах – в Декларации "толерантно" не сказано ни слова… Авторы Декларации выступают лишь как политики-гуманисты и моралисты, забыв о духовном знании и опыте христианской Церкви. И их слова в Декларации, что «человеческая цивилизация вступила в период эпохальных перемен», – можно истолковать как оптимистические, а не тревожные…

Способны ли вообще это сказать нынешние "духовные вожди" человечества? Сознают ли они как масштаб проблемы, так и свою личную ответственность, за которую им придется отвечать перед Богом? Есть много признаков, что и те и другие надеются приспособиться к Новому мiровому порядку – уже близкому царству антихриста. Западные религиозные начальники – потому что они просто утратили богословскую способность  его распознания (по их мнению, якобы еврейский мошиах будет одновременно и Христом в Его втором пришествии!), нынешние же функционеры МП успокаивают себя и народ тем, что якобы «нет власти не от Бога» и Церковь может существовать при любой власти.

Однако от богословских и исторических противоречий нам никуда не уйти, поскольку раскол между западным и восточным христианством был одним их главных успехов диавола в завоевании мiра сего. Христианская солидарность должна основываться не на их заметании под ковер, а на их честном осознании.

О католицизме вчера и сегодня

Раскол XI века произошел не на ровном месте, причины накапливались постепенно как вследствие собственного греха римских епископов (их греха гордыни и похоти власти), так и под воздействием тех антихристианских сил, которые пользовались этими грехами для искажения христианства, его приземления, обмiрщения, иудаизации и прочего приспособления к симфонии с мiром, во зле лежащим ("Возрождение", "Реформация", "Просвещение", гуманизм). Первичные внутренние причины римской гордыни были политическими (соперничество и борьба за первенство); богословские новшества папистов были продиктованы потребностью проявить свое первенствующее право на вероучение, и, уже исходя из этого, были направлены на переориентацию спасения с Неба на землю (это общий знаменатель большинства их нововведений).

Западное духовенство пыталось силой власти устроить Царство Божие на земле, непригодной для этого из-за ее поврежденности грехом. Эта утопия не могла удаться, и по мере вырождения западного христианства лишь облегчала сатане завоевание мiра для иного земного царства – царства антихриста. Сатана не способен создать свой мiр, он может лишь отнимать и подчинять себе части мiра, созданного Богом, обманно соблазняя людей своим первым и главным оружием – гордыней построения "рая на земле". Все идеологии, ставящие себе эту цель (от антихристианского марксизма до "православного хилиазма"), вследствие своей утопичности позволяют сатане уводить их от осознания смысла истории (цель которой – Царство Небесное) и задействовать их в построении царства антихриста.

В эпоху "великого раскола" XI века западное христианство (католичество) в Европе активно атаковало восточное Православие, прибегая даже к военным агрессиям, как, в частности, разрушение Константинополя в крестовом походе 1204 г., затем были попытки тевтонских рыцарей и шведов покорить западно-русские земли, воспользовавшись нашествием на Русь татарской орды с востока. В Малой Азии на Второй Рим наступали турки-агаряне. Поэтому в то время и физическая и духовная угрозы Православию были очень серьезными, и непоколебимая стойкость свт. Марка Эфесского подкреплялась этой опасностью. Благодаря ему Православная Церковь выстояла в духовном сопротивлении Западу, и хотя второй Рим затем пал в XV веке под натиском турок, но успел передать преемство Руси – Третьему Риму, который расширил православные пределы до Америки. А агрессивное наступление католичества продолжилось на Третий Рим в Малороссии и Белоруссии.

Оставим сейчас в стороне общеизвестную причину падения Третьего Рима под ударами уже не агарян, а мiровой "тайны беззакония", которая опять-таки воспользовалась и нашими грехами. Не станем вспоминать и то, как католицизм пытался достичь соглашения с жидобольшевицкими оккупантами России для утверждения там своего влияния (миссия кардинала д’Эрбиньи), или совсем недавнюю роль Ватикана в агрессии НАТО в Югославии. Обратим внимание на сегодняшнее состояние постхристианского западного мiра, в котором для здания царства антихриста уже созданы мощные технологические инструменты и конструкции, и само западное христианство превращается в гонимое даже в быту. А у православных к гонимым принято относиться с сочувствием и оказывать помощь.

В таком мiре на первый план для миллионов простых христиан выходит уже не разрешение богословских споров или борьба иерархов за титулы и территории влияния, а элементарные вопросы сохранения традиционной человеческой семьи, христианского воспитания детей и самого христианского имени под напором легализации греховных мерзостей как нормы: однополых браков, эвтаназии, ювенальной юстиции, запрета христианской символики и праздников…

Эта проблема сейчас наиболее остро затрагивает западных христиан, но она постепенно расширяется и на Восток вместе с расширением НАТО и американского глобализма. И полагаю, что в такой ситуации мы, православные, тем более не можем быть равнодушны к этому натиску откровенного антихристианства и к сопротивлению христиан западных конфессий. Мы не можем отказать им в поддержке несмотря на несогласие с их богословскими заблуждениями и на всю прошлую историю вражды.

Можно вспомнить, что уже в прошлом имело место политическое сотрудничество православной России с инославными христианами в сопротивлении явным силам зла. Это продемонстрировали и наши православные Цари: Император Павел I оказал помощь католикам, спасавшимся от антихристианской Французской революции. Затем для совместного противодействия революциям были заключены "Священный Союз" (Императором Александром I в 1815 г.) и "Союз трех Императоров" (России, Австро-Венгрии и Германии в 1873 г.). Правда, они оказались недееспособны, но это не отменяет оправданность их цели.

Русской православной эмиграции, пребывавшей большей частью в инославном христианском окружении, еще со времен Белого движения приходилось вступать в деловое солидарное сотрудничество и с католиками и с протестантами, пытавшимися раскрыть глаза западной общественности на богоборческую сущность большевизма и его иудейских покровителей. Идеологи Русской Зарубежной Церкви выражали симпатии и поддержку католическим правителям – генералу Франко и профессору Салазару в их обороне своих народов от масонско-коммунистических богоборческих сил. В годы Второй мiровой войны надежды на создание "третьей силы" против Сталина и Гитлера опирались на сотрудничество с немецкими христианами, оппозиционными нацизму.

После Второй мiровой войны христианская солидарность продолжилась в деле защиты верующих и Церкви в СССР от богоборческих репрессий. Это сотрудничество было в области правовой (защита узников совести гласностью в западных СМИ, в том числе на международных мероприятиях и в дипломатических сношениях западных стран с СССР), в области информационной (радиопередачи на СССР), в издательской (печатание и переправка в СССР Священного Писания и иной религиозной литературы), материальной (денежная помощь в печатании самиздата, в ремонте и восстановлении храмов). Со стороны западных христиан в основном это были не официальные церковные структуры, а организации мiрян и низового духовенства. В частности, базирующаяся в Швейцарии протестантская организация "Вера во Втором мiре" в 1985-1986 гг. предоставила эмигрантскому издательству "Посев" средства для оплаты двух длительных поездок (их поручили мне) по портам Северной Америки от Аляски на юг до Нового Орлеана, и на восточном побережье на север до Нью-Фаундленда с целью создания точек распространения православной литературы в местах пребывания советских моряков. Причем именно с христианами, ранее мне совершенно незнакомыми, в беседах о главном удавалось находить общий язык.

Большинство из наших нынешних "ревнителей" судит о католиках отвлеченно, никогда лично ни с одним католиком не встречавшись, тем более в одной тонущей лодке или в одном "окопе". А назревающая общая опасность многое меняет.

Ведь как писал видный богослов РПЦЗ о. Михаил Помазанский, при всем неприятии еретических уклонов католиков, их и даже протестантов, отказавшихся от церковных таинств, не следует ставить наравне с приверженцами нехристианских религий: «Нельзя отрицать, что чтение слова Божия оказывает благодетельное влияние на каждого, ищущего в нем назидания и укрепления веры; что благоговейные размышления о Боге Творце, Промыслителе и Спасителе имеют возвышающую силу и там; не можем утверждать полной безплодности их молитв, если они идут от чистого сердца, ибо "во всяком народе боящийся Бога приятен Ему"… Они являются сдерживающими силами против нравственной распущенности, пороков и преступлений… Но все это не дает основания считать их принадлежащими к Церкви» (Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. Джорданвиль, 1963. С. 158).

В то же время, отстаивая единственную истинность нашей Православной Церкви, мы, по моему скромному разумению, не можем уверенно утверждать, что все миллионы инославных христиан, непременно попадут в ад (как это порою приходится слышать). Даже разбойник на Кресте, исповедавший Христа без всяких богословских догматов, попал не в ад, а в рай. У инославных тоже были праведники и мученики за Христа. Не их личная вина, простых западных благочестивых христиан, что они родились и были воспитаны в лоне своих конфессий и остались верны вере своих родителей, не обладая богословскими знаниями, должными учителями-наставниками или условиями для самостоятельного обретения истины, как это с Божией помощью удалось о. Серафиму (Роузу) и Иосифу Муньосу. И если мы «не можем утверждать полной безплодности их [инославных] молитв», то, возможно, милосердный Господь, снисходя к их молитвам и таким личным смягчающим обстоятельствам, может предусмотреть для благочестивых инославных соответствующие обители: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2). Во всяком случае нам, русским, следует быть скромнее и думать о собственных великих грехах (нам-то было больше других дано!), не решая за Господа Бога, кто чего заслуживает.

Разумеется, с образованного духовенства западных инославных конфессий у Бога спрос будет более строгим, чем с мiрян, и чем выше их иерархическое положение, – тем меньше у них может быть оправданий незнанием. Тем более, что в западном христианстве явно усиливается отступление (в январе 2010 г. папа Бенедикт XVI в связи с предстоявшим посещением Римской синагоги заявил в своей воскресной проповеди, что иудеи и христиане «молятся одному и тому же Богу», а  недавно католическая комиссия по диалогу с иудеями уже официально признала необязательным их крещение).

Впрочем, и в католическом духовенстве не все согласны с этим продолжающимся "аджорнаменто". Католики-традиционалисты во главе с кардиналом Лефевром не признали апостасийные решения II Ватиканского Собора 1960-х гг. и основали консервативное направление, которое может вызывать у нас сочувствие. Известно, что и протестанты в США вступают в конфликты с властями своей страны, выступая против абортов, против запрещения христианской символики, против преподавания в школах дарвинизма, публикуют книги по откровенному христианскому анализу еврейского вопроса.

О православном начальстве

Другая сторона нынешней проблемы в том, что и руководство РПЦ МП весьма далеко от "неповрежденного Православия". До сих пор не дана четкая оценка коммунистическому богоборческому периоду, оправдывается "сохранение Церкви" ее сотрудничеством с богоборческой властью и предательством Новомучеников, поощряется восстановление новой олигархической властью символов советской идеологии с замазыванием богоборческой сущности марксистского режима (якобы для него самым главным было "стремление к социальной справедливости"). Показательно выбранное место исторической встречи: Куба – страна как бы католическая по своей истории и в то же время социалистическая, просоветская страна, к революционным памятникам которой Патриарх возложил венки. Своего рода религиозная демонстрация идейной конвергенции "капиталистического" и "социалистического" мiров…

Отметим также, что утвердившаяся в советское время еретическая трактовка слов апостола, что «нет власти не от Бога» (повторенная патриархом Алексием при инаугурации недееспособного упыря Ельцина в 1996 г.), не менее оправдывает будущее принятие антихриста, чем католическая готовность признать мошиаха Христом. И в МП, и в руководстве большинства православных поместных православных Церквей очевидны апостасийные тенденции с участием в экуменическом движении, уравнивающем истину Православия с прочими религиями. Именно это отступничество безпокоит верующих в МП, что тоже никак не благоприятствует солидарности нашего православного народа с западным христианским сопротивлением. На этом фоне всё более очевидны и опасения насчет прагматичной унии РПЦ МП с католичеством. Поводов для этого достаточно.

В нынешней гаванской Декларации, на первый взгляд, отвергаются прозелитизм (агитация за приобщение к своей Церкви) и метод унии (католицизма восточного обряда), однако лишь как устаревшие этапы. Вместо этого переходного "полуфабриката" выражается надежда на полное единство католической и православной Церквей: «Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников». – А ведь богозаповеданное единство может быть только в единой вероучительной Истине, но об этом в Декларации не говорится. Более того: отказ от прозелитизма предполагает и отказ Православной Церкви отстаивать свое понимание вероучения в диалоге с католиками…

Напомню еще раз, что первоиерарх Кирилл недавно говорил о целях диалога с католиками: «Врагу рода человеческого удалось разделить мировое христианство. Трудно сказать, как развивалась бы история, если бы не произошло разделение христиан на восточных и западных. Наверное, течение истории было бы совершенно иным. Мы надеемся, что в некий момент, может быть, по молитвам Церкви, Господь приклонит милость ко всем, кто призывает Его святое имя, и снова единство Вселенской Церкви будет явлено роду человеческому…». – Странно такую историческую концепцию слышать из уст высокого духовного лица. Разумеется, «течение истории было бы совершенно иным», если бы в мiре не было диавола и его воздействия на историю, которое есть и известно, чем история закончится. Выходит, первоиерарх МП тоже допускает возможность переосмысления Священного Писания в пользу благостного "рая на земле"?

Митрополит Иларион (Алфеев, председатель Отдела внешних церковных связей МП) считает, что общие задачи должны объединить православную и католическую Церкви. «Мы должны, не дожидаясь решения всех проблем, научиться действовать как единое целое, как единая структура». – Как же возможно единое целое с разными пониманиями самого важного: Боговоплощения, человеческого происхождения и достоинства Божией Матери, сущности греха, посмертной судьбы и проблемы антихриста? Не говоря уже о непогрешимости Римского папы.

Несмотря на всё это митр. Иларион заявил, что «Православная Церковь признает всю полноту благодати в католической Евхаристии». Он имел в виду семена унии, посеянные митрополитом Никодимом Ротовым (которого даже подозревали в криптокатоличестве) и узаконенные в ряде официально опубликованных документов МП: "Определения Священного Синода Русской Православной Церкви" от 16 декабря 1969 г.: «В тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств, это не возбраняется» (Журнал Московской Патриархии. 1970. № 1. С. 5); "Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима… о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков" от 17 марта 1970 г.: «При этом следует иметь в виду, что Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих таинств, совершаемых в них. Упоминаемое решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной Церкви с Церковью Римско-Католическою и Старообрядчеством и таким образом облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Имя» (Журнал Московской Патриархии. 1970. № 5. С. 25)

В 1986 г. Синод МП отложил применение определения "О допущении к Святым Таинствам" «до решения этого вопроса Православной полнотой». Однако это не отменяло, а лишь приостанавливало действие определения 1969 г., которое официально существует и может быть реанимировано в любой момент. Посмотрим, что об этом скажет "Православная полнота" – намеченный на лето "Всеправославный Собор" на о. Крит…

Напомним также, что ранее на Крите "Смешанной международной комиссией по богословскому диалогу между католической церковью и Православной Церковью" (27 сентября–4 октября 2008 г.) был разработан совместный православно-католический документ, признающий главенство папы: "Роль епископа Рима в единстве Церкви в первом тысячелетии" (The Role of the Bishop of Rome in the Communion of the Church in the First Millennium). Документ признает за Римским епископом первенство не только чести, но и власти, как наследника свв. апостолов Петра и Павла в католическом смысле. За папой утверждается право выступать судьей, если обвиненный в чем-либо епископ Поместной Церкви захочет обратиться к нему.

Документ этот держался в секрете и в 2009-2010 гг. дорабатывался председателем ОВЦС МП митрополитом Иларионом. Правда, Синодом МП «было решено не придавать официального статуса этому документу… Было признано целесообразным после доработки использовать этот документ в качестве материала для подготовки нового документа, который был бы ориентирован на решение насущных богословских вопросов во взаимоотношениях между Православной и Римско-Католической Церквами. Среди этих проблем – соотношение первенства и соборности в жизни Церкви. Для подготовки нового документа был сформирован специальный комитет, в состав которого вошел митрополит Волоколамский Иларион». (https://mospat.ru/ru/2010/10/07/news27520/)

Из этого можно видеть, что камень преткновения для объединения МП с Ватиканом лишь в неурегулированной пока еще различной трактовке первенствующей роли папы Римского ("первенство чести" или также и "власти"), а взаимное признание таинств – это главное условие для унии – уже имеется (вопреки церковным канонам: богословские ереси оставлены вне рассмотрения). Можно предположить, что в результате такого диалога руководства МП с Ватиканом и православное учение об антихристе будет приведено в соответствие с иудейско-католическим – для вхождения в Новый мiровой порядок.

Ведь уже Патриарх Алексий II на встрече с раввинами в Нью-Йорке в 1991 г. сообщил им о своей вере в «единого Бога – Отца всех… ваши пророки – наши пророки». И принятые в 2000 г. "Основы социальной концепции РПЦ" содержат предпосылки для такой "реформации" Православия. Эти "Основы" не дают разъяснения о расстановке духовных сил в мiре, разделяющих ныне каждый народ, и не выявляют структур зла, через которых диавол стремится уничтожить Церковь и построить свое царство земное. Полностью обходится молчанием драматичная суть еврейского вопроса: в разделе "Церковь и нация" еврейский народ называется то «прообразом народа Божия», то «народом Божиим, призвание которого – хранить веру в единого истинного Бога и свидетельствовать об этой вере перед лицом других народов», – но умалчивается об измене еврейского народа этому своему избранию и призванию, о выборе им себе иного "отца" и соответственно об ожидании иного мессии-антихриста, после чего уже невозможно «спасение от иудеев» ("Основы социальной концепции РПЦ". //Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского Собора РПЦ. 2000. С. 173-175). При этом не дается никакой характеристики православного народа как Народа Божия и преемника богоизбранности, не дается и характеристики русского народа, в наибольшей мере исторически воплотившего эту преемственность в своей православной государственности Третьего Рима.

Итак, "духовные вожди" западного и восточного христианства в своих заботах о земном не хотят внимать предупреждению: «Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 2—3).

О христианской солидарности мiрян

Однако, в отличие от церковных начальников, в христианском народе и на Западе и на Востоке присутствует более откровенное понимание опасного духа времени. Недавно автору этих строк пришлось лично соприкоснуться с проблемой, вынесенной в заглавие данной статьи. В декабре 2015 года я был приглашен в знаменитый Ягеллонский университет в Кракове на конференцию, организаторы которой, будучи католиками, искренне желают совместного с нами, православными, сопротивления Новому мiровому порядку. Потому и пригласили нескольких русских его критиков. Атмосфера на конференции была дружественной, богословские противоречия были вынесены за скобки, да и были они не в компетенции мiрян-участников встречи, хотя я в своем докладе вежливо пытался следовать приведенным выше советам отцов Церкви об откровенности, в то же время не нарушая правил приличия в гостях. В любом случае уровень совместного осознания общих проблем в Кракове был выше, чем в гаванской Декларации Папы и Патриарха.

Можно также надеяться, что по мере усугубления опасности в среде западных христиан будут больше осознаваться исторические и богословские причины разногласий с Православием. В известных эсхатологических произведениях и филокатолика В.С. Соловьева ("Три разговора") и православного идеолога Л.А. Тихомирова ("В последние дни. Эсхатологическая фантазия") вполне оправданно предполагается межхристианская солидарность и мiрян и духовенства в сопротивлении антихристу. Вопрос лишь в ее объеме и масштабе: вряд ли она будет обширной, как и само сопротивление антихристу… Но желать такого объединения не Церквей, а усилий (и даже не только с христианами) в сопротивлении злу – это не имеет ничего общего с объединением для строительства царства антихриста, чтобы заслужить его благосклонность, о чем, похоже, мечтается церковным функционерам. 

Лучшей же нашей помощью западным христианам будет сохранение нами, русскими, чистоты вероучения и понимания нашего христианского долга на конечном этапе мiровой истории.

Если в чем-то мною допущены неточности, – прошу более сведущих в богословии поправить.

М.В. Назаров
14 февраля 2016


Оставить свой комментарий
Обсуждение: 30 комментариев
  1. феодор:

    Внимание на 5-й пункт декларации

  2. р.Б. Дионисий:

    Цитата: "В то же время, отстаивая единственную истинность нашей Православной Церкви, мы, по моему скромному разумению, не можем уверенно утверждать, что все миллионы инославных христиан, непременно попадут в ад (как это порою приходится слышать). Даже разбойник на Кресте, исповедавший Христа без всяких богословских догматов, попал не в ад, а в рай. У инославных тоже были праведники и мученики за Христа." — вы бы лучше сначала св. Игнатия Брянчанинова почитали и других святых, прежде чем писать такие ереси. Даже некрещенные младенцы в видении Страшного Суда отсылаются Христом на запад(то есть уже не в Царствие Небесное) хотя им и дается некое утешение. А тут вы утверждаете что взрослые хотя и простые еретики попадут в Царствие Небесное. В царствие Небесное попадают только имеющие Православную Веру, крещение и причащение, а еретики всего этого лишины и не могут попасть к Христу. Кто не познал Истину в этой жизни, тот останется во тьме — в следующей. Наверное их не ждут самые глубины ада, но все равно их ждет вечный плен. И про разбойника вам лучше почитать святоотеческие толкования, а не заниматься тем же по сути чем занимается митрополит Алфеев — размывать границы Церкви. Еретики в них не попали. Потому что границы Церкви по сути и есть границы Царствия Небесного здесь на земле. и еще важное уточнение: разумеется такие "Церкви" как РПЦ МП или Константинополь, буквально измазанные экуменизмом, Церковью Христовой тоже уж никак являтся не могут.

  3. МВН - Дионисию:

    Ни протопресвитер Михаил Помазанский, ни цитирующий его автор этой статьи не дерзают "размывать границы Церкви". В привденной цитате о. Михаила ясно сказано, что инославные к Церкви не принадлежат. Но Вам, наверное, не следует решать за Господа Бога, какие кому Он уготовал "обители", коих много. Сии тайны нашему уму не доступны, в подтверждение чего можно также найти мнения авторитетных богословов и свв. отцев. Например, в отличие от Вас свт. Феофан Затворник был менее категоричен, отвечая на вопрос: «Спасутся ли католики?», — он сказал: «Не знаю я, спасутся ли католики, знаю лишь, что я без Православия несомненно погибну».

  4. серж монаст:

    37Святитель Фотий Константинопольский († 891): «Латиняне не только внесли другие беззакония, но дошли до такого преизбытка дерзости, что даже в святой Символ Веры, который всеми соборными постановлениями предписано хранить неизменным, дерзнули ввести ложь (о, ухищрения лукавого!), будто Святой Дух не только от Отца, но и от Сына исходит, и тем исказили основной догмат о Святой Троице».

    Святитель Григорий Палама († ок. 1360): «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына» (Творения святителя Григория Паламы. т. 1, Фессалоники, 1962, стр. 26).

    Святитель Марк Ефесский († 1457): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними… Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего».

  5. серж монаст:

    г. Лимассол, 15 февраля 2016 г.

    Митрополит Лимассольский Афанасий обратился с посланием к Священному Синоду Кипрской Церкви, в котором говорит о серьезных пробелах в богословских и канонических вопросах в проекте документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» грядущего Всеправославного Собора, пишет Romfea. «В тексте совсем не упоминается о том, что единственный путь, который ведет к единству с Церковью, – это путь возвращения еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», – говорится в послании.

  6. Анекдот в тему:

    Как-то умер один православный человек и апостол Петр ведет его в РАЙ, и показывает:
    «Вот здесь у нас лютеране» — Как лютеране и в раю?! – «Те, что Евангелие почитали больше, чем Лютера, и Богу искренне молились».
    Идут дальше.
    «А здесь католики» — «Как католики? Паписты тоже в раю?!» — «Это те, которые больше чем папу, почитали Бога и жили по совести».
    Дальше идут, а там дворец прекрасный, только без окон.
    «А там кто?», — спрашивает человек. «А там православные, самые возлюбленные чада Божии» — «Но почему без окон?» – «А это потому что они думают, что они в раю одни»…

  7. р.Б. Дионисий:

    Михаил Викторович, вне Церкви нет спасения, поэтому ваше предположение что спасение есть вне Церкви и есть по сути осторожное размывание ее границ. Можно по примеру еретичествующего профессора Осипова изыскивать какие то неопределенные цитаты отдельных святых чтобы на их основе построить какое то свое новое богословие, вплоть до "всеобщего спасения всех добрых людей" но Церковь всегда учила что еретики, вне зависимости от их роли в ереси, не могут спастись. У еретиков нет ни спасительной веры в Христа, поскольку они верят не в Христа истинного, а в лжехриста придуманного, ни таинств спасающих у них тоже нет. Я этими словами америки не открываю.

  8. Александр Турик:

    Верное христианское суждение. А вот ревнители не по разуму уж точно будут в аду, потому что свой умишко ставят выше премудрости Божией и Его милосердия. Ещё раз советую "ревнителям" почаще читать Новый Завет. И так, на досуге подумать, почему даже язычники, не слышавшие о Христе,но живущие по совести, спасутся, а уж тем более христиане, а вот соблюдающие всё по букве может быть и нет. Нынче, страшно сказать, ожидовление настолько проникло в Церковь, что осталось только куда-то спрятаться в скиту. Наверху фарисеи, внизу "ревнители"-талмудисты. Самый главный нынче соблазн, это подготовка мира к приходу антихриста, а в этом деле первосвященники МП РПЦ и других православных конфессий стараются не покладая рук. Евангелие забыто, вот самое парадоксальное явление в современном христианстве.И со времени Достоевского, который это как-то остро понял и пережил, это явление только усугубилось…

  9. подполковник:

    МВН виртуозно охарактеризовал "эпохальную встречу". Однако вопрос для простых мирян открыт: хорошо это или плохо, ибо "да — да, нет — нет, остальное — от лукавого". Нет у нас достаточно надёжной информации, чтобы делать выводы на какой основе, в чью пользу и против кого мы теперь дружим с католиками. И с католиками ли, т.е., массой верующих, или только с высшим клиром Рима? Думаю, нужно всё-таки исходить из исторических параллелей. И наиболее наглядная из них — т.н. Перестройка. С нашей стороны тоже были благие цели сближения с Западом, надежды и пр. и пр. ОБМАНУЛИСЬ. И в данном случае, уверен, будет ТО ЖЕ САМОЕ: Запад сыграет в свою пользу. А уж учитывая то обстоятельство, что нынешний папа иезуит (цель оправдывает любые средства)…

  10. Александр - "ревнителям" Нового Завета:

    Как учат святые Отцы, в Православном понимании "жить по-совести" ни язычник, ни католик, и даже православный христианин, знающий нравственные каноны, не смогут. Пока не начнут душевную борьбу с различными страстями за очищение и восстановление своего падшего "образа" Божия. Ибо всякий человек, находящийся в состоянии первородного греховного растления и просто живущий по голосу своей природы, удовлетворяя свои телесные и душевные потребности, в итоге жизнь свою закончит на земле полным расстройством души и вечными муками после смерти.

  11. РИД: С блога Елены Чудиновой:

    Не понимаю причин поднявшейся истерии. Не только православные, кстати, боятся экуменизма. Католики в ХХ веке от него много больше пострадали. Разумная настороженность — должна была иметь место — с обеих сторон. Но вот документ есть. Извините, а где экуменизм? (То есть — н а й т и — то м о ж н о, оно конечно). Совместного моления не было. Рабочая встреча. Озвучены действительно важные проблемы, в том числе и весьма болезненные. Что, между экуменизмом и стрельбой друг в друга на поражение нет никаких вариантов? Когда христианских девушек убивают, забивая им в рот сорванное со стены Распятие, нежить не очень интересуется тем, какой оно формы — католической или православной. Грядет время массовых мученичеств, что покроют все грехи — не исключая, быть может, и экуменизма.
    Предлагаю лучше сопоставить следующее.
    1. В момент максимального нагнетения антироссийской истерии — ни раньше ни позже — Папа делает вне сомнения пророссийский жест. США не спросясь, заметим.
    2. На следующий день Порошенко разражается истерикой о том, что Россия это гнездо "гомофобии и религиозного фанатизма". Кричит в сторону США, ясен пень.
    Вам не нравится такой расклад? А мне — нравится.

  12. Людмила:

    р.Б.Дионисий абсолютно прав: вне Церкви нет спасения.
    И именно Той Церкви,Которая есть "Столп и Утверждение Истины"(1Тим.3:15).
    Только пребывая в Православной Церкви, стоящей в Истине, то есть там, где Епископы исповедуют неповрежденное Православие, есть надежда на спасение.
    Ни у католиков,ни в других конфессиях, ни в сергианско-экуменическом расколе-МП, ни в других расколах надежды на спасение нет абсолютно никакой.
    Об этом писали все святые отцы.
    Ад — это место, где не будет общения с Богом.
    Главное свойство Царствия Небесного — постоянное лицезрение Господа и общение с Ним.
    Как таковое общение может быть по смерти у еретиков, презревших и исказивших Истину при жизни и не состоявших в Церкви Христовой?
    У них же нет соответствующего понятия об Истине, нет опыта Православной молитвы, нет Истинного Крещения и Миропомазания,не было при жизни Истинного Причастия Тела и Крови Христовых.Сам Господь сказал про таковых, что они Царствия Божия не наследуют.
    О.Михаил Помазанский не говорил, что инославные будут спасены.В цитате содержится лишь то, что и их молитва приятна Богу.
    Исполнить заповеди вне Церкви также невозможно.Можно лишь пытаться делать это.
    Господь сказал: "Без Мене не можете творить ничесоже"(Иоан.15:5)
    Не сказал Господь: без Мене не можете творить легко, но — ничесоже.
    И относится это прежде всего к Благодати Божией Святого Мира, подаваемой в Крещении в Истинной Церкви Христовой, Которая дает возможность познания своих грехов и силу борьбы с ними.
    Никто не говорит, что старающиеся жить добродетельно инославные будут пребывать в каких то глубинах ада.
    Но Царствия Божия они наследовать не могут.
    Это — православная аксиома, вытекающая из Евангелия и многократно утвержденная святыми отцами.

  13. Александр - Елене Чудиновой:

    14 февраля 2016 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, предпразднество Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в русском православном храме в честь Казанской иконы Божий Матери в столице Кубы Гаване в присутствии "смотрящих", таких несчастных и исстрадавшихся в борьбе с экуменизмом — католиков. (ЕРЕТИЧЕСКИЙ СОНМ НА ПАТРИАРШЕЙ ЛИТУРГИИ. Патриарх Кирилл в Казанском храме Гаваны" >> Москва — Третий Рим http://3rm.info)

  14. Андрей:

    Согласно постановлений Вселенских Соборов, еретики возвращаются в лоно Церкви, давая рукописание и проклиная соотв. ереси. То, что католики еретики очевидно всем кто знаком с православной догматикой. Известно также, что ни один из понтификов не давал рукописания и т.д.. Как же в таком случае у католиков могут быть действительны "таинства"?! Из слов м.Иллариона следует — либо католики верные, что абсурдно, либо РПЦ впала в ересь признавая "таинства" еретиков. Если же допустить, что у еретических сборищ есть таинства (в православном смысле этого слова, то далее остается логически заключить, что все религии спасительны, — да не будет! Если же м.Илларион имеет ввиду их таинства как связь с инфернальными силами, тогда вопрос снимается.

  15. Александр:

    Если Россия не усвоит уроки Византии, то политическая выгода «союза с католиками», о которой всюду трубят политики, не имеющие живой связи с православием, приведет к катастрофе. Ведь то, что сейчас называется «встречей тысячелетия», на самом деле является предательством тысячелетия, которое нельзя рассматривать в отрыве от сергианско-экуменической ереси сталинского новообразования 1927 года. Святой Благоверный Князь Александр предпочел платить дань монголо-татарам, но поставил заслон «западным друзьям католикам», ибо они посягали на православие — на само существование Православного Царства. http://rpzs.ru/predatelstvo-tysyacheletiya/

  16. Викторъ:

    Политики, комментирующие встречу патриарха и папы, приветствуют в большинстве эту встречу. Это понятно. Они не понимают, что Церковь призвана к духовной брани. Но выглядит странным, что на многих ресурсах люди, пишущие о религии, говорящие о религии, так же относятся к этому событию.
    И всё же нужно признать, что это событие историческое. 1000 лет такой встречи не было и вот она состоялась!
    Но ощущение от этой встречи удручающее и даже можно сказать пугающее. Так как разговор пошёл …о мире и безопасности: «Когда будут говорить: „мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:3).
    О мире и безопасности говорят давно. Но как правило это являлось уделом политиков и дипломатов. Теперь об этом заговорили главы церквей. Можно предположить, что именно этот диалог двух ересиархов (никонианина и католика) и имел ввиду апостол Павел.

  17. Валентин Мацкевич:

    Как-то, арифметически "встреча тысячелетия" не получается. До 1448 года Московская митрополия была в составе Константинопольского Патриархата, затем период автокефалии и только в 1589 году Борис Годунов добился согласия от Вселенского Патриарха Иеремии II на учреждение Московской Патриархии. Это произошло 427 лет назад. Были еще Синодальный период с 1700 по 1917 год, когда Патриарх не избирался, большевицкий период за вычетом 18 лет.
    Православию на Руси 1028 лет, Патриархии 427 лет, а Патриархов избирали только 265 лет. С Православным Царем оно было все же надежнее, ошибок не могло быть.
    А что касается сути, то подписание Заявления — это даже не предательство, а капитуляция перед Ватиканом после отнятия Украины и разгрома Русской Православной Церкви в Украине.

  18. Сергий:

    О непогрешимости Римского папы
    Узнаешь, когда попадёшь
    В безгрешные рукопожатные лапы.
    Пожмёшь — ни за грош пропадёшь.

  19. Петр Иванов Германия:

    Спасибо за всесторонний и многогранный Анализ о встрече в Гаване!
    Самое ценное в данной статье — отсутствие кликушества и жизнеутверждающая Православная полнота взгляда Автора на серьёзнейшие события.

  20. Уныним:

    Цитата — "…Папа Римский не диавол, но возглавляемая им часть христианского мiра давно запуталась в диавольских сетях, подпав под те самые соблазны власти и материальных земных благ…".
    И тоже самое можно сказать про Кирилла, точнее про всю высшую (и не только, кто из священства посмеет критиковать его? Кто смеет, тот давно уже не в РПЦ МП) иерархию его.
    "Разумеется, хранители неповрежденного христианства – Православия – должны относиться к отступившим, как и к любым заблуждающимся, с любовью.".
    Это Кирилл то такой хранитель ?
    Не заговариваетесь ли, МВ ?
    Если уж и есть такие хранители (надеемся есть), то уж Кирилл то с присными его в это число не входит никак.
    Вот и встретились два эрзацхристианина, а нам то какое до них дело ? Как и им до нас.

    П.С. Эрзац — неполноценный заменитель. Оба слова в точку.

  21. Виктория:

    Клоун, шут гороховый с гастролей вернулся!

  22. МВН - Рабину:

    Ваш обширный комментарий был удален из-за огромного размера. Постарайтесь сформулировать Ваши мысли вкратце. В т.ч. основную — про мой "антисемитизм". Да, я считаю, что у католиков-лефевровцев и в частности у епископа Вильямсона отношение к еврейскому вопросу близко к традиционному христианскому. Его объявляли "антисемитом" и пытались заставить каяться. По-моему, он остался при своем мнении.

  23. МВН. Справка о епископе Вильямсоне:

    Википедия: В ноябре 2008 года во время телевизионного интервью, которое показало шведское телевидение, епископу были заданы вопросы относительно Холокоста. Ричард Уильямсон сначала высказался, что у него существуют сомнения относительно масштабов Холокоста, в частности он не верит в то, что в нацистских лагерях были убиты шесть миллионов евреев. Епископ заявил в интервью: «Я думаю, что в нацистских концлагерях погибли где-то двести-триста тысяч евреев, но никто из них не погиб в газовых камерах». Он сказал: «Да, это моё мнение, я думаю, что газовые камеры никогда не существовали». При этом он утверждал, что не могло существовать печей такой высоты и формы, а двери газовых камер, которые показывают туристам в Освенциме, не могли герметично закрываться.

    Отвечая на вопрос журналиста, считает ли он себя антисемитом, Уильямсон ответил: «Антисемитизм плох только тогда, когда он идёт против правды, но, если уже существуют достоверные факты, он не может быть плохим». Совет немецких еврейских общин обратился с запросом о том, может ли епископ Уильямсон быть привлечён к ответственности, поскольку в Германии отрицание Холокоста является преступлением.

    Государственный секретариат Ватикана пояснил, что снимая экскомунику с епископа Ричарда Уильямсона, Папа не знал о его взглядах относительно Холокоста; условием его допуска к выполнению епископского служения в Церкви будет однозначное и публичное отречение от этих взглядов. В специальный Ноте была припомнена однозначная позиция Бенедикта XVI по уничтожению еврейского народа нацистским режимом, о чём он неоднократно заявлял, а также решительно отмежевался от взглядов епископа Уильямсона[2]

    Прокуратура немецкого города Регенсбург завела уголовное дело на епископа Ричарда Уильямсона по факту его высказываний по поводу Холокоста.

    В октябре 2010 года баварский суд приговорил епископа Уильямсона за отрицание Холокоста к штрафу в 10 тысяч евро[3]. Адвокат Уильямсона Метиас Лоссманн (нем. Matthias Lossmann) сообщил, что его подзащитному разрешили выплачивать штраф постепенно, по 100 евро ежедневно в течение 120 дней.

  24. Кравцов.:

    Не может быть компромиса между правдой и ложью.Не может быть компромиса между православным и еретиком.Еретик это лжец.Ложь принадлежит сатане.Истина Богу.Поэтому еретик-ложь-дьявол не будет никогда в Царствии Небесном.

  25. Валентина:

    очень хорошо — умно и достаточно сдержанно !
    Спаси Бог !

  26. Сергей:

    Не так давно, "патриарх" Кирилл (Гундяев) проговорился в одном из своих интервью: "Меня никто не отговаривал (от встречи с понтификом — ред.), потому что никто не знал. Об этой встрече знало пять человек — не буду называть их имена…"
    В конце прошлого года журнал "The Economist" вышел под обложкой "Мир в 2016". Изданием владеет семья ростовщиков Ротшильдов. Представляющие иудейский кагал, эта группа считается "главными финансистами Европы" с 19 в. Шеф-редактор Джон Миклтуэйт не раз принимал участие в конференции Бильдербергского клуба. Поэтому можно сказать, что в издании The Economist знают многое о планах глобального правительства. Журнал так же известен скрытым подтекстом, знаками для "посвященных" и "пророчествами". Первый номер журнала в каждом году, на обложке размещает сложные, и на первый взгляд не очень взаимосвязанные сюжеты и персонажи. Однако, в течение года, события в мире развиваются так, что становится понятно – авторы композиций на обложках осведомлены о закулисных планах «тайных правителей мира».
    …Впервые в истории, на обложке журнала (да еще на верху пирамиды персонажей), размещен папа римский Франциск и "патриарх" Кирилл. Его лицо нарисовано, напоминая посмертную маску. При этом на него сверху спускается золото на парашюте…
    http://communitarian.ru/novosti/
    politika/rotshildy_vhodili_v_chislo_teh_chto_znal_o_podgotovke_podpisaniya_
    gavanskoy_unii_29022016/

  27. Андрей Попов:

    МВН один из немногих православных авторов, который правильно и адекватно оценивает современное духовное состояние человеков с планеты Земля. Дай Бог Вам, телесного здравия и духовной крепости в этом нелегком послушании просвещения людей о Богооткровенной истине, в нашем падшем мире!

  28. sdfsfgds:

    «В контакте». Оба криптоевреи.

  29. около 20 клириков уже отлучили за критику святейшего:

    «Для меня большой соблазн, что внутренние сектанты — противники Гаванского документа — до сих пор не отлучены от Церкви» — помощник председателя ОВЦС МП ЛЕОНИД СЕВАСТЬЯНОВ http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=120074

  30. Максим:

    Михаил Викторович. Написано много.., достаточно дипломатично, чтобы не сказать: размыто…И не хватает выводов. А как же св. Предание??? Апостольские Правила??? Решения Соборов??? Учение Церкви и творения св.отцов??? Если уж молчат митрополиты, монашество и богословы.., не уж-то и Вы-человек известный, с устоявшимся авторитетом, будете пытаться усидеть на двух стульях? О каком патриархе идет речь? Не о раве Яхсоне (Рав Яхсон (Для гоев патриарх Кирилл) вопиюще разоткровенничался

    Рав Яхсон (Для гоев патриарх Кирилл) вопиюще разоткровенничался http://antimatrix.org/Convert/Books/Putin/ZioNazi_Treasoner_Putin/ ZioNazi_Treasoner_Fuhrer_Putin.html#patriarch_Kirill_revoltingly_honest ? Это вот он-патриарх? В своем ли уме, утверждающие подобное? Отступника и еретика следует называть отступником и врагом Божиим. А не мямлить и уклоняться в либерастию. Тот ли Вы Назаров, которого мы все знаем?

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На актуальные темы
Последние комментарии
Последние сообщения на форуме
Подписка на рассылку

* Поля обязательные для заполнения