15.02.1887 (28.02). – Умер композитор и ученый-химик Александр Порфирьевич Бородин
Химик, педагог, композитор
Александр Порфирьевич Бородин (31.10.1833–15.2.1887), русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын грузинского князя Л.С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя – Порфирия Бородина. Мать Бородина, мещанка Антонова, была умная, энергичная женщина; она не чаяла души в своем сыне, которого, в виду болезненной хилости, отличавшей годы раннего детства Бородина, воспитывали дома, под руководством опытных преподавателей. Мальчик легко овладел языками: немецким, французским, английским, позже также итальянским. Рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля.
В целом в деятельности Бородина было три параллельных направления, в которых проявились его таланты: научное, общественно-педагогическое и музыкальное.
В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию, доктор медицины, занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. Посланный за границу, он в 1859–1862 гг. работал в Гейдельберге, Париже и Италии, его имя выдвинулось в первые ряды европейских ученых ценными работами по химии, которой намеревался посвятить себя целиком. С 1877 г. академик; с 1874 г. руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Автор более 40 работ по химии с новаторскими достижениями в этой области.
Как общественный деятель, Бородин приложил много сил в устройстве женского образования. Был одним из основателей и педагогов (1872–1887) высшего учебного заведения для женщин – Женских врачебных курсов, редактировал научный журнал "Знание".
Музыкальному дарованию, проявившемуся с детства, увлеченный ученый-химик долгое время не уделял должного внимания. Тем не менее именно его музыкальное наследие затмило его преходящие научные достижения того времени. Музыкальное творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики.
В 1850-е гг. Бородин начал писать романсы, фортепьянные пьесы, музыку для камерно-инструментальных ансамблей. В 1862 г. познакомился М.Л. Балакиревым, вошел в Балакиревский кружок ("Могучую кучку"). Под влиянием Балакирева, В.В. Стасова и других "кучкистов" окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М.И. Глинки, основателя русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный, зрелый стиль композитора. В творчестве Бородина отчётливо проходит тема патриотизма и величия русского народа.
Наиболее значительное произведение Бородина – опера "Князь Игорь" на сюжет древнерусского "Слова о полку Игореве" – образец национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин, писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита.
Бородин – один из создателей русской классической симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П.И, Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мiрового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й – 1879, 2-й – 1881).
Музыку Бородина еще при его жизни исполнялась в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина в ХХ веке продолжили композиторы С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, Г.В. Свиридов, А.И. Хачатурян и др.