06.01.2010       3

Умер композитор Георгий Васильевич Свиридов


6.01.1998. Умер композитор Георгий Васильевич Свиридов.

Георгий Васильевич Свиридов (3.12.1915-6.1.1998), выдающийся русский композитор. Родился в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 г. – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 г. по классу Д.Д. Шостаковича. С 1956 г. жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 гг. руководил Союзом композиторов РСФСР.

В первых произведениях Свиридова было заметно влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов определился его собственный стиль, являвший собой скорее противоположность школе Шостаковича. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой областью творчества, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – "Маленький триптих" для оркестра (1966) и "Метель" (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974).

Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х гг. движение в отечественной музыке, которое иногда называют "новой фольклорной волной". Главными его произведениями в этом направлении стали "Поэма памяти Сергея Есенина", вокальный цикл "У меня отец – крестьянин" (1957), кантата "Деревянная Русь" (1964) и поэма "Отчалившая Русь" (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата "Курские песни" (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы "Петербурские песни", 1964, и "Шесть песен", 1977), Некрасова ("Весенняя кантата", 1972), Пушкина ("Пушкинский венок", 1979).

Основной чертой творчества композитора можно считать национальную направленность (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа), в этом смысле Свиридов – продолжатель Мусоргского; далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. "Свиридовская простота", не имеющая ничего общего с упрощением, – на самом деле сложное явление; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский "неофольклоризм". Можно говорить о национальной ностальгии в связи с образным міром его музыки, которая нередко звучит как прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской музыки своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами. В 1973 г. он создал три замечательных хора к трагедии А.К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" и "Хоровой концерт памяти А.А. Юрлова" (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в хоровой цикл "Песнопения и молитвы", но большая часть написанного им пока не издана и не исполнена.

Творческая биография Свиридова в целом являет собой редкий пример внутренней свободы и творческой независимости при внешней приспособленности к имевшимся политическим условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка (из фильма "Время, вперед!") звучала (и звучит) в заставке новостей первого государственного телеканала. Ему как-то удавалось быть русским в советское время: «Свиридов – очень русский композитор» – признал в 1965 г. Шостакович. Это отчасти удавалось и потому, что в сталинский период большевики решили паразитировать на русских национальных ценностях вместе прежней войны с русским народом.

Однако пришедшие коммунистам на смену правители и их откровенно циничная идеология разложения народа переполнили чашу терпения Георгия Васильевича. Он неоднократно ставил подпись под патриотическими воззваниями, участвовал в мероприятиях оппозиционного Союза писателей России. У него было точное чутье зла в развязанных разрушительных процессах. Президент Национального Свиридовского фонда А.С. Белоненко говорит о нем:

«Георгий Васильевич часто говорил о том, как зло проявляется в современной музыке. По его мнению, сейчас мір оброс недостатками и пороками гораздо больше, чем в дни молодости композитора. Распространилась музыка невысокого разбора, пустая, не связанная с высокими помыслами. Свиридов считал, что такая музыка творит тяжелое, черное дело. Она не только не обогащает людей, как музыка великих композиторов прошлого, но и отупляет их. К тому же музыка лёгкая, – особенно часто подчёркивал Свиридов в любой беседе о современном состоянии искусства, – она сознательно насаждается. Причины такому положению музыкальных дел композитор называл откровенно подлыми. Он обвинял власть, и не только нашей страны, в том, что она зомбирует людей звуковой отравой. Властителям-кукловодам, утверждал Свиридов, одурение музыкальными средствами помогает управлять людьми».

В вышедшей посмертно книге Свиридова "Музыка или судьба" читаем:

«В наше время Россия духовно опускается еще на один порог преисподней. Культура ее уже невосстановима. Она уже не нужна большинству населения. Так называемый "культурный слой" населения… не состоит или состоит в малой степени из представителей коренного населения страны. Это… общество, глубоко враждебное русской нации, русской культуре, русской истории и искусству. Этот культурный слой не может двигать далее культуру вперед, т.к. у него нет контакта с фундаментом жизни, нет контакта с землей, рождающей все, в том числе и культурный фонд. Нет гения безпочвенного. Вот причина "войны" против почвенников… Высказанное вслух чувство национального достоинства русского художника, его тревога за судьбу преследуемой и истребляемой русской культуры становились, да и сейчас становятся равносильными государственному преступлению... В России как раз царят антинациональные, антирусские тенденции или, как их называют, "русофобские". Выразителями национальных настроений России служат люди, наподобие некоей m-m Боннэр…»

Наблюдая преобладающую национальность русофобов-разрушителей, Свиридов откровенно затрагивал и эту "запретную тему", из-за чего издатели не осмелились опубликовать его записи полностью. Однако в книге оставлены и многие побочные замечания, например: «Большой театр перестал быть театром прежде всего национальной оперы… Чего стоят некоторые оперы или балеты, в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку? Кто же пойдет работать в этот еврейский лабаз?..». Немало и таких метких констатаций: «Евреи… возненавидели Революцию, как любовницу, которая их разлюбила».

«Мы переживаем эпоху третьей міровой войны, которая уже почти заканчивается и происходит на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части. Все малые, а отчасти и большие народы получают условную независимость, безоружные, нищие, малообразованные. Остатки бывшей России будут управляться со стороны – людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестаёт существовать как целое, как нация… Падение России как смерть Христа, убитого римлянами и евреями на наших глазах».

«Потеряна Россия, прекратилась её история, потеряна Русская земля, потерян (и это – главное) народ русский. Русских в стране как будто и нет. Татары населяют Татарстан, узбеки – Узбекистан… Русский же народ, давший свое имя (Россы) стране, ныне уравнен в правах по названию: все – Россияне. Но россияне – это не национальность, это всего лишь знак проживания в определенном месте. Таким образом, народ наш, уже во второй раз в нашем столетии, лишен национального признака. В первый раз это было после октябрьского переворота, ныне отвергаемого теми, кто на деле совершил его вновь, выполняя замысел уничтожения России как государства и истребления нас как нации, целиком. И выродившиеся русские поощряют самоистребление в своей тупости, низости и слепоте»...

Оптимизма о судьбе России в этой книге мало. Но Георгий Васильевич надеялся еще на спасительную роль русской литературы: «...Для того, чтобы завоевать Россию окончательно, надо еще многих из нас просто перебить, как собак...». Но «пока жива литература, жив и русский народ».

Умер Свиридов в Москве 6 января 1998.

Использован материал:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=111402
http://www.filgrad.ru/sitizens/sviridov1.htm

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25010605

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 3 комментария
  1. blank КГО СРН:

    Вечная память великому Русскому композитору !
    "Пушкинский венок" - русский шедевр, который будет звучать в вечности !

  2. blank дтлтьщшьооооще:

    Почему тут не написано почему умер Свиридов

  3. blank Петр Павлович Иванов Мюнхен:

    Вечная память р.Б. Георгию!

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.